Одаренность 18

Введение 3

Понятие способностей 5

Задатки и способности 12

Общие и специальные способности 16

Одаренность 18

Уровни развития способностей 20

Факторы развития способностей 23

Заключение 28

Список использованной литературы: 29

Введение

Тема способностей и одаренности в психологии, несмотря на активную ее разработку многими психологами, до сих пор оставляет нерешенные и не понятые до конца вопросы. В настоящее время существует множество различных теорий способностей подчас противоречащих друг другу. Например, в некоторых литературных источниках в вопросах о соотношении понятий одарённости, таланта и гениальности обнаруживаются крайне противоречивые рассуждения. Многие авторы научных трудов трактуют понятия одарённости и таланта трактуются как синонимичные и не разделяются по смыслу, а гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости.

Некоторые ученые полагают, что способности — это полностью биологически обусловленное явление и их проявление целиком находится в зависимости от наследственности, генетического фонда. Обучение и воспитание, по мнению ученых, придерживающихся этой точки зрения, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Другие же считают, что способности могут проявиться только при наличии комплекса нескольких факторов, к которым относится: генетическая предрасположенность к определенному виду деятельность, наличие определенных специально созданных или случайных условий именно в период, являющийся сензитивным для этой способности период, кропотливая и долгая работа в русле этой деятельности.

Объектом исследования в данной работе являются способности человека.

Предмет исследования — природа способностей, особенности их проявления и условия развития.

Цель курсовой работы — изучить основные теоретические подходы к определению понятия способностей, а так же теории их происхождения и развития.

Понятие способностей

К изучению феномена способностей впервые обратился английский психолог, живший в XIX веке, Френсис Гальтон. Он, впервые в истории психологической науки, предпринял попытку анализа биографий и родословных людей, добившихся выдающихся результатов в науке, искусстве и других областях деятельности. Более трех десятилетий Гальтон собирал и изучал данные о психических и физических различиях между людьми. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои исследования. В ходе исследования он пришел к выводу о наследственной природе способностей, определяющих высокий уровень достижений человека.

25 стр., 12025 слов

Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

... . Таков был этап материализованного дей­ствия. Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - Стр 4 Действие ... собственно умственный, внутренний план индиви­дуального сознания. Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - Стр 3 Г. ... , до сих пор не было описано. Гальперин РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ - Стр 2 Тип ориентировки ...

Вслед за Гальтоном, природу способностей стали изучать и другие психологи. В частности, Чарльз Эдвард Спирмен, выдающийся английский психолог XX столетия. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Им разработана, так называемая, двухфакторная теория интеллекта, согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция и конкретная функция, необходимая для выполнения конкретного задания. Так же Ч. Спирменом был разработан ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей и техника факторного анализа, который позволял выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.

Модель структуры способностей, Ч. Спирмена неоднократно подвергалась критике других ученых по той причине, что многие психологи полагали, что модель человеческого интеллекта нельзя свести к столь простой схеме. Одним из противников теории Спирмена стал ученый Луис Леон Терстоун, который придерживался теории о многофакторности интеллектуальных функций. Им был составлен перечень первичных умственных способностей и предложен ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов. Открытие Л. Терстоуна, вызвав интерес психологов, стало катализатором для проведения дальнейших исследований природы человеческих способностей.

6 стр., 2963 слов

Теория речевой деятельности и лингвистика (Существует ли лингвистика, ориентированная на теорию речевой деятельности?)

... поненты образа мира человека; универсальная организация (единицы, уровни) (речевой) деятельности (психолингви­стическая ... неграмотный дошкольник или афатик, потерявший способность к осознанию речи, может спонтанно вычленить ... та или иная психологическая теория учения. Такая теория определяет, в частности, ... преподаванию иностранного язы­ка. Соответствующая модель описания непременно долж­на быть ...

Дальнейшие шаги в развитии теории способностей суждено были сделаны Джоем П. Гилфордом. Он, отказавшись от факторного анализа как средства изучения структуры способностей, сформулировал теорию, согласно которой каждой способности соответствуют три главных качества:

  • Содержание
  • Операции
  • Продукты.

Содержание способности определяется типом предъявляемого материала: графическое, семантическое, символическое, поведенческое. Операции характеризуют общие мыслительные действия, используемые при решении задач. Продукты, характеризуют результаты решения задачи. Пвсей своей тяжеловесности и искусственности, модель Д. Гилфорда, тем не менее, послужила ценным инструментом для составления психологической карты интеллектуальных способностей человека1.

Существенным образом на сложный и противоречивый процесс исследования способностей, повлияли разработки психолога Роберта Д. Стернберга, работавшего в второй половине XX века. Он разработал собственную теорию способностей под названием «триархическая теория», согласно которой интеллект является органом психического самоуправления собранием механизмов и структур, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими и внешней средой.

В отечественной практике, исследования способностей осуществлялись преимущественно на основе деятельностной теории. Огромный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. В своей теории он утверждает, что способности не могут существовать вне процесса развития. Более того, та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, постепенно утрачивается им. Б.М. Теплов подчеркивает, что успешность в достижении высоких результатов в конкретной деятельности зависит не от какой-либо одной способности, а от комплекса нескольких способностей. В основе способностей лежат задатки, без наличия которых невозможно развитие способностей. Очень важным в работе Б.М. Теплова стало то, что он доказал тот факт, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Это явление он назвал эффектом компенсации.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени ... . 4. Психологическое сопровождение обучающихся в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной ...

К исследованию природы способностей, в свое время, обращались и такие деятели отечественной психологической и педагогической науки как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков,, М.А. Холодная и многие другие. Благодаря их исследованиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные, то есть биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.

В настоящее время, в психологии не существует единого определения способностей.

В работах известного советского психолога, Теплова Б.М., разработавшего свое учение об общих и специальных способностях, встречается следующее определение: способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого2.

Другой выдающийся советский психолог и философ, Рубинштейн С.Л. определяет наличие способностей как пригодность к определенному виду деятельности3.

Для объективного определения природных способностей человека необходим глубокий анализ условий его жизни, воспитания, обучения, условий его овладения определенным видом деятельности. Поэтому в повседневной жизни мы можем судить о способностях человека лишь субъективно, опираясь на степень его мастерства в той или иной области в сравнении с другими. В связи с этим, психологи задаются вопросом о соотношении врожденного и приобретенного в уровне способностей человека.

Обычно, говоря о способностях человека, имеют в виду его возможности в той или иной области. Это совокупность нервно-психических свойств, отвечающих требованиям определенного вида деятельности. От этих возможностей зависят достижения и успехи человека. При равных условиях развития более способный человек достигает гораздо больших результатов, чем менее способные. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Другими словами, в том, насколько при прочих равных условиях легко, быстро, глубоко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями и навыками, необходимыми для данного рода деятельности. И именно в условиях приобретения этих навыков обнаруживаются те различия, которые дают нам право судить о способностях.

6 стр., 2584 слов

Психологические особенности следственной деятельности при расследовании отдельных видов преступл

... и психология профессиональной деятельности» Тема: «Психологические особенности следственной деятельности при расследовании отдельных видов преступлений» Выполнил ... связанное с планируемым деянием меру криминализированности личности, приведение преступником обстоятельств, содействующих или ... изображен ли на представленном фотоснимке такой-то человек, не является ли представленный снимок результатом ...

В психологическом словаре содержится следующее определение способностей: способности — это качества, возможности, умения, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время, это готовность человека к выполнению какого-либо действия

Любая деятельность многогранна и предъявляет различного рода требования к физическим и психическим особенностям человека. Если индивидуальные свойства личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность данного вида. Если же такого соответствия нет, то говорят о том, что человек не способен к данному виду деятельности. По этой причине способность или неспособность к какой-либо деятельности нельзя свести к какому-то одному свойству индивида. Способности всегда являются синтезом различных свойств личности человека. Однако, нужно отметить, что крайне редко один человек от природы обладает полным комплексом способностей для осуществления какой-либо деятельности. Как правило, при наличии нескольких необходимых свойств личности, недостаток других приходится компенсировать в процессе обучения деятельности.

Таким образом, можно определить способности как синтез свойств человеческой личности, который отвечает требованиям данного вида деятельности и обеспечивает достижение высоких результатов в ней4.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... единая и целостная система. Сложная, саморегулирующая деятельность нервной системы человека осуществляется благодаря рефлекторной природе этой деятельности. В данной работе будет раскрыто понятие «рефлекс ... том, что различия функций разных отделов нервной системы зависят от особенностей их строения, а изменение строения отделов нервной системы в процессе ...

Как уже было сказано, способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но проявляются и развиваются только на их основе. Вследствие этого учителям необходимо быть крайне осторожными и тактичными в определении способностей учеников, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки довольно часто совершались даже в отношении будущих всемирно известных ученых и музыкантов. По той же причине несостоятельными являются выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний5.

Наличие комплекса способностей к определенному виду деятельности дает лишь возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это, как правило, результат долгой и кропотливой работы педагогов и, прежде всего, самого человека. Поэтому, например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности абсолютно не гарантируют того, что он станет хорошим музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, наличие хорошего здоровья, финансовых возможностей и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психологи, отрицая тождественность способностей и основных компонентов деятельности, таких как знания, умения и навыки, вместе с этим подчеркивает их единство. Способности могут проявиться только в процессе деятельности, и притом только в такой деятельности, которая без наличия этих способностей осуществляться не может. В самом деле, нельзя говорить, например, о способностях человека к живописи, если его никогда не пытались обучить рисовать, если он не имел возможности приобрести навыки, необходимые для изобразительной деятельности. А наличие его способностей к этому виду искусства может проявиться лишь в том, насколько быстро и легко он будет усваивать приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... суждения; 4) оба суждения неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому себе. 1) верно А); 2 ... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба ...

Таким образом, способности — это индивидуально-психологические особенности присущие личности человека, которые являются необходимыми условиями для успешного осуществления данной деятельности и обуславливают различия в динамике овладения необходимыми для данной профессии знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность личностных качеств человека отвечает требованиям деятельности, которой он овладевает на протяжении некоторого времени, то это даёт основание на заключение о наличии у человека способностей к данному виду деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с задачами, которые возникают перед ним в ходе деятельности, то есть основание предположить, что у него отсутствует необходимый комплекс психо-эмоциональных и физических качеств, иными словами, способностей, необходимых для успешного осуществления данной деятельности6.

Задатки и способности

По мнению отечественных ученых, задатки — это не столько анатомо-физиологические особенности, сколько психофизиологические свойства личности. Эти особенности, как правило, обнаруживаются у ребенка на самых ранних стадиях овладения каким-либо видом деятельности, а иногда и у взрослых, еще не занимающихся определенной деятельностью систематически.

Природные задатки и склонности к определенным видам деятельности обуславливают повышенную чувствительность определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие чего впечатления, полученные посредствам этих анализаторов (например, музыкальные или зрительные) оставляют в сознании человека особый след. Большое значение для дальнейшего развития задатков имеют первые пробы в тех областях, к которым у человека имеются соответствующие этой деятельности высокие психофизиологические качества и склонности.

Задатки, прежде всего, находят свое проявление в склонностях к определенному виду деятельности, то есть в специальных способностях. Задатки проявляются также в особой восприимчивости и запечатлении того материала, который привлекает слух, зрение или другие органы восприятия человека. Важным является умение конструировать новое, что является особой отличительной чертой одаренности.

Склонности являются первыми и наиболее ранними признаками зарождающихся способностей. Они проявляются в стремлении, тяге ребенка или взрослого к определенному виду деятельности, будь то занятия музыкой, рисование, точные науки и другое. Нередко эти стремления проявляются довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях для осуществления данной деятельности. Очевидно, что наличие склонностей к той или иной деятельности свидетельствует об определенных природных предпосылках к развитию способностей.

Однако, нужно различать истинную и ложную или мнимую склонность. При истинной склонности у человека наблюдается не только непреодолимое желание заниматься чем-либо, но и быстрое развитие специальных навыков и умений, достижение значительных результатов. При наличии ложной или мнимой склонности, обнаруживается поверхностное отношение к деятельности, или же увлечение деятельностью без достижения сколько-нибудь значительных результатов. Нередко появление ложной склонности становится следствием внушения извне или самовнушения, при отсутствии потенциальных возможностей для развития.

Таким образом, под задатками следует понимать природную основу способностей, еще не развитую, но дающую о себе знать при первых пробах деятельности.

Наличие задатков несет в себе возможности для дальнейшего развития способностей в процессе обучения, воспитания и профессиональной деятельности. Из этого вытекает необходимость своевременного определения задатков у детей с целью развития и формирования их способностей.

Путем многочисленных научных исследований, ученые пришли к выводу, что наличие той или иной способности связано с некоторыми врожденными анатомическими особенностями структуры мозга человека, которые отражаются в характере мыслительных и поведенческих процессов личности. Исследователи отмечают, что в расположении клеточных полей в коре больших полушарий мозга разных людей имеются существенные индивидуальные различия. Кроме того, были замечены индивидуальные различия в строении клеточных слоев, что, очевидно, оказывает влияние на специфику функционирования головного мозга, и, в частности на особенности проявления способностей.

Врожденные индивидуальные особенности мозга непосредственно находят свое проявление в типологических особенностях человека, которые претерпевают изменения в процессе жизнедеятельности человека.

Типологические способности, которые обнаруживаются у ребенка в самом раннем возрасте, и являются задатками или типологическими природными свойствами. Следует отметить, что типологические особенности имеют многогранное значение. В них заложены природные предпосылки способностей и характера. Общие задатки, такие как сила и тонус активности, степень уравновешенности, чувствительность и подвижность протекания процессов, безусловно, оказывают влияние на формирование способностей. Так, например, высокая активность и скорость протекания нервных процессов в сочетании с уравновешенностью и подвижностью нервной системы способствуют образованию волевых и коммуникативных качеств личности, которые имеют особое значение для становления общественной активности и развития организаторских способностей. С другой стороны, слабая нервная система в сочетании с высокой чувствительностью, может благоприятно сказаться на развитии художественных способностей.

Помимо общих типологических свойств личности, характеризующих особенности протекания нервно-психологических процессов, выделяют некоторые особенности, характеризующие деятельность отдельных систем анализаторов. Эти типологические особенности имеют прямое отношение к наличию специальных способностей.

Например, известный ученый И. П. Павлов отмечает, что люди с преобладанием первой сигнальной системы, определяющей образное отражение действительности, преимущественно принадлежат к художественному типу личности (музыканты, писатели, художники).

Этот тип людей характеризуется невероятной живостью и полнотой восприятия действительности, отличается высокой эмоциональностью и чувствительностью. Воображение у таких людей, как правило, преобладает над абстрактным мышлением. У людей с более сильным развитием второй сигнальной системы формируется, как правило, мыслительный тип личности, который характеризуется сильным развитием абстрактного мышления. У этих людей интеллект и логическое мышление преобладают над эмоциональной сферой. Представители же среднего типа сочетают в себе черты и художественного и мыслительного типов. К этому типу, по мнению Павлова, относится подавляющее большинство людей, в том числе и исключительно одаренные, гениальные люди.

Исходя из теории Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем, можно сделать выводы о том, что гразличия художественного и мыслительного типов главным образом состоят в том что художественный тип в осуществлении своей деятельности опирается преимущественно на первую сигнальную систему, а мыслительный тип — на вторую. Однако у обоих типов вторая сигнальная система выполняет регулирующую роль.

В настоящее время, учение Павлова о сигнальных системах подтверждено анатомическими исследованиями деятельности головного мозга. Кроме того, в ходе исследований, было обнаружено, что левое полушарие преимущественно отвечает за функционирование второй сигнальной системы, а правое — за функционирование первой.

Таким образом, способности являют собой сплав природных и приобретенных особенностей личности. Природные свойства, являясь врожденными, в процессе деятельности перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе практического применения наработанных в процессе обучения умений и навыков. В процессе деятельности неизбежно формируются и новые свойства, необходимые для успешной профессиональной деятельности, образуются компенсаторные механизмы недостающих свойств.

Общие и специальные способности

Существует множество классификаций способностей. Чаще всего способности делят на общие и специальные, которые в свою очередь, могут подразделяться на теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

К общим способностям относят те, от наличия которых зависят успехи человека в самых разных областях деятельности. К ним можно отнести способности, отражающие скорость и специфику протекания мыслительных процессов, таких как память, внимание, концентрация. Так же к общим способностям относится общая координация и точность движений, специфика речевой функции и некоторые другие. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные большинству людей.

Специальными называют те способности человека, которые определяют его успехи в конкретной деятельности, для осуществления которой необходимы специфического рода задатки и их развитие. К таким способностям относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественные, спортивные. Так же, к числу общих способностей человека, с полным основанием, можно отнести коммуникативные способности. Эти способности социально обусловлены. Они формируются у человека на протяжении всей его жизни в процессе социального взаимодействия с обществом. Без данной группы способностей человеку было бы крайне трудно жить среди себе подобных. Так, например, без владения речевыми навыками как средством общения, без умения адаптироваться в социуме, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы невозможны. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Следует отметить, что, безусловно, наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, а, напротив, служит хорошей базой для их развития. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся в том, что общие и специальные способности не противоречат и не исключают друг друга, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Например, для овладения игрой на различных музыкальных инструментах, кроме специальных способностей, таких как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальность, необходимо и наличие таких общих способностей, как хорошая память, координация движений, высокий уровень концентрации внимания. Более того, без наличия перечисленных общих способностей, овладение профессией на высоком уровне просто невозможно. Кроме того, в некоторых случаях высоко развитые общие способности могут выступать в качестве специальных способностей для некоторых специфических видов деятельности. Часто наличие высокого уровня общих способностей у человека может компенсировать некоторые недостающие элементы в комплексе специальных способностей для какого-либо вида деятельности.

Одаренность

Понятие одаренности не имеет единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение, данное немецким психологом В. Штерном. По его словам, одаренность является общей способностью индивида к сознательной ориентации своего мышления на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни.

Одаренность является природно и наследственно обусловленным явлением. Это функция личности и всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве. Она неразрывно связана со всеми этапами жизни человека и поэтому может проявляться на разных этапах развития7.

Природные задатки человеческого организма сами по себе не являются определяющими степень одаренности человека. Они являются лишь неотъемлемыми компонентами системы факторов, влияющих на успешное развитие личности. Степень одаренности выражает потенциал внутренних возможностей для развития личности.

Одаренность проявляется только в соотношении с условиями, в которых происходит определенная деятельность человека. Она отражает внутренние данные и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит пере человеком ее выполнение. Для динамики одаренности большое значение имеет уровень требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, в частности, тех требований, которые ставит перед учеником учебная программа. Для того, чтобы происходило развитие одаренности, эти требования должны быть достаточно высокими, однако, при этом, посильными8.

В педагогике до сих пор активно обсуждается вопрос о соотношении одаренности и специальных способностей. Основная проблема заключается в соотношении общего и специального образования и развития. Решение данного рода проблемы имеет большое значение для детской педагогической психологии.

Установлено, что генетически соотношение между общим и специальным развитием, а соответственно — между одаренностью и специальными способностями — с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако их характер, по сути, является относительным. Специальные способности как структурно, так и генетически связаны с одаренностью, а одаренность проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность представляет собой своеобразное сочетание нескольких способностей, от которых зависит возможность достижения разного уровня и значения успехов в выполнении той или иной деятельности. Определение степени одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимается под успешным выполнением конкретной деятельности9.

Одаренность и способности людей отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются в уровне ее сформированности. На основании этого, важной задачей исследований в области способностей человека является нахождение качественных отличий.

Таким образом, цель исследования одаренности состоит не в том, чтобы ранжировать людей на способных и не способных, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способен конкретный человек, а в том, каков характер одаренности и способностей этого человека.

Уровни развития способностей

Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:

  • Задатки
  • Способности
  • Одаренность
  • Талант
  • Гениальность

Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Сама по себе одарённость не обеспечивает успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает возможность достижения успеха. Иными словами, для достижения результатов в деятельности человек должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Одарённость, так же как и способности, может быть общей и специальной. Довольно часто общая одарённость проявляется в сочетании со специальной. К признакам, свидетельствующим об одаренности, относится раннее или более выраженное по сравнению с представителями той же социальной среды развитие способностей.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Несмотря на то, что в жизни, безусловно, не составляет труда найти людей, занимающихся той или иной творческой или научной деятельностью одинаково успешно, однако, врят ли удастся выделить из них хотя бы двух, выполняющих ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякой деятельности характерна его индивидуальность и самобытность. Без этой особенности было бы немыслимо осуществление творческого и научного прогресса.

Одаренность как общая характеристика сферы способностей требует комплексного (психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического) изучения.

Следующим уровнем развития способностей является талант. Его определяют как способность, присущую от рождения. Но раскрывается он не сразу, а по мере постепенного приобретения необходимых навыков и опыта. В современной психологии выделяют несколько типов таланта, которые могут быть присущи человеку в той или иной степени. В 80-ых годах XX века Говардом Гарднером была написана книга под названием «рамки ума», в которой он описал восемь различных типов таланта:

  1. вербально-лингвистический талант, который отражает способности к писательской деятельности, им могут обладать журналисты, писатели и юристы
  2. цифровой талант, характерный для представителей точных наук, таких как математика или программирование
  3. слуховой талант, которым в высокой степени должны обладать музыканты, лингвисты, языковеды
  4. пространственный талант, присущий дизайнерам и художникам
  5. физический талант, свойственный спортсменам и танцорам,
  6. личностный или эмоциональный талант
  7. межличностный талант, присущий политиками, ораторами, торговцами, актерами
  8. талант окружающей среды, которым бывают наделены дрессировщики или земледельцы.

О наличии таланта свидетельствует высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, а также достижение человеком высоких результатов в деятельности. Результаты работы обладающего талантом человека отличаются принципиальной новизной и оригинальностью. Талант обычно руководствуется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность является практическим воплощением повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других. Часто гениальность выражается в новых уникальных творениях, с опозданием признаваемых шедеврами. Иногда гениальность проявляется в новом и неожиданном методологическом подходе к творческому процессу. Как правило, гениальная личность появляется тогда, когда это становиться необходимым в ту или иную эпоху в определенных социальных условиях.

Гений творит значительно быстрее и продуктивнее своих ровесников, достигающих признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности10.

Факторы развития способностей

Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на развитие одаренности, является социальная среда.

В ходе различных исследований по изучению влияния социальной среды на одаренности ученые приходили к неоднозначным, а порой и противоречивым выводам. Однако, можно утверждать, что одним из социальных факторов развития являются социально-экономические условия жизни. Эти условия влияют на развитие одаренности, поскольку ими определяется уровень жизни человека. Чем общество является более экономически развитым, тем более благоприятны условия создаются для развития одаренности человека11.

Кроме того, очевидно, что крайне важным фактором развития одаренности является специфика семьи и семейных отношений человека, а именно:

  • структура семьи и ее эмоциональный климат
  • стиль воспитания и специфика отношений между родителями и детьми
  • отношение родителей к одаренности ребенка.

Более детально изученным является вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единогласно утверждают, что тоталитарные стили воспитания ребенка, базирующиеся на жестком контроле и силовом давлении со стороны родителей, являются фактором, сдерживающим и закрепощающим развитие одаренной личности.

Важным аспектом в развитии способностей является отношения родителей к детской одаренности. Этот фактор является одним из основных, влияющих на реализацию возможностей ребенка.

Встречаются следующие типы отношений:

  • отрицательное
  • игнорирующее
  • положительное
  • гиперсоциализация.

При гиперсоциализации родители через одаренность ребенка пытаются самоутвердиться, видя в ней особый престиж, либо возможность реализации своих несбывшихся стремлений и упущенных возможностей12.

Как было отмечено ранее, способности могут развиваться только в процессе деятельности. Поэтому необходимо как можно раньше включать ребенка в деятельность, к которой у него обнаруживаются специальные способности. Однако, преимущественно одностороннее развитие в одной области может повредить ребенку. Для полноценного развития и расцвета специальных способностей необходимо развитие уровня общих способностей, широкого кругозора, общей культуры. Всестороннее развитие является необходимым для гармоничного развития личности в целом. В случае, если у ребенка в раннем возрасте не проявляются ярко выраженные способности к какой-либо деятельности, его так же необходимо всестороннее развивать, поскольку в процессе обучения он может обнаружить склонности и способности к чему-либо.

С поступлением в школу возможности включения ребенка в ту или иную деятельность значительно расширяются. Особая роль здесь принадлежит различным творческим и научным кружкам при школах и учреждениях дополнительного образования.

Каждый здоровый в психическом и физическом отношениях ребенок обладает общими способностями, необходимыми для успешного обучения в школе. Каждый ученик способен овладеть умениями и навыками на уровне средней школы. Однако, иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному предмету учебной программы. Это, чаще всего, происходит вследствие недостатка у школьника некоторых знаний и умений, пробелов в знаниях, в некоторых случаях, из-за проявления тех или иных особенностей темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ребенок обладает и потенциалом развития специальных способностей. Перед родителями и педагогами стоит задача помочь ребенку найти тот вид деятельности, в котором он наиболее успешен, показать ему его возможности.

На пути развития способностей огромна роль педагога, ведь именно он помогает ребенку в формировании способностей и талантов учеников. Он должен умело направлять развитие природных задатков в нужное русло.

Способности формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет своих способностей. Чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей для проявления и развитая способностей. Следовательно, обучение и воспитание в школе, организующее деятельность детей, играет очень важную роль в развитии их способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включается ребенок, автоматически формирует и развивает его способности к ней. Для того чтобы деятельность оказывала положительное влияние на развитие способностей, она должна удовлетворять следующим условиям:

  • деятельность должна вызывать у ребенка устойчивые и сильные положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения в процессе занятия данной деятельностью. В этом случаи у ребенка возникает стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься данной деятельностью. У него возникает живая заинтересованность, желание выполнить работу как можно лучше, а не формальное, безразличное отношение к делу. Все эти условия являются необходимыми для того, чтобы процесс деятельности оказывал положительное влияние на развитие способностей.
  • Деятельность ребенка, по возможности, должна быть творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений, в их детальном разборе. Для музыкальных способностей необходим постоянный слуховой анализ и тренировка в воспроизведении технических музыкальных навыков. Полезными являются специальные экскурсии с выездами на природу с целью развития наблюдательности и эстетического восприятия действительности.
  • Деятельность должна быть организована таким образом, чтобы перед ребенком возникали цели, на одну или несколько ступеней превосходящие его сегодняшние возможности и уже достигнутый им уровень выполнения деятельности на данный момент. В особенности в постоянном усложнении творческих заданий нуждаются дети, уже определившиеся с выбором деятельности и проявившие наличие незаурядных способностей в ней.

Поскольку способности могут принести плоды лишь в сочетании с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, педагогу необходимо активно развивать интерес ребенка, стремиться к тому, чтобы эти интересы не поверхностный характер, а были подкреплены глубоким и устойчивым интересом. Нередко на практике встречаются случаи, когда ребенок, обладающий способностями в той или иной области, не проявляет интереса к деятельности этого рода. Бывают случаи, когда вследствие тех или иных обстоятельств, например, применение неудачной методики обучения, слабое знание предмета, неблагоприятные жизненные обстоятельства, противодействие родителей, ребенок мало интересуется соответствующим предметом, проявляя равнодушие к нему. Однако, если грамотному педагогу удастся по-настоящему заинтересовать ребенка деятельностью, то очень быстро, часто неожиданно для окружающих, эти интересы и склонности всецело захватывают внимание школьника.

Воспитывая способности детей, нужно развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и ярко выраженные способности не дадут результата. Иногда ребенок, обладающий незаурядными способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях ему необходима поддержка педагога и его помощь в преодолении трудностей. Стремясь развить способности детей, нужно воспитывать у них такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически оценивать плоды своих трудов. Крайне важно сформировать у ребенка правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям. Ни в коем случае нельзя прямо или косвенно внушать ребенку мысль о его исключительности или превосходстве над другими детьми. Не следует чрезмерно восторгаться способностями ребенка, захваливать его, противопоставлять его сверстникам.

Заключение

Природа человеческой одаренности вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Является ли одаренность врожденной или формируется прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант складывается в результате кропотливой ежедневной работы над собой?

На основании изученных материалов, описывающих исследования в области темы способностей можно сделать следующие выводы:

  • Способности представляют собой комплекс индивидуальных психофизиологических особенностей личности, в которых заложена возможность достижения высоких результатов в какой-либо деятельности
  • Существуют способности общие, необходимые для осуществления любой деятельности и жизни в обществе, и специальные способности, являющиеся специфическими для конкретной деятельности
  • Способность может развиться только в процессе деятельности
  • Наличие задатков к определенному виду деятельности еще не гарантирует достижения успеха в ней, а лишь является предпосылкой для развития способности

Проблема способностей, таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Тем не менее, изучение вопросов структуры способностей имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

Список использованной литературы:

  1. Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985 г.
  2. Теплов Б. М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. М.: изд-во Московского Университета, 1982 г.
  3. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Политиздат, 1961 г.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006 г.
  5. Психология: Учебник/Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1988 г.
  6. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007 г.
  7. Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996 г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: «Академия», 2006 г.
  9. Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007 г.
  10. Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003 г.
  11. Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991 г.
  12. Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004 г.
  13. Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011 г.
  14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005 г.
  15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006 г.
  16. Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992 г.
  17. Узнадзе Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004 г.
  18. Сорокун П.А. Основы психологии: Учеб. пособие. Псков.: ПГПУ, 2005 г.
  19. Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998 г.
  20. Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. М.: Эксмо, 2006 г.

1 Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М. Общая психология: Учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2007 г.

2 Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985 г.

3 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006 г.

4 Дружинина В. Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996 г.

5 Лукацкий М. А. Остренкова М. Е. Психология: Учебник. М.: Эксмо, 2007 г.

6 Общая психология/ под редакцией Петровского А.В. М.: Просвещение, 2003 г.

7 Слуцкий В.М. Одаренные дети. М.: Прогресс, 1991 г.

8 Д.Н. Общая психология. М.: Смысл, 2004 г.

9 Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности. М.: Бином, 2011 г.

10 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Нова, 2006 г.

11 Анастази А. Дифференциальная психология: Психология индивидуальных различий. М: Мысль, 1992 г.

12 Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. М.: Знание, 1998 г.

30

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector