К СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

 

Каждый семинар должен включать в себя следующие разделы:

1. План занятия.

2. Ответы на вопросы в виде кластеров (можно с пояснениями. Например, слева в развороте тетради кластеры по отдельным вопросам и подвопросам, а справа – пояснения, комментарии, определения).

Кластеры– графический прием, используемый для систематизации материала. Это выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Это выглядит так:

2.

 

3. Психологический словарь (можно завести отдельную тетрадь. Словарь вести по темам, а не по алфавиту.)

 

3. Решение практико-ориентированных заданий.

Решение практико-ориентированных заданий следует выполнять по следующей схеме:

1).

Предметная отнесенность задачи (тема, раздел)

2).

Теоретическое обоснование (какой материал из теории надо знать, чтобы решить задачу)

3).

Решение задачи

4).

Обоснование решения.

Прошу строго придерживаться предложенной схемы.

 

5. Решение тестов.

 

Рекомендуемая литература:

1. Маклаков, А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011, 592 с.

2. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009, 256 с.

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Семинарское занятие 1

Предмет, задачи и методы психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о психологии. Особенности психологии как науки.

2. Место психологии в системе наук о человеке. Междисциплинарные связи психологии.

3. Обыденное и научное познание в психологии.

4. Предмет психологии. Психика. Структура психических явлений.

5. Структура психологии. Классификация отраслей психологии.

6. Понятие о методе. Методология, метод, методика.

7. Принципы отечественной психологии.

8. Классификация методов исследования в современной психологии.

9. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент. Их виды, достоинства и недостатки.

10. Анкеты, интервью и другие методы сбора и анализа материала.

11. Психодиагностические методы. Психологические тесты.

 

Терминологический тезаурус: предмет психологии, задачи психологии, онтогенез, научная психология, обыденная психология, психические процессы, психические свойства, психические состояния, методология; методологические принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, объективности, индивидуализации, активности, историзма, системности (психофизического единства), метод, методика; методы психологии: эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, формирующий); наблюдение (интроспекция, скрытое, включенное); анкета, беседа, интервью, социометрия, тесты.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... от неизвестного к тому. что требуется узнать В психологии решения задач используется понятие «поиск решения» — это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те ... побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения. Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли ...

Задания на отработку компетенций:

Практико-ориентированные задания

Тестовые задания

 

Семинарское занятие 2

Эволюционное развитие психики

Вопросы для обсуждения:

1. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

2. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

3. Отличия психики животных и человека.

4. Мозг и психика, функции психики. Специализация полушарий головного мозга.

5. Происхождение и развитие сознания. Предпосылка и условие развития сознания.

6. Структура сознания. Психологические характеристики сознания.

Терминологический тезаурус: мозг, психика, сознание, бессознательное; психические явления, психические процессы, психические свойства, психические состояния.

Задания на отработку компетенций:

Практико-ориентированные задания

Тестовые задания

 

Семинарское занятие 3

Психология деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Общеепонятие о деятельности. Предмет деятельности. Психологическая структура деятельности.

2. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность.

3. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и активность.

4. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы (операции), с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и наличных средств достижения цели. Взаимопереходы составляющих деятельности.

5. Основные виды деятельности (игра, учение, труд) и их психологическая характеристика.

Терминологический тезаурус: активность, действие, деятельность, игра, операция, труд, учение, цель, экстериоризация, интериоризация.

Задания на отработку компетенций:

Практико-ориентированные задания

Тестовые задания

Семинарское занятие 4

Психология общения

1. Понятие об общении. Общение и деятельность. Роль общения в психическом развитии человека. Функции и структура общения.

2. Общение как коммуникация. Коммуникативный аспект общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

7 стр., 3093 слов

Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи

... организации деятельности: Занятие-тренинг. Структура занятия: 1. Вводная часть: организационный момент – приглашение детей в сказку. 2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи. · Задания на развитие интонационной ...

3. Общение как интеракция. Психологическая совместимость и ее достижение в общении. Трансактный анализ Э.Берна. Стратегии взаимодействия по К.Томасу.

4. Общение как социальная перцепция. Механизмы взаимопонимания и эффекты межличностного восприятия.

Терминологический тезаурус: общение: межличностное, межгрупповое; процессы: коммуникация, интеракция, социальная перцепция. коммуникативный барьер, вербальная и невербальная коммуникация; кооперация, конкуренция, конфликт; идентификация, рефлексия; эффекты общения: новизны, ореола; аттракция.

Задания на отработку компетенций:

Практико-ориентированные задания

Тестовые задания

 

Семинарское занятие 5

Психологическая характеристика личности

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность.

2. Многозначность понятия личности в современной психологии. Структурный и генетический аспекты анализа личности: Личность как “система мотивов”. Личность как “самосознание”. Личность как способность к творческим проявлениям. Личность как способность к нравственному поведению.

3. Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович).

4. Роль социализации в формировании личности. Когнитивный и мотивационный аспекты социализации. Интериоризация как механизм социализации (П.Жане, Л.С.Выготский).

Стадии процесса социализации, институты социализации.

5. Движущие силы развития личности. Объективный и субъективный подходы к выделениям движущих сил развития личности.

· Психоаналитическая ориентация. Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории Фрейда. Модификация идей классического психоанализа в теориях, Г.Салливена, К.Хорни, А.Адлера, Э.Фромма

· Когнитивисткая ориентация. Представление о движущих силах развития личности в теории К.Левина. Развитие как итог “когнитивных конфликтов” (Л.Фестингер, Г.Келли).

· Экзистенциальная ориентация. Тенденция к самоактуализации и самореализации как движущая сила развития личности в теориях А.Маслоу и Г.Олпорта.

6. Структура личности. Выделение единиц как способ анализа структуры личности:

· Черта как элемент анализа строения личности. Факторный подход к структуре личности (Кеттелл Р., Н. Айзенк, Дж.Гилфорд).

· Личностный конструкт как элемент структуры личности (Г.Келли, Ф.Франселла, Д.Баннистер).

· Влечение как элемент анализа строения личности. Представления о структуре личности в психоанализе З.Фрейда. Понятия “Оно”, “Я”. “Сверх-Я”. Развитие этих представлений в психологии Г.Юнга. Защитные механизмы личности.

· Диспозиция как элемент анализа строения личности. Структура личности в теории установки (Д.Н.Узнадзе и др.).

· Отношение как элемент строения личности. (В.Н. Мясищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).

· Деятельность как элемент строения личности. Параметры структуры личности в концепции А.Н.Леонтьева: широта жизненных отношений, степень иерархизованности мотивов, общий профиль системы деятельностей (мотивов).

·“Я” как единица личности в теориях “личности как самосознания”. Структура самосознания личности. Самооценка и особенности ее формирования.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

7. Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Особенности опредмечивания потребностей в условиях высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека.

8. Проблема базовых потребностей человека. Решение этой проблемы в различных школах и направлениях психологии. Биологическое и социальное в развитии мотивации человека.

9. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения.

10. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные мотивы, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.

Терминологический тезаурус: человек, индивид, индивидуальность, деятельностный подход, системный подход, движущие силы развития личности, активность, самосознание, образ «Я», самооценка, уровень притязания, рефлексия, внутреннее противоречие, мотивация, потребности, мотивы, направленность.

 

Задания на отработку компетенций: