Психокоррекция школьной тревожности у детей начальных классов

Введение…3

1 Состояние проблемы тревожности в психологии…6

1.1 Основные аспекты исследования проблемы тревоги и тревожности в психологии…6

1.2 Тревожность как фактор дезадаптации учащихся…15

1.3 Основные принципы психолого-педагогической коррекции…27

2 Эмпирическое исследование психокоррекции школьной тревожности …32

2.1 Планирование и организация исследования…32

2.2 Анализ результатов исследования школьной тревожности…36

2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по профилактике высокой тревожности у детей в школе…45

Заключение…51

Глоссарий…55

Список использованных источников…58

Приложения…61

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователя перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности с целью ее коррекции и профилактики потому, что тревожность — является показателем неблагополучия личностного развития школьников, и она рассматривается как пролонгированное, неравновесное состояние.

Происходящие в настоящее время интенсивные изменения в жизни общества приводят к возрастанию запросов и требований, предъявляемых к современному человеку. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.

Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся.

Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

5 стр., 2121 слов

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

... крайне недостаточно используются в современном обществе. В число основных проблем возрастной психологии входит исследование факторов развития, поскольку оно осуществляется во взаимодействии человека с окружающим ... высокая эффективность обучения и воспитания достигается благодаря всестороннему знанию личности учащихся с учетом их возрастных особенностей. Практическая работа с людьми в ...

Поэтому проблема высокой школьной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.

На современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в разных аспектах: 1) тревога как состояние; 2) тревожность как свойство личности, предрасполагающее к переживанию тревожных состояний в различных ситуациях; 3) процессы переживания тревоги и формирования тревожности как устойчивого личностного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется коррекции детской и подростковой тревожности как фактора дезадаптации личности (С.А. Водяха, Г. Ш. Габдреева, Н.М. Гордецова, Л.М. Костина, A.M.Прихожан и др.), потому что тревожность определяет эмоциональные и поведенческие реакции детей в сложных ситуациях, являясь существенной переменной величиной воздействующей на развитие личности в целом.

Проблема состоит в том, что ребенок с выраженной тревожностью склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Проблема психологической профилактики и коррекции тревожности детей и подростков разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных ученых: Р. Бернса, Г. М. Бреслав, Г. В. Бурменской, Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, К.М. Гуревича, B.C. Мухиной, К. Роджерса, В.В. Столина, Д.Б. Эльконина и др.

Исследования, посвященные особенностям проявления школьной тревожности, и путям ее коррекции вызывают интерес у психологов, работающих в образовательных учреждениях. Существующая проблема определила выбор темы выпускной квалификационной работы.

12 стр., 5539 слов

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

... ­тельного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубокими (нарушениями зрения. ... движения взрослого приводят младенца в состояние дискомфорта и тревоги, он может стать беспокойным и плаксивым. ... вызывает у родителей сильный эмоциональный стресс, порождает тревогу, растерянность пред неопределенностью перспектив развития младенца. Особенности ...

Объект исследования: школьная тревожность.

Предмет исследования: психокоррекция школьной тревожности.

Цель исследования: выявление факторов тревожности, определение путей коррекции тревожности у обучающихся.

Гипотеза исследования: проведение специального социально-психологического тренинга с тревожными детьми может явиться эффективным методом коррекции их тревожности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.Провести психодиагностическое исследование по выявлению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Айзенк, X. Психологические теории тревожности. Тревога и тревожность [Текст] / Х. Айзенк — СПб.: Питер, 2011.- 416с.- ISBN 978−5-91 180−572−2

Айке, Д. Страх. Тревога и тревожность [Текст] / Д. Айке — М.: Психология, 2010. — 268с.- ISBN 5−691−143−4

Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состоянии тревоги. Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности [Текст] / В.М.Астапов- М.: Смысл, 2008.- 494 с.- ISBN5−89 357−104−5

Аракелов, Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности //Психологический журнал — 2007 — № 2 — с. 34−38- ISSN 1990−93−49

Бороздина, Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии — 2003 — № 1 — с. 104−113. ISSN-0042−8841

Березин, Ф.Б. Психическая адаптация и тревога. Психические состояния. [Текст ] / Ф.Б.Березин .- СПб.: Питер, 2008.- 272с. — ISBN 5−7695−2542−8

Бережнова, Л.Н. Диагностика психической напряженности детей, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа: Дис.канд. психол. наук. — М. — 2005. — 193 с.

Бибикова, В.Н. Страхи наших подростков // Психологическая газета.- 2009.-№ 9.С.6.

19 стр., 9417 слов

Влияние тревожности на статус подростка

... , сколько на их переживание и оценку. В работе Прихожан А.М. при исследовании межличностной тревожности подростков, например, было установлено, что достаточно гармоничное представление ... ., 1987. .        Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж ...

Богданович, В.Н. Психокоррекция в повседневной жизни. [Текст] /В.Н.Богданович — СПб.: Речь, 2002. — 437с. — ISBN 5−9268−0042−0

Водяха, С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 2010. — 20 с.

Дианкова, И. Коррекционная программа или контакт с ребенком // Школьный психолог. — 2012. — № 3. — С. 8−9.

Идобаева, О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: дис. канд. психол. наук. — М. — 2008. — 143 с.

Изард, К. Страх и виды тревожности. Тревога и тревожность. [Текст] / К. Изард — М.: Изд-во Центрполиграф, 2009.- 317с.- ISBN 5−227−708-Х

Коблик, Е.Г. Программа работы по социально-психологической адаптации детей к обучению в средней школе // Журнал практического психолога. — 2007.-№ 9.-С. 56. ISSN-1990−9349

Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — [Текст] / Л.М.Костина- М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2009. -264с.- ISBN 5−305−110−2.

Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 2003 № 2 С. 15. ISSN 3017−5421

Маркеева, М.В. Социально — психологические условия коррекции поведения дезадаптированных подростков в условиях центра социальной помощи детям [Текст] / М. В. Маркеева — Ярославль. — 2006. — 22 с.

Пасынкова, Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал — 2002 — № 1 — с. 169−174 ISSN-1990−9349

Прихожан, A.M. К построению коррекционных программ по преодолениютревожности у подростков и юношей [Текст] / А.М. Прихожан .- М.: Смысл, 2011.-494с.- ISBN5−89 357−104−5

6 стр., 2530 слов

Психолого-педагогическая коррекция тревожности подростков

... ., 2000. – 538 с. 40. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный ... институт, 2000. – 304 с. 41. Прихожан, А ...

Прихожан, A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. [Текст] / А.М.Прихожан. — М.: Творческий центр «Сфера», 2007. — 188 с. ISBN 5- 691−504−9

Прихожан, A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 2004. № 2. — С. 11−17. ISSN 3017−5421

Прихожан, A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М.Прихожан — М.: Моск. Психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2010. — 304 с.- ISBN 5−305−110−2

Прихожан, A.M. От тревожности к уверенности // Школьный психолог 2011.-№ 15.-С. 5.

Савина, Е.А. Тревожные дети: методическое пособие [Текст] / Е.А. Савина. — М.: ВЛАДОС, 2011. — 149 с. — ISBN 978−5-691−1 621−9

Смит, М. Тренинг уверенности в себе [Текст] / М. Смит — СПб.: ООО «Речь» 2005.- 244 с. ISBN 5−305−110−2.

Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2011. — 350 с. — ISBN 5−9268−0010−2

Тутушкина, М.К. Практическая психология для педагогов и родителей [Текст] / М.К. Тутушкина. — СПб.: Дидактика Плюс, 2011. — 352 с. — ISBN 5−89 239−024−1

Тагирова, Г. С. Психолог

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector