Психокоррекция школьной тревожности у детей начальных классов

Введение…………………………………………………………………………….3

1 Состояние проблемы тревожности в психологии…………………………….6

1.1 Основные аспекты исследования проблемы тревоги и тревожности в психологии…………………………………………………………………………………6

1.2 Тревожность как фактор дезадаптации учащихся…………………………15

1.3 Основные принципы психолого-педагогической коррекции………………27

2 Эмпирическое исследование психокоррекции школьной тревожности ……32

2.1 Планирование и организация исследования…………………………………32

2.2 Анализ результатов исследования школьной тревожности………………..36

2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по профилактике высокой тревожности у детей в школе……………………………………………………………45

Заключение…………………………………………………………………………51

Глоссарий………………………………………………………………………….55

Список использованных источников……………………………………………..58

Приложения……………………………………………………………….………61

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователя перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности с целью ее коррекции и профилактики потому, что тревожность — является показателем неблагополучия личностного развития школьников, и она рассматривается как пролонгированное, неравновесное состояние.

Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Ф. Рыбалко АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Все усиливающийся интерес к онтогенетическим проблемам обусловлен тем, что практически значимыми становятся такие задачи, как научное обоснование профотбора и профессиональной ориентации и переориентации на разных возрастных ступенях, включая пожилой возраст, обучение не только детей, но и взрослых, переобучение и улучшение профессиональной ...

Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.

На современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в разных аспектах: 1) тревога как состояние; 2) тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях; 3) процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется коррекции детской и подростковой тревожности как фактора дезадаптации личности (С.А. Водяха, Г.Ш. Габдреева, Н.М. Гордецова, Л.М. Костина, A.M.Прихожан и др.), потому что тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции детей в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной воздействующей на развитие личности в целом.

Проблема состоит в том, что ребенок с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Проблема психологической профилактики и коррекции тревожности детей и подростков разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных ученых: Р. Бернса, Г.М. Бреслав, Г.В. Бурменской, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, К.М. Гуревича, B.C. Мухиной, К. Роджерса, В.В. Столина, Д.Б. Эльконина и др.

Исследования, посвященные особенностям проявления школьной тревожности, и путям ее коррекции вызывают интерес у психологов, работающих в образовательных учреждениях. Существующая проблема определила выбор темы выпускной квалификационной работы.

Объект исследования: школьная тревожность.

Предмет исследования: психокоррекция школьной тревожности.

Цель исследования: выявление факторов тревожности, определение путей коррекции тревожности у обучающихся.

7 стр., 3397 слов

Уровень тревожности детей при госпитализации

Введение Вегето-сосудистая дистония -- это нарушения в работе сосудистой системы организма, приводящие к недостаточному снабжению тканей и органов кислородом. Иначе это заболевание называют нейроциркуляторной дистонией, или неврозом сердца. Встречается вегето-сосудистая дистония довольно часто -- как у детей (12-25%), так и у взрослых (до 70%). Это следствие того, что нарастающий темп современной ...

Гипотеза исследования: проведение специального социально-психологического тренинга с тревожными детьми может явиться эффективным методом коррекции их тревожности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.

………….

Айзенк, X. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность [Текст] / Х. Айзенк — СПб.: Питер, 2011.- 416с.- ISBN 978-5-91180-572-2

Айке, Д. Страх. Тревога и тревожность [Текст] / Д. Айке — М.: Психология, 2010. — 268с.- ISBN 5-691-00143-4

Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состоянии тревоги. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности [Текст] / В.М.Астапов- М.: Смысл, 2008.- 494 с.- ISBN5-89357-104-5

Аракелов, Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал – 2007 — №2 – с. 34-38- ISSN 1990-93-49

Бороздина, Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии – 2003 — №1 — с. 104-113. ISSN-0042-8841

Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога. Психические состояния. [Текст ] / Ф.Б.Березин .- СПб.: Питер, 2008.- 272с. – ISBN 5-7695-2542-8

Бережнова, Л.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа: Дис.канд. психол. наук. — М. — 2005. — 193 с.

Бибикова, В.Н. Страхи наших подростков // Психологическая газета.- 2009.-№9.С.6.

Богданович, В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. [Текст] /В.Н.Богданович — СПб.: Речь, 2002. — 437с. — ISBN 5-9268-0042-0

Водяха, С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 2010. — 20 с.

Дианкова, И. Коррекционная программа или контакт с ребенком // Школьный психолог. — 2012. — № 3. — С. 8-9.

Идобаева, О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: дис. канд. психол. наук. — М. — 2008. — 143 с.

18 стр., 8832 слов

Роль личности педагога в развитии школьной тревожности у подростков

Введение тревожность педагог школьник Актуальность. Исследование школьной тревожности всегда было и будет актуальным вопросом психологической и педагогической сфер научного знания. В постоянно изменяющихся образовательных и социокультурных условиях жизни и развития школьника, особое место занимает вопрос тревожности вообще и школьной тревожности в частности. Здоровье школьника любого возраста в ...

Изард, К. Страх и виды тревожности. Тревога и тревожность. [Текст] / К. Изард — М.: Изд-во Центрполиграф, 2009.- 317с.- ISBN 5-227-00708-Х

Коблик, Е.Г. Программа работы по социально-психологической адаптации детей к обучению в средней школе // Журнал практического психолога. — 2007.-№ 9.-С. 56. ISSN-1990-9349

Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — [Текст] / Л.М.Костина- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2009. -264с.- ISBN 5-305-00110-2.

Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование – 2003 № 2 С. 15. ISSN 3017-5421

Маркеева, М.В. Социально — психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях центра социальной помощи детям [Текст] / М. В. Маркеева — Ярославль. — 2006. — 22 с.

Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал – 2002 — №1 – с. 169-174 ISSN-1990-9349

Прихожан, A.M. К построению коррекционных программ по преодолениютревожности у подростков и юношей [Текст] / А.М. Прихожан .- М.: Смысл, 2011.-494с.- ISBN5-89357-104-5

Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. [Текст] / А.М.Прихожан. — М.: Творческий центр «Сфера», 2007. — 188 с. ISBN 5- 691-00504-9

Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 2004. № 2. — С. 11-17. ISSN 3017-5421

Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М.Прихожан — М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 304 с.- ISBN 5-305-00110-2

Прихожан, A.M. От тревожности к уверенности // Школьный психолог 2011.-№ 15.-С. 5.

Савина, Е.А. Тревожные дети: методическое пособие [Текст] / Е.А. Савина. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 149 с. – ISBN 978-5-691-01621-9

21 стр., 10201 слов

Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты. Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой ...

Смит, М. Тренинг уверенности в себе [Текст] / М.Смит — СПб.: ООО «Речь» 2005.- 244 с. ISBN 5-305-00110-2.

Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2011. – 350 с. – ISBN 5-9268-0010-2

Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / М.К. Тутушкина. – СПб.: Дидактика Плюс, 2011. – 352 с. – ISBN 5-89239-024-1

Тагирова, Г.С. Психолог