План – конспект

8

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника ГУФСИН

России по Саратовской области

полковник внутренней службы

С.В. Бугаенко

«27» января 2006 г.

для проведения занятий по психологической подготовке сотрудников, недавно принятых на службу в аппарат ГУФСИН

«30» января 2006 года

Руководитель занятия __начальник психологической службы ГУФСИН майор внутренней службы Ермасов Е.В.

Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников УИС

Цель: Ознакомить сотрудников, вновь назначенных в аппарат ГУФСИН с психологическими особенностями службы.

Время: _1 час

Метод: _Лекция

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Психологические требования к личности и деятельности персонала

2.Профессиограмма сотрудника УИС

3. Профессиональная деформация сотрудников УИС.

4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, ГУИН, УИН по Саратовской области:

1.Психологические требования к личности и деятельности персонала пенитенциарных учреждений.

Общепризнанно, что эффективность функционирования исправительных учреждений во многом зависит от профессиональной компетентности и психологической пригодности персонала. Поэтому в пенитенциарной психологии, как отечественной, так и зарубежной, уделяется существенное внимание обоснованию психологических требований, предъявляемых к сотрудникам данной системы. В числе профессионально значимых качеств отмечают: нравственную активность, эмоциональную устойчивость, развитые педагогические и коммуникативные способности, психологическую готовность к службе, устойчивость к неблагоприятному влиянию среды осужденных (А.Д. Глоточкин, В.Ф, Пирожков, Е.А. Пономарева и др).

Особенности профессиональной деятельности:

-режим работы, сложность и напряженность;

-высокие эмоциональные, психологические и физические нагрузки;

-негативное влияние криминальной среды;

-характер служебной деятельности (военизированная организаций, субординация, исполнительская дисциплина, для ряда сотрудников – служба с оружием);

3 стр., 1357 слов

Психологическая адаптация персонала

... служб персонала. Адаптация социально-организационная предусматривает приспособление в социуме: это процесс правового регулирования, построение правовой иерархии, финансовая мотивация, построение логической цепи руководитель-подчиненный [4]. Адаптация в психологическом ... факторов: · личных свойств адаптируемого сотрудника (психологического портрета, возраст, семейное положение); · профессиональной ...

-высокая динамика процессов, оперативной обстановки, интенсивность;

-человеческий фактор (работа с людьми, широта коммуникации);

-необходимость постоянного самосовершенствования, обучения;

-большие объемы работы с документацией;

-ответственность за порученный участок работы (дисциплинарная, моральная, нравственная, а также административная и даже уголовная);

-при осложнении оперативной обстановки высокая вероятность риска профессионального вплоть до риска для жизни и другие факторы.

2.Профессиограмма сотрудника УИС – перечень индивидуально-психологических особенностей, свойств и качеств, соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы (в зависимости от особенностей профессиональной деятельности).

Эмоциональные особенности:

— эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость,

— уравновешенность,

— сдержанность,

— самоконтроль,

— умение преодолевать чувство страха, тревожности,

— устойчивость к психоэмоциональным нагрузкам.

Интеллектуальные качества:

— способность контролировать ситуацию и вырабатывать дальнейшую стратегию и тактику действий,

— способность к мобилизации,

— склонность к самоанализу,

— сообразительность,

-изобретательность, способность к нестандартному мышлению,

— быстрая обучаемость.

Коммуникативные качества:

— умение слушать,

— склонность к сотрудничеству,

— умение владеть собой,

— умение принимать противоположную

точку зрения,

— способность расположить к себе собеседника,

— умение разумно сочетать деловые и

личные контакты с окружающими

Моральные и нравственные качества:

— исполнительность,

— порядочность,

— честность,

— бескорыстность,

— вежливость,

— умение объективно и беспристрастно оценивать других,

— дисциплинированность,

— энергичность,

— чувство такта и дипломатичность,

— невозмутимость

Волевые качества:

— выдержка,

— мотивация достижения,

— умение брать на себя ответственность,

— терпеливость,

— стеничность реакций на сложности и опасности,

2 стр., 920 слов

Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность ...

... учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. 1.Особенности социальной ситуации развития Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной ... образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя ...

— решительность,

— смелость, готовность к действиям в экстремальных условиях,

-уравновешенность и самообладание в конфликтных ситуациях,

— малая внушаемость, способность не поддаваться влияниям,

— независимость от настроения,

— высокая стрессоустойчивость

— самоорганизация,

— упорство в достижении поставленных целей,

— самообладание в конфликтных ситуациях,

— высокие моральные качества

Отношение к службе и характерологические особенности:

— интерес к службе,

— дисциплинированность,

— организованность, собранность,

— мотивация к профессиональному росту,

— чувство долга, требовательность к себе,

— принципиальность,

— исполнительность,

— предусмотрительность,

— аккуратность, опрятность внешнего вида

— скромность,

— самокритичность, самоконтроль,

— адекватная самооценка,

— оптимизм,

— выдержка

Особенности мышления:

— умение найти правильное решение в сложной обстановке, в штатных и нештатных ситуациях,

— способность быстро принимать решение при изменении положения,

— способность работать не по схеме, самостоятельно принимать решения,

— способность оценивать и анализировать складывающуюся обстановку,

— четкое, логическое мышление

Особенности восприятия:

— способность сохранять долгое время непрерывное внимание к работе,

— способность продолжительно равномерно наблюдать за несколькими предметами (осмотрительность),

— способность не ослаблять внимание под влиянием испуга или неожиданных впечатлений,

-способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой,

-хорошо развитая профессиональная память

Внимание и наблюдательность:

— концентрация внимания,

— способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой,

— умение подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая на них внимания

Физическая подготовка:

— выносливость,

— быстрая реакция,

— работоспособность в условиях физических перегрузок,

— уверенное владение оружием и спецсредствами

Организаторские способности:

12 стр., 5561 слов

Методы профилактики профессиональной деформации и профессионального ...

... результате наложения индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическуюструктуру деятельности; индивидуализированные деформации обусловлены особенностями работников в процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, приводящие к возникновению «сверхкачеств» или акцентуаций. ...

— умение планировать,

— умение принимать решение,

— обладание чувством справедливости,

— эффективное выполнение задач,

— способность переключаться с одного

вида деятельности на другой

В целом усредненный личностный профиль сотрудников пенитенциарных учреждений существенно не отличается от профилей личности работников других правоохранительных органов. Это опровергает достаточно распространенный стереотип общественного сознания, что в уголовно-исполнительной системе работают люди с садистскими наклонностями, высоким уровнем агрессивности, низким интеллектом и т.п. Подобный стереотип чаще всего формируется на основе отдельных ситуаций, связанных с нарушением законности и получившим общественный резонанс, а порой и целенаправленным искажением событий в средствах массовой информации.

В связи с общественным резонансом изучение причин нарушений законности стало объектом пристального внимания пенитенциарных психологов и педагогов (М.Г. Дебольский, 1979; А.В. Пищелко, В.И. Белослудцев, И.И. Соколов, 1998 и др.) В качестве причин противоправных действий сотрудников отмечают: несоответствие личностных качеств требованиям профессиональной деятельности; слабый профессионализм; эмоциональную несдержанность в ситуации провокации (оскорбление чести, достоинства и т.д.); влияние менталитета, выработанного в тоталитарном государстве; слабую материальную обеспеченность сотрудников; профессиональную деформацию персонала.

3. Профессиональная деформация сотрудников уис

Работа сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) включена в систему социальных отношений как деятельность должностных лиц, обеспечивающих реализацию уголовного законодательства. Она носит специфический характер и включает неординарные отношения в коллективе, отличается своеобразным содержанием и служебными отношениями, связанными с оказанием различного рода карательно-воспитательных, психолого-педагогических, организационно-правовых и оперативно-поисковых воздействий.

Основная особенность работы в УИС связана со спецификой среды функционирования, определяемой тесным контактом с осужденными. Профессиональная деятельность предъявляет к сотруднику УИС ряд требований, которые в личностном аспекте формируют профессионально важные качества и навыки. Совершенствование личностных качеств, приобретение опыта работы приводят к росту профессионализма.

Однако под влиянием негативных сторон деятельности происходят изменения самой личности сотрудника («профессиональная деформация»).

Социально-психологический анализ некоторых категорий работников подразделений УИС показал деформацию межличностных отношений различного вида, искажения восприятия противоправных деяний и нарушителей закона. На этой почве возникают нарушения требований руководящих документов, уставов, служебного долга и дисциплины, аморально-бытовое поведение и другие негативные явления. Опасность профессиональной деформации существует не только в период профессионального становления и «вхождения» сотрудника в должность. Она сохраняется на протяжении всей службы и снижает эффективность выполнения служебных обязанностей. Проведенный опрос показал, что многие работники УИС воспринимают различные виды деформации в качестве неизбежного атрибута, снисходительны в оценке их проявлений и последствий. Здесь имеет место привыкание к антиобщественным явлениям, потеря противодействия и профессионального иммунитета, развитие восприимчивости к отрицательным воздействиям среды обитания, возникновение самоуспокоенности, отсутствие самоконтроля.

4 стр., 1782 слов

Взаимовлияние профессиональной педагогической деятельности и личности учителя

... как они требуют решения. Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности приводит к деформациям личности, снижающим продуктивность выполнения трудовых функций, что особенно ... необходимость изучения деструктивного влияния педагогической деятельности на личность учителя, проявляющегося в стагнации, профессиональных кризисах и деформациях. Оснащение педагогов психотехнологиями в ...

В качестве психологического механизма, способствующего профессиональной деформации, следует рассматривать сформировавшийся социальный стереотип как укоренившееся упрощенное или искаженное восприятие процессов, протекающих в обществе и служебных коллективах.

Причины проф. деформации и психологические факторы

(психологический аспект).

Среди причин отклонений в поведении сотрудников УИС можно выделить:

-общесоциальные — нарушение принципов демократии, социальной справедливости, социальных идеалов, появление тенденций к дегуманизации;

-экономические — нарушение планирования, распределительных отношений, неудовлетворенность потребностей, неуверенность в завтрашнем дне;

-идеологические — влияние чуждых идеологий, идеологии интервенции;

-социально-демографические — разобщение поколений, напряженный труд и т.д.;

-социально-культурные — алкоголизация всех сфер, неправильный досуг, вещим;

-социально-бытовые — неразвитость сфер бытовых услуг, жилищные проблемы;

-социально-воспитательные — недостатки воспитательной работы на всех уровнях, отсутствие устойчивых традиций в этом вопросе;

-социально-правовые — непоследовательность в законодательстве и применении правовых мер, неравенство перед законом;

-социально-медицинские — слабая постановка лечебно-коррекционной работы, неразвитость лечебно-профилактической помощи;

— организационно-управленческие — несвоевременность и непоследовательность при разрешении актуальных проблем;

— отсутствие социально-психологических служб.

Предваряя разговор о причинах профдеформации, необходимо выделить «психологические факторы» деформации сотрудников:

— формирование устойчивого неадекватного профессионального стереотипа осужденного с преувеличением его негативной эмоциональной окраски, крайний авторитаризм в общении с ними;

— перенос стиля профессионального общения на контакты с другими людьми;

— обеднение лексикона, заимствование жаргона осужденных и использование его в общении с лицами, не являющимися объектами служебной деятельности;

3 стр., 1223 слов

Возможности профилактики и минимизации профессиональной деформации ...

... личности педагога, возникающее под влиянием профессиональной деятельности, которые оказывают позитивное и/или негативное влияние на реализацию целей педагогической деятельности. Профессиональная деформация личности учителя представляет собой социально - психологический феномен, заключающийся в изменении ...

— снижение самокритичности, уверенность в своей непогрешимости, переходящая во вседозволенность;

  • снижение круга и уровня интересов, потребностей, «огрубление» личности в целом.

Формы профессиональной деформации

Исследования позволяют сделать вывод о многообразии форм «проявления профдеформации». Назовем основные:

— формализм в работе;

— снижение активности и интереса к служебной деятельности;

— сокращение системы коммуникаций общения;

— узость кругозора, прфессиональная ограниченность;

— неаккуратность в ношении формы одежды;

— некорректность поведения;

— «корпоративный дух»;

— искажение восприятия людей и явлений;

— бездушие и черствость;

— грубость, грессивность;

— излишняя подозрительность и др.

Значительны различия в проявлении признаков профдеформации у сотрудников в зависимости от стажа работы:

— до 5 лет службы — незначительная, маловероятная, здесь наиболее распространен начальный уровень профдеформации;

— 6-10 лет — вероятность преимущественно средняя, начальный и средний уровни распространены одинаково;

— 11-15 лет — вероятность деформации высокая, очень высокая, возникает глубинный уровень;

— свыше 15 лет — деформация практически неизбежна.

Причин рассматриваемого явления много, они условно разделены нами на 2 группы.

Первая группа — психологические, они скрыты в личности сотрудника и проявляются вследствии дефектов социализации личности. Эти дефекты в развитии ценностно-ориентационной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы (отрицательные черты характера, вредные причины, недостаточный общий культурный уровень и пр.)

Вторая группа причин коренится в специфика профессиональной деятельности, связанной с постоянным общением с криминальной средой.

Низкий уровень научной организации труда сотрудников вызывает перегрузки, ведущие к тому, что у них появляются защитные формы поведения в виде неаккуратности в работе, формальном подходе к оформлению документов и др. В зависимости от типа личности отмечается эмоциональные срвыв, неврозы, попытки суицида. Такой тип реакции усугубляется тем, что сотрудники чаще всего не владеют методами психологической саморегуляции, самовнушения, аутогенной тренировки, релаксационно-медитативными упражнениями.

Обобщая сказанное можно сделать вывод о том, что профдеформация сотрудника УИС представляет собой рассогласование (нарушение) в структуре его личности, отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий служебной деятельности.

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... деятельности, формирующей и развивающей профессионально-значимые качества студентов-психологов. 1 Профессиональное становление студентов-психологов 1.1 Профессиональные качества эффективного психолога в научной литературе Личность ... -консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. ...

Причинами и условиями, вызывающими профдеформацию, мы считаем:

— значительнвй объем властных полномочий в условиях малоэффективного контроля;

— злоупотребление служебным положением; проблемы в воспитательной работе, низкий уровень организации служебной подготовки личного состава;

— смещение ценностных акцентов: сотрудники считают свою работу менее важной, чем деятельность других служб УИС;

— неустойчивость психологического климата;

— отсутствие требовательности, ответственности за порученное дело, сурового осуждения со стороны коллектива;

— некомпетентность руководящего состава;

— неблагоприятные условия труда — деятельность работника связана с психическими перегрузками;

— неукомплектованность кадров;

— нерешенные бытовые проблемы;

— недостаточная эффективность труда;

— неправильная дисциплинарная практика;

— отрицательное влияние криминогенной обстановки;

— бесперспективность служебной деятельность;

— несоответствие образования занимаемой должности.

Указанная группа причин воздействуют на сотрудников в комплексе. Эти причины, в основном, отражают объективные условия формирования профдеформации, однако ее возникновение и развитие во многом способствуют личные субъективные качества ее носителя.

Воздействие на человека внешних условий общественной жизни опосредовано внутренним отношением: эффект внешнего воздействия зависит от внутреннего состояния организма.

Сущность наиболее значимых изменений личности при профдеформации заключается в следующем:

— во-первых, это гипертрофия профессионально важных качеств, их трансформация в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность — в самоуверенность, требовательность — в придирчивость, пунктуальность — в педантизм и т.д.;

— во-вторых — актуализация и развитие социально негативных черт, таких, как жестокость, мстительность, цинизм, вседозволенность, профессиональная корпоративность;

— в-третьих — угнетение и дальнейшая атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Данные изменения затрагивают профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения. Некоторые характеристики приобретают извращенную форму. В наибольшей мере это касается такой важной сферы правосознания, как ценностные представления о целях, методах и приемах профессиональной деятельности;

— в-четвертых — несоразмерное, дисгармоническое, а в дальнейшем — искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств, их групп. Таких, в частности, как гибкости и шаблонности профессионального, объективности и тенденциозности восприятия и понимания других людей, служебных и внеслужебных интересов, органических и культурно-эстетических потребностей. Главным принципов здесь становится не объединение и стимулирование развития под общим вектором, а подчинение, угнетение одного за счет абсолютизации другого.

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и со­циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнес­ти познавательные, регуляторные и ...

Система критериев профессиональной деформации сотрудников включает:

1. Предвзятое отношение к объекту служебной деятельности. В его основе лежит своеобразный профессиональный стереотип объекта, постепенно складывающийся у сотрудника. Для этого стереотипа показательны высокая устойчивость и схематизм, отрицательная эмоциональная окраска. Приобретая в конечном итоге характер осознанной установки-убеждения, он функционирует по логике самоподкрепления — принимает как закономерное все, что подтверждает стереотип, и отбрасывает как случайное все иное. Конкретными показателями предвзятого отношения служат обвинительный уклон и презумпция первичной вины объекта; абсолютизация карательно-принудительных мер и вера в их универсальную эффективность; многочисленные психологические барьеры.

2.Произвольно-субъективную интерпретацию нормопослушного поведения.

Она имеет два основных аспекта. Первый заключается в допустимости умышленного (не случайного) нарушения регламентации служебной деятельности, культивировании сомнительных и откровенно негативных элементов образа жизни объекта. Содержательную основу такой интерпретации образуют дефекты правосознания и морально-волевая ненадежность как неспособность противостоять незаконному воздействию со стороны заинтересованных лиц. Конкретными показателями здесь выступают злоупотребление, превышение, неприменение (в ситуациях, предусматривающих применение) властных полномочий; личное установление или содействие запрещенным связям с заинтересованными лицами; использование недозволенных средств, методов и приемов при решении оперативно-служебных задач.

Второй аспект связан с размывание адекватной профессиональной мотивации, разочарованием в деятельности, неверие в возможность достижения ее официальных целей. Внешними проявлениями служат формально-пассивное выполнение обязанностей, нарушение служебной дисциплины, особенно в условиях ограничительного контроля, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

3. Перенесение стиля служебного общения с объектом деятельности, отдельных профессиональных методов и приемов на внеслужебные сферы, общение и взаимодействие с ближайшим социальным окружением. Такое перенесение вначале осуществляется подсознательно, а в дальнейшем имеет тенденцию к автоматизму. Характерным признаком является «прилипание» к сотруднику отдельных элементов образа жизни объекта деятельности, изменение в речи. Последнее заключается в обеднении лексикона, увеличении числа бранных слов и выражений, тотальной жаргонизации.

4. Профессиональное «огрубление» личности сотрудника. Оно заключается в сужении круга интересов и потребностей, их упрощение вплоть до примитивизма, эмоционально-чувственном оскудении. Служебная деятельность и все связанное с ней становится самодовлеющей, единственно важной для личности сферой активности, а остальные выполняют роль сателлитов. В рамках «огрубления» может возникнуть феномен «трудоголизма»- страстной увлеченности деятельностью, постоянной потребности в ее выполнении, профессиональном фанатизме крайней степени.

12 стр., 5510 слов

Профессиональная деформация личности

... транспорте ставит людям диагнозы - «негативная» профессиональная деформация. Целью проводимого мною исследования является изучение профессиональной деформации личности. Объектом исследования является профессиональная деятельность человека. Предметом исследования является деформация личности при той или иной профессии. ...

Эмпирическими признаками профессионального «огрубления» служат продолжительное нахождения под всякими предлогами на работе при отсутствии в этом очевидной необходимости; устойчивый интерес к служебным делам при нахождении вне службы(во внерабочее время, выходные, отпуски); ощущение удовлетворения от нахождения в служебной среде, ношение уставной формы одежды; социо-профессиональная изоляция (ощущение корпоративной общности с узким кругом желаемых партнеров в сочетании с предостерегающе подозрительным отношением к иным категориям граждан).

5. Изменения в образе «Я». Данные изменения затрагивают прежде всего профессиональный компонент образа «Я»: представления сотрудника о профессионально важных качествах, степени их соответствия деятельности, возможностях компенсации, удовлетворенность компетентностью и занимаемой должностью, социальным призванием как профессионала, перспективами роста.

Конкретными показателями деформационных изменений образа «Я» выступают устойчиво завышенная профессиональная самооценка; снисходительность в профессиональной оценке коллег с возможной ориентацией на мнение начальника; болезненное реагирование на любую критику или контроль за своей деятельностью; фиксированная ориентация на личный профессиональный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости.

Негативные последствия профдеформации требуют применения комплекса мер по ее предупреждению и коррекции по трем направлениям: организационно-управленческом, восстановительно-реабилитационном и психолого-воспитательном.

Проблема профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений интересует также исследователей за рубежом, где данное явление также имеет распространение. С. Милграм псле проведенных экспериментов с законопослушными гражданами США пришел к такому выводу: «Если бы в Соединенных Штатах была создана система лагерей смерти по образцу Германии, подходящий персонал для этих лагерей можно было бы набрать в любом американском городе средней величины». Отмечая реальность действия в исправительных учреждениях механизма деформации персонала, Ф. Зимбардо (1974) отмечал, что «надзиратель тюрьмы – такая же жертва системы, как и заключенный».

Одним из средств профилактики профессиональной деформации сотрудников УИС – психологическая подготовка.

4.Используемая литература, наглядные пособия, приказы, указания Минюста России, гуин, уин по Саратовской области:

Александров Ю.К. Справочник практического работника в пенитенциарных учреждениях. М., 2001.

Основы психологии управления: Программа. Для начальников служб и инспекторского состава УИС. М.: ГУИН Минюста России. 2003.

Прикладная юридическая психология: Учебн. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2001.

Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1997.

Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. Проф. А.М. Столяренко. М., 2003.

Эндрю Койл. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека // Пособие для тюремного персонала. Международный центр тюремных исследований. Лондон, 2002.

«27» января 2006 г. Подпись руководителя ___________