Задание № 1. Беседа с учащимися с целью выявления сплочённости классного коллектива

Министерство образования Московской области

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

Кафедра психологии

Отчёт по учебно-педагогической практике

Студентки: технологического факультета

группы Т412

Богомоловой К.В.

Методист по психологии:

Омельчанко Е.В.

Коломна 2015

Я, Богомолова Ксения Васильевна, студентка технологического факультета, информатики группы Т41, проходила школьную учебно-педагогическую практику по технологии в период с 15.02.2015 по 15.04.2015 в СОШ № 12 г. Коломна.

15.03.2015 я присутствовала на установочной конференции, где давались инструкции и рекомендации по работе в школе в качестве учителя-предметника и классного руководителя.

С 16.03.2015 по 15.03.2015 проходила пассивная практика. В этот период я знакомилась с администрацией школы, с учителем предметником (Марковой Ольгой Антоновной) и классным руководителем (Орловой Ириной Николаевной), посещала уроки класса, к которому была прикреплена (5 «Б»), изучала их особенности, запоминала учеников, а также наблюдала за манерой ведения урока учителем-предметником, изучала классный журнал, проводила ознакомительные беседы с учителями и учащимися, проводила ознакомительную работу с планами учителя-предметника и классного руководителя, на основе которой в дальнейшем осуществляла планирование учебной и воспитательной работы на весь период педагогической практики. Встреча со школьной администрацией и педагогическим коллективом принесла мне только положительные впечатления. Учитель-предметник и классный руководитель старались оказывать мне посильную помощь в проведении уроков технологии, а так же внеклассных мероприятий, осуществлять психологическое исследование коллектива учащихся.

24 стр., 11648 слов

Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы

... целью сохранения авторитета испытуемого-руководителя и минимизации эффекта экспериментатора. Далее руководитель самостоятельно проводил инструктаж испытуемых и дальнейшую координацию работы группы. III Этап - повторное тестирование ... целей эксперимента каждой группе назначалась сессия очных встреч (2 встречи, распределенные во времени, по 80 минут каждая). Встречи проходили в специально отведенных ...

02.03.15 я проводила урок технологии по теме «Обработка нижнего и боковых срезов фартука». Я тщательно готовилась, изучала рабочую программу по предметам, дополнительную литературу по определенным темам. К сожалению, из-за введённого во всех школах карантина, а после и из-за праздника 8 марта, перенесённого на понедельник 9 марта, у меня пропало 4 часа уроков, что существенно повлияло на качество практики.

Кроме того, я замещала классного руководителя и осуществляла научно-исследовательскую деятельность по выявлению социально-психологических особенностей коллектива учащихся вверенного мне класса, организовывала детей на мероприятиях, проверяла дневники, выставляла оценки.

Внеклассное мероприятие я провела лишь одно, но лишь потому, что-то времени на него не было, то дети на экскурсию уходили. Я не считаю, что качество проведённого мною классного часа было высоким. Его темой стали города-герои России. Она была дана мне классным руководителем. И мне самой, и детям эта тема была мало интересна, и лишь поэтому я не смогла в должной мере насладиться подготовкой к мероприятию и самим его проведением, как было на прошлой практике. Мой 5 Б-сильный класс с хорошими, умными, понимающими ребятами. У него, к моему разочарованию, сменился классный руководитель, что тоже стало барьером к успешному прохождению практики. Найти общий язык с уже знакомым человеком было бы намного проще. Да, Ирина Николаевна может и хороший педагог, да только долгого времени на работу с ней как с наставником у меня не было.

В каких общественно-полезных делах принимает участие ваш класс?

Мы учувствуем в школьных конкурсах. Недавно мы готовились к празднику 8 марта и рисовали плакат.

Какое участие принимаешь ты?

Я могу помочь что-то носить или просто посижу, смотря как все работают, и буду ждать пока попросят помочь.

С кем из одноклассников ты дружишь? Почему?

Я дружу с Наташей, но лишь в школе. И потому, что она такая же весёлая как я. У нас юмор совпадает.

Как ты относишься к другим одноклассникам?

Как к одноклассникам. Некоторые не нравятся мне. Мальчики у нас конечно…

Есть ли в классе ребята, с которыми ты не общаешься? Почему?

Да, есть. С мальчиками некоторыми не разговариваю. Они дураки. И обижают иногда.

Бывают ли в вашем классе ссоры? Из-за чего они возникают? Расскажи об одной из них.

Я сама недавно ссорилась с Ариной. Она у меня ластик взяла, а потом говорила, что не брала и обозвала меня дурой. В ответ я сказала, что у ней память как у рыбки и мы начали ругаться. Ирина Николаевны сделала нам замечание.

Как ты относишься к успехам и неудачам своих одноклассников?

Мне все равно.

Как ты будешь реагировать, если твои друзья в классе будут тебя критиковать за какой-либо поступок?

Ой, пусть что хотят говорят. Мне все равно.

Можешь ли ты высказывать критику в адрес своих одноклассников? Как они будут реагировать? Приведи примеры такого факта.

Буду. Они не будут её воспринимать нормально. Все орут как ненормальные. Ну… Пример… Недавно сказала Юле, что у неё все обложки изрисованы и что это не красиво. Она же ответила, что это её тетради, и она будет делать, что захочет.

Как ты учишься? Если у тебя возникают затруднения с учёбой, обращаешься ли ты за помощью к одноклассникам? Как они реагируют на просьбу о помощи?

Я учусь на четвёрки, тройки и пятёрки бывают. Очень не люблю домашнее задание. Трудности?.. Ну да… Иногда не понимаю как делать задание. Да нет, они мало помогают. Не дают даже списать.

Что тебе интересно обсуждать со своими одноклассниками?

Просто, что в мире происходит. Мы можем вместе смеяться над чем-нибудь. Кино обсуждать, например…

Прислушиваются ли твои собеседники к твоему мнению?

Редко.

Вывод: девочка адекватно переносит учебный процесс, но с одноклассниками у неё явные разногласия. Она и правда мало с ними общается. Диалог происходит лишь по необходимости. Наташе стоит убрать принцип «в стороне от всех» и научиться вести себя в коллективе.

Индивидуальная беседа с учащимися на тему «Твой домашний труд»

  1. Здравствуйте, я студент института, в настоящее время прохожу практику в школе, давайте познакомимся: меня зовут Ксения Васильевна. А как зовут тебя?

Я Коновалова Наталья.

  1. Большая ли у тебя семья?

У меня есть мама, папа, две бабушки и младшая сестра.

  1. Что ты умеешь делать по дому?

Я многое умею… Слежу за сестрой, маме помогаю, бабушкам…

  1. Когда и в чём ты впервые стал помогать своим родителям?

Сначала я подметала, потом начала пылесосить и посуду иногда мыть.

  1. Есть ли у тебя постоянные домашние поручения? Какие?

Нет, постоянных нет.

  1. Какие домашние дела ты выполняешь с удовольствием?

Мне нравится маме помогать на кухне. Готовить вкусные вещи. И есть.

  1. Какие дела ты выполняешь только после напоминания?

Оооо… Домашнюю работу. Ещё мне постоянно напоминают, чтобы я не забывала перед школой мусор выносить.

  1. Участвуешь ли ты в общих делах, которые выполняются дома всеми вместе?

Редко. Например, когда ремонт делали, я участвовала в нём. Помогала немного.

  1. Какую отметку ты поставил бы себе за выполнение домашних поручений?

Четвёрку. Забываю часто.

  1. Что ты создал дома своими руками, пережив при этом чувство радости?

Ничего.

  1. Какие дела по дому ты хотел бы выполнять, но тебе пока не представилась такая возможность?

Хочу готовить вместо мамы. Она не разрешает мне самой делать что-либо.

Вывод: девочка чувствует себя расковано в семье, не испытывает неловкости при общении с родственниками. Она хочет, чтобы её труд был продуктивнее и чтобы ей позволяли делать больше, чем сейчас.

Задание № 2: Поведенческий портрет учащегося

Наташа не выделяется среди учеников своего класса: одевается по школьному уставу (белый верх, чёрный низ), на голове причёска-хвост. Не могу сказать, что девочка не следит за своей внешностью и своими вещами, просто этому она уделяет незначительную часть личного времени. Девочка не в меру полная для своего возраста. Наблюдая за ней не первый раз, мне показалось, что ее одежда не меняется. К сожалению, сейчас классный руководитель этого класса ушла в декрет, ее заменила другая женщина, поэтому разузнать много о семье этой девочки мне не удалось. К внешнему виду Наташа почти равнодушна, но это может быть просто в силу возраста и еще не сформировавшейся адекватной самооценке.

Но спинку девочка держит прямо, ведёт себя расковано, мимика очень выразительная. Ученица почти всегда улыбается. Её лицо всегда выражает те эмоции, которые девушка испытывает. Мимика бывает особенно оживленной на уроках при общении непосредственно с учителем.

Речевое поведение выражается многословием, разговорчивостью. Говорит быстро, но понятно, громко, привлекая мимику и жесты. Жаргонизмы в речи не использует, так же слов-паразитов в речи не замечено.

В классе Наташу не любят. На прошлой практике я уже описывала конфликтные ситуации между ученицей и другими детьми: её и обзывали, и рисовали в неприглядном виде, и препирались с ней. При мне состоялась стычка между Наташей и девочкой из этого же класса. С одноклассниками общается ситуативно, чувствуя неприязнь к себе. Но сама ученица создает конфликтные ситуации: она не умеет остановиться в споре, перестающим в конфликт.

Эмоциональные проявления Наташи очень разнообразны: при разговоре у неё блестят глаза, смотрящие прямо в глаза оппоненту, брови приподняты, интонация весёлая. При этом она может указывать руками на предмет разговора или стоять и «ломать» пальцы. Даже при серьёзном разговоре её лицо не меняет лукавого выражения. Поэтому, можно сделать такие выводы:

  1. На уроках у ученицы преобладают положительные эмоции;
  2. Сильная степень выраженности эмоциональных состояний;
  3. Эмоциональные проявления ученицы на уроках почти одинаковые. Ничто не способно расстроить девочку.

Задание № 3: Особенности учебной деятельности учащегося.

Компоненты учебной деятельности

Выводы по схеме

Учебно-познавательный интерес

Учебно-познавательный интерес имеет ситуативный характер и зависит, в большей степени, от настроения ученика.

Целеполагание

Здесь можно говорить о неустойчивости в понимании цели урока и своей деятельности.

Учебные действия

Учебные действия ученица переносит адекватно, интересуясь ходом урока и активно участвуя на нём.

Действие контроля

На этом уровне также проявляется неустойчивость. Контролировать себя девочке тяжело, здесь стоит сказать о неустойчивости контроля над собой. Она гиперактивна. Это проявляется в общении с другими учениками на уроке, бесконечные повороты головы и туловища, непроизвольные, неконтролируемые высказывания по отношению и к учителю, и к одноклассникам.

Действие оценки

У девочки неадекватная ретроспективная оценка. Девочка считает, что все свои работы она выполняет с максимальным усердием и потому должна получать соответственно высокие отметки.

Задание № 4: Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

1.Общие сведения о ребенке

  1. Коновалова Наталья. 11 лет. 5 Б класс
  2. Ребёнок неутомим. Смена настроений адекватная. Преобладает возбуждение.
  3. Успеваемость хорошая.

2.Сведения о семье и взаимоотношениях в ней

Семья у девочки полная. Отношения в семье хорошие. А отношение с ребёнком, скорее всего, больше похожи на авторитарное, родители строгие.

3.Проявление личностных качеств в поведении ребенка

Направленность интересов:

Интерес девочки направлен на учебную деятельность и на отношения между людьми.

Отношение к делу:

Наташа принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени. Ученица чаще всего старается уклониться от любой работы, но, если возьмётся, то делает ответственно. Довольно часто выступает зачинателем нового дела, умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый ее этап надо отчитываться. В большинстве случаев заинтересована в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.

Девочка не проявляет стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу выглядя не очень опрятно. На ней почти всегда одна и та же кофточка.

Отношение к людям:

Наташа нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. Часто говорит неправду ради собственной выгоды; не всегда борется с тем, что считает несправедливым. Почти всегда она руководствуется соображениями пользы дела или других людей; почти не умеет сочувствовать другим. Но всегда охотно девочка вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. Наташа помогает товарищам, но только когда её просят. Недостаток ученицы в её несдержанности: часто недопустимо резка, груба. Нередко затевает ссоры.

Отношение к себе:

Ученица сама рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах, гордясь собой. Порой, выполняя трудную задачу, может обратиться за помощью, хотя могла бы справиться сама;

В большинстве случаев девочка правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам и, как правило, верно соизмеряет свои возможности и трудности задания;

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середнячка».

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Волевые качества:

В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее её самой. Я лично видела и разнимала потасовку с Наташиным участием. Часто не может подавить нежелательные эмоции, из-за этого и возникают размолвки с одноклассниками.

Девочка редко решается принимать какое-либо ответственное решение; доводит до конца задуманное, лишь если трудности его работы незначительны или требуются кратковременные усилия.

Положение ребенка в детском коллективе:

Наташа пользуется авторитетом у отдельных учащихся, а так в классе её не любят из-за характера. При малейшем возбуждении проявляет грубость, резкость, но ситуативно.

Не является членом какого-либо внешкольного объединения.

Общие выводы и рекомендации:

Наташа трудолюбивая и очень эмоциональная девочка, она стремиться к успехам в учёбе. Но ей с помощью классного руководителя и семьи нужно налаживать отношения с одноклассниками. Не помешает научиться сдерживать свои эмоции и контролировать их.

Наташе стоит обратить внимания на мотивацию в обучении. Учиться, скорее всего, её заставляют авторитарные родители. Самоконтроль развит достаточно для самостоятельного выполнения заданий на уроке и вне школы. А вот самооценка неадекватна: сама себя девочка оценить не может, ей нужна помощь со стороны.

Следует обратить внимание на готовность девочки к активной работе как на уроке, так и вне его, ведь Наташа проявляет стремление и готовность помогать. Ей можно доверить довольно ответственную работу и не опасаться за результат.

Направления возможного развития, оказания психолого-педагогической помощи формулируются и для учащегося, и для родителей и членов его семьи.

Задание № 5: Рефлексивный анализ урока.

Тема урока: «Обработка нижнего и боковых срезов фартука».

  1. Все два урока были практическими, но перед работой им были объяснены приёмы, используемые на сегодняшнем уроке и выдана технологическая карта, которую девочки уже самостоятельно могут читать. Учащиеся выполняли работу с интересом и старательно, но очень медленно.
  2. В общении с детьми я придерживают демократического стиля с нотками авторитаризма: не позволяю им шалостей, шума во время урока и деятельности, не касающейся работы. Но не говорю с ними на повышенных тонах или с жёсткой интонацией. Учащиеся должны чувствовать и поддержку со стороны педагога, и уважать его как учителя.
  3. Любая форма работы, связанная с развитием творческого мышления и ручным трудом, позволяет развивать эти качества, а в школе эта задача стоит за уроками технологии. Уроки технологии влияют на эстетическую сторону развития ребёнка. Она прививает им чувство прекрасного, усидчивость и терпеливость в работе. А также чувство времени: ученикам нужно распланировать свою работу так, чтобы успеть сделать её за всего два урока и тем самым избавить себя от домашнего задания.
  4. Работу учениц оценивалась по следующим критериям: аккуратность и качество выполнения работы, их поведение в это время, планировка своего времени.
  5. Перед собой я всегда ставлю максимально достигаемую цель. В связи с темой урока она звучала так: научить девочек правилам обработки срезов фартука так, чтобы этот материал на долгое время сохранился в их памяти.
  6. Для достижения цели были использованы технологические карты, демонстрация приёмов загибания срезов и стежков, готовых фартуков, отдельно на доске был изображён сгиб, что должен получиться у детей. Они отвечали на неожиданные вопросы во время работы, заставляющие их работать головой даже во время однообразной работы иглой.
  7. Я думаю, что теперь ученицы долго не забудут приёмы, используемые на уроке. Во время работы после объяснения не было задано ни одного вопроса «Как делать дальше?». Это значит, что дети поняли материал.
  8. Усвоен был весь данный материал, данный на уроке. Усвоен полностью. Работа была совсем нетрудной для детей.

Выводы по учебно-педагогической практике:

В заключение хочу сказать, что первая педагогическая практика в этой же школе и с этим же классном понравилась мне намного больше, чем вторая. Причина в пропавших уроках и мероприятиях. Я не смогла проявить себя как педагог-организатор и классный руководитель. В период практики мною решались такие учебно-воспитательные задачи, как:

• передача новых знаний,

• выработка у детей умений и навыков их использования.

• расширение кругозора детей,

• их развитие в процессе уроков и во внеклассных мероприятиях.

И, на мой взгляд, все поставленные задачи были успешно решены за период работы с классом. За столь короткий срок практики мне многое удалось сделать в плане работы с детьми.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector