1. Общие понятия ощущения и восприятия

16

Введение……………………………………………………………….

3

1

Общие понятия ощущение и восприятия……………………………

4

2

Классификация ощущений и восприятия……………………………

8

3

Роль ощущений и восприятия в жизнедеятельности человека…….

12

Заключение……………………………………………………………..

14

Список используемой литературы……………………………………

16

Введение

Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов. Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие и ощущение — это весьма сложные позитивные процессы, формирующий уникальную картину мира, изображенную воспринятую и ощущенную в цветах и звуках, которая может значительно отличаться от реальности. С помощью различных видов иллюзий. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения. Цель написания работы заключается в раскрывании сущности различия восприятия и ощущения как познавательных процессов, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие и ощущения и их роли в жизнедеятельности человека .

1. Общие понятия ощущения и восприятия

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений внешнего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Физиологическим механизмом ощущений является механизм анализатора, при этом большое значение имеет обратная связь. Ощущение — это психический процесс отражения единичных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Со времен Аристотеля традиционно выделяют пять видов ощущений, информирующих человека об изменениях в окружающей среде. Это осязание, вкус, обоняние, слух и зрение. Свойства ощущений. Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность и называется адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте и обратно чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Полная зрительная адаптация может потребовать до 40 минут, при этом может исчезать или вновь появляться ощущение цвета: при адаптации к темноте цветовое зрение исчезает, все воспринимается в черно-белой гамме; при адаптации к свету человек вначале начинает воспринимать ярко-голубые цвета, а затем оранжево-красные. Чувствительность меняется при этом на несколько порядков. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 20 тысяч раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы: высокая адаптируемость отмечается при обонянии, в тактильных ощущениях, человек быстро перестает замечать давление одежды на тело и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль — это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью. Анализаторные системы довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами коры головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появление других раздражителей называется сенсибилизацией. Иногда под действием одного раздражителя могут возникнуть ощущения, характерные для другого раздражителя. Данное явление связано с синестезией. Синестезия — психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной звук, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. На явлении синестезии основано целое направление в музыкальной культуре — цветомузыка. Распространенным явлением также является влияние цветовых сочетаний на температурную чувствительность. Так, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый — холода. Учет этой особенности сказывается при цветовом оформлении интерьеров. Для нормальной психической деятельности, для того чтобы человек чувствовал себя здоровым и бодрым, необходим полноводный поток ощущений. Большой дефицит, ощущений, явление сенсорного голода называется сенсорной депривацией. В случае сенсорной депривации возникают различные аномальные явления в психике человека — от полного отключения мозга, впадения в забытье, в сон до различного вида галлюцинаций. Явление сенсорной депривации частично или полностью может быть ослаблено через механизм компенсации ощущений: при потере отдельных органов чувств сохранившиеся органы частично как бы берут на себя функции утраченных. У слепых, например, обостряются слух, осязание, обоняние. Психика всегда функционирует как целостная система. Ощущение – исходный источник информации. Благодаря ощущениям мы познаем отдельные качества и свойства предметов и явлений. Однако в реальном психическом процессе очень трудно выделить ощущения сами по себе, так сказать, в чистом виде. Они всегда переживаются как свойства того или иного целостного предмета или явления: сладкий сахар, душистая роза, холодный лед и т.д. Ощущения входят в структуру более сложного психологического процесса – восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом. Восприятия – результат деятельности системы анализаторов. Предметность и целостность  свойство воспринимать целостный образ предмета. Восприятие предмета возможно лишь при условии выделения предмета из окружающей среды (фона, на котором он находится).

При этом предмет и фон динамичны, особенно хорошо это видно в двойственных изображениях, содержание образа в которых меняется в зависимости от того, что принимается за фон. Фон обычно является неограниченным и неопределенным. Фигура ограничена, рельефна, она обладает предметностью. Способствуют выделению предмета из фона контрастность предмета и фона, необычность предмета. Например, на рентгенограмме легких круглая тень гораздо лучше выделяется на фоне нормального легочного рисунка, чем на фоне диссеминированного процесса. Как показали исследования в процессе выделения предмета из фона совершаются микродвижения глаз, как бы «обводящие» его по контуру, что также способствует выделению предмета из фона.  В соответствии с тем, какой анализатор доминирует, различают зрительные, слуховые, осязательные кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. С точки зрения ориентации человека в окружающем мире, особое значение имеют двигательные — кинестезические восприятия: зрительное восприятие связано с перемещением глаз; во вкусовом – большое значение имеет движение языка и т.п. Движение окружающих нас предметов мы способны воспринимать благодаря тому, что перемещение происходит обычно на каком-либо фоне, это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых и перемещается предмет. Интересно, что в темноте неподвижно светящаяся точка кажется движущейся — автокинетический эффект. Восприятие видимого движения определяется данными о пространственном положении объектов, то есть связано со зрительным восприятием степени удаленности предмета и оценкой направления, в котором расположен тот или иной предмет. Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением. Сложность в объяснении того, как мы воспринимаем течение времени, заключается в том, что восприятие времени не имеет очевидного физического стимула. Конечно, физическое время, то есть длительность объективных процессов, легко может быть измерено, но длительность сама по себе не является стимулом в обычном смысле слова, то есть нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некий рецептор времени (как это делают световые или звуковые волны).

Пока не удалось обнаружить механизм, прямо или косвенно преобразующий физические интервалы времени в соответствующие сенсорные сигналы.

2. Классификация ощущений и восприятия

Ощущения человека бесконечно многообразны. Существует несколько вариантов классификации ощущений. Обычно при классификации используют следующие критерии: по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение; по месту расположения рецепторов; по времени возникновения в ходе эволюции; по модальности (виду) раздражителя. Наиболее используемой является такая систематизация. Экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; Интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.); проприорецептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Общую массу экстерорецептивных ощущений схема И. Шеррингтона позволяет разделить на дистантные зрительные, слуховые и контактные осязательные, вкусовые. Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение. Наиболее древней является органическая прежде всего болевая чувствительность, затем появились контактные прежде всего, тактильная, то есть осязание формы. И самыми эволюционно молодыми следует считать слуховые, и особенно зрительные, системы рецепторов. Наиболее значительными для функционирования человеческой психики являются зрительные 85% всей информации о внешнем мире, слуховые, тактильные, органические, обонятельные и вкусовые ощущения. Особенности зрения и слуха будут подробно рассмотрены при анализе механизмов человеческого восприятия. Теперь же мы сконцентрируем внимание на анализе органических и тактильных ощущений. К органическим ощущениям относят в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра, при помощи вживленных туда электродов вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее, то есть к гибели от истощения. Существует также особый центр насыщения, стимуляция которого, напротив, приводит к неутомимому голоду и к непрерывному стремлению поглощать пищу. Система тактильной чувствительности, ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о поверхности тел, с которыми непосредственно контактирует человек. Гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и так далее, а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды. Константность — обеспечение постоянства по форме, цвету, величине и другим параметрам воспринимаемых нами предметов. Восприятие сохраняет за определенными предметами их размеры в не зависимости от того, с какого расстояния и под каким углом мы на них смотрим. Константность восприятия — устойчивость, постоянство образов восприятия, проявляющиеся в относительной независимости воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно так же воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен по отношению к спектральному составу света, хотя он и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света. Константность восприятия — это во многом проявление влияния прошлого опыта. Мы знаем, что колеса круглые, а бумага белая, и поэтому их так и видим. Отсюда закон константности восприятия: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы как неизменные. Осмысленность восприятия. Особую роль в восприятии играет осмысленность информации для воспринимающего ее человека. Человек как разумное существо всему пытается придать смысл. Он обычно воспринимает только то, что понимает. Если человек вдруг услышит, что разговаривают стены, то в большинстве случаев он не поверит тому, что стены действительно могут разговаривать, и будет искать этому какое-нибудь разумное объяснение: наличие спрятавшегося человека, магнитофона и т.п., или даже решит, что сам потерял рассудок. Экспериментами установлено, что осмысленные слова опознаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв при их зрительном предъявлении. С осмысленностью связана избирательность восприятия, которая проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность — наглядно выделяется в феномене выделения фигуры из фона. То, что находится на переднем плане и воспринимается как конкретное — является фигурой, то, что все остальное — фоном. Воспринимаемая реальность всегда разделяется на два слоя: на фигуру — целостный образ предмета и фон — образ окружающего предмет пространства. То, что было фигурой, может слиться с фоном, что-то из фона, может стать — фигурой восприятия. Осмысленность — указывает на связь восприятия с мышлением, с пониманием сущности предметов. Образы воспринимаемых объектов всегда имеют определенные, смысловые значения и в этом проявляется не только тесная связь с мышлением, но и активность восприятия. Апперцепция восприятия — указывает на связь восприятия с личностью, всем прошлым опытом человека с его «Я». Влияние установки на восприятие человека проявляется также в феномене, продемонстрированном в огромном количестве экспериментов, когда одно и то же лицо воспринимается как злое и жестокое, если испытуемым заранее сказать, что человек, изображенный на фотографии — преступник; как доброе и мужественное, если заранее известно, что это человек гуманной профессии, совершивший мужественный поступок для спасения жизни людей. Большое влияние на восприятие оказывает эмоциональное состояние человека. Известно, например, что в состоянии возбуждения время как бы ускоряет свой бег, в состоянии тоски и подавленности — замедляет. Больные в состоянии депрессии всегда пессимистичны и предчувствуют катастрофу, они склонны даже радостные события воспринимать в черных тонах. Таким образом, восприятие — это активный процесс, на характер протекания которого влияет не только деятельность перцептивной системы, но и внутренние характеристики субъекта. К сложным формам восприятия относятся восприятие пространствавосприятие времени, восприятие движения.

3. Роль ощущения и восприятия в жизнедеятельности человека

У человека  на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, то есть соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха — раздражители адекватные, а все другие — неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов. Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители — механический, электрический — в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку более точно отражать окружающий мир. То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности правильности его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие — это форма познания действительности. С самого рождения ощущения и восприятие культуры берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом, что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всех членов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее у разных культур казалось бы, подтверждает это. Это не означает, что старые модели будут отброшены. Таким образом, наше восприятие окружающего — результат истолкования сигналов, улавливаемых с помощью ощущений и восприятия, настроенными на внешний мир. Это — наши рецепторы; глаза, уши, нос, рот и кожа. Мы чувствительны также к сигналам из нашего внутреннего мира, к мысленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.

Заключение

Ощущение и восприятие являются психическими процессами, на основании которых мы осваиваем окружающий мир, познаем его, учимся правильно вести себя в нем, изменять свое поведение в соответствии с изменениями, происходящими в реальной действительности. Ощущение — простой психический процесс. Он тесно связан с деятельностью органов чувств, при этом каждый вид ощущения связан с каким-либо конкретным органом. Ощущения дают нам информацию об отдельных свойствах и качествах предметов и явлений. Так посредством ощущений мы узнаем информацию о цвете, форме, вкусе, размере, температуре, качестве поверхности предмета. Различают интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Они несут информацию, как из внешнего мира, так и изнутри человеческого организма. Также ощущения делят на контактные и дистантные. Это зависит от того, как происходит взаимодействие с раздражителем, вызывающим ощущение. В зависимости от органа чувств, с которым связано ощущение, они также делятся на зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, обонятельные. Ощущения являются основой еще одного психического процесса — восприятия. Восприятие, в отличии от ощущения, является сложным психическим процессом, в работе которого задействованы мышление, память, эмоции, чувства, опыт, интересы и установки личности воспринимающего. Восприятие опирается на совместную работу органов чувств, синтез отдельных ощущений в сложную систему. В результате такого объединения мы получаем целостное восприятие предмета или явления, возникающее в результате перехода отражения отдельных признаков предметов к отражению целого предмета или ситуации. Восприятие имеет свою структуру, состоящую из четырех видов операций: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Различают пространственное, временное и восприятие движения.

Восприятие обладает свойствами. Среди свойств восприятия выделяют такие как осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, апперцепция, константность. Обладая этими свойствами, восприятие дает нам возможность воспринимать окружающий мир во всем его разнообразии, помогает нам относить воспринимаемые предметы к определенной категории, реагировать на происходящее в окружающем нас мире, корректировать свое поведение в соответствии с изменениями в этом мире, познавать окружающую действительность. Таким образом, мы можем сказать, что ощущение является чувственным опытом человека, который возникает при воздействии среды на органы чувств. Ощущение — это первая стадия процессов, возникающих при воздействии внешней среды на рецепторы органа ощущения и ведущая к восприятию, которое формирует субъективную картину мира для человека.

Список используемой литературы

1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. . — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009; 2.Маклаков А.Г. Общая психология М. – 2001; 3. Немов Р. С. Психология. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии; 4.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебник. . — СПб.: Питер, 2006.; 5.Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. — М.: МГУ.; 6. http://www.gumer.info/bibliotek; 7. http://www.rae.ru/monographs.