ПРОБЛЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПСИХОЛОГИИ.
План ответа:
1. Определение.
2. Развитие представлений о бессознательном.
Платон
Декарт
Лейбниц
Гартли
Гельмгольц
3. Психоаналитическая концепция бессознательного
Фрейд. Класс. психоанализ.
Юнг. Аналит.психология.
Адлер. Индивид. психология.
Фромм. Гуманистич.теория личности.
Хорни. Социо-культурная теория личности
4. Представления отечественных психологов о бессознательном
Асмолов (классификация бессознательных явлений)
Гиппенрейтер
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание (совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом).
Нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживают себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д.
Одним из признаков, отличающих бессознательное от сознания, является то, что субъект не отдает себе отчет о его наличии во внутреннем мире. Значит, Б. можно определить негативно как то содержание человеческой психики, которое субъект не осознает.
Позитивное определение бессознательного: таких определений может быть столько, сколько исследователей занимались этой проблемой.
Развитие представлений о бессознательном
Платон: концепция познания как припоминания. Находясь в мире идей, душа воспринимала эти идеи непосредственно. Спустившись в мир вещей и воплотившись в человеческое тело, душа «забывает» о своем знании. Предметы чувственного мира могут побудить воспоминания об идеях – так и происходит познание.
Р.Декарт: отождествил сознательное и психическое => за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга.
Г. Лейбниц: (ввел бессознательное)первая концепция бессознательного. Б. как низшая форма душевной деятельности, лежащая за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий).
Лейбниц постулировал единство психического и телесного, в основе этого единства лежит духовное начало.
Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются:
Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции ...
... Юнг, Э. Фромм) выявила существование проблемы бессознательного, т. е. скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей ... Лейбниц, Р. Декарт и др.). Еще на заре человеческого общества люди задумывались над характером психических процессов, над природой собственной душевной деятельности. Таким возникло представление ...
— область отчетливого знания,
— область смутного знания,
— область бессознательного.
Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью.
Д. Гартли:материалистическое объяснение бессознательного – связь с работой нервной системы. В основе его концепции лежат учение Локка и принципы механики Ньютона: стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов. Анализируя структуру психики человека, Гартли выделяет в ней два круга — большой и малый. Большой круг рефлекторной дугой, малый круг вибрации, расположенный в белом веществе мозга, является основой процессов познания и обучения. Гартли считал, что вибрация участков мозга в большом круге вызывает ответную вибрацию в белом веществе. Исчезая в большом круге, эта вибрация оставляет следы в малом круге. Большое значение имела идея Гартли о том, что от силы этих следов зависит степень их осознанности человеком, причем слабые следы вообще не осознаются. Таким образом, Гартли расширил сферу душевной жизни, включив в нее не только сознание, но и бессознательные процессы, и создал первую материалистическую теорию бессознательного.
Г. Гельмгольц(1821-1894): концепция бессознательных умозаключений. Каждый раз, когда мы совершаем акт восприятия, в нем используется не только актуальная, здесь и теперь имеющаяся информация о происходящем — в нем используется накопившийся опыт восприятия субъектом подобных ситуаций. Например, накопившийся опыт восприятия пространства может привести к иллюзорному восприятию плоского изображения как объемного (что бывает, например, при рассматривании написанной в реалистическом духе картины, на которой изображены уходящие вдаль железнодорожные рельсы).
Наше восприятие как будто бы решает следующий силлогизм:
· Уходящие вдаль рельсы видятся все более и более сходящимися по мере увеличения расстояния от наблюдателя.
· На данной картине рельсы постепенно сходятся.
· Значит, вон та точка железнодорожного полотна на картине находится дальше от меня, чем эта.
При этом подобные умозаключения происходят бессознательно, так что человек, как правило, не в состоянии воспрепятствовать работе этого механизма.
Столь же бессознательной является умственная работа человека, когда, например, он решает в уме сложную задачу, пользуясь знанием формул сокращенного умножения и т.п., — человек просто хорошо «отработал» эти умственные навыки, которые когда-то были вполне сознательными и развернутыми действиями.
Психоаналитическая концепция бессознательного
Классический психоанализ З. Фрейда (1856-1939)
Значение Фрейда: до Фрейда – 1) бессознательное равнозначная часть психики, 2) граница между сознательным и бессознательным открыта.
Фрейд: граница непроницаема. То, что раньше называлось бессознательным, у Фрейда получило название предсознание (содержание не актуально, но может быть осознано), бессознательное нельзя осознать. Методы изучения: гипноз — взлом психики и опосредствованное изучение: сны, оговорки и т. д.
Психика. Сознание и бессознательное
... в психике и определяет бессознательные явления. Методы диагностики бессознательного Гипноз, метод ... бессознательного, нужно знать, как проявляется бессознательное в жизни человека. Психоаналитики выделяют 3 группы бессознательных явлений. Проявления бессознательного: ... бессознательный) - это источник желаний, влечений, инстинктов и т.п. «Я» (Эго- сознательный)– уровень взаимосвязи бессознательного ...
Истоки:
— общение с Брюкке, который исследовал физиологические процессы в терминах энергетических превращений — представление о психическом как о специфической энергии.
— Общение с Шарко по поводу истерии — причины, вытесненные в силу каких-то причин в бессознательное, продолжают оказывать влияние на поведение. + вытеснение как механизм симптомообразования.
— Брейер, гипноз, случай Анны О. — идея о сексуальной природе психологических трудностей и конфликтов. + катартический метод излечения.
— Переписка с Шарко, Брейером, Флиссом — разработка важнейших постулатов психоанализа: происхождение неврозов, возникновение тревоги, понятие защитных неврозов, архитектура истерии, неврозы навязчивых состояний и паранойя.
Этапы:
1. (1886-1897) связан с разработкой модели аффективной травмы. Работа с Брейером, «Очерки об истерии» (1895).
Причины невротических расстройств: 1) реальные внешние травматические события, происходившие в детском возрасте (например, сексуальное насилие) и 2) аффекты, вызванные невыносимыми представлениями и травмами. Вначале речь шла о реальной травме, реальном насилии, позднее Фрейд пришел к мысли, что речь идет о собственных фантазиях, представлениях-желаниях ребенка.
2. (1897-1923) написаны фундаментальные научные работы «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Влечения и их судьба» (1915) и др. В этот период Фрейд выделяет такие влечения, как сексуальное желание (Либидо) и влечение к самосохранению (потребности, связанные с телесными функциями, необходимыми для поддержания жизни индивида).
Эти два вида влечений противопоставляется. Разработана топическая (пространственная) модель психики:
3. (1923-1939) представлен работами «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923).
Разработана структурная модель:
— Id (Оно): принцип удовольствия, первичные процессы, рефлекторные действия;
— Ego (Я): формируется из Оно, когда появляются знания о внешнем мире; принцип реальности, вторичные процессы, перцептивные и когнитивные стратегии. Цель — отсрочка удовлетворения инстинктов для сохранения целостности организма и психики. Снижение тревоги обеспечивается защитными механизмами: отрицания, вытеснения, изоляции, расщепления, всемогущего контроля, примитивных форм проекции и идентификации, регрессии, а также при поддержке механизмов идентификации, интеллектуализации, рационализации, юмора и сублимации и проч.
— Super-Ego (Сверх-Я): система ценностей, стандартов, норм поведения, интернализированных ребенком благодаря общению со взрослыми. Супер-Эго состоит из совести и эго-идеала Совесть формируется в результате наказаний, а эго-идеал — поощрений родителей.
Иначе трактуются человеческие влечения. Фрейд выделил влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Первое включило в себя сексуальное влечение и влечение к самосохранению, второе — стремление к разрушению, полному устранению напряжения, к покою.
Теория личности Зигмунда Фрейда
... же выражению второго влечения, названного Фрейдом либидо или сексуальной энергией, постоянно ... словом по значению. Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. ... или самости (self), первейшей функцией которой является проверка реальности с ... поведения; рот и анус также м.б. привлечены. Наконец, в поведении ... Фрейд говорил: «Бессознательное – это не место, не вещь, это та часть психики, ...
Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт — это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение — потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны.
Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.
Неофрейдизм
Неофрейдизм -это направление в психологии, представители которого так или иначе опираются на психоаналитическое учение З. Фрейда. Выделяют несколько поколений неофрейдистов, которые оставили весомый след в науке. Это такие ученые как К.Г. Юнг, А. Адлер (1-е поколение неофрейдистов), К. Хорни, Э. Фромм (2-е поколение) и другие.
Аналитическая психология К Юнга (1875-1961)
Ученик Фрейда. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом:
— структура психики и бессознательного,
— представление о личностных типах,
— понимание либидо,
— представление о стадиях развития личности и их детерминации,
— о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.
Структура психики:
· Эго — это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными.
· Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго.
· Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) — включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс — это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент — носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.
· Коллективное бессознательное — врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.).
Развитие психики человека в онтогенезе
... с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от ... как личности. Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе 1.1 Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З. Фрейда Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики ...
Такие феномены получили название архетипов. Архетипы — «прообразы», «древнейшие образцы», мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них — архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др.
Функциональные возможности психики и личностные типы.
Психическая функция — психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями — двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция).
Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный).
Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (те. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление и т.д.).
Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта — то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.
Понимание либидо.
Согласно З. Фрейду, либидо — это сексуальная энергия, этот термин обозначает «количественную сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь». К.Юнг полагал, что оно — есть психическая энергия вообще, не имеющая ни явно сексуального (по Фрейду), ни властного (по Адлеру) начала. Эротизация психики сужает возможности личности, «обезображивает культурного человека».
Представление о стадиях развития личности и их детерминации.
Юнг понимает развитие как процесс, продолжающийся всю жизнь. Он носит название индивидуации. Индивидуация — процесс сознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов своей психики, целью которого является объединение всех противоречий в систему, развитие умения быть собой, быть верным самому себе.
Основные этапы индивидуации связаны с отдельными архетипами, с их индивидуальной проработкой. Общий принцип работы с архетипами состоит в проекции (вынесении вовне, на объект) отвергаемых личностных особенностей, с последующей их интеграцией в себя. На основе этого принципа сохраняется идея индивидуации как последовательного объединения всех противоположностей.
Чувство неполноценности и компенсация
... объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиционный финализм, 2) чувство неполноценности и компенсации 3) стремление к превосходству, 4) стиль жизни, 5) социальный интерес, 6) творческое «Я», ... психология Адлера Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с ...
Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий, одним из которых является архетип Тени. Тень — воплощение тех личностных черт, которые считаются недостойными, негативными и болезненными. В самом начале работы с Тенью неприятные качества проецируются на другие объекты с целью такого ложного избавления от них. На самом деле, как говорил Юнг, чем больше сил мы прикладываем к тому, чтобы избавиться от неприятного, тем сильнее оно заявляет о себе. Интеграция Тени в Я привносит новую творческую энергию, способствующую интенсивному личностному росту. Интегрированные теневые особенности становятся подконтрольными, управляемыми, степень их негативного влияния снижается.
Следующий архетип — Персона — воплощает социокультурную детерминацию активности личности, осуществляя гибкое приспособление личности к окружающей действительности. Персона есть проявление личности, противоположное ее подлинности, это система компромиссов, которые позволяют ей адаптироваться к окружающему миру, принимая на себя социальные роли. Проработка Персоны связана с преодолением ее искажающего влияния на личность, которое может происходить в виде идентификации с социальными ролями, маскирующими уникальный склад личности.
Парный архетип Анима/Анимус означает персонификацию таких характеристик, которые не соответствуют половой идентификации мужчины/женщины. Анима представляет собой женскую часть психики мужчины, ассоциирующуюся с чувственностью, настроением, восприимчивостью к иррациональному; Анимус — мужскую часть психики женщины, обнаруживаемую в таких положительных проявлениях, как смелость, умение логически мыслить, инициативность. Отрицание качеств, противоположных полу, может усиливать влияние архетипов, приводя к их инфляции, т.е. к чрезмерному раздуванию. Работа с архетипами на этом этапе также заканчивается интеграцией противоположностей, высвобождая дополнительную энергию, необходимую для личностного развития.
Архетип Мудреца (Духа, Значения, Старого Мудреца) обнаруживается в проекции на определенные объекты силы, жизненной энергии. Он связан с проработкой зависимости от отца/матери и разотождествлением с ними.
Самость является воплощением представления о психической целостности и полноте, символы которого указывают на внутреннюю гармонию, единство всех противоположностей, интегрированность. В реальной жизни человек может только стремиться к достижению Самости, которая, на самом деле, является для него некоторым недостижимым идеалом.
Методы диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.
1. словесно-ассоциативный тест: испытуемому предлагался список слов, на которые тот должен был тут же реагировать первым пришедшим на ум словом. Время реакции фиксировалось с помощью секундомера. Затем тест был усложнен — с помощью различных приборов замечались физиологические реакции испытуемого на различные слова-стимулы. Главное, что удалось обнаружить, — это наличие слов, на которые испытуемые не могли быстро найти отклик, либо удлинялось время подбора слова-реакции; иногда они надолго замолкали, “отключались”, заикались, отвечали не одним словом, а целой речью и т.д. При этом они не осознавали, что ответ на одно слово-стимул, например, занимал у них в несколько раз больше времени, чем на другое. Из этого Юнг сделал вывод о том, что такие нарушения в реагировании связаны с наличием заряженных психической энергией “комплексов” — стоило слову-стимулу “дотронуться” до такого комплекса, как у испытуемого появлялись следы легкого эмоционального расстройства. В дальнейшем этот тест способствовал появлению многочисленных “проективных тестов”.
Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека
... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...
2. толкование сновидений: сновидения имеют не только редуктивную функцию (то есть отражение актуальной ситуации), но и конструктивно синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца).
Всякое сновидение в основе своём имеет своей целью индивидуацию и только неправильное понимание смысла сновидения могут заставить личность регрессировать. В каждом сновидении, есть некоторый посыл который служит расширению сознания и выходу сознания на принципиально иной уровень. Даже кошмар имеет свою позитивную функцию, он выносит на уровень частичного осознания, некий кризисный процесс доселе находящейся в полной тьме неведения и даёт сновидцу возможность осознано работать с конфликтом, который доселе был полностью закрыт.
3. метод активного воображения: “Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно”. Активное Воображение -это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того, чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.
Индивидуальная психология А.Адлера (1870-1937)
Для Адлера характерен иной подход к объяснению динамики психического. В своих работах он тяготел к анализу психического как целого, не делимого на отдельные части. Идею целостности он почерпнул из философской концепции Яна Смитса, который полагал, что целые системы обладают свойствами, отсутствующими у частей.
Основными отличиями теории А. Адлера от теории З. Фрейда являются:
· целевой детерминизм (в отличие от причинного у Фрейда);
· признание изначально социальной природы человека;
· стремление человека к совершенству
· понимание психической жизни как целостной индивидуальности, движимой жизненными целями.
Индивидуальная психология — теория личности Адлера, в которой подчеркивается уникальность каждого индивидуума и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки в процессе движения к своим жизненным целям (individuum в переводе с латинского языка означает неделимый).
Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются:
Смысл жизни человека 2
... рамках которого нравственный смысл жизни человека состоит в совершенствовании человеческой сущности и ее духовных оснований. [6] Как высшую и безусловную ценность рассматривает личность и Н. Бердяев, хотя ...
1) чувство неполноценности и компенсация. У человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям. В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки Это — чувство неполноценности (ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми).
Умеренно развитое чувство неполноценности ? желание преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов. Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта. При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности (совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции).
По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности. Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.
2) стремление к превосходству как стремление к совершенству – основополагающее желание. Стремление к превосходству является врожденным Варианты его проявления: (Критерий — социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества)
· Низкий социальный интерес — невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех.
· Высокий социальный интерес ?стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству.
Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.
3) стиль жизни — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Типы личности: установки, связанные со стилями жизни.
· управляющий тип. Люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для них характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы – два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.
Значение сна в жизни человека
... вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В ... лечить с помощью сна. Литература Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. — 304 с. Винчестер А. Основы современной ... Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет ...
· Берущий тип. Относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Обладают низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят страдания другим.
· Избегающий тип. У людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи.
· Социально-полезный тип. Этот тип человека – воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи – работу, дружбу и любовь – как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
4) творческое Я. Концепция, использованная Адлером для выражения его убежденности в том, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность Стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
5) порядок рождения — основная детерминанта установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей – все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.
6) фикционный финализм. Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной.
Адлер развивал мысль Вайингера («Философия возможного») о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности (ипохондрия – убежденность в болезни).
Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.
Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
· физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
· избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
· отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.
Эрих Фромм: гуманистическая теория личности
Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих потребностей. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности.
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества.
Механизмы бегства. Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь – отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность.
1. Авторитаризм — «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я». Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. У одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции. Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
2. Деструктивность — человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
3. Конформизм — абсолютное подчинения социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть»
Альтернатива – Позитивная свобода — вид свободы, при которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. «Искусство любить»: любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности.
Экзистенциальные потребности человека
Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей (Fromm, 1973).
Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека:
1. Потребность в установлении связей. Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то. Не удовлетворена? нарциссизм.
2. Потребность в преодолении Все люди нуждаются в преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям достичь чувства свободы и собственной значимости. Не удовлетворена ? деструктивность.
3. Потребность в корнях. Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Биологическая связь с матерью ? безопасность+родительская опека?отказ от опеки, от безопасности+зрелость? потребность в корнях, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную цельность и свободу.
4. Потребность в самотождественности. Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, – в самотождественности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле. Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.
5. Потребность в системе взглядов и преданности. Наконец, согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Люди нуждаются также и в объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни. Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом.
Выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл «основными ориентациями характера». Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как стабильные и не меняющиеся со временем.
Социальные типы характера
Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947).
Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях. Следовательно, влияние данного социального типа характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.
Фромм разделил их на два больших класса:
Карен Хорни: социокультурная теория личности
Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. Хорни полагала, что высказывания Фрейда о психологии женщины, особенно его заявления о том, что женщинами движет «зависть к пенису», являются нелогичными и привязанными к культуре Вены XIX века. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
В своих работах Хорни подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений.
Истоки социокультурной теории:
— дискуссия с Фрейдом
— влияние Э. Фромма, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливена.
— Клинические наблюдения
Развитие личности
Решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности:
— потребность в удовлетворении — все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д.
— потребность в безопасности — быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Удовлетворение этой потребности полностью во власти родителей: удовлетворят ? здоровая личность, не смогут ? невротик.
Основным результат дурного обращения со стороны родителей ? развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Такое повдение направлено не только на родителей, но и окружающих, на мир в настоящем и будущем ? базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни. Базальная тревога – причина невроза у взрослого человека.
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций Они есть у всех, но невротики используют их негибко, упираются в одну, не видят альтернатив.
Избыточная потребность » Проявления в поведении
1. В любви и одобрении «Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере «Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях «Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти «Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других «Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть «тупым» в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании «Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой «Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии «Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости «Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости «Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели
«Наши внутренние конфликты» (1945) и типология. Цель каждой стратегии – снижение тревоги.
Типы личности
1) Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу, руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.
2) Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу, руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».
3) Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Представления отечественных психологов о бессознательном
По Асмолову: бессознательное — это отсутствие противопоставленности субъекта и отражаемого им мира, т.е. слияние субъекта и объекта, в то время как для сознательной формы отражения мира характерно различение субъектом мира как такового и своего субъективного образа этого мира. Отсюда можно выделить такие черты бессознательного, как:
— нечувствительность к противоречиям,
— отсутствие критичности,
— слияние прошлого, настоящего и будущего в одном психическом акте,
— иррациональность, странность смысловых связей,
— возможность любого, самого фантастического и оригинального (иногда кажущегося сознанию безумным) решения проблемы,
— наличие особой логики (точнее — особых «логик», поскольку бессознательное разнолико).
Именно потому, что бессознательное не знает логики сознания, оно «открыто бесконечному количеству «иных логик» действительности, которые еще пока не стали достоянием цивилизации».
Классификация бессознательных явлений (по А.Г.Асмолову).
Критерий – их место в структуре деятельности.
1. Надындивидуальные подсознательные явления: описывались разными авторами как «врожденные идеи» (Р.Декарт), «архетипы коллективного бессознательного» (К. Г. Юнг)1, «коллективные представления» (Э.Дюркгейм) и т.п. С точки зрения школы А.Н.Леонтьева, эти явления представляют собой прижизненно усвоенные индивидом (как членом той или иной социальной общности) образцы поведения и способы познания, характерные для этой общности. Таким образом, надындивидуальные надсознательные явления, присутствуя в психике субъекта, имеют социокультурное происхождение. Усвоенные образцы, став достоянием психики субъекта, не осознаются им актуально, хотя и выступают мощным регулятором его поведения и осознанного отражения мира. Существуют в форме «системы значений» (как мы помним, они могут быть словесными, предметными, операциональными, ролевыми).
2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности) — побуждают человека к деятельности, придают ей смысл, при отсутствии условий для немедленного осуществления деятельности обеспечивают постоянную готовность к совершению соответствующих действий, придают личностный смысл важным событиям в жизни человека, меняют пространственные и временные характеристики образов того или иного объекта или ситуации и др.
3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы).
Возникают, развиваются и стабилизируются в процессе решения различных задач (перцептивных, мнемических и др.) и выполняют функции обеспечения успешного достижения целей при повторяющихся условиях действия, аккумулируют прошлый опыт поведения субъекта в подобных ситуациях, переработку информации на разных уровнях и одновременное выполнение множества мелких действий и движений без обязательного контроля сознания. Эти бессознательные регуляторы, обеспечивающие автоматическое выполнение осуществляемых действий (операций), часто называются автоматизмами.2 класса автоматизмов:
— первичные — не осознавались с самого начала их возникновения (напр., ходьба);
— вторичные — происходят из вполне сознательных действий, которые для своего построения и осуществления требуют вначале сознательного контроля, однако по мере «отработки» данного действия оно преобразуется в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне.
В бихевиоризме вторичные автоматизмы («навыки») считались формируемыми механистически путем «проб и ошибок».
Н.А. Бернштейн: при формировании сложного двигательного навыка «повторение происходит без повторения», т. е. на самом деле каждый раз отрабатываемое движение имеет свой «рисунок» (оно «живое») и рано или поздно достигается оптимальная для решения той или иной задачи
4. Неосознаваемые резервы органов чувств – восприятие человеком не осознаваемых им в обычных условиях подпороговых (слабых) раздражителей, которые тем не менее влияют на его ориентировочную деятельность в мире, обеспечивая «преднастройку» на лучшее восприятие ситуации. Физиолог Г. В. Гершуни предложил называть совокупность подобного рода раздражителей «субсенсорным диапазоном (субсенсорной областью)». То, что субъект, не осознавая подобный раздражитель, реагирует на него, можно установить по объективно наблюдаемой реакции (например, по расширению или сужению зрачка).
При приобретении данным раздражителем сигнального значения он способен стать осознаваемым.