Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1).
Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1 (ключ)
Субшкальный диагностическийкоэффициент | Номера суждений | Индекс |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 | 1, 2 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 | 1, 1 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 | 1, 2 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 | 1, 5 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 | |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 | 2, 3 |
Максимализм | 4, 16 | 3, 2 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 | 1, 1 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 | 3, 2 |
Cодержание субшкальных диагностических концептов
1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте — инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
Бланк ответов
Номер утверждения | + / – | Номер утверждения | + / – |
Перечень методик для диагностики суицидальных тенденций:
Методика определения суицидальной направленности (Личностный опросник ИСН)
2. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
3. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
4. Шкала депрессии Бека
5. Определение уровня депрессии (Т.И. Балашова)
Данный опросник составлен как ориентировочная методика для выявления суицидально опасных установок у подростков 13—18 лет, но может применяться и для обследования взрослых. Опросник предназначен для выявления депрессивного и невротического состояний, а также уровня общительности. Общее количество шкал в опроснике — 4, количество утверждений — 74.
Шкала «И» — шкала искренности.
Определяет достоверность результатов. 8—10 баллов означают высокий уровень искренности ответов; 4—7 баллов — средний уровень; 0—3 балла свидетельствует о низком уровне искренности ответов, ориентации только на социальное одобрение, исследование признается недостоверным.
Шкала «Д» — шкала депрессивности.
Определяет уровень склонности к депрессивному состоянию. 17—21 балл — высокие оценки, соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношении к себе, к социальному окружению. 8—16 баллов — средний уровень, 1—7 баллов — низкий уровень депрессивности.
Шкала «Н» — шкала невротизации.
Определяет уровень невротизации. 17—21 балл — высокие оценки, могут соответствовать невротическому синдрому, проявляющемуся, в эмоциональной неустойчивости, тревожности.
Шкала «О» — шкала общительности.
Определяет уровень развития общительности. 17—21 балл — высокий уровень общительности; 8—16 баллов — средний уровень; 1—7 баллов — низкий уровень. Низкий уровень общительности, в сочетании с высокими показателями депрессивности и невротизации может означать суицидально опасную установку испытуемого до степени «пассивного согласия на смерть».
Инструкция для испытуемого
Представьте себе, что все услышанное вами далее сказано от вашего имени человеком, который давно и хорошо вас знает. Кое-что из сказанного верно, подходит к вам, а кое-что — не верно, то есть вы с этим утверждением не согласны. На бланке ответов отметьте то из утверждений, с которым вы согласны знаком «плюс» против соответствующего номера утверждения, а то, с которым вы не согласны — знаком «минус». Если вы не можете или не хотите ответить, обведите номер утверждения кружочком. Будьте внимательны, задание выполняется за ограниченное время. Следите за тем, чтобы номер ответа совпадал с номером утверждения. Постарайтесь не ставить кружочки, а ставьте наиболее вероятный ответ. Не старайтесь долго рассуждать. Обычно то, что вначале приходит в голову и является наиболее точным ответом.
Предлагаемые утверждения
(будьте внимательны и аккуратны, следуйте инструкции)
Cодержание субшкальных диагностических концептов
1. Демонстративность.Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте — аффективная блокада интеллекта.
3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога — «Я плох».
5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. При «Несостоятельность»=0–3 экстрапунитивность выражается в форме внутреннего диалога: «Вы все недостойны меня».
6. Слом культурных барьеров.Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте — инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти — доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
8.Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.
ИНСТРУКЦИЯ: «В бланке для ответов поставьте в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «-«.»
Текст опросника
1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
5. Вам определенно не везет в жизни.
6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
12. Вы считаете себя обреченным человеком.
13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Выявление суицидального риска у детей
( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств — это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
· учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
· влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;
· анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
· можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
· я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
· выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
· я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
1. Выкормил змейку на свою шейку.
2. Собрался жить, да взял и помер.
3. От судьбы не уйдешь.
4. Всякому мужу своя жена милее.
5. Загорелась душа до винного ковша.
6. Здесь бы умер, а там бы встал.
7. Беду не зовут, она сама приходит.
8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
11. Сидят вместе, а глядят врозь.
12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
13. Вино уму не товарищ.
14. Доброю женою и муж честен.
15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
16. Кто не родится, тот и не умрет.
17. Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
18. В мире жить — с миром быть.
19. Чай не водка, много не выпьешь.
20. В согласном стаде волк не страшен.
21. В тесноте, да не в обиде.
22. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
24. Болячка мала, да болезнь велика.
25. Не жаль вина, а жаль ума.
26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
27. Жизнь прожить — что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
28. Всякий родится, да не всякий в люди годится.
29. Других не суди, на себя погляди.
30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
31. Живет — не живет, а проживать — проживает.
32. Все вдруг пропало, как внешний лед.
33. Без копейки рубль щербатый.
34. Без осанки и конь корова.
35. Не место красит человека, а человек — место.
36. Болезнь человека не красит.
37. Влетел орлом, а прилетел голубем.
38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
39. В уборке и пень хорош.
40. Доход не живет без хлопот.
41. Нашла коса на камень.
42. Нелады да свары хуже пожара.
43. Заплати грош, да посади в рожь — вот будет хорош!
44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
45. Седина бобра не портит.
46. Бешеному дитяти ножа не давати.
47. Не годы старят, а жизнь.
48. В долгах как в шелках.
49. Бранись, а на мир слово оставляй.
50. Зеленый седому не указ.
51. А нам что черт, что батька.
52. Моя хата с краю, ничего не знаю.
53. Лежачего не бьют.
54. Что в лоб, что по лбу — все едино.
55. Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
56. Ученье свет, а не ученье — тьма.
57. И медведь из запасу лапу сосет.
58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
59. Выношенная шуба не греет.
60. Совесть спать не дает.
61. Вали с больной головы на здоровую.
62. Мал, да глуп — за то и бьют.
63. Не в бороде честь — борода и козла есть.
64. Одно золото не стареется.
65. Наш пострел везде поспел.
66. Муху бьют за назойливость.
67. Надоел горше горькой редки.
68. Живет на широкую ногу.
69. Легка ноша на чужом плече.
70. Не в свои сани не садись.
71. Чужая одежда — не надежда.
72. Высоко летаешь, да низко садишься.
73. Двум господам не служат.
74. Мягко стелет, да твердо спать.
75. За одного битого двух небитых дают.
76. За худые дела слетит и голова.
77. Говорить умеет, да не смеет.
78. Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
80. Красив в строю, силен в бою.
81. Гори все синим пламенем.
82. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
84. На птичьих правах высоко взлетишь.
85. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов
Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания | |
Алкоголь, наркотики | |
Несчастная любовь | |
Противоправные действия | |
Деньги и проблемы с ними | |
Добровольный уход из жизни | |
Семейные неурядицы | |
Потеря смысла жизни | |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | |
Отношения с окружающими |
Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни». Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | 13-15 | Более 15 |
Несчастная любовь | 10-12 | Более 12 |
Противоправные действия | 13-15 | Более 15 |
Деньги и проблемы с ними | 16-17 | Более 17 |
Добровольный уход из жизни | 10-11 | Более 11 |
Семейные неурядицы | 12-14 | Более 14 |
Потеря смысла жизни | 12-13 | Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-14 | Более 14 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-13 | Более 13 |
Отношения с окружающими | 15-18 | Более 18 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | 10-11 | Более 11 |
Несчастная любовь | 9-11 | Более 11 |
Противоправные действия | 12-14 | Более 14 |
Деньги и проблемы с ними | 15-17 | Более 17 |
Добровольный уход из жизни | 10-11 | Более 11 |
Семейные неурядицы | 13-14 | Более 14 |
Потеря смысла жизни | 12-13 | Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 13-14 | Более 14 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 12-14 | Более 14 |
Отношения с окружающими | 15-18 | Более 18 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | 11-12 | Более 12 |
Несчастная любовь | 11-13 | Более 13 |
Противоправные действия | 13-15 | Более 15 |
Деньги и проблемы с ними | 16-18 | Более 18 |
Добровольный уход из жизни | 10-12 | Более 12 |
Семейные неурядицы | 11-13 | Более 13 |
Потеря смысла жизни | 11-12 | Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 10-12 | Более 12 |
Отношения с окружающими | 14-16 | Более 16 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | 11-12 | Более 12 |
Несчастная любовь | 11-12 | Более 12 |
Противоправные действия | 13-14 | Более 14 |
Деньги и проблемы с ними | 16-17 | Более 17 |
Добровольный уход из жизни | 9-11 | Более 11 |
Семейные неурядицы | 11-12 | Более 12 |
Потеря смысла жизни | 11-13 | Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 11-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-12 | Более 12 |
Отношения с окружающими | 15-16 | Более 16 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | 10-11 | Более 11 |
Несчастная любовь | 8-10 | Более 10 |
Противоправные действия | 13-15 | Более 15 |
Деньги и проблемы с ними | 18-20 | Более 20 |
Добровольный уход из жизни | 7-8 | Более 8 |
Семейные неурядицы | 11-13 | Более 13 |
Потеря смысла жизни | 11-12 | Более 12 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 11-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-12 | Более 12 |
Отношения с окружающими | 19-23 | Более 23 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска | Требуется особое внимание | Требуется формирование антисуицидальных факторов |
Алкоголь, наркотики | Более 9 | |
Несчастная любовь | 8-10 | Более 10 |
Противоправные действия | 13-15 | Более 15 |
Деньги и проблемы с ними | 18-20 | Более 20 |
Добровольный уход из жизни | 7-8 | Более 8 |
Семейные неурядицы | 12-13 | Более 13 |
Потеря смысла жизни | 11-13 | Более 13 |
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости | 12-13 | Более 13 |
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути | 11-13 | Более 13 |
Отношения с окружающими | 22-25 | Более 25 |
* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Шкала депрессии Бека
Инструкция. Этот опросник состоит из 21 групп утверждений. Прочтите внимательно и обведите кружком номер (0, 1, 2 или 3) утверждения, наилучшим образом отражающего Ваше самочувствие в течение ПОСЛЕДНЕЙ НЕДЕЛИ, включая СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ. Если подходящими Вам кажутся несколько утверждений в группе, обведите каждое из них. Убедитесь, что Вы прочитали все утверждения в каждой группе, прежде, чем сделать выбор.
1.
§ 0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.
§ 1 Я расстроен.
§ 2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.
§ 3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.
2.
§ 0 Я не тревожусь о своем будущем.
§ 1 Я чувствую, что озадачен будушим.
§ 2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.
§ 3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.
3.
§ 0 Я не чувствую себя неудачником.
§ 1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.
§ 2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.
§ 3 Я чувствую, что как личность я — полный неудачник.
4.
§ 0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
§ 1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.
§ 2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.
§ 3 Я полностью не удовлетворен жизнью.и мне все надоело.
5.
§ 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.
§ 1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.
§ 2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.
§ 3 Я постоянно испытываю чувство вины.
6.
§ 0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.
§ 1 Я чувствую, что могу быть наказан.
§ 2 Я ожидаю, что могу быть наказан.
§ 3 Я чувствую себя уже наказанным.
7.
§ 0 Я не разочаровался в себе.
§ 1 Я разочаровался в себе.
§ 2 Я себе противен.
§ 3 Я себя ненавижу.
8.
§ 0 Я знаю, что я не хуже других.
§ 1 Я критикую себя за ошибки и слабости.
§ 2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.
§ 3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.
9.
§ 0 Я никогда не думал покончить с собой.
§ 1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.
§ 2 Я хотел бы покончить с собой.
§ 3 Я бы убил себя, если бы представился случай.
10.
§ 0 Я плачу не больше, чем обычно.
§ 1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.
§ 2 Теперь я все время плачу.
§ 3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.
11.
§ 0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.
§ 1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.
§ 2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.
§ 3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.
12.
§ 0 Я не утратил интереса к другим людям.
§ 1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.
§ 2 Я почти потерял интерес к другим людям.
§ 3 Я полностью утратил интерес к другим людям.
13.
§ 0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.
§ 1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.
§ 2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.
§ 3 Я больше не могу принимать решения.
14.
§ 0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.
§ 1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.
§ 2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.
§ 3 Я знаю, что выгляжу безобразно.
15.
§ 0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.
§ 1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.
§ 2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.
§ 3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.
16.
§ 0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.
§ 1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.
§ 2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.
§ 3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.
17.
§ 0 Я устаю не больше, чем обычно.
§ 1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.
§ 2 Я устаю почти от всего, что я делаю.
§ 3 Я не могу ничего делать из-за усталости.
18.
§ 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.
§ 1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.
§ 2 Мой аппетит теперь значительно хуже.
§ 3 У меня вообще нет аппетита.
19.
§ 0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.
§ 1 За последнее время я потерял более 2 кг.
§ 2 Я потерял более 5 кг.
§ 3 Я потерял более 7 кr.
Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).
ДА_________ НЕТ_________
20.
§ 0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
§ 1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.
§ 2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.
§ 3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.
21.
§ 0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к сексу.
§ 1 Меня меньше занимают проблемы секса, чем раньше.
§ 2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь сексуальными проблемами, чем раньше.
§ 3 Я полностью утратил сексуальный интерес.
Диагностика суицидального поведения подростков.
Последние 10-12 лет проблеме суицида в нашей стране уделяется все больше внимания. Это связано с заметным ростом числа самоубийств в нашей стране.
Попытки самоубийств в младшем школьном возрасте крайне редки. С 14-15 лет суицидальная активность начинает возрастать.
А.Г.Амбрумова считает, что суицидальное поведение, т.е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов: социокультурных особенностей воспитания; неблагоприятного социального окружения; совокупности индивидуальных особенностей личности, таких как личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, отсутствие осознанного стремления к жизни.
Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура той страны, в которой вырос подросток, ее обычаи, традиции, законы, религия, уровень экономического развития. Все эти условия воздействуют на личность подростка и во многом определяют его представления о жизни и смерти.
Наличие неблагоприятного социального окружения – обычно основная причина, побуждающая подростка к совершению суицидальной попытки. Именно в ближайшем окружении он может найти или потерять опору, поддерживающую его в жизни. Анализ причин подросткового суицида с этой точки зрения позволил сгруппировать их вокруг трех основных факторов:
1. Взаимоотношения с родителями зависят от степени понимания ими своих детей, сопереживания, нормативных отношений;
2. Проблемы в школе связаны с личностью учителя (авторитарной, попустительской и сотрудничающей), социометрическим статусом подростка в классе (лидер, изгой и т.д.) и личностным отношением к успеваемости, фактора жизненных перспектив;
3. Взаимоотношения со сверстниками – общение с друзьями (наличие близкого друга, принадлежность к неформальному объединению), межполовое общение (любовь, конфликты с противоположным полом).
Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, совершающие попытку самоубийства, имеют личностные особенности, располагающие в определенных ситуациях к подобному типу поведения. Поэтому в психологии важно разработать пакет диагностических методик, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую психотерапевтическую помощь.
Преимущество предложенных методик состоит в простоте проведения и минимальных затратах времени при обработке результатов, и при этом позволяют достаточно точно выявить индивидуальные особенности, располагающие к суицидальному поведению.
Методики рассчитаны на возраст 16 – 17 лет.
При выборе пакета методик авторы исходили из того, что такие психологические особенности, как личностная тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность, а также негативное восприятие окружающего и отсутствие осознанного стремления к жизни влияют на способ реагирования подростка в неблагоприятной ситуации.
Пакет диагностических методик включает в себя опросник Г.Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту, и метод «Незаконченные предложения».
Опросник Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Метод «Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки.
Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.
Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Процедура тестирования с помощью проективных тестов (ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, пиктограммы и др.) позволяет распознать неосознаваемые, скрытые тенденции, однако, она требует много времени и длительного напряжения от экспериментатора.
Н.В.Агадзе и Л.М.Кульгавин предлагают применять цикл методик, состоящих из 4 последовательно проводимых тестов: опросник состояния реактивной тревожности Спилберга, цветовой тест Люшера, методики определения агрессивности и методики определения аутоагрессивности.
Опросник Г.Айзенка.
«Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение вам подходит, то обведите кружком цифру 2, если не совсем подходит – цифру 1, если не подходит – 0».
Вопросы анкеты | Подходит | Не совсем | Не подходит |
1. Часто я не уверен в своих силах | |||
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход | |||
3. Я часто оставляю за собой последнее слово | |||
4. Мне трудно менять свои привычки | |||
5. Я часто из-за пустяков краснею | |||
6. Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом | |||
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. | |||
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое | |||
9. Я часто просыпаюсь ночью | |||
10. При крупных неприятностях я виню только себя. | |||
11. Меня легко рассердить | |||
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в своей жизни | |||
13. Я легко впадаю в уныние | |||
14. несчастия и неудачи меня ничему не учат | |||
15. Мне приходится часто делать замечания другим | |||
16. В споре меня трудно переубедить | |||
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности | |||
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной | |||
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих | |||
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться | |||
21. Меня пугают трудности, с которыми мне придется встретиться в жизни | |||
22. Нередко я чувствую себя беззащитным | |||
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха | |||
24. Я легко сближаюсь с людьми | |||
25. Я часто копаюсь в своих недостатках | |||
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния | |||
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь | |||
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется | |||
29. меня легко убедить | |||
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности | |||
31. Я предпочитаю руководить, а не подчиняться | |||
32. Нередко я проявляю упрямство | |||
33. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски | |||
34. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели. | |||
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция | |||
36. Я неохотно иду на риск | |||
37. Я с трудом переношу время ожидания | |||
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки | |||
39. Я мстителен | |||
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Ключ:
1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. Ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале – «8 — 14». Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
— личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, порогом возникновения реакции тревоги;
— фрустрация — психическое состояние характеризующаяся низким, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
— агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
— ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.
Незаконченные предложения».
Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».
1. Думаю, что мой отец редко ____________________________
2. Если все против меня, то ______________________________
3. Будущее кажется мне _________________________________
4. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________
5. Идеалом женщины (мужчины) для меня является ____________________________________________________
6. По сравнению с большинством других семей моя семья ____________________________________________________
7. Моя мать и я _________________________________________
8. Я сделал бы все, чтобы забыть __________________________
9. Я мог бы быть очень счастливым, если бы ________________
10. В школе мои учителя _________________________________
11. Не люблю людей, которые ____________________________
12. Моя семья обращается со мной как с ____________________
13. Я хотел бы, чтобы мой отец ___________________________
14. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________
15. Моим скрытным желанием в жизни _____________________
16. Наступит тот день, когда ______________________________
17. Хотелось бы мне перестать бояться _____________________
18. Считаю, что большинство матерей _____________________
19. Я часто чувствую себя виноватым, если _________________
20. Больше всего я хотел бы в жизни _______________________
21. Когда буду старым ___________________________________
22. Моим самым живым воспоминанием детства является ____________________________________________________
23. Когда я был ребенком, моя семья _______________________
24. Я люблю свою мать, но _______________________________
25. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ____________________________________________________
26. Завтра я ____________________________________________
27. Когда я закончу школу ________________________________
28. Наступит день, когда _________________________________
29. Если бы я был учителем ______________________________
30. Я хочу жить, потому что ______________________________
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Например,
«Большинство известных мне семей …
1. Несчастливы, недружные, распались — 2б.
2. Нервные, не очень дружные — 1б.
3. Все одинаковы — 0б.
КЛЮЧ
№ | Группы предложений | №№ заданий |
1. | Отношение к отцу | 1, 13 |
2. | Отношение к матери | 7, 18, 25 |
3. | Отношение к себе | 2,14, 26 |
4. | Нереализованные возможности | 9, 15, 20 |
5. | Отношение к будущему | 3, 16, 21 |
6. | Отношение к школе, к учителям | 10, 29 |
7. | Страхи и опасения | 4, 17 |
8. | Отношение к своему прошлому | |
9. | Отношение к семье | 6, 12, 23 |
Чувство вины | 8, 19, 25 | |
Планы, идеалы | 5, 27, 28, 30 |
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.
Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.
Информативными в плане диагностики суицидального поведения являются все утверждения, направленные на планирование собственной жизни, на отношение к будущему, т.е. это вопросы № 3, 16, 21, 26, 27, 28, 30. У детей, склонных у суицидальному поведению наблюдается негативное отношение к окружающему, они не имеют планов на будущее или не могут их сформулировать достаточно четко.
Таким образом, критериями определения суицидальной направленности будут являться: повышенная личностная тревожность, фрустрация, негативное восприятие окружающего, желание изменить его и неспособность самостоятельно найти пути решения этой задачи, а также отсутствие осознанного стремления к жизни. Риск совершения суицида возрастает тем больше, чем ярче выражены перечисленные особенности.
Коррекционная работа с суицидентами и подростками, имеющими указанные выше особенности, должна быть рассчитана на снижение уровня личностной тревожности и фрустрации, на осознание подростком стремления к сохранению собственной жизни, новое восприятие окружающего и умения строить планы на будущее и реализовывать их.
Кроме этого существуют приемы, которые психологи используют после того, как работа с суицидентом проведена. Они необходимы для того, чтобы проверить эффективность проведения психотерапевтической работы. Например, В.Франкл предлагал пациентам расположить значимые события в прошлом и предполагаемые на прямой, символизирующей жизнь. Отказ человека отметить события будущего считался тревожным признаком.