Ощущение 3

Дисциплина: «Психология и

педагогика»

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«П О З Н А В А Т Е Л Ь Н Ы Е

П Р О Ц Е С С Ы»

Выполнил: студент гр. МВ-229

Борисов Д.П.

Проверил: преподаватель

Тарасова Е.О.

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Ощущение.
  1. Восприятие.
  1. Внимание.
  1. Мышление.
  1. Воображение.
  1. Память.
  1. Речь.
  1. Список используемой литературы.

Ощущения — простейший психический процесс, в результате которого у человека возникает простейший образ внешнего и внутреннего мира. Представляет собой отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и перерабатывают их в ощущения. В процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом — восприятие. Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (восприятие слуховых образов), визуальным (восприятие зрительных образов), кинестетическим (восприятие чувственных образов.

Психофизиологические характеристики ощущений

Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий мир на уровне ощущений. Поэтому после рождения происходит лишь расширение диапазона ощущений. Особое влияние на качество ощущения оказывает работа физиологического аппарата, отвечающего за передачу того или иного вида ощущения. Так интенсивность ощущения связана с порогом ощущения . Существует три вида порогов: нижний порог (или абсолютный) — представляет собой минимальную силу раздражителя, которая необходима для возникновения ощущения (например, для зрительного ощущения достаточно 2−3 квантов света, что соответствует свету от горящей свечи, находящейся на расстоянии 1 км от наблюдателя); верхний порог — максимальная сила раздражителя, которая еще вызывает ощущение данного качества, не переходя в болевое ощущение. различительный порог — минимальное изменение силы раздражителя, на которую реагирует орган ощущение в виде изменения последнего (например, различительный порог у музыкантов и людей, не занимающихся музыкой, имеет ярко выраженную разницу в величине различительного порога) Вторая психофизиологическая характеристика ощущений — это адаптация. Она напрямую связана с изменением абсолютного порога и представляет собой изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя: если имеет место длительное воздействие раздражителя средней силы, то ощущение данной модальности может совсем исчезнуть (так мы перестаем слышать негромко тикающие часы и т.п.); при действии слабого раздражителя — повышается чувствительность (мы начинаем видеть через некоторое время после того, как вошли в полутемное помещение с солнечной улицы); при действии сильного раздражителя происходит «притупление» чувствительности органа, понижается чувствительность органа (повышает границу нижнего порога).

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... продолжается 0,5 сек, испытуемый узнает форму фигуры. № 2 От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека? Может ли обладать такой способностью современная электронная машина? ... в окружающем мире опирается преимущественно на осязательные, обонятельные, двигательные и вибрационные ощущения. Г. При обтирании лица холодной водой острота зрения летчика-наблюдателя повысилась. ...

Третья особенность ощущений — это контраст. Представляет собой изменение интенсивности и качества ощущений данного вида под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя (например, красный цвет земляники на зеленом фоне листьев ощущается как более насыщенный, чем при рассмотрении его на фоне таких же ягод).Четвертая психофизиологическая характеристика ощущения носит название сенсибилизация — повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и/или упражнения (например, всегда отмечается улучшение звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой).И последняя, пятая, психофизиологическая характеристика — это синестезия . Синестезия представляет собой возникновение ощущения в органе, не испытывающем в данный момент непосредственного воздействия из внешней среды, ощущения под воздействием раздражителей на другой орган чувств. Она отличается от всех предыдущих большей индивидуализацией возникновения. Наиболее часто встречающаяся синестезия — зрительно-звуковая. Таки образом, возникновение всякого ощущения связано с физиологическими возможностями того органа, через который поступает информация о свойствах внутреннего и внешнего мира.

Виды ощущения

Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности (качественной характеристике ощущений) выделяют следующие ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, внутренние (ощущения внутреннего состояния организма).

Зрительные ощущения являются отражением как ахроматических (белый, черный и промежуточные между ними оттенки серого), так и хроматических (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) цветов. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых (или отражаемых) физическими телами на зрительный анализатор. Наружным воспринимающим «прибором» является сетчатка оболочки глаза. Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты (высокие — низкие), силы (громкие — тихие) и различного качества (музыкальные звуки, шумы).

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... которого упаняется впечатление от данного конкретного ощущения Длительность ощущения не совпадет с длительностью раздражения. Действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение продолжается в течение еще некоторого ... д.), результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на органы чувств. Объекты внешнего и внутреннего мира воздействуют на ЦНС не непосредственно, а ...

Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.Обонятельные ощущения являются отражением запахов. Обонятельные ощущения возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора, заложенные в слизистой оболочке носа.Вкусовые ощущения являются отражением некоторых химических свойств вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне. Вкусовые ощущения играют важную роль в процессе питания, при различении разных видов пищи. Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения также отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие. Указанные ощущения называются экстероцептивными и составляют единую группу по типу анализаторов, расположенных на поверхности тела или вблизи нее. Экстероцептивные ощущения подразделяются на контактные и дискантные. Контактные ощущения вызываются непосредственным прикосновением к поверхности тела (вкус, осязание), дистантные— раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (зрение, слух).

Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между ними[4.16]..

Следующую группу составляют такие ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными. Двигательные ощущения отражают положение конечностей, их движения и степени прилагаемого при этом усилия. Без них невозможно нормально выполнять движения и координировать их. Ощущения положения (равновесия) наряду с двигательными ощущениями играют важную роль в процессе восприятия (например, устойчивости).;Кроме того, имеется группа органических ощущении — внутренних (итероцептивных).

Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела. К ним относятся чувство голода, жажды, тошноты, внутренние болевые ощущения и др.По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными. Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество — сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других (например, слуховые от зрительных), а также различные вариации ощущений внутри данного вида (например, по цвету, насыщенности);интенсивность — количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; продолжительность—временная характеристика ощущений. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, временем воздействия раздражителя и его интенсивностью. Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов соответствующего типа

Психофизический закон

Закон Фехнера.

Соотношение

E = C1x ln (R/ R1)

называется законом Фехнера или иногда законом Вебера—Фехнера.

Абсолютный порог ощущения — это наименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ ...

... информацию через органы чувств. Он пишет, что восприятие, выступает как осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета. Этот синтез выступает ...

дифференциальный порог ощущения — это увеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения

Восприятие

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.[1.201].Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.[3.18]Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие—это отражение комплексного раздражителя.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям. Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. Когда перцептивный образ сформирован, возможно, осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти. Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики. В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое. Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним.

Виды и свойства восприятия

Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление).

7 стр., 3259 слов

Восприятие цвета человеком 2

... определения цвета все-таки должен оставаться человек. Именнопсихофизический фактор играет основную роль в восприятии цвета человеком. Цветовое ощущение может вызываться нетолько каким-либо электромагнитным ... субъективный признак цвета,который познается через ощущения и определяется словами — синий, зеленый,красный, желтый и т. д. Цветовой тон предметов, не являющимися источникамиизлучения, зависит от ...

Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются «луковички», разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи).

К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры.

Зрительное восприятие.

3рительный анализатор представляет собой сложную систему физиологических механизмов. Наблюдения показывают, что глаза человека никогда не остаются неподвижными. Непрестанное движение является необходимым условием построения адекватного образа. Восприятие яркости и цвета. Зрительная система человека чувствительна к электромагнитным колебаниям, длина волны которых лежит в диапазоне от 380 до 720 нанометров. Эта область электромагнитных колебаний называется видимой частью спектра. Рецепция падающего на сетчатку света представляет собой только первую ступень в сложной цепи процессов, приводящих к зрительному отражению окружающего нас мира. Структура процесса восприятия цвета меняется в зависимости от оптических свойств поверхности предметов.

Восприятие формы, восприятие предмета. Дормой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Обычно в поле зрения одновременно находится огромное число объектов, которые могли бы образовать самые различные конфигурации. Тем не менее мы легко узнаем известные нам предметы. Более того, человеку не требуется специального обучение, чтобы воспринять незнакомый предмет в незнакомом окружении как обособленное целое. Это происходит благодаря выделению фигуры и фона. Фигура имеет характер вещи. Это выступающая вперед и относительно устойчивая часть видимого мира. Фон имеет характер неоформленного окружения.

Зрительное восприятие простых форм происходит мгновенно и не требует длительных поисков с выделением опознавательных признаков и их дальнейшим синтезом в одну целую структуру.

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона, а амплитуда – интенсивность звука. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Человек способен различать звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц, а диапазон интенсивностей звуков, воспринимаемых человеком, составляет шкалу от 1 дб до 130 дб.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... по отношению к запоминающему устройству (человек); Е) процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством ... замкнутого в себе предмета познания. (К.Ясперс). Вид мышления – теоретическое понятийное. Человек пользуется понятиями, суждениями и умозаключениями. - Где ... длительного сосредоточения на объекте; в) фокусирование сознания на необходимых элементах деятельности; г) все ...

. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. Избирательность восприятия – т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.

Константность восприятия–благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия).

Свойства восприятия:

Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины, т.е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания.

Внимание

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер.

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”. Понятно, что приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.

Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Из множества воздействий окружающего мира человек всегда воспринимает что-то, что-то представляет, размышляет, думает о чем-то. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание.

Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

6 стр., 2517 слов

Интеллект это мышление, высший познавательный процесс. 

... до 11 лет) различные типы мыслительной деятельности, возникшие во время предшествующего периода, ... интеллект центрируется сначала на актуальных восприятиях или движениях, из которых ... и аккомодации. ^ 6. Эгоцентризм детского мышления. Экспериментальные исследования феномена эгоцентризма Эгоцентризм ... ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят ...

Этим двум функциям соответствует два аспекта внимания, две его стороны, явленные в разнообразных феноменах внимания: селективный аспект внимания связан с функцией отбора и проявляется в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан с функцией удерживания внимания и проявляется в его сосредоточении и в сопутствующем переживании усилия.

В жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Рассмотрим основные из них.

— Внимание фокусируется на определённых впечатлениях или мыслях и отвлекает от иных, ненужных в данный момент, впечатлений и мыслей. Иными словами, процесс познания, в котором задействовано внимание, характеризуется избирательностью, а внимание выполняет функцию отбора. Отбор имеет две стороны, и обе они воплощены в работе внимания. Положительная сторона отбора – выбор чего – то необходимого как для выживания, так и для достижения поставленных самим познающим субъектом целей. Отрицательная сторона – отсекание, отбрасывание ненужного, лишнего, всего того, что может помешать восприятию и осмыслению необходимого.

— Внимание связано с «концентрацией сознания», с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в «фокусе» сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон. Здесь внимание выполняет функцию удержания тех впечатлений или мыслей, которые в противном случае сменились бы иными, более новыми и сильными впечатлениями. Поддержание внимания, как правило, сопровождается субъективным переживанием усилия.

Вот основные физические свойства внимания:

1. Механизм доминанты как физиологический коррелят внимания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга, независимо от того, проекционные зоны каких конкретных анализаторов в них локализуются. .

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с явлениями внимания, находится на пути нервных импульсов, касающихся практически всех познавательных процессов (неспецифические пути афферентного и эфферентного проведения сенсорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — можно встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И. П. Павлова и А. А. Ухтомского.

И. П. Павлов установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры»

Уже в выдвинутом И. П. Павловым представлении об особых реакциях нервной системы — ориентировочных рефлексах (рефлекс “что такое?”, как его называл И. П. Павлов) содержалось предположение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. “Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…” — писал И. П. Павлов. По современным данным ориентировочные реакции очень сложны. Они связаны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, поворот глаз и головы в сторону раздражителя), так и изменения чувствительности определенных анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхание, сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, т. е. происходят вегетативные изменения; одновременно возникают и изменения электрической активности мозга.

2 стр., 678 слов

МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

... nbsp; 4. Поразмышляйте над приведенными ниже цитатами. Какие особенности мышления и воображения, и роль данных процессов в жизни человека они иллюстрируют: - «В искусстве раскрытия преступлений первостепенное ... на примере главных героев фильма, какую роль воображение играет в жизни детей и подростков; как воображение помогает человеку справляться с психологическими проблемами и стрессовыми ...

Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп.

1. Внимание как результат двигательного приспособления.

Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные.

3. Внимание как результат эмоции.

Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциационной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным — это одно и то же».

4. Внимание как результат апперцепции, т. е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание как особая активная способность духа.

Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6. Внимание как усиление нервной раздражительности.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория нервного подавления.

Виды внимания:

I. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Выделяют три разновидности непроизвольного внимания.

1. Вынужденное внимание. Оно определяется такими факторами, как интенсивность раздражителя, его протяжённость во времени и пространстве во всем, что несёт какую- либо опасность. [5] Научение в этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому её назвали врождённой, естественной. Список характеристик объектов вынужденного внимания обычно начинают с интенсивности впечатления. Наше внимание привлекает громкий звук, сильная боль, холод. Важнейшей характеристикой объектов, привлекающих и отвлекающих внимание, является движение. Человек замечает слабый прочерк падающей звезды, порхающую бабочку. Вклад субъекта здесь минимален, хотя и не исключён полностью. Например, люди различаются различным восприятием, и стимул, который для одного человека окажется достаточно интенсивным, чтобы привлечь внимание, другим человеком просто не будет замечен.

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... развитие не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, ...

2. Невольное внимание. Данная разновидность определяется как зависимая не столько от видового, сколько от индивидуального опыта объекта. Она складывается на той же инстинктивной основе, но как бы в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и прилаживания человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. [

3. Привычное внимание, являясь по сути непроизвольным, независимым от наших желаний и намерений ещё больше индивидуализировано. Оно напрямую связано с прошлым опытом человека.

Вынужденное, невольное и привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания субъекта.

В свою очередь существует несколько категорий:

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно.

II. Произвольное внимание

Произвольное внимание свойственно лишь человеку. Основной факт, указывающий на наличие у человека данного внимания, не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредотачивать внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей обстановке ничего не меняется.

Произвольное внимание имеет несколько разновидностей.

1. Собственно произвольное внимание. Оно обычно лежит в русле той деятельности, которую осуществляет человек. Например, такого вида внимания может потребовать работа наподобие корректорной монографии.

2. Волевое внимание. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями внимания непроизвольного. Наиболее знакомый вариант волевого внимания реализуется в ситуации конфликта во внешнем окружении, например, при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих опознанию слабого сигнала. Волевое внимание совершается вопреки текущим стремлениям, интересам и желаниям субъекта, вынужденно, под прямым давлением социального окружения или благодаря слабому мотиву.

3. Выжидательное внимание. Выжидание как разновидность внимания сродни собственно произвольному вниманию, за исключением того, что объект внимания как таковой здесь отсутствует, а деятельность человека состоит в ожидании определённого типа сигнала.

Мышление

С точки зрения психологии:

Мышление— совокупность умственных процессов, лежащих в основепознания; к мышлению именно относят активную сторону познания:внимание,восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление— опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Мышление (психология)(одна изпсихических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

С точки зрения философии:

Мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов. Способность мышления к отражению невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия.

Понятие мышления у Платона

Платон считал, что процесс мышления — это процесс Припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей.

Понятие мышления у Декарта

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. А это означает, что нет никакой бессознательной психики. Душа – это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении.

Понятие мышления у Спинозы

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Виды мышления:

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы.

Мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

Усвоить понятие — это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.

Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач — это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Воображение

Воображение, как и мышление, относится высшему познавательному процессу. Самой главной особенностью процесса воображения является то обстоятельство, что оно дает возможность не только еще до начала представлять результат труда, но и представлять промежуточные продукты труда. Следовательно, воображение конструирует некую психическую модель конечного образа или промежуточного, что в целом способствует его вещественному воплощению.

Воображение, как и мышление также структурировано

В психологии воображение делят на пассивное и активное воображение. В пассивном воображении главенствующую роль играет фантазия. Именно она создает мифические образы, которым не суждено воплотиться в реальность. В свою очередь пассивное воображение подразделяется на преднамеренное и непреднамеренное.

Активное воображение можно разделить на воссоздающее и творческое. Если человек конструирует образы, основываясь на первоисточник, то он аппелирует воссоздающим воображением. Напротив, если индивид создает самостоятельно новые образы, реализующиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности, то в этом случае можно говорить об использовании творческого воображения. Творческое воображение можно оценить по соотношению определенных показателей. Во-первых, исследуется степень соответствия воображения существующим ограничительным факторам. Во-вторых, оценивается новизна и оригинальность объекта. Если воображение не удовлетворяет этим условиям, следовательно, оно утопично.

В воображении особо выделяют понятие «мечта». В данном типе воображения человек создает образы самостоятельно. Мечта имеет свои отличительные черты. Во-первых, в мечте человек конструирует образ желаемого объекта. То к чему человек стремится, образно воплощается в воображении. Во-вторых, мечта не дает мгновенного объективного продукта (например, какое-либо изобретение или произведение искусства).

Напротив, она обращена в будущее, то есть это есть воображение будущей деятельности.

Безусловно, воображение играет в деятельности человека не последнюю роль. Она тесно связано с эмоциональными переживаниями, так как когда человек представляет, именно то, что ему хочется у него возникают положительные эмоции. Она позволяет его отвлечься от ситуации настоящего времени, побуждает его сделать анализ сложившейся ситуации. Кроме того воображение напрямую связано с реализацией волевых действий человека. Действительно, человек, прежде чем что то создать, то он это себе мысленно представляет. Если это не делать, то трудовая деятельность человека превратиться в обыкновенный механический труд, а человек в бездушную машину. Творческая деятельность удаляет человека от однообразного механического труда и улучшает воображение.

Воображение у людей развито и проявляется в деятельности неодинаково. Степень развитости или неразвитости воображения зависит от индивидуальных особенностей конкретного человека, что выражается в создании самых различных образов, характеризующиеся различной степенью яркостью образов и глубиной, новизной и осмысленностью. Мощь воображения можно оценить посредством оценки создания неправдоподобных и причудливых образов (например, в сказках).

Соответственно слабая степень воображения проявляется в бедности образов. В силу того, что воображение связано с мышлением, то слабо воображение является причиной трудности у человека в решении мыслительных задач, суть которых состоит в умении наглядно представлять конкретные ситуации.

Воображение это психический познавательный процесс создания но-вых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобра-зующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование челове-ком своих представлений на следующей основе:

1) вычленение из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой — как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;

2) изменение величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшение ее по сравнению с действительными и соз-дание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гно-мов и т. д.);

3) соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, пред-ставления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков).

4) конструирование предмета в связи с его назначением, например ко-пья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издале-ка (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);

5) мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характери-стике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);

6) перенос этого свойства на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);

7) мысленное ослабление какого-либо свойства или качества предмета, в своей сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);

8) создание нового образа в результате обобщения черт, наблюдав-шихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной лите-ратуре; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и др. наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются).

Виды воображения:

Пассивное воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в ПОЛУСОННОМ, дремотном состоянии, когда представле-ния возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются са-ми по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Активное воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в свя-зи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта — это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются сле-дующими особенностями:

а) ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и ча-стностями;

б) слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некото-рой пока еще тенденции);

в) эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;

г) стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осу-ществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действитель-ность.

Творческое воображение — это создание новых образов в процессе твор-ческой деятельности человека (в искусстве, науке и т. п.).

Писатели, худож-ники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах при-бегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копи-руют жизнь, но создают художественные образы, в которых эта жизнь прав-диво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни особенности присущего ему художественно-го стиля.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на ос-нове прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался, Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, он может себе представить море в более или менее ярких и полных

Память Речь

Понятие речи. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила языка, и вместе с тем под действием определенных факторов (например, требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и совершенствует язык.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Виды речевой деятельности и их особенности

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Список используемой литературы.

1) http://to-name.ru/biography/sokrat.htm

2) http://www.psylib.org.ua/books/yaros01/txt02.htm

3) http://www.allbest.ru/html