Социальная психология группы и коллектива

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 4

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И ГРУППЕ ……………………………………………………………………….

6

1.1 Понятие коллектива ……………………………………………………… 6

1.2 Основные характеристики коллектива и групп ……………………….. 10

1.3 Влияние межличностных отношений на удовлетворенность работой в коллективе …………………………………………………………………..

25

1.4 Отношения как эмоциональное переживание в коллективе ………….. 30

ГЛАВА 2. КОМПОНЕНТЫ СОВМЕСТИМОСТИ ЛЮДЕЙ В КОЛЛЕКТИВАХ И ГРУППАХ ………………………………………………

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ ………………………… 43

ВВЕДЕНИЕ

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива.

Климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Социально-психологический климат может рассматриваться в качестве полифункционального показателя:

• уровня психологической включенности человека в деятельность;

• меры психологической эффективности этой деятельности;

• уровня психического потенциала личности и коллектива, не только реализуемых, но и скрытых, неиспользованных резервов и возможностей;

• масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива;

• тех сдвигов, которые происходят в структуре психического потенциала личности в коллективе.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – важнейший вопрос социальной психологии.

10 стр., 4920 слов

Сущность, социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности государства и Вооруженных Сил

... социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности государства и Вооруженных Сил Введение Анализ литературы по проблемам ... информационной безопасности, то таковыми являются личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество); - информационно ... опасностей, обусловленных достижениями научно-технического прогресса. Первая группа связана с бурным развитием ...

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

В современных условиях постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата в коллективе. Данная проблема диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Цель работы – на основании литературных источников изучить социальную психологию в коллективе и группе.

Исходя из поставленной цели необходимо решение следующих задач:

u Раскрыть понятие коллектива;

u Изучить основные характеристики коллектива;

u Рассмотреть влияние межличностных отношений на удовлетворённость работой в коллективе;

u Выделить отношения как эмоциональное переживание в коллективе;

u Подробно исследовать формирование сплоченности в группе;

u Определить управленческие характеристики руководителя;

u Раскрыть социально-психологические проблемы в трудовом коллективе.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. СОЦИЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ И ГРУППЕ

1.1. Понятие коллектива

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

5 стр., 2004 слов

«Особенности межличностных отношений в коллективе умственно отсталых детей младшего школьного возраста »

Содержание Введение……………………………………………………………………..4 Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей умственно отсталых детей младшего школьного возраста …………………………………............6 1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей………………………………………………………………………………..6 1.2 Характеристика умственно отсталых детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………14 Глава 2 ...

Социальная группа – это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:

• внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;

• групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;

• собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

• групповым давлением, т. е. воздействием на поведение членов группы;

• общими целями и задачами деятельности;

• стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

• закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.).

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает боль-шую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение индивидуумов в таких группах обычно претерпевает существенные изменения под влиянием коллектива…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией.

Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. Как говорил Маркс Энгельс: – «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отклонений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ………...3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ …………………..........5 1.1. Нормативно-правовая основа деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей……………………............................. ……………………….5 1.2. Виды учреждений осуществляющих социальную защиту детей ...

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае – группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

В регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:

1. Внегрупповые (физические и социальные);

2. Внутригрупповые (нормы, межличностные отношения);

3. Внеличностные (однородность – разнородность по индивидуально-психологическим параметрам);

4. Внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки).

Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации группы.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности.

Именно сплоченная команда способна преодолевать кризисы на пути своего развития без потерь, чего не скажешь о группе совместимых между собой людей.

26 стр., 12865 слов

Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология для педагогических вузов и колледжей»

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Г.Р.ШАШКИНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050715 (031800) — Логопедия Москва ACADEMA 2005 УДК 616.22-008.5(075.8) ББК 74.3я73 Ш329 Руководитель программы — доктор ...

Руководитель должен знать структуру межличностных отношений, чтобы уметь найти индивидуальный подход к каждому члену группы. Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группировки, которые сложились в группе.

Для того чтобы коллектив успешно справлялся с работой, он должен не только состоять из хороших специалистов. Члены этого коллектива как личности должны в своей совокупности соответствовать необходимому набору ролей. И при распределении официальных должностей нужно исходить из пригодности индивидов к выполнению той или иной роли, а не из личных симпатий или антипатий индивида. Совместимость – это оптимальное сочетание качеств людей в процессе взаимодействия, способствует успешному выполнению совместной деятельности.

В психологии выделяют следующие четыре разновидности совместимости: физическую, психофизическое, социально-психологическую и психологическую.

Физическая совместимость проявляется в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, которые выполняют определенную совместную деятельность.

Отсутствие совместимости в группе людей, привлеченных к выполнению общественно или личностно значимой деятельности, при определенных условиях может привести к конфликту.

Конфликт – это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личностной жизни. Состояние конфликта характеризуется острыми отрицательными эмоциями, переживанием его участников. Конфликт может оказаться на уровне сознания отдельного человека – это внутренне-личностный конфликт, а также в межличностном взаимодействии и на уровне межличностных групповых отношений.

Для того, чтобы понять для чего нужна социальная психология нужно знать несколько важных её законов и закономерностей, которые оказывают влияние на жизнь человека в обществе и его взаимодействие с этим обществом и другими людьми:

1. Люди всегда тем или иным образом воспринимают находящихся рядом людей.

2. Люди легко присваивают навязанные им социальные роли.

3. Лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать.

4. Установки людей влияют на их восприятие действительности и окружающих.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

... и направлен на формирование социальной устойчивости молодого специалиста. Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. - 2 ... Юрайт, 2011. - 574 с. (Основы наук) 9. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев ...

5. Поведение людей часто зависит от того, как их воспринимают другие.

6. Люди склонны к осуждению окружающих и оправданию себя.

7. Люди часто идентифицируют себя с другими людьми.

8. Люди составляют первое впечатление о человеке в течение первых пяти минут.

9. Человек притягивает в свою жизнь то, что соответствует его мыслям.

10. В жизни человека часто происходит то, чего он ожидает.

В социальной психологии, человек, как сформировавшаяся личность, играет здесь главную роль. Именно социальные и психологические особенности позволяют вообще существовать такой науке, как социальная психология. А знания о ней, которые мы теперь имеем, желаем углублять и стремимся применять на практике, дают нам возможность определить, осознать и понять факторы, влияющие на развитие личности, специфику взаимодействия людей между собой и в группах (а также этих групп).

И уже это позволяет сделать нашу жизнь, как отдельных личностей, так и частей социума, более комфортной и осознанной, а результаты наших поступков и действий лучше и эффективнее. Именно по этим причинам мы должны осваивать азы социальной (и не только) психологии и делать их использование частью своей повседневной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62с.

2. Ахвердова, О. А. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Психология», Социальная психология» / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, В. В. Коленкина. — М. : ТЦ «Сфера», 2008. — 335 с.

3. Батаршев, А. В. Диагностика способности к общению: научно-популярная литература / А. В. Батаршев. — СПб. : Питер, 2006. — 175 с.

4. Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Бендас. — СПб. : Питер, 2009. — 430 с.

5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: научно-популярная литература / Э. Берн. — М. : Эксмо, 2008. — 566 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра общей и возрастной психологии   Ю9.я7П863 Батурин Н.А., Марковская И.М., Солдатова Е.Л., Чумакова Е.В.   ПСИХОЛОГИЯ   Учебное пособие По написанию курсовой работы Челябинск Издательство ЮУрГУ 2000 ББК Ю93.я7   Психология: Учебное пособие по написанию курсовой работы / Н.А. Батурин, ...

6. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Н. Н. Богомолова. — М. : Аспект-Пресс, 2008, 2010. — 191 с.

7. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов: учебное пособие / Н. Н. Васильев. — СПб. : Речь, 2007. — 170 с.

8. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. сервиса / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 272 с.

9. Горчакова, В. Г. Психология: учеб. пособие для студ. вузов, / В. Г. Горчакова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 478 с.

10. Горянина, В.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов фак. соц. работы / В.А. Горянина. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2008. — 416 с.

11. Грецов, А. Г. Тренинг общения для работника : научно-популярная литература / А. Г. Грецов. — СПб. : Питер, 2007. — 160 с.

12. Гришина, Н.В. Психология конфликтов групп: научное издание / Н. В. Гришина. — СПб. : Питер, 2005, 2006. — 464 с.

13. Гудименко, О. В. Социальная психология: учеб. пособие / О. В. Гудименко, И. М. Шилова. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

14. Деловое общение : учеб. пособие / И. Н. Кузнецов. — 2-е изд. — М. : «Дашков и К», 2008. — 528 с.

15. Деловое общение. Деловой этикет: учеб. пособие для студ. вузов / И. Н. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ, 2008. — 431 с.

16. Ежова, Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. — 6-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 250 с.

17. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие для студ. учрежд. СПО, обуч. по группе спец. 0300 Образование / Н. С. Ефимова. — М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. — 192 с.

18. Жданова, Е.В. Личность и коммуникация: практикум по речевому взаимодействию: учеб. пособие / Е. В. Жданова. — М. : Флинта: Наука, 2010. — 174 с.

19. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2010. — 573 с.

20. Козлов, В.В. Управление конфликтом: бизнес-тренинг / В. В. Козлов, А. А. Козлова. — М.: ЭКСМО, 2006.

21. Конфликтология: Учеб. для студ. вузов / Под ред. В. П. Ратникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2009. — 511 с.

22. Конфликтология: хрестоматия: Учеб. пособие / сост. Н. И. Леонов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. ; Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т, 2010. — 367 с.

23. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. вузов / В. Г. Крысько. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. — 431 с.

24. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учеб. пособие для студ. вузов / Н. И. Леонов. — СПб. : Питер, 2008. — 236 с.

25. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология управления: научно-популярная литература / М. Е. Литвак. — 15-е изд. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008. — 380 с.

26. Майерс, Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — СПб. : Питер, 2009. — 793 с.

27. Митин, А.Н. Психология управления: учеб. для студ. вузов / А. Н. Митин. — М. : Волтерс Клувер, 2011. — 390 с.

28. Немов, Р. С. Социальная психология : учебное пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. — СПб. : Питер, 2008. — 208 с.

29. Психология коллектива: учеб. для студ. вузов и слушат. курсов системы доп. образования / под ред.: А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. — М. : Гардарики, 2008. — 251 с.

30. Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей в коллективе/ Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский. – 2-е изд. М.: Линка-Пресс, 2011.- 271 с.

31. Руденко, А.М. Управленческая психология: учеб. пособие для студ. ссузов / А. М. Руденко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 345 с.

32. Садохин, А.П. Межличностные отношения: учеб. пособие по дисциплине «Психология» / А. П. Садохин. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. — 287 с.

33. Самыгин, С.И. Деловое общение: для студентов вузов / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д. : Феникс, 2013. — 219 с.

34. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Психология» / А. Л. Свенцицкий. — М. : Проспект, 2009. — 332 с.

35. Социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов по специальностям психологии / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Дергача. — 5-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2009. — 600 с.

36. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2011. — 252 с.

37. Творогова, Н. Д. Психология управления. Лекции: учебное пособие для вузов / Н. Д. Творогова. — М. : ГЭОТАР- Медиа, 2008. — 524 с.

38. Титова, Л. Г. Деловое общение: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Г. Титова. — М. : ЮНИТИ, 2010. — 271 с.

39. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — 9-е изд., перераб. — М. : Академия, 2009. — 190 с.

40. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 473 с.