МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра педагогики и методики дошкольного воспитания
Курсовая работа по педагогике
Тема: Педагогические условия подготовки детей старшего
дошкольного возраста к школе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3-5
Глава I. Теоретические аспекты формирования интеллектуальной
готовности к школьному обучению в старшем дошкольном
возрасте……………………………………………………………. 6-17
1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности
к школьному обучению…………………………………………. 6-9
1.2. Методы определения интеллектуальной
готовности к школьному обучению…………………………… 10-12
1.3. Игры с правилами как средство формирования
интеллектуальной готовности к школьному обучению……… 13-17
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию
интеллектуальной готовности к школьному обучению у
старших дошкольников с использованием игр с правилами.. 18-33
2.1. Диагностика уровня сформированности интеллектуальной
готовности старших дошкольников к школьному обучению… 18-23
2.2. Этапы формирования интеллектуальной готовности
к школьному обучению с использованием игр с правилами… 23-27
2.3. Результаты контрольного эксперимента……………………… 28-33
Заключение………………………………………………………………… 34-35
Литература………………………………………………………………… 36-38
Приложение……………………………………………………………….. 39-48
Введение
Дошкольное детство — первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения.
Актуальность темы исследования. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.
Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе выделяют три компонента: интеллектуальную готовность, личностную готовность и волевую.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ...
... по теме исследования. 2.Проанализировать структуру психологической готовности к школьному обучению. 3.Подбрать методики комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе. В основе исследования лежит Гипотеза ...
Особый значение в этой структуре имеет интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению, поиск наиболее эффективных средств формирования которой в образовательном процессе дошкольного учреждения обладает непреходящей актуальностью. На сегодняшний день одним из перспективных средств такого формирования выступают игры с правилами, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования игр с правилами как средства формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.
Объект исследования: интеллектуальная готовность детей 6 — 7 лет к обучению в школе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Гипотеза исследования: формирование интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению будет наиболее эффективно при условии организации системы работы, акцент в которой делается на использовании игр с правилами, специально отобранных по структуре и соответствующих зоне ближайшего развития детей данного возраста.
С учетом определения цели и формулировки гипотезы в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме определения интеллектуальной готовности детей к обучению в школе;
2. ознакомиться с методиками диагностики интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению;
3. дать общую характеристику игр с правилами и определить их роль в формировании интеллектуальной готовности к школьному обучению;
4. провести экспериментальное исследование, направленное на определение возможностей использования игр с правилами в процессе формирования интеллектуальной готовности детей к школьному обучению;
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной педагогики об интеллектуальной готовности детей к школе. В своей работе мы опираемся на теоретико-методологические исследования М.А. Холодной, В.В. Холмовской, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайловой.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:
— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
— методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе ДОУ ……………..
Исследование проводилось в 3 этапа:
Первый этап был посвящен определению методологической основы и теоретической базы, ее обоснованию, изучению и анализу, психолого — педагогической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были сформулированы: проблема, цель и гипотеза исследования, разрабатывались задачи предстоящей работы.
Интеллектуальная готовность детей 6-7 лет к школьному обучению
... успешность школьного обучения. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной готовности ребенка к школе, в особенности интеллектуальной готовности. 2. Провести практическую работу по методикам, изучающим интеллектуальную готовность к обучению в ...
Второй этап был посвящен изучению уровня сформированности интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Третий этап включал в себя проведение формирующего эксперимента с целью повышения уровня интеллектуальной готовности старших дошкольников к школьному обучению посредством использования игр с правилами, проверку выводов и осмысления результатов исследования, их обобщения и описание.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования.
Структура и объём исследования: Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические аспекты формирования интеллектуальной готовности к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте
1.1. Понятие интеллекта и интеллектуальной готовности
к школьному обучению
С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, должен уметь различать в предмете его отдельные стороны. Все это объединяется в понятии интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению [4, с.12] .
Но прежде чем определить, что представляет собой интеллектуальная готовность к школьному обучению, необходимо остановиться на понятии интеллекта.
В зарубежной и отечественной психологической литературе существует множество определений интеллекта и теорий его развития. Так Ч. Спирмен рассматривает интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Дж. Гилфорд выдвинул теорию мультифакторной структуры интеллекта, выделив три группы факторов: умственные операции, особенности материала, используемого в тестах, и полученный интеллектуальный продукт [27, с.7-9].
В последние годы интеллектуальное развитие детей в контексте обучения разные авторы считают наиболее целесообразным анализировать с использованием двух взаимосвязанных подходов: структурно-интегративного (М. А. Холодная, Н. И. Чуприкова), позволяющего получить данные об уровне дифференциации познавательных структур как носителей интеллекта, и образовательного в отношении обучаемости как восприимчивости к обучению и самостоятельному открытию новых знаний (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и др.).
Кроме того, проблема интеллекта включается в контекст личностного развития ребенка. Выделяется общее фундаментальное основание: умение принимать и самостоятельно осмысливать новое, способность к изменению, самодвижению [11, с.12].
Все эти направления исследования интеллекта в современной психологической науке напрямую связаны с понятием интеллектуальной готовности к школьному обучению, которая выступает определенным этапом на пути формирования зрелого интеллекта. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки сенсомоторную координацию [7, с.34-36].
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
... ребенком, а стать мотивом его собственной учебной деятельности. 2. Особенности психических процессов. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные ...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению рассматривается современной педагогической наукой как соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности (способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация; в процессе учебной деятельности уметь устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия) [31, с.12-16].
Рассматривая показатели интеллектуальной готовности к школьному обучению, современные исследователи основываются на целостности мыслительного процесса, единстве образного и вербального компонентов мышления.
Образный компонент — это способность воспринимать многообразные свойства, признаки предмета; зрительная память на образной основе; способность обобщать имеющиеся представления о предмете (явлении); развитие мыслительных операций аналогии, сравнения, синтеза; эвристичность мышления.
Вербальный компонент — это способность перечислять различные свойства предметов, выделять из них существенные; слуховая память на речевой основе; способность обобщать множества единичных понятий при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов; развитие мыслительных операций классификации, сериации, анализа; критичность мышления [1, с.21-24].
Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребенка достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Знания детей, поступающих в школу, должны быть достаточно дифференцированы.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми, включая точность и дифференцированность представлений, полноту содержания и объема элементарных понятий, способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных задач, системность и др.
Компонентом интеллектуальной готовности является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка (произвольность познавательных процессов, повышение качества познавательных процессов, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний).
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности: способность к многостороннему анализу предметов, элементарному обобщению на основе выявленных главных связей, зависимостей, признаков предметов и явлений, умение проводить сравнение. У будущих школьников должна быть развита элементарная самостоятельность умственной деятельности, включая ее планирование, реализацию и контроль [6, с.14-19].
Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности: умением принять доступную учебную задачу и точно выполнить указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов ее выполнения, умением осуществить контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способностью дать критическую оценку своей работе и работам других детей [3, с .12].
Необходимым компонентом интеллектуальной готовности к школе является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения — все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе [2, с.45].
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... как вид музыкально-творческой деятельности. ___________ 2.3 Диагностика музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ____________________________________________ ... понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих способностей дошкольников, установить закономерности; - ...
Таким образом, интеллектуальная готовность к школьному обучению представляет собой соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, который обеспечивает переход к учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность включает следующие компоненты: широкий запас знаний об окружающем мире; определенный объем точных и дифференцированных элементарных понятий и способность оперировать ими; определенное качество познавательных процессов дошкольников (произвольность и интерес к познанию); определенный уровень развития мыслительных операций (анализ предметов, элементарное обобщение, сравнение); самостоятельность умственной деятельности; овладение рядом элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, стремление к достижению поставленной цели, контроль выполняемых действий и оценку полученного результата); достаточно высокий уровень развития речи.
Именно выделенные компоненты становятся объектом изучения при определении интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Методы изучения интеллектуальной готовности рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Методы определения интеллектуальной
готовности к школьному обучению
При исследовании интеллекта ребенка с точки зрения готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые и достаточные для начала обучения в шко…
**************************************************************