Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молод

Факторы, способствующие приобщению к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью

М. А. Ковальчук, А. В. Ковальчук

Современной ситуации развития российского общества соответствует крайне неблагоприятный социальный фон, который характеризуется такими тенденциями, как рост статистической кривой отклоняющегося поведения, в первую очередь молодежи, усиление интереса детей и подростков к употреблению различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, рост проституции и агрессивного поведения молодых людей, проявление фактов необоснованной жестокости, вандализма, безнравственности.

Особую тревогу взрослых: педагогов, психологов, родителей, медиков, работников правоохранительных органов − вызывает «омоложение» контингента проблемных, трудных, социально дезадаптированных детей, детей, интересующихся наркотическими веществами и начинающих употреблять их.

Естественно встает вопрос: почему у несовершеннолетней молодежи формируется мотивация приобщения к употреблению различных психоактивных веществ, какие факторы обуславливают ее формирование? Что побуждает наших детей проявлять интерес к наркотикам, пробовать и употреблять наркотические вещества?

Первый фактор, на котором бы хотелось остановиться, — это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей. Совсем необязательно, что родители или другие взрослые, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя. В нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным. Существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий).

18 стр., 8610 слов

Занятие 2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

... психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны). Задачи: обсуждение причин употребления психоактивных веществ; обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на ... в общественном транспорте. Модели поведения: 1. Полная трезвость. Около 30% взрослых не пьют вообще. ... конфликтных ситуациях — между ребенком и родителями, между ребенком и учителем, между ребенком и сверстниками. Цель ...

Восприятие и постепенное усвоение ребенком алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у него сформируется интерес к употреблению алкоголя, который может перейти и на другие психоактивные вещества. Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к наркотическим веществам выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, — информационный. Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким — либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т. д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему? Почему в таких „красках“ взрослые все это представляют?». Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «Мне хотят помочь, от меня требуют (в призывной форме), чтобы я этого не делал — значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет — здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом -употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик — попробуй их!». Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» — «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор — призывно звучит в буклете).

9 стр., 4485 слов

Мотивация. Формирование мотивации учения

... (ГОУ ВПО) «ЧГПУ» Отделение заочного образования Контрольная работа по педагогике «Мотивация. Формирование мотивации учения» Выполнил: Дронова Е.В. Проверил: Салаватулина Л.Р. Челябинск ... . Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается «психологическое насыщение». Учащиеся отвлекаются от того, что ...

Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не принимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информация есть в интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет междустрочья, содержащего запрет, и мы часто забываем о том, что мнению друзей и своим собственным убеждениям дети склонны больше доверять, чем взглядам и позициям взрослых, поэтому перегруженность информацией и ее назидательный характер часто оказывают обратное действие на растущего человека, побуждая его сделать то, против чего так протестуют взрослые, для того, чтобы получить ответ на возникающие вопросы: «Почему меня так от „этого“ оберегают?». Конечно, нельзя однозначно решать вопрос: информировать или нет? Давать информацию детям о наркотиках и их действии на организм человека или нет? Показывать фильмы из жизни наркоманов или нет? Бесспорно — информация нужно, но прежде чем информировать ребенка, необходимо найти тот оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

Следующий фактор мы назвали индивидуально — психологическим. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личност-но-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно:

 — низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т. п.;

27 стр., 13151 слов

Понятия о психоактивных веществах и наркотических веществах

... о психоактивных веществах и наркотических веществах Под психоактивным веществом (ПАВ) понимают любое вещество (природное ... приобщении женщины к систематическому потреблению алкоголя имеют дефекты воспитания. Отсутствие серьезных интересов, целей в жизни, увлечений легко заполняется бессодержательным времяпрепровождением с употреблением ... , которые не только определяют мотивацию отношения к алкоголю, но ...

 — наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;

 — чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т. д.;

 — недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;

 — отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;

 — замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;

 — легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);

 — недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. Еще один фактор, на котором хотелось бы остановиться. Мы назвали его «социальный инфантилизм». Как показывают не только наши, но исследования различных ученых и наблюдения практиков, у многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность. Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание гедонически-потребительс-ких установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться. Присутствие у ребенка данных качеств, на наш взгляд, способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.) Реализуют имеющиеся потребности дети и подростки в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками, поэтому ребенок никогда не попробует наркотики в одиночку. Обычно это происходит в компании друзей на молодежных тусовках, дискотеках, вечеринках, в процессе коллективного отдыха.

5 стр., 2025 слов

Употребление и злоупотребление психоактивными веществами как наиболее распространенные формы девиантного поведения

... физической зависимостью) в приеме наркотических веществ, проявляющееся многообразными психическими, соматическими и неврологическими нарушениями.девиантный психоактивный аддитивный зависимость Токсикомания - ... употребления ПАВ. Среди факторов, способствующих употреблению ПАВ (алкоголя, табака, реже легкого наркотика), наблюдаются: неблагоприятные взаимоотношения между родителями, раннее приобщение ...

Естественно, что рассмотренные нами факторы, способствующие как самостоятельно, так и в совокупности формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, не исчерпывают всех возможных факторов. Мы остановились на наиболее определяющих, не затронув генетических, конституциональных, психологических, экономических факторов, в связи с тем, что коррекцию влияния рассмотренных нами факторов на формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ возможно осуществить психолого-педагогическими средствами в ходе взаимодействия различных институтов воспитания. Проблема формирования мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у несовершеннолетней молодежи — проблема комплексная. Значительная роль в ее решении принадлежит системе образования. Любое образовательное учреждение обладает целым рядом возможностей для организации работы, связанной с коррекцией действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у учащихся. Это:

8 стр., 3731 слов

Психофизиология мотивации

... ;гипоталамическую теорию мотиваций, согласно которой центральным вместилищем мотивационного состояния, является гипоталамус. Так, например, введение в гипоталамус раствора соли, способствовало употреблению воды сверх ... и непосредственно “голодной кровью” (кровь, в которой снижено содержание питательных веществ). Возбуждение от ядер гипоталамуса передается в кору головного мозга — возникает ...

 — возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

 — влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

 — доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;

 — наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, социальный педагог, школьный врач;

 — возможность организации работы по выявлению детей групп риска, склонных к наркотизации;

 — возможность организации досуга детей и подростков и их занятости.

Следующий вопрос, на котором нам хотелось бы остановиться в своей статье, касается периодов, когда наиболее вероятно у молодых людей формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую. Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей. И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, должна осуществляться и в этом возрасте. При переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз. Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению сигарет, наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем. Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены действию факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

17 стр., 8203 слов

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

... Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств является выявление состояния наркотического одурманивания. При оценке употребления психоактивных веществ всегда ... психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных ... внимание родителей на факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение ...

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что работу по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению психоактивных веществ несовершеннолетней молодежью, необходимо начинать с формирования личностной и социальной компетентности молодого человека, то есть с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения.

Для того, чтобы ребенок сумел сделать правильный выбор, он должен уметь управлять своими эмоциями, адекватно вести себя в стрессовых и конфликтных ситуациях, оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей, уметь принимать ответственные, социально одобряемые решения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector