5 Символический интеракционизм

Символический интеракционизм как источник интеракционистской ориентации в социальной психологии. Чикагская и Айовская школы. Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин) и теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).

План ответа

  1. Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.
    1. Основные посылки ориентации
    2. Концепция Дж. Г. Мида
  2. Чикагская школа (Г. Блумер).
    1. Социальное взаимодействие
    2. Представления о личности и группе
  3. Айовская школа (М. Кун).
    1. Представления о личности
    2. Роль и группа
  4. Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин).
    1. Аспекты роли
    2. Классификация ролей Т. Сарбин и В. Аллен
    3. Ролевые конфликты
    4. Социальная драматургия И. Гоффмана
  5. Теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).

  1. Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.
    1. Основные посылки ориентации

Ключевым понятием для интеракционистской ориентации является понятие «интеракции», которое обозначает социальное взаимодействие. Интеракционизм представляет собой единственную ориентацию, возникшую не в психологии, а в социологии. Основным теоретическим источником для социально-психологического рассмотрения «интеракции» является концепция символического интеракционизма Дж. Мида

  1. Концепция Дж. Г. Мида

Основная идея — движущая сила социального развития находится в социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие представляет собой символическую коммуникацию.

Символическая коммуникация представляет собой обмен значениями. Как это происходит:

6 стр., 2914 слов

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории «спектральной психологии» Кена Уилбера

Личностный рост: задачи, направления и динамика с точки зрения теории "спектральной психологии" Кена Уилбера Белковский С.А., психолог высшей категории, г. Калуга В последнее время в психологической среде растет понимание того, что профессиональное совершенство психолога невозможно без его личностного роста. В самом деле, трудно представить себе, как "профессионал в области душевного здоровья", ...

  • люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. «Вещи» — это все, что человек воспринимает в окружающем мире.
  • значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.
  • эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.

Значения закрепляются с помощью социальных жестов (например, выражение лица, отражающее состояние человека).

Это как невербальные проявления, так и вербальные проявления (устоявшаяся языковая конструкция, которая имеет общее значение).

Способность воспринимать все это связана с исходным разумом: способность анализировать новый объект, возможность выбора альтернативных действий к этим объектам, возможность проиграть в воображении взаимодействие с объектом.

Структура личности и генезис представлений о себе. Человек может представлять себя в качестве социального объекта, может строить разные представления о себе, исходя из двух видов своей активности play и game. Т. е. представлений о себе, как действующем субъекте и представлений о себе, как действующего с оглядкой на других. Эти виды активности опираются на отдельные элементы структуры личности: I и me, которые вместе представляют собой self. Первый компонент — импульсивное, творческое Я, второй компонент — рефлексивное Я (каким меня должны видеть другие), третий компонент — взаимодействие первого и второго компонентов, самость человека.

Сначала формируется первая форма активности, а потом вторая.

  1. Чикагская школа (Г. Блумер).
    1. Социальное взаимодействие

Г. Блумер являлся последователем Дж. Мида. Социальное взаимодействие осуществляется на основе значений, которые имеют разные социальные значения. Социальное взаимодействие определяется структурой личности, ролью и референтной группой.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

...  процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов межличностного взаимодействия людей. Гуманистическая ... жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. ... условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентирующую роль; ·       ...

  1. Представления о личности и группе

Считает, что личность динамична и изменчива, суть процесса изменений представляет собой диалог между структурами I и me. Для представителей Чикагской школы ролевое поведение представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Он считает, что культурные нормы, статусы и ролевые отношения являются определенной сферой, в рамках которой осуществляются социальные действия. Однако они не определяют сами действия.

Важное символическое значение для человека имеет образ группы, а не обобщенный другой, как у Мида. Группа референтная является значимым фактором для социального взаимодействия

  1. Айовская школа (М. Кун).
    1. Представления о личности

Меньшее внимание уделял так называемому активному Я, а больше рефлексивному. Поэтому его внимание привлек вопрос о роли. Определяющим фактором для формирования поведения индивида является его самооценка, которая зависит от референтной группы. Для проверки предположений Мида разработал опросник «Кто Я?». Основная логика интерпретации данных такого рода состоит в сопоставлении показателей ролевых позиций и личностных черт.

  1. Роль и группа

Ролевые позиции, согласно экспериментам Куна, являются наиболее значимыми для личности, т.к. оказались ведущими в иерархии самооценок. Считает, что роль не делается, а исполняется или проигрывается. Кун утверждает, что индивид формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группе, с которыми он себя идентифицирует, т. е. в его референтных группах.

  1. Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин).

Становились и развивались ролевые теории личности: структуралистские (апеллировали к объективным параметрам роли) и интеракционистские (апеллировали к внутренним субъективным факторам принятия роли).

14 стр., 6759 слов

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

... Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и ... этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми. ... детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение;: детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для ...

Первые более социологические, вторые — психологические. Интеракционистами было добавлено представление о фактах выполнения роли (знание роли, субъективная значимость выполняемой роли, наличие навыков выполнения роли, рефлексия себя в роли) и представления о ролевом конфликте.

  1. Аспекты роли

Теория ролей развивалась на базе представлений о социальном взаимодействии в Айовской школе. Дойч и Краусс выделили аспекты роли:

  • роль — существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
  • роль — система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
  • роль — открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
  1. Т. Сарбин и В. Аллен

Для этих авторов характерно приравнивание понятие роли к межличностной роли. Они выделяют формальные и неформальные роли. Первые относятся к макроструктуре, вторые — к микроструктуре общества. Они видят их основное отличие в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей (часто эти моменты бывают письменно зафиксированы), чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. Таким образом, социальные роли более жестко детерминированные, чем межличностные.

13 стр., 6119 слов

Тема 3 «Социальные группы и общности»:

... Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта ... группы называются референтными группами. Референтная группа может быть или не быть группой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рассматривать референтную группу как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп ...

Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. Один из методологических аспектов интеракционизма — сведение социальных отношений лишь к межличностным.

Классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь стадий:

  1. нулевая — индивид числится носителем роли, но по существу, ее не выполняет;
  2. ритуальные роли — исполняются полуавтоматически, без заинтересованности (например, профессиональные роли);
  3. углубленное исполнение роли — например, успешное вхождение в роль актера;
  4. исполнение роли в состоянии гипноза;
  5. исполнение роли в состоянии невроза;
  6. исполнение роли в состоянии экстаза;
  7. исполнение роли под воздействием веры в сверхестественные силы (максиальная включенность в роль).

В данной классификации наибольшее внимание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях.

  1. Ролевые конфликты

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевой (исходно внешним) и внутриролевой. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты конфликта в зависимости от 2 факторов:

— степень различия между ролями и предъявляемыми к ним требованиями

— степень строгости предъявляемых требований.

К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду приходится одновременно играть несколько ролей. Внутриролевой конфликт возникает при наличии противоречивых требований к одной роли.

6 стр., 2976 слов

Фантомный референтный индекс (паттерн ты) — дополнение к теории и практике мета-моделирования

Игорь Борисович Кудрявцев, сертифицированный врач, преподаватель кафедры коммуникации Рижского Университета им. Страдыня, директор “Центра Психологических исследований”. Мета-модель и мета-моделирование – термины, известные из нейролингвистического программирования (НЛП). Мета-модель представляет собой практическую разработку, впервые описанную Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером в 1974 году. ...

  1. Социальная драматургия И. Гоффмана

Проводил аналогию между реальными жизненными ситуациями и театром.

По его мнению, смысл ролевого поведения состоит в создании определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или аудитории. Исполнение роли происходит в определенных условиях.

Во-первых, у роли есть фасад исполнения, т. е. окружение, внешность, манера поведения. Роль подразумевает исполнение партии, которая представляет собой ролевые ожидания зрителей.

Во-вторых, исполнение роли происходит на двух этапах: авансцене и кулисах. Авансцена — непосредственно осуществляется взаимодействие. Кулисы — пространство, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории, здесь подготавливается исполнение роли.

Успешное исполнение роли подразумевает получение от нее выгоды. Для человека главное создать впечатление у других (зрителей), что он правильно исполняет роль.

  1. Теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).
    1. Понятие референтной группы, основные исследователи

Референтная группа — группа, нормы и ценности которой разделяет человек.

В основе — идея Дж. Мида о существовании образа обобщенного другого. Данная концепция опирается на Чикагскую школу.

1942 г. Хаймен ввел понятие референтной группы. Это группа людей, с которыми индивид сранивает себя при определении своего социального статуса. Человек ориентируется на нее для формирования внутренней шкалы для формирования самооценки в социальном плане. Другой обобщен с точки зрения группы, к которой принадлежит человек.

9 стр., 4328 слов

Формирование Я-концепции, ее роль в поведении человека

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Новосибирский филиал Контрольная работа по дисциплине: «Психология и педагогика» на тему: «Формирование Я-концепции, ее роль в поведении человека» Выполнила: студентка Машарова М.В. гр. № 11-6531/1-1(соц-11) Проверила: к. э. н. Горохова Злата Николаевна Новосибирск 2009 Содержание Введение 1. Что такое Я-концепция 1.1 Значение Я-концепция 1.2 ...

Ньюком: референтная группа — группа, к которой индивид причисляет себя психологически (она выступает определенной ценностью).

Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного» отношения индивида к группе. Отсюда позитивные и негативные (например, бунт подростка в группе родителей) референтные группы. Мотивационное напряжение задает стремление стать членом группы. Исследование студенток в Беннингтоне (1943): социальные установки менялись в зависимости от их идентификации с группой в университете.

Шериф — подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в индивидуальные установки. Различие между актуальной группой членства и референтной группой. Бывают разные референтные группы, выбор зависит от ситуации.

Г. Келли считает, что у референтной группы есть 2 функции: нормативная и оценочная. Нормативная — установление стандартов поведения для членов группы. Оценочная — является эталоном для сравнения.

Шибутани добавляет третью функцию — побудительную, которая побуждает человека стать членом референтной группы.

  1. Теория референтной группы

Р. Мертон предпринял попытку преодолеть ограниченность анализа лишь межличностных отношений. Он выделяет условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а референтную группу. Выделяет следующие факторы:

  1. Группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам
  2. Изоляция внутри группы индивида и его низкий статус в ней
  3. Социальная мобильность, возможность изменить свой социальный статус
  4. Выбор группы зависит от личностных характеристик