Общие представления о памяти

Содержание Содержание 1 Введение 2 Общие представления о памяти 4 Виды памяти и их особенности 5 Модель памяти 9 Воспроизведение информации 11 Память и возраст 14 Хорошая и плохая память 18 Методы развития памяти 21 Рекомендации. Как улучшить память 24 Заключение 27 Литература 29 Введение Память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направлений.

Изучение этого феномена одинаково важно для биологии, медицины, психологии, педагогики, философии. Не будет преувеличением сказать, что расшифровка механизмов памяти механизмов обеспечивающих накопление, сохранение и воспроизведение информации на разных уровнях одна из важнейших задач биологии. Трудно переоценить значение исследований направленных на вскрытие механизмов памяти, для педагогической практики.

Так значение временных закономерностей формирования памяти весьма важно для оптимальной организации урока. А представление о факторах, способствующих более полноценному запоминанию информации необходимо как для повышения общей культуры мышления, так и для более четкого усвоения учащимися нового материала. Память стала объектом внимания научно-технической революции, поэтому с увеличением потока информации перед человеческим разумом встает много вопросов.

Например, способен ли человеческий разум оценить среднюю величину информации, со всех сторон обрушивающейся на него, и с помощью какого механизма можно пропускать малозначительные сведения и задерживать самые важные и нужные. Каким образом мозг человека извлекает из соответствующей кладовой — нервного центра самую необходимую информацию. Каким образом, получается, что человек вовремя использует необходимые сведения, а не по прошествии какого-то времени вспоминает, что где-то так, лежит нужная ему информация.

Целью данной работы является показать, какую роль играют процессы памяти в жизни человека, раскрыть механизмы памяти и ее особенности. А также рассмотреть гипотезу о том, что если люди будут знать основные закономерности процессов памяти, то это поможет им лучше усваивать материал, быстро его перерабатывать, отсеивать лишнее и успешно оперировать имеющимися сведениями. Основные задачи 1 Дать общее представление о памяти. 2 Рассказать о видах памяти и их особенностях. 3 Дать определение модели памяти. 4 Раскрыть роль памяти в процессе развития человека. 5 Показать взаимосвязь памяти и возраста.

Общие представления о памяти

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.

7 стр., 3320 слов

21. Условные рефлексы (приобретенная память). Механизм образования, ...

... Сразвитием второй сигнальной системы и объёма индивидуальной памяти у человека формируется мышление. Конкретно-образное мышление является относительно простым ... подкреплением будет являться тот раздражитель (питание, движение, информация и т.д.), который приводит к ликвидации одной из ... рефлексы. Механизм образования. Роль воспитания и обучения в их формировании и значение в жизни человека. Если ...

Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Благодаря своей памяти, е совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека.

Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти находятся вне его и одновременно в его руках. У человека есть три вида памяти произвольная, логическая и опосредованная.

Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая с употреблением логики, третья с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Таким образом, память человека можно определить как психофизический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными.

Они различаются не только по своей структуре, исходным данным и результатом, но и потому, что у разных людей развиты неодинаково.

Виды памяти и их особенности

Существует несколько оснований для классификации видов памяти. Одно из них деление памяти по времени сохранения материала, другое по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Мгновенная или иконическая память, связана с удержанием точной и полной картины, только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее деятельность 0,1-0,5 с. Мгновенная память представляет собой полной остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

Это память образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Ее характеризует такой показатель как объем, он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести, спустя несколько секунд после однократного предъявления ему этой информации.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая ... воспроизведение Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Восприятие, в которых человек познает окружающий действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, ...

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение этой задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в долговременную память, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. Для припоминания нередко требуется мышление и усилие воли. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала, то что человек зрительно может себе представить, он, как правило легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений и т.д. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных, сложных движений.

Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков. Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала, то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без особого труда и на длительный срок. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Память у людей различается по многим параметрам скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания.

17 стр., 8065 слов

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

... в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности. Что же такое сама память? Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. Другое ...

Все это количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют, выделяют следующие типы памяти зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.

Один человек для того, чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как при запоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы. У другого преобладает слуховое восприятие и акустические образы, ему лучше один раз услышать, чем много раз увидеть. Третий легче всего запоминает движение, и ему можно рекомендовать записывать материал или сопровождать его запоминание какими-либо движениями. Чистые виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки.

Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями бывают зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память. Наибольшего развития у человека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.

Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, но сравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развита память на лица. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности человека, эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит, припоминает. Запоминание так же зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мы обычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо.

Существенную роль в памяти помимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояние личности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояние в целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием, доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех таких случаях они называются амнезиями и представляют собой кратковременные или длительные потери различных видов памяти происходят характерные расстройства памяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.

Основатель психоанализа З. Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. Примерами мотивированного забывания, по З. Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть и забывает об этих вещах, что бы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно распространена в жизни. Особенно часто намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Модель памяти

Память состоит в действительности из двух частей, одинаково необходимых. Первая из них, информационная база, или банк данных, есть та часть запоминающей системы, где реально хранится запасенная информация.

11 стр., 5205 слов

Проблемы возраста человека

... средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В отношении психологического возраста человека можно отметить, что он определяется путем соотнесения уровня психического ... работы - характеристика и анализ проблем возраста человека. Цель работы предопределила задачи работы: 1.Изучить теоретические аспекты возраста и возрастных категорий. 2. Провести анализ ...

Информационная база должна обеспечивать запись и хранение понятий и сведений о событиях, а также всей сложной сети взаимных связей между ними. Вторая часть памяти механизм интерпретации данных, или система оперирующая с данными, хранимыми в информационной базе. От нее зависит оценка происходящих сообщений, запоминание новых данных, ответы на вопросы и поиск информации, необходимой для того, чтобы решать задачи, говорить, мыслить и руководить повседневной деятельностью.

В памяти человека хранится огромное количество разнообразных понятий, которые он может отыскивать и использовать произвольно. В большинстве случаев на понятие наклеивается ярлык. В дополнение к этому ярлыку из памяти в случае необходимости можно извлечь большое количество информации, связанной с данным понятием. Таким образом, необходимо решить, в каком виде должны представляться понятия в запоминающей системе.

Например, необходимо дать определение словам пирожное, покрывало. Пирожное маленькое мучное изделие с начинкой из крема или ягод. Покрывало прямоугольный кусок материи с тканным узором или вышивкой. Эти примеры напоминают о том, что определение или толкование слова, собственно, состоит из тех же слов. Обычно определение начинается с того, что понятие А есть на самом деле нечто другое, а именно понятие В. Покрывало это прямоугольник материи, пирожное мучное изделие. После этого переходят к ограничению понятия В. Другой вид информации, часто используемый при определении понятий это пример.

Таким образом, существенной частью значения того или иного понятия являются его взаимосвязи с другими понятиями, хранящимися в памяти. Исследование структуры типичного определения приводит к выводу, что среди этих связей преобладают следующие 1 класс, к которому принадлежит данное понятие, 2 свойства, выделяющие его из всех прочих понятий этого класса, 3 примеры данного понятия.

Воспроизведение информации Способность запоминать и вспоминать кажется нам настолько естественной, что мы никогда не задумываемся на этот счет. Иное дело если из памяти выпадает какое-нибудь имя, хотя мы абсолютно уверены в том, что знаем его. Вот тут-то и возникает вопрос что же произошло с памятью Воспроизведение накопленных знаний и навыков самостоятельный процесс, который нередко является самым уязвимым местом памяти и практически здорового человека. Даже в норме наша память работает с ошибками, касающимися главным образом точности воспроизведения. Нередки случаи когда человек пытается вспомнить какой-нибудь факт, событие, имя, формулу, но не может этого сделать.

Спустя некоторое время забытый казалось бы факт сохранения информации не нарушился, а нарушилось только воспроизведение. Как осуществляется воспоминание Опыт показывает, что успешность запоминания и воспроизведения обуславливается не только качеством материала, типом памяти, но и всем отношением испытуемого к работе. Это отношение может быть эмоционально заинтересованным, или, наоборот, безразличным.

Иными словами, прочность хранимой информации зависит от силы первоначального отношения к тому, что воспринималось. Интересное событие или предмет, на которые было обращено внимание, производят гораздо более сильное впечатление, нежели те, к которым не было проявлено интереса, внимания. В первом случае впечатления гораздо легче восстанавливаются в памяти, как только в этом проявляется потребность.

4 стр., 1782 слов

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ.Экспериментальное исследование ...

... долго хранят в памяти информацию которую запомнили. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые наоборот, быстро запоминают, но зато так же быстро забывают, то, что ... деятельности: в общеобразовательных учебных учреждениях для улучшения усвоения знаний детьми разного возраста и повышения продуктивности запоминания учебного материала. Глава I. Состояние проблемы и ...

Нужно иметь в виду, что усвоенный материал воспроизводится через некоторое время не в точно таком же виде, как его восприняли, а в новом, нередко обобщенном и углубленном. Чаще бывает так, что второстепенные, несущественные подробности забываются, а сохраняется основное, важное, и главные мысли уже воспроизводятся в более обобщенном виде. Воспоминание может иметь разные формы. Эффекты прошлого опыта проявляются в выполнении заученного действия, в узнавании, воспроизведении, а также в более легком повторном обучении по сравнению с первичным.

Узнавание наблюдается при повторном восприятии и заключается в осознании того, что воспринимаемое в данный момент представляет собой уже известный нам предмет или явление и переживается как знакомое, известное. При воспроизведении у нас возникает образ предмета, хотя сам предмет отсутствует. Воспроизведение охватывает не только то, что мы видим, слышали, ощущали, но и содержание наших мыслей, испытанные ранее чувства, наши желания, действия, поступки.

Многое, что было в предшествующей практике, может быть воспроизведено. Чаще всего воспроизведение и узнавание тесно связаны между собой. Однако воспроизведение и узнавание не всегда сопутствуют друг другу. Имеются примеры, где одно имеет место, а другое нет, даже при определенных усилиях. Можно слышать знакомую пьесу, узнать ее, но быть не в состоянии ее воспроизвести. Некоторые более или менее определенные моменты настоящего заставляют вспомнить о прошлом, но мы не можем связать его с определенным временем.

Это явление вполне обычно и представляет воспоминание на более простом его уровне. Бывает и другое можно воспроизвести тот или другой материал и в то же время его не узнать. Однако существуют обстоятельства, при которых происходят затормаживание репродукции, являющееся главной причиной забывания. Существует несколько причин. По мнению большинства отечественных и зарубежных психологов, важное значение в происхождении такого рода нарушений имеет взаимодействие близких по времени воспоминаний.

Способность к воспроизведению зависит от нервной системы. Извлечение следов может быть заторможено под влиянием аффектов. Всем известно забывание при крайнем возбуждении, сильном волнении на экзаменах, при страхе, под влиянием некоторых возбуждающих средств, в том числе алкоголя. Какие сведения быстрее забываются Те, к которым человек реже прибегает и не освежает в памяти, из этого правила имеется много исключений, связанных с выпадениями памяти, которые могут касаться определенных событий, обычно неприятных для человека, о которых не хочется знать и которые бессознательно хочется забыть.

В некоторых специальных условиях воспроизведение может быть в значительной степени облегчено. Так например, в условиях гипноза, некоторых стадиях наркоза и сна, удается воспроизвести информацию, которую можно было считать давно и окончательно утерянной. Нередко человек находясь в таком состоянии, может вспомнить то, что было слышано или видено в отдаленном прошлом и что, казалось совершенно изгладилось из памяти. Анализируя все факты можно сделать такой вывод некоторые следы кажутся исчезнувшими из памяти, но на самом деле продолжают сохраняться.

11 стр., 5236 слов

Возраст пожилых людей как фактор изменения их личностных особенностей

... к проблеме влияния возраста на изменение личностных особенностей пожилых людей; 4. Определить различие личностных особенностей людей пожилого возраста и людей зрелого возраста. Проблема: сохранение пожилыми людьми их личностных особенностей. ... на эффективность деятельности субъекта. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать ...

Но это не распространяется на весь накопленный в течении жизни опыт. Одни утверждают, что нормальная человеческая память удерживает и сохраняет весь опыт человека. Трудность заключается только в воспроизведении. Другие полагают, что часть событий не сохраняется в памяти и навсегда теряется.

Ни доказать, ни опровергнуть это невозможно. Несомненно только то, что память хранит больше сведений, чем человек может воспроизвести.

Память и возраст

В процессе развития и роста человека память проходит сложный путь развития. Особый интерес представляет развитие этой функции в раннем детском возрасте, когда ребенок вынужден запоминать огромное количество событий и впечатлений с которыми он сталкивается. В первые годы жизни дети усваивают много необходимых навыков, обучаются ходьбе и другим сложным двигательным актам, а также приобретают большой запас разговорной речи. Из разнообразных проявлений памяти, первым бесспорно, развивается узнавание, связанное с повторным восприятием впечатлений.

Ребенок узнает неоднократно воспринимаемые вещи, лица, обстановку. Дальнейшее развитие этой особенности идет по двум направлениям. Во-первых, узнавание становится возможным через больший интервал после восприятия. Во-вторых, постепенно расширяется круг предметов, которые ребенок запоминает.

Со второго года у детей наблюдается не только способность к узнаванию, но и возможность воспроизведения без повторного предъявления знакомого предмета либо его названия. Память ребенка быстро развивается и пополняется. Взрослые обучают ребенка выполнять необходимые действия одеваться и раздеваться, мыть руки и т.д. Это требует запоминания. Дошкольник может играть в довольно сложные игры, запоминая и выполняя все требования игры. У детей к этому времени имеется много воспоминаний и прежде всего образных представлений, которыми они могут оперировать.

В этом возрасте ребенок способен наблюдать и удерживать в памяти окружающую обстановку. Заучивание в дошкольном возрасте происходит главным образом механически. Это обусловлено как недостаточной еще способностью осмысления материала, так и малым количеством знаний, а отсюда меньшей возможностью использования ассоциации, и недостаточным опытом и знакомством с приемами запоминания. В раннем возрасте дети обычно не ставят перед собой цель запомнить, усвоенное носит преимущественно непроизвольный характер.

Значительные изменения в развитии памяти ребенка носит поступление в школу. К числу таких изменений относится прежде всего увеличение скорости заучивания и рост объема памяти, т.е. количество предметов, которые нужно запомнить после однократного восприятия. Объем памяти у старших детей увеличивается. Одной из главных перемен является переход от непроизвольного запоминания ко все более произвольному запоминанию и припоминанию.

Занятия которые производятся с детьми заставляют запоминать целенаправленно. К концу дошкольного возраста ребенок уже в определенной степени подготовлен к произвольному запоминанию. Школьное обучение требует именно этого вида памяти и в свою очередь в дальнейшем развивает его. Обучение требует сознательного воспоминания. В первую очередь образуются связи чисто словесные. Постепенно развивается логическая смысловая память, которая доминирует в старшем школьном возрасте.

15 стр., 7241 слов

Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста

... Непроизвольная память в детском возрасте В дошкольном возрасте по представлению Мухиной В.С. доминирует непроизвольная память. А это значит, что ребенок не ставит перед собой целей запомнить что-либо, а запоминание ... В начале рассказ представляет собой лишь словесное сопровождение действия, далее - слова, сопровождаемые действием, и лишь потом рассказ становится живым и образным сообщением. ...

Однако еще в возрасте 13-14 лет и даже в более позднем возрасте качество воспроизведения хуже, чем у взрослых. Известно, что при диктовке длинных фраз дети не в состоянии запомнить материал без повторения. Эксперименты с заучиванием элементарного материала показывают, что способность к заучиванию у детей всех возрастов меньше, чем у взрослых. Обычно детям требуется больше повторений и следовательно, больше времени для безошибочного воспроизведения. Однако дети дольше удерживают в памяти более медленное заученное, т.е. у них при более слабой способности к запоминанию прочность заученного выше. По имеющимся данным, зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.

Отмечается также разница в темпе развития памяти у тех и у других в различные возрастные периоды до 10 лет мальчики впереди девочек, между 11 и 14 годами развитие памяти у девочек идет лучше. Начиная с 14 лет, мальчики догоняют девочек и часто обгоняют их. Однако нельзя это считать правилом, так как наблюдается много исключений.

Трудно решается вопрос о возрасте, когда функция памяти достигает расцвета. Психологи высказывают по этому вопросу различные мнения. Одни полагают, что максимум относится к началу половой зрелости, другие констатируют, что прогрессирование способности запоминания затягивается до 25 лет. Как показывают исследования русского психиатра С.С. Корсакова, память с возрастом улучшается до 20-25 лет, затем держится на одном уровне до 40-45 лет, после чего постепенно угасает.

Господствует мнение о максимальном развитии памяти до 25-летнего возраста. Дальше следует период стабилизации, на продолжительность которого так же нет единого взгляда. Исследователи считают, что максимальное развитие всех умственных способностей наблюдается у человека в возрасте до 50 лет, поэтому и память в этом периоде отличается большей восприимчивостью. Наиболее полное развитие памяти совпадает с самым активным и творческим периодом в жизни человека, когда имеется значительный запас знаний, который создает больше возможности для различного рода ассоциаций, прежде всего логически-смысловых.

Имеет значение активное участие человека в жизни, сложившиеся интересы к определенному роду деятельности, области знания, искусству, музыка, к вполне осознанным задачам. Все это поддерживает эмоциональное напряжение, которое, несомненно, является благоприятной базой для наиболее полного проявления функций памяти у взрослого человека. В преклонном возрасте отмечается ослабление памяти.

Старческая особенность памяти забывание текущих событий. Чаще всего этим дело и ограничивается. Лишь в отдельных случаях на фоне грубых изменений в сосудах мозга теряются трудовые навыки, не воспринимается новое, затем теряется эмоциональная память и, наконец память привычек. В старческом возрасте изменяется структура памяти раньше увядает механический компонент, слабеет непосредственное воспроизведение, фиксация текущего опыта и чувственная память.

Таким образом, функции, возникшие раньше, первыми и ухудшаются. Удержанию материала в памяти способствует главным образом смысловые связи, а не механический компонент. В старческом возрасте люди обычно отходят от активной деятельности, что влечет за собой сужение круга интересов и разрыв многих жизненных связей. Этот возраст характеризуется снижением эмоциональности, уровня бодрствования и внимания, что, несомненно, неблагоприятно сказывается на функции памяти. В старческом возрасте отмечается еще одни неблагоприятный фактор морфологического характера уменьшение числа нейронов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Подсчитано, что головной мозг человека после 35-40 лет ежедневно теряет сто тысяч нейронов. Уменьшается нейронная база памяти, хотя указанная потеря и не существенна для мозга, содержащего миллиарды клеток. Однако в зависимости памяти от возраста имеется много исключений, особенно в пожилом возрасте. Нередко прекрасная память сохраняется до глубокой старости, и ослабление ее в преклонном возрасте совершенно необязательно.

Хорошая и плохая память

Наряду с профессиональными и возрастными различиями памяти установлены индивидуальные различия памяти в пределах однородных профессиональных и возрастных групп. Различия носят количественный и качественный характер. Это относится к возможностям непосредственного воспроизведения, узнавания, к течению процесса забывания, степени удержания различного материала При заучивании материала люди по способности запоминания подразделяются в основном на два типа быстро и медленно заучивающих. Экспериментально установлено, что быстро заучивающие способны с первого раза воспроизвести 8 элементов из продемонстрированного ряда слов, цифр, либо бессмысленных слогов, в то время как медленно заучивающие помнят только 3. Если добавить к характеристике двух названных групп, то что быстро заучивающие быстро и забывают, а медленно заучивающие забывают медленно, то станет ясно, что трудно для оценки функции памяти в целом применять какой-нибудь один количественный показатель. Однако имеются люди, которые медленно заучивают и быстро забывают.

Наряду с этим лица, одаренные очень хорошей памятью, быстро заучивают и медленно забывают.

Одну из причин, приводящих к двум типам запоминаний, ученые видят в особенностях внимания. Быстро заучивающей обладает способностью более полно мобилизовывать сво внимание и достигнуть его максимальной концентрации, тогда как медленный тип лишь постепенно достигает наивысшей сосредоточенности. Ко второй группе различий в области памяти относится способность к преимущественному механическому или логически-смысловому запоминанию.

Лица с наклонностью к механическому запоминанию распространяют его и на осмысленный материал, запоминая его так же, как материал разрозненный, т.е. заучивая слово за словом. Наоборот, лица, склонные к логическому заучиванию, осмысливают так же и элементарный разрозненный материал, создавая ассоциации сходства, объединяя отдельные элементы в связанные группы. Часто приходится наблюдать, особенно среди учащихся, как одним не даются имена, другие не могут запомнить хронологические даты. Немалую роль в этом играет природный характер умственных способностей, некоторые дети, обладая прекрасными математическими способностями, совершенно не могут справится с такими науками, в которых главную роль играет простое механическое запоминание.

И наоборот, учащиеся при запоминании могут сосредотачивать свое внимание на фактическом материале, не уделяя достаточного внимания его осмыслению и теоретическому обобщению.

Такие дети, хорошо справляясь с запоминанием отдельных названий и дат, обычно плохо успевают по математике и другим предметам, требующие осмысленного запоминания. Вариации отдельных функций и видов памяти значительны. У одних лиц более развита слуховая память, у других зрительная или, двигательная. Даже в пределах зрительной памяти одни более способны к восприятию цветовых особенностей, другие к восприятию форм и очертаний.

Часто встречаются люди, обладающие блестящей памятью на числа и в то же время неспособные запомнить несколько строк стихотворения. Другие легко запоминают наизусть целые поэмы, но не способны запомнить два-три числа. Существует мнение, что слабая память означает просто слабое внимание. Когда отсутствует интерес, внимание, большая часть всего, что человек видит, слышит или осязает, почти всегда непосредственно забывается. Психологи показали, что человек в одно время может быть занят только одним делом, но он может с удивительной скоростью переключаться с одного предмета на другой.

Сосредоточившись на одном предмете, мы часто проходим мимо образов, звуков, которые в другое время привлекли наше внимание. Губительно отражаются на памяти волнения, как, например, испуг, огорчение, печаль и даже простая усталость, которые лишают человека сосредоточенного внимания. Так, лица, принесшие тяжелое потрясение, обычно испытывают большие трудности, а иногда просто не способны к полноценному усвоению новых знаний.

Возможности человеческой памяти практически безграничны. Каждый человек средних способностей знает десятки тысяч слов родного и нередко чужого языка. Кроме того, запоминается огромное количество образов. По-видимому, такого заполнения хранилищ памяти, которое бы исключало ввод новой информации, не бывает. Приблизительное представление о способности мозга хранить получаемую информацию могут дать морфологические данные. Известно, что общее количество нейронов мозга равно 10 миллиардам, т.е. 1010. Отсюда объем хранимой информации можно принять за 1010 битов информации бит единица информации.

Но нейрон не единственный кандидат на роль элементарной единицы памяти. Вероятно, хранение информации осуществляется межнейронными соединениями синапсами. Называют еще более высокие цифры возможного объема вмещаемой мозгом информации 1015. Можно считать, что человеческая память обладает морфо-функциональными предпосылками для усвоения неограниченной информации.

Память и интеллект тесно взаимосвязаны. Чем одаренней человек умственно, тем лучше у него память. Так, например, запас слов человека является довольно хорошим показателем как его памяти, так и ума. Любая работа научного характера способствует улучшению памяти, так как обогащает новыми категориями, точками зрения, исходя из которых можно классифицировать запоминаемые факты и явления. Вывод Таким образом, память нельзя оторвать от других психических процессов, в том числе мышления, с которым она тесно связана в большинстве случаев при хорошем интеллекте мы имеем хорошую память. При прочих равных обстоятельствах память является ценным качеством, способствующим интеллектуальной деятельности.

Возможности памяти только отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. В дальнейшем память в значительной степени можно развивать путем систематической тренировки и выработки целесообразных приемов запоминания.

Методы развития памяти

ОВОД основные мысли, внимательное чтение, обзор, доводка Основные мысли прочитать текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи.

Если необходимо, подчеркнуть основные мысли или выписать их и повторить по памяти. Внимательное чтение повторно прочитать текст обращая внимание на подробности. Увязать подробности с основными мыслями. Повторить несколько раз по памяти основные мысли текста со связанными с ними подробностями. Обзор бегло просмотреть текст еще раз, но в обратном порядке. Проверить, правильно ли увязаны основные мысли со связанными с ними подробностями.

Для углубления понимания текста задать себе вопросы по существенным пунктам. Доводка вспомнить самое существенное повторив по памяти текст. Ответить на свои вопросы. Установлено, что наилучшим для повторения отрезком времени является интервал 15-20 минут после восприятия какой-либо информации и затем еще одно повторение через 30-60 минут. Другой метод развития памяти это мнемотехнические примы памяти. Один из приемов это метод ключевых слов. Ключевое слово это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам е воспроизвести.

Например, для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить в ней одно два ключевых слова и запомнить их, после чего стоит их вспомнить как вся фраза восстанавливается в памяти. Ключевое слово должно быть выбрано с таким расчетом, чтобы оно отражало смысл всей фразы. Функцию ключевого слова можно применять и при запоминании данных текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой.

Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли. Для каждой из них выделятся минимальное количество ключевых слов, которые необходимо запомнить. Таким образом, формируется некоторый костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова. Поэтому необходимо 1. Систематизировать текст по разделам, содержащим существенный комплекс мыслей 2. Выбрать целесообразное ключевое слово, не следует выбирать слишком мало или слишком много ключевых слов 3. Ключевое слово должно способствовать воспроизведению соответствующего раздела текста 4. После выбора ключевых слов записать их в определенной последовательности.

Соединяясь со следующим ключевым словом они дадут цепочку 5. К каждому ключевому слову ставиться вопрос в соответствии с тем, в какой мере оно взаимосвязано с соответствующим разделом текста 6. Задать вопрос, в какой взаимосвязи находится два соседних ключевых слова 7. После соединения каждого ключевого слова своим разделом текста и с последующим ключевым словом повторить всю цепочку ключевых слов. Ассоциативный метод основан на том, что каждый, кто захочет им воспользоваться, должен просто заучить список, например из 20 и более слов, вместе с их порядковыми номерами.

Это список ассоциаций. Что такое словесно-числовой список В известном смысле он представляет собой цепочку ключевых слов, с помощью которых можно запомнить и воспроизвести любые факты, события и т.д. Преимущество ассоциативных слов заключается в том, что можно пользоваться одним и тем же списком для запоминания новых сведений.

Главное хорошо запомнить список ассоциаций. Важно уметь образно представить слова, входящие в список и эти образы должны ясно и отчетливо укорениться в памяти. Столкнувшись с задачей, например, запомнить список слов, нужно по порядку связать каждое слово предложенного списка с соответствующим ему словом из списка ассоциаций. Запоминание лиц и имен. Сначала знакомимся с характерными чертами, свойственными всем лицам.

Восприняв лицо в целом, в дальнейшем его необходимо выделить из множества других лиц выпуклый или вогнутый профиль, прямой или курносый нос, большие или маленькие глаза и т.д Запоминая человека задайте себе вопрос, требующий целостной оценки личности воспринимаемого и устанавливающей ваше отношение к нему. Например, Доверил бы я этому человеку воспитание своего ребенка, Пошел бы я с ним в поход на одной лодке и т.д. При запоминании лиц целесообразно связывать лицо с именем человека.

Имена труднее запомнить, они в известном смысле индифферентны и достаточно часто повторяются. Не случайно, что редко встречающиеся имена запоминаются лучше. Разговаривая с человеком мы, как правило, смотрим на него и видим достаточно долгое время, вследствие чего впечатление о нем углубляется. Имя же мы слышим один раз. При запоминании имен есть правила. 1. Воспринимайте имя как можно более точно. 2. Информация воспринята, необходимо повторять имя примерно 20 секунд после восприятия, иначе оно в памяти не задержится. 3. Воспринятое имя необходимо представить образно.

Рекомендации. Как улучшить память

Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в форме. Их нужно постоянно тренировать. Известно, что эффективность запоминания меняется на протяжении дня. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинается постепенно падать.

После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня. Н. Николов Загадка тысячелетия. Что мы знаем о памяти стр.133. Путем упражнения можно улучшить специальные виды памяти память на цифры, фамилии, лица. Постоянная тренировка позволяет надолго сохранить память. Чтобы запомнить надолго, нужно отнестись к запоминающему предмету с живым интересом, надо получить о нем отчетливое представление.

Второе важное условие, необходимое для прочного запоминания, умение концентрировать внимание на изучаемом материале. Чтобы запомнить увиденное, необходимо развивать наблюдательность. Необходимо направлять внимание человека на те стороны предметов и явлений окружающей жизни, которые он, может быть, сам не заметил бы. Однако главное значение имеет воспитание произвольного внимания, вызываемого сознательной целью и поддерживаемой волей. Третий фактор, важный для полноценного запоминания сознательная установка на запоминание, поставленная цель запомнить.

Чем серьезнее, сознательнее, мотивированнее эта установка, тем лучше результаты запоминания. Большое значение для запоминания имеет сознание необходимости запомнить. Чем глубже человек осознал необходимость и важность запоминаемых событий и ответственность, связанную с этим, тем лучше запоминание. Чем более разнообразное впечатление производит предмет, тем лучше он запоминается. Хорошему запоминанию содействует совместное участие в процессе восприятия различных анализаторов зрительного, слухового, двигательного, осязательного.

Впечатления глубже запоминаются, когда доводятся до нас одновременно с помощью слуха и зрения. Заучиваемое целесообразно записывать и читать вслух, пользоваться как опорой для запоминания образами, схемами, диаграммами, таблицами. В этом случае запоминающий кроме слухового образа видит его изображение и сравнивает с другими образами. Существует два вида запоминания механическое и логическое.

Основа первого простое повторение запоминаемого, не сопровождаемое осмысливанием. Основа второго смысловые связи с группировкой запоминаемых впечатлений по сходству и различию. Оно характеризуется значительно большей быстротой заучивания и большей длительностью сохранения. Метод организации материала позволяет человеку оперировать огромным количеством информации, экономно использовать свою память. Что такое организация материала — Это прежде всего логическое сравнение, расчленение, группировка, обобщение, установление связей с накапливаемыми знаниями.

Иначе говоря, это активный мыслительный процесс. Запоминать следует осмысленно путем уяснения содержания и смысла материала. Целесообразно схватывать вначале общий смысл, затем главные подразделения, далее мелкие детали. Читая, надо стремиться сопоставить новое уже с хорошо известным старьем. Чем лучше мы свяжем новое с известным, тем скорее и прочнее мы запомним новое. Из приемов запоминания можно выделить третий.

В некоторых случаях мы опираемся на различного рода искусственные, придуманные, т.е. мнемонические, связи. Например, чтобы запомнить цвета в спектре красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, мы пользуемся фразой Каждый охотник желает знать где сидят фазаны. Исключительно важную роль играет повторение в процессе заучивания. Не следует заучивать материал сразу до конца. Целесообразно повторять в течении нескольких дней. Повторения через более или менее значительные промежутки времени значительно продуктивнее. Распределенное, во времени заучивание дает большой эффект, чем концентрированное.

Заучивание зависит от трудности и объема материала. Нужно прочесть весь материал и осмыслить его, если объем большой, то нужно разбить на части. Выделить основные пункты заучивания и сопоставить их, связать друг с другом. Вывод Память человека может быть улучшена, для этого нужны рациональные методы ее воспитания и тренировки. Наиболее плодотворна работа по систематическому укреплению памяти, связанная с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания.

Для большей продуктивности запоминания необходимо вырабатывать средства содействующие запоминанию. Таким средством в первую очередь является мыслительная деятельность, осуществляемая при запоминании.

Заключение

Современная наука изучает механизмы памяти у людей всех возрастных групп с целью увеличить е мкость, что непременно скажется на увеличении производительности труда и будет способствовать созданию всесторонне развитой личности.

По этой причине проблема памяти становится узловой, от е решения в большей степени зависит прогресс общества. Память многолика. Существует определнный запас сведений, слов, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале всю жизнь. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная, или оперативная память. Как существуют различные виды памяти, так существуют и различные пути и способы ее подкармливания.

В кладовую памяти информация может попадать через зрение образы, картины, слух музыка, устная речь, язык вкус, кончики пальцев осязание. Мозг работает и как современный магнитофон, и как ультрасовременный киноаппарат, и как обыкновенная зарубка, сделанная для напоминания об определенном факте. Разные ученые с различных позиций исследуют возможности памяти и функции мозга. Но всех одинаково интересует, что происходит в мозге, когда он получает новые сведения.

В каком виде хранит он формулы органической химии и в каком яркие метафоры Пушкина. Каким образом вс это пускает в оборот в случае необходимости. Наука, в том числе наука о мозге не стоит на месте, знания о структуре и функциях мозга, о памяти постепенно умножаются. Вся деятельность человека в изменяющейся окружающей среде и, особенно в среде социальной определяется с помощью не мгновенной, но более или менее быстрой памяти. Скорость ее образования в каждом случае зависит от окружающей обстановки.

Такое несрочное запоминание в процессе обучения биологически выгодно. И не только потому, что поступающая информация фильтруется и отбирается, но и потому, что в мозге она упорядочивается и накапливается в определенных полях мышления. Благодаря этому, обретаются ассоциативные поиски нужной информации в мозге. С возрастом процесс запоминания претерпевает определенное развитие. Многолетние наблюдения показали, что в раннем детстве этот процесс протекает значительно быстрее, чем в зрелом возрасте, а образовавшиеся отпечатки отличаются большой прочностью сохраняются значительно дольше.

Кроме того, для детского возраста характерно продолжительное сохранение ярких образов, что у взрослых встречается достаточно редко.

Литература

1. Аткинсон. Человеческая память и процесс обучения. М.1980 г. 2. Николов Н Нешев Г. Загадка тысячелетия. Что мы знаем о памяти. М. 1988 г. 3. Зинц Р. Обучение и память. Минск 1984 г. 4. Лезер Ф. Тренировка памяти. М. 1979 г.