По реабил педагогике материалы (1)

Понятие «социально-реабилитационная деятельность». Основные качественные характеристики реабилитационной деятельности (целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность).

Сравнение социально-реабилитационной и педагогической деятельности.

Понятия «целевая группа» и «объект реабилитации». Подходы к классификации объектов реабилитации и формированию целевых групп.

Общие и сравнительные характеристики целевых групп реабилитационной деятельности (лица с ограниченными возможностями здоровья, лица с алкогольной и наркотической зависимостью, лица с расстройствами поведения, дети, оставшиеся без попечения родителей, правонарушители, мигранты, лица без определенного места жительства, пожилые люди, нуждающиеся в реабилитации).

  1. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать эти знания при проектировании реабилитационных технологий разного уровня.

Разработка глоссария по каждому из пяти разделов учебной дисциплины предполагает использование разнообразных источников информации, однако следует учесть, что некоторые понятия раскрыты в законах (например, понятие «реабилитация инвалидов» — в ст. 9 гл. III Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и их формулировки в глоссарии не должны противоречить формулировкам, данным в нормативно-правовых документах.

Нормативно-правовые основы социально-реабилитационных технологий

1.1. История формирования правовых основ реабилитационной деятельности

1.2.Характеристика современной нормативно-правовой базы реабилитационной деятельности

1.3. Основы государственной политики в области реабилитации инвалидов и других категорий граждан

Целевые группы реабилитационной деятельности

2.1. Основные качественные характеристики реабилитационной деятельности.

2.2. Подходы к классификации объектов реабилитации и формированию целевых групп.

2.3. Характеристики целевых групп реабилитационной деятельности.

Реабилитационное пространство

3.1. Сущность понятия «реабилитационное пространство». Уровни его организации.

3.2. Характеристика реабилитационного пространства на разных уровнях его организации.

3.3. Роль общественных организаций в формировании реабилитационного пространства.

3.4. Роль системы социального обеспечения в формировании реабилитационного пространства.

История социальной реабилитологии

4.1. Этапы формирования теоретических основ социальной реабилитации.

4.2.Опыт практической деятельности по социальной реабилитации в 20-х-30-х годах XX века.

4.3.Особенности организации реабилитационных учреждений в 50-х-70-х гг. XX века

4.4. Развитие теории социальной реабилитации в 80-х-90-х гг. XX века

Современные методы социально-реабилитационной деятельности

5.1. Классификация методов, используемых в реабилитационной практике.

5.2. Характеристика основных современных методов организации социально-реабилитационного процесса.

5.3. Основные методы стимулирования мотивации и активности реабилитантов.

5.4.Характеристика методов контроля эффективности социально-реабилитационного процесса.

Сделанные выводы создают исходную базу для адекватного определения цели социальной реабилитации инвалидов по зрению. При этом становиться очевидным, что данный вопрос может быть решен в опоре на ту научную категорию, которая удовлетворяла бы следующим трем требованиям.

Прежде всего, искомая категория должна носить общесоциологический характер, обеспечивая, тем самым, рассмотрение специфических социальных проблем инвалидов по зрению в контексте задач социальной политики и совершенствования жизни общества в целом.

Во-вторых, необходимо, чтобы эта категория фиксировала и отражала – в качественном аспекте — всю совокупность освоенных и используемых инвалидами по зрению форм и способов социальной жизнедеятельности, типичные черты их поведения и общения в сферах труда, быта и культуры, а также особенности склада их мышления.

И, наконец, последнее требование состоит в том, что категория, базовая для определения цели социальной реабилитации инвалидов по зрению, должна быть применимой ко всем социально-уровневым измерениям, в которых они предстают как субъект социальной интеграции, т.е. воплощать диалектику индивидуально-личностного и социально-группового.

Этим требованиям в их комплексе в полной мере удовлетворяет категория «образ жизни»:будучи одной из ключевых для социологии, она как раз и обозначает реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и склада мышления применительно к основным сферам социальной практики /21; 47 и др./ И именно в опоре на данную категорию и должна определяться цель реабилитации инвалидов по зрению в целом: она состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни, который не вступал бы в противоречие с образом жизни нормально видящих людей.

С этих позиций становится возможным обоснованно разрешить вопрос и о цели педагогической реабилитациислепых и слабовидящих. Ключевое значение здесь приобретает то акцентируемое в социологии обстоятельство, что «образ жизни имеет и свою экономическую сторону, охватываемую понятием«уровень жизни»,и социально-психологическую, связанную с особенностями поведения и общения личности и социальных групп, фиксируемыми поняием«стиль жизни» /47, с. 28/. Стиль жизни воплощает в себе устойчиво воспроизводимые социальной группой или личностью черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, и его «индикаторами» служат такие внешние формы бытия, как организация рабочего и свободного времени, устройство быта, любимое занятие вне сферы труда, ценностные предпочтения и др. /30, с. 389/.

Именно категория «стиль жизни» и становится базовой для определения целевых установок педагогической реабилитации инвалидов по зрению, поскольку описываемые ею феномены как таковые – поведение и общение – могут и должны рассматриваться не только в социально-психологической, но и в педагогической плоскости. Более того, из этого фактически исходит и сама социология, подчеркивая, в частности, что формирование личного стиля жизни, соответствующего требованиям и нормам общества, является важной стороной общественного воспитания и самовоспитания /30, с. 390/.

Таким образом, педагогическая реабилитация инвалидов по зрению представляет собой специ­фическую педагогическую деятельность по повышению их социальной дее­способности, имеющую своей целью обеспечение готовности слепых и слабовидящих к реализации нормативного для конкретных общественно-исторических условий стиля жизни.

РЕАБИЛИТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ ЖИЗНИ ИНВАЛИДОВ

педагогическая реабилитация представляет собой педагогическую деятельность, то она должна подчиняться принципам, которые отражали бы всеобщие принципы педагогической деятельности как таковой, опосредованные, однако, во-первых, целевыми установками социальной реабилитации инвалидов по зрению в целом и, во-вторых, специфическими особенностями слепых и слабовидящих как субъектов социальной практики.

Освобожденные от излишней и односторонней идеологизированности, общие принципы педагогической деятельности предполагают:

  1. связь педагогического процесса с жизнью, социальной практикой;
  2. осуществление педагогического процесса в коллективе и через коллектив;
  3. самодеятельность объекта в педагогическом процессе;
  4. учет индивидуальных особенностей объекта в педагогическом процессе;
  5. системный подход к организации педагогического процесса /32, c.170-189/.

Что касается первого из этих принципов, то, интерпретированный применительно к педагогической реабилитации инвалидов по зрению, он требует, прежде всего, реализации реабилитационно-педагогического процесса во всех основных сферах их социальной практики, причем его содержание и формы должны быть адекватны содержанию и характеру жизнедеятельности слепых и слабовидящих в каждой из этих сфер. Иными словами, реабилитационно-педагогический процесс должен «обслуживать» социально-трудовую, социально-бытовую и социально-культурную деятельность инвалидов по зрению, выступая в качестве педагогического фактора ее успешности и результативности. Следовательно, в русле общепедагогического принципа связи педагогического процесса с жизнью, социальной практикой определяется, во-первых, принцип педагогической реабилитации инвалидов по зрению – осуществление реабилитационно-педагогического процесса как педагогического сопровождения социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной деятельности инвалидов по зрению во всем многообразии ее видов.

Между тем, возможность участия инвалидов по зрению в социально-трудовой деятельности обусловливается в педагогическом плане, прежде всего, их производственным обучением. В свою очередь, осуществление слепыми и слабовидящими деятельности в социально-бытовой сфере педагогически обеспечивается их социально-бытовым образованием. Наконец, специфика социально-культурной деятельности лиц с нарушением зрительных функций заключается в том, что она развертывается главным образом в сфере их досуга, и специальным педагогическим средством ее организации служит культурно-просветительная работа. Так в контексте общепедагогического принципа связи педагогического процесса с жизнью, социальной практикой об­наруживается еще один важный принцип педагогической реабилитации инвалидов по зрению – соответствие содержания и форм производственного обучения, социально-бытового образования слепых и слабовидящих и культурно-просветительной работы среди них требованиям социальной действительности.

Вместе с тем, обеспечение связи реабилитационно-педагогического процесса с социальной практикой инвалидов по зрению невозможно, если соответствующую — педагогически ориентированную — позицию не займет — на своем уровне — каждый из субъектов формального и неформального руководства социальной жизнедеятельностью инвалидов по зрению во всех ее видах.

Известно вообще, что педагогическая функция является одной из основных и неотъемлемых функций руководства, будь то руководство производственной или культурно-досуговой деятельностью и т.д.; более того, работа руководителя в собственно предметном плане оказывается эффективной лишь при наличии в ней выраженной воспитательной составляющей /42; 43; 51 и др./.

В данном контексте очевидно, что применительно к руководству деятельностью инвалидов по зрению в основных сферах социальной практики речь должна идти о его реабилитационно-педагогической составляющей, и, таким образом, определяется еще один, третий, принцип педагогической реабилитации инвалидов по зрению, вытекающий из общепедагогического принципа связи педагогического процесса с жизнью, социальной практикой, — принцип актуализации реабилитационно-педагогических начал руководства социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной деятельностью слепых и слабовидящих на всех его уровнях.

Что касается общепедагогического принципа осуществления педагогического процесса в коллективе и через коллектив, то поскольку идея опоры на коллектив является ведущей и для тифлопедагогики и, более того, рассматривается в ней как основополагающая для решения задач социальной реабилитации слепых и слабовидящих /50/, постольку этот принцип сохраняет свое фундаментальное значение и применительно к реабилитационно-педагогическому процессу. В то же время, возможной и необходимой здесь становится его конкретизация в содержательном плане.

Эта конкретизация требует, прежде всего, учета того обстоятельства, что в каждой из основных сфер социальной практики инвалидов по зрению обнаруживается соответствующий вид коллектива, в опоре на который и должен осуществляться реабилитационно-педагогический процесс: в социально-трудовой сфере таковым является производственный коллектив, в социально-бытовой сфере – семья инвалида по зрению, а в социально-культурной сфере – культурно-досуговый коллектив со слепыми и слабовидящими участниками.

С другой стороны, — и данное обстоятельство неоднократно подчеркивалось в отечественной тифлологии /12; 46 и др./, — принципиально важно, чтобы инвалид по зрению не был замкнут в коллективе, включающем только лиц со зрительной патологией, и мог участвовать в коллективной деятельности вместе с нормально видящими. Следовательно, речь должна идти о смешанном коллективе инвалидов по зрению и нормально видящих, в котором они реально объединены общей социально ценной и при этом личностно значимой для каждого целью деятельности и имеют партнерские функциональные и позитивные эмоциональные взаимоотношения. Таким образом, в результате содержательной конкретизации общепедагогического принципа осуществления педагогического процесса в коллективе и через коллектив определяется и четвертый, принцип педагогической реабилитации лиц с глубоким нарушением зрительных функций — опора на смешанный (интегративный) производственный и культурно-досуговый коллектив инвалидов по зрению и нормально видящих и на семью слепого или слабовидящего.

В свою очередь, общепедагогический принцип самодеятельности объекта в педагогическом процессе при рассмотрении применительно к педагогической реабилитации инвалидов по зрению также претерпевает известную трансформацию в содержательном отношении.

На философско-педагогическом уровне под самодеятельностью понимается добровольная и внутренне детерминированная деятельность, осуществляемая на основе собственной свободной инициативы и в соответствии с духовной мотивацией человека, адекватная его потребностям и направленная на его самоактуализацию и самореализацию /8; 41 и др./. Следовательно, в сфере педагогической реабилитации инвалидов по зрению в качестве самодеятельности объекта необходимо рассматривать активность самих слепых и слабовидящих, нацеленную на повышение их социальной дееспособности и базирующуюся на их осознанной потребности в актуализации и максимальной реализации своего социально-трудового, социально-бытового и социально-культурного потенциала. Причем удовлетворение этой потребности имеет для инвалидов по зрению фундаментальное значение не только с позиций материального обеспечения, но и в морально-психологическом, духовном, плане.

Обязательность подобной активности инвалидов по зрению, фактически ориентированной на решение педагогических задач социальной реабилитации и, более того, превращающей слепых и слабовидящих в субъектов их решения, и должна быть зафиксирована в формулировке искомого принципа педагогической реабилитации инвалидов по зрению.

Вместе с тем, высшее социальное проявление самодеятельности инвалидов по зрению, в том числе и в реабилитационной сфере, воплощает собой их организованное общественное движение. В отечественных условиях в качестве такового выступает Всероссийское общество слепых, основной смысл создания и функционирования которого и заключается в привлечении самих инвалидов по зрению с их творческой инициативой к решению специфических социальных проблем, непосредственно или опосредованно связанных с глубоким нарушением зрительных функций.

В контексте этого принцип педагогической реабилитации слепых и слабовидящих, вытекающий из общепедагогического принципа самодеятельности объекта в педагогическом процессе, предстает как принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов по зрению в сфере социальной реабилитации, реализуемую в русле их организованного общественного движения.

В свою очередь, общепедагогический принцип, предусматривающий учет индивидуальных особенностей объекта в педагогическом процессе, тоже должен быть переосмыслен применительно к педагогической реабилитации слепых и слабовидящих и формулироваться как принцип учета индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала инвалидов по зрению.

Речь идет о характеристиках, комплексно отражающих особенности этого потенциала конкретных слепых и слабовидящих, степень его ограниченности, обусловливаемую действием ряда разноплановых факторов, и в том числе таких специфических, как глубина и время возникновения зрительной патологии, наличие или отсутствие сочетающихся с ней дополнительных нарушений сенсорной, интеллектуальной или двигательной сферы и др. Главными среди этих характеристик выступают показатели, касающиеся возможностей формирования и развития у того или иного инвалида по зрению моторных, мыслительных и сенсорных навыков, необходимых для осуществления социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной деятельности, а также навыков поведения и общения в сферах труда, быта и культуры.

Между тем, постановка вопроса об индивидуально-педагогическом аспекте реабилитации слепых и слабовидящих требует определения места последней в общей системе педагогической деятельности, направленной на совершенствование индивидуально-личностного статуса инвалида по зрению, что в конкретном плане предполагает уяснение соотношения индивидуально-педагогической реабилитации, педагогической коррекции и социализации при зрительной депривации.

Исходной концептуальной основой здесь служат, во-первых, выводы тифлопсихологии, характеризующие значимые связи в структуре «зрительный дефект — коррекция — компенсация — развитие» /31/. Согласно данным выводам, с одной стороны, неправомерным яв­ляется рассмотрение всего процесса обучения и воспитания лиц с нару­шением зрения как коррекционного, ибо педагогическая коррекция, т.е. коррекционное обучение и воспитание, представляет собой лишь часть (сторону) этого процесса, которая и выступает в качестве педагоги­ческого способа компенсации зрительного дефекта, предполагая исправление недос­татков в физическом и психическом развитии слепого или слабовидящего. С другой стороны, лишено оснований и понимание тифлопедагогики в целом как реабилитационной, поскольку реабилитационно-педагогическое воздействие также должно включаться в общий комплекс педагогических мер, нацеленных на компенсацию зрительного дефекта. Тем самым, в педагогическом плане компенса­ция обеспечивается параллельным и взаимодополняющим осуществле­нием педагогической коррекции как педагогической деятельности по исправлениюнедостатков психофизического развития, прямо или косвен­но обусловливаемых зрительным дефектом, и индивидуально-педагогической реаби­литации как педагогической деятельности поформированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования, возникающими под влиянием аномального фак­тора.

В свете этого принципиальное значение для организации реабилитационно-педагогического процесса приобретает принцип единства индивидуально-педагогической реабилитации инвалидов по зрению и педагогической коррекции.

Между тем, что касается соотношения педагогической реабилитации и социализации слепых и слабовидящих, то понимание их со­циальной реабилитации в целом как специфического направления социаль­ной политики позволяет констатировать, что в реальности социальная реабилитация и социализация инва­лидов по зрению не сводимы друг к другу — они являются процес­сами, протекающими во взаимопересекающихся плоскостях, и со­циальная реабилитация инвалида выступает в качестве фактора его социализации, причем действие данного фак­тора носит целенаправленный характер. (Если же речь идет о поздноослепшем, то его соци­ально-реабилитационное сопровождение, осуществляемое с момента потери зрения и на всем протяжении его дальнейшей жизни, выступает в качестве фактора ресоциализации.)

Этот вывод приобретает принципиальное реабилитационно-педагогическое значение, фиксируя важное в теоретико-методологическом плане обстоятельство: если иметь в виду целенаправленное социализирующее влияние на че­ловека, то в норме, как известно, оно осуществляется в рамках системы воспитания; в условиях же зрительной депривации оно должно параллельно оказываться еще и в рамках специфической системы — системы педагогической реабилитации. Более того, способ­ствуя социализации лиц с нарушением зрения, система педагогической реабилитации, не отождествляясь с системой их воспитания, словно бы «проникает» в нее, в значительной степени опосредует ее, порождая особенности в характере и содержании деятельности соответствующих институтов социализации — дошкольных учреж­дений, школ, культурно-просветительных учреждений и др. В то же время, в сфере педагогической реабилитации инвалидов по зрению за­кономерно возникают и сугубо специальные институты, высту­пающие в качестве институтов социализации, в частности, школы восстановления трудоспособности слепых, учебно-производственные предприятия, комплексы социально-трудовой реабилитации и т. п. Таким образом, становится возможным рассматривать в качестве еще одного базового реабилитационно-педагогического принципа взаимодействие систем педагогической реабилитации и воспитания в процессе социализации инвалидов по зрению.

Наконец, что касается последнего общепедагогического принципа — принципа системного подхода к организации педагогического процесса, то следствия, вытекающие из него применительно к педагогической реабилитации инвалидов по зрению, уясняются на базе представлений о системе социальной реабилитации слепых и слабовидящих в целом.

Первое из них со всей очевидностью связано с обязательностью осу­ществления педагогической реабилитации инвалидов по зрению в комплексе с их медицин­ской, инженерной и психологической реабилитацией.

В то же время, в силу своего положения в системе реабилитации инвалидов по зрению в целом педагогическая реабилитация должна выступать в качестве деятельностного педагогического фактора, способствующего последовательному достижению ими по зрению уровней первоначальной, элементарной и пол­ной социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации и обеспечивающего постоянную поддержку слепых и слабовидящих на всех соответствующих этапах реабилитации. Таким образом, с одной стороны, речь идет о принципе непрерывности реабилитационно-педагогического сопровождения инвалидов по зрению, а с другой, — о его на­правленности на их всестороннюю реабилитацию.

Вместе с тем, однако, — и данное обстоятельство приобретает исключительно важное значение, — на разных возрастных стадиях социальной жизнедеятельности и социализации инвалидов по зрению соотношение социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации, «удельный вес» той или иной из них в реабилитационном процессе оказывается различным, что позволяет ставить вопрос о существовании ведущего вида реабилитации на каждой из таких стадий. Этот вид реабилитации отнюдь не устраняет, не нейтрализует два других, а словно бы «стягивает» их на себя, и они, находясь в сущностной связи с ним, выполняют своего рода дополняющую, гармонизующую функцию.

Так, в качестве ведущего вида реабилитации на дотрудовой стадии социализации инвалидов по зрению, охватывающей ранее детство и период обучения, может быть определена социально-культурная реабилитация. Подобный взгляд в полной мере согласуется с положением культурно-исторической теории, разработанной Л.С. Выготским, который именно применительно к этапу детства рассматривал проблему дивергенции (расхождения) культурного и биологического при аномальном развитии и видел отрицательное влияние дефекта, в частности, зрительного, как раз в том, что он нарушает нормальное те­чение процесса «врастания» ребенка в культуру /11, с.55/.

В свою очередь, на трудовой стадии социализации инвалидов по зрению, совпадающей с возрастным периодом зрелости, ведущим видом реабилитации закономерно становится социально-трудовая реабилитация, а на послетрудовой стадии, т.е. фактически на возрастном этапе старости, — социально-бытовая реабилитация, ибо для пожилых инвалидов по зрению сфера быта оказывается наиболее значимой, жизненно важной и едва ли не единственно доступной и актуальной сферой социальной практики.

Следовательно, в данном контексте педагогическая реабилитация инвалидов по зрению предполагает в качестве своего основополагающего принципа и учет фактора ведущего вида реабилитации на каждой возрастной стадии осуществления реабилитационно-педагогического процесса.

Таковы базовые реабилитационно-педагогические принципы, которые должны лежать в основе совершенствования стиля жизни инвалидов по зрению.

О сущности социально-бытового образования лиц с нарушениями в развитии см.: Реабилитация. Словарь основных терминов. СПб., 1997, с. 54.

9