Общая теория систем Л. Берталанфи

РЕФЕРАТ

на тему:

Общая теория систем Л. Берталанфи

Иркутск 2015 г.

Содержание

  • Введение
  • Предпосылки возникновения междисциплинарной теории
  • Общие положения
  • Общие исследования систем
  • Кибернетика
  • Сферы применения ОТС по Берталанфи:
  • Основные понятия общей теории систем
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Появление системного подхода дало ученым некоторую надежду на то, что, наконец, «целое» из диффузной и неконструктивной формы примет четкие очертания операционального исследовательского принципа.

Термин «система» имеет весьма древнее происхождение, и едва ли есть какое-либо научное направление, которое его не употребляло. Достаточно вспомнить «систему кровообращения», «систему пищеварения» и т.д., которые до сих пор некоторыми исследователями принимаются за выражение системного подхода. Большей частью термин «система» употребляется там, где речь идет о чем-то собранном вместе, упорядоченном, организованном, но, как правило, не упоминается критерий, по которому компоненты собраны, упорядочены, организованы.

Очевидно, что ОТС не является плодом раздумий горстки мыслителей. Ее возникновению способствовало несколько научных течений. Концепции открытых систем развивались одновременно в термодинамике и биологии в 30-х годах. Понятие эквифинальности было введено Берталанфи в 1940 г. Принципиальные различия между неживой и живой природой были описаны Бриллюэном в 1949 г. Примеры открытых систем в экологии, неврологии и философии приведены Уиттекером, Кречем и Бентли в публикациях 50-х годов.

Большую роль в возникновении ОТС как науки сыграли научные направления и концепции, связанные с именами выдающихся ученых:

1. Нейман разработал к 1948 г. общую теорию автоматов и заложил основы теории искусственного интеллекта.

2. Работа Шеннона по теории информации (1948 г), в которой понятие количества информации было дано с позиций теории связи.

3. Кибернетика Винера (1948 г.), с помощью которой была найдена связь понятий энтропии, неупорядоченности, количества информации и неопределенности. Была подчеркнута особая важность этих понятий для изучения систем.

3 стр., 1349 слов

Теория Эдвина Шнейдмана

Наружные формы суицидального действия это суицидальные пробы и законченные самоубийства. Скрытые признаки суицидальных поступков представлены суицидальными мыслями, обдумываниями, эмоциями и самоуничтожительными тенденциями (наружными вместе с внутренними). Согласно с образом саморазрушительные поступки подразделяются на истинные и демонстративные. Суицид добавляют к одному из типов ...

4. Эшби к 1956 г. разработал концепции саморегулирования и самоуправления, являющиеся дальнейшим развитием идей Винера и Шеннона.

Представления, вызванные к жизни в связи с развитием кибернетики и теории информации, приводят к двум отчасти противоречивым следствиям: во-первых, они позволяют аппроксимировать открытые системы замкнутыми путем введения механизма обратной связи; во-вторых, они показывают невозможность искусственного воспроизведения на модели ряда особенностей процесса автоматического регулирования в живых системах.

Ученые, идущие по первому пути, направили свои усилия на построение моделей и теорий организаций, в которых преобладают концепции, заимствованные из аналитического и механистического подходов. Привлекательной стороной этих теорий является их строгость. Однако в рамках этих теорий не поддаются определению многие специфические свойства живых систем. Второй путь оказался важным для развития поведенческой теории организаций, которая сочетает концепции экономической теории с поведенческими представлениями, вытекающими из психологии, социологии и антропологии. Последние лучше объясняют феномен поведения, чем аналитико-механистические теории, но уступают им в строгости.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что общих систем не существует, а речь идет о поиске общих теорий, вероятно, более подходящей была бы какая-либо иная комбинация этих слов. Ласло указывал, что данное «семантическое недоразумение» первоначально возникло в результате перевода с немецкого, ранних работ Берталанфи. В упомянутых работах строилась «теория, применимая в различных областях науки», а не «теория того, что называется общими системами», как ошибочно было в английском варианте. Основополагающая работа Берталанфи была в английском варианте названа «Теория общей системы» лишь однажды.

Цель данной работы — рассмотреть общую теорию систем Л. Берталанфи.

Теория систем — междисциплинарная область науки и исследование природы сложных систем в природе, обществе и науке. Более конкретно, это точка отсчёта, позволяющая исследовать и/или описать любую группу взаимодействующих объектов, чтобы получить некоторый результат. Это может быть единственный организм, любая организация или общество, или любой электромеханический или информационный продукт. Поскольку понятие системы часто используется в социологии и в области знаний, часто ассоциируемой с кибернетикой, теория систем в качестве технической и обобщённой академической области знаний обычно является Общей Теорией Систем (ОТС) Людвига Берталанфи. Впоследствии Маргарет Мид и Грегори Бейтсон разработали междисциплинарные перспективы в теории систем (например, положительные и отрицательные обратные связи в социологии).

общая теория система берталанфи

Предпосылки возникновения междисциплинарной теории

Мотивы, ведущие к выдвижению идеи общей теории систем, можно суммировать в следующих нескольких положениях.

1. До XX века область науки как деятельности, направленной на установление объясняющей и предикативной системы законов, практически отождествлялась с теоретической физикой. Лишь несколько попыток создания систем законов в нефизических областях получили общее признание (на пример, генетика).

5 стр., 2019 слов

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТЕОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ЛЫСЕНКОВОЙ

... 587 (Москва) учителем начальных классов. Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и ... не боится ошибиться). - Согласованность методических приемов с положениями теории обучения. - Переход от наглядно-чувственного восприятия к ... незнающего. Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о ...

Тем не менее биологические, бихевиоральные и социальные науки нашли свою собственную базу, и поэтому стала актуальной проблема, возможно ли распространение научных концептуальных схем на те области и проблемы, где приложение физики является недостаточным или вообще неосуществимым.

2. Классическая наука не использовала понятия и не разрешала проблем, имевшихся в биологических или социологических областях. К примеру, в живом организме наблюдается организация, регулирование, непрерывную динамику и порядок, как и в человеческом поведении, но подобные вопросы выходили за рамки классической науки, опирающейся на так называемое механистическое мировоззрение; подобные вопросы считались метафизическими.

3. Охарактеризованное положение было тесно связано со структурой классической науки. Последняя занималась главным образом проблемами с двумя переменными (линейными причинными рядами, одной причиной и одним следствием) или в лучшем случае проблемами с несколькими переменными. Классическим примером этого служит механика. Она дает точное решение проблемы притяжения двух небесных тел — Солнца и планеты и благодаря этому открывает возможность для точного предсказания будущих расположений звезд и даже существования до сих пор не открытых планет. Тем не менее уже проблема трех тел в механике в принципе неразрешима и может анализироваться только методом приближений. Подобное же положение имеет место и в более современной области физики — атомной физике. Здесь также проблема двух тел, например протона и электрона, вполне разрешима, но, как только мы касаемся проблемы многих тел, снова возникают трудности. Однонаправленная причинность, отношения между причиной и следствием, двумя или небольшим числом переменных — все эти механизмы действуют в широкой области научного познания. Однако множество проблем, встающих в биологии, в бихевиоральных и социальных науках, по существу, являются проблемами со многими переменными и требуют для своего решения новых понятийных средств.

Уоррен Уивер, один из основателей теории информации, выразил эту мысль в часто цитируемом положении. Классическая наука, утверждал он, имела дело либо с линейными причинными рядами, то есть с проблемами двух переменных, либо с проблемами, относящимися к неорганизованной сложности. Последние могут быть разрешены статистическими методами и в конечном счете вытекают из второго начала термодинамики. В современной же физике и биологии повсюду возникают проблемы организованной сложности, то есть взаимодействия большого, но не бесконечного числа переменных, и они требуют новых понятийных средств для своего разрешения.

4. Сказанное выше не является метафизическим, или философским, утверждением. Мы не воздвигаем барьер между неорганической и живой природой, что, очевидно, было бы неразумно, если иметь в виду различные промежуточные формы, такие, как вирусы, нуклеопротеиды и самовоспроизводящиеся элементы вообще, которые определенным образом связывают эти два мира. Точно так же мы не декларируем, что биология в принципе «несводима к физике», что было бы неразумно ввиду колоссальных достижений в области физического и химического объяснения жизненных процессов. Подобным же образом у нас нет намерения установить барьер между биологией и бихевиоральными и социальными науками. И все же это не устраняет того факта, что в указанных областях мы» не имеем подходящих понятийных средств для объяснения и предсказания, подобных тем, какие имеются в физике и в ее различных приложениях.

9 стр., 4139 слов

Образовательная система Эльконина – Давыдова: основные положения, ...

... основана данная образовательная система, отличие ее от традиционной системы обучения. Также мы увидим проблемы, стоящие перед системой Эльконина – ... обучения, как и ученик. Таким образом, согласно теории учебной деятельности у учителя нет готовых знаний, ... экспертизы учебного процесса развивающего обучения (Система Эльконина - Давыдова) // Психологическая наука и образование. Вып. 1, 7. Александрова ...

5. По-видимому, существует настоятельная потребность в распространении средств науки на те области, которые выходят за рамки физики и обладают специфическими чертами биологических, бихевиоральных и социальных явлений. Это означает, что должны быть построены новые понятийные модели. Каждая наука является в широком смысле слова моделью, то есть понятийной структурой, имеющей целью отразить определенные аспекты реальности. Одной из таких весьма успешно действующих моделей является система физики. Но физика — это только одна модель, имеющая дело с определенными аспектами реальности. Она не может быть монопольной и не совпадает с самой реальностью, как это предполагали механистическая методология и метафизика. Она явно не охватывает все аспекты мира и представляет, как об этом свидетельствуют специфические проблемы в биологии и бихевиоральных науках, некоторый ограниченный аспект реальности. Вероятно, возможно «введение других моделей, имеющих дело с явлениями, находящимися вне компетенции физики.

Все эти рассуждения носят весьма абстрактный характер. Поэтому, по-видимому, следует ввести некоторый личный момент, рассказав, как автор данной работы пришел к проблемам такого рода.

Общие положения

Первоначальные идеи о теории систем возникли на основе исследований в области социологии, экологии (Говард Одум, Юджин Одум и Фритьоф Капра), теории организаций именеджмента (Питер Сендж), междисциплинарных исследований в таких областях как «исследование управления персоналом» (Ричард Свансон), а также на основе интуитивных изысканий таких учёных как Дебора Хаммонд. В качестве междисциплинарного и многоперспективного поля деятельности теория систем объединяет принципы и понятия из таких наук как онтология, философия науки, физика, информатика, биология, инженерия, равно как и из следующих (но в меньшем объёме): география, социология, политология, психология, экономика и многие иные. Поэтому теория систем является некоторым связующим звеном для междисциплинарного диалога между автономными областями человеческого знания.

Исходя из этого, Л. Берталанфи заявил, что общая теория систем «должна стать важным регулирующим устройством в науке» для защиты от поверхностных аналогий, которые «бесполезны в науке и вредны на практике». Другие же остались ближе к оригинальным понятиям теории систем, которые были уже разработаны первопроходцами. Например, Илья Пригожин из Центра сложных квантовых систем Университета Техаса изучал эмергентные свойства систем, предполагая, что они дают аналогии для живых систем. Теории автопоэйзиса Франческо Варела и Гумберто Матурана являются продолжением исследований в этой области. Современными исследователями в области теории систем являются: Рассел Акофф, Бела Банати, Стэнфорд Бир, Мэнди Браун, Питер Чекланд, Роберт Флуд, Фритьоф Карпа, Вернер Ульрих и многие другие.

2 стр., 740 слов

Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

... даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. ТЕОРИЯ ЛИНДСЕЯ—ХЕББА. Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции Джемса—ЛангеиКэннона—Барда)получила дальнейшее ... сердечнососудистой системы. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. ТЕОРИЯ ...

После Второй мировой войны на основе исследования того времени в области теории систем Эрвин Ласло в предисловии к книге Берталанфи «Перспективы общей теории систем» утверждал, что перевод немецкого термина на английский язык («general system theory») было обусловлено «гневом на некоторое количество Опустошения». В предисловии указано, что оригинальным названием теории было (нем. «Allgemeine Systemtheorie» (или Lehre)), а это подразумевает, что немецкие слова «Theorie» (теория) или «Lehre» (учение) имеют более широкий смысл, нежели английские «theory» (теория) или «science» (наука).

Эти идеи указывают на то, что организованный корпус науки и «любое систематически организованное множество понятий, в котором они получены эмпирическим, аксиоматическим или философским путём», не может быть описан простым словом «теория», но является скорее всего тем, что называется «учение». Это значит, что многие базовые понятия теории систем могли потеряться во время перевода, а некоторые могли указывать на то, что учёные занялись созданием «псевдонауки». Таким образом теория систем стала номенклатурой того, что ранние исследователи называли взаимозависимостями (или отношениями) в организациях, при помощи создания нового способа мыслить о науке и научных парадигмах.

С этой точки зрения системой является множество взаимосвязанных и взаимодействующих групп элементов (действий).

Например, после того, как было замечено влияние организационной психологии на системы, последние стали восприниматься как комплексные социотехнические системы; удаление из таких систем частей ведёт к снижению общей эффективности организации. Такой подход отличается от обычных моделей, которые рассматривают сотрудников, структуры, подразделения и прочие организационные единицы в качестве отдельных компонентов независимо от целого, вместо того, чтобы видеть во взаимодействии перечисленных единиц то, что позволяет организации выполнять свои функции. Ласло объяснил, что новая системная точка зрения на сложность организации прошла «один шаг от точки зрения Ньютона на простоту организации» при помощи понимания целого безотносительно его частей. Взаимосвязь между организациями и их естественным окружением стала наиболее обильным источником всевозможных сложностей и взаимозависимостей. В большинстве случаев целое имеет свойства, которые не могут быть познаны при помощи анализа частей целого по отдельности. Бела Банати высказал следующую мысль:

Системный подход является общемировым, поскольку основан на дисциплине, изучающей системы, а центральным понятием этой дисциплины является понятие Системы. В наиболее общем смысле система обозначает конфигурацию неких элементов, взаимосвязанных при помощи некоторых отношений. Первоначальная группа исследователей определила систему как «элементы во взаимосвязи».

Схожие идеи могут быть найдены в теориях обучения, которые были разработаны из тех же самых фундаментальных концепций, которые подчёркивают, что понимание результатов известных понятий должно происходить как по частям, так и в целом. Фактически, организмическая психология Берталанфи шла в параллельном развитии теории обучения Ж. Пиаже (Берталанфи, 1968 год).

5 стр., 2024 слов

Теория толкования снов

... образами, которые ни в каком опыте не встречались. Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда: Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. ... Фундаментальная для этой теории идея о том, что сновидение представляет собой код, шифр, в виде которого ...

Междисциплинарные перспективы являются критическими в переходе от моделей и парадигм индустриального общества, в которых история является историей, математика — математикой, всё это отделено от музыки и искусства, отделено от науки и никогда не рассматриваются вместе [8] . Влиятельная современная работа Питера Сенджа [9] предоставила материал для детального обсуждения обычной критики систем обучения, основанной в согласительном предположении о том, что обучение, включая проблемы фрагментации знания и недостаток холистического обучения в процессе мышления, которые стали «моделями школы, оторванными от повседневной жизни». Таким образом учёные в области теории систем постарались развить альтернативные точки зрения от ортодоксальных теорий с такими последователями, как Макс Вебер, Эмиль Дёркхейм в социологии и Фредерик Тейлор в научном менеджменте, которые проявили твёрдость в отстаивании классических положений [10] . Теоретики разработали холистические методы при рассмотрении концепций теории систем, которые могут применяться в различных областях.

Противоречие редукционизма в обычной теории, которая рассматривает только элементы в отрыве от целого, является простым примером для того, чтобы сменить принципы рассмотрения. Теория систем перемещает взгляд исследователя с элементов на их организацию, исследуя взаимодействия элементов, которые не являются статичными и постоянными, но суть динамические процессы. Существование обычных закрытых систем было подвергнуто сомнению с разработкой перспектив теории открытых систем. Сдвиг произошёл от абсолютных и универсальных авторитарных принципов и знания к относительному и обобщённому концептуальному знанию [11] , хотя все изначальные принципы были просто пересмотрены, а потому не потеряны для науки. Механистический способ мышления частично был раскритикован, особенно метафора механицизма (механика Ньютона) в эпоху индустриализации. Критика шла от философов и психологов, которые стояли у истоков современных познаний в области теории организации и менеджмента [12] . Классическая наука не была выброшена за ненадобностью, но в её рамках были поставлены вопросы, которые всегда возникали в историческом процессе развития социальных и технических наук.

Общие исследования систем

Многие ранние исследователи в области наук о системах пытались найти общую теорию систем, которая могла бы описать и объяснить произвольную систему с точки зрения науки. Термин «общая теория систем» восходит к одноимённому труду Л. Берталанфи, целью которого было собрать вместе всё, что он обнаружил в своей работе, будучи биологом. Его желанием было использовать слово «система» для описания принципов, которые являются общими для всех систем. В своей книге он писал:

«…существуют модели, принципы и законы, которые применимы к обобщённым системам или их подклассам, независимые от их особого рода, природы их компонентов, типов связей между ними. Кажется, что можно создать теорию, которая бы изучала не системы какого-то определённого рода, но дававшая понимание принципов систем в общем».

Эрвин Ласло в своём предисловии к книге Берталанфи «Перспективы общей теории систем» писал:

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... shit»). Однако, как оказалось, такая позиция усложнила жизнь гештальт-подходу – не только теории, которая оказалась неспособной описывать процесс развития, но и практике, которая пострадала от ... Несмотря на всю сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для более последовательного и систематизированного ...

«Таким образом, когда Берталанфи говорит об «Allgemeine Systemtheorie» (нем. общая теория систем), это согласуется с его подходом к созданию новой перспективы, нового взгляда на науку. Но это не всегда напрямую согласуется с интерпретациями, которые накладываются на термин «общая теория систем», — будто бы это научная теория обобщённых систем. Такой подход не выдерживает критики. Л. Берталанфи открыл нечто более широкое и имеющее большую научную значимость, нежели просто отдельная теория (которая, как мы знаем, всегда может быть сфальсифицирована и обычно имеет эфемерную жизнь): он создал новую парадигму для разработки теорий».

Людвиг Берталанфи разграничил области исследования систем на три больших зоны: философия, наука и технология. В своей работе с группой исследователей Бела Ванати обобщил эти зоны на четыре интегрируемых друг с другом зоны (эти зоны исследований также могут называться «доменами»):

· Философия, включая онтологию, эпистемологию и аксиологию систем;

· Теория, включающая набор взаимосвязанных понятий и принципов, которые применимы к произвольным системам;

· Методология, включая набор моделей, стратегий, методов и инструментов, которые служат средством для развития теории систем и её философии;

Применение, включая взаимоприменяемость и взаимодействие самих доменов.

Всё это работает в рекурсивном взаимодействии. Интеграция Философии и Теории даёт Знание, Метод и Прикладные действия, так что исследование систем становится сознательным действием.

Кибернетика

Кибернетика изучает обратные связи и связанные понятия, такие как: коммуникации и управление в живых организмах, механизмах (машинах) и организациях. Эта наука заостряет внимание на том, как нечто (цифровое, механическое или биологическое) обрабатывает информацию, реагирует на неё и изменяется (или может быть изменено), для того чтобы лучше выполнять первые две задачи.

Термины «теория систем» и «кибернетика» часто используются как синонимы. Некоторые авторы используют термин «кибернетическая система» для обозначения определённого подмножества общих систем, а именно таких систем, в которых имеются циклы обратной связи. Однако различия циклов вечно взаимодействующих элементов, которые описал Гордон Паск, делают общие системы подмножеством кибернетических. В соответствии с Джексоном (2000 год), Берталанфи разработал начальную (эмбриональную) форму общей теории систем, которая сегодня получает всё больше и больше известности в научных кругах.

Исследования в области кибернетики начались во второй половине 1900-ых годов, что непосредственно привело к публикации нескольких работ (например, «Кибернетика» Н. Винера в 1946 году и «Общая теория систем» Л. Берталанфи в 1968 году).

Кибернетика возникла из инженерных областей, а ОТС из биологии. Если обе науки оказывали и продолжают оказывать друг на друга влияние, то кибернетика оказывает такого влияния больше.Л. Берталанфи специально отметил (1969 год) влияние кибернетики, чтобы найти точку разделения двух наук:

10 стр., 4740 слов

Тема 2 Элементы теории организации

... с руководителем исходные материалы и данные. Оптимизация коммуникативной сферы – важный элемент управления коллективом. 6. Неформальная структура организации – наличие лидеров и исполнителей, ... с положением дел непосредственно на предприятии посредством обходов; - «реагирование» - выстраивается система анализа и переработки информации, полученной от работников с последующей реакцией и доведения ...

Теория систем часто идентифицируется с кибернетикой и теорией управления. Такой подход неверен. Кибернетика может рассматриваться в качестве теории управления механизмами в технологии и природе и основана на понятиях «информации» и «обратной связи», а потому является частным случаем общей теории систем. Необходимо быть крайне осторожными, чтобы не смешивать кибернетику и теория систем в общем случае, а также расширять модели и методы кибернетики на те области, где она не применима.

Джексон указывает, что Берталанфи также был знаком с тремя томами «Тектологии» Александра Богданова, которые были опубликованы в России между 1912 и 1917 годами, а также переведены на немецкий язык в 1928 году. Он указал (со ссылкой на Горелика (1975 год)), что «концептуальная часть» ОТС была впервые проработана А.А. Богдановым. Сходную позицию занимают Маттессич (1978 год) и Карпа (1996 год).

Но Л. Берталанфи никогда не упоминал А.А. Богданова в своих трудах, что Карпа находит крайне «удивительным».

Кибернетика, теория катастроф, теория хаоса и теория сложности имеют схожую цель по объяснению сущности сложных систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, в терминах такого взаимодействия. Клеточные автоматы, нейронные сейти, искусственный интеллект и искусственная жизнь являются связанными областями исследований, но ни одна из них не описывает общие (универсальные) комплексные системы. Лучшим контекстом для сравнения различных теорий о комплексных системах является исторический, который подчёркивает различия в инструментарии и методологии, начиная от чистой математики в начале исследований до чистой информатики сегодня. Когда в самом начале исследований по теории хаоса Э. Лоренц при помощи компьютера случайно обнаружил странный аттрактор, компьютер стал неотъемлимым инструментом для исследователей. Сегодня невозможно представить изучение комплексных систем без использования компьютера.

Сферы применения ОТС по Берталанфи:

· Кибернетика, базирующаяся на принципе обратной связи, или круговых причинных цепях, и вскрывающая механизмы целенаправленного и самоконтролируемого поведения.

· Теория информации, вводящая понятие информации как некоторого количества, измеряемого посредством выражения, изоморфного отрицательной энтропии в физике, и развивающая принципы передачи информации.

· Теория игр, анализирующая в рамках особого математического аппарата рациональную конкуренцию двух или более противодействующих сил с целью достижения максимального выигрыша и минимального проигрыша.

· Теория решений, анализирующая аналогично теории игр рациональные выборы внутри человеческих организаций, основываясь на рассмотрении данной ситуации и ее возможных исходов.

· Топология, или реляционная математика, включающая неметрические области, такие, как теория сетей и теория графов.

· Факторный анализ, то есть процедуры изоляции — посредством использования математического анализа — факторов в многопеременных явлениях в психологии и других научных областях.

· Общая теория систем в узком смысле, пытающаяся вывести из общего определения понятия «система», как комплекса взаимодействующих компонентов, ряд понятий, характерных для организованных целых, таких, как взаимодействие, сумма, механизация, централизация, конкуренция, финальность и т.д., и применяющая их к конкретным явлениям.

Поскольку теория систем в широком смысле является по своему характеру фундаментальной основополагающей наукой, она имеет свой коррелят в прикладной науке, иногда выступающий под общим названием науки о системах, или системной науки (Systems Science).

8 стр., 3950 слов

Теория свойств нервной системы

... другими дифференциальными психологами), касается релевантного психологического проявления свойств нервной системы. Согласно Б.М. Теплову, свойства нервной системы проявляют себя, прежде всего и преимущественно, в ... Индивидуальные особенности организации поведения могли быть объяснены в рамках теории ВНД И.П. Павлова путем анализа индивидуальной истории функциональных межрефлекторных ...

Это научное движение тесно связано с современной автоматикой. В общем плане следует различить в науке о системах следующие области:

· Системотехнику (Systems Engineering), то есть научное планирование, проектирование, оценку и конструирование систем человек — машина.

· Исследование операций (Operations research), то есть научное управление существующими системами людей, машин, материалов, денег и т.д.

· Инженерную психологию (Human Engineering), то есть анализ приспособления систем и прежде всего машинных систем, для достижения максимума эффективности при минимуме денежных и иных затрат.

Хотя в только что названных научных дисциплинах имеется много общего, в них, однако, используются различные понятийные средства. В системотехнике, например, применяются кибернетика и теория информации, а также общая теория систем. В исследовании операций используются методы линейного программирования и теории игр. Инженерная психология, занимающаяся анализом способностей, психологических ограничений и вариабильности человеческих существ, широко использует средства биомеханики, промышленной психологии, анализ человеческих факторов и т.д.

важно иметь в виду, что системный подход, как некоторая новая концепция в современной науке, имеет параллель в технике. Системный подход в науке нашего времени стоит в таком же отношении к так называемой механистической точке зрения, в каком системотехника находится к традиционной физической технологии.

Все перечисленные теории имеют определенные общие черты.

Во-первых, они сходятся в том, что необходимо как-то решать проблемы, характерные для бихевиоральных и биологических наук и не имеющие отношения к обычной физической теории.

Во-вторых, эти теории вводят новые по сравнению с физикой понятия и модели, например обобщенное понятие системы, понятие информации, сравнимое по значению с понятием энергии в физике.

В-третьих, эти теории, как указывалось выше, имеют дело преимущественно с проблемами со многими переменными.

В-четвертых, вводимые этими теориями модели являются междисциплинарными по своему характеру, и они далеко выходят за пределы сложившегося разделения науки.

В-пятых и, может быть, самое важное-такие понятия, как целостность, организация, телеология и направленность движения или функционирования, за которыми в механистической науке закрепилось представление как о ненаучных или метафизических, ныне получили полные права гражданства и рассматриваются как чрезвычайно важные средства научного анализа. В настоящее время мы располагаем концептуальными и в некоторых случаях даже материальными моделями, способными воспроизводить основные свойства жизни и поведения.

Основные понятия общей теории систем

Система — это комплекс взаимодействующих компонентов.

Система — это множество связанных действующих элементов.

И хотя понятие системы определяется по-разному, обычно все-таки имеется в виду, что система представляет собой определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Мы можем определить систему как нечто целое, абстрактное или реальное, состоящее из взаимозависимых частей.

Системой может являться любой объект живой и неживой природы, общества, процесс или совокупность процессов, научная теория и т.д., если в них определены элементы, образующие единство (целостность) со своими связями и взаимосвязями между ними, что создает в итоге совокупность свойств, присущих только данной системе и отличающих ее от других систем (свойство эмерджентности).

Система (от греч. SYSTEMA, означающего «целое, составленное из частей») представляет собой множество элементов, связей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующих определенную целостность, единство и целенаправленность. Практически каждый объект может рассматриваться как система.

Система это совокупность материальных и нематериальных объектов (элементов, подсистем), объединенных какими-либо связями (информационными, механическими и др.), предназначенных для достижения определенной цели и достигающих ее наилучшим образом. Система определяется как категория, т.е. ее раскрытие производится через выявление основных, присущих системе свойств. Для изучения системы необходимо ее упростить с удержанием основных свойств, т.е. построить модель системы.

Система может проявляться как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов.

Важным средством характеристики системы являются ее свойства. Основные свойства системы проявляются через целостность, взаимодействие и взаимозависимость процессов преобразования вещества, энергии и информации, через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду.

Свойство — это качество параметров объекта, т.е. внешние проявления того способа, с помощью которого получают знания об объекте. Свойства дают возможность описывать объекты системы. При этом они могут изменяться в результате функционирования системы. Свойства — это внешние проявления того процесса, с помощью которого получается знание об объекте, ведется за ним наблюдение. Свойства обеспечивают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства объектов системы могут изменяться в результате ее действия.

Выделяют следующие основные свойства системы:

Система есть совокупность элементов. При определенных условиях элементы могут рассматриваться как системы.

Наличие существенных связей между элементами. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью определяют интегративные свойства системы.

Наличие определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности системы по сравнению с энтропией системоформирующих факторов, определяющих возможность создания системы. К этим факторам относят число элементов системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент.

Наличие интегративных свойств, т.е. присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Их наличие показывает, что свойства системы, хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; декомпозируя систему на отдельные части, нельзя познать все свойства системы в целом.

Эмерджентностъ — несводимость свойств отдельных элементов и свойств системы в целом.

Целостность — это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие ее компоненты и приводит к изменению системы в целом; и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы.

Делимость — возможна декомпозиция системы на подсистемы с целью упрощения анализа системы.

Коммуникативность. Любая система функционирует в окружении среды, она испытывает на себе воздействия среды и, в свою очередь, оказывает влияние на среду. Взаимосвязь среды и системы можно считать одной из основных особенностей функционирования системы, внешней характеристикой системы, в значительной степени определяющей ее свойства.

Системе присуще свойство развиваться, адаптироваться к новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения. Развитие — объясняет сложные термодинамические и информационные процессы в природе и обществе.

Иерархичность. Под иерархией понимается последовательная декомпозиция исходной системы на ряд уровней с установлением отношения подчиненности нижележащих уровней вышележащим. Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, является системой.

Важным системным свойством является системная инерция, определяющая время, необходимое для перевода системы из одного состояния в другое при заданных параметрах управления.

Многофункциональность — способность сложной системы к реализации некоторого множества функций на заданной структуре, которая проявляется в свойствах гибкости, адаптации и живучести.

Гибкость — это свойство системы изменять цель функционирования в зависимости от условий функционирования или состояния подсистем.

Адаптивность — способность системы изменять свою структуру и выбирать варианты поведения сообразно с новыми целями системы и под воздействием факторов внешней среды. Адаптивная система — такая, в которой происходит непрерывный процесс обучения или самоорганизации.

Надежность — это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определенного периода времени с заданными параметрами качества.

Безопасность — способность системы не наносить недопустимые воздействия техническим объектам, персоналу, окружающей среде при своем функционировании.

Уязвимость — способность получать повреждения при воздействии внешних и (или) внутренних факторов.

Структурированность — поведение системы обусловлено поведением ее элементов и свойствами ее структуры.

Динамичность — это способность функционировать во времени.

Наличие обратной связи.

Любая система имеет цель и ограничения. Цель системы может быть описана целевой функцией

U1 = F (х, у, t),

где U1 — экстремальное значение одного из показателей качества функционирования системы.

Поведение системы можно описать законом Y = F (x), отражающим изменения на входе и выходе системы. Это и определяет состояние системы.

Состояние системы — это мгновенная фотография, или срез системы, остановка ее развития. Его определяют либо через входные взаимодействия или выходные сигналы (результаты), либо через макропараметры, макросвойства системы. Это совокупность состояний ее n элементов и связей между ними. Задание конкретной системы сводится к заданию ее состояний, начиная с зарождения и кончая гибелью или переходом в другую систему. Реальная система не может находиться в любом состоянии. На ее состояние накладывают ограничения — некоторые внутренние и внешние факторы (например, человек не может жить 1000 лет).

Возможные состояния реальной системы образуют в пространстве состояний системы некоторую подобласть ZСД (подпространство) — множество допустимых состояний системы.

Равновесие — способность системы в отсутствие внешних возмущающих воздействий или при постоянных воздействиях сохранять свое состояние сколь угодно долго.

Устойчивость — это способность системы возвращаться в состояние равновесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внешних или внутренних возмущающих воздействий. Эта способность присуща системам, когда отклонение не превышает некоторого установленного предела.

Структура системы — совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества. Структура системы означает строение, расположение, порядок и отражает определенные взаимосвязи, взаимоположение составных частей системы, т.е. ее устройства и не учитывает множества свойств (состояний) ее элементов.

Система может быть представлена простым перечислением элементов, однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно, т.к. требуется выяснить, что представляет собой объект и что обеспечивает выполнение поставленных целей.

Внешняя среда

Понятие элемента системы. По определению элемент — это составная часть сложного целого. В нашем понятии сложное целое — это система, которая представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов.

Элемент — часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей. Неделимость элемента рассматривается как нецелесообразность учета в пределах модели данной системы его внутреннего строения.

Сам элемент характеризуется только его внешними проявлениями в виде связей и взаимосвязей с остальными элементами и внешней средой.

Понятие связи. Связь — совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами — это значит выявить наличие зависимостей их свойств. Зависимость свойств элементов может иметь односторонний и двусторонний характер.

Взаимосвязи — совокупность двухсторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

Взаимодействие — совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

Понятие внешней среды. Система существует среди других материальных или нематериальных объектов, которые не вошли в систему и объединяются понятием «внешняя среда» — объекты внешней среды. Вход характеризует воздействие внешней среды на систему, выход — воздействие системы на внешнюю среду.

По сути дела, очерчивание или выявление системы есть разделение некоторой области материального мира на две части, одна из которых рассматривается как система — объект анализа (синтеза), а другая — как внешняя среда.

Внешняя среда — набор существующих в пространстве и во времени объектов (систем), которые, как предполагается, оказывают действие на систему.

Внешняя среда — это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Заключение

«Система — это набор взаимодействующих элементов», сказал фон Берталанфи, подчёркивая, что система — это структура, у которой элементы каким-то образом действуют друг на друга (взаимодействуют).

Достаточно ли данного определения, чтобы отличить систему от не системы? Очевидно нет, потому что в любой структуре пассивно или активно её элементы так или иначе действуют друг на друга (давят, толкают, притягивают, индуцируют, нагревают, действуют на нервы, нервничают, обманывают, поглощают и пр.).

Любой набор элементов всегда так или иначе действует и невозможно найти объект, который не совершал бы какие-либо действия. Однако эти действия могут быть случайными, без цели, хотя случайно, но не предсказуемо, они могут способствовать достижению какой-либо цели. Например, вилка, запущенная шаловливым внуком, может попасть в глаз бабушке и сорвать с него старое бельмо, но таким образом, что сам глаз не будет поврежден и его зрение будет восстановлено (случай, описанный в романе, теоретически возможен).

В данном случае, хотя и был получен полезный эффект, вилка в сочетании с внуком не является системой для удаления бельма, а данное странное происшествие было случайным и не предсказуемым. Таким образом, хотя признак действия и является основным, он определяет не понятие системы, а одно из необходимых условий этого понятия.

«Система — это комплекс избирательно вовлеченных элементов, взаимосодействующих достижению заданного полезного результата, который принимается основным системно образующим фактором», сказал в своё время Анохин.

Очевидно, данное определение ближе остальных к правильному пониманию, потому что в понятие «Что может делать данный объект?» вкладывается понятие цели. Содействовать можно только лишь достижению определённой цели, а заданный полезный результат может быть только целью. Остаётся лишь выяснить, кто или что определяет полезность результата. Другими словами, кто или что ставит цель перед системой?

ОТС должна дать ответы на всё мыслимые вопросы о бытие нашего Мира и, возможно, когда-нибудь ответы на все эти вопросы и будут найдены, но не сегодня. В данной работе была осуществлена всего лишь попытка ответить на очень небольшое число этих очень сложных и спорных вопросов и в задачу автора не входило найти все ответы.

Системный анализ намного облегчает наше понимание тех процессов, которые происходят в мире. Но самое главное, системный анализ превращает науку из экспериментальной в аналитическую. Различие между ними огромное и принципиальное. Эмпирика даёт нам факты, но никак не объясняет их. Анализ в сочетании с эмпирикой может дать нам факты, их объяснение и прогноз. Практический выигрыш от этого огромный.

Мир един и знания о нём должны быть связаны одно с другим. Общая теория систем на то и «общая», потому что затрагивает все стороны нашей жизни, и связывает их в единое целое.

Список литературы

1. Общая теория систем — критический обзор, Берталанфи [Электронный ресурс] /

2. О принципах исследования систем, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский [Электронный ресурс] / http://vphil.ru.

3. Теория систем [Электронный ресурс] /

4. Общая теория систем (системы и системный анализ), Гайдес Марк Аронович [Электронный ресурс] / http://www.medlinks.ru

Размещено на