первичное нейропсихологическое обследование (Б — ва )
Пациентка контактна, ориентирована правильно. Свой речевой дефект понимает. Но критика к нему снижена. При расспросах предъявляет жалобы на трудности припоминания слов и построения фразы. Эмоциональный фон ровный. Отношение к выполнению диагностических проб несколько формальное.
Уровень психической активности снижен: темп деятельности замедлен, мимика и жесты невыразительны, голос тихий, невыразительный. Во время обследования отмечаются флуктуации произвольного внимания и работоспособности, трудности включения в задание, переключения с одного вида деятельности на другой Период продуктивной работы составляет 25 – 30 минут, после чего нарастают проявления нарушений нейродинамики.
На обследовании:
Праксис, гнозис : трудности усвоения двигательной программы (левая рука), замедление темпа выполнения пробы. Легкие кинестетические нарушения первичного характера (1 балл, лев рука).
Рисунок простой схематичный. Трудности передачи пространственных отношений на плоскости (1 балл).
Негрубые нарушения оптико-пространственного гнозиса (1,5 балла).
Слуховой неречевой гнозис и зрительный предметный гнозис – без грубых нарушений.
Речь: речевая инициатива невысокая, охотнее отвечает в диалоге. Речь представлена короткой, простой по структуре фразой с частотной лексикой. Выражены трудности подбора слова. Понимание обращенной речи и инструкций без существенных затруднений. Доступно повторение изолированных звуков, серий звуков, простых слов и коротких фраз из 2 – 3 слов со специфическими ошибками: трудностями переключения, скандированностью речи, персеверациями, литеральными заменами по гоморганному типу в начале слова. С литеральными парафазиями доступно называние частотных предметов и действий. Фраза по сюжетной картинке простая, аграмматичная (бабушке уступает место мальчик).
Фонематический анализ первично не нарушен. Недостаточность понимания сложной речи и логико-грамматических конструкций из-за сужения объема слухо-речевой памяти до 4-х элементов и трудностей внутреннего проговаривания.
Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего ...
... словами, а представлениями слов. То, что письменная речь мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи. Письменная речь ... и представлений, а именно: зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-про-странственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, ...
Чтение – дезавтоматизированно, со специфическими ошибками. Нарушена произносительная сторона речи: голос тихий, слабый, интонации невыразительны. При чтении текста особенно заметны неглубокое речевое дыхание и дискоординация процессов дыхания и голосообразования, нарастание неразборчивости произношения на объеме. Письмо – нарушение звуко-буквенного анализа, пропуски букв на стечении согласных, пропуски слогов. Письмо с проговариванием, на фоне усиления произвольного контроля.
Т.о. у пациентки отмечается дисфункция премоторных, постцентральных (с влиянием и теменно-височных) отделов мозга, дисфункция субкортикальных структур мозга.
Нейропсихологический статус:
-
Эфферентная моторная афазия.
- Афферентная моторная афазия.
- Дизартрия.
- Нарушения нейродинамики психической деятельности.
- Комплексная мануальная апраксия (левая рука).
Нейропсихолог:
Нейропсихологическое обследование Г. А.
Пациент контактен, ориентирован. На обследование соглашается формально, мотивации экспертизы не формируется, целей обследования не понимает, считает самыми важными занятия с логопедом.
Эмоциональный фон ровный. Лицо пациента гипомимично, поза статична. Интереса к заданиям не проявляет, на свои ошибки и затруднения реагирует слабо. К помощи и замечаниям специалиста относится безучастно, практически не реагирует на них. Пациент фактически отказывается от выполнения проб.
Критика к своему состоянию, поведению значительно снижена. Во время обследования отмечались эпизоды «полевого» поведения, несоблюдения дистанции со специалистом.
На первый план, кроме эмоционально- личностных, выступают также и нарушения динамики психической деятельности. Уровень психической активности значительно снижен. Отмечаются выраженные инертность, аспонтанность и инактивность. Затруднено самостоятельное включение в задание, увеличен период выполнения проб (темп деятельности крайне замедлен).
Пациент утомляем, истощаем. На фоне утомления отвлекаем, отмечаются соскальзывания на побочные ассоциации и посторонние раздражители, трудности понимания обращенной речи. Выражены флуктуации произвольного внимания и работоспособности.
Произвольный контроль за выполнением проб недостаточен.
Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.
На обследовании:
Праксис:трудности переключения на серии орально-артикуляционных поз, отдельные позы часто смазанны. Мануальный кинестетический праксис (левая рука) без первичных нарушений, затруднено усвоение двигательной программы, тенденция к её упрощению.
Гнозис:зрительный предметный гнозис и слуховой неречевой гнозис – без первичных нарушений. Первичные ошибки в пробах на оценку оптико-пространственного гнозиса (2 балла) («слепые часы», самостоятельный рисунок, копирование с переворотом на 180 градусов).
Физиологические основы психической деятельности
... блок программирования, регуляции и контроля протекания психической деятельности. Каждая форма психической деятельности осуществляется при помощи всех трех блоков мозга. Как известно, психическая деятельность имеет определенную структуру. Начинается с ... А для человека такими сигналами, кроме всего прочего, могут быть слова. Чтобы выжить, организму необходимо ориентироваться во внешней среде. В этом ...
Речь:речевая инициатива снижена, на вопросы отвечает односложно. Голос тихий, невыразительный. Трудности включения в обращенную речь, часто переспрашивает, не понимая вопроса.
При повторении серий звуков, слов – трудности переключения, литеральные парафазии, оглушение звонких согласных, скандированность (а-о/+, а-и/+, б-п/п…п, д-т/ п…т, г-к-х/д-т…х, дом/+, халат/ха-лат, университет/уни..тет, уни-дер-си-те, перекресток/пе-пе-те-сок).
Самостоятельное составление фраз затруднено. Доступно называние частотных предметов, трудности припоминания слов, вербальные парафазии по семантическому сходству (лейка/вода…ну…, якорь/… море, ножницы/игла).
Понимание обращенной речи затруднено. Понимание слов с опорой на картинку – в объеме 1 элемента (на объеме 2-х отчуждение смысла слова, потеря последнего элемента), практически недоступно понимание логико-грамматических конструкций.
Чтение:по типу глобального (доступно прочтение коротких частотных слов).
Письмо:грубо нарушен звуко-буквенный анализ. Письмо дезавтоматизировано. Доступна запись простых частотных слов под диктовку, заполнение пропусков в коротких словах из отработанных тем.
Сужен объем зрительной (до 4-х элементов) и слухо-речевой (до3 – 4 эл-тов) памяти. При воспроизведении – инертность, привнесения из-за снижения избирательности психической деятельности.
Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на массивное повреждение лобно-теменно-височных отделов левой гемисферы (в том числе глубинно-лобных и лобно-базальных), поражение субкортикальных неспецифических структур мозга.
Нейропсихологический статус:
- Нарушение нейродинамического аспекта психической деятельности (инертность, инактивность, аспонтанность).
- Эмоционально-личностные нарушения.
- Динамическая афазия.
- Эфферентно-афферентная моторная афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Оптико-пространственная агнозия.
- Динамическая мануальная апраксия.
- Мнестические нарушения.
Нейропсихолог:
первичное нейропсихологическое обследование (К — в)
Пациент поступает в стационарное отделение ЦПРиН повторно, лечение в предыдущие госпитализации (2000, 2001, 2003, 2004 гг) с положительной динамикой. Инвалид второй группы, не работает. Учащийся 2-го курса электротехнического техникума.
Пациент контактен, охотно соглашается на обследование. Критика к собственному состоянию и допускаемым ошибкам снижена. Эмоциональные реакции незрелы, инфантильны (не к месту громко смеется, улыбается).
Круг интересов ограничен. Обследование воспринимает не как ситуацию экспертной оценки, а как возможность пообщаться со специалистом.
Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление ...
... всей психической сферы, проявляющееся прежде всего в нарушении коммуникативной функции речи [1]. Наши наблюдения показывают, что, как ... просить многократно повторять слова, которые ему уже удаются. Вместе с тем советуем, чтобы пациент смотрел телевизор, слушал ... письме; общее улучшение – возможность общения с помощью фраз, составление несложных текстов по сериям сюжетных картинок, относительное ...
Поведение в ситуации обследования правильное. Однако отмечается недостаточность произвольного контроля в виде элементов «полевого поведения», флуктуаций произвольного внимания. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено. Отмечается тенденция к персеверациям, нарастающая во время выполнения сложных видов деятельности на занятии.
Праворукий, случаев левшества в семье не указывает.
На обследовании:
Орально-артикуляционный праксис – без грубых нарушений. Пальцевый кинестетический праксис – единичные ошибки на фоне снижения произвольного контроля и тенденции к импульсивности, возможна коррекция по подсказке. Трудности самостоятельного усвоения и удержания двигательной программы, графические серийные пробы – с негрубой тенденцией к персеверациям.
Простые виды зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса – без патологии. Координатные ошибки при выполнении сложных проб на оценку оптико-пространственного праксиса и гнозиса (1 балл).
Объем слухо-речевой памяти – 6 элементов. При заучивании – нарушения избирательности (привнесения по звуковому и смысловому сходству), тормозимость следа под воздействием интерференции. Объем зрительной памяти- 5 элементов, тенденция к контаминациям при воспроизведении.
Речь: спонтанная речь фразовая, готовность к речевому общению высокая. Темп речи быстрый, в речевом потоке смысловые интонации несколько невыразительны. Произносительных трудностей, имеющих в основе нарушения кинетического и кинестетического факторов, не выявлено. Словарь существенно не обеднен, в спонтанной речи выявляется тенденция к использованию речевых выражений-штампов. Фразы по сюжетной картинке – различной структуры, правильные. Доступен пересказ прочитанного текста с опусканием деталей повествования, привнесением новых деталей, включаемых в смысловую канву.
Фонематический анализ первично не нарушен. Пациент правильно понимает простые и сложные логико-грамматические речевые конструкции (несколько увеличено время осмысления сложных конструкций).
Доступна запись слов, фраз и текстов под диктовку. Специфических ошибок на письме не выявляется, тенденция к микрографии, «грязь» на письме. Доступно составление и запись простых фраз с заданными словами.
Интеллектуальная деятельность: сохранно представление о числе, его порядковой и количественной характеристике. Пациент выполняет счетные операции, правильно сравнивает многозначные числа. Решение арифметических задач предваряется утрированным экстериоризированным анализом их условий, часто решение импульсивно, неверно. При выполнении тестов на вербально-логическое мышление выявляется снижение уровня обобщения, трудности подбора обобщающего слова, опора на несущественные, но перцептивно яркие признаки предметов. Затруднено толкование пословиц и поговорок, понимание переносного смысла фразеологических выражений.
Т.о. данная нейропсихологическая симптоматика указывает на дисфункцию префронтальных, теменно-затылочных, височных отделов коры левой гемисферы мозга, патологическую заинтересованность субкортикальных структур мозга.
Профилактика нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей ...
... общеразвивающей направленности для практической вторичной профилактики нарушений звукопроизношения. Правомерность выдвинутой нами гипотезы ... речи, за которое отвечает центр Вернике (находится в слуховой коре височной доли); • воспроизведение звуков, слов, фраз ... выявление трудностей формирования правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное развитие произносительной речи. ...
Нейропсихологический статус:
- Интеллектуально-мнестические нарушения.
- нарушение нейродинамического компонента психической деятельности.
- Эмоцонально-личностные нарушения.
первичное нейропсихологическое обследование (П — ов )
Пациент контактен, ориентирован. Критичен, свои речевые нарушения оценивает верно. Предъявляет жалобы на произносительные трудности и трудности припоминания слов-синонимов, нарушения автоматизмов письма (подписи).
Эмоциональный фон ровный. К обследованию мотивирован, диагностические пробы выполняет старательно.
Темп деятельности несколько замедлен. Патологической утомляемости, истощаемости не выявлено, пациент выдерживает 30-35 минут нагрузки. На фоне утомления отмечаются флуктуации произвольного внимания.
Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.
На обследовании:
Праксис: реципрокная координация – замедленно, без ускорения. Трудности усвоения двигательной программы в обеих руках, динамические нарушения первичного характера (1,5 балла) в обеих руках. Кинестетических нарушений не выявлено. Рисунок простой, схематичный, правильный.
Гнозис:Первичных нарушений зрительного предметного и слухового неречевого гнозиса не выявлено. Единичные негрубые ошибки в сфере оптико-пространственного гнозиса (1 балл) с самостоятельной коррекцией.
Речь.Спонтанная речь фразовая. Фраза простая, часто неоконченная, лексика частотная. Понимание обращенной бытовой речи полное. Доступно повторение изолированных звуков, серий простых звуков с единичными литеральными заменами и трудностями переключений (т-с/т-ц, с-ш/ц-ш, г-к-х/г..х-т), скандировано – сложных по слоговой структуре слов. При повторении фраз – нестойкость звуковой структуры слова (на опушке/на опюшке, убил матерого волка/убил матерного волка).
Пациент правильно повторяет фразу из 10 – 11 слов. Номинативная функция речи – доступно называние предметов и действий с единичными трудностями актуализации редкочастотных слов, вербальными заменами.
При составлении фраз по сюжетной картинке – трудности планирования сложного речевого высказывания, фраза простая, правильная, лексика частотная, единичные вербальные парафазии, тенденции к стереотипиям (Мальчик исполняет…. Пропускает женщину. Сестра выключает … нет… вытрясает коврик).
Понимание обращенной речи в том числе и логико-грамматических конструкций с опорой на сюжетную картинку не нарушено.
Чтение –замедленно, легкая неплавность межслоговых переключений, на объеме – нестойкость звукоряда. Пересказ – словами текста, кратко, трудности планирования развернутого речевого высказывания.
Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением ...
... умения и навыки. При нарушении слуха аномально развивается не только речь, но и общая познавательная деятельность, что проявляется в недоразвитии логических понятий, нарушениях отображения и обобщения ... и воля, самооценка и самосознание. Особой трудностью в процессе обучения является формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. В курсовой ...
Письмо – несколько замедленно. Доступна правильная запись слов со сложной слоговой структурой (на фоне усиления произвольного контроля).
При записи фраз (на объеме) – тенденция к ошибкам по типу антиципации букв, ошибки по типу пространственной схожести букв (б/д, б/в), недописывание окончаний. Возможно самостоятельное составление фраз с заданными словами, легкий аграмматизм (Кот поднял хвост и вышел в двери. Шляпа спасает от пыли, когда есть ветер.)
Память.Зрительная – на уровне нижней границы нормы. Объем слухо-речевой памяти сужен до 5-ти элементов. Заучивание непродуктивно, с тенденцией к инертности. Избирательность не нарушена.
Т.о. данная нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение заднелобных, задневисочных и височно-теменных отделов левой гемисферы, дисфункцию неспецифических субкортикальных структур.
Нейропсихологический статус:
- Эфферентно-афферентная моторная афазия.
- Мануальная динамическая апраксия (1,5 балла).
- Оптико-пространственная агнозия (1 балл).
- Нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности.
Д 1995 г.р. (9 лет)первично поступил в ЦПРиН (04.04.05) с диагнозом : последствия тяжелой открытой проникающей ЧМТ (24.12.04, находясь на заднем сиденье автомобиля, при ДТП вылетел через стекло машины).
Ушиб головного мозга тяжелой степени выраженности с формированием геморрагического очага в теменно-височной области слева.
Учится в третьем классе. Живет в семье (родители, два брата и бабушка), отношения в семье хорошие.
Ребенок праворукий, случаев левшества в семье мама не указывает.
На обследовании:
Мальчик охотно вступает в контакт, ориентировка в месте достаточная, времени -неполная. На обследование сопровождается мамой или бабушкой. Поведение в целом адекватное, понимает, что находится на приеме у специалиста. Эмоционально лабилен. Самостоятельно жалоб не предъявляет, при расспросах жалуется, что трудно составлять рассказы.
На обследовании несколько нецеленаправлен, отвлекаем, при выполнении заданий необходим контроль со стороны специалиста, произвольный контроль недостаточен. Утомляем, выраженно истощаем в рамках одного вида деятельности. Темп деятельности неравномерный. На фоне утомления – растормаживается, нарастает двигательная расторможенность, «полевое поведение», дурашливость. Период продуктивной работы – 10 – 15 минут. Затем сконцентрировать внимание ребенка и мотивировать его продолжить выполнять диагностические пробы практически невозможно. Нарастает инертность, трудности включения в задание, непонимание простой обращенной речи.
При исследовании психических функций выявлено:
Праксис: реципрокная координация – сбои на ускорении темпа выполнения пробы. Трудности усвоения двигательной программы («кулак-ребро-ладонь»), неплавность двигательных переключений (1,5 балла).
Комплекс мероприятий по восстановлению фразовой речи у пациентов ...
... больных; представлены качественный и количественный анализ нарушений речи и неречевых психических функций при афазии у исследуемых пациентов, разработана дифференцированная методика восстановительного обучения на ... обработка данных). Степень изученности проблемы. В историческом аспекте концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства формировалась в ряде исследований ...
Снижение двигательной памяти. Затруднена смена стереотипа при усвоении новой двигательной программы, персеверации. Кинестетический праксис – нарушения первичного характера в обеих руках (1 балл), пространственные нарушения (больше в левой руке – 2 балла).
Самостоятельный рисунок схематичен, уплощен, проекционные ошибки.
Гнозис:зрительный, слуховой неречевой – без грубых нарушений. Затруднено опознание неоконченных и наложенных изображений (1,5 – 2 балла), воспроизведение ритмических структур (сужение объема слухо-речевой памяти и трудности переключения слухового внимания).
Нарушения оптико-пространственного гнозиса первичного характера (1,5 – 2 балла).
Доступно правильное копирование рисунка дома, куба, стола, складывание простых схем из кубиков Кооса (под руководством специалиста).
Стереогнозис – без нарушений. Соматогнозис – без нарушений.
Речь.Обращенную простую речь понимает. Инструкции к диагностическим пробам понимает не всегда. На фоне утомления – отчуждение смысла слова, трудности включения в обращенную речь. Самостоятельная речь представлена короткими ответами на вопросы (отдельные слова и словосочетания, обрывки частотных фраз «У меня еще это…сон многно…четыре ночь»).
Доступно повторение изолированных звуков, серий из 2-х звуков (с литеральными парафазиями и персеверациями: а-о/+, б-п/+, к-х/+, в-ф/…в-х, г-к-х/г…х-к), простых слов с литеральными заменами, неплавностью межслоговых переключений, пропусками букв и слогов на стечении согласных (дом/+, стол/стул, коридор/кА-ри-тор, милиционер/ми-лио-ционер, ми-ли-ца-нер, университет/у-ни-цер), фраз из 3 – 5 простых слов (Охотник убил волка).
Доступно называние частотных предметов (дом, дорога, часы, очки).
Затруднена актуализация редкочастотных слов (сито, руль, перо, прищепка и пр), нестойкость звукоряда (луна/па-лето(планета), пальто/ладежана (одежда), копает/плакает).
Называние слов, обозначающих действия возможно только в условиях звуковой или контекстной подсказки, выраженный глагольный дефицит. Затруднено также и составление фраз: предикативный дефицит, аграмматизм (Девочка с ножом…кобаски….(девочка режет колбасу), Мелочки….снежки….комок… как снеговик (дети лепят снеговика)).
Доступно понимание слов, обозначающих предметы и действия в объеме 1 – 2 слов, простых фраз (с указанием нужной картинки), на большем объеме – отчуждение смысла слова, потеря элемента. Значительно затруднено осмысление и понимание логико-грамматических конструкций.
Чтение –дезавтоматизировано, носит угадывающий характер, сопровождается специфическими произносительными трудностями, искажением ударности.
Письмо – нарушен звуко-буквенный анализ, доступна запись под диктовку отдельных букв, простых слов (дом, кит, мама).
В более сложных по структуре словах – литеральные замены, пропуск букв и слогов.
Счет –выполняет арифметические действия в пределах сотни, доступна запись простых чисел, их сравнение. Вместе с тем при выполнении счетных операций – негрубая первичная акалькулия (специфические ошибки при счете с переходом через десяток).
Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны ...
... эксперимент, который включал дифференцированные методы коррекции нарушений произносительной стороны речи и других нарушений речевого развития; - контрольное обследование ... нарушения тонуса мышц, дыхание, голос, мелодико-интонационная сторона речи, темпо -ритмические характеристики движений и речи, ритмические способности, фонематическое восприятие, слухо - речевая память, слоговая структура слова, ...
Затруднена запись и чтение сложных многозначных чисел.
Память – сужение объема слухо-речевой памяти до 3 – 4 элементов, при заучивании ряда слов – привнесения по созвучию, инертные ошибки. Объем зрительной памяти – в пределах нижней границы нормы.
Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение заднелобных отделов левой гемисферы мозга, нижнетеменных и теменно-затылочных отделов коры обоих полушарий мозга, неспецифических структур мозга (включая медиальные отделы лобно-височной коры), префронтальных отделов мозга.
Нейропсихологический статус:
- Нарушение нейродинамических параметров психической деятельности (инертность, инактивность, утомляемость, истощаемость).
- Эфферентная моторная афазия.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Легкая сенсорная афазия.
- Динамическая мануальная апраксия (1,5 балла).
- Кинестетическая мануальная апраксия (1 балл).
- Оптико-пространственная апрактоагнозия (1,5 – 2 балла).
- Предметная зрительная агнозия негрубой степени.
- Акалькулия негрубой степени.
первичное нейропсихологическое обследование (А. П.)
Пациент контактен, ориентирован правильно. Охотно соглашается на обследование. Критика к своему дефекту снижена. Несмотря на выраженность произносительных трудностей, жалоб самостоятельно не предъявляет, при расспросах указывает, что «плохо выговариваю буквы с, ж, р». Инструкции понимает, но выполняет не всегда (отказывается от проб, направленных на выявление речевого дефекта).
Ситуацию обследования не воспринимает как экспертную оценку психических функций. Эмоциональные реакции и поведение инфантильны (несмотря на замечания специалиста, подглядывает в протокол, смеется).
Во время обследования отказывается от всех видов экспрессивной речи, предпочитая изъясняться письменно.
Темп деятельности крайне замедлен (инактивность).
Отмечены флуктуации произвольного внимания и работоспособности, вместе с тем, патологической утомляемости, истощаемости не выявлено. Нарушен произвольный контроль за правильностью выполнения проб, собственных ошибок не замечает, не всегда исправляет по инструкции.
Пациент праворукий, случаев леворукости в семье не указывает.
На обследовании:
Праксис:реципрокная координация – замедленно, с отставанием правой руки на ускорении. Трудности усвоения двигательной программы в динамическом праксисе, моторная неловкость (1 балл) в обеих руках. В кинестетическом мануальном праксисе первичных нарушений не отмечено. Рисунок простой, схематичный, трудности передачи пространственных отношений не плоскости, но, вместе с тем, правильно копирует рисунки с образца.
Гнозис:зрительный предметный и слуховой неречевой гнозис – сохранны. Увеличено время опознания наложенных и неоконченных изображений, затруднено воспроизведение и оценка ритмических структур (как простых, так и сложных).
Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...
... головного мозга (ближайшей подкорки) левого полушария у правшей и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазия проявляется в виде нарушений: фонематической, ... типа нарушения речи; -снижения объема запоминания - центральный симптом; -нарушение порядка воспроизведения слов; -снижение скорости переработки словесной информации. Все эти трудности запечатления
Ошибки первичного характер при выполнении проб на оптико-пространственный гнозис (координатные нарушения – 1,5 балла) без самостоятельной коррекции.
Речь.Спонтанная речь отсутствует, пациент отказывается говорить, отвечая на вопросы специалиста письменно. Обращенную речь понимает полностью. В состоянии экспрессивной речи удалось выявить следующее: разборчивость речи выраженно нарушена, назальный оттенок голоса, голос глухой, сдавленный. Пациент послогово скандирует слова. Выраженное нарушение речевого дыхания. На письме – пропуски согласных и слогов в словах со сложной звуковой и слоговой структурой, литеральные замены (шарикоподшипниковская/шарокоподшибковкая, тридцать третья кавалерийская бригада/тритьтретья коварийкая бригада), Аграмматизм написьмепри попытке составления фраз с заданными словами (Хозяйка налила сметану под столом и кот съел сметану. Щенок прищемил дверью хвост и визжал.) Доступно импрессивноечтение текстов и письменный ответ на простые вопросы по тексту.
Объем зрительной памятина уровне нижней границы нормы. Объемслухо-речевой памяти сужен до 5 – 6 элементов, отмечаются нарушения избирательности при воспроизведении ряда заученных слов.
Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение премоторных и теменно-височных отделов левой гемисферы мозга, субкортикальных неспецифических структур мозга и префронтальных отделов правой гемисферы мозга.
Нейропсихологический статус:
- Нарушение регуляторного аспекта психической деятельности.
- Нарушение нейродинамического аспекта психической деятельности.
- Дизартрия.
- Эфферентная моторная афазия.
- Мануальная динамическая апраксия негруб ст. (1 балл)
- Оптико-пространственные нарушения (1,5 балла).
- Нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Неспецифические мнестические нарушения.
Нейропсихолог
нейропсихологическое обследование в динамике (А. П.)
Пациент контактен, ориентирован правильно. Охотно соглашается на обследование. Критика к своему дефекту снижена. Жалоб самостоятельно не предъявляет. Инструкции понимает, но выполняет формально. Целей обследования не понимает, ориентирован больше на общение со специалистом.
Во время обследования старается отказаться от всех видов экспрессивной речи, предпочитая изъясняться письменно.
Темп деятельности при выполнении проб замедлен, однако по сравнению с последней госпитализацией (май-июнь 2005 г) темп деятельности на обследовании возрос, пациент быстрее включается в новые задания, переходит с одного задания на другое. На фоне утомления, через 30 – 40 минут нагрузки отмечаются флуктуации произвольного внимания и работоспособности. Нарушен произвольный контроль за правильностью выполнения проб, собственных ошибок не замечает, не всегда исправляет по инструкции.
Пациент праворукий, случаев левшества в семье не указывает.
На обследовании:
Праксис:реципрокная координация – замедленно. Трудности усвоения двигательной программы, моторная неловкость (1 балл) в обеих руках. Кинестетический мануальный праксис — первичных нарушений не отмечено. Рисунок простой, схематичный, трудности передачи пространственных отношений на плоскости.
Гнозис:зрительный предметный и слуховой неречевой гнозис – без первичных нарушений. Из-за флуктуаций произвольного внимания, недостаточности контроля и нарушений слуховой памяти затруднены воспроизведение и оценка ритмических структур. Негрубые ошибки первичного характер при выполнении проб на оптико-пространственный гнозис (координатные нарушения – 1,5 балла) без самостоятельной коррекции.
Нейро заключения — Стр 2
Речь.Спонтанная речь отсутствует, пациент отказывается говорить, отвечая на вопросы специалиста письменно. Обращенную речь понимает полностью. В состоянии экспрессивной речи удалось выявить следующее: разборчивость речи выражено снижена, назальный оттенок голоса. Пациент послогово скандирует слова. Выраженное нарушение речевого дыхания.На письмепод диктовку – пропуски согласных и слогов в словах со сложной звуковой и слоговой структурой, литеральные замены, пропуски и персеверации (шарикоподшипниковская/шарокоподшибковкая, тридцать третья кавалерийская бригада/тритьтретья коварийкая бригада), Аграмматизм при попытке составления фраз с заданными словами. Доступно импрессивноечтение текстов и письменный ответ на простые вопросы по тексту.
Объем зрительной памятиостается на уровне нижней границы нормы. Объемслухо-речевой памяти сужен до 5 – 6 элементов.
Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на поражение премоторных и теменно-височных отделов левой гемисферы мозга, субкортикальных неспецифических структур мозга и префронтальных отделов правой гемисферы мозга.
Нейропсихологический статус:
- Дизартрия.
- Эфферентная моторная афазия.
- Нарушение нейродинамического аспекта психической деятельности.
- Мануальная динамическая апраксия негруб ст. (1 балл)
- Оптико-пространственные нарушения (1,5 балла).
- Нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Неспецифические мнестические нарушения.
Нейропсихолог:
первичное нейропсихологическое обследование (Ю — й)
Пациент контактен, ориентирован, охотно соглашается на обследование. К выполнению диагностических проб мотивирован. Эмоционально лабилен, переживает своё состояние и речевой дефект. Критика снижена.
На обследовании отмечаются нарушения нейродинамического компонента психической деятельности: пациент утомляем, истощаем в рамках одного вида деятельности. Выражены флуктуации произвольного внимания и работоспособности, темп деятельности неравномерный.
Пациент до болезни праворукий, случаев леворукости в семье не указывает.
На обследовании:
Праксис:трудности усвоения и удержания двигательной программы, персеверации при переключении с одного её элемента на другой. Первичные кинестетические нарушения (1 балл) в левой руке. Рисунок простой, схематичный, доступно копирование пространственно-ориентированных изображений (дом, стол).
Гнозис:простые пробы на оценку состояния зрительного и слухового неречевого гнозиса выполняет правильно. Нарушения первичного характера в пробах на оценку оптико-пространственного гнозиса (2 балла).
Речь:обращенную речь понимает очень ограниченно (простые инструкции и вопросы), Отвечает односложно, обрывками частотных выражений (да, хорошо, не знаю), в моменты эмоционального возбуждения – эмболофазия (Югай Вячеслав).
Нестойко доступен показ частей тела по инструкции, а также выбор правильной картинки по устной инструкции их 5-ти предложенных. Автоматизированная речь – сохранна. Голос неодинаковой силы, часто громкий, произношение скандированное. Пациенту доступно повторение изолированных звуков с литеральными искажениями (а/+, и/зли, о/+, т/+, с/вфэ), абрисно, с персеверациями и с литеральными заменами – повторение простых слов (дом/+, кот/дол, машина/а-ши-на).
Повторение фраз, самостоятельное называние предметов и действий недоступно.
Объем слухо-речевой памяти ограничен 2 – 3 элементами. Первичное нарушение фонематического анализа. Письмо – по типу рабского копирования (недоступно автоматизированное письмо).Чтение – по типу глобального в виде подкладывания подписей под картинки.
Счет –доступно выполнение простых счетных операций (сложение, вычитание) в пределах 5-ти.
Т.о. нейропсихологическая симптоматика указывает на массивное поражение лобно-теменно-височных отделов коры левой гемисферы мозга, субкортикальных структур мозга.
Нейропсихологический статус:
- Нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности.
- Комплексная моторная афазия.
- Сенсорная афазия.
- Комплексная мануальная апраксия (левая рука).
- Оптико-пространственные нарушения гнозиса и праксиса (2 балла).
первичное нейропсихологическое обследование (М. А.)
Пациент контактен, охотно соглашается на обследование. В месте ориентирован, во времени – не полностью. К обследованию и восстановительному обучению мотивирован. Диагностические пробы выполняет. На обследовании несколько скован, напряжен, переживает свою речевую несостоятельность. Предъявляет жалобы на нарушения письма, трудности припоминания слов, затруднения ориентировки на местности.
Пациент до болезни праворукий, случаев леворукости в семье не указывает.
Обращают на себя внимание нарушения нейродинамики: темп речи и в целом деятельности на обследовании неравномерный, отмечаются флуктуации произвольного внимания и работоспособности. Период продуктивной работы составляет 15 – 20 минут, после чего на фоне утомления отмечается нарастание количества ошибок, трудности включения в задание, понимания обращенной речи.
На обследовании:
Праксис:динамический мануальный (левая рука) и графический – на фоне усиления произвольного контроля двигательную программу удерживает, отмечаются негрубые трудности переключений на объеме в виде тенденции к расподоблению элементов программы. Пальцевые пробы воспроизводит с ошибками пространственной перешифровки поз (коррекция с выраженными затруднениями).
Рисунок (левая рука) простой, схематичный, трудности передачи пространственных отношений на плоскости. Вектор направленности рисунка – справа налево.
Гнозис:зрительный предметный – (гомонимная гемианопсия!) – единичные трудности опознания неоконченных, опознания и подсчета наложенных изображений, увеличение времени выполнения пробы.
Выраженные нарушения оптико-пространственного гнозиса (копирование с поворотом на 180, ориентация в часах).
Пациент отмечает трудности ориентации в отделении, долго ищет кабинет специалиста по номеру.
Цветовой гнозис сохранен, лицевой – без нарушений.
Речь:простую обращенную речь понимает, собственная речь представлена простой неоконченной фразой, изобилующей речевыми «штампами» и вводными словами. Смысл высказывания пациенту передать удается. Темп речи быстрый.
Доступно повторение изолированных звуков, серий звуков, простых слов и фраз. При этом отмечаются трудности переключения при произнесении серии из 2-3 звуков (т-с/т-т, с-ш/ш…ш, у-и-е/у-и-и, г-к-х/к-х-х), негрубо выраженная скандированность и оглушение согласных при повторении слов, сложных по слоговой структуре. Кроме этого, из-за нарушений объема и процессов следообразования в слухо-речевой памяти затруднено повторение фраз и сложных слов («повторите, пожалуйста, а то я не запомнил»).
Доступно повторение фраз из 4 – 5 слов с вербальными парафазиями в конце фразы.
Доступно называние частотных предметов и действий. При этом – трудности актуализации слов, определение через функциональное значение (перо/очень старое… они пишут).
Помогает контекстная подсказка, звуковая – не всегда. Звуковая лабильность (колесо/коляска).
Единичные трудности переключения при произнесении слов сложной слоговой структуры (крокодил/ко-ко-ро-дил).
Фраза по сюжетной картинке простая, трудности планирования речевого высказывания. Лексика частотная. Аграмматизм, невозможность использования при составлении фраз даже простых предложных конструкций (Мальчик лезет через забор/Мальчик…забор…ну как…пере…перекидывает. Санитарка стелет коврики под кровать/ Уборщица коврики ставит… (куда?) …ну, на пол…над…на поле.)
Первично нарушено понимание логико-грамматических конструкций с опорой на сюжетную картинку. Понимание и показ предметов и действий доступно в объеме одного – двух (нестойко) элементов. При показе двух элементов – легко возникает отчуждение смысла слова, замена слов по созвучию (коза/коса) и семантическому сходству (бант/шарф).
Счет:доступно (нестойко) выполнение простых арифметических действий (сложение и вычитание) в пределах десятка.
Дальнейшее исследование счета, исследование письма, чтения, различных аспектов слухо-речевой и зрительной памяти, тактильного гнозиса требует дополнительного дообследования пациента. В связи с повышенной утомляемостью пациента, выраженностью нейродинамических, фоновых нарушений, значительн зашумляющих нарушения психических функций первичного характера, нейропсихологический статус требует уточнения.
Предварительный нейропсихологический статус:
- Нарушение нейродинамического аспекта психической деятельности.
- Акустико-мнестическая афазия.
- Семантическая афазия.
- Сенсорная афазия.
- Эфферентная моторная афазия.
- Нарушения оптико-пространственного звена гнозиса и праксиса.
- Дискалькулия.