Отчет по психологическому аспекту практики

ДНЕВНИК

Прохождения преддипломной педагогической практики

(психологический аспект)

в УО «Полоцкая государственная гимназия № 2»

В период с 22 октября по 24 ноября 2012 г.

Студентки историко-филологического факультета

Группа 08 — ФЯ ________ А. Н. Сергеенко

Руководитель практики от кафедры ______ Е. Г. Вышинская

Директор школы ____________ В. П. Колядко

Новополоцк 2012

Протокол психологического обследования школьников

Дата: 15.10.2012 г.

Контингент испытуемых: школьники 12−13 лет (ученики 7 «А» класса)

Количество испытуемых:17 человек (6 человек не присутствовали во время обследования, но учитывались в процессе проведения диагностики и при обработке результатов).

Предмет диагностики:статус в группе.

Методика: «Социометрия».

Зоны социометрического выбора Количество учащихся в каждой зоне Ф.И. учащихся
Лидеры (получившие максимально высокое кол-во выборов в классе) Нет
Предпочитаемые (высокое кол-во выборов в классе) 12% (3) Трубович Сергей, Жингель Анна, Шаблев Владислав
Принятые (получившие 1 и более выбор) 84% (21) все остальные
Изолированные (не получившие ни одного выбора) 4% (1) Богуш Артем

На основании полученных данных можно сделать вывод, что сплочённость класса на достаточно хорошем уровне (степень сплочённости 0,04), так как практически все ученики класса (за исключением одного человека) получили статус «предпочитаемые» или «принятые».

Это говорит о том, что практически у каждого в классе есть хотя бы один «друг», «приятель», что очень важно для формирования социальных навыков школьников, развития чувства уверенности, повышения самооценки, а также формирования позитивного образа школы в целом.

Наблюдение

1)12.11

Цель: Выяснить уровень организованности класса во внеурочное время (перемена); проанализировать структуру межличностных отношений и эмоционально-психологическую атмосферу в классе.

Содержание наблюдения: Класс остаётся классом, учащиеся взаимодействуют друг с другом (мальчики и девочки не враждуют, с удовольствием сидят вместе за одной партой) ласс остаётся классом, учащиеся взаимодействуют друг с другом ()ны.зволил взглянуть на личность ъективного мнения. метом и. Существуют группы и «одиночки», формальный и неформальный лидер различны. По звонку учащиеся легко переключаются на урок. Среди членов данного коллектива царит атмосфера согласия и дружелюбия. Чувствуется наличие общих интересов.

Анализ наблюдаемых явлений:

Из вышеприведённого наблюдения можно сделать вывод о том, что класс достаточно организован. Учащиеся легко вступают во взаимодействие друг с другом, что наверняка является следствием наличия общих интересов. Есть группы и «одиночки». Преобладающее настроение — дружелюбие, заинтересованность.

2) 13.11

Цель: Выяснить уровень активности и тревожности учащихся, настроение во время урока; организованность во время урока, а также формы выражения общественного мнения в классе.

Содержание наблюдения: Класс поглощён уроком. Учащиеся организованны; прислушиваются к ответам товарищей, несмотря на желание дать первым правильный ответ. Учащиеся уважают мнение друг друга, терпимы, открыты в выражении одобрения / неодобрения товарищей (в форме шуточных замечаний, улыбок, взглядов).

Учащиеся активно работают на уроке, их не страшит необходимость выполнить то или иное задание, ответить у доски. В целом в классе царит атмосфера дружелюбия и сотрудничества.

Анализ наблюдаемых явлений:

Во время урока класс демонстрирует высокую активность. В данном коллективе наблюдается низкий уровень тревожности, что отражается и на общей атмосфере урока: учащиеся настроены доброжелательно, увлечены и дисциплинированны. Между учащимися класса установлен стойкий эмоциональный и психологический контакт, они открыто выражают одобрение или неодобрение в адрес одноклассников. Но они это делают не агрессивно, а в мягкой форме шуточных замечаний, взглядов, доброжелательных и воодушевляющих улыбок.

3) 14.11

Цель: Выяснить, способны ли учащиеся данного класса на критику в адрес одноклассников и самокритику; если да, то в каких формах это проявляется.

Содержание наблюдения: На уроке учащиеся спокойны, критично относятся к действиям учителя и своим собственным. Критика проявляется в форме корректных устных высказываний/замечаний.

Анализ наблюдаемых явлений: Дети способны к критике других. Самокритика также присутствует, но слабо выражена.

4) 15.11

Цель: Выяснить, присутствует ли в данном классе умение организовываться для выполнения коллективных дел; понаблюдать за поведением и эмоционально-психологической атмосферой во время проведения внеклассного мероприятия

Содержание наблюдения: Во время проведения внеклассного мероприятия учащиеся проявили организованность и сплочённость. Было отмечено явное присутствие командного духа, коллективизм. Несмотря на развлекательную форму мероприятия, учащиеся были в меру сосредоточены и внимательны, дружелюбно настроены к ведущему и друг другу. Чувствовалась их заинтересованность.

Анализ наблюдаемых явлений: Данному коллективу учащихся присуще умение организовываться в нужный момент для проведения коллективных дел. При этом они поддерживают располагающий психо-эмоциональный климат, контролируют своё поведение.

Беседа

1) 25.10

Беседа была проведена с классным руководителем Драгун О.Н.

Цель: получить общую характеристику коллектива данного класса, изучить его особенности.

Содержание беседы:

1) Как вы можете охарактеризовать класс?— Дисциплинированный, но всё же есть два мальчика-заводилы, от которых общая дисциплина в классе падает; дружелюбно настроенный, ценящий дружбу и сотрудничество.

2) Сколько в классе учащихся, какова их успеваемость? — В классе 17человек, из них девочек — 9, мальчиков — 8. Успеваемость неплохая, в среднем ближе к хорошей. В классе в основном прилежные ученики.

3) Что можно сказать по поводу межличностных отношений в классе, имеются ли группы или обособленные члены коллектива?— Класс дружный, но есть отдельные группы, состоящие из 2−3 человек. Однако между этими группами класса есть контакта.

4)Как бы вы оценили жизненные ценности и приоритеты учеников вашего класса? — Практически для каждого в классе единственной большой ценностью является дружба или достигнутый авторитет (положение) в классе.

5) Какие интересы и склонности можно отметить у данного ученического коллектива? — Дети талантливые. Большинство задействовано в творческих кружках и спортивных секциях. Преобладающие интересы: художественная школа, спортивные секции.

2) 26.10

Беседа была проведена с учителем французского языка Бердусовой Н.А.

Цель: получить общую характеристику данного класса.

Содержание беседы:

1) Как вы можете охарактеризовать данный класс? - В целом класс дружный, сплочённый, дисциплинированный.

2) Как можете описать успеваемость учащихся по вашему предмету и их работоспособность?— Успеваемость хорошая, выше среднего. Учащиеся работоспособны, на уроках всегда проявляют активность и заинтересованность.

3) Что вы можете сказать по поводу межличностных отношений в данном классе? — Коллектив сплочённый, есть «ведущие» и «ведомые».

4)Как бы вы охарактеризовали психологический климат класса? — Скорее как располагающий и дружелюбный, преобладающая атмосфера в классе — позитивная, учащиеся настроены на сотрудничество и способны поддержать друг друга.

Анализ содержания беседы: Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что данный класс — это сплочённый, дружелюбный, организованный коллектив, в котором царят партнёрские отношения. Учащиеся работоспособны, со средним уровнем успеваемости.

3) 29.10

Беседа с учащимися (активом класса)

Цель: получить сведения о сплочённости класса.

Содержание беседы:

1) Какими словами можете описать ваш класс?— Дружный, сплочённый, хороший. 2) Как вы дружите: всем классом или отдельными группами?— Дружим группа с группой. Но всё равно хорошо относимся к одноклассникам.

3) Дружите только с девочками или только с мальчиками? — Мы дружим и с девочками, и с мальчиками нашего класса.

Анализ содержания беседы: По словам актива класса, коллектив сплочённый, хотя у каждого есть предпочтения в отношении общения. Существует дружба между мальчиками и девочками.

4) 30.10

Беседа с учащимися, занимающими более пассивные позиции в жизни классного коллектива

Цель: узнать, как чувствуют себя пассивные учащиеся в данном классном коллективе.

Содержание беседы:

1) Вам комфортно в данном классе? Есть ли что-то, что бы вы хотели изменить?— Класс нравится, относительно спокойный и дружелюбный. Нам здесь комфортно. Но хотелось бы, чтобы стало ещё лучше. А для этого нужно двоих мальчиков научить себя вести.

Анализ содержания беседы: Внешне учащиеся удовлетворены той атмосферой, которая господствует в классе. Однако им не вполне комфортно из-за некоторых учащихся. Хочу заметить, что работа с этими двумя учениками ведётся, они находятся под пристальным вниманием классного руководителя. Нужно отметить, что родители и учитель работают вместе, в команде с одной целью.

Отчет по психологическому аспекту практики

В ходе прохождения данного этапа практики перед нами была поставлена задача, изучить классный коллектив. Данная работа была реализована в установленные сроки.

Для достижения вышеизложенной задачи нами были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, а также метод социометрии.

Данные методы позволили более подробно изучить коллектив учащихся. В ходе проведенной работы мы пришли к определенным выводам об особенностях подросткового коллектива.

Коллектив 7 «А» класса (17 человек, 9 девочек, 8 мальчиков) характеризуется наличием довольно благоприятным психологическим климатом, делением на референтные группы (наличие «предпочитаемых» и «принятых»).

В результате проведения бесед с учащимися данного класса можно прийти к выводу о том, что активные (предпочитаемые) учащиеся отмечают наличие комфортного психологического климата в классе.

Я убедились в том, что наличие референтных групп практически не препятствует установлению контакта между учащимися и их сплочению как коллектива.

Таким образом, благодаря прохождению психологического аспекта практики я не только практически ознакомилась с психологическими особенностями данного подросткового коллектива, но и значительно повысила уровень личностных качеств, необходимых для становления квалифицированным педагогам, способным решить любую педагогическую ситуацию и провести воспитательную работу со стопроцентной эффективностью.

Также прохождение практики указало на те аспекты, на которые нужно больше обращать внимания при работе с подростковым коллективом. Например, важным моментом является отдельная работа с «изолированными» учащимися, так как для них пребывание в данном коллективе вызывает больше проблем.

Также следует отметить, что прохождения психологического аспекта данной практики помог выработать и усовершенствовать мои профессионально-педагогические качества. Наблюдения за учащимися закрепленного за мной класса способствовали совершенствованию внимания, анализу поведения учащихся. Личные беседы с учащимися способствовали развитию педагогического такта.

Таким образом, данная практика оказала положительное влияние на становление моих профессионально-педагогических качеств.

В качестве предложения по совершенствования практики я бы хотела отметить установление более продолжительного срока прохождения практики, так как за такой короткий срок сложно осуществить выработку и совершенствование профессионально-педагогических личностных качеств будущего специалиста. Не удалось побеседовать со всеми учащимися лично об их отношении к одноклассникам и об их пребывании в данном коллективе.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector