№ п/п | Формулировка вопроса | Варианты ответов |
Раздел 1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе. Исторические типы философствования в контексте культуры: феномен философии в восточной культуре | ||
Какое определение философии абсолютно неверно? | A) философия — это мировоззрение B) философия — это наука о наиболее общих законах развития природы и общества C) философия — это квинтэссенция культуры D) философия — это частная теория E) философия — это эпоха, схваченная мыслью | |
На основании чего существует деление философских концепций на идеализм и материализм? | A) отношение к религии B) на основе конвенции C) произвольно D) отношение к универсалиям E) первичность бытия или сознания | |
Философское учение, согласно которому не может быть полностью решен вопрос об истинности познания действительности называется: | A) агностицизм B) рационализм C) гностицизм D) неотомизм E) сенсуализм | |
Фундаментальный принцип диалектического мышления — единство диалектики и … | A) эпистемологии и методологии B) логики и теории познания C) методологии D) искусства спора E) умения говорить | |
“Философия есть эпоха, схваченная мыслью”, — этот аспект лежит в основе философско-исторической теории … | A) Спинозы B) Гегеля C) Канта D) Риккерта E) Декарта | |
Раздел 2 Философия в античной культуре | ||
Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар… Что роднит их взгляды? | A) диалектичность B) религиозность C) ничего общего D) атомизм E) они писали по-гречески | |
Гераклит Эфесский, Зенон Элейский… Что роднит их философские взгляды? | A) стихийный индивидуализм B) стихийный идеализм C) стихийная ученость D) стихи E) стихийная диалектика | |
Фалес, Плотин, Зевс, Хрисипп… Что между ними общего? | A) учились у Аристотеля B) видные философы C) ничего общего D) учились у Платона E) граждане Афин | |
Апория Зенона называется | A) Ахилл и черепашки ниндзя B) Черепаха Ахилла C) Ахилл: пятка на черепахе D) Ахилл и черепахи E) Ахилл и черепаха | |
Платон создал философскую школу под названием | A) Агора B) Лицей C) Академия D) Афинские диалектики E) Гимназия | |
Раздел 4 Философия в культуре Ренессанса и Реформации. Западноевропейская философия в культуре Нового времени | ||
Главная особенность философии эпохи Возрождения: | A) сциентизм B) теоцентризм C) космоцентризм D) антропоцентризм E) технократизм | |
Кто из мыслителей эпохи Возрождения является автором книги «Государь»? | A) Леонардо да Винчи B) Мишель де Монтень C) Эраз Роттердамский D) Никколо Макиавелли E) Томас Мор | |
Наиболее характерная черта философии Нового времени (XVII в). | A) теоцентризм B) наукоцентризм C) космоцентризм D) гуманизм E) пантеизм | |
Основное утверждение эмпиризма: | A) источником познания является божественное откровение B) разум является основным источником познания мира C) все знания человека основываются на опыте D) мир непознаваем E) высший вид познания — это интуиция | |
Основное утверждение рационализма: | A) мир в принципе непознаваем B) познание возможно благодаря божественному откровению C) познаваемость мира сомнительна D) главенствующую роль в науке играет опыт, эксперимент E) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека | |
Раздел 5 Западноевропейская философия в культуре XIX в. | ||
Три стадии человеческого существования по С. Кьеркегору | A) Молодость, зрелость, старость B) Эстетическая, этическая, религиозная C) Молодость, юность, старость D) Естественная, общественная, духовная E) Естественная, эстетическая, этическая | |
“Мировая Воля” А. Шопенгауэра | A) Сверхсознательна B) Чувственна C) Интуитивна D) Божественна E) Бессознательна | |
Постижение “Мировой Воли” А. Шопенгауэра возможно | A) Этически B) Эстетически C) Прагматически D) Конвенционально E) Научно | |
Три стадии интеллектуальной эволюции человечества по О. Конту | A) Мифологическая, философская, (религиозное) B) Религиозная, этическая, метафизическая C) Религиозная, научная, позитивная D) Теологическая, метафизическая, позитивная E) Эстетическая, этическая, метафизическая | |
Проверка процедуры истинности в логическом позитивизме | A) Специализация B) Верификация C) Консолидация D) Фальсификация E) Экстериоризация | |
Раздел 7 Западная философия в контексте культуры XX-нач.XXI вв. | ||
Основное средство познания в философии А. Бергсона | A) Ощущения B) Практика C) Эксперимент D) Интуиция E) Сознание | |
Основное понятие в философии Ф. Ницше | A) Интуиция B) Воля к власти C) Бессознательная воля D) Сверхразум E) Мировая воля | |
Основоположник психоанализа | A) Уайтхед B) Ф. Ницше C) К. Поппер D) З. Фрейд E) Э. Фромм | |
Кто ввел понятие “архетипа” в психоанализ | A) К. Юнг B) Э. Фромм C) Ницше D) З. Фрейд E) А. Шопенгауэр | |
Родовое отличие человека в экзистенциализме заключается | A) Наслаждении B) Сознании C) В свободе D) В любви E) В его греховности | |
Раздел 8 Философское понимание мира. Философия бытия. Материя как фундаментальная проблема философии. | ||
Укажите противоположный диалектике метод | A) метафизика B) индукция C) анализ D) дедукция E) синтез | |
Философское учение о развитии: | A) диалектика B) догматизм C) релятивизм D) метафизика E) эклектика | |
Учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности явлений | A) детерминизм B) фатализм C) кондиционализм D) конвенционализм E) индетерминизм | |
Раздел 9 Проблема сознания в философии | ||
Сознание – это | A) Космический разум B) Физиологический продукт человеческого мозга C) Высший уровень психической активности человека D) Божественная благодать E) Средство ориентации | |
Обладает ли обезьяна мышлением | A) Эмпирическим B) Да, конкретно-наглядным C) Не обладает C) Интуитивным D) Да, абстрактным мышлением | |
Интуиция – это | A) Божественный дар B) Результат упорного труда C) Непосредственное постижение истины без всякого обоснования D) Интуиция- выдумка, ее нет E) Способность особо одаренных людей | |
Выберите положения, выражающие суть объективного идеализма | A) Мир есть совокупность ощущений субъекта B) Мир существует вне сознания людей C) Основой мира является мировой разум D) Мир — это единая связанная система E) Мир есть движущая сила материи | |
Назовите исторические формы идеализма | A) Механистический, антропологический B) Объективный, субъективный C) Индуктивный, дедуктивный D) Атомистический, метафизический E) Эмпирический, рационалистический | |
Раздел 12 Общество. Основы философского анализа. Философский анализ природы | ||
Религия играет громадную роль | A) Постиндустриальной B) Индустриальной C) В будущем обществе D) В аграрной цивилизации E) В современном обществе | |
Личность есть | A) Мера социальности человека B) Способность к совместной деятельности C) Младенец D) Природные дарования человека E) Безумный человек | |
Назовите метод социального прогнозирования | A) Экспертные оценки B) Теоретический C) Логический D) Эмпирический E) Диалектический | |
Укажите глобальную проблему современности | Борьба с безработицей Подъем промышленного производства в странах СНГ Денежная реформа в Казахстане Приватизация в России Борьба со СПИДом | |
Что изучает футурология? | A) Будущее B) Человека C) Законы общества D) Законы природы E) Живые организмы |
3.2.3 База вопросов для оценки продвинутого уровня
№ п/п | Формулировка вопроса | Варианты ответов | |
Раздел 3 Феномен философии в средневековой культуре. Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры | |||
Какое доказательство бога отсутствует у Фомы Аквинского: | A) теологическое доказательство (от замысла) B) доказательство от причины C) психологическое D) доказательство от движения E) доказательство от степени совершенства | ||
Основным этапом развития средневековой философии является…: | A) схоластика B) диалектика C) стоицизм D) софистика E) патернализм | ||
В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был: | A) человек B) Бог C) душа человека D) материя E) космос | ||
Что такое теология? | A) учение о космосе B) учение о Логосе C) учение о Боге D) родословие богов E) жизнь Бога | ||
По мнению Августина Аврелия посмертного спасения достойны: | A) даже те, кто при земной жизни пребывает во зле B) все, кто принял крещение C) те, кто приняли крещение в зрелом возрасте D) те, кто был крещен в детстве E) только благочестивые христиане, доказавшие при жизни искренность своей веры | ||
Раздел 6 Русская философия в контексте российской культуры XIX-нач. XX вв. | |||
Какое направление философской мысли господствовало в Советский период в России? | A) русско-космистское B) неотомистское C) неопозитивистское D) марксистко-ленинское E) эмпириокритическое | ||
Представитель западников в русской философии | A) С. Л. Франк B) А. С. Хомяков C) П. Я. Чаадаев D) Лосский E) Н. А. Бердяев | ||
Философия всеединства В. С. Соловьева исходит | A) Все едино в чувствах B) Все едино в сознании C) Из единства Бога и Мира D) Все едино в Боге E) Все едино в Душе | ||
Основное понятие в философии А. Н. Бердяева | A) Сознание B) Материя C) Свобода D) Чувства E) Воля | ||
За общинное развитие Российского общества выступали | A) Эстетическое направление B) Славянофилы C) Религиозные философы D) Западники E) Этическое направление | ||
Раздел 8 Философское понимание мира. Философия бытия. Материя как фундаментальная проблема философии. | |||
Укажите противоположный диалектике метод | F) метафизика G) индукция H) анализ I) дедукция J) синтез | ||
Философское учение о развитии: | F) диалектика G) догматизм H) релятивизм I) метафизика J) эклектика | ||
Учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности явлений | F) детерминизм G) фатализм H) кондиционализм I) конвенционализм J) индетерминизм | ||
Выделите из нижеперечисленных альтернатив диалектики наиболее общую, полярно противоположную ей: | A) метафизика B) догматика C) эклектика D) схоластика E) софистика | ||
Выделите группу категорий, выражающих содержание закона единства и борьбы противоположностей | A) субстанция, причинность, взаимодействие B) качество, количество, мера C) отрицание, отрицание отрицания, снятие D) возможность, действительность, вероятность E) различие, противоположность, противоречие | ||
Раздел 10 Формы и методы научного познания | |||
Выделите из нижеперечисленных черту наиболее характерную для чувственного познания: | A) непосредственность B) опосредованность C) теоретичность D) абстрактность E) обобщенность | ||
Назовите философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта познания. | A) позитивизм B) русская религиозная философия кон. XIX — нач. XX вв. C) философия марксизма D) немецкая классическая философия E) французский материализм XVIII в. | ||
Что исследует теория познания? | A) явления материального мира B) последовательность в восприятии человека C) процессы, происходящие в мозгу человека D) законы и закономерности познавательной деятельность человека E) историю наук о природе и человеке | ||
Хранилище человеческих восприятий и представлений называется… | A) воображением B) памятью C) ощущениями D) интуицией E) мозго | ||
Как называется наука, изучающая закономерности прогнозирования будущего человечества? | A) футурологией B) астрологией C) космонавтикой D) магией E) евгеникой | ||
Раздел 11 Диалектика и ее альтернативы. Синергетика | |||
Способность мышления, рационального познания, в отличие от воли. | A) Редукция B) Инструментализм C) Индукция D) Индетерминизм E) Интеллект | ||
Источник движения в диалектическом материализме | A) Внешний толчок B) Внутренние противоречия C) Притяжение D) Бог E) Отталкивание | ||
Тождество в диалектике предполагает | A) А=Б=С B) А=А и не равно А C) А не равно А D) А=А E) А=Б | ||
Диалектическое отрицание есть | A) Сохранение жизнеспособного с переносом на новый уровень B) Физическое уничтожение вещи C) Существование вещи на уровне новых взаимодействий D) Сохранение старого качества E) Количественный рост вещи | ||
Гегелевская триада | A) Тезис, синтез, тезис B) Тезис, антитезис, тезис C) Тезис, антитезис, синтез D) Тезис, противоречие, синтез E) Тезис, антитезис, синтез | ||
Раздел 13 Проблема человека в философии | |||
Вечные, неотъемлемые права людей: | A) права на жилище B) гражданские права C) естественные права D) семейные права E) имущественные права | ||
Наукой об общественных процессах называется: | A) социология B) археология C) логика D) софистика E) историография | ||
Творчески-преобразующая деятельность человека основана на понимании красоты. Мысль | A) В.И. Вернадского B) В. С. Соловьева C) Н. А. Бердяева D) Н. К. Рериха E) С. Л. Франка | ||
Видный исследователь проблем человека | A) С. Акатай B) Аженов C) К. Абишев D) М. Сабитов E) Кишибеков | ||
Главное отличие человека от животного с позиций идеализма | A) Нравственность B) Труд C) Биологическое строение организма D) Сознание E) «Искусственная» среда обитания | ||
Раздел 14. Культура и цивилизация. Социальное прогнозирование. Философия глобальных проблем | |||
Какая форма анализа исторического развития общества была разработана Н.А. Данилевским, О. Шпенглером, А. Дж. Тойнби? | А) Цивилизованный, В) Культурологический, С) Технологический, D) Формационный, Е) Эволюционный. | ||
Какая форма анализа исторического развития общества была разработана К. Марксом? | А) Цивилизованный, В) Культурологический, С) Технологический, D) Формационный, Е) Эволюционный. | ||
В чем состоит отличие культуры от цивилизации? | А) Культура — это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида; цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта, В) Культура — это внешний мир человека; цивилизация — это внутренний мир человека, С) Культура — это нравственный аспект общества; цивилизация — прагматический аспект общества, D) Культура — материальные плоды творения человека; цивилизация — вся Вселенная в целом, Е) Культура — это социально-психологическая структура общества; цивилизация — информационная система общества. | ||
Назовите элементы духовной культуры: | А) Программное обеспечение, этикет, философия, В) Техника, компьютер, изобретение радио, С) Скульптура, видеофильм, гробница фараонов, D) Речь, орудия труда, семья, Е) Брак, искусство, образование, оружие. | ||
Назовите метод социального прогнозирования: | А) Эмпирический, В) Теоретический, С) Экспертные оценки, D) Диалектический, Е) Логический. | ||
3.