ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ».
Медицина — комплекс научных знаний о болезненных состояниях человека, их профилактике, диагностике, протекании и лечении.Предметом медицинских знаний является всё, что влияет на здоровье и патологию человека.Объектомизучения в медицине является всё, что позволяет постичь предмет.
Социальная медицина — наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения. Социальная (общественная) медицина (гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, социологии, гигиены, естествознания и др.
Объектамиизучения в социальной медицине являются как факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, так и люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.
Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье и болезни не отдельных людей, а определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.
До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена (сохранение здоровья, валеология)». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.
Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.
Главными направлениями в социальной медицине являются изучение: социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.
Основы социальной медицины
... данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Рассматривая социальную медицину как расширенное понимание клинической медицины, учитывающей социальные, психологические факторы, а также факторы ...
Основные вопросы по теме:
1. Основные понятия и определения дисциплины.
2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь.
3. Компоненты здоровья
4. Показатели здоровья населения
5. Показатели индивидуального здоровья
6. Группы здоровья детей
Главная цель дисциплины«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» — выработать у будущих педагогов стойкую положительную доминирующую мотивацию к своему здоровью, здоровому образу жизни и воспитать ответственность за собственное здоровье и здоровье учащихся.
Задачи:
1. Формирование знаний и практических умений у студентов о методах оценки здоровья человека.
2. Развитие положительной мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни.
3. Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания школьников.
4. Формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения.
5. Формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека.
6. Формирование у студентов навыков по уходу за больными на дому.
7. Ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи
Болезнь как таковая существует только в телесном. Понятие болезнив психиатриив настоящее время не существует, оно заменено понятиемпсихическое расстройство.Для медицины к «болезни» относится, помимо органических и(или) функциональных изменений, как правило, еще икритерий отсутствия хорошего самочувствия. В психиатрии же этот критерий неприменим: многие душевнобольные не чувствуют себя плохо, некоторые — даже очень хорошо. «Патологическими» для психиатрии являются психические расстройства, обусловленные органическими процессами, их функциональными последствиями и локальными остаточными явлениями. Следовательно, понятие болезни в психиатрии основывается исключительно на патологических изменениях организма.
2. Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Кажется, что все очень просто, — врач обследовал пациента, получил объективные (и субъективные) результаты, сопоставил с «эталоном» и сделал заключение: «Вы здоровы» или «Вы больны». Однако на самом деле все крайне сложно. Недаром говорят, что «врачевание — это искусство». Оно зависит не только от глубоких и всесторонних знаний врача, но не в последнюю очередь от его интуиции. Суждения врача базируются на понятии «норма».
Норма — это система показателей состояния организма человека: его строения, структуры, функций, которые находясь в заданных пределах, отражают самочувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, чтоплохо себя чувствуем.
Нарушение формирования знаний об окружающем мире у детей младшего ...
... младшего школьного возраста. . Провести теоретический анализ особенностей формирования знаний об окружающем мире у детей младшего школьного возраста ... его точки зрения, степень личностного здоровья человека определяется его отношением к другому человеку. Многие зарубежные авторы центральное ... миру. Но можно предполагать, что и это отношение зависит от деятельности познания. На основании имеющихся в ...
Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества.Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т. д.
Новое определение понятия «здоровье» было впервые сформулировано ВОЗ в 1940 г. Оно звучит так: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» — нечто, тождественное норме.
3. Компоненты здоровья
Человек — сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, — от биологического.
Первый уровень—биологическое здоровьесвязано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
Второй уровень—психическое (или душевное) здоровьесвязано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье — это состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции).
Третий уровень—социальное здоровьесвязано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье — мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т. д. и отражает социальные связи, ресурсы, межличностные контакты.
Факторы, определяющие здоровье и болезнь
Причин нездоровья (третьего состояния) и болезней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации (И. И. Брехман, 1990):сенсорной, воспринимаемой органами чувств через первую сигнальную систему,вербальной(устное или письменное слово), воспринимаемой через вторую сигнальную систему, иструктурной(компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Информация может быть необходимой (полезной), индифферентной и вредной. Организм, с учетом адаптации, имеет определенную пропускную способность восприятия информации.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... дня и желание от них отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека накладывает на сны свой отпечаток, но решающее значение имеют все же последние ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так и психического, зависит успех его продвижения в эту чудесную область ...
4. Показатели здоровья населения
В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье).
Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т. д.
Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.
Общественное здоровьеотражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю. П.Лисицин).
Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом.
Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.
5. Показатели индивидуального здоровья
Комплексная оценка состояния здоровья школьниковдается на момент обследования и достигается с использованием как минимум4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С. М. Громбаху):
1. Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.
2. Уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
3. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
4. Степень сопротивляемости организманеблагоприятным воздействиям — выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству и длительности перенесенных заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.
6. Группы здоровья детей
Показателями состояния здоровья детских и подростковых коллективовявляются:
1) общая заболеваемость,
2) инфекционная заболеваемость,
3) индекс здоровья,
4) процент длительно и часто болеющих,
5) распространенность и структура,
6) процент лиц с нормальным физическим развитием;
7) процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.
3