46. Основные характеристики группы

Группа представляет собой элемент социальной структуры общества. В целом цикле общественных дисциплин под группой понимается реально существующая общность людей, объединен­ных каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещенных в какие-то идентичные условия и определенным образом осознающих свою принадлежность к это­му образованию.

Е.В. Андриенко выделяет следующие основные признаки со­циальной группы:

1. Наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы и т.д., которые формируются с возник­новением и развитием группы.

Общественное мнение — это публично выраженное и распро­страненное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности (группы).

Психологический климат — это эмоциональная окраска пси­хологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склон­ностей.

Групповые нормы ~ определенные правила, которые выработа­ны группой и которым должно подчиняться поведение ее членов.

2. Существование основных параметров группы как единого целого: композиция, структура, групповые процессы и т.д.

Композиция — это совокупность характеристик членов груп­пы, важных с точки зрения ее анализа как целого (например, чис­ленность группы, ее возрастной и половой состав, национальность и т.д.),

Структура группы рассматривается с точки зрения тех функ­ций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точ­ки зрения межличностных отношений в ней.

Групповые процессы — это динамические показатели группы как социального процесса отношений (лидерство, отношения чле­нов группы и т.д.)

3. Способность индивидов к согласованным действиям. Сте­пень согласованности действий зависит от уровня развития группы, социальной ситуации, деятельности лидера или руководителя.

  1. Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом.
  2. Установление определенных отношений между ее члена­ми. Все социальные отношения бывают двух типов: кон­венциональные (формальные) и межличностные (нефор­мальные).

    3 стр., 1123 слов

    Тема 2-3. Характеристика и особенности тренинговых групп, групповая динамика

    ... проведения групповой дискуссии, выбрав из приведенных ниже вариантов. · Группа должна быть невелика. Большое количество людей дезорганизует дискуссию. · Рекомендуется включать людей «со стороны», не имеющих отношения к группе ... для обсуждения и затем никак не влияет на него, не направляет мнения участников группы. 2. Способ коллективной работы над творческими задачами, который чаще всего применяется ...

    Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

При анализе развития групп было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является нали­чие «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления группы является различение для инди­видов, входящих в группу, некоторого образования «мы» и друго­го образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность от­дифференцировать одну общность от другой и является своеоб­разным индикатором осознания принадлежности личности имен­но к данной группе.

47.Классификации групп

В истории социологии существует огромное количество клас­сификаций групп по разным основаниям. Рассмотрим некоторые из них.

С точки зрения численности, т. е. количества людей, являю­щихся членами группы, выделяют:

  1. малые группы— немногочисленные общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном кон­такте и взаимодействии;
  2. средние группы — относительно многочисленные общно­сти людей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии;
  3. большие группы — многочисленные общности людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

По количеству человек выделяют еще и микрогруппы. Со­став микрогрупп включает в себя два или три человека (соответ­ственно, диады и триады).

Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, об­щее дело.

С позиции объективизации выделяют условные (абстрагирова­ние, например, в статистических целях) и реальные группы (ре­альные лабораторные и реальные естественные группы).

Условные (номинальные) группы выделяют только для ста­тистического учета населения, и поэтому у них есть второе назва­ние — социальные категории. Например: пассажиры пригородных автобусов; бездетные, многодетные, малодетные семьи; люди, имеющие двойное гражданство, и т.д.

Реальные группы называются так потому, что критерием их выделения служат реально существенные признаки. Например: пол — мужчины, женщины; родство и брак — холостые, жена­тые, вдовые и т.д.

С точки зрения официальной регламентации, выделяют офи­циальные (в которых положение и поведение членов группы юридически строго определены) и неофициальные группы (в ко­торых положение и поведение членов группы юридически не оп­ределены).

С точки зрения уровня развития: диффузные группы, ассо­циации, корпорации и коллективы.

Следующая классификация связана с таким критерием, как время существования группы: кратковременные и долговремен­ные группы.

4 стр., 1731 слов

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...

... 1. непродолжительное существование общности (театральная аудитория) 2.продолжительные (нации, религиозные группы) Выделяют этнические общности (этносы) –это исторически сложившаяся общность людей, основными ... т.е стремление к объединению, к экономическому, культурному сотрудничеству. (например, Европейский союз). 2)Стремление к самоопределению, сохранению своей самобытности. Выражается ...

Сточки зрения структурной целостности, выделяют два типа групп:

.1) первичная группаэто не разложимое далее на состав­ные части структурное подразделение официальной органи­зации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа — всегда малая формальная группа;

2) вторичная группаэто совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч ра­ботников, называется вторичным (или основным), посколь­ку состоит из более мелких структурных подразделений — цехов, отделов. Вторичная группа — практически всегда средняя группа.

48.История исследования малых групп

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.)

эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в

условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в

социальной психологии.

Прошло несколько десятилетий, прежде чем экспериментальное (шире —

эмпирическое) направление исследований получило дальнейшее развитие в

зарубежной специальной психологии. Случилось это уже в 20-е годы XX века.

Именно в этот период усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался

эмпирический бум в социальных науках, особенно в психологии и социологии.

Неудовлетворенность умозрительными схемами способствовала поиску

объективных факторов. Две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в США

Ф.Оллпорта) во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом.

Ф.Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как

«совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом

индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Отказ

рассматривать группу как определенную реальность Ф.Оллпорт объяснял

отсутствием адекватных методов исследования, что согласовывалось с его

позитивистскими установками.

В процессе накопления научных знаний и развития методов исследования

преобладающим стало представление о группе как о некоторой социальной

реальности, качественно отличающейся от составляющих ее индивидуумов.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к

периоду 30-х — начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных

экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными

попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М.Шериф

проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т.Ньюком

исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В.Уайт, применяя

метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах

большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п. В этот же

период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной

организации Ч.Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового

13 стр., 6171 слов

Психология групп и коллек­тива

... называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены ... является основой для возник­новения эмоциональных отноше­ний, групповых норм и групповых про­цессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью изучения ...

процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания

внутреннего равновесия и сплочения).

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К.Левину,

который явился основоположником крупного научного направления, широко

известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были

проведены исследования Р.Леппита и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы

и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе

дискуссии и др. К.Левин одним из первых изучал феномен социальной власти

(влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии

малых групп за рубежом — в этот период возникает практическая потребность

изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов

управления группами.

К началу 70-х годов можно было выделить девять крупных подходов,

определявших развитие психологии групп, таких, как: социометрическое

направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход

средством эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход,

теория подкрепления.

В нашей стране изучение малых групп (или коллективов) имеет давнюю

психологическую и непсихологическую традицию. Отдельные эмпирические факты

группового поведения людей в боевых условиях содержатся в публикациях ряда

участников русско-японской войны 1904-1905 гг. Решающую роль в становлении

психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая

деятельность В,М,Бехтерева, А.С.Залужского.

После гражданской войны для развития психологии коллективов характерен

повышенный интерес исследователей к проблеме вожачества. Среди

многочисленных разработчиков этой проблемы мы встречаем имена таких

психологов, как П.П.Блонский и Д.Б.Эльконин, чьи взгляды на некоторые

аспекты вожачества (типологию, роли, механизмы, динамику) и сегодня

привлекают внимание специалистов.

Вышедшие в 30-40-е годы труды А.С.Макаренко ознаменовали собой

принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем

коллектива. В работе Макаренко реализуются (хотя и в упрощенном виде)

важнейшие методологические принципы исследования социальной группы:

деятельности, системности, развития.

В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой

группы, организация, структура и управление (включая руководство и

лидерство), нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический

климат, мотивация групповой длительности, эмоциональные и деловые

отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в

связи с развитием самой группы.

Послевоенные годы характеризуются преимущественно эмпирической

направленностью работ, активным знакомством с зарубежным опытом изучения

малых групп, переосмыслением отечественного опыта исследования малых групп

и коллективов. В этот период формируются социально-психологические центры,

8 стр., 3661 слов

Психология малых групп 4

... психологии малые группы, в которых живут и работают люди, являются популярным предметом исследования. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функционирования и развития групповых ... связанных непосредственным взаимодействием. Большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни ...

ориентированные на проблематику малых групп и коллективов, функционирующих

в сфере производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и

повышенного риска.

70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой

психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных

исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние

приобрели стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. Обе они

опираются на обширный массив эмпирических данных, относящихся к широкому

кругу групповых феноменов. Значительному расширению в 70-е годы подверглась

сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой среди

прочих появились разделы, связанные с управленческой деятельностью,

межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим

тренингом, групповой сплоченностью и эффективностью, психотерапией.

На протяжении третьего этапа (80-егоды) продолжались и усиливались

тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой

психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента.

Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой

психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности,

социально-психологическому тренингу, психологическому климату, поведению

личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии в нашей

стране позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной

группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на

развитие научной мысли. Это — деятельностный подход, социометрическое

направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий

подход.

49.Определение малой группы и ее границы

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов, по мнению Г. М. Андреевой.

В этом определении каждое из научных направлений может найти свой интересующий аспект: для интерактивной психологии важен факт взаимодействия, для когнитивистов – существенным является возникновение норм и ценностей.

Для отечественной социальной психологии отправной точкой становится наличие совместной социальной деятельности. В этом случае определение может звучать следующим образом: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов».

Приведенное определение содержит основной признак, отличающий малую группу от большой: общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов, в которых реализуются общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Остается дискуссионным вопрос о верхнем и нижнем пределах малой группы.

В большинстве исследований число членов малой группы колебалось от двух до семи, что определяет нижний предел малой группы как диаду. Однако ряд исследователей полагает, что наименьшее число членов малой группы должно соответствовать трем триады. Этот спор разрешить не представляется возможным.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... как правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа ... индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии ...

Так же остро стоит вопрос о верхнем пределе малой группы. Исследуя объем оперативной памяти, Джон Миллер открыл число 7 ± 2, что было принято социальными психологами в качестве верхней границы малой группы. Аргументом являлся тот факт, что при контактах человек мог удержать в памяти только 7 ± 2 члена группы. Дальнейшие эксперименты показали несостоятельность такого подхода.

Экспериментальная практика демонстрирует различные показатели: 10–20 человек, а в исследованиях Джекоб Леви Морено (автора социометрической методики) изучались группы 30–40 человек (школьные классы, студенческие группы и т. п.).

В этой связи остается актуальным подход, используемый отечественной школой социальной психологии, когда в качестве малой группы рассматривается реально существующая группа, выступающая как субъект деятельности.

Такое решение обосновано, так как размер группы определяется эмпирически процессом совместной деятельности.

В современных исследованиях управления наиболее оптимальным считается состав группы в 5–9 человек, но не более 12.

Вопрос 50. Классификация малых групп

Малая социальная группа — это социальная группа, в кото­рой все ‘иены находятся в непосредственном контакте друг с другом и объединены общими интересами, целями, групповыми нормами поведения.

Малая группа имеет определенный количественный состав (от двух до нескольких десятков человек), структурную организацию, социально-психологические механизмы жизнедеятельности, груп­повую динамику.

К малым группам относятся: семья, компания друзей, сосед­ская общность, школьный класс, студенческая группа, спортив­ная команда и т.д.

В настоящее время известно огромное количество классифи­каций малых групп. Рассмотрим некоторые из них.

Прежде всего, малые группы делят на лабораторные (специ­ально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях) и естественные (функционирующие в реальных жизненных ситуациях) группы.

Малые группы делятся неорганизованные (формальные, офи­циальные) и спонтанные (неформальные, неофициальные) груп­пы. Существование организованных групп задано внешней ситуа­цией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач, а спонтанные группы зарождаются не­произвольно, стихийно как в недрах организованных групп, так и вне их.

Малые группы делятся на открытые и закрытые. Примеры закрытых групп — армейские подразделения, полярные экспеди­ции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании. Необ­ходимо отметить, что при определении степени закрытости груп­пы важной характеристикой является степень свободы входа в груп­пу и выхода из нее, иными словами, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из ее состава. За­крытость группы довольно часто использует общество для дости­жения каких-либо задач, не принимая во внимание те психологи­ческие последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

По продолжительности существования выделяются стацио­нарные и временные группы. Постоянство или временность существования группы имеет относительный характер, однако важной характеристикой является восприятие членами группывремени ее существования. Так, студенческая группа, образован­ная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разно­му.

Малые группы делят на группы членства и референтные груп­пы. Основанием для подобного деления является степень значи­мости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки. Группа членстваэто группа, которая рассматривается только как место пребывания человека и которая не связана с системой его ценностей, социальных установок.

Референтная группа — это реальная или воображаемая груп­па, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нор­мы, мнения, ценности и оценки которой ориентируется в своем поведении и самооценке.

Позитивные референтные группыэто группы, нормы и ценностные ориентации которых принимаются человеком и вы­зывают у него стремление быть принятым в них.

Негативные референтные группыгруппы, которые вы­зывают у человека стремление выступить против них и членом которых он не хотел бы быть ни в коем случае.

В зависимости от степени подготовленности группы к со­вместной деятельности специфики общения выделяют следую­щую типологию малых групп (Л.Г. Почебут и В.А. Чикер):

Акциденция (лат. асс!с!епЕ1а — случайность) — группа случай­но встретившихся, собравшихся, ранее не знакомых людей (на­пример, пассажиры автобуса).

Общение в такой группе случай­ное, кратковременное, не профессиональное, но регламентирован­ное культурными нормами. Естественно, оно не дает группе воз­можности подготовиться к совместной деятельности. Русским эквивалентом названия такой группы может служить слово «сбо­рище».

Комиция (лат. сотШа — собрание) — группа людей свободных, не имеющих взаимных обязательств друг перед другом и собравшихся для обсуждения какой-либо проблемы (например, группа акционеров).

Общение в такой группе ситуативно, крат­ковременно, непрофессионально. Но люди устанавливают опре­деленный регламент своего общения (процедуру, органы управ­ления собранием и пр.), и каждый может индивидуально подго­товиться к участию в совместной деятельности.

Компания (от франц. сатра^ше) — группа людей, проводящих вместе свободное время (например, друзья).

Их общение целенаправленное, периодическое, согласованное, но не профес­сиональное. Они готовятся к своему участию в групповой деятель­ности, но их подготовка минимальна.

Коалиция (лат. соаНпо — объединение) — объединение людей на основе взаимных соглашений (например, группа специалистов).

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... на эффективность руководства. 2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет ...

Подготовка такой группы к совместной деятельности будет сред­ней, поскольку от них не требуется работать постоянно в едином ритме, с четко согласованными и отлаженными действиями, каж­дый работает над своей проблемой.

Команда (от франц. соттапёе) — крепко сплоченная группа людей, специально подготовленных для совместной работы (на­пример, спортивная команда).

Эта группа отличается от коалиции тем, что люди работают совместно над одной проблемой и специ­ально подготовлены для совместной деятельности, т. е. прошли особый курс обучения и тренировки совместных, слаженных дей­ствий. Особым типом команды является когорта.

Когорта (от лат. сопогй$) — группа специально подготовлен­ных людей для выполнения агрессивных действий (например, груп­па специального назначения).

В такой группе резко возрастает чувство ответственности за действия и жизнь своих товарищей.

54. Конформизм и его характеристики

*Эффект конформизма — это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого даре­ния группы. В 1937 г. М.Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем.

Суть: На экране в темной комнате появлялся точечный ис­точник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и ис­чезал. Испытуемый должен был определить, на сколько санти­метров смещался источник света по сравнению с первым представлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в оди­ночестве и самостоятельно определяли смещение источника све­та. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласо­ванный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону Усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.

В 1956 г. С.Аш применил термин «конформизм» и описал Результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым.

Суть: Группе из 7 человек предлагали участвовать в опы­те по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе, и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим кате­горическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Аша, 37% его испытуемых прислу­шались к мнению группы и проявили конформизм. Аш и его ученики провели множество экспериментов и варьировали предъявляемый к восприятию материал. Например, Ричард Крачвильд.Д просил оценить площадь звезды и круга, подговорив подставную группу утверждать, что площадь звезды больше площади круга равного ей по диаметру. И даже при таком неординарном опыте нашлись люди, проявляющие конформизм. Ни в одном из экспе­риментов Шерифа, Аша, Крачвильда не было явного и жесткого принуждения, не было поощрений за согласие с группой или на­казаний за сопротивление групповому мнению. Тем не менее люди добровольно присоединялись к мнению группы и проявляли кон­формизм.

9 стр., 4319 слов

Лидерство и стили руководства. Управление конфликтами в организации

... деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический лидер). Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению ...

В 1965 г. С.Милграм начинает серию своих известных экспериментов по изучению когнитивного диссонанса, возникающего в случае давления авторитетного мнения на совесть и мораль испытуемых. Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо известны и подробно описаны в книгах Д.Майерса «Соци­альная психология» и Э.Аронсона «Общественное животное. Вве­дение в социальную психологию». Они называют несколько усло­вий возникновения конформизма:

  1. степень конформизма возрастает, если задание действитель­но сложное или испытуемый чувствует свою некомпетент­ность;
  2. тип личности: люди с заниженной самооценкой больше под­вержены групповому давлению, нежели люди с завышен­ной самооценкой;
  3. численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодуш­ным мнением трех и более человек;
  4. состав группы: конформность повышается, если,

*во-пер­вых, группа состоит из экспертов,

*во-вторых, члены груп­пы являются значительными людьми для человека,

*в-тре­тьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

  1. ловушка группомыслия среди людей;
  2. сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;
  3. статус, авторитет; люди,, имеющие наибольший статус, обладают и наибольшим влиянием, им легче оказывать давление, им чаще подчиняются;
  4. наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении груп­пы, присоединяется хотя бы один союзник, давший пра­вильный ответ, то тенденция подчиняться давлению груп­пы падает;
  5. публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить пе­ред окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради.

С. Аш определял конформизм как «отказ индивида от доро­гих и значимых для него взглядов ради того, чтобы оптимизиро­вать процесс адаптации к группе, а отнюдь не любое выравнивание мнений». Конформизм или конформное поведение показыва­ет меру подчинения индивида групповому давлению, принятия им определенного стандарта, стереотипа поведения, норм, ценно­стей, ценностных ориентации группы. Противоположным конфор­мизму является поведение самостоятельное, устойчивое к груп­повому давлению.

В отношении к давлению группы мы различаем четыре типа поведения:

Внешний конформизммнения и нормы группы принима­ются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конфор­мизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе чело­века.

Внутренний конформизм — человек действительно усваива­ет мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспособившегося к группе человека.

Негативизмчеловек сопротивляется давлению группы, активно отстаивает свое мнение, показывает свою независимую позицию, спорит, доказывает, стремится к тому, чтобы его индивидуальное мнение стало мнением всей группы, открыто за­являет об этом своем желании. Это тип поведения человека, не приспосабливающегося к группе, а стремящегося приспособить группу к самому себе.

Нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, ценностей и суждений, неподверженность давлению группы. Это тип поведения самодостаточного человека, когда точка зрения не меняется в угоду большинству и не навязывается другим.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения:

  1. настойчивое и упрямое поведение других людей может убе­дить человека в ошибочности его первоначального мнения;
  2. член группы осознанно или неосознанно стремится избе­жать наказания, порицания, осуждения со стороны группы за несогласие и непослушание;
  3. неопределенность ситуации и неясность информации спо­собствует ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными а ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

55.Образование малой группы

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс – в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда – в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной системе. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Вторая часть вопроса: как осуществляется психологическое оформление этой возникшей, заданной внешними обстоятельствами группы, превращение ее в такую общность, которой свойственны все психологические характеристики группы? Иными словами, это вопрос о том, как внешне заданная группа становится группой в психологическом значении этого слова. При таком подходе к вопросу снимается проблема, неоднократно возникавшая в истории социальной психологии, а именно: что заставляет людей объединяться в группы? Ответы, которые давались на этот вопрос, обычно абстрагировались от реального факта возникновения группы в связи определенными потребностями общества, т.е. пытались объяснить социальный процесс (а возникновение социальных групп есть социальный процесс) чисто психологическими причинами. Социальные группы, в том числе малые, даны социальному психологу как объект исследования, и его задача – шаг за шагом проследить факт превращения объективно возникших групп в подлинно психологическую общность. На этом пути возникают две возможности для исследований.

Первая, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида, подчинения его группой.

Вторая, когда изучается процесс становления групповых норм и ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае анализ можно свести к изучению формирования групповой сплоченности.

Хотя первая возможность в традиционной социальной психологии была реализована не в рамках групповой динамики, а в отдельной ветви, получившей название исследования конформизма, важно внимательно проанализировать характер этих исследований, чтобы более точно определить место проблемы конформизма в новом подходе к изучению малых групп.

То же можно сказать и о групповой сплоченности. Традиционно и она исследовалась не как условие развития реальных социальных групп, а как некоторая общая, абстрактная характеристика всякой, в том числе, лабораторной группы. Оба эти явления необходимо переосмыслить с точки зрения процесса превращения созданной внешними обстоятельствами группы в психологическую общность людей, в рамках которой организуется их деятельность, не просто как внешне предписанная, но как «присвоенная» группой. Точнее, по-видимому, в данном случае говорить не об образовании, а о формировании малой группы.

56. Лидерство в малых группах

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Основными признаками лидерства являются: — более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач; — большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом; — более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы; — большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе; — большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе. В соответствии с выделением двух основных сфер жизнедеятельности малой группы — деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы, — выделяют два основных вида лидерства — лидерство в деловой сфере ( «инструментальное лидерство») и лидерство в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы. В зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров, ориентированных: — на решение групповых задач; — на общение и взаимоотношения в группе; — универсальных лидеров. Внутри каждой из сфер групповой жизнедеятельности могут быть выделены более дифференцированные виды лидеров: лидер-организатор, лидер-специалист, лидер-мотиватор,       лидер-генератор эмоционального настроя и т. д. Феномен лидерства определяется взаимодействием ряда переменных, основными из которых являются психологические характеристики личности самого лидера, социально-психологические характеристики членов малой группы, характер решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится группа.

  • Лидерство — феномен  воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

 

В настоящее время имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, Р. Стогдилл, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отмечает, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты. К числу наиболее часто упоминаемых исследователями личных качеств эффективных лидеров относятся интеллект, стремление к знаниям, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, надежность, ответственность, независимость, общительность. Однако, как показывают исследования, взаимосвязь между степенью выраженности отдельных качеств и эффективностью лидерства носит неоднозначный характер, в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживают разные качества. Р. Стогдилл сделал вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, содержанием групповой деятельности и конкретными решаемыми задачами. Представители поведенческого подхода к исследованию лидерства считают, что лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения. В рамках этого подхода были выполнены многочисленные исследования стилей лидерства и разработаны их классификации. Наибольшую известность получили классификации стилей лидерства К. Левина, описавшего автократический, демократический и либеральный стили лидерства, и Р. Лайкерта, выделявшего стиль лидерства, ориентированный на задачу, и стиль лидерства, ориентированный на человека. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют об отсутствии однозначной связи между характеристиками стиля лидерства и его эффективностью. Сторонники ситуационного подхода (Ф. Фидлер, Т. Митчел, Р. Хаус, П. Херси, К. Бланшар) пришли к выводу, что эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей его поведения в ситуации (по характеру решаемой задачи, степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе и др.).

Ф. Фидлер обнаружил интересную закономерность: стиль лидерства, ориентированный на задачу, чаще эффективен в наиболее и наименее благоприятных ситуациях, а стиль, ориентированный на человека, — в умеренно благоприятных условиях.

57.Стили лидерства

Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства. Стили лидерства делятся на три основных категории —  авторитарный, демократичный и либеральный. Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления,  всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи. Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями. Демократичный стиль лидерства  заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных. Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере. Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать. Отсутствие похвалы и  наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы. Достижение высоких результатов невозможно без задействования всех этих стилей лидерства. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать по меньшей мере три фактора: 1.Ситуация на данный момент —  спокойная, стрессовая, неопределенная. В ситуации цейтнота оправдан авторитарный стиль лидерства (аврал на работе — необходимо срочно решить данную проблему).

2. Тип проблемы. К решению сложных проблем необходимо привлекать экспертов, организовывать обсуждения, и здесь необходим демократический стиль лидерства. 3. Коллектив —  особенности по полу, возрасту, времени существования. Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль. В творческих коллективах и при решении творческих задач — либеральный стиль лидерства (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).

Настоящий лидер, который хочет быть максимально эффективным сам и требует этого от подчиненных, не может позволить себе пользоваться одним стилем лидерства постоянно. Существует лишь один максимально эффективный стиль лидерства — адаптивный, то есть ориентированный на реальность, на ситуацию и людей. Лидер, стремящийся к успеху, должен это понимать. Либеральный стиль лидерства хорош при поиске творческого решения, но когда ситуация требует незамедлительной реакции, здесь уже необходимо применять авторитарный стиль лидерства. Лидеру следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и формами влияния, которые наиболее подходят в той или иной ситуации. Именно баланс всех трех стилей лидерства позволит добиваться максимальных результатов.

58. . Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза, выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;

2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.