Планы практических занятий

«Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития»

Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр Занятие 1 (семинар) (2 часа) Тема: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с зпр

1. Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР об окружающей действительности.

2. Общая характеристика интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

3. Методика изучения основных разделов программы:

— ознакомление с природой;

— ознакомление с жизнью и трудом людей;

— сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия;

— умственное развитие;

— речевое развитие.

Задание для самостоятельной работы

Законспектировать методику изучения основных разделов программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 156 – 172.

Дополнительная литература

  1. Новикова И.М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход / И.М. Новикова И.М. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 56 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 160 с.
  4. Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития (Сообщение 1).

    23 стр., 11251 слов

    Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ...

    ... каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, музыкальное ли занятие, несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о ... У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 1.1 Детские музыкальные инструменты, их классификация, использование в работе с дошкольниками Знакомство детей с музыкальными ...

    // Коррекционная педагогика. – 2008. — № 4 (28).

    – С. 53-56.

Занятие 2 ( семинар) (2 часа)

Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР

  1. Особенности элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР.
  2. Психолого-педагогические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  3. Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспекты статей:

  1. Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. — № 2. – С. 2-8.
  2. Белошистая А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. — № 3. – С. 10-15.

Основная литература

  1. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие /А.В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 172 – 190.
  3. Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с. С. 87-114.
  4. Капустина Г.М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1994. — № 4. – С. 56-62.

Дополнительная литература

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с.
  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с. С 157-159.
  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с. С. 14-23.

Занятие 3 ( коллоквиум) (2 часа)

Тема: Речевое и коммуникативное развитие

  1. Задачи обучения грамоте дошкольников с ЗПР.
  2. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.

Задания для самостоятельной работы

Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР средней группы.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.

Дополнительная литература

  1. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.

Занятие 4 (семинар ) (2 часа)

Тема: Обучение игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

1. Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

2. Коррекционная работа по формированию игровой деятельности дошкольников с ЗПР в разных возрастных группах.

Задания для самостоятельной работы

Заполнить таблицу «Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР»

Год обучения

Вид игры

Особенности игры

Основная литература

  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с.- С. 45-47.
  2. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 3. – С. 24-29.
  3. Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Боряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко, СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 136 с. С. 57-68.
  4. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1988. — № 6. – С. 72-78.
  5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. С. 106.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 240 – 252.
  7. Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение I) // Дефектология. – 1998. — № 4. – С. 32-37.
  8. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999. — № 4. – С. 32-36.
  9. Медведева Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение III) // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 53-60.
  10. Ячменева И. Некоторые условия обучения сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития. // Детский сад от А до Я. – 2007. — № 3(27).

    – С.138-143.

Занятие 5 (семинар ) (4 часа)

Тема: Обучение изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Трудовое воспитание.

1. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с ЗПР. Особенности конструктивной деятельности.

2. Коррекционная работа по формированию продуктивных видов деятельности дошкольников с ЗПР в разных возрастных группах.

3. Трудовое воспитание дошкольников с ЗПР.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2003. — № 6. – С. 51-54.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
  2. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Методическое пособие)., М. 2000. – 71 с.
  3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – С. 54-61.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 252 – 304.

Дополнительная литература

  1. Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР /М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.
  2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие).

    – М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.

Занятие 6 ( семинар ) (2 часа)

Тема: Нравственное и эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

1. Особенности музыкального развития дошкольников с ЗПР.

2. Методы обучения и воспитания.

3. Виды, формы музыкальной деятельности. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с ЗПР.

3. Основные направления коррекционной работы средствами музыки в ДОУ компенсирующего вида.

4. Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания дошкольников с ЗПР.

Задание для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Смирнова С.Б., Тихонова О.А., Полетаева Н.А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 3. – С. 69-75.

Основная литература

  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 71-82.
  2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224. Страницы указаны из данного источника.
  3. Черепанова А.М. Коррекция эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми ЗПР в условиях детского сада // Практическая психология и логопедия. – 2005. — № 5-6 (16-17).

    – С. 103 -110.

Дополнительная литература

  1. Выродова И.А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. — № 1. – С. 71-79.

Занятие 7 (семинар) (2 часа)

Тема: Физическое воспитание дошкольников с ЗПР.

1. Особенности физического развития дошкольников с ЗПР.

2. Система коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР.

3. Игры и упражнения для развития моторики детей с ЗПР.

Задание для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Бутко Г.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2006. — № 6 (18).

– С. 33-57.

Основная литература

  1. Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 2(4).

    – С. 56-64.

  2. Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 3(5).

    – С. 54-59.

  3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002. — 192 с.
  4. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 96-104.
  5. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 111 – 152.

Занятие 8 (практическое ) (4 часа)

Тема: Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе

1. Особенности готовности детей с ЗПР к обучению в школе.

  1. Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе.

Задания для самостоятельной работы

Подготовить и продемонстрировать одно задание, направленное на развитие какого-либо вида мышления.

Основная литература

  1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 2005. – 144 с. С. 7-16.
  2. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. С. 104-130.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
  4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.

Занятие 9 ( семинар ) (2 часа)

Тема: Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с дошкольниками с ЗПР

1. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Формы помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. — № 1 . – С.3-10.

Основная литература

  1. Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 1. – С. 55-58.
  2. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 82-85.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.

Дополнительная литература

  1. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  2. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 2001. — № 1. — С. 60-64.

Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр Занятие 10 ( коллоквиум ) (2 часа)

Тема: Технология системы коррекционно-развивающего обучения.

1. Концепция КРО.

2. Организация и задачи диагностико-консультативной работы.

3. Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса.

4. Задачи лечебно-оздоровительной работы.

5. Организация социальной службы и задачи социально-трудовой подготовки учащихся.

6. Организация индивидуально-групповых коррекционных занятий и основные направления работы с детьми.

7. Обеспеченность учебно-методическими материалами государственных федеральных программ для специальных школ VII вида и классов КРО.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 1. – С. 3-9.

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 62-109.

Контроль самостоятельной работы

Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр

Тема: Обучение грамоте дошкольников с ЗПР

  1. Задачи обучения грамоте дошкольников с ЗПР.
  2. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.

Задания для самостоятельной работы

Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР старшей группы.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.

Дополнительная литература

  1. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.

Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр

Тема: Нормативно-документальное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.

1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (выписка).

2. Выписка из решения коллегии Министерства образования РФ.

3. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.

4. Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения.

5. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня.

6. Московский типовой учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения на 1997/98 учебный год.

Задания для самостоятельной работы

Составить конспект статьи:

Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. – 1997. — № 10. – С. 77-88.

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 109-123.
  2. Проект закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 3-15.

Темы, выносимые

на самостоятельное изучение

«Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития»

Раздел 1. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР

Тема: Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития.

Подготовиться к дискуссии по следующим вопросам:

1. Теоретическое понятие образовательной среды.

2. Психолого-педагогические основы профессиональной готовности к профессиональной деятельности.

3. Условия построения коррекционной среды.

4. Организация коррекционно-образовательного процесса.

5. Модель вариативной коррекционной технологии.

Основная литература

  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 5-44.
  2. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 1. – С. 8-16.

Тема: Особенности построения «Образовательной программы»

Подготовиться к дискуссии по следующим вопросам:

  1. Условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР.
  2. Формы организации основных занятий.
  3. Организация жизни и деятельности детей в специальном детском саду.

Основная литература

  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 5-44.

Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр Тема: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с зпр

Разработать конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для дошкольников с ЗПР средней группы.

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 156 – 172.

Дополнительная литература

  1. Новикова И.М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход / И.М. Новикова И.М. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 56 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 160 с.
  4. Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития (Сообщение 1).

    // Коррекционная педагогика. – 2008. — № 4 (28).

    – С. 53-56.

Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР

Разработать конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с ЗПР средней группы.

Основная литература

  1. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие /А.В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 172 – 190.
  3. Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с. С. 87-114.
  4. Капустина Г.М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1994. — № 4. – С. 56-62.

Дополнительная литература

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с.
  2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с. С 157-159.
  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с. С. 14-23.

Тема: Речевое и коммуникативное развитие

Разработать конспект занятия по развитию речи для дошкольников с ЗПР средней группы.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.

Дополнительная литература

  1. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.

Тема: Обучение грамоте

Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР подготовительной группы.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.

  1. Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.

Тема: Формирование игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

Составить каталог игр для дошкольников с ЗПР.

Одну игру оформить в виде конспекта и подобрать наглядность.

Основная литература

  1. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с.- С. 45-47.
  2. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 3. – С. 24-29.
  3. Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Боряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко, СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 136 с. С. 57-68.
  4. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1988. — № 6. – С. 72-78.
  5. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. С. 106.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 240 – 252.
  7. Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение I) // Дефектология. – 1998. — № 4. – С. 32-37.
  8. Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999. — № 4. – С. 32-36.
  9. Медведева Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение III) // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 53-60.
  10. Ячменева И. Некоторые условия обучения сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития. // Детский сад от А до Я. – 2007. — № 3(27).

    – С.138-143.

Тема: Обучение изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Трудовое воспитание.

Разработать конспект занятия по предметному рисованию для дошкольников с ЗПР подготовительной группы.

Основная литература

  1. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
  2. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Методическое пособие)., М. 2000. – 71 с.
  3. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – С. 54-61.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 252 – 304.

Дополнительная литература

  1. Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР /М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.
  2. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие).

    – М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.

Тема: Нравственное и эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР

Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.

Основная литература

Журналы:

«Дефектология»;

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

«Дошкольное воспитание»;

«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;

«Практическая психология и логопедия»;

«Коррекционная педагогика»;

«Специальная психология».

Тема: Физическое воспитание дошкольников с ЗПР.

  1. Разработать конспект занятия по физическому воспитанию для дошкольников с ЗПР старшей группы.
  2. Подобрать игры, направленные на развитие физических качеств дошкольников с ЗПР.

Основная литература

  1. Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 2(4).

    – С. 56-64.

  2. Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 3(5).

    – С. 54-59.

  3. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002. — 192 с.
  4. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 96-104.
  5. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
  6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 111 – 152.

Тема: Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе

Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.

Основная литература

Журналы:

«Дефектология»;

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

«Дошкольное воспитание»;

«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;

«Практическая психология и логопедия»;

«Коррекционная педагогика»;

«Специальная психология».

Тема: Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с дошкольниками с ЗПР

Разработать и составить конспект родительского собрания. Тему родительского собрания определить самостоятельно или выбрать из предложенных в источнике: Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 83.

Основная литература

  1. Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 1. – С. 55-58.
  2. Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 82-85.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  4. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. — № 1 . – С.3-10.

Дополнительная литература

  1. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  2. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 2001. — № 1. — С. 60-64.

Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр

Тема: Вариативные формы организации учебно-воспитательного процесса

1. Составить конспект следующих вопросов:

  1. Школьники с трудностями в обучении.
  2. Школы и классы для детей с трудностями в усвоении знаний.
  3. Стратегия учебно-воспитательного процесса.

2. Составить конспект статьи:

Шевченко С.Г. Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 5. – С. 29-34.

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 16-51.

Тема: Технология системы коррекционно-развивающего обучения.

Составить краткий конспект вопроса «Концепция коррекционно-развивающего обучения».

Основная литература

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 62-109.

Тема: Значение внеклассных форм работы и профессиональной ориентации в социальной и трудовой реабилитации детей и подростков с ЗПР

Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.

Основная литература

Журналы:

«Дефектология»;

«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;

«Дошкольное воспитание»;

«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;

«Практическая психология и логопедия»;

«Коррекционная педагогика»;

«Специальная психология».