«Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития»
Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр Занятие 1 (семинар) (2 часа) Тема: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с зпр
1. Особенности запаса знаний и представлений детей с ЗПР об окружающей действительности.
2. Общая характеристика интегрированного курса «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
3. Методика изучения основных разделов программы:
— ознакомление с природой;
— ознакомление с жизнью и трудом людей;
— сенсорное развитие, развитие пространственного восприятия;
— умственное развитие;
— речевое развитие.
Задание для самостоятельной работы
Законспектировать методику изучения основных разделов программы «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
Основная литература
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 156 – 172.
Дополнительная литература
- Новикова И.М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход / И.М. Новикова И.М. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 56 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 160 с.
- Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития (Сообщение 1).
23 стр., 11251 слов
Формирование знаний дошкольника о музыкальных инструментах при ...
... каждое занятие, будь то рисование, лепка, развитие речи или ознакомление с природой, музыкальное ли занятие, несет элементы ознакомления с окружающим миром. Дети с удовольствием получают информацию о ... У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 1.1 Детские музыкальные инструменты, их классификация, использование в работе с дошкольниками Знакомство детей с музыкальными ...
// Коррекционная педагогика. – 2008. — № 4 (28).
– С. 53-56.
Занятие 2 ( семинар) (2 часа)
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР
- Особенности элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР.
- Психолого-педагогические основы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.
Задания для самостоятельной работы
Составить конспекты статей:
- Белошистая А.В. Формирование математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. — № 2. – С. 2-8.
- Белошистая А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. — № 3. – С. 10-15.
Основная литература
- Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие /А.В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 172 – 190.
- Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с. С. 87-114.
- Капустина Г.М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1994. — № 4. – С. 56-62.
Дополнительная литература
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с. С 157-159.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с. С. 14-23.
Занятие 3 ( коллоквиум) (2 часа)
Тема: Речевое и коммуникативное развитие
- Задачи обучения грамоте дошкольников с ЗПР.
- Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.
Задания для самостоятельной работы
Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР средней группы.
Основная литература
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.
Дополнительная литература
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
Занятие 4 (семинар ) (2 часа)
Тема: Обучение игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
1. Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
2. Коррекционная работа по формированию игровой деятельности дошкольников с ЗПР в разных возрастных группах.
Задания для самостоятельной работы
Заполнить таблицу «Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР»
Год обучения |
Вид игры |
Особенности игры |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основная литература
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с.- С. 45-47.
- Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 3. – С. 24-29.
- Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Боряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко, СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 136 с. С. 57-68.
- Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1988. — № 6. – С. 72-78.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. С. 106.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 240 – 252.
- Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение I) // Дефектология. – 1998. — № 4. – С. 32-37.
- Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999. — № 4. – С. 32-36.
- Медведева Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение III) // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 53-60.
- Ячменева И. Некоторые условия обучения сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития. // Детский сад от А до Я. – 2007. — № 3(27).
– С.138-143.
Занятие 5 (семинар ) (4 часа)
Тема: Обучение изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Трудовое воспитание.
1. Особенности продуктивных видов деятельности дошкольников с ЗПР. Особенности конструктивной деятельности.
2. Коррекционная работа по формированию продуктивных видов деятельности дошкольников с ЗПР в разных возрастных группах.
3. Трудовое воспитание дошкольников с ЗПР.
Задания для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 2003. — № 6. – С. 51-54.
Основная литература
- Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
- Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Методическое пособие)., М. 2000. – 71 с.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – С. 54-61.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 252 – 304.
Дополнительная литература
- Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР /М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие).
– М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.
Занятие 6 ( семинар ) (2 часа)
Тема: Нравственное и эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР
1. Особенности музыкального развития дошкольников с ЗПР.
2. Методы обучения и воспитания.
3. Виды, формы музыкальной деятельности. Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с ЗПР.
3. Основные направления коррекционной работы средствами музыки в ДОУ компенсирующего вида.
4. Коррекционно-развивающее направление музыкального воспитания дошкольников с ЗПР.
Задание для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Смирнова С.Б., Тихонова О.А., Полетаева Н.А. Особенности музыкального воспитания дошкольников с ЗПР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 3. – С. 69-75.
Основная литература
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 71-82.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224. Страницы указаны из данного источника.
- Черепанова А.М. Коррекция эмоциональных, речевых и двигательных нарушений на музыкальных занятиях с детьми ЗПР в условиях детского сада // Практическая психология и логопедия. – 2005. — № 5-6 (16-17).
– С. 103 -110.
Дополнительная литература
- Выродова И.А. Музыка в развитии ребенка раннего возраста с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. — № 1. – С. 71-79.
Занятие 7 (семинар) (2 часа)
Тема: Физическое воспитание дошкольников с ЗПР.
1. Особенности физического развития дошкольников с ЗПР.
2. Система коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР.
3. Игры и упражнения для развития моторики детей с ЗПР.
Задание для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Бутко Г.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском саду для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2006. — № 6 (18).
– С. 33-57.
Основная литература
- Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 2(4).
– С. 56-64.
- Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 3(5).
– С. 54-59.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002. — 192 с.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 96-104.
- Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 111 – 152.
Занятие 8 (практическое ) (4 часа)
Тема: Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе
1. Особенности готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
- Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе.
Задания для самостоятельной работы
Подготовить и продемонстрировать одно задание, направленное на развитие какого-либо вида мышления.
Основная литература
- Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 2005. – 144 с. С. 7-16.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. С. 104-130.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 112 с.
Занятие 9 ( семинар ) (2 часа)
Тема: Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с дошкольниками с ЗПР
1. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Формы помощи семьям, воспитывающим детей с ЗПР.
Задания для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. — № 1 . – С.3-10.
Основная литература
- Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 1. – С. 55-58.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 82-85.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
Дополнительная литература
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 2001. — № 1. — С. 60-64.
Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр Занятие 10 ( коллоквиум ) (2 часа)
Тема: Технология системы коррекционно-развивающего обучения.
1. Концепция КРО.
2. Организация и задачи диагностико-консультативной работы.
3. Организация коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса.
4. Задачи лечебно-оздоровительной работы.
5. Организация социальной службы и задачи социально-трудовой подготовки учащихся.
6. Организация индивидуально-групповых коррекционных занятий и основные направления работы с детьми.
7. Обеспеченность учебно-методическими материалами государственных федеральных программ для специальных школ VII вида и классов КРО.
Задания для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Шевченко С.Г. Обучение детей с задержкой психического развития. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. — № 1. – С. 3-9.
Основная литература
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 62-109.
Контроль самостоятельной работы
Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр
Тема: Обучение грамоте дошкольников с ЗПР
- Задачи обучения грамоте дошкольников с ЗПР.
- Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с ЗПР на каждом возрастном этапе.
Задания для самостоятельной работы
Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР старшей группы.
Основная литература
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.
Дополнительная литература
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр
Тема: Нормативно-документальное оснащение системы коррекционно-развивающего обучения.
1. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (выписка).
2. Выписка из решения коллегии Министерства образования РФ.
3. Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы.
4. Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно-развивающего обучения.
5. Рекомендации по предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня.
6. Московский типовой учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения на 1997/98 учебный год.
Задания для самостоятельной работы
Составить конспект статьи:
Шевченко С.Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений // Начальная школа. – 1997. — № 10. – С. 77-88.
Основная литература
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 109-123.
- Проект закона РФ «О специальном образовании» // Дефектология. – 1995. – № 1. – С. 3-15.
Темы, выносимые
на самостоятельное изучение
«Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития»
Раздел 1. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР
Тема: Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития.
Подготовиться к дискуссии по следующим вопросам:
1. Теоретическое понятие образовательной среды.
2. Психолого-педагогические основы профессиональной готовности к профессиональной деятельности.
3. Условия построения коррекционной среды.
4. Организация коррекционно-образовательного процесса.
5. Модель вариативной коррекционной технологии.
Основная литература
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 5-44.
- Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 1. – С. 8-16.
Тема: Особенности построения «Образовательной программы»
Подготовиться к дискуссии по следующим вопросам:
- Условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР.
- Формы организации основных занятий.
- Организация жизни и деятельности детей в специальном детском саду.
Основная литература
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 5-44.
Раздел 2. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с зпр Тема: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с зпр
Разработать конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для дошкольников с ЗПР средней группы.
Основная литература
- Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 80 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 156 – 172.
Дополнительная литература
- Новикова И.М. Четыре времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход / И.М. Новикова И.М. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 56 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 144 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 160 с.
- Новикова И.М., Касицына М.А. Планирование занятий по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития (Сообщение 1).
// Коррекционная педагогика. – 2008. — № 4 (28).
– С. 53-56.
Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР
Разработать конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для дошкольников с ЗПР средней группы.
Основная литература
- Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие /А.В. Калинченко. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 172 – 190.
- Капустина Г.М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста // Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 351 с. С. 87-114.
- Капустина Г.М. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития. // Дефектология. – 1994. — № 4. – С. 56-62.
Дополнительная литература
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 184 с. С 157-159.
- Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 96 с. С. 14-23.
Тема: Речевое и коммуникативное развитие
Разработать конспект занятия по развитию речи для дошкольников с ЗПР средней группы.
Основная литература
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.
Дополнительная литература
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
Тема: Обучение грамоте
Разработать конспект занятия по обучению грамоте для дошкольников с ЗПР подготовительной группы.
Основная литература
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 214 – 231.
- Морозова И.А. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. В 3-х вып. Вып. 1.: Первый год обучения: пособие для логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 88 с.
Тема: Формирование игровой деятельности дошкольников с ЗПР.
Составить каталог игр для дошкольников с ЗПР.
Одну игру оформить в виде конспекта и подобрать наглядность.
Основная литература
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с.- С. 45-47.
- Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 3. – С. 24-29.
- Слепович Е.С. Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с ЗПР // Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Боряева, А.П. Зарин, Е.Л. Ложко, СПб.: ЛОИУУ, 1996. – 136 с. С. 57-68.
- Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 1988. — № 6. – С. 72-78.
- Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. С. 106.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 240 – 252.
- Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение I) // Дефектология. – 1998. — № 4. – С. 32-37.
- Медведева Е.А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение II) // Дефектология. – 1999. — № 4. – С. 32-36.
- Медведева Е.А. Пути формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх (сообщение III) // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 53-60.
- Ячменева И. Некоторые условия обучения сюжетно-ролевой игре детей с задержкой психического развития. // Детский сад от А до Я. – 2007. — № 3(27).
– С.138-143.
Тема: Обучение изобразительной и конструктивной деятельности дошкольников с ЗПР. Трудовое воспитание.
Разработать конспект занятия по предметному рисованию для дошкольников с ЗПР подготовительной группы.
Основная литература
- Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2002.
- Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (Методическое пособие)., М. 2000. – 71 с.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – С. 54-61.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 252 – 304.
Дополнительная литература
- Касицына М.А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР /М.А. Касицына. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития (Методическое пособие).
– М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.
Тема: Нравственное и эстетическое воспитание дошкольников с ЗПР
Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.
Основная литература
Журналы:
«Дефектология»;
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;
«Дошкольное воспитание»;
«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;
«Практическая психология и логопедия»;
«Коррекционная педагогика»;
«Специальная психология».
Тема: Физическое воспитание дошкольников с ЗПР.
- Разработать конспект занятия по физическому воспитанию для дошкольников с ЗПР старшей группы.
- Подобрать игры, направленные на развитие физических качеств дошкольников с ЗПР.
Основная литература
- Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 2(4).
– С. 56-64.
- Бутко Г.А. Основные направления и содержание физкультурно-оздоровительной работы специального детского сада для детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. – 2004. — № 3(5).
– С. 54-59.
- Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений /Под общ. ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. — М.: АРКТИ, 2002. — 192 с.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 96-104.
- Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. – М.: Книголюб, 2006. – 144 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. С. 111 – 152.
Тема: Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе
Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.
Основная литература
Журналы:
«Дефектология»;
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;
«Дошкольное воспитание»;
«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;
«Практическая психология и логопедия»;
«Коррекционная педагогика»;
«Специальная психология».
Тема: Семейное воспитание в системе реабилитационной работы с дошкольниками с ЗПР
Разработать и составить конспект родительского собрания. Тему родительского собрания определить самостоятельно или выбрать из предложенных в источнике: Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 83.
Основная литература
- Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 1. – С. 55-58.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 160 с. – С. 82-85.
- Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
- Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2005. — № 1 . – С.3-10.
Дополнительная литература
- Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития // Дефектология. – 2001. — № 1. — С. 60-64.
Раздел 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с зпр
Тема: Вариативные формы организации учебно-воспитательного процесса
1. Составить конспект следующих вопросов:
- Школьники с трудностями в обучении.
- Школы и классы для детей с трудностями в усвоении знаний.
- Стратегия учебно-воспитательного процесса.
2. Составить конспект статьи:
Шевченко С.Г. Преемственность в образовании детей с задержкой психического развития дошкольного и младшего школьного возраста. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 5. – С. 29-34.
Основная литература
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 16-51.
Тема: Технология системы коррекционно-развивающего обучения.
Составить краткий конспект вопроса «Концепция коррекционно-развивающего обучения».
Основная литература
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с. С. 62-109.
Тема: Значение внеклассных форм работы и профессиональной ориентации в социальной и трудовой реабилитации детей и подростков с ЗПР
Составить библиографический каталог статей из периодических изданий по данной теме.
Основная литература
Журналы:
«Дефектология»;
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»;
«Дошкольное воспитание»;
«Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы»;
«Практическая психология и логопедия»;
«Коррекционная педагогика»;
«Специальная психология».