Формирование навыков общения во внеурочной деятельности

Башантинский колледж им. Ф.Г. Попова (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Калмыцкий государственный университет»

Курсовая работа

Формирование навыков общения во внеурочной деятельности

Студента 3-го курса заочной формы обучения

специальности 050146 52

«Преподавание в начальных классах»

Е.В. Трусовой

Руководитель

Б.А. Бувенова

Городовиковск 2015

ВВЕДЕНИЕ

Общение — важнейшая социальная потребность, без которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Поскольку человек существо биосоциальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет общение как необходимое условие жизнедеятельности.

С точки зрения психологии (например А.А. Леонтьевым) общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение).

Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.

Как и у всякого объекта научного изучения, у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

— Общение есть взаимонаправленное действие;

— Оно подразумевает активность каждого из его участников;

— Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;

— Каждый из участников этого процесса выступает как личность

— Основными функциями общения являются:

6 стр., 2908 слов

2.ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

... деятельность, если контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание.... 2.ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. Существуют социально-психологические категории общения: ... общения. Убеждение — это главная категория воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование ...

— Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);

— Формирование и развитие межличностных отношений;

— Познание людьми друг друга.

Общение — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.

В настоящее время психологи, педагоги и социологи отмечают ухудшение отношения детей к непосредственному межличностному общению с появлением и расширением социальных сетей. Компьютерная коммуникация создает иллюзию дружеских отношений, ребенок чувствует раскрепощенность, и некоторую безответственность в общении.

Младший школьный возраст связан с вхождением в процесс обучения как наиболее систематизированную форму общения, с учебной деятельностью как ведущей в данном периоде, происходит переход от наглядно-образного мышления к абстрактному, к умению строить рассуждения, делать выводы. С поступлением ребенка в школу также происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть дня дети проводят, контактируя с окружающими людьми: сверстниками, учителями и другими людьми. Изменяется содержание общения, в него не входят темы, связанные с игрой, преобладает деловое общение. В первых классах учащиеся больше общаются с учителем, проявляя к нему наибольший интерес, чем к сверстникам, так как учитель является для них авторитетом, но уже к III-IV классам все меняется. Учитель становится для детей менее значимой и авторитетной личностью, у них растет интерес к общению со сверстниками, который постепенно увеличивается к среднему и старшему школьному возрасту. С внешними изменениями характера общения происходят и внутренние, которые выражаются в изменении тем и мотивов общения. Если в первых классах школы партнер по общению определялся в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классам проявляются иные мотивы межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных качеств партнера по общению. Следующий этап в жизни ребенка — подростковый возраст, когда ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками. Освоение культуры общения в младшем школьном возрасте позволяет успешнее реализоваться в дальнейшем. Педагогам и психологам необходимо контролировать общение у младших школьников и при необходимости проводить коррекционно-развивающую работу с детьми. Как показал анализ литературы по данной проблеме исследования, общение включает в себя такие составляющие как:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);

2) знание норм и правил общения с окружающими («Я знаю»);

3) умение организовать общение («Я умею»)

Поэтому перед педагогом стоит цель научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения.

1. Общение, навыки общения

общение школьник ролевой игра

Общение — взаимодействие двух и более людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью согласования и объединения усилий и налаживания отношений. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется при обоюдной активности участников. Каждый участник общения выступает в ходе него не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... входят в него. Все это находится в самом тесном взаимодействии и согласованности... Все оболочки, или тела человека, состоят из различных видов Материи, облекают его в порядке ... соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть Как утончить ...

Любой акт, даже имеющий все внешние признаки взаимодействия (речь, мимика, жесты), нельзя считать общением, если его предметом является тело, лишённое способности восприятия или ответной психической активности. Только ориентация на отношение другого и его активность, учёт его действий может свидетельствовать, что данный акт есть общение.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому, без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Общение — это не просто безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера является вторым критерием общения.

Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнёра к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнёр воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

Четвёртым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнёр. Изменение активности (настроения, слов, действий) под влиянием отношения партнёра свидетельствует о такой чувствительности.

В совокупности перечисленные критерии могут свидетельствовать о том, что данное взаимодействие есть общение. Однако общение, это не просто внимание к другому или выражение отношения к нему. Оно всегда имеет своё содержание, которое связывает. Само слово «общение» говорит об общности, сопричастности.

Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка. Главное, чтобы этот предмет общения, это содержание были общими для людей, вступивших в общение.

Общение выполняет разнообразные функции, среди них выделяются: организация совместной деятельности, формирование и развитие межличностных отношений, эмоциональное самовыражение и познание людьми друг друга. Функции коммуникативных сигналов в контексте общения выполняют средства общения — осознаваемые и неосознаваемые реакции и поведенческие проявления. Выделяют 3 основные категории средств общения: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые. Каждая категория средств общения имеет свои специфические возможности, определяющие её функции и роль в общении.

5 стр., 2038 слов

Общение как средство взаимодействия с людьми

... одновременно демонстрировать какой-то навык (невербальное общение), и объяснять, что вы делаете (вербальное общение).   Вербальное общение Вербальное общение состоит из двух важных частей: 1. то, ... Кому направлено сообщение – аудитория С каким результатом передается сообщение – эффективность   Общение состоит из пяти важных компонентов, необходимых для передачи информации от одного человека ...

Первыми в онтогенезе возникают экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.д. это выразительные средства общения. Их функция состоит в том, что они служат индикаторами отношения одного человека к другому и составляют обязательный компонент любого уровня развития общения. Особенностью экспрессивно-мимических средств общения являются их неоднозначность и аморфность, они не несут определённого фиксированного содержания. Одним из средств общения являются выразительные движения.

Предметно-действенные средства общения возникают в онтогенезе позднее. Это уже не выразительные, а изобразительные средства общения. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, притягивание и передача предметов, действия с предметами, прикосновения и т.д. Изобразительные средства выражают готовность партнёра к общению и в своеобразной форме показывают, к какому именно взаимодействию он приглашает. Эти средства общения отличаются более высокой степенью произвольности, чем выразительные.

Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребёнком всё новые возможности усвоения от окружающих различного рода знаний и умений, что имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Развитие общения со взрослым происходит как смена нескольких форм общения. Формы общения — это качественные ступени развития общения. Каждая форма общения характеризуется следующими основными параметрами:

1) временем возникновения и длительностью функционирования в качестве основной;

2) местом, занимаемым данной формой общения в более широком контексте жизнедеятельности ребёнка;

3) основным содержанием коммуникативной потребности, удовлетворяемой детьми в ходе общения данной формы общения;

4) характером ведущих мотивов, побуждающих ребёнка на данном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основными средствами общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется коммуникация ребёнка с окружающими людьми. М.И. Лисиной выделено четыре формы общения ребёнка со взрослым:

1. ситуативно-личностное общение — генетически первая форма общения ребёнка со взрослым. Она характерна для детей первого полугодия жизни;

2. ситуативно-деловое общение — вторая по времени возникновения форма общения детей со старшими партнёрами; она характерна для детей раннего возраста;

3. внеситуативно-познавательное общение;

4. внеситуативно-личностное общение со взрослым во второй половине дошкольного детства..

Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений.

Ребёнок к 6 — 7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности. Школьное обучение реализует это стремление, однако окружающим взрослым необходимо понимать особенности нового этапа в развитии личности ребёнка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни.

10 стр., 4817 слов

Невербальные средства общения в управленческой деятельности

... надежна, поскольку каждый человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности. Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных каналов несловесной коммуникации неудобно, ... каждый дополняет, уточняет, корректирует другие. Принято выделять следующие функции невербальных средств общения: . Функция "усиления" - невербальные средства могут подчеркивать, регулировать или даже ...

В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудничества, которая возникает в более развитой форме игровой деятельности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности.

К 6 — 7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности — к учебной. Возникает вопрос о возможности совершить такой переход в оптимальных формах.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе — это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Одним из важнейших показателей готовности к школьному обучению является сформированность общения, так как именно оно представляет собой фактор развития других показателей (определённый уровень развития психических процессов, уровень эмоционально-мотивационной готовности, наличие произвольности, волевого поведения).

Так, предлагаемый Е.Е. Кравцовой нетрадиционный подход к решению актуальной проблемы психологической готовности ребёнка к школьному обучению показывает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Автор практически доказала значение сюжетно-ролевой игры для формирования навыков и новых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы будущего школьника.

Итак, в дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими детьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я». Надо быть осторожным, чтобы не замкнуть начинающую складываться личность. Как часто мы взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое. В общении со взрослыми у детей возникают психологические барьеры: ответить неправильно, показаться смешным, сказать «не так». Особенно это прослеживается при обучении детей на занятиях, когда воспитатель запрограммировал и ждет от ребенка определенного ответа.

17 стр., 8485 слов

Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза

... рекомендациях. При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне ... развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже ...

Следствием такого общения становится то, что ребенок уходит в свою «раковину», становится «молчуном», привыкает быть незаметным. Так вырабатывается комплекс неполноценности.

Найти пути и средства для самораскрытия ребенка, для того, чтобы каждый поверил в себя, в свою неповторимость, особенность и необходимость — нелегко и непросто. Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть — является главной задачей воспитателя и педагога. Наверное, каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Способность общаться со сверстниками и взрослыми — это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность — это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.

1.1 Особенности общения младших школьников

Младший школьник — человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным обстоятельством в жизни ребенка — поступлением в школу.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство(неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.( А.А.Радугина. Психология и педагогика. М. Педагог, 2004.)

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей, и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем. Одним словом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому моменту он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

В период дошкольного детства в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок обучается рефлексии на других людей. В школе в новых условиях жизни эти приобретенные рефлективные способности оказывают ребенку хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем и одноклассниками.

Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Ребенок дошкольного возраста живет в условиях своей семьи, где обращенные к нему требования сознательно или бессознательно корелируются с его индивидуальными особенностями: семья обычно соотносит свои требования к поведению ребенка с его возможностями.

Другое дело — школа. В класс приходит много людей и учитель должен работать со всеми. Это определяет неукоснительность требований со стороны учителя и усиливает психическую напряженность ребенка. До школы индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, так как эти особенности принимались и учитывались близкими людьми. В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате выявляется множество отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и др. ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь — уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых — помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

· качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности

· рефлексия, анализ, внутренний план действий

· развитие нового познавательного отношения к действительности

· ориентация на группу сверстников

2. Формирование младшими школьниками навыков общения во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки». Элементарное умение — это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется субъектом. Действие недостаточно отработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

Навык — действие, которое совершается субъектом быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Осуществляется при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.

Сложное умение — это действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки; общая структура действия варьируется. Это действие не связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

Коммуникативные умения по своей структуре являются сложными умениями высокого уровня; они включают в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе внеурочной деятельности, и в частности сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Группа информационно-коммуникативных умений состоит из умений:

вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);

ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);

соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал.

Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из умений:

— согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само — и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);

— доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);

— применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);

— оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному).

Группа аффективно-коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

— раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;

— ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;

— включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;

— совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

1. Объяснить младшим школьникам необходимость овладения умением внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.

2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».

3. Показать на примерах, как выполняются действия по овладению данным умением. Например:

1) во время разговора с собеседником не думай о чем-то своем, иначе пропустишь что-то важное из рассказа;

2) старайся вникнуть в суть разговора, а не слышать только то, что тебе хочется;

3) не старайся казаться умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет сказать;

4) наибольшее внимание проявляй при разговоре с близкими тебе людьми, так как раскрепощенность в общении с близкими влечет за собой невнимательность по отношению к ним;

5) учись не только слушать, но и слышать.

Не стараться развивать сразу несколько умений или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются между собой — например, умения внимательно слушать собеседника и вежливо реагировать на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами партнеров по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).

2.1 Диагностика младших школьников по определению навыков общения

В мало комплектом (2 -3) классе нами была проведена диагностика по определению навыков общения. Мы работали по методике американского психолога Дж. Морено, которая предназначена для оценки межличностных отношений: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности. Рассмотрим данную методику применительно к детскому коллективу.

Ребятам было предложено перечислить товарищей по классу, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?

2. Кому из одноклассников ты хочешь сказать добрые слова?

3. С кем из одноклассников ты бы хотел обменяться дружеским рукопожатием?

Ребятам было предложено выбрать не больше трех одноклассников. Их фамилии мы записывали в именительном падеже.

Результаты представлены в форме матриц (таблиц), которые составляли вместе с классным руководителем. Для каждого вопроса составлялась отдельная матрица.

Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том и в другом случае фамилии перечислены в одном и том же порядке.

Цифра 1 ставится в столбец того ученика, которого испытуемый выбрал в первую очередь, цифра 2 — в столбец того, который был выбран вторым, 3 — третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС — количество выборов, сделанных данным человеком;

ВП — сумма выборов, полученных данным человеком (т. е. сколько человек выбрали его);

ВВ — количество взаимных, совпавших выборов.

Сумма выборов, полученных каждым ребенком (ВП), является мерилом его положения в классе.

Если ученик получил наибольшее количество выборов, он относится к числу «звезд».

Если получил среднее количество выборов — к предпочитаемым.

Если меньше среднего числа выборов — к пренебрегаемым.

Если не получил ни одного выбора — к изолированным.

Удовлетворенность ребенка собственным положением в классе определяется по коэффициенту:

ВВ (число взаимных выборов) .

ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если число ВВ равно 0, а число выборов, сделанных человеком, — 3 и К = 0/3 = 0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношениях.

Средний уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в классе фиксируется в случае примерного равенства: «звезды» + предпочитаемые = = пренебрегаемые + изолированные.

О низком уровне благополучия в классе свидетельствует преобладание людей с низким статусом.

Если «звезды» + предпочитаемые > пренебрегаемые + изолированные, то это говорит о высоком УБВ, для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе.

В результате у нас получилась такая таблица.

Таблица

Ф.И.О.

Якушенко

Загребельная

Сибикин

Корко

Душейко

Шибко

Магомедов

ВС

Якушенко

X

2

1

3

3

Загребельная

1

X

1

3

3

Сибикин

2

3

X

1

3

Корко

3

2

X

1

3

Душейко

1

2

X

3

3

Шибко

1

3

3

X

3

Магомедов

3

1

1

2

X

3

ВП

5

3

3

3

3

3

2

ВВ

1

0

0

0

1

0

0

Символ «X» означает, что данное поле не подлежит заполнению.

При суммировании полученных значений ВП, ВВ, ВС мы видим, что в классе низкий уровень благополучия.

Дети находятся на промежуточном этапе между переходом от младшего школьного возраста к подростковому возрасту, где центральным новообразованием становится самоопределение школьника. Это, прежде всего, потребность в общении и владение способами его построения. Очень важно, чтобы коммуникативные способности были сформированы в младшем школьном возрасте, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие затруднения у детей младшего школьного возраста установления контакта в процессе в процессе общения.

Мы решили внимательнее приглядится к ребятам во время коллективных игр, творческих занятий, в свободное время. Наши наблюдения дополнили сложившуюся картину и подсказали, кому из детей и в чем нужна помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании социометрические исследования мы провели в форме игры — предложили развлекательно-познавательное мероприятие «Секреты общения» (Приложении № 1)

Кроме игры «Секреты общения» в классе была проведена развивающая ролевая игра «Планета истинных друзей» ( Приложение № 2) , беседы на тему «Умеем ли мы договариваться?», конкурс рисунков «Мой дружный класс», соревнования между мальчиками на праздник 23- е февраля , конкурс «Ай да, девочки!» ( 8 Марта) и ряд других мероприятий для сплочения детей в классе. После этого была проведена повторная диагностика. В результате у нас получилась такая таблица.

Таблица

Ф.И.О.

Якушенко

Загребельная

Сибикин

Корко

Душейко

Шибко

Магомедов

ВС

Якушенко

X

2

1

3

3

Загребельная

1

X

2

3

3

Сибикин

2

3

X

1

3

Корко

3

3

X

1

3

Душейко

2

1

X

3

3

Шибко

1

2

3

X

3

Магомедов

3

1

2

X

3

ВП

4

3

3

3

3

3

2

ВВ

1

0

1

1

1

0

0

При повторном суммировании мы получили средний уровень благополучия в классе. В ходе исследования было выяснено, что в целом эмоциональный фон в классе позитивный, наиболее встречающиеся психические состояния, — дружелюбие, доброжелательность, радость, мечтание, фантазирование. Дети ориентированы на общение в коллективе, коммуникативное взаимодействие друг с другом.

2.2 Деятельность учителя начальных классов по формирования навыков общения у младших школьников

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей — вот основа творчества учителя.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.

Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков и девочек , «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Б) Работа с классным коллективом

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

* коллективные творческие дела (внеклассная работа) развитие речи, планирования коллективных праздников.

* беседы и дискуссии;

* Упражнения на развитие умений общения у младших школьников, тренинги

В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

Формируя навыки общения младших школьников учитель должен следовать следующим правилам:

1) научить детей правильно распределять роли в совместной деятельности и выполнять свои обязанности;

2) быть лидерами в общественной деятельности;

3) соблюдать установленные правила совместной работы, быть хорошими исполнителями;

4) научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения;

5) создавать эмоционально благоприятные условия в детском коллективе;

6) научить каждого ребенка быть самостоятельным в группе или коллективе, преследовать собственные цели, не ущемляя интересы других; 7) правильно вести дискуссию, высказывать собственное мнение и слушать мнение других, доказывать свою позицию и признавать правильность позиций других;

8) научить решать конфликты в сфере межличностных отношений.

Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.

3. план-конспект внеурочного занятия, направленного на формирование навыков общения младших школьников

Тема: «Влияние подвижных игр на положительный эмоциональный настрой учащихся»

Место проведения: спортивный зал школы

Цель занятия: дать учащимся знания и практические навыки, необходимые для овладения жизненно важными двигательными действиями средствами умений и знаний народных подвижных игр.

Задачи занятия:

Личностные компетенции:

1. формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа средствами познания истории народных подвижных игр;

2. развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости при участии в народных подвижных играх;

3. развитие навыков сотрудничества со сверстниками в игровых ситуациях.

Метапредпредметные компетенции:

1. овладение способностью принять цель и задачи игровой деятельности;

2. осуществлять взаимный контроль и соблюдать правила поведения во время игр;

3. определять эффективные способы достижения положительного результата в игре.

Предметные компетенции:

1.фомирование представлений о значении подвижных игр в укреплении здоровья человека;

2. овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность посредством подвижных игр;

3. взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований.

Планируемые результаты:

1. использовать подвижные игры как средство укрепления здоровья;

2. организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;

3. учится оказывать моральную поддержку сверстникам при выполнении игровых заданий.

Часть урока

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Вводная часть

10 мин

Организация урока

Подготовительный блок:

Построение, сообщение задач занятия, подведение к пониманию и принятию цели занятия. Мотивационный блок.

Опрос учащихся по знаниям истории возникновения и развития народных подвижных игр:

Народные подвижные игры существовали издавна, и играли в них не только дети, но и взрослые! А все потому, что игры воспитывали силу, ловкость, выносливость, смелость.

Эти качества помогали людям добывать пищу и защищать свой очаг.

А для чего нужны в современном мире народные подвижные игры?

Для чего нужно знать и играть народные подвижные игры?

Знания теории.

Когда возникли народные подвижные игры?

Организационный блок:

Упражнение на внимание.

2. Игра «Великаны и гномики»

3. Закрепление и совершенствование навыков упражнений с разновидностями ходьбы и бега в медленном равномерном темпе.

4. ОРУ с флажками проводят учащиеся.

Проверка осанки.

Опрос самочувствия.

Учащиеся организовывают, и проводить самостоятельно разминку.

II

Основная часть.

Игры по выбору детей.

30 мин

Учащиеся организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры.

Игры на развитие скорости:

1. Игра «Вызов номеров»

2. Игра « Волк во рву»

Правила поведения во время игры:

Играть честно, по правилам.

Поддерживать своих товарищей.

Игра на развитие силы:

1. Игра «Сковорода»

Не унижать соперников.

Игры на развитие ловкости

1. Игра « Невод»

2. Игра «Гуси — лебеди»

Отстаивать свои права не криками и кулаками, а спокойно, терпеливо.

Игры на развитие положительного эмоционального настроения учащихся:

1. «Выбери друга»

Ученики становятся в круг, лицом к центру. Задание: без движений руками, без слов и жестов, только глазами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поменяться местами.

2.«Дерево дружбы»

А вот прощальная игра…

Игру заканчивать пора…

Зови, игра, всех наших друзей,

Играть с друзьями веселей!

Все берутся за руки. Один ученик — «дерево». Он стоит на месте, а учитель с другого края ведет всех учащихся по кругу, постепенно закручивая школьников вокруг «дерева». Таким образом, вырастив большое «Дерево дружбы»

Проиграл — не плачь. Будь настойчивым, и в следующий раз обязательно победишь. Выиграл — не зазнавайся.

В процессе этой игры формируется техника перемещения и начальные навыки общения.

Взаимодействуя, со сверстниками и учителем формировать навыки дружбы.

III

Заключительная часть

5 мин

1.Подведение итога занятия (подвести учащихся к цели и узнать оправдывает ли цель достигнутых результатов и каких?)

2. Рефлексия.

3. Релаксация Игра «Снеговик»

Домашнее задание: Разучить подвижную игру.

Какие мы можем сделать выводы?

Играя в подвижные игры, Вы развиваете свою двигательную активность или нет? Развивая двигательную активность, Вы сохраняете здоровье или нет?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в своей работе мы рассмотрели вопросы, связанные с формированием младшими школьниками навыков общения во внеурочной деятельности; рассмотрели методы, формы и средства для формирования навыков общения; провели анализ диагностики в малокомплектном 2-3 классе. Целью нашей курсовой было: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.

Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. В работе с младшими школьниками мы отдавали предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

На занятиях мы использовали: сказкотерапия, изодеятельность, ролевые и подвижные игры, беседы, развивающие упражнения или игры, моделирование и анализ ситуаций. Эти занятия позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качество младших школьников: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. Они помогут понять детям, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.

2. Баранов С.П., Болотина Л.Р. и др. Педагогика М.: Просвещение,

3. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.

4. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

5. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры общения у младших школьников //Начальная школа плюс до и после// № 2 — 2007.

6. Гин С. И. Прокопенко И. Е. «Первые дни ребёнка в школе» Москва, 2000. 7. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Москва, 2008.

8. Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», «Завуч начальной школы», №5, 2004.

9. Львов М.Р. Культура речи. //Начальная школа// № 1 — 2002.

10. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 — 4 классы.// — Волгоград: Учитель, 2007.

11. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах М.; 1965г.

12. Педагогика. Учеб.пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 2004.- 608 с.

13. Подласый И.П. педагогика: в 3-х кн; кн 3.: теории и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по напрвлениям подгот. и специальностям в об. «образование и педагогика»/ И. П. Подласый — 2-е издание испр. и доп.- М: ВЛАДОС, 2007

14. Савова М.Р. Повышение культуры речи как фактор развития личности. Начальная школа// № 6 — 2008.

15. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений._ М.: Академия, 2007.- 576 с.

16. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. — М: АРКТИ, 2007.

17.Франц Хофман Мудрость воспитания.

Педагогия. Педагогика (очерки развития пед. теории) М. :Педагогика, 1979г.

18. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 — 2007.

19. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.

Приложение 1

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме «Секреты общения»

Цели: установление взаимопонимания при общении со сверстниками;

Задачи:

— организовать общение между учащимися;

— воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;

— воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, фонограммы песен «Улыбка» и «Голубой вагон».

Ход классного часа.

1. Милые девочки и мальчики, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением споём песню «Улыбка».

Спасибо, садитесь.

Дети с учителем стоят в кругу (1 куплет + припев).

Стулья расположены по кругу.

2. Сегодня мы продолжаем своё путешествие по замечательной Стране Общения. А отправимся мы в путь на нашем знакомом паровозике Шустрике. Но чтобы он заработал, нам необходимо вспомнить секреты, которые помогают жителям Страны дружить.

Итак, все вместе произнесём первый секрет общения.

Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

Жители Страны знают своих друзей по имени и всегда найдут им добрые слова.

Игра. Передаём доброе слово «по кругу».

Называй своего рядом сидящего соседа по имени и, прикасаясь своей ладошкой к его ладошке, надо сказать ему добрые, приятные слова (например, «Света, как хорошо, что мы с тобой сегодня встретились».)

Молодцы, дети, называя своего соседа по имени, вы смогли сказать ему хорошие добрые слова.

Вспомним второй секрет общения.

Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много.

Проверьте себя, насколько вы внимательны.

Игра «Четыре стихии».

Четыре стихии — это вода, воздух, огонь и земля. По команде «земля2- опустите руки вниз, по команде «воздух» — поднимите руки вверх, по команде «вода» — вытяните руки вперёд и делайте ими плавательные движения, по команде «огонь»- вращайте кистями рук (руки в стороны).

А вот и Шустрик заводит свои моторчики, скорее садимся в вагончики и отправляемся в Страну Общения.

Дети встают друг за другом «паровозиком» и под музыку «Голубого вагона» за учителем проходят по классу.

3. Внимание.

Крибле-крабле-бумс.

Мы с вами — жители Страны Общения, люди могут здесь общаться с помощью мимики, жестов, речи.

Выполним мимическую гимнастику, «погримасничаем»:

· удивитесь (сморщить лоб, поднять брови)

· рассердитесь (сдвинуть брови, нахмуриться)

· изобразите безразличие (расслабьте мышцы лица)

· испугайтесь (широко открыть глаза и рот, напрячься)

· обрадуйтесь

Замечательно, ребята, вы настоящие артисты.

Передавать своё настроение мы можем не только с помощью мимики, но и жестами.

Упражнение «Ключ».

Представьте, что вы потеряли ключ от квартиры, очень расстроены.

Ваши действия?

Кто желает показать? Выбрать одного ребёнка. Выражение горя на лице, жестами показать, как ищут ключ.

Но вот ключ нашёлся! Выражение радости.

Ребята, вы верите, что он радуется?

Представьте теперь такую ситуацию.

Вы дома одни, во все игры переиграли, книжку почитали, телевизор посмотрели. Вам скучно, грустно…

Исполняют все.

Выражение грусти.

(Пауза)

Но вот пришла мама с работы.

Упражнение «Царевна-Несмеяна».

(Катя) насЦаревна-Несмеяна (изобрази её).

Она грустит, плачет, её ничто не может развеселить. А вы все — добры-молодцы и красны-девицы с помощью мимики, жестов и слов попробуйте её развеселить, говоря о том, какая она хорошая.

Шустрик пыхтит. Пора продолжать путешествие. Встали. Поехали. Так же «паровозиком» под музыку

4. Послушайте небольшой рассказ Осеевой «Просто старушка».

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подруга.

— Нет?

— Ну, тётя или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил мальчик. — Это просто старушка.

Вопросы для обсуждения:

· Кто в рассказе вам понравился и почему?

· Можем ли мы сказать, что он совершил хороший поступок?

· Что такое хороший поступок?

· Почему мальчик поступил так?

· Как бы каждый из вас повёл себя в такой ситуации?

Как вы считаете, правильно ли будет сказать: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Это третий секрет общения.

Кто может повторить?

Все вместе.

5. Упражнение «Стул».

Я приглашаю к себе двух девочек. А все внимательно наблюдайте за тем, что сейчас будет происходить.

Прошу сесть.

В зависимости от того, как дети выйдут из ситуации, можно задать вопросы: (Тому, кто остался без места.)

— Как ты себя чувствуешь?

А как ты себя чувствуешь?

Кто хотел бы показать по-другому?

А теперь я приглашаю девочку и мальчика

Продолжаем наше путешествие. Так же “паровозиком” под музыку

6. Мы с вами очутились возле горного ущелья.

Упражнение «На узкой тропинке».

Двое детей идут по “узкой тропинке” навстречу друг другу. С одной стороны гора, с другой — пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке?

Пригласить разыграть ситуацию двух мальчиков.

Упражнение «Лужа».

Представьте такую ситуацию. Прошёл сильный дождь. Маленькая девочка осталась одна посредине большой лужи. Сама она не могла выбраться. Помоги ей!

Попрошу сыграть роль девочки

7. Итог.

Какой секрет общения сегодня вы узнали?
Наш классный час подошел к концу. Вам понравилось? У вас хорошее настроение? Давайте с помощью мимики покажем своё настроение (улыбка), с помощью жестов поблагодарим друг друга за работу (аплодисменты) и скажем все вместе «спасибо».А теперь садимся в вагончики и отправляемся домой. Под музыку «Голубой вагон».

Приложение № 2

Развивающая ролевая игра в 2-3-х классах. Сценарий «Планета истинных друзей»

Оборудование. Нарисованные плакаты или оформленная классная доска: «Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан), «Познай самого себя» (надпись на Дельфийском храме).

На классной доске написано слово «Воспитанность», прикрытое листом бумаги.

Приглашенные. В качестве приглашенных могут выступать родители учащихся, школьный педагог-психолог, социальный педагог или старшая вожатая.

Из числа приглашенных может быть и ведущий, а классный руководитель в этом случае будет осуществлять роль педагога-организатора.

Предварительная работа. За несколько дней до классного часа можно предложить учащимся сформировать несколько микрогрупп, т.е. «сообщества обитателей планеты».

Микрогруппы формируются по принципу «Парад планет»: название, население, правила взаимоотношений, события, решение конфликтов

Игровая ситуация «Учимся общаться»

Учитель: Ребята, чтобы понять тему нашего классного часа, послушайте шуточную ситуацию, которую рассказала Татьяна Мартынова.

Выходят три ученика и читают стихи.

1-й ученик:

Маша, Глаша и Наташа

Шли по улице втроем,

Им навстречу Ник и Саша:

Ник и Саша. И Артем!

2-й ученик:

Саша Машу испугался,

Влез на дерево, вопит!

Глаша не боится Ника,

Просто там уже сидит.

3-й ученик:

Ник трясется — не спасется…

Маша — вспрыгнула на столб.

А Наташа из колодца —

Где Артем? А где Артем?

1-й ученик:

Но Артему под скамейкой

Тяжело в пыли лежать.

И садовник пыль из лейки

Стал некстати поливать.

2-й ученик:

Как Артемка засмеялся,

Тут и страх прошел у всех.

Стали прыгать, будто зайцы,

Под веселый громкий смех!

По стихотворению Т. Мартыновой «Как нам подружиться?»

Учитель: Догадались? Правильно, о взаимопонимании, об искусстве дружить и понимать друг друга, чтобы не бояться своих товарищей, как в этом шуточном стихотворении.

Умение дружить — это целое искусство, постичь которое можно, только попав на «Планету друзей». Вы готовы совершить необычное путешествие в эту загадочную страну взаимопонимания? Тогда, внимание, мы приглашаем вас принять участие в игре «Планета друзей».

(Выходят двое ведущих и помогают учителю вести игровую программу)

1-й ведущий: Итак, игровая ситуация такова: существует множество необитаемых планет, звезд, на которых можно поселиться. Вы создали команды, выбрали, с кем поселитесь вместе. Начнем с упражнения-активатора. Вам нужно хорошо понять и прочувствовать друг друга. Возьмитесь за руки, пожмите руки… А теперь выполните первое задание: придумайте название и население планеты.

(Каждая команда представляет название и население своей «планеты»)

2-й ведущий: Моя задача — дать вам возможность доказать, что вы достойные представители своих планет. Но прежде определите правила взаимоотношений на вашей планете, позволяющие всем ее жителям быть друзьями. Эти правила должны вам. помочь дружно выполнить задание. (Каждая команда называет правила взаимоотношений на своей планете)

1-й ведущий: Вы знаете, мне захотелось побольше узнать о вашей жизни на планетах, ее основных событиях. Расскажите, пожалуйста, о событиях, которые происходят на вашей планете.

(Участники команд рассказывают о наиболее ярких событиях, которые произошли на их планете)

2-й ведущий: А вот событие на планете Земля. Но, прежде чем я вам расскажу о нем, выполните четвертое задание: сформулируйте основные правила разрешения конфликтов на вашей планете.

(Каждая команда называет эти правила)

1-й ведущий: А теперь я расскажу о происшедшем событии на планете Земля (учащиеся слушают рассказ О. Тихомирова «А вдруг?»).

«С утра прошел дождь. Алешка прыгал через лужи и быстро-быстро шагал. Нет, он вовсе не опаздывал в школу. Просто он еще издали заметил синюю шапочку Тани Шибановой.

Бежать нельзя: запыхаешься. А она может подумать, что бежал за ней всю дорогу.

Ничего, он и так ее догонит. Догонит и скажет… Только вот что сказать? Больше недели как поссорились. А может, взять да и сказать: «Таня, пойдем в кино сегодня?» А может, подарить ей гладкий черный камушек, который он привез с моря?..

А вдруг Таня скажет: «Убери, Вертишеев, свой булыжник. На что он мне нужен?!»

Алеша сбавил было шаг, но, взглянув на синюю шапочку, вновь заторопился.

Таня шла себе преспокойно и слушала, как машины шуршат колесами по мокрой мостовой. Вот она оглянулась и увидела Алешку, который как раз перепрыгивал через лужу.

Она пошла потише, но больше не оглядывалась. Хорошо бы он догнал ее возле вон того палисадника. Они пошли бы вместе, и Таня спросила бы: «Не знаешь, Алеша, почему у одних кленов листья красные, а у других желтые?» Алешка посмотрит-посмотрит и… А может, и не посмотрит совсем, а буркнет только: «Читай, Шиба, книжки. Тогда все знать будешь». Ведь поссорились…

За углом большого дома была школа, и Таня подумала, что Алешка, пожалуй, не успеет догнать ее. Нужно остановиться. Только ведь не встанешь просто так, посреди тротуара.

В большом доме был магазин «Пиджаки и брюки». Таня подошла к витрине и принялась разглядывать манекены.

Алешка подошел и встал рядом… Таня посмотрела на него и чуть улыбнулась… «Сейчас что-нибудь сказанет», — подумал Алешка и, чтобы опередить Таню, проговорил:

— А-а, это ты, Шиба… Здравствуй…

— Привет, Вертишеев, — бросила она.

Алешка быстро зашагал дальше, а Таня задержалась у витрины. Снова начал накрапывать дождь».

2-й ведущий: Что бы вы могли посоветовать героям этого рассказа?

Игровые группы после обсуждения предлагают свои советы.

Учитель: Ребята, теперь вы убедились, как важно уметь общаться? В технике общения важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, как бы читать людей, настраиваясь на коммуникативную волну.

Как это делать? Вот несколько нехитрых правил:

* Излучайте положительные эмоции (веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно спокойный человек всегда привлекает).

* Улыбайтесь человеку и старайтесь, чтобы улыбка была искренней.

* Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.

* Называйте его по имени и так, как он хочет сам.

* Нужно уметь слушать и уметь распределять инициативу в разговоре.

* Говорите комплименты.

* Поддерживайте темы разговора, которые предложил сам человек.

Учитель: Скажите, можно эту технику общения использовать на Земле? А правила, существующие на ваших планетах? Давайте подумаем, почему же предлагаемые образцы жизни не всегда достигаются на Земле? (Ответы учеников)

А теперь напишите, пожалуйста, правило, мысль, высказывание, которое вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую иначе можно назвать «Планета друзей», потому что, если вы будете использовать эти правила, у вас будет очень много друзей.

Итак, задание: сформулируйте несколько правил для «планеты» нашего класса.

Игровые группы и отдельные учащиеся называют правила, которые необходимо соблюдать в общении и взаимодействии одноклассников.

Учитель: Об искусстве общения люди сложили много пословиц и поговорок. Вот послушайте народную мудрость, пословицы и поговорки и объясните их значение:

* Лошадь узнают в езде, а человека в общении.

* Учись вежливости у невоспитанного.

* Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани.

* Добро помни, а зло забывай.

* В добре жить хорошо.

* Делать добро спеши.

* Доброе дело и в воде не тонет.

* Доброе дело крепко.

* Доброму делу не кайся.

* Добро и во сне хорошо.

* Берись дружно — не будет грузно.

* В согласном стаде волк не страшен.

* Вдруг не станешь друг.

* Все за одного, один за всех.

* Где лад, там и клад.

* Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

* Для друга и семь верст не околица.

* Друга выручи, а сам себя выучи.

* Какову дружбу заведешь, такову и жизнь поведешь.

(Учащиеся объясняют значение пословиц и поговорок)

Учитель: А теперь, ребята, пришло время узнать, что за слово написано на доске? Я буду вам подсказывать, а кто первый угадает, получит символический приз. (Учитель зачитывает определения данного слова, а ученики должны после каждого определения отгадывать слово) Итак:

* Это слово характеризует хорошего человека, умеющего общаться в обществе.

* Этот человек никогда не войдет в общественный транспорт, не пропустив вперед пожилого человека.

* Этот человек не станет кричать через улицу своему товарищу.

* Это слово подходит к общительному человеку, который никогда не грубит и правильно ведет себя во время еды, в общественном транспорте, в общении со своими сверстниками и со старшими. (Воспитанность)

3. Кроссворд о дружбе

Учитель: А перед тем, как завершить наше путешествие на «Планету друзей», я предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. Будьте внимательны, если вы правильно разгадаете все слова по горизонтали, то в первой вертикальной колонке обнаружите ключевое слово нашего путешествия. Итак…

Задания для слов по горизонтали:

1. Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)

2. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)

3. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)

4. Без него нельзя выполнить никакую работу или выучить уроки. (Желание)

5. Она помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель. (Бережливость)

6. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

(Ключевое слово в первой вертикальной колонке — «дружба»), Учитель поощряет отличившихся ребят.

Учитель: Чтобы мы все запомнили, что на нашей школьной «планете» надо жить дружно, быть воспитанными и уважительными друг к другу, я предлагаю вам спеть веселую песенку, которая поможет еще сильнее сплотить наш дружный классный коллектив. Всеми ребятами исполняется «Песенка друзей» на стихи Сергея Михалкова.

Подведение итогов. В ходе ролевой игры в классном коллективе могут быть сформированы «своды» или правила жизнедеятельности классного коллектива. «Свод правил» ведущий или классный руководитель еще раз зачитывает перед ребятами и предлагает оформить их для классного уголка или классной газеты.

Приложение № 3

Упражнения — тренинги

1. Объект внимания

Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно. Наблюдающий должен запомнить:

настроение своего объекта;

последовательность действий объекта;

угадать, за кем наблюдает объект. Проследить, как он делает это и маскирует слежку.

На наблюдение дается 5 минут. Дети расходятся по комнате, им предоставляется полная свобода действий.

После этого дети садятся в круг. Рассказывают о своих впечатлениях: кто заметил наблюдающих, воспроизводят действия своего объекта и т.д.

В результате данного тренинга развивается внимание, можно проследить предпочтения детей при выборе партнера в общении (выберет объектом того, кто интересен) и т.д.

2. Выбери партнера

Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.

Формирование навыков невербального общения.

3. Групповой рассказ.

Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.

Упражнение на сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.

4. Комплимент

Комплимент — это любезные приятные слова, похвала, лестный отзыв, одобрение внешности, поступков, характера, действий. Доброе отношение к человеку, видение в нем лучшего. Детям рекомендуется делать не менее трех комплиментов в день и стараться не упускать из внимания те комплименты, которые они получают сами. Лучшим ответом на сделанный комплимент считается выражение собственных положительных чувств.

Упражнение на развитие таких качеств как доброжелательность, вежливость, внимательность; формирование значимости для ребенка мнения окружающих и т.д.

Размещено на Allbest.ur