Центр психолого – медико – социального сопровождения
Выборгского района
2009 Год Отчет по результатам проведения диагностики социальной адаптации учащихся пятых классов к образовательной среде оу № 65
Время проведения исследования: декабрь 2009г.
Место проведения:ОУ № 65.
Диагностику проводил: педагог-психолог Муравьева Д.А.
Обработку диагностики проводил: педагог-психолог Муравьева Д.А.
Численность группы:
- 5 «а» класс – 20 человек;
- 5 «б» класс – 25 человек;
- 5 «в» класс – 18 человек.
Цель диагностики: определение уровня социальной адаптации учащихся пятых классов через выявление уровня тревожности и школьной мотивации.
Методики, используемые в исследовании:
- Тест для оценки школьной тревожности Филлипса;
- Анкета для определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
Результаты диагностики 5 «а» класса:
По результатам диагностики школьной тревожности с использованием теста школьной тревожности Филлипса можно говорить о том, что в целом по классу показателиобщей школьной тревожности находятся в пределах нормы (13 человек– норма,5 человек- повышенный показатель тревожности,2 человека– высокий показатель).
По шкалам тревожности различных модальностей выявлены следующие показатели:
- Переживание социального стресса, эмоционального состояния, на фоне которого развиваются социальные контакты ребёнка (прежде всего — со сверстниками) диагностировано у 2 учащихся (2 – повышенный, у18 учениковотмечаютсянормальные показателипо данной шкале);
- Фрустрация потребности в достижения успеха, неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата отмечается у 3 учеников (2 ученика– повышенный показатель тревожности,1 – высокий показатель, у17 учениковпоказателисоответствуют норме);
- Страх самовыражения,негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей выявлено у 10 человек (5 учеников -повышенная тревожностьпо данному показателю,5 человек — высокий показатель, у10 учащихсяпоказатели соответствуют возрастнойнорме);
- Страх ситуации проверки знаний, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей наблюдается у 10 учащихся (3 ученика — высокий показатель,7 – повышенныйпоказатель, у10 учащихся — норма);
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок характерны для 5 учащихся (4 — высокие значения, 1 — повышенные, 15 — нормальные показатели);
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды (например, болезненность) — наблюдается у 5 учащихся (3 учениковимеютвысокий показатель,2 — повышенный показатель,15 учениковимеютнормальный показательпо шкале);
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения отмечается у 8 учащихся (2 — высокий показатель, 7 — повышенный, 11 — нормальный показатель).
Данные по результатам диагностического обследования с использованием теста школьной тревожности Филлипса 5 «а» класса представлены на рисунке 1.
Проблемы детской тревожности в младшем школьном возрасте
... детской тревожности в младшем школьном возрасте» Объект исследования: тревожность в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: проблемы школьной тревожности в процессе обучения детей младшего школьного возраста ... рост познавательных мотивов, творческого потенциала [33]. Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей ...
Рис.1. Распределение показателей тревожности по модальностям учеников 5 «А» класса.
По результатам диагностики школьной мотивации с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г. Лускановой можно говорить о преобладании в классе 2 уровня мотивации (7 человек).
Подобный уровень является средней нормой и свидетельствует о наличии хорошей школьной мотивации.
4 уровень мотивации выявлен у 6 учащихся, что соответствует низкой школьной мотивации данных школьников. Подобные учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
3 уровень мотивации выявлен у 5 учащихся. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированны в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Диагностика и развитие мотивации у учащихся
... по проблеме диагностики и развития мотивации учащихся раскрыть методы изучения мотивации учащихся наметить методику диагностики мотивации учащихся. Гипотеза – мы предполагаем, что диагностика мотивации учащихся повысит эффективность выявления уровня развития мотивации. Методологической основой проведенного исследования ...
5 уровень мотивации — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, характерен для 2 учащихся. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с однокласниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Также ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, правила, нормы.
1 уровень мотивации (высокий уровень школьной мотивации) не выявлен.
Данные по результатам диагностического обследования с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г.Лускановой представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение уровней мотивации в 5«А» классе.
Результаты диагностики 5 «б» класса:
По результатам диагностики школьной тревожности с использованием теста школьной тревожности Филлипса можно говорить о том, что в целом по классу показателиобщей школьной тревожности находятся в пределах нормы (17 человек – норма,6 человек- повышенный показатель тревожности,2 человека– высокий показатель).
По шкалам тревожности различных модальностей выявлены следующие показатели:
- Переживание социального стресса, эмоционального состояния , на фоне которого развиваются социальные контакты ребёнка (прежде всего — со сверстниками) диагностировано у 9 учащихся (1 ученикимеетвысокий показательтревожности по данной шкале,8 – повышенный, у16 учениковотмечаютсянормальные показателипо данной шкале);
- Фрустрация потребности в достижения успеха, неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата выявлен у 2 учащихся (23 ученика — показателисоответствуют норме, 2 человека — повышенный показатель);
- Страх самовыражения,негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей выявлено у 14 человек (10 учеников -повышенная тревожностьпо данному показателю,4 ученика — высокий показатель, у11 учащихсяпоказатели соответствуют возрастнойнорме);
- Страх ситуации проверки знаний, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей наблюдается у 8 учащихся (3 ученика — высокий показатель,5 – повышенныйпоказатель, у17 учащихся — норма);
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок характерно для 6 учащихся (2 — высокие значения, 4 — повышенные, 19 — нормальные показатели);
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды (например, болезненность) наблюдается у 2 учащихся (5 учениковимеютвысокий показатель,2 — повышенный показатель,18 учениковимеютнормальный показательпо шкале);
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения отмечается у 9 учащихся (1 — высокий показатель, 6 — повышенный, 18 — нормальный показатель).
Данные по результатам диагностического обследования с использованием теста школьной тревожности Филлипса 5 «б» класса представлены на рисунке 3.
Методы и пути коррекции школьной тревожности
... школьной тревожности связано с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. На основе анализа литературы и небольшого опыта наблюдений за учащимися младшего школьного возраста по вопросу школьной тревожности ... А.М. выделяет особенности тревожных детей в школе - сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или ...
Рис.3. Распределение показателей тревожности по модальностям в 5 «Б» классе.
По результатам диагностики школьной мотивации с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г. Лускановой можно говорить о преобладании в 5 «Б» классе 4 уровеня мотивации (13 учащихся), что соответствует низкой школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
3 уровень мотивации диагностирован у 5 учеников. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированны в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
5 уровень мотивации (негативное отношение к школе, школьная дезадаптации) выявлен у 5 учащихся.
2 уровень мотивации (хорошая школьная мотивация) выявлен у 2 учеников.
1 уровень мотивации(высокая школьная мотивация)не выявлен.
Данные по результатам диагностического обследования с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г.Лускановой представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение уровней мотивации в 5 «Б» классе.
Результаты диагностики 5 «в» класса:
По результатам диагностики школьной тревожности с использованием теста школьной тревожности Филлипса можно говорить о том, что в целом по классу показателиобщей школьной тревожности находятся в пределах нормы (16 человек– норма,2 человека- повышенный показатель тревожности).
По шкалам тревожности различных модальностей выявлены следующие показатели:
- Переживание социального стресса, эмоционального состояния, на фоне которого развиваются социальные контакты ребёнка (прежде всего — со сверстниками) диагностировано у 6 учащихся (6 – повышенный, у12 учениковотмечаютсянормальные показателипо данной шкале);
- Фрустрация потребности в достижения успеха, неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата отмечается у 4 учеников (4 ученика– повышенный показатель тревожности, у14 учениковпоказателисоответствуют норме);
- Страх самовыражения,негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей выявлено у 5 человек (3 ученика -повышенная тревожностьпо данному показателю,2 ученика — высокий показатель, у13 учащихсяпоказатели соответствуют возрастнойнорме);
- Страх ситуации проверки знаний, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей наблюдается у 10 учащихся (2 ученика — высокий показатель,8 – повышенныйпоказатель, у8 учащихся — норма);
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок характерны для 5 учащихся (2 — высокие значения, 3 — повышенные, 13 — нормальные показатели);
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды (например, болезненность) — наблюдается у 1 учащегося (1 ученикимеетповышенный показатель,17 учеников-нормальный показательпо шкале);
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения отмечается у 10 учащихся (1 — высокий показатель, 9 — повышенный, 8 — нормальный показатель).
Данные по результатам диагностического обследования с использованием теста школьной тревожности Филлипса 5 «в» класса представлены на рисунке 5.
Связь мотивации достижения успеха и тревожности в раннем юношеском возрасте
... связаны, при этом чем выше уровень тревожности тем ниже уровень мотивации достижения успеха. При высокой степени тревожности над мотивацией успеха начинает преобладать мотивация избегания неудачи. Методами исследования выступали: ... достаточно разнородные явления и значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного ...
Рис.5. Распределение показателей тревожности по модальностям учеников 5 «В» класса.
По результатам диагностики школьной мотивации с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г. Лускановой можно говорить о преобладании в классе 5 уровня мотивации (9 человек).
Данный уровень характеризуется негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с однокласниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Также ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, правила, нормы.
Школьная дезадаптация и тревожность
... обследованы учащиеся двух средних общеобразовательных школ г. Новосибирска на протяжении их обучения с 1-го по 9-й класс. Для изучения уровня и характера школьной тревожности мы ... среди относительно благополучной части детской популяции. Для выявления значимых различий между уровнем тревожности и уровнем школьной мотивации в различных возрастных группах к тестовым данным применим критерий Фридмана. ...
3 уровень мотивации выявлен у 7 человек. Это говорит о положительном отношении к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе. Однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированны в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень мотивации выявлен у 4 учащихся, что соответствует низкой школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
2 уровень мотивации (хорошая школьная мотивация) выявлен у 2 учащихся. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
1 уровень мотивации (высокий уровень школьной мотивации) не выявлен.
Данные по результатам диагностического обследования с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г.Лускановой представлены на рисунке 6.
Рис. 6. Распределение уровней мотивации в 5«В» классе.
Выводы и рекомендации:
По результатам диагностики школьной тревожности с использованием теста школьной тревожности Филлипса, можно говорить о том, что в целом в параллели 5-х классов показателиобщей школьной тревожности находятся в пределах нормы (73% учащихся – норма,21% -повышенный показатель тревожности,6% – высокий показатель).
По шкалам тревожности различных модальностей выявлены следующие показатели:
- Переживание социального стресса, эмоционального состояния, на фоне которого развиваются социальные контакты ребёнка (прежде всего — со сверстниками) диагностировано у27% учащихся. У73% учениковотмечаютсянормальные показателипо данной шкале;
- Фрустрация потребности в достижения успеха, неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата отмечается примерно у14% учеников. У86% учениковпоказатели соответствуют норме;
- Страх самовыражения,негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей выявлено у46% человек. У54% учащихся показатели соответствуют возрастнойнорме;
- Страх ситуации проверки знаний, негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей наблюдается у44% учащихся. У56% учащихся — норма;
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок характерно для25% учащихся. 75% учащихся имеютнормальные показатели;
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды (например, болезненность) свойственна21% учащихся.79% учениковимеютнормальный показательпо шкале;
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения отмечается у41% учащихся.59% — нормальный показатель.
По результатам диагностики школьной мотивации с использованием анкеты для выявления школьной мотивации Н.Г. Лускановой можно говорить о преобладании в параллели 5-х классов 4 уровня мотивации (36,5% учащихся), что соответствует низкой школьной мотивации. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Воспитание толерантности учащихся в начальной школе
... толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии. Формы проведения итогов ... (1сентября). Путешествие по стране знаний. Диагностика учащихся (тест для индивидуального знакомства с ребенком). ... которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Признание человеком другого, принятие, понимание – основные ...
5 уровень мотивации — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация, характерен для 25% учащихся. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с однокласниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Также ученики могцт проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, правила, нормы.
3 уровень мотивации выявлен у 21% учащихся, который проявляется в положительном отношении к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями.Им нравится ощущать себя учениками, иметькрасивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированны в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
2 уровень — уровень хорошей школьной мотивации – 17,5% учащихся.
1 уровень мотивации (высокий уровень школьной мотивации) не выявлен у параллели 5-х классов.
Таким образом, по результатам диагностики социальной адаптации учащихся пятых классов ОУ №65 к образовательной среде, можно говорить о том, что адаптация к средней школе находится на недостаточном уровне: показатели общей школьной тревожности находятся на уровне возрастной нормы, однако преобладает 4 уровень мотивации, что соответствует низкой школьной мотивации.
Рекомендации по результатам диагностического обследования:
- для снижения уровня тревожности рекомендуется разработать единые педагогические требования по оформлению и ведению тетрадей по всем учебным дисциплинам;
- разработать единые педагогические требования к качеству устных ответов и разъяснение причин постановки оценки за ответ;
- единые требования поведения на уроках;1
- требуется обратить внимание на формирование позитивных взаимоотношений в сфере ученик-учитель:
- избегать агрессивных форм общения с ребёнком (агрессия порождает агрессию);
- построение взаимоотношений не по типу вторжения, а на основе совета;
- поощрение и одобрение инициативы;
- организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и одобрение: через одобрение осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению к друг другу, предмету, к стремлению самоутвердиться;
- формированию познавательной мотивации в целом сопутствуют:
- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
- построение отношений «ученик-учитель» не по типу вторжения, а на основе совета;
- занимательность, необычное изложение учебного материала;
- использование познавательных игр, дискуссий и споров;
- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.
- проведение тематических классных часов (по интересующим волнующим учеников темам).
Следующим учащимся рекомендуются индивидуальные консультации специалистов ГОУ ЦПМСС Выборгского района, находящегося по адресу: Костромской пр., д. 7. Запись по телефону регистратуры 553-18-75:
Формирование мотивации учения у учащихся старшего подросткового возраста
... Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом ... педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих ... мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление её реального уровня и возможных перспектив, зоны её ...
5 «А»:
5 «Б»:
5 «В»:
Педагог-психолог
Муравьева Д. А.
1Все разработанные единые требования должны быть доведены до учащихся в доступной для них форме.
10