Введение…………………………………………………………………………….3
1 Состояние проблемы тревожности в психологии…………………………….6
1.1 Основные аспекты исследования проблемы тревоги и тревожности в психологии…………………………………………………………………………………6
1.2 Тревожность как фактор дезадаптации учащихся…………………………15
1.3 Основные принципы психолого-педагогической коррекции………………27
2 Эмпирическое исследование психокоррекции школьной тревожности ……32
2.1 Планирование и организация исследования…………………………………32
2.2 Анализ результатов исследования школьной тревожности………………..36
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по профилактике высокой тревожности у детей в школе……………………………………………………………45
Заключение…………………………………………………………………………51
Глоссарий………………………………………………………………………….55
Список использованных источников……………………………………………..58
Приложения……………………………………………………………….………61
Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователя перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности с целью ее коррекции и профилактики потому, что тревожность — является показателем неблагополучия личностного развития школьников, и она рассматривается как пролонгированное, неравновесное состояние.
Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.
Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
... разработке основных проблем возрастной психологии, таких как потенциалы человеческого развития в различные ... их роста и инволюции. Продолжение исследований в указанном плане на ... возрастные периоды, определение возрастных норм психических функций. В педагогической деятельности высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся ...
Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.
На современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в разных аспектах: 1) тревога как состояние; 2) тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях; 3) процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования.
В настоящее время особое внимание уделяется коррекции детской и подростковой тревожности как фактора дезадаптации личности (С.А. Водяха, Г.Ш. Габдреева, Н.М. Гордецова, Л.М. Костина, A.M.Прихожан и др.), потому что тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции детей в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной воздействующей на развитие личности в целом.
Проблема состоит в том, что ребенок с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Проблема психологической профилактики и коррекции тревожности детей и подростков разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных ученых: Р. Бернса, Г.М. Бреслав, Г.В. Бурменской, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, К.М. Гуревича, B.C. Мухиной, К. Роджерса, В.В. Столина, Д.Б. Эльконина и др.
Исследования, посвященные особенностям проявления школьной тревожности, и путям ее коррекции вызывают интерес у психологов, работающих в образовательных учреждениях. Существующая проблема определила выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: школьная тревожность.
Предмет исследования: психокоррекция школьной тревожности.
Цель исследования: выявление факторов тревожности, определение путей коррекции тревожности у обучающихся.
Гипотеза исследования: проведение специального социально-психологического тренинга с тревожными детьми может явиться эффективным методом коррекции их тревожности.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.
………….
Айзенк, X. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность [Текст] / Х. Айзенк — СПб.: Питер, 2011.- 416с.- ISBN 978-5-91180-572-2
Айке, Д. Страх. Тревога и тревожность [Текст] / Д. Айке — М.: Психология, 2010. — 268с.- ISBN 5-691-00143-4
Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состоянии тревоги. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности [Текст] / В.М.Астапов- М.: Смысл, 2008.- 494 с.- ISBN5-89357-104-5
Аракелов, Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал – 2007 — №2 – с. 34-38- ISSN 1990-93-49
Бороздина, Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 2003 — №1 — с. 104-113. ISSN-0042-8841
Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков
... исследования тревожности у старших подростков и юношей» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой; - «Методика диагностики уровня школьной тревожности» Р.Филлипса; - «Шкала тревожности» А.М. Прихожан; 3. Методы ... обстановке, деятельност....... Список использованной литературы 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] : учебное пособие / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2003. ...
Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога. Психические состояния. [Текст ] / Ф.Б.Березин .- СПб.: Питер, 2008.- 272с. – ISBN 5-7695-2542-8
Бережнова, Л.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа: Дис.канд. психол. наук. — М. — 2005. — 193 с.
Бибикова, В.Н. Страхи наших подростков // Психологическая газета.- 2009.-№9.С.6.
Богданович, В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. [Текст] /В.Н.Богданович — СПб.: Речь, 2002. — 437с. — ISBN 5-9268-0042-0
Водяха, С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 2010. — 20 с.
Дианкова, И. Коррекционная программа или контакт с ребенком // Школьный психолог. — 2012. — № 3. — С. 8-9.
Идобаева, О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: дис. канд. психол. наук. — М. — 2008. — 143 с.
Изард, К. Страх и виды тревожности. Тревога и тревожность. [Текст] / К. Изард — М.: Изд-во Центрполиграф, 2009.- 317с.- ISBN 5-227-00708-Х
Коблик, Е.Г. Программа работы по социально-психологической адаптации детей к обучению в средней школе // Журнал практического психолога. — 2007.-№ 9.-С. 56. ISSN-1990-9349
Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — [Текст] / Л.М.Костина- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2009. -264с.- ISBN 5-305-00110-2.
Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 2003 № 2 С. 15. ISSN 3017-5421
Маркеева, М.В. Социально — психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях центра социальной помощи детям [Текст] / М. В. Маркеева — Ярославль. — 2006. — 22 с.
Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 2002 — №1 – с. 169-174 ISSN-1990-9349
Прихожан, A.M. К построению коррекционных программ по преодолениютревожности у подростков и юношей [Текст] / А.М. Прихожан .- М.: Смысл, 2011.-494с.- ISBN5-89357-104-5
Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. [Текст] / А.М.Прихожан. — М.: Творческий центр «Сфера», 2007. — 188 с. ISBN 5- 691-00504-9
Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 2004. № 2. — С. 11-17. ISSN 3017-5421
Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М.Прихожан — М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 304 с.- ISBN 5-305-00110-2
Прихожан, A.M. От тревожности к уверенности // Школьный психолог 2011.-№ 15.-С. 5.
Савина, Е.А. Тревожные дети: методическое пособие [Текст] / Е.А. Савина. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 149 с. – ISBN 978-5-691-01621-9
Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии
... какова эффективность использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков. Решение этой проблемы является целью исследования. Исходя из объекта исследования, ... с использованием арттерапии, направленную на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка 6) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы Методы исследования: теоретический анализ ...
Смит, М. Тренинг уверенности в себе [Текст] / М.Смит — СПб.: ООО «Речь» 2005.- 244 с. ISBN 5-305-00110-2.
Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2011. – 350 с. – ISBN 5-9268-0010-2
Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 352 с. – ISBN 5-89239-024-1
Тагирова, Г.С. Психолог