Задания по педагогической практике для студентов III курса

1. Составить план-график воспитательных мероприятий и расписание уроков (по образцу, данному в контрольно-учетной книжке), сдать на кафедру педагогики.

2. Выполнять функции классного руководителя (дублёра) в закреплённом классе (1-11 кл.), посетить в нём 5 уроков по разным предметам и один классный час (проведённый классным руководителем), полученные данные использовать при составлении отчётной документации.

3. Изучить и обобщить опыт работы классного руководителя закреплённого класса с позиции его коммуникативных и организаторских способностей, опыта работы с родителями, учащимися, содержания и способов организации воспитательной работы. Познакомиться с планом воспитательной работы педагога и осуществить его системный анализ (насколько он отвечает целям воспитательной работы, возрастным и индивидуальным особенностям детей, интересам и потребностям детского коллектива и др.).

Схема самоанализа представлена в приложении.

4. Провести педагогическую диагностику закреплённого класса с позиции сплочённости коллектива: выявить уровень успеваемости, воспитанности и развитости, интересов и потребностей учащихся; работа с документацией (дневники, журнал и др.), беседа, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик и др., по результатам составить характеристику класса.

5. Посетить не менее 3-х воспитательных мероприятий (этическая беседа, тематический классный час, КТД и др.), проводимых педагогами или студентами-практикантами, осуществить анализ одного из них. Схема самоанализа представлена в приложении.

6. Провести классный час (родительское собрание) в закреплённом классе по плану классного руководителя (или предложить свою тему) используя нетрадиционную форму (зачётное мероприятие).

Отчетная документация по итогам практики:

1. Сдать на кафедру педагогики заполненную контрольно-учетную книжку (с собственным отчетом).

2. Дневниковые записи анализа посещённых уроков и классного часа;

3. Презентация-характеристика классного руководителя как педагога-воспитателя, реализующего свои функциональные обязанности.

4. Характеристика класса с позиции сформированности и сплочённости коллектива, уровня воспитанности учащихся.

13 стр., 6304 слов

Современные формы работы классного руководителя с родителями

... формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе. Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более ... класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. ...

5. План-конспект классного часа (родительское собрание) и его самоанализ.

6. Отзыв классного руководителя и заместителя директора школы по ВР на деятельность студента-практиканта, оценка практику по воспитательной работе с детьми.

Приложения

Приложение 1

Форма представления расписания зачетных уроков

И внеклассных мероприятий

Ф.И.О., факультет, отделение, курс, группа;№ школы, смена (время пребывания в школе), класс, Ф.И.О. классного руководителя и № кабинета (этаж); расписание звонков

Расписание уроков

Дата

День недели

Урок в расписании

Время

Тема зачетного урока

Каб.

Расписание внеклассных мероприятий

Дата

День недели

Время

Тема зачетного мероприятия

Каб.

Приложение 1

Оформление титульного листа плана-конспекта

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Башкирский государственный педагогический

университет им. М.Акмуллы

кафедра педагогики

классный час

«Зеркало души: лицо, одежда, речь,

манеры»

/план-конспект внеклассного мероприятия/

Выполнил: Ф.И.О.

ф-т, отдел-е, курс, гр.

Проверил:

. кл. руководитель_____

преподаватель каф.

педагогики _________

Уфа -2015

Общие сведения: школа, класс, Ф.И.О. студента, факультет, курс, группа

Оформление плана-конспекта:

1.Тема внеклассного мероприятия.

2.Цели внеклассного мероприятия.

3.План мероприятия.

4.Конспект с выделением структурных частей внеклассного мероприятия.

5.Оборудование.

6.Литература.

Анализ внеклассного мероприятия.

Приложение 3

Форма отчета студентов по педагогической практике

  1. Цели и задачи студента на период педагогической практики.
  2. Анализ основных направлений деятельности студентов в период педагогической практики:

1. Анализ подготовительной работы студента к педагогической практике.

2. Изучение образовательной системы школы.

3. Учебная деятельность студента.

4. Воспитательная деятельность студента.

5. Методическая работа студента.

6. Научно-исследовательская деятельность студента.

7. Характеристика сформированности личностно-профессиональных качеств и умений студента.

  1. Направления деятельности студента, требующие усовершенствования.
  2. Пожелания и предложения по улучшению подготовки, организации и проведения педагогической практики.

Приложение 4

Характеристика класса (примерная программа изучения коллектива)

1.Состав класса.

Возрастной состав класса. Познавательный уровень, развитие учащихся. Работоспособность и успеваемость учащихся. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе).

Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений. Гражданская направленность, сознательность учащихся.

2. Сплоченность класса

1) Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера. Как учащиеся относятся друг к другу. Как они относятся к делам класса.

2) Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе или вне ее. Любят ли они вместе развлекаться или трудиться.

3) Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.

4) Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.

5) Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса! Болеют ли за свой коллектив.

6) При проведении общешкольных мероприятий стараются ли они держаться вместе или разобщено.

3. Организованность класса

1) Умеют ли учащиеся организоваться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять.

2) Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел).

4. Общественное мнение в классе

1) Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие

осуждают.

2) Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение.

3) Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят и тем,

что они делают.

4) Критика и самокритика в классе. Преобладает ли гуманистическая направленность в отношениях школьников.

5. Характер товарищеских связей в коллективе

1) Что связывает школьников: место жительства, место за партой,

интересы, общая работа.

2) Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее).

Внимательны

ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.

3) Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям.

Умеют ли они видеть их недостатки. Как класс откосится к

дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим,

6. Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками.

7. Актив класса.

Состав актива. Официальный (выборный) и фактический активы класса. Имеет ли актив авторитет. Выполняют ли распоряжение актива класса. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. Содействуют ли общешкольные активисты гармонизации отношений каждого школьника и коллектива.

8. Связь классного коллектива с общешкольным.

1) Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.

2) Выполняются ли классом общешкольные поручения

(постоянные и эпизодические).

3) В чем проявляется гуманистическая направленность связей

учащихся с другими классами.

9. Мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива

1) Какие педагогические мероприятия следует провести в классе с

целью сплочения и гармонизации отношений личности и

коллектива.

2) Как использовать классный коллектив для создания комфортных

условий для каждого школьника с целью его развития и

воспитания.

Приложение 5

Схема анализа КТД

1. Фамилия, имя, отчество руководителя КТД.

2. Возраст участников.

3. Дата проведения, место, форма, количество участников.

4. Оптимальный выбор времени, продолжительность с учетом

возраста, использование ТСИ (Технических средств информации)

5. Тема, цели и задачи:

• актуальность

• соответствие возрастным особенностям

• соответствие интересам и уровню воспитанности детей

• формирование у детей педагогически ценных мотивов участия в деле

6. Примерная структура хода мероприятия, содержания основных компонентов:

• создание ситуации готовности

• организационное начало

• содержательность

• оптимальное сочетание рациональной и эмоциональной информации.

• степень заинтересованности на протяжении всего КТД

• степень самостоятельности

• организованное завершение

7. Педагогический самоанализ:

• оценить, насколько реализованы планируемые воспитательные задачи

• проектирование последствий КТД

• создание воспитывающих ситуаций

• корректировка воспитательных целей, задач и методов организации КТД в системе воспитательной работы

Приложение 6

Примерная структура родительского собрания

(продолжительность собрания 1-1,5 часа)

  1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 мин.
  2. Анализ анкет родителей (5-7мин.)
  3. Выступление по теме: специалист или классный руководитель(15 мин.)
  4. обсуждение проблемы родителями(20 мин.)
  5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Говорить только о положительных результатах.

Приложение 7

Характеристика внеурочной воспитательной работы школы

1. Какие художественные, спортивные, музыкальные школы, студии, клубы, и секции действуют на базе школы.

2. Краткие сведения об истории, традициях, наследии школы.

3. Характеристика контингента (по полу, социальному составу семей, национальности, здоровью, успеваемости в учебе).

4. Характеристика социума (население микрорайона, окружение школы, наличие культурно-просветительских учреждений, торговых точек и пр.).

5. Наличие (или отсутствие) творческих контактов с учеными, научными центрами, кафедрами вузов и т.д.

6. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса за последний учебный год (или полугодие, четверть текущего года).

7. Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы.

На основе анализа полученных данных обосновать возможность того или иного направления развития школы.

Рекомендуемая литература

  1. Безрукова В.И. Педагогика. Учебник. УГППУ, Екатеринбург, 1994.
  2. Белкин А.С., Жаворонков В.Д., Зимина И.С. Конфликтология: наука о гармонии. – Екатеринбург: Изд-во “ГЛАГОЛЪ”, 1995. – 96 с.
  3. Бордовская Н.И., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб: Изд-во “Питер”. 2000. — (Серия “Учебник нового века”).
  4. Бочкин А.И. «Методика преподавания информатики» Минск: «Высшая школа», 1998.
  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
  6. Методические рекомендации по проведению воспитательной работы во время педагогической практики / Сост. Н.М. Черноусова / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.
  7. Немов Р.С. Психология: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов В 3 кн. М.: Просвещение, 1994.
  8. Педагогика. Учебник /Под ред П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество, 1998.
  9. Практикум по общей психологии / Под. ред. А.И. Щербакова. М., 1990.
  10. Практикум по общей, прикладной и экспериментальной психологии / Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1999.
  11. Практикум по психологии: Учеб. пособие для инж.-пед. ин-тов / В.М. Шевелев, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Сычугова и др. Свердловск, 1988.
  12. Проверь себя, или рифа воспитательной работы: Методические рекомендации по педагогической практике для студентов всех форм обучения / Урал. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2001.
  13. Профессиональная педагогика. Учебник /Под ред. С.Я. Батышева. М.: Ассоциация проф. образования, 1997.
  14. Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики. 1999.
  15. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед.ун-та, 2000.
  16. Соломина Г.М. Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя: Соц.-псих. тренинг. Учеб. пособие для преподавателей проф. школы. — 1996.
  17. Софронова Н. В. Методика преподавания информатики. Чебоксары, 2001.
  18. Сценарии школьных праздников. – М.: Изд-во Центра «Педагогический поиск», 2000
  19. Ховенмей Е.К. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986.
  20. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Изд-во “Педагогическое общество России”, 1999.
  21. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику. Учебное пособие, УГППУ, Екатеринбург, 1996.

Приложение 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Оценка «отлично» ставится, если студент:

  • достиг поставленных воспитательных целей;
  • провел мероприятия при высокой активности и дисциплинированности группы;
  • сумел самокритично оценить использованные методы воспитательного воздействия и выполнил все требования по составлению методической разработки.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

— в основном достиг поставленных воспитательных целей, выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, но при проведении или анализе мероприятия допустил отдельные методические просчеты (нечеткость отдельных пожеланий, недостаточная выразительность некоторых фактов, примеров, технические неполадки и др.);

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

  • выполнив все требования, предъявляемые к методической разработке, лишь частично реализовал поставленные воспитательные цели;
  • недостаточно основательно провел анализ подготовки и хода мероприятия;

— не всегда была обеспечена активность и дисциплинированность учащихся.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

  • не смог достичь поставленных воспитательных целей;
  • не выполнил требований, предъявляемых к методической разработке, провел воспитательное мероприятие на низком уровне.

6