Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

Проблема профессионального самоопределения личности вызывает большой интерес у исследователей. Это обусловлено политическими, экономическими, социальными изменениями, происходящими в современном обществе. На современном этапе развития Республики Беларусь общество испытывает потребность в специалистах с глубоко осознанными жизненными целями и личностными ориентирами, способных к полной самореализации в избранной сфере профессиональной деятельности.

Большой вклад в изучение проблемы профессионального самоопределения внесли Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. М. Кухарчук, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, В. А. Толочек. В работах этих авторов раскрывается сущность профессионального самоопределения, его особенности на разных стадиях личностного становления, психологическое сопровождение и методы активизации профессионального самоопределения.

Понятие «профессиональное самоопределение» связано с понятием «самоопределение».

В общепринятом смысле «самоопределение» понимается как определение своего места в жизни, обществе, осознание своих общественных, классовых, национальных интересов. Психологический смысл термина раскрывается в словаре-справочнике М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях».

Самоопределение по К. Роджерсу – это существенная часть природы человека. Э. Эриксон отождествляет самоопределение с эго-идентичностью, которая проявляется в центрированности человека на себе, отождествлении себя с социальным окружением, определении ценности человека, его социальной роли. В концепции А. Маслоу близким к понятию «самоопределение» выступает понятие «становление».

Свой вклад в понимание самоопределения внесли Л. И. Божович, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. И. Шевандрин и др. Сущность его чаще всего раскрывается посредством таких понятий, как «деятельность», «акт», «поиск», «процесс», «новообразование».

Под самоопределением мы будем понимать закономерный процесс развития личности, выражающийся в поиске индивидуально-своеобразных вариантов жизненного пути и определении своего места в обществе путем осознания своих возможностей и стремлений, результатом которого является утверждение собственной позиции в проблемных ситуациях.

Наряду с личностным самоопределением, выделяют жизненное, социальное, нравственное и профессиональное самоопределение. В психологическом словаре А. В. Петровского профессиональное самоопределение представлено как одна из форм самоопределения личности.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. А в молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. Профессиональная подготовка в молодости ... содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и ...

Вопросы профессионального самоопределения субъекта последовательно и разносторонне рассматриваются в работах российских исследователей Э. Ф. Зеера , Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова , В. А. Толочека, и др.

Под профессиональным самоопределением Е. А. Климов понимает одно из важнейших проявлений психического развития человека, процесс его становления в качестве полноценного участника сообщества профессионалов. Сущность профессионального самоопределения Э. Ф. Зеером понимается как профессиональное становление личности. Н. С. Пряжников рассматривает профессиональное самоопределение в контексте проблем профориентации и соотносит его с «самоориентированием» человека . Профессиональное самоопределение, по мнению В. А. Толочека, есть «процесс активной ориентации человека в мире профессий». По мнению А. М. Кухарчук, профессиональное самоопределение – важная составляющая стадия профессионального развития личности. Последнее является «…более широким понятием и охватывает практически всю жизнь человека в онтогенезе» .

Таким образом, сущность профессионального самоопределения раскрывается различными авторами через употребление понятий «профессиональное развитие», «профессиональное становление» и «самоориентирование» в мире профессий. Однако данные понятия («профессиональное развитие», «становление» и «самоориентирование») близки, но не тождественны профессиональному самоопределению. «Становление» и «самоориентирование» определяют субъектность личности в процессе профессионального самоопределения, а «развитие личности» обуславливает кризисный характер профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение также не тождественно понятию «профориентация». Н. С. Пряжников дифференцирует понятия «профессиональное самоопределение» и «профориентация». По мнению ученого, профориентация предполагает широкий комплекс мер, по оказанию помощи в выборе профессии. Профессиональное самоопределение, напротив, соотносится с «самоориентированием» человека, выступающего в роли субъекта самоопределения.

4 стр., 1586 слов

Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте

... к пониманию феномена профессионального самоопределения личности 6 1.2. Мотивы деятельности и профессиональное самоопределение 11 1.3. Характеристика профессионального самоопределения с учётом ... представления о психологических особенностях профессионального самоопределения. Процесс профессионального самоопределения в сою очередь включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ...

Таким образом:

  1. Профессиональное самоопределение — неотъемлемая часть профессионального развития личности, сопровождающаяся кризисом внутриличностного характера, результатом которого выступает становление субъекта самоопределения.
  2. Понятия «самоопределение», «профессиональное развитие» являются более широкими по сравнению с понятием «профессиональное самоопределение».
  3. Профессиональное самоопределение является неотъемлемой частью личностного самоопределения.
  4. Профессиональное самоопределение входит в процесс общего профессионального развития личности, являясь, по мнению многих исследователей, его началом.
  5. Понятие «профессиональное самоопределение»является близким, но не тождественным понятиям «профессиональное становление», «самоориентирование», «профориентация».
  6. В процессе профессионального самоопределения детерминантой развития личности выступает кризис.

Этапы профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение — многомерный и многоступенчатый процесс, один из главных компонентов взросления личности, ее социализации, в котором И. С. Кон (1980) выделяет следующие этапы.

I этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя различные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

II этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем какой-либо профессии.

III этап — предварительный выбор профессии, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются личностью сначала с точки зрения ее интересов, затем способностей и, наконец, с точки зрения системы ценностей.

Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии профессионального самоопределения, но ценностные аспекты, как наиболее обобщенные, созревают и осознаются позже, чем интересы и способности.

18 стр., 8757 слов

Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

... жизненную ситуацию [44]. Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий ... профессионального самоопределения - это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального развития ...

IV этап — принятие решения по выбору профессии, которому предшествует более широкая социальная ориентация: установка на вуз, специальное профессиональное образование или работа.

В профессиональном самоопределении Э. Гинзберг выделил 3 периода профессионального развития: период фантазий (6-11 лет), когда ребенок проигрывает разные профессиональные роли; период пробных выборов (11-17 лет), когда рассматривается соответствие своих способностей различным профессионального развития; после 17 лет — стадия исследования, кристаллизации и детализации, когда оцениваются различные факторы, влияющие на профессиональный выбор, который реально осуществляется в период от 17 до 20 лет.

Многие зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют 3 этапа: фантазийный выбор (10-13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше) (цит. по Е. П. Ильину, 2002).

В западной психологии аналогом самоопределения выступает эго-идентичность, которая, по мнению Э. Эриксона (1996), представляет собой центральное качество, сигнализирующее человеку о его связи с социальным миром. Она выражается в центрированности человека на себе, отождествлении с социальным окружением, определении ценности человека, его социальной роли. Сформированность идентичности имеет следующие уровни:

— высокий — молодые люди преследуют самостоятельно поставленные профессиональные и идеологические цели;

— средний — молодые люди преследуют профессиональные и идеологические цели, определенные их родителями;

— низкий (диффузный) — профессиональные и идеологические цели еще не определены;

— кризис идентичности — молодые люди не способны самостоятельно решать свои профессиональные и личностные проблемы, что затрудняет жизненное и профессиональное самоопределение. Стремление решить задачу идентичности в юности может привести к мучительным переживаниям по поводу выбора профессиональной карьеры.

Э. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование идентичности, которые он относит к VI фазе психосоциального развития личности. VII фаза характеризуется дальнейшим профессиональным развитием личности (цит. по Р. Бернсу, 1986).

6 стр., 2869 слов

Отечественные концепции профессионального развития

... профессии к ориентации на ее требования. Факторами профессионального развития на начальных стадиях профессионального становления, прежде всего, являются противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. Зарубежные концепции профессионального развития ...

VI фаза. Молодость, 18-25 лет. В этот период (по Эриксону, «ранняя зрелость») — ориентация на получение профессии. Стабильная идентичность, адекватная оценка личности. Позитивное реальное отношение к своим личностным свойствам, ценностям, способность строить систему многоплановых отношений с самим собой и другими людьми.

VII фаза. Взрослость. Психическим новообразованием на этой стадии психосоциального развития является чувство продуктивности, реализующееся в потребности человека в творческой деятельности, развитии чувства преемственности с предыдущими поколениями. Своеобразие развития личности на ступени взрослости определяется актуализацией чувства самореализации, которое раскрывается в творческой продуктивности.

Вышесказанное позволяет рассматривать профессиональное самоопределение и профессиональную идентичность как разновидности самоопределения и идентичности личности.

В концепции поуровневого становления личности в онтогенезе Д. И. Фельдштейн называет третий уровень подросткового развития как утверждающе-действенный (14-16 лет).

Он связан с резким ростом потребности применить освоенный подростком круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении. Подростка отличает тенденция-стремление проявить свое «Я», соответствуя ценностям и целям общества (цит. по С. П. Иванову, 1999).

Концептами развития личности в онтогенезе А. В. Петровского являются адаптация, индивидуализация и интеграция. Применительно к возрастному периоду юности (16-18 лет) адаптация — это вхождение в новый тип группы -профессиональную общность. В это время актуализируется потребность личности в самоопределении, в том числе и профессиональном. Под адаптацией А. В. Петровский имеет в виду присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление в личности социально-типического; индивидуализация — открытие или утверждение «Я». Индивидуализация проявляется в избрании наиболее значимой и перспективной для личности профессиональной группы. Интеграция выражается в том, что, встраивая свое «Я» в систему отношений, личность, проявляя свой социальный интерес и развивая свою индивидуальность, обретает возможность для самореализации и творчества (цит. по С. П. Иванову, 1999).

19 стр., 9174 слов

Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных качеств личности в процессе профессионального отбора

17 Тема работы: Исследование психологических качеств личности в процессе профессионального отбора. Цель работы: Проведение процедуры профессионального отбора на основе использования диагностики индивидуально-психологических показателей личности. Задачи и порядок проведения работы: Определение психологических профессионально важных качеств личности для выбранной профессии (профессия выбирается ...

Психологические теории профессионального выбора

Представители различных психологических школ и направлений рассматривают детерминанты процесса профессионального выбора и удовлетворенности им, исходя из своего понимания развития личности. Теории профессионального самопределения тесно связаны с теориями профессионального развития.

Рассматривая профессиональное развитие личности с точки зрения психоаналитической теории, Э. Роу (1957) исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок — родители» и оказывает влияние на последующий выбор профессии (цит. по Г. Крайг, 2000).

В социально-психологических и социологических теориях выбора профессии (П. Блаум, 1956; Т. Шарманн, 1965) профессиональное развитие и выбор профессии ставятся в зависимость от различных видов интеракции индивидов и конкретной социальной среды (цит. по К. К. Платонову, 1979).

А. Маслоу в концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» (цит. по Э. Ф. Зееру, 2005).

Теория Я-концепции рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции (Д. Сьюпер, 1963).

13 стр., 6173 слов

Курсовая работа 1 Тема: Волевые качества личности и их связь с профессиональным выбором подростков

... выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности ... 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался. В западной культуре можно ...

Люди склонны выбирать профессию, отвечающую сложившимся у них представлениям о себе. Они добиваются самоактуализации, являющейся центральным мотивом человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их Я-концепции. Это приносит им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту.

Профессиональное развитие личности Д. Сьюпер видит в реализации ее Я-концепции. Согласно его теории:

— люди характеризуются их способностями и свойствами;

— каждый человек подходит ко многим профессиям, а каждая профессия — ко многим индивидам;

— профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;

— особенности этого развития определяются социально-экономическим статусом семьи, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;

— на разных стадиях развития можно управлять, способствовать формированию интересов и способностей индивида, поддерживая его в стремлении осуществить пробу сил, в развитии его Я-концепции;

— взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей;

— удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях.

Психодинамическое направление, признавая определяющее влияние раннего детского опыта на выбор профессии и построение карьеры, разрабатывает положение 3. Фрейда о том, что профессиональная деятельность выступает одной из форм удов-летворения ранних детских инстинктивных потребностей через «канализацию» в ту или иную профессиональную область. Так, фрустрационная агрессия может быть переориентирована на поиски подходящего объекта профессиональной деятельности, а сублимация садистической потребности проявляется, например, в профессии хирурга, сублимация агрессивных импульсов — в профессиях мясника, боксера, сублимация желания подглядывать за интимными моментами чужой жизни — в профессии психиатра, психотерапевта.

В рамках ортодоксальной психоаналитической концепции выбора профессии Шонди (1948) и Мозер (1965) высказывают мысль о зависимости профессионального выбора и эффективности деятельности от индивидуальных особенностей личности, которая выбирает социальную среду, близкую ее складу. Таким образом удовлетворяются неосознаваемые потребности, что, по мнению авторов, представляет собой специфическую форму тропизма — оперотропизм (цит. по К. К. Платонову, 1979).

В индивидуальной теории личности А. Адлер рассматривает комплекс неполноценности и стремление к превосходству как детерминанты развития определенных способностей и выбора соответствующей сферы профессиональной деятельности. Так, завоевательный жизненный стиль Наполеона был детерминирован его хрупким физическим телосложением, а стремление к мировому господству Гитлера — его импотенцией. А. Адлер выводил зависимость карьерных устремлений индивида от очередности его рождения в семье, наличия в ней сиблингов (братьев и сестер).

Вершинным достижением А. Адлера как теоретика-персонолога является креативное (творческое) Я. Это динамический принцип, первопричина всего человеческого. Согласно идее креативного Я, человек сам творит свою личность, создавая ее из сырого материала наследственности и опыта. Креативное Я придает жизни смысл, создавая цель и средства ее достижения.

Теория черт личности Дж. Голланда (1973) рассматривает связь черт личности и выбора профессии. Основная идея теории в том, что существует соответствие, между видом профессиональной деятельности, выбираемой личностью, и ее чертами, которые можно измерить. По мнению Дж. Голланда, успешность профессиональной деятельности зависит не только от интеллектуального потенциала личности, но и от ее направленности, интересов, установок, ценностных ориентации.

В русле идеи соответствия черт личности выбираемой профессии находится и пятифакторная модель («большая пятерка») в редакции Л. Р. Голдберга (1992) — «сквозной биполярный перечень». Она рассматривается как основа адекватного представления относительно структуры личности и может быть использована в профконсультации (цит. по Л. Первину, О. Джону, 2002).

В ней представлены следующие факторы:

1) нейротизм (тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость);

2) экстраверсия (теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции);

3) открытость опыту (воображение, эстетизм, чувства, действия, идеи, ценности);

4) доброжелательность (доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность, мягкость);

5) сознательность (компетентность, упорядоченность, чувство долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность).

Л. Первин, О. Джон (2002) считают, что, согласно пятифакторной модели, индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и преподавательских профессиях по сравнению с интровертами. Люди, имеющие высокие оценки по открытости, должны чаще предпочитать и успешнее действовать на художественном и исследовательском поприщах (т.е. в журналистике, сочинительстве), чем люди с меньшей открытостью. Так как профессии художников и исследователей требуют любопытства, любознательности, творчества и независимого мышления, то они больше подойдут индивидам с высокими оценками по открытости опыта. Пятифакторная модель может дать полный портрет индивида, она особенно ценна в области профессиональной ориентации и консультации.

В ряду теорий, рассматривающих индивидуально-личностные свойства как важную детерминанту профессионального выбора, находится и теория ведущих тенденций.

Теория ведущих тенденций (Л. Н. Собчик, 2002) основана на идее, что наличие определенных индивидуально-личностных свойств предрасполагает индивида к выбору соответствующей профессиональной деятельности. В качестве основы психодиагностического исследования теория ведущих тенденций позволяет сопоставить результаты разных тестов, проективных и полупроективных методик путем анализа феноменологически близких показателей и данных самооценки, а также дает возможность сблизить подходы разных исследователей и специалистов при изучении индивидуально-личностных свойств.

Ведущие тенденции, считает Я. Н. Собчик, в виде умеренно выраженных индивидуально-личностных свойств, таких как интроверсия или экстраверсия, эмоциональная лабильность или ригидность, сензитивность или спонтанность, тревожность или агрессивность, обнаружены на разных уровнях самосознания как стержневая характеристика, определяющая особенности эмоциональной, мотивационной сфер, межличностного поведения, социальной активности, что в значительной мере влияет на иерархию ценностей индивида и выбор сферы профессиональной деятельности.

Исследования показали, что лица, не имеющие профессионального опыта, но испытывающие потребность (неосознаваемый тропизм) заниматься определенной деятельностью, проявляют тенденции, лежащие в основе этого выбора и имеющие профессионально важное значение. Многолетние наблюдения за судьбами обследованных людей позволяют утверждать, что ведущие тенденции не только формируют конституцию и характер индивида, но и предопределяют многое в его жизни: выбор профессии, спутника жизни, сферы интересов и социальной активности.

Сценарная теория выбора профессии объясняет профессиональный выбор личности ее структурой и доминированием одного из Эго-состояний (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок).

В своем профессиональном поведении индивид руководствуется программой, жизненным планом, выработанным в раннем детстве под влиянием родителей. В сценарии представлены мотивы, жизненные цели, готовый опыт родителей, предсказуемость жизненного итога (Э. Берн, 1991, цит. по С. В. Остапчук, 2003).

В теории рассматриваются возможные негативные факторы для карьеры человека: компенсация родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений, жесткое следование тендерным стереотипам при воспитании ребенка.

Теория решений рассматривает выбор профессии как систему ориентации в разных профессиональных ситуациях с последующим принятием решения. Критерием профессионального выбора выступает ожидаемый успех, соотносимый личностью со значимостью цели, вероятностью ее достижения, а также готовностью к поражению и риску (цит. по А. В. Прудило, 1996).

Профессиональное самоопределение и профессионализация способствуют удовлетворению потребности личности всаморазвитии, самоактуализации, которые являются центральной идеей многих современных теорий и концепций о человеке. Важной для понимания личности и ее профессионального развития является и идея самотрансценденции, выхода человека за пределы своего «Я» и ориентации на окружающих своей социальной деятельности. Самоактуализацию и самотрансценденцию А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) представляют единым процессом, основанным на эффекте дополнительности, «суперпозиции». Этот процесс проявляется в профессиональном самопределении, строящемся на отношении «человек -профессия», в котором происходит выход индивида за пределы своего «Я» при помощи трансляции личностных свойств и профессиональных планов на мир профессий.

Успешность профессионального самоопределения, задачей которого является формирование внутренней готовности личности к планированию и построению профессиональной карьеры, определяется также содержанием, методами и формами профориентационной и профконсультационной работы.

История возникновения, становления и развития профориентации.

Профессиональная ориентация представляет собой научно-практическую систему подготовки молодежи к обоснованному и осознанному выбору профессии, руководство профессиональным самоопределением личности. Это система психолого-педагогических и государственных мероприятий, направленных на оказание помощи оптанту в совершении профессионального выбора с учетом его интересов и способностей, возможностей и потребностей рынка труда в различных профессиях и разного уровня квалификации.

Профессиональная ориентация, возникнув в глубокой древности, стала развиваться как ориентирование на определенный вид деятельности, профессию, помощь и руководство в ее выборе. Почву для ее появления подготовил отбор, вызванный необходимостью учета индивидуальных различий людей в их силе, ловкости, интеллекте, способностях, знаниях, умениях, обучаемости. Отбор, имея свои специфические функции и задачи, стал составной частью профориентации — профотбором.

Становление профориентации происходило благодаря развитию производства, а также под влиянием дифференциации и интеграции отдельных наук и научных направлений.

В настоящее время профориентацию можно рассматривать как один из важных механизмов сознательного, целенаправленного регулирования социальной и профессиональной структуры общества.

На протяжении всей истории человеческого общества существовало разделение труда, детерминированное определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений. При каждой общественно-экономической формации сложившиеся виды трудовой деятельности предъявляли определенные требования к индивидуальным различиям людей.

Разделение труда внутри родовых общин основывалось не только на половых и возрастных различиях. Изобретение и умение изготовить первобытные орудия труда, оружие, домашнюю утварь, создание наскальных рисунков связано с определенными способностями и творчеством.

В работах мыслителей Древней Греции и Рима высказывались мысли о существовании индивидуальных различий в умственном развитии, способностях, интересах молодежи и о необходимости руководства их формированием.

В эпоху феодализма существовало стремление к распределению людей по различным видам труда в зависимости от индивидуальных качеств.

В XVI в. идея распределения людей по профессиям согласно их способностям нашла теоретическое толкование в трудах испанского врача-философа Хуана Хуарте, сделавшего попытку дать научное обоснование природе различных способностей и их применению в науке и искусстве.

Интенсивное развитие капиталистического промышленного производства в конце XIX в. потребовало рационального распределения рабочей силы в различных отраслях производства. Началом деятельности по профориентации стала работа организаций по подбору рабочих, исходя из их психофизиологических особенностей.

В конце XIX в. стали появляться публикации, посвященные вопросам профориентации, среди которых «Руководство по выбору профессии» (Франция, 1849) и книга профессора Санкт-Петербургского университета Н. И. Кареева «Выбор факультета и продолжение университетского курса» (1897).

Первые тестовые испытания в профориентационных целях были предложены в 1883 г. Фрэнсисом Гальтоном в Англии.

В начале XX в. возникает психотехника как разновидность прикладной психологии, получившая теоретическое оформление в работах Г. Мюнстерберга, В. Штерна, О. Липмана и других психологов-экспериментаторов. Термин «психотехника» принадлежит В. Штерну, в широкое употребление был введен Г. Мюнстербергом, предвидевшим перспективность практического применения тестов в профориентации.

В это же время в США, Англии, Франции появляются первые службы профориентации.

Термин «профессиональная ориентация» принадлежит Ф. Парсону, профессору Гарвардского университета, организовавшему в 1908 г. в городе Бостоне профбюро по выбору профессии. Им были выделены факторы успешного выбора профессии:

— правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;

— знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;

Otvety_k_GOSam_po_PPS_dlya_DPz (1) — Стр 2

— умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

Современная система профориентации имеет 100-летнюю историю. В ее развитии можно выделить следующие этапы. Первый этап (30-40 гг. XX в.) — консультационные формы работы. Второй этап (40-50 гг. XX в.) — создание сети профориентационных служб. На первом и втором этапах главенствует диагностическая концепция, на третьем этапе (после 50-х гг.) -воспитательная концепция. Выбор профессии становится частью концепции профессионального развития человека.

В СССР первые психотехнические лаборатории появились в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани, Свердловске в 1922-1924 гг. В 1927 г. в Ленинграде было организовано бюро профконсультации. В 1930 г. в Москве открылась Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору при Институте экспертизы и организации труда. Ее возглавил А. М. Мандрыка, работы которого были посвящены применению математических методов в психологии. Лаборатория руководила проводившейся во многих городах СССР (Киев, Харьков, Минск и др.) работой по изучению методов профпросвещения, составлением профессиограмм наиболее популярных профессий, унификацией и апробацией экспериментальных методик.

Развитие психотехники, совершенствование метода тестов как основы проведения профессионального отбора связаны с именами И. Н. Шпильрейна, ставшего председателем Психотехнического общества (1927), С. Г. Геллерштейна, В. И. Гальперина, Н. Д. Левитова, С. М. Василейского и др. Постепенно психотехническая работа стала приобретать профконсультационную и профориентационную направленность.

В Беларуси первая психотехническая лаборатория была создана в 1925 г. при Белгосуниверситете в Минске. Возглавил ее С. М. Василейский, большинство работ которого было посвящено профориентации, профотбору и методам исследования этой проблемы. В 1929 г. психологами БГУ С. М. Василейским, А. А. Гайваровским, С. М. Вержбаловичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации», в котором представлены психологические основы профконсультации и профотбора, анализ теории тестирования, характеристика методики и техники выявления пригодности человека к профессии (Л. А. Кандыбович, 2002).

В 1936 г. работа по профориентации в СССР была свернута известным постановлением «О педологических извращениях в системе наркомпросов» и возобновлена вновь в середине XX столетия.

В теоретических работах этого периода, посвященных проблемам профориентации, преобладал целостно-личностный подход, реализованный в работах В. В. Чебышевой и К. К. Платонова, которому принадлежит концепция динамической функциональной структуры личности, формирующейся в профессионально-трудовой деятельности.

Исследования В. Д. Небылицына и Б. М. Теплова обосновали значимость системно-структурного анализа профессиональной деятельности и трудовых функций в различных режимах работы, внеся тем самым весомый вклад в развитие теоретических основ психодиагностики.

Установление взаимосвязи профессиональной пригодности с индивидуальными особенностями основных свойств нервной системы позволили К. М. Гуревичу, В. Д. Небылицыну, Б. М. Теплову сделать важные теоретические выводы относительно закономерностей формирования профессиональной пригодности и методических принципов ее диагностики. К. М. Гуревич показал, что психологический анализ индивидуального трудового поведения личности и результата ее профессиональной деятельности позволяет диагностировать и прогнозировать профессиональную пригодность.

Б. Г. Ананьев с сотрудниками применил метод корреляционных плеяд для диагностики профессиональной пригодности с помощью соотнесения целостной структуры личности с функциональной структурой профессиональной деятельности.

Среди теоретических разработок профориентационной проблематики в Беларуси — психологическая готовность к деятельности (Л. А. Кандыбович); групповая готовность оператора к сложным видам совместной деятельности (В. М. Казубовский); психология трудового обучения и профессионального самоопределения (Ф. И. Иващенко); профессиональная пригодность, изучавшаяся А. Г. Ростуновым. В психологическом компоненте ее структуры ведущую роль, по мнению А. Г. Ростунова, играют профессиональная мотивация и профессиональные способности, от которых зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии (цит. по Л. А. Кандыбовичу, 2002).

Наряду с теоретическими исследованиями выполнялись и работы, носящие прикладной, практический характер.

Понятие и структура профессиональной ориентации.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий по оказанию помощи в профессиональном самоопределении молодому человеку, выбирающему профессию (оптанту), выступающему как объектом, так и субъектом в этом процессе. Профориентация является важнейшей составляющей учебно-воспитательной работы школы, готовящей подрастающее поколение к жизни и труду.

Профориентационная работа проводится в следующих направлениях: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация.

Проведению профориентационной работы способствует профессиография, описывающая в профессиограммах особенности профессий, их требования, предъявляемые к качествам личности.

Успешность профессионального самоопределения личности во многом зависит от развитого профессионального самосознания и такого его компонента, как профессиональная Я-концепция (представления о себе как субъекте профессиональной деятельности), что выражается в адекватной самооценке своей профессиональной пригодности, а также от сформированной профессиональной направленности. Это способствует появлению уличности социально-психологической готовности совершить профессиональный выбор и освоить выбранную профессию. Такая готовность выступает как необходимость профессионального выбора и его осознанность, которая появляется на основе представления оптанта о своих способностях, склонностях и интересах и их соответствия требованиям выбираемой профессии.

Структура профориентации

В профессиональной ориентации выделяют следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение — научно-организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет оптанту информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости.

Профпропаганда — это формирование положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.

Профессиография — одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы.

Профессиограмма — комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма должна содержать следующие сведения о профессии:

1) название профессии и ее деление на специальности; основные виды работ по данной профессии;

2) общие и специальные знания, умения и навыки;

3) особенности психических и психофизиологических процессов (память, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевая сфера, индивидуально-типологические особенности, утомляемость, выносливость и т.д.);

4) профессиональные вредности и риски;

5) психологические, медицинские, анатомо-физиологические противопоказания к данной профессии;

6) информация о путях и возможностях получения профессии.

Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества (ПВК) человека.

Важной составной частью профессиограммы является психограмма, которая отражает требования к личности специалиста, описывает ПВК, необходимые для успешного овладения данной профессией.

Профконсультация — часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь оптанту в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления человека о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации человека на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности.

Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Разработаны различные профориентационные технологии, отличающиеся степенью сложности и стоящими перед ними задачами. Широко используются психодиагностические средства.

Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности).

Существуют медицинский профотбор, учитывающий состояние здоровья, и психологический отбор, выявляющий индивидуально-типологические и личностные особенности. Если профессия не предъявляет особых требований и ограничений к возможностям человека, то в этом случае имеет место смягченный вариант профотбора — подбор.

Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В авиации, например, около 80% летных происшествий происходит по вине человеческого фактора. Профотбор позволяет снизить стоимость подготовки персонала, повысить надежность систем управления, сократить аварийность.

Многолетний опыт применения профотбора в системе образования, промышленности и армии США показал его эффективность и экономическую целесообразность: отсев непригодных в процессе обучения снижается с 30-40% до 5-8%, аварийность по вине специалистов снижается на 40-70%, надежность систем управления повышается на 10-25%. Число аварий и катастроф у водителей транспортных средств, прошедших психофизиологический отбор, также намного ниже, чем у остальных водителей. После второй мировой войны апробированные методы профотбора военнослужащих применяются во всех странах НАТО.

При оценке личностных характеристик выделяются три основные группы факторов:

— структура мотивации;

— целостность личности и ее эмоциональная устойчивость;

— сопротивляемость внутреннему беспокойству и стрессоустойчивость.

В системе психологического отбора важное место занимает теоретическое и экспериментальное изучение проблемы профессионально важных качеств как физических, анатомических, индивидуально-типологических и психологических особенностей человека, проявляющихся в успешности освоения или выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Многие исследователи отмечают, что в личности имеется до 40% генетически обусловленных характеристик. Показатели, характеризующие генотип человека, практически сохраняются в течение всей жизни.

В процессе профотбора (В. А. Бодров, 1985) предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций (состояние анализаторных систем организма и типологические свойства высшей нервной деятельности), психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества — коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии.

Специфические психодиагностические методики применяются при профотборе на специальности, предъявляющие жесткие требования к работнику (военные, летные, водительские и другие профессии, связанные с экстремальными условиями).

При отборе и подборе кадров (смягченный вариант отбора) необходимо выделять как профессиональные, так и собственно психологические качества, которые в современных системах управления приобретают все большее значение. Эти качества разнообразны, их проявление во многом зависит от вида деятельности.

С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность — соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Обследование на профпригодность выполняет следующие функции: консультирование, планирование карьеры, индивидуальное развитие, отбор (подбор), а также аттестация, продвижение, сокращение, увольнение персонала.

К. М. Гуревич (1970) разделяет все профессии на 2 типа: первый тип требует абсолютной профессиональной пригодности и, следовательно, профессионального отбора; второй тип -профессии массового характера, которые доступны каждому желающему при наличии интереса, склонностей, знаний и психологической готовности к выбору профессии.

Профпригодность позволяет прогнозировать успешность профессиональной деятельности личности. Прогнозирование (психопрогностика) представляет собой составление прогноза, т.е. вероятностного, аргументированного заключения о результативности будущей деятельности.

Имеются данные, что лица с недостаточной профпригодностью конфликтны, испытывают трудности в общении, а неудачный выбор профессии может сопровождаться асоциальным, делинквентным поведением.

Выявление профессиональной пригодности при помощи современных методов психодиагностики придает консультационной работе и профотбору научно обоснованный характер. При этом принимаются во внимание следующие критерии:

1) профессиональная направленность личности, ее интересы, мотивы, установки, ценностные ориентации, эмоционально-волевая готовность;

2) профессиональные способности; 3) знания, умения, навыки, необходимые для конкретной профессии.

Проблема формирования профессиональной пригодности, считает Л. Л. Кондратьева (1975), выступает как проблема установления взаимоотношений между внешними условиями (особенностями труда и требованиями профессиональной деятельности) и внутренними (индивидуально-психологическими качествами человека), рассматриваемыми как динамические системы.

Профпригодность может рассматриваться и как свойство личности, которое формируется в процессе профессиональной деятельности. Составляющими профпригодности являются профессионально важные (значимые) качества — это индивидуальные особенности субъекта деятельности, оказывающие влияние на эффективность и успешность ее освоения. Одним из важнейших составляющих профессионально важных качеств являются способности, хотя они и не исчерпывают всех пвк.

Формирование профессионально важных качеств происходит на основе учета требований конкретной профессии к мотивационно-установочным формам регуляции поведения, знаниям и умениям человека как специалиста, к его личностным качествам. Чем большими ответственностью, функциями по руководству и управлению характеризуется профессиональная деятельность, тем большую значимость приобретают личностные характеристики человека. Чем больше деятельность опирается на профессиональные знания, на преобразование информации, тем выше требования к познавательным свойствам психики работника, индивидуальным особенностям процессов восприятия, внимания, мышления, памяти. Так, для управления сложными процессами в ненаблюдаемом визуально объекте необходимы способности оперировать образно-концептуальными моделями, принимать решение в условиях дефицита времени и информации о быстро меняющихся процессах. При осуществлении деятельности в контакте с техническими устройствами существенными оказываются такие характеристики двигательного аппарата, как координация движений, их скорость, точность, возрастает роль психофизиологических параметров, зрения, слуха, осязания.

Профессиональная адаптация — активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. По мнению А. Маслоу (1998), в каждом человеке заложены природой способности к приспособлению.

Фундаментальное понимание процесса адаптации представлено в работах Ж. Пиаже (1994), который считает ее механизмом сохранения гомеостаза между индивидом и средой. По его мнению, адаптация включает ассимиляцию как принятие чего-либо, включение его в свою внутреннюю данность, и аккомодацию, вызывающую изменения самого человека (цит. по Л. Ф. Мирзаяновой, 2003).

Существует мнение, что благодаря пластичности нервной системы большинство людей может овладеть любой профессией, адаптироваться к ней и испытывать удовлетворение от выполняемой деятельности. Однако есть профессии, овладение которыми доступно не каждому, а тому, кто обнаруживает профессиональную пригодность.

Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа с оптантами.

В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.

Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.

Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.

Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности.

Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.

Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных

задач, путей и методов ее проведения.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера — взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из принципов сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии.

Профориентационная работа строится в зависимости от возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности, мотивации и уровня ее готовности к совершению профессионального выбора, ограничений по состоянию здоровья. Ее содержание и технологии зависят от объекта, на который она направлена: с оптантами-школьниками — это первичная профориентация, в случае выбора специализации обучения после общетеоретической подготовки (вузы, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения), смены профессии, работы, ее потери — вторичная профориентация.

Актуальными являются, по мнению Л. А. Кандыбовича (2002), профессиональная переориентация — научно обоснованное исправление ошибок профессионального самоопределения личности, консультационная помощь при выборе другой профессии при потере работы, а также профессиональная мобильность — возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность, что выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста и конкурентоспособной личности на рынке труда.

Теория классификаций профессий Е.А. Климова (Многопризнаковая концепция профессиональной типологии Е.А. Климова)

Выбор профессии проходит определенные этапы возрастного развития, которое заключается в переходе от непосредственного, импульсивного принятия решения к подлинному выбору, основанному на взвешивании многих внешних и внутренних обстоятельств (Л. И. Божович, 1968).

Отношение «человек — профессия» включает ряд переменных, от которых зависит успех/неуспех деятельности. Среди них: мотивационные компоненты; квалификационные компоненты (уровень подготовки, знания, умения, навыки); индивидуально-типологические и психофизиологические особенности человека, многие из которых относятся к стабильным признакам и имеют природную биологическую основу (Н. Д. Левитов).

Согласно «Советскому энциклопедическому словарю» (1983), профессия — род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия — понятие родовое, видовым понятием является специальность, которую Е. А. Климов (1996) определяет как необходимую для общества, ограниченную вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность получить взамен затраченного труда средства существования и развития.

Появление или существование любой профессии зависит от человеческих потребностей и социального заказа общества. Развитие профессии всегда связано с научно-техническим прогрессом, а условием существования является сохранение ее функций, социальной значимости и необходимости отвечать требованиям данной культуры. Осознание себя субъектом профессиональной деятельности включается в содержание Я-концепции личности (Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, 1998).

Существуют различные классификации профессий. Наиболее общая классификация делит их по сферам экономики: производственной и непроизводственной.

Все многообразие профессий и специальностей в интересах профессионального самоопределения личности, прогнозирования профессионального выбора, профотбора можно свести к пяти обобщенным видам, которые представлены в многопризнаковой концепции профессиональной типологии, разработанной Е. А. Климовым (1996).

1. «Человек — живая природа». Представители этих профессий имеют дело с растениями и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.

2. «Человек — техника и неживая природа». Работающие в этой сфере имеют дело с неживыми техническими объектами труда.

3. «Человек — человек». Предметом интереса, обслуживания, преобразования являются социальные системы, сообщества, группы населения различного статуса и возраста.

4. «Человек — знаковая система». Представители профессий этого типа занимаются естественными и искусственными языками, оперируют условными знаками, символами, цифрами, формулами.

5. «Человек — художественный образ». Работающие в этой области заняты художественным отображением действительности. Это — работники различных сфер искусства.

Существует и классификация профессий «по критерию трудности и вредности» деятельности (по А. С. Шафрановой).

1. Профессии высшего типа — необходима постоянная внеурочная работа над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

2. Профессии среднего (ремесленного) типа — подразумевают работу только над предметом.

3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

Развитие науки и техники сопровождалось исчезновением одних и появлением других, не имеющих аналогов в прошлом, профессий, а также увеличением их числа (в настоящее время насчитывается свыше 50 тысяч профессий и специальностей).

Ежегодно появляется около 500 новых профессий, «жизнь» некоторых составляет 5 лет.

Общественные функции многих профессий не изменились, но, так как их реализация происходит на базе новых технологий (компьютеризация и т.д.), меняются требования, которые они предъявляют к человеку. По прогнозам специалистов, требования к общему умственному развитию, уровню образования, личностным качествам человека будут неуклонно возрастать. Поэтому наиболее сложным вопросом остается разработка научно-психологических методов определения профессиональной пригодности (В. В. Чебышева, 1969).

Отмеченные изменения в мире профессий являются прогрессивными и неизбежными, но это усложняет задачу профессионального выбора и требует поиска эффективных путей и методов профориентационной работы с молодежью.

Чем больше репрезентативное поле профессий, тем труднее осуществить профессиональный выбор в психологическом плане. Эти трудности сводятся к следующему:

1) отсутствие адекватных представлений о своей профессиональной пригодности;

2) неуверенность в наличии необходимых способностей, знаний, умений;

3) слабое знакомство с миром современных профессий и рынком труда;

4) неосознанное стремление переложить решение о выборе профессии на других лиц (родителей, учителей, психолога);

5) распространенное заблуждение относительно предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности.

«Инерция опыта» является одним из факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений, связанных с продолжением образования в различных учебных заведениях.

Otvety_k_GOSam_po_PPS_dlya_DPz (1) — Стр 3

Перечисленные трудности профессионального выбора усугубляются и специфичными для возраста ранней юности социально-психологическими особенностями личности, среди которых:

— потребность в общении, коллективных формах жизни и деятельности;

— ограниченность социального опыта и неопределенность социальных установок;

— потребность в расширении сферы общения с выходом за пределы ближайшей социальной среды;

— потребность в получении нестандартной информации из особо авторитетных источников;

— влияние неформальных групп на профессиональное самоопределение.

Однако В. И. Журавлев (цит. по Е. П. Ильину, 2002) показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии, а скорее выполняет роль источника информации, на основе которой совершается профессиональный выбор.

На выбор профессии влияют различные факторы. Согласно Э. Роу (1957) (цит. по Г. Крайг, 2002), к их числу относятся социоэкономический статус, этническая принадлежность, интеллект, специальные способности, профессии родителей, а также семья, подкрепляющая те или иные образцы профессиональной карьеры и выступающая как модель определенного образа жизни, источник формирования жизненных ценностей и убеждений. Отношения между родителями и детьми способствуют формированию у детей установок, потребностей и интересов, одним из проявлений которых становится выбор профессии. У детей, находящихся в центре внимания семьи, может сформироваться потребность в принадлежности к группе, любви и уважении других. Их будут привлекать профессии, связанные с общением, работа в области культуры, искусства или развлечений. У детей, которым родители уделяют мало внимания и которые испытывают недостаток любви и уважения, может развиться интерес к профессиям, требующим уеди-нения, они скорее могут посвятить себя науке, технике, тем видам деятельности, где не предполагается прямое интенсивное общение.

Карьерное поведение родителей, их образовательный уровень оказывают влияние на представления ребенка о мире профессий, его профессиональные предпочтения. Особенно значимым фактором, влияющим на профессиональный выбор детей, является уровень образования матери. Имеются данные, согласно которым дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии в области спорта, связанные с армией, милицией, индивидуальной трудовой деятельностью, социальными услугами, торговлей, в то время как дети матерей с высшим образованием ориентированы на поступление в высшие учебные заведения и стремятся приобрести профессии в сфере здравоохранения, образования, науки, экономики, производства (С. В. Остапчук, 2003).

Выбор профессии может произойти по определенным обязательствам перед семьей или из-за желания эмансипироваться от нее и скорее приобрести независимость. На выбор профессии могут повлиять семейная традиция, доминирующая ориентация на мнение родителей, советы родных, наследственные и семейные факторы, опыт раннего детства, успехи по определенным школьным дисциплинам, сложившееся представление о себе и индивидуально-психологические характеристики.

В профессиональных планах молодежи просматривается вертикальная мобильность (социальное восхождение), что выражается в стремлении подняться выше той социальной группы, к которой относятся родители, зачастую затрачивающие значительные усилия для формирования соответствующих профессиональных планов своих детей. Исключение составляет интеллигенция, дети которой остаются преимущественно в своей социальной группе либо, что происходит значительно реже, перемещаются в ряды рабочих или служащих. Будучи не самой многочисленной по составу, интеллигенция является наиболее открытым социальным слоем общества, принимающим выходцев из других социальных групп.

Как отмечают А. А. Реан, Я. Л. Коломинский (1999), отношение к профессии, мотивы ее выбора, отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы, являются важными факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения. Следовательно, их можно считать прогностически ценными, если профессия требует профессиональной подготовки. Разные виды специальной подготовки (училище, ссуз, вуз, различного рода курсы) и профессия могут выбираться под давлением различных обстоятельств: мнение окружающих, экономические соображения, внешняя атрибутика или другие обоснования, которые могут не соответствовать индивидуальным особенностям человека. Выбор профессии может быть продиктован социальным заказом или связан с необходимостью трудовой адаптации в сложившейся социоэкономической ситуации. Человек часто соизмеряет заработную плату, степень отдаленности работы от дома, ее престижность с уровнем своих притязаний (Л. С. Собчик, 2002).

Престиж — сложный социально-психологический феномен. Престиж профессий — это их общественная значимость, привлекательность. Оценка профессии формируется под влиянием многих факторов, среди которых важное место занимают ее содержательные характеристики и система ценностных ориентации, сложившихся в обществе, а также положительное эмоциональное отношение к представителям данной профессии. На основе таких оценок у личности в процессе социализации формируются представления о различных профессиях.

Вектор престижности профессий может меняться (в 60-е гг. XX столетия престижными были профессии, связанные с химией, физикой, геологией, торговлей, в 90-е гг. стали популярными профессии экономиста, юриста, менеджера, психолога и т.д.).

Однако престиж высшего образования остается неизменно высоким на протяжении десятилетий во всех странах, что во многом обусловлено большей востребованностью специалистов с высшим образованием на рынке труда и «инерцией опыта» молодежи, для которой учение было ведущим и привычным видом деятельности на протяжении всего периода обучения в школе.

На профессиональный выбор личности оказывают влияние индивидуальная ситуация оптанта (условия и экономические возможности семьи), ощущение себя богатым или бедным. Отсутствие денег у выходцев из семей с низким материальным уровнем побуждает их выбирать профессии с высоким заработком, организовывать коммерческую деятельность вопреки семейной традиции, склонностям и способностям. У детей из обеспеченных семей возможности выбора профессиональной деятельности шире и больше связаны с личными предпочтениями (Экономическая психология, 2002).

Профессиональный выбор может осуществляться по практическим соображениям: подходящая работа, близость ее или учебного заведения к месту жительства, относительная легкость поступления в него, профессия выступает способом достижения желаемого образа жизни, понимаемого как рассмотрение жизнедеятельности (труд, быт, общественная жизнь) в связи с качеством жизни отдельного человека, социальной группы, общества. Однако доминирование прагматических ориентиров может привести к ошибочному, случайному профессиональному выбору, что понижает самоуважение и представление человека о себе. По данным Л. Е. Никитиной, С. В. Тетерского (2003), до 90% учащихся общеобразовательных школ выбирают профессию под влиянием случайных факторов.

Кроме внешних, объективных факторов на индивидуальную ситуацию выбора профессии и реализацию профессиональных намерений влияют внутренние, субъективные факторы, среди которых можно отметить самостоятельность, осознанность и свободу выбора, которую не должны ограничивать служащие лишь ориентиром советы и рекомендации, когда молодые люди самостоятельно ставят профессиональные цели и достигают их, предпочитая виды деятельности и социальную среду, подвластные их контролю.

Следует отметить и новую тенденцию. Выбор профессии молодежью становится пролонгированным, растянутым во времени.

А. Л. Бабей (2003), основываясь на информации международной организации труда, российских и белорусских социологических исследованиях, отмечает, что профессиональные планы молодежи связаны скорее с учебой, курсами переподготовки, сменой профессии, обучением дополнительной, чем желанием найти рабочее место. С развитием рыночных отношений складывается тенденция, давно наблюдаемая на Западе, когда молодежь после получения обязательного образования довольно длительный период времени посвящает различным формам обучения, откладывая трудоустройство.

При соответствии профессионально важных качеств личности, обусловленных ее ведущими тенденциями, профессиональному эталону, представленному требованиями профессии к человеку, профессиональный выбор, а затем и профессиональная деятельность приобретают личностный смысл.

Успешность профессионального выбора в большой степени зависит и от сформированности внутренней позиции личности как активно действующего субъекта в выборе трудовой деятельности, которая постепенно выстраивается под влиянием актуализации соответствующих потребностей. Таким образом, можно говорить о внешних и внутренних факторах, конституирующих профессиональное самоопределение личности и определяющих ее профессиональный выбор.

Диагностика в профессиональном самоопределении

Психологическая диагностика — это область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности («диагноз» от греч. — распознавание, определение).

В конце XIX века в психологию проникла и быстро завоевала популярность идея измерения. В результате психологическая наука получила возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствовало зарождению и оформлению психодиагностики как самостоятельной области науки к середине 1920-х гг.

Психодиагностика сегодня — одна из основных форм практического приложения знаний профессиональных психологов. Методики психодиагностики сейчас широко внедряются и используются для оптимизации обучения, прогнозирования поведения личности, контроля за ее психическим развитием, изучения личности в медицинских, экспертных и консультационных целях, а также в

профориентации и профотборе, что предполагает выявление психологических показателей, которые в наибольшей степени влияют на успешность выполнения деятельности, обучения.

В психодиагностике разработано большое число специальных приемов изучения личности, одним из наиболее известных стало тестирование.

Нужно отметить, что психодиагностика как особая «технология» особенно развита в США, где в настоящее время наиболее распространена практика тестирования, в которой проявляется деловой интерес американцев к максимально-эффективному использованию трудовых ресурсов.

Как и всякая другая, психодиагностическая информация может быть использована как во благо, так и во вред человеку. В этой связи важно быть не только профессионалом, грамотным специалистом, но и соблюдать профессиональную этику.

При психодиагностическом обследовании в целях изучения личности следует соблюдать следующие принципы:

Принцип объективности: необходимо опираться не на субъективные догадки или мнения, а на научно обоснованные, проверенные методы, которые соответствуют изучаемому качеству. Обследование должно проводиться в контрольных (стандартных) условиях, выводы основываться на достоверных статистических данных, а результаты должны быть устойчивы и воспроизводимы, т. е. повторяемы.

Принцип многосторонности: предполагает учет индивидуальности человека, оценки его способностей во всем их разнообразии, многоуровневости исследования, в зависимости от ситуации, условий изучения и т. д. Это необходимо, чтобы составить достаточно полное представление о человеке.

Принцип качественного анализа: главным в изучении и оценке людей являются качественные, а не количественные показатели.

Принцип системного структурно-динамического изучения личности: необходимо рассматривать личность в деятельности и анализировать деятельность на каждом из ее

этапов (мотивация, ориентировка, исполнение, контроль).

Принцип развития: предполагает изучение психических явлений, свойств личности во времени, в изменении .

Современные методы психодиагностики условно можно разделить на следующие категории:

стандартизованные измерительные методы (тесты достижений, опросники и др.);

экспертные или методы понимания (биографическая беседа, клиническое наблюдение и проективные методики).

В основе первой категории методов лежит соблюдение достаточно строгих и сформулированных однозначно правил, делающих результат психодиагностики свободным от субъективности и глубины психологических познаний психодиагноста. Применение этих методов наиболее эффективно по отношению к таким психическим явлениям, как психические функции (внимание, память, мышление), функциональные состояния, способности, некоторые поведенческие черты личности. Эти методы обеспечивают диагноз и на его основе прогноз с приблизительной точностью.

Экспертные методы в большей степени основаны и на профессиональном опыте, психологической интуиции самого диагноста, на его умении в беседе обеспечить атмосферу доверия, способствующую обмену личностно-значимой информацией. У диагноста высокой квалификации они оказываются более надежным средством психодиагностики [26].

Существуют три основных подхода к изучению личности в психодиагностике:

1. Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа или особенностей выполнения деятельности.

2. Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания личности.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенности взаимодействия с внешне нейтральным материалом, который в силу своей неопределенности становится объектом проекции личностных свойств, психики.

ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕСТОВ ПРОФОРИЕНТАЦИИ.

В профдиагностике существует большое разнообразие тестов.

Они диагностируют различные стороны личности и позволяют благодаря сочетанию полученных данных получить ответы на вопросы:

1. Какую профессию выбрать?

2. Подходит ли выбранная профессия оптанту?

Для ответа на эти вопросы необходимо изучить структуру личности школьника, ее направленность, познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, индивидуально-психологические и типологические особенности личности область межличностных отношений, специальные способности.

Среди тестов, изучающих структуру личности можно назвать: Фрайбургский многофакторный личностный опросник, личностный тест Р. Кеттела, метод исследоания уровня субъективного контроля, личностный опросник А.Д. Джерсайлд.

Как правило, эти тесты объемны, громоздки и чаще применяются в компьютерном варианте для удобства обработки данных, занимают большое количество времени. В профконсультировании подростков и юношей они требуют дополнительных диагностических часов и не дают однозначный конечный результат. Достоинствами этих тестов является высокая информативность для психолога об особенностях личности клиента. Применяются чаще в совокупности с другими тестами для проф. заключения.

Тесты, изучающие направленность личности. Среди них А.М. Кухарчук выделяет методику диагностики степени удовлетворенности основных потребностей и методику «Ценностные ориентации» М. Рокич. Также как и вышеуказанные методики, они используются в профконсультировании в комплексе с другими тестами и являются необходимыми при углубленной профдиагностике.

Тесты познавательных процессов являются необходимыми в определении общих способностей клиента. Это: Методика оценки логического мышления, Психодиагностика памяти, тест «Ведущая репрезентативная система». Многие из данных тестов предпочтительней проводит личности психологу, не поручая тест компьютеру т.к. можно собрать большое количество дополнительной информации исходя из личного наблюдения за прохождением теста клиентом.

Тесты эмоционально-волевой сферы и психических состояний могут применяться в профконсультировании для выяснения профпригодности к конкретным видам деятельности, требующей, например повышенной эмпатийности (воспитатель ДОУ, учитель и т.д.) или высоких показателей

устойчивости волевой сферы (военные профессии).

Среди таких тестов можно назвать: Методику диагностики самооценки психических состояний Г.Айзенка, диагностику уровня эмоционального выгорания В. Бойко, диагностику уровня эмпатических способностей В. Бойко.

Наиболее значимыми и востребованными в профдиагностике являются тесты, определяющие индивидуально-психологические и типологические особенности личности. Такие тесты составляют большой процент диагностического материала при любом психологическом тестировании, с них обычно начинается изучение личности, в том числе и в профдиагностике. Это:

1. Тесты, изучающие тип темперамента и свойства характера: «Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми» В.М. Русалов, «Тип темперамента» Г.Айзенк, «Черты характера и темперамента».

2. Тесты способностей: «Исследование общих интеллектуальных способностей», «Психодиагностика специальных способностей» Г.Айзенк, «Прогрессивные матрицы» Дж. Равен, ШТУР, КОС В.В. Синявский, Б.А. Федоришин.

Большинство из перечисленных тестов компьютеризированы и активно используются практическими психологами для индивидуальной и групповой диагностики.

Существует группа тестов, опросников для первичного профориентирования. Если оптанту необходимо определиться с типом профессиональной деятельности, выявить проф. интересы, склонности, то целесообразно применять именно их. Такие методики можно отнести к группе непосредственно профориентационных: «ДДО» Е.А. Климов, «Карта интересов» А.Е. Голомшток, тест Дж. Голланда, определение профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, САМОАЛ.

Рассмотрев тесты, используемые в профессиональной ориентации школьников необходимо отметить, что существуют две обширные группы, применяемые в проф.диагностике в зависимости от задач и целей профконсультирования.

Группа первичных профориентационных тестов наиболее популярна в работе психологов с учащимися. Она позволяет сориентировать школьников в мире профессий и дать определенные проф. ориентиры.

Вторая группа тестов, изучающих многообразие личности, применяется индивидуально для каждого конкретного случая профориентации.

Практическая деятельность в качестве школьного психолога позволяет отметить наиболее рациональные, удобные и эффективные методики для проф.диагностики школьников 7-11 классов: опросник Айзенка «Тип темперамента», опросник Х. Шмишека «Определение акцентуаций у подростков», тест ШТУР, опросник А.Е. Голомштока «Карта интересов», опросник Е.А. Климова «ДДО».

Важным критерием отбора данных методик явилось возможность компьютерного