Утверждено на заседании «утверждаю» Совета факультета ректор гоу впо «лгпу»

34

педагогики и психологии __________ П.Г. Бугаков

(протокол № от -.09.12)"___"_________2012г.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

выпускников факультета педагогики и психологии

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 31 800 ЛОГОПЕДИЯ

ЛИПЕЦК

2012

1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация выпускника с основной квалификацией «учитель-логопед» и включает следующие испытания:

  • защита выпускной квалификационной работы;
  • государственный экзамен по специальности.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности логопеда к выполнению профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Основные функции государственной аттестационной комиссии:

  • комплексная оценка уровня подготовки выпускника и соответствия его подготовки ГОС;
  • решение вопроса о присвоении указанных выше квалификаций по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома о высшем образовании.

В соответствии с квалификационной характеристикой специалиста выпускник должен проявить на испытаниях государственной итоговой аттестации необходимый объём знаний, умений и навыков.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в государственном образовательном стандарте по специальности.

Специалист должен знать:

государственный язык Российской Федерации — русский язык;

свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

19 стр., 9143 слов

Изучение психологической готовности к сдаче Государственной итоговой аттестации

Оглавление Введение Глава 1. Основные теоретические подходы к изучению психологической готовности к сдаче ГИА 1.1 Феномен «психологическая готовность» 1.2 Психолого-педагогический анализ Государственной Итоговой Аттестации 1.3 Психологические трудности в ходе подготовки и проведения ГИА Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к сдаче ГИА 9 классов 2.1 Обоснование методов ...

Выпускник должен:

владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

знать историю психологии и педагогики, современные тенденции развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;

владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

владеть системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; обеспечивать процесс саморазвития и самовоспитание личности;

знать основы психолингвистики и уметь применить соответствующие знания в различных видах профессиональной активности;

знать психологию детей с отклонениями в развитии, владеть психолого-педагогическими методами их воспитания;

знать историю общей и коррекционной педагогической науки и практики;

владеть системой знаний по специальной психологии и коррекционной педагогики и уметь применить их на практике;

владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой;

знать психологию семьи и семейного воспитания;

владеть системой знаний об этиологии, механизмах, путях преодоления различных нарушений речи;

владеть приемами дифференциальной диагностики речевых нарушений и речевого развития;

владеть методиками работы с лицами, имеющими речевые нарушения разной этиологии;

владеть специфическими приемами коррекции различных речевых нарушений;

владеть приемами логоритмической работы с лицами, имеющими нарушения речи;

владеть приемами профилактики речевых нарушений и психокоррекции;

владеть методиками обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

владеть основными психолого-педагогическими критериями применения компьютерной техники в образовательном процессе;

15 стр., 7273 слов

Психология и педагогика 9

... Педагогика как наука. Педагогика в системе общечеловеческого знания. Основные этапы развития педагогики как науки. Предмет, объект, задачи и функции педагогической науки. Взаимосвязь психологии и педагогики. Психология и педагогика в системе ... занятия и воспитательные мероприятия; владеть элементарными навыками анализа учебно- ... социальных общностей и групп. Знать: основные категории и понятия ...

уметь организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;

владеть основами организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

2. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Выпускная квалификационная работа является основным доку­ментом, отражающим уровень квалификации, достигнутый выпускни­ком факультета педагогики и психологии во время обучения по соответствующей образовательной программе; должна представлять собой законченную разработку, в которой анализируют­ся актуальные проблемы в области соответствующей специальности, раскрываются содержание и технологии разрешения этих про­блем не только в теоретическом, но и в практическом плане.

Требования к теме, объёму, содержанию и структуре дипломной работы изложены в Методических рекомендациях по выполнению и оформлению дипломных работ по специальностям 31 800 «Логопедия», (ЛГПУ, Липецк, 2008).

3. Основные критерии, которым должна соответствовать выпускная квалификационная работа и ответ на государственном междисциплинарном экзамене.

  • Интегральность: дипломная работа должна носить проблемный характер, быть ориентированной на умение выпускника осмысливать явления, законы, закономерности целостно, в их связях и отношениях, а также умение самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность на всех её этапах (от планирования научного исследования, его организационно-методической подготовки и выполнения до представления и оформления результатов); интегральность может быть ограничена отдельной научной областью специальной психологии, а также выходить в смежные области знаний.
  • Вариантность: кафедра психологии и секция коррекционной педагогики факультета педагогики и психологии определяют темы выпускных работ и составляют экзаменационные вопросы по отдельным дисциплинам, включённым в государственный междисциплинарный экзамен, способствуя наиболее полному выяв­лению подготовленности выпускника к избранному им направлению деятельности по основной и дополнительной специальностям.
  • Личностный фактор: его цель — помочь реализовать дифференцированность и индивидуальный под­ход к оценке учебной деятельности выпускника, уровня его притязаний, умения ко­ординировать свою точку зрения с другими, интегрировать, импровизировать, про­являть интуицию.
  • Культура устной и письменной речи: каждый выпускник должен уметь грамотно изложить в устной и письменной форме научную концепцию, теорию, аргументировано защитить собственные на­блюдения или открытия, обобщить результаты познавательной деятельности.

4. Сдача государственных экзаменов и защита выпускной дипломной работы прово­дятся на открытых заседаниях государственной экзаменационной комиссии в соответствии с графиком учебного процесса факультета по отдельному расписанию. Присвоение соответствующей квалификации выпускнику высшего учеб­ного заведения и выдача ему диплома об образовании осуществляется при условии успешного прохождения всех установленных видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию. Студент, не сдавший в течение установленного срока обучения все атте­стационные испытания, отчисляется из высшего учебного заведения и получает ака­демическую справку о неполном высшем образовании. Выпускники, не сдавшие одно из аттестационных испытаний, допускают­ся к ним повторно. Повторное прохождение аттестационных испытаний разрешается один раз и определяется приказом ректора, является платным и оформляется через бухгалтерию университета. Получение оценки «неудовлетворительно» на итоговом экзамене не лиша­ет студента права защиты впускной аттестационной работы.

5 стр., 2411 слов

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. 1.1. Понятие о дислалии 6 1.2. Акустическая и артикуляционная характеристика свистящих звуков в норме и патологии 12 1.3. Обзор методик по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 18 Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по ...

5. Программа государственных экзаменов

Программа государственных экзаменов обсуждалась на заседании кафедры психологии и утверждена Советом факультета (протокол № от 2.12.2012).

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

Афазии.— формы распада сформированной речи, возникающие вследствие поражений головного мозга. В настоящее время принята классификация афатических расстройств, предложенная А.Р. Лурия. Причины афатических расстройств различны и могут быть связаны с опухолью мозга, сосудистыми нарушениями (спазмы кровеносных сосудов, кровоизлияния, тромбы), травмами черепа, воспалительными процессами (энцефалиты) и ...

5.1 Программа государственного междисциплинарного экзамена по блоку общепрофессиональных дисциплин

Государственный междисциплинарный экзамен должен выявить уровень усвоения выпускником материала, предусмотренного государственным образовательным стандартом по следующим дисциплинам:

  • логопедия.

Программа дисциплины «Логопедия»

Теоретические и методологические основы специальной педагогической науки об обучении, воспитании лиц с нарушением речи, этиологии, симптоматике, классификации, структуре и коррекции речевого дефекта. Виды речевых нарушений и их коррекция.

I. Дислалия

Определение дислалии. Исторический аспект развития проблемы. Формы дислалии.

Трактовка произносительных нарушений и первое появление термина «дислалия». Постепенное сужение этого понятия и более четкое определение дислалии. Формы дислалии — функциональная и механическая (органическая).

Классификация функциональной дислалии с учетом природы нарушения, актуального для логопедического воздействия — фонематического, или фонетического или их комбинаций.

Понятие уровней нарушенного произношения в отечественной и зарубежной логопедии. Простые и сложные дислалии. Механическая дислалия (органическая).

Анатомическая патология органов артикуляции — разнообразные нарушения зубо-челюстной системы, смыкания губ, укорочение подъязычной связки. Характер нарушений звукопро-изношения и возможности логопедического воздействия при данной патологии.

Методика коррекционной работы при дислалии. Сроки и продолжительность логопедических занятий. Организация занятий с учетом ведущей деятельности ребенка и направленных на стимуляцию его познавательной активности.

Этапы и приемы логопедического воздействия. Задачи каждого этапа работы. Учет взаимосвязи звуков при выборе последовательности их постановки при сложной дислалии.

8 стр., 3540 слов

Характеристика нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с детским церебральным параличем (ДЦП)

... ; развитие речевого дыхания, голоса, просодики; формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке; выработка синхронности дыхания, голоса и артикуляции; коррекция нарушений произношения.Выводы Церебральный ... при ДЦП.По причине актуальности данной проблемы была выбрана тема работы: Характеристика нарушений двигательных функций, нарушений психики и речевых нарушений у детей с ...

Недостатки произношения звуков «Р"-"Р`» (ротацизм и параротацизм).

Характеристика фонем «Р"-"Р`». Описание правильного уклада органов артикуляции. Варианты нарушений фонем — искажения и замены и их приемы. Приемы постановки звука. Задачи подготовительного этапа — активизация кончика языка, формирование воздушной струи. Использование для этих целей артикуляционной гимнастики, тренировки по фонематическому восприятию при заменах, выбор исходной сохранной фонемы для постановки Р-Р`. Закрепление комму­никативных умений и навыков.

Недостатки произношения «Л"-"Л`» (ламбдацизм и параламбдацизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения свистящих звуков «С"-"С`», «3"-"3`», «Ц» (сигматизм, парасигматизм).

Характеристика свистящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — искажения и замены. Значение артикуляционной гимнастики и выработка направленной воздушной струи (формирование круглой щели).

Приемы коррекционной работы по постановке свистящих фонем в зависимости от вида нарушения. Работа по формированию фонематического восприятия при парасигматизме. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Недостатки произношения шипящих звуков «Ш», «Ж», «Ч», «Щ».

Характеристика шипящих фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений — сигматизм и парасигматизм шипящих звуков. Артикуляционная гимнастика и формирование направленной воздушной струи. Приемы и последователь­ность постановки. Выбор исходной сохранной фонемы для постановки шипящих. Зависимость методических приемов коррекции от вида нарушения. Тренировки по развитию фонематического восприятия в случаях замены звука. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

22 стр., 10985 слов

Нарушения развития личности

Нарушение развития личности как фактор формирования девиантного поведения детей и подростков Общая характеристика нарушений развития личности. Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяют как целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий ...

Недостатки произношения «J» (йотацизм), «К" — «К`», «Г"-"Г`», «Х"-"Х`» (каппацизм, гаммацизм, хитизм).

Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений, проявляющиеся в искажениях и заменах звуков. Артикуляционная гимнастика, подготавливающая постановку звуков. Приемы исправления звуков. Развитие фонематического восприятия при заменах. Закрепление коммуникативных умений и навыков.

Нарушения противопоставлений фонем по участию голоса и по степени участия спинки языка (смягчение).

Замены звонких фонем глухими и наоборот. Причины нарушений и способы коррекции. Варианты нарушений, их причины и способы устранения.

II. Нарушения голоса

Акустические параметры голоса.

Понятия о высоте, силе, тембре — объективных характеристиках голоса. Явления резонанса в голосовом аппарате — возникновение воздушных колебаний в лицевой области, в трахее, бронхах. Значение верхних и нижних резонаторов в создании защитного механизма голосового аппарата возвратного импеданса. Активизирующая роль верхних резонаторов фонаторной функции голосовых складок. Звуковой объем голоса, динамический диапазон. Способы подачи голоса.

Исторический аспект проблемы патологии голоса и способов его исправления. Современное состояние проблемы.

Значение трудов отечественных и зарубежных ученых (В.Г. Ермолаев, К. Вильсона) для развития фониатрии и изучения физиологии голоса. Определение фо-нопедии как физиологичного и дающего устойчивый положительный результат метода. Современное состояние проблемы.

Значение дыхания в голосообразовании.

Типы физиологического дыхания — грудной, брюшной, смешанный. Отличие, фонационного дыхания в количестве дыхательных движений в минуту, продолжительности выдоха и самого способа дыхания. Роль диафрагмы в создании подскладочного давления при фонации.

Исследования голосового аппарата и голосовой функции.

Методы исследования — клинические, инструментальные, педагогические наблюдения. Ларингоскопическое исследование гортани, определение тонуса голосовых складок, подвижности гортани, продолжительности фонации. Глоттография — анализ качества смыкания голосовых складок по электрическому сигналу. Значение педагогического наблюдения для диагностики голосовых нарушений. Аудитив-ная оценка основных характеристик голоса в ходе исследования. Подбор речевого материала для обследования голосовой функции.

Развитие и становление голоса.

Формирование голоса в зависимости от строения тела, эндокринной и психической сферы. Период мутации голоса у детей — начальная, пиковая и конечная стадии. Изменения голоса в пиковой стадии мутации. Признаки затянувшейся и патологической мутации — изменения высоты, падение силы и нарушения тембра голоса. Профилактическая и коррекционная работа логопеда в этот период.

Классификация нарушений голоса.

Выделение в основе классификации этиологии и патогенеза. Разделение патологии голоса на центральную и периферическую, каждая из которых может быть органической и функциональной. Определение преобладающего нарушения нервно-мышечного аппарата гортани — гипотонусного и гипертонусного.

Органические нарушения голоса.

Периферические парезы и параличи гортани, их причины, клиническая картина и характеристика голосовой патологии. Зависимость изменений голоса и функции дыхания от положения парализованной половины гортани. Методика логопедической работы. Этапы коррекционных мероприятий: активизация двигательной функции гортани (выявление компенсаторных возможностей организма), нормализация функции дыхания, голосовые упражнения, функциональные тренировки, направленные на координацию дыхания и фонации.

Нарушения голоса при хронических ларингитах.

Компенсированная, субкомпенсированная и декомпенсированная формы хронических ларингитов. Зависимость голосовой патологии от формы заболевания. Значение логопедического воздействия в комплексе мероприятий по восстановлению голоса.

Восстановление голоса после удаления гортани.

Структура дефекта при состояниях после удаления гортани — анатомические нарушения, состояние функции дыхания и связи ее с фонацией, патология произносительной стороны речи. Механизм образования пищеводного голоса и методика логопедической работы. Цели и задачи каждого этапа занятий.

Нарушения голоса после частичных резекций гортани. Приемы коррекции голоса за счет компенсаторных возможностей сохранной половины гортани.

Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусные нарушения голоса).

Клиническая картина и характеристика нарушения голоса при парезах внутренних мышц гортани. Необходимость активизации нервно-мышечного аппарата и коррекции дыхания. Последовательность этапов логопедического воздействия.

Причины и картина нарушения при гипертонусных состояниях голосового аппарата. Методика работы, направленная на восстановление координации внутренних и наружных мышц гортани, дыхания и фонации.

Функциональная афония (психогенная).

Причины нарушения и особенности развития дефекта голоса при постепенном утяжелении дисфонических расстройств. Дифференциальные признаки, отличающие психогенное нарушение голоса от миопатических навыков. Значение рациональной психотерапии. Задачи логопеда и врача психиатра в совместной работе при данном нарушении. Постановка голоса как привентивные мероприятия при психогенных расстройствах.

Первичная профилактика нарушений голоса и профилактическая работа по предотвращению рецидивов голосовой патологии.

Приемы коррекции дыхания, овладения оптимальными условиями голосоподачи. Организация логопедической помощи детям и взрос­лым, страдающим различной патологией голоса.

III. Ринолалия

Ринолалия. Определение, причины и механизм нарушения. Открытая форма ринолалии. Причины врожденных расщелин губы, твердого и мягкого неба. Виды врожденных расщелин.

Анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата.

Строение и функции в норме. Строение и функция при врожден­ных расщелинах неба: особенности строения, функция дыхания, функция мягкого неба при фонации. Нарушение механизма небно-глоточного смыкания. Характеристика механизма небно-глоточного смы­кания при врожденных расщелинах. Сроки хирургического лечения.

Первичные нарушения в структуре дефекта при ринолалии.

Причины нарушения звукопроизношения: нарушения артикуляци­онной моторики; патологическая поза языка; нарушение речевого дыхания; деформации зубо-челюстной системы. Акустико-артикуляционные особенности фонем: гласные фонемы, губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды. Снижение физического слуха: особенности слуховой функции при расщелине. Астенический синдром: причины и характеристика.

Структура дефекта.

Вторичные нарушения: характеристика вторичных нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия; задержка речевого развития; снижение уровня познавательной деятельности; задержка психического развития; особенности личности; нарушения коммуникации; дисграфия и дислексия.

Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба.

Особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние; сенсо-моторное развитие. Развитие речи: сроки появления и особенности развития гуления, лепета; формирование номинативной функции речи; формирование коммуникативной функции речи. Развитие предметно-игровой деятельности: мотив; эмоциональное общение со взрослыми; развитие предметной деятельности; начальные этапы развития игровой дея­тельности.

Комплексное исследование лиц с ринолалией.

Сбор анамнестических данных: пренатальный, натальный, пост-натальный периоды. Роль биофакторов: тип и вид расщелины; сроки оперативного вмешательства; небно-глоточное смыкание; аномалии в строении и нарушения функции органов артикуляции; голосовая и дыхательная функции; общее соматическое состояние. Состояние моторной функции: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук, артикуляционная моторика. Состояние тонального слуха и интеллек­та. Роль социальных факторов: микросоциальное окружение; длительность пребывания в стационаре; дефекты воспитания.

Логопедическое обследование: психологическая база речи; обследование звукопроизношения; состояние фонематического слуха; звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ; обследование лексико-грамматического строя; слоговая структура слова; словообразование; монологическая речь. Обследование ведущей деятельности возраста: особенности игровой деятельности детей. Изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.

Развитие артикуляционной моторики — уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению актофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.

Послеоперационная работа по устранению ринолалии.

Массаж рубцов твердого и мягкого неба. Активизация небной занавески. Устранение назальности при постановке звуков.

Коррекционная работа с детьми от 1-го года до 3-х лет.

Послеоперационный период: развитие диафрагмального типа дыхания и направленного ротового выдоха; развитие артикуляционной моторики; выработка артикулом звуков; голосовая терапия; развитие предметно-игровой деятельности; формирование назывной, коммуникативной, когнитивной функции речи; развитие диалогической формы речи в игровых ситуациях; развитие мелкой моторики пальцев рук. Послеоперационная коррекционная работа: стимуляция небно-глоточных мышц; развитие фонационного дыхания; коррекция нарушений звукопроизношения; голосовая терапия устранение нарушений резонанса; совершенствование коммуникативной, когнитивной и регулирующей функций речи; развитие ведущей деятельности возрас­та; коррекция эмоционально-волевой сферы.

Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и неба.

Особенности чтения и письма у детей с ринолалией: причины дисграфических ошибок; замены и смешения букв на письме, обусловленные фонематическим недоразвитием; пропуски и добавления лишних букв.

Ринофония как один из видов нарушений небно-глоточного затвора и назальности голоса.

Открытая ринофония, определение, причины — органические и функциональные, центральные и периферические. Проблемы коррекции дефекта.

Закрытая ринофония, определение, причины — органические и функциональные. Приемы устранения закрытой ринофонии.

Отличие открытой ринолалии и ринофонии.

IV. Дизартрия

Введение в проблемы дизартрии. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрий. Различные кри­терии классификации дизартрий.

Краткие исторические сведения по проблемам дизартрий. Анализ современных представлений об этом речевом нарушении. Статистические сведения о распространенности дизартрических нарушений. Связь дизартрии с органическим поражением моторных структур центральной нервной системы. Основные причины органического поражения моторных структур мозга, следствием чего является дизартрия.

Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого-педагогических классификаций дизартрий.

Анатомо-физиологические механизмы устной речи в норме.

Организация центральной регуляции движений. Характеристика произвольных и непроизвольных движений. Понятие о тонусе мышц и их «оперантном» покое. Формирование двигательной стереотипии.

Строение периферического речевого аппарата. Роль мышечной системы в работе органов периферического речевого аппарата.

Речевая артикуляция как образец высшего уровня развития произвольных движений. Формирование речедвигательной стереотипии. Речевое дыхание как энергетическая основа устной речи. Формирование в онтогенезе артикуляторно-дыхательной координации в процессе устной речи.

Псевдобульбарная дизартрия.

Спастический паралич как основной патогенетический механизм дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки спастического паралича, избирательность поражения произвольных движений.

Структура речевого дефекта при псевдобульбарной дизартрии у взрослого человека. Особенности нарушения звукопроизносительной и интонационной стороны речи, голоса и речевого дыхания. Сохранность внутренней речи, лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения.

Бульбарная дизартрия.

Вялый паралич как основной патогенетический механизм буль-барной дизартрии. Уровень органического поражения мозга. Клинические признаки вялого паралича. Тотальное поражение движений (произвольных и непроизвольных).

Характеристика нарушений звукопроизносительной и интонационной сторон речи в зависимости от уровня поражения мышц перифе­рического речевого аппарата у взрослого человека. Утрата самостоятельности гласных звуков. Особенности нарушения произношения согласных звуков.

Подкорковая дизартрия.

Функции базальных ядер в организации движений. Особенности звукопроизносительной стороны речи, их связь с дистонией мышц речевого аппарата. Значение тонических спазмов и гиперкинезов в механизме артикуляторных, голосовых и дыхательных нарушений.

Механизмы нарушения плавности речи при подкорковой дизартрии. Связь речевых нарушений при этой форме дизартрии с эмоциональным состоянием.

Корковая дизартрия.

Дискуссионные вопросы выделения ее признаков. Характер нарушения устной речи при эфферентной форме корковой дизартрии. Характер нарушения устной речи при афферентной форме корковой дизартрии.

Мозжечковая дизартрия.

Функции мозжечка в регуляции мышечного тонуса и равновесия. Связь мозжечка с другими структурами мозга. Особенности нарушения мышечного тонуса, двигательных рефлексов. Понятие о лобном синдроме. Характер нарушений звукопроизносительной стороны речи.

Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей.

Двигательные и чувствительные расстройства, изменения психики, зрения, слуха, речи при ДЦП. ДЦП как резидуальные состояния с непрогрессирующим течением. Особенности видоизменения клинической симптоматики ДЦП.

Просодическая характеристика речи, механизмы невнятной речи при стертой дизартрии.

Особенности формирования лексико-грамматической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии. Различия в методике коррекции звукопроизношения при дислалии и стертой дизартрии.

Характеристика нарушений, входящих в симптомокомплекс детского церебрального паралича.

Парезы и особенности их клиники при детском церебральном параличе. Расстройства мышечного тонуса. Патологические синкенезии. Гиперкинезы, виды насильственных движении. Атактические расстройства. Задержка редукции, угасания ранних тонических рефлексов ствола. Наличие патологических рефлексов. Особенности сухожильных и периостальных рефлексов. Несвоевременное и недостаточное развитие статокинетических рефлексов. Патологический речедвигательный стереотип. Нарушение актов приема пищи (особенности жевания, глотания).

Патология формирования анализаторной деятельности у детей с церебральным параличом.

Патология кинестетического анализатора при детском церебральном параличе. Нарушение афферентной кинестетической импуль-сации, диспраксические и апраксические явления у детей с церебральным параличом. Характеристика нарушений кинестетического анализатора у больных ДЦП в работах К.А. Семеновой.

Особенности формирования зрительного и слухового анализаторов у детей с церебральным параличом.

Психолого-педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом. Особенности психического и моторного развития больных ДЦП.

Анализ данных из истории болезни ребенка о становлении и развитии моторной сферы, познавательных (в том числе интеллектуальных), эмоционально-волевых процессов и речи.

Задержка психического развития детей с церебральным параличом. Особенности проявления ЗПР при детском церебральном парали­чом.

Другие нарушения психического развития при ДЦП (олигофрения, аутизм).

Нарушения речевого развития при детском церебральном параличе.

Статистические данные о речевых нарушениях при детском церебральном параличе. Особенности дизартрий у детей с явлениями ДЦП: дизартрия, алалия, задержка речевого развития, общее недо­развитие речи, заикание, мутизм, дислексия, дисграфия. Комбина­торный характер речевых нарушений при ДЦП.

Обследование детей с дизартрией.

Схема и методика сбора анамнеза. Анализ данных медицинского заключения о неврологическом статусе ребенка. Характеристика структурно-содержательных моделей обследования речи и неречевых процессов у детей с дизартрией.

Анализ схем и методик обследования: кинестетического и кинетического праксиса; общей моторики, мелкой моторики рук, мимической моторики, строения и движений артикуляционного аппарата; произносительной стороны речи (звукопроизношения, голосообразующей и дыхательной функций, как базы для реализации интонационных компонентов и образование звуков в речевом акте, ритмо-интонационной сферы, звуко-слогового структурирования слов.); фонематического слуха; навыков фонемного анализа и синтеза слов; лексико-семантической и грамматической сторон речи; связной (устной и письменной) речи: навыков письма и чтения; оптико-пространственной ориентации; восприятия, внимания, памяти, мыслительно-логических процессов; эмоционально-волевой сферы.

Анализ и интерпретация материалов обследования с привлечением данных нейрофизиологии, нейропсихологии, психологии, лингвистики, психолингвистики. Ориентация обследования на выяснение механизмов нарушения речи, дифференциальную диагностику, форму­лировку выводов коррекционно-методического характера.

Основные направления коррекционно-педагогиче-ского воздействия при дизартрии.

Методики коррекционной работы в различные возрастные перио­ды и при различной степени проявления дефектов двигательной психической и речевой сферы детей с дизартрией. Принципы коррекционно-педагогического воздействия. Этапы работы.

Преодоление нарушений речевого и моторного развития у детей с дизартрией. Развитие двигательной сферы (развитие общей мото­рики, мелкой моторики рук, мимической моторики; артикуляционная работа).

Развитие общего и речевого дыхания. Преодоление наруше- ний голосообразования. Формирование ритмо-интонационной и зву-копроизносительной сторон речи. Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией.

V. Алалия

Общие сведения об алалии.

Методологическое и методическое значение курса. Определение алалии. Статистические сведения о распространенности нарушения. Причины, локализация, механизм нарушения. Понятие о локализации и динамической констелляции речевой функции в коре головного мозга. Место алалии в системе нарушений речи. Сопоставительный анализ клинико-психолого-педагогической классификации и педагогической систематизации нарушений речи. Алалия как сис­темное нарушение яхыка. Краткие сведения из истории изучения алалии. Категориально-терминологический аппарат проблемы. Анализ основных аспектов изучения алалии. Анализ основной литературы. Дискуссионные вопросы в проблеме алалии.

Современные классификации алалии и характеристика основных форм.

Психологическая классификация алалии (по Р.Е. Левиной).

Лингвистическая классификация алалии (по В.К. Орфинской).

Вариан­ты моторной алалии: афферентная и эфферентная моторная алалия, их сопоставительный анализ.

Дифференциальная диагностика алалии и других форм нарушений речи.

Сопоставительный анализ алалии и недоразвития речи при оли-гофрении. Сопоставительный анализ алалии и афазии. Сопоставительный анализ алалии и дислалии, ринолалии, дизартрии; алалии и временной задержки речевого развития функционального характера.

Моторная алалия. Причины, механизм, симптоматика.

Структура дефекта при моторной алалии. Речевые и неречевые проявления в структуре дефекта. Нарушения всех звеньев порож­дения речевого высказывания при алалии. Алалия как общее недоразвитие речи. Нарушение языковых операций (речемыслительной деятельности) при алалии. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Динамика развития функций и средств речи при алалии. Влияние недоразвития речи на общее развитие и дея­тельность ребенка.

Уровни недоразвития речи при алалии.

Характеристика ребенка с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями недоразвития речи. Особенности речи и личности ребенка с алалией.

Обследование безречевого (неговорящего) ребенка.

Система обследования ребенка с недоразвитием речи дошкольного возраста и школьника. Основные методические принципы обсле­дования. Приемы обследования. Поэтапный ход обследования. Анализ анамнестических и катамнестических сведений о детях с недоразви­тием речи. Формы и материал обследования. Динамическое изучение ребенка при диагностическом обучении и экспресс-диагностика.

Система коррекционно-логопедического воздействия при моторной алалии.

Основные методические принципы логопедического воздействия. Реализация комплексного подхода при работе. Виды речевой работы при моторной алалии. Направления коррекционного воздействия. Поэтапный ход логопедической работы. Значение и особенности начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми (1-й уровень ОНР).

Задачи и содержание работы при 2-м уровне ОНР. Логопедическая работа при нерезко выраженном недоразвитии речи (3-й уровень ОНР).

Методы и приемы фронтальной и индивидуальной работы.

Формирование разных аспектов коммуникации на основе предметно-практической деятельности. Использование знаково-символической деятельности при формировании речи. Выработка лексической системности, грамматических обобщений и противопоставлений. Активизация речевой деятельности в разных ситуациях общения. Дан­ные об эффективности коррекционного воздействия при моторной алалии.

Задачи и содержание коррекционно-логопедической работы при разных уровнях недоразвития речи.

Задачи, направления, содержание и приемы работы по развитию речемыслительной деятельности и коммуникативной возможности на разных уровнях недоразвития речи. Планирование работы, методические пособия, языковой, речевой и игровой материал. Профилактика нарушений письменной речи.

Сенсорная алалия. Причины, механизм, симптоматика.

Характеристика сенсорной алалии. Определение и основная симптоматика нарушения. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Причины и механизм сенсорной алалии. Особенности акустического внимания, восприятия и высшего акустического анализа и синтеза при сенсорной алалии. Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего. Данные о состоянии тонального слуха Сопоставительный анализ ребенка с сенсорной алалией и олигофрена, детей с моторной и сенсорной алалией. Специфика акустико-гностических и акустико-мнестических процессов при сен­сорной алалии. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Принципы и приемы работы.

Формирование произвольного внимания, фонематического восприятия при сенсорной алалии. Развитие акустических дифференциро-вок звуков неречевого и речевого характера. Использование различных средств для формирования системы значений. Развитие внимания к речи окружающих и контроля за своей речью. Развитие импрессивной и экспрессивной сторон речи.

Организация коррекционного воздействия при алалии.

Планирование и организация занятий при алалии. Требования к перспективному и поурочному планированию. Фронтальная и индивидуальная работа. Специфика работы с детьми с недоразвитием речи разных возрастных групп. Развитие операционных навыков деятель­ности у детей с недоразвитием речи. Комплексный подход при устранении алалии. Лечебно-оздоровительная и психолого-педагогическая работа при моторной и сенсорной алалии. Координация работы логопеда, психолога, воспитателя и родителей при коррекции речи. Работа над личностью ребенка с алалией. Роль игры и наглядности при логопедической работе с детьми, страдающими алалией. Развитие психических процессов и функций детей с алалией. Особенности работы с детьми с алалией в дошкольных специальных учреждениях и в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI. Афазия

Акустико-гностическая сенсорная афазия.

При акустико-гностической афазии нарушается восприятие речи, понимание речи, обусловленное нарушением фонематического слуха. При этом у больных возникает нарушение контроля за своей речью, речь больного обильная, но состоящая из литеральных парафазий. Одновременно нарушается письмо и чтение. У больного прекращается контакт с окружающими при помощи речи.

Задачи восстановительного обучения: преодоление нарушения фонематического слуха, восстановление письма и чтения, а в целом понимания речи. Наибольшие успехи получаются при раннем начале логопедической работы после инсульта или травмы и при длительных логопедических занятий в течение 1−1,5 лет.

Длительность восстановления характеризуется тем, что у больных грубо нарушено письмо и контроль за собственной речью, в связи с чем у него возникает много вербальных и литеральных парафазий.

Больные с этой формой афазии наиболее перспективны в плане восстановления речи, чтения и письма по сравнению с другими формами афазии и их можно вернуть к работе или учебе.

Акустико-мнестическая афазия.

Акустико-мнестическая афазия — нарушается речевая память, при тестировании восприятия 2−3 слов, они удерживают 1-е и 3-е слово, 2-е пропускают. У этих больных нарушается объем слухоречевой памяти. Различие между акустико-гностической и акустико-мнестической формами афазии заключается в том, что акустико-гностическая сенсорная афазия возникает при поражении вторичных полей головного мозга, связанных через первичные поля с периферическими функциями слуха, при этой форме афазии нарушается чтение и письмо. Акустико-мнестическая афазия связана с глубинными отделами мозга, чтение и письмо в небольших объемах сохранны.

Для преодоления акустико-мнестической афазии используют чтение и письмо отдельных слов и коротких предложений, а при акустико-гностической — преодоление нарушений фонематического слуха опирается на чтение, списывание слов с оппозиционными звуками.

Афферентная моторная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных полей левой теменной доли, при которой возникает апраксия артикуляционного аппарата, проявляющаяся в трудностях нахождения пространственных поз языка и других органов артикуляции, которые сопровождаются грубым нарушением чтения и письма.

Преодоление апраксии артикуляционного аппарата осуществляется при помощи зрительного восприятия (без зеркала) артикуляционных укладов логопеда, с опорой на слуховое восприятие.

Преодоление афферентной моторной афазии требует от 2 до 4 лет логопедических занятий для восстановления чтения и письма.

Амнестико-семантическая афазия.

Амнестико-семантическая афазия возникает при поражении третичных полей теменной доли, связанных с глубинными отделами мозга проводящими путями. Возникают нарушения понимания сложных речевых оборотов, понимание пословиц, поговорок, метафор, предлогов и наречий, то есть пространственно организованного лексикона человека.

Основной задачей восстановительного обучения является расширение лексического запаса речи больного, восстановление понимания сложных речевых оборотов.

Эфферентная моторная афазия.

Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних нижнелобных отделов мозга и бывает разной степени тяжести — от трудности нахождения звукового состава слова до незначительных трудностей экспрессивного аграмматизма. При этом нарушается кинетическая синтагматическая организация речи, нарушение последовательности звуков в слове, слова в предложении, согласование слов в предложении. При неправильной методике восстановительного обучения путем стимулирования, либо повторения, либо называния предметов возникают непреодолимые в будущем повторения слов, а также аграмматизм типа «телеграфного стиля». В связи с чем необходимо на раннем этапе восстановления стимулировать понимание больным побудительных заданий и тем самым насыщение внутренней речи больного глагольной лексикой.

Длительность восстановительного обучения при этой форме афазии от 2 до 4 лет в зависимости от начала логопедических занятий.

Динамическая афазия.

Динамическая афазия возникает при поражении третичных полей лобной доли, связанных с проводящими путями глубинных отделов головного мозга. При эфферентной динамической афазии возникают выраженные нарушения, парезы и параличи правых конечностей. Для больных характерна речевая аспонтанность, общая адинамия, обусловленная в значительной степени нарушением связей с глубинными отделами мозга. При этой форме афазии сохраняется чтение и письмо и нарушается планирование, программирование и контроль за выполняемой речевой деятельностью, наблюдается эхолалия и эхопраксия.

Преодоление этой формы афазии затруднено, требует от 2 до 4 лет путем заданий больному пересказа содержания небольших текстов с опорой на вопросы, схемы предложения, составление по вопросам текстов к сюжетным картинкам.

Приемы и методы восстановительного обучения при корковых афазиях см. в сборнике упражнений «Коррекция сложных речевых расстройств».

Подкорковые афазии 1-го и 2-го типа преодолеваются значительно быстрее, чем корковые в течение нескольких месяцев, для их преодоления используются методики либо для эфферентной моторной и динамической афазии, либо для акустико-мнестической и семантической афазии.

VII. Заикание

Введение в проблему. Клинические и психологические особенности проявления заикания.

Формы судорожной активности мышц речевого аппарата: клоническая, тоническая, смешанная, выделение мышечных судорог по месту их преимущественной локализации, артикуляционные, голосовые, дыхательные. Степень проявления судорожной активности мьшц речевого аппарата: легкая, средняя, тяжелая.

Характеристика речевого дыхания при заикании. Вегетативные реакции заикающегося в процессе речи: покраснение лица и шеи, усиленная потливость, учащенное сердцебиение и др. Сопутствующие речи движения: насильственные и маскировочные, их различие. Речевые уловки, эмболофразии. Характер личностного реагирования на заикание, логофобии. Типы течения заикания: регредиентные, прог-редиентный, рецидивирущий, стационарный.

Исторические обзор проблемы заикания.

Представления Гиппократа и Аристотеля о заикании. Теоретические представления и методы коррекции заикания до середины XIX века. Значение трудов русских ученых в развитии и практики проблемы заикания в конце XIX — начале XX веков. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX — начала XX веков на проблему заикания. Научное развитие проблемы заикания в 30−40-х гг. XX века. Вклад трудов В.А. Гиляровского, и др. в развитие теоретических представлений о заикании и в организацию специализированной медико-педагогической помощи заикающимся детям. Комплексный подход в коррекционной работе с заикающимися.

Современные представления о заикании. Психолого-педагогический аспект изучения заикания.

Теоретические взгляды психологов и педагогов на патогенети­ческие механизмы заикания. Приоритетное направление в исследовании заикающихся, проведенное под руководством Р.Е. Левиной. Труды Р.Е. Левиной, С.А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Н.А. Чевелевой, А.В. Ястребовой и др.

Современные представления о заикании. Клинический аспект в изучении заикания.

Приоритетные направления российской клинической школы в изучении заикания. Понятия о невротических и неврозоподобных состояниях. Значение клинических разработок о невротических и неврозоподобных состояниях для дальнейшего развития теоретических представлений о механизмах заикания. Биологические и социальные факторы риска в развитии заикания. Роль наследственности, среды, воспитания. Определение невротической и неврозоподобной форм заикания.

Невротическая форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдаю-щих невротической формой заикания.

Роль биологических и психологических факторов в этиопатоге-незе невротической формы заикания. Особенности ранних этапов моторного и речевого развития ребенка, страдающего невротической формой заикания. Психофизиологические особенности детей, имеющих фактор риска речевой патологии в виде заикания. Психическая травма как пусковой механизм в развитии невротической формы заи­кания. Особенности динамики невротической формы заикания.

Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, страдающих невротической формой заикания: особенности личности дошкольников (сензитивность, робость, неуверенность в себе, снижение адаптационных возможностей в новой социальной среде и др.); особенности игровой деятельности; особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Психолого-педагогические особенности подростков, страдающих невротической формой заикания: характерологические особенности, компенсированные, декомпенсированные и гиперкомпенсированные формы поведения; особенности общения со сверстниками и взрослы­ми; личностные реакции подростков на речевой дефект.

Психологические особенности взрослых лиц, страдающих невротической формой заикания: особенности проявления логофобии; общение в разной ситуации; особенности проявления речевого дефекта.

Неврозоподобная форма заикания. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся, страдающих неврозоподобной формой заикания.

Неврозоподобная форма заикания, значение биологического фактора в развитии этой речевой патологии. Особенности анамнеза, касающиеся моторного и речевого развития ребенка с неврозоподобной формой заикания: позднее развитие моторики и речевой функ­ции, нарушение звукопроизношения дизартрического характера и пр. Особенности динамики неврозоподобной формы заикания. Личностные реакции на заикание у подростков и взрослых с неврозоподобной формой заикания и особенности общения. Характеристика поведения детей, страдающих этой формой заикания.

Современные представления о патогенетических механизмах заикания. Нейрофизиологический аспект изучения заикания.

Понятие о функциональной системе речедвигательного акта. Особенности филогенетической и онтогенетической речевой памяти. Роль эмоциогенных структур мозга в формировании речедвигательной программы. Онтогенез речедвигательных стереотипов в норме. Особенности программы действия в речедвигательной функциональной системе при заикании.

Нейрофизиологические исследования заикающихся с невротической формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими данными.

Особенности формирования программы действия в речедвигательной функциональной системе при невротическом заикании. Сосуществование нормальной и патологической программ действия в речедвигательной функциональной системе. Роль эмоций в патогенетических механизмах нарушения речедвигательной функциональной системы у детей дошкольного возраста.

Особенности функциональной системы речи при невротической форме заикания у дошкольников, подростков и взрослых лиц (речевое дыхание, вегетативное обеспечение, мышечная активность).

Нейрофизиологические, клинические и психолого-педагогические критерии невротической формы заикания.

Нейрофизиологические исследования заикающихся с неврозоподобной формой речевой патологии в сопоставлении с клиническими и психолого-педагогическими данными.

Особенности формирования программы действия в речедвига-тельной функциональной системе при неврозоподобном заикании. Роль моторных систем мозга в патогенетических механизмах нарушения речедвигательной функциональной системы при неврозоподобной форме заикания.

Особенности функциональной системы речи при неврозоподобной форме заикания у дошкольников, подростков и взрослых лиц (речевое дыхание, вегетативное обеспечение, мышечная активность).

Нейрофизиологические, клинические и психолого-педагогические критерии неврозоподобной формы заикания.

Принципы дифференцированного психолого-педагогического коррекционного воздействия на заикающихся. Особенности реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекционной педагогической работы при разных клинических формах заикания. Первичные охранительные меры педагогического воздействия при возникновении у ребенка невротической формы заикания (охранительный режим дня, ограничение речевой активности ребенка, консультация у психоневролога с целью проведения седативной медикаментозной терапии и др.).

Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у детей дошкольного возраста. Роль логопедических занятий, логоритмики, психотерапии. Коррекционно-педагогические мероприятия при невротической форме заикания у подростков и взрослых. Роль психотерапии (ее формы), логоритмических и логопедических занятий. Роль комплексного медико-педагогического метода в реабилитации заикающихся с невротической формой речевой патологии.

Принципы коррекционных психолого-педагоги-ческих воздействий при неврозоподобном заикании.

Психолого-педагогическое обоснование принципов коррекцион-ной педагогической работы при неврозоподобном заикании. Коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия при неврозопо-добной форме заикания у детей дошкольного возраста, подростков и взрослых, их отличие от принципов реабилитации при невротической форме заикания. Роль комплексного медико-педагогического воздействия в реабилитации больных с неврозоподобной формой заикания.

Психологический аспект изучения проблемы заикания.

Основные направления приложения психологических знаний в разработке проблемы заикания. Психологические концепции в раскрытии этиологии и патогенеза заикания, а также в понимании поведения заикающихся. Реакции личности на дефект и ее патологические изменения, связанные с дефектом (с позиций социальной, педагогической психологии, психолингвистики, а также других ее разделов) по данным отечественной и зарубежной литературы.

Факторная, персеверативная, психоаналитическая, фрустраци-онная теория в понимании генеза заикания Заикание как системный речедвигательный невроз. Влияние социальных факторов. Нейропсихологические представления о заикании.

Заикание — коммуникативное расстройство.

Проблема нарушения общения при заикании в отечественной и зарубежной литературе. Теория Н.И. Жинкина о нарушении авторегулировки в процессе порождения высказывания на этапе перехода от внутренней речи к внешней. Концепция о нарушении деятельности общения заикающихся на всех уровнях: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Теоретические положения В.Н. Мясищева о взаимосвязи заикания и нарушения системы отношений человека, о снижении показателей социальной адаптации заикающихся.

Особенности личностных реакций в общении заикающихся.

Значение общения в жизни человека, структура, виды, потребность. Феномен «аперсонализированности». Значение фрустрации в общении заикающихся. Стереотипные способы психологической защиты. Система «порочного круга» в общении заикающихся, приводящая к разным формам их социальной дезадаптации.

Психолого-педагогическая система комплексной диагностики личностных реакций заикающихся в условиях общения, как основа личностно-ориентированного подхода к реабилитации.

Задачи, принципы, структура данного вида диагностики, инструментальное использование методов комплексной диагностики фрустративного поведения заикающихся в экстремальных условиях общения.

Методы адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям, применяющиеся в комплексе различных систем реабилитации.

Исполъзование некоторых методик в системе медико-педагогического комплекса реабилитации заикающихся: приемы моделирования поведения в рамках специализированного аутотренинга; психологическая коррекция мотивационной, коммуникативной и перцептивной сторон общения.

Использование различных систем в рамках логопсихотерапевти-ческого подхода к реабилитации заикающихся подростков и взрослых

VIII. Нарушения письма и чтения

Введение. Исторические сведения по проблеме изучения письменной речи.

Краткие сведения об этапах становления письменности: картинно-синтетическое, логографическое, слоговое, буквенно-звуковое письмо. Алфавиты. Старославянский алфавит (кириллица).

Форма письменных знаков. Особенности букв русского алфавита. Основные современные системы письменности: на латинской основе, на славяно-кирилловской основе, на арабской консонантно-звуковой основе, на индийской слоговой основе.

История изучения письменной речи.

Рассмотрение нарушений чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Взгляды западноевропейских ученых конца XIX — начала XX века на проблему нарушений письменной речи. Научное развитие проблемы нарушений письма и чтения в 30−60 годах XX века.

Современные представления о механизмах письма.

Определение понятия «письмо». Психофизиологические механизмы письма. Операции письма. Виды письма и его основные навыки. Значение трудов А.Р. Лурии в изучении механизмов письма. Отличия письма от письменной речи. Письменная речь — сложнейшая форма речевой деятельности.

Современные представления о механизмах чтения.

Чтение. Психофизиологические механизмы чтения. Отличия процессов чтения и письма. Основные психические операции чтения. Виды чтения. Ступени становления навыка чтения у детей. Взаимоотношение между технической и смысловой сторонами чтения в процессе его становления. Техника чтения и ее возрастные нормы. Понятие «возраст чтения». Условия формирования навыков чтения и письма в норме. Обучение чтению в раннем возрасте. Скоростное чтение.

Нарушения письма и чтения.

Нарушения письменной речи. Распад навыков письма и чтения в результате афазии (аграфия, алексия, дисграфия, дислексия).

Вторичные нарушения письма и чтения у детей (дисграфия, дислексия) и статистические данные об их распространенности. Роль научных исследований Р.Е. Левиной в развитии теоретических представлений о нарушениях письма и чтения у детей с речевыми нарушениями. Проблемы терминологии. Отличия понятий дислексия и dyslexiа. Этиология и патогенез нарушений письма и чтения. Специфические ошибки письма и «ошибки роста». Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии. Современные классификации нарушений письма и чтения. Дисграфия и дисорфография.

Связь нарушений письма и чтения с нарушениями вербальных и невербальных психических функций.

Нарушения письма и чтения и наследственная предрасположенность. Дефекты устной речи и нарушения письма и чтения. Дисграфия и дислексия при билингвизме. Нарушения памяти и нарушения письма и чтения. Нарушения письма и чтения и латерализация сенсомоторных функций (левшество, переученное левшество, вынужденное левшество).

Нарушения зрительно-пространственной ориентировки и нарушения письма и чтения. Нарушения пространственно-временной последовательности и нарушения письма и чтения. Моторные расстройства и нарушения письма и чтения.

Обследование учащихся с нарушениями письма и чтения.

Сбор анамнестических данных и анализ медицинской документации. Характеристика состояния устной речи детей с дисграфией и дислексией.

Обследование невербальных высших психических функций, являющихся базисными для формирования навыков письма и чтения. Обследование письменной речи. Раннее выявление предрасположенности у дисграфии и дислексии у детей. Анализ результатов обследования и их учет при комплектовании группы учащихся, зачисляемых на логопедический пункт.

Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.

Проведение массового обследования учащихся начальных классов. Индивидуальное обследование. Комплектование групп. Организация и проведение коррекционных логопедических занятий

Планирование занятий (перспективное, индивидуальное, тематическое).

Документация и оборудование логопедического пункта. Методическая работа учителя-логопеда. работа логопеда с родителями.

Методика логопедической работы по устранению дисграфии и дислексии.

Основные принципы логопедической работы при коррекции нарушений письма и чтения. Комплексное преодоление нарушений письма и чтения. Коррекция нарушений устной речи и фонематического восприятия. Формирование языкового анализа и синтеза. Коррекция нарушений зрительного восприятия, зрительного гнозиса, зрительно-моторной координации, пространственных представлений. Развитие общей и мелкой моторики рук.

Устранение дислексии (вербальной, литеральной).

Формирование предпосылок, лежащих в основе орфографически и грамматически правильного письма, предупреждение дисграфии и дислексии. Анализ существующих методик коррекции дисграфии и дислексии у детей.

IX. Предупреждение речевых нарушений

Биологические и социальные факторы, обеспечивающие нормальное речевое развитие детей.

Закономерности психофизиологического и речевого онтогенеза в норме. Исторический анализ концепции развития ребенка, связь с общим прогрессом естественнонаучной мысли.

Значение открытий И.М. Сеченова и И.П. Павлова для становления современных представлений о закономерности формирования психики ребенка. Этапы формирования психики.

Периодизация возрастов и возрастные кризы.

Понятие о кризисных периодах развития человека, как о сложном сочетании биологических особенностей организации с возникно­вением новых форм жизни и новых требований, предъявляемых к человеку в эти периоды. Перестройка особенностей психического развития ребенка, как основное содержание понятия кризисного периода. Характеристика кризисных периодов. Формы патологических психических и соматических реакций, свойственных разным периодам развития человека.

Асинхрония развития.

Понятия об асинхронии психофизического развития детей. Характеристика ретардации одной или нескольких функциональных систем. Характеристика акселерации одной или нескольких функцио­нальных систем. Возрастные кризы и асинхрония развития.

Значение социальных условий для характера течения возрастных периодов.

Первичная, вторичная и третичная профилактика речевых нарушений.

Понятие «профилактика», как использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи.

Значение ранней диагностики отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии.

Биологические и социальные факторы риска речевой патологии.

Понятие «фактор риска». Характер патогенных воздействий, являющихся биологическими факторами риска речевых нарушений. Значение таких первичных дефектов у новорожденных, как нарушения слуха, зрения, двигательной сферы для формирования речевых подсистем.

Значение конституциональных особенностей психомоторики для развития речи в норме и патологии. Семейная отягощенность рече­выми нарушениями. Показания к генетической консультации. Роль родителей в первичной профилактике речевых нарушений.

Социальные факторы риска речевой патологии.

Понятие «депривация». Психическая депривация детей. Виды психической депривации: эмоциональная, сенсорная, познавательная, социальная. Их содержание и влияние на речевое развитие детей. Зависимость развития патологических форм психического реагирования и речевых нарушений от возраста ребенка и специфики патогенной ситуации. Основные типы неправильного воспитания. Их влияние на речевое поведение ребенка и развития общения.

Дети-билингвы.

Вторичная профилактика.

Значение нарушений речи для психического развития ребенка, формирования его личности и поведения. Поведение родителей, нап­равленное на развитие общения и психических функций ребенка. Всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педа-гогического воздействия, как методы вторичной профилактики.

Третичная профилактика.

Содержание педагогических мероприятий, направленных на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией. Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения. Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы и семьи.

X. Недоразвитие речи

Историческое развитие проблемы недоразвития речи в отечественной логопедии.

Научная школа Р.Е. Левиной. Концепция речевых нарушений детского возраста в научной школе Р.Е. Левиной. Дихотомия «Речь и язык». Структура речевых нарушений. Сенсо-моторный и знаково-символический уровни организации речевой деятельности в норме и патологии.

Системная организация языка и специфика овладения ее детьми с различным характером мозговых дисфункций.

Социально-исторические корни возникновения концепции недоразвития речи.

Понятие «недоразвитие речи».

Речевое высказывание как предмет психолого-педагогического и логопедического анализа. Недоразвитие речи как нарушение овладение системой языка.

Критерии составления уровневой характеристики недоразвития речи. Состояние фонетических и фонематических операций. Лексико-семантические представления. Словообразовательные умения. Морфолого-синтаксическая характеристика речи. Состояние связной речи.

Первый уровень недоразвития речи.

Состояние импрессивной и экспрессивной речи. Характеристика произношения детей с первым уровнем недоразвития речи. Состояние семантических представлений. Полисемантика. Предпосылки возникновения однословного предложения.

Лингвистическая, паралингвистическая и экстралингвистическая системы коммуникации.

Второй уровень недоразвития речи.

Количественные и качественные изменения в системе семантических представлений. Специфика становления фразовой речи. Развитие значения слова, особенности грамматического оформления речевого высказывания. Состояние фонематических представлений и развитие произношения.

Специфические характеристики речевого высказывания детей с III и IV уровнями недоразвития речи.

Состояние фонематических операций. Фонетические, фонетико-фонематические нарушения. Недостаточность семантических представлений. Специфика возрастного развития значения слова. Состояние операций грамматического оформления речевого высказывания. Закономерности функционирования морфологической системы языка в речевой деятельности. Типология синтаксических моделей в экспрессивной речи детей с недоразвитием речи.

Характеристика связной речи. Цельность и связность как критерии анализа связного речевого высказывания. Особенности смыслового программирования высказывания и ее развертывания во внешней речи.

Психолого-педагогическое обоснование основных направлений коррекционного обучения.

Задачи и содержание коррекционного обучения детей с различными уровнями недоразвития речи. Специфика коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного и школьного возраста. Принципы и методы группового обучения. Дифференцированный и индивидуальный подход и специфика его реализации. Учет клинико-психологических механизмов нарушения речевой деятельности.

XI. Актуальные теоретические и практические проблемы логопедии

В числе актуальных проблем логопедии анализируются методологические и организационные вопросы, вскрывается их дискуссионный характер, раскрывается суть основных концепций по разным вопросам логопедии: интегративные психолого-педагогические и психолингвистические подходы к анализу речевых нарушений, определению стратегий и тактики коррекционного воздействия, к выбору профиля специального учреждения при комплексной (сочетанной) патологии, в диагностически трудных случаях.

Объем материала по данному разделу не регламентируется, порядок изучения актуальных проблем теории и практики логопедии и их ранжирование подразумевает возможность творческой интерпретации программы.

Вопросы к государственному экзамену

  1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии.

  2. Основные причины речевых нарушений.
  3. Содержание и значение основных принципов анализа речевых нарушений.
  4. __Виды речевых нарушений. Сопоставительный анализ дислалии и дизартрии, ринолалии и алалии.
  5. Содержание специальных принципов логопедической работы. _ _Основные формы _дислалии_, критерии их выделения.
  6. Основные виды нарушений звукопроизношения.
  7. Основные формы ринолалии у детей.
  8. Специфика нарушений устной и письменной речи у детей школьного возраста, имеющих ринолалию.
  9. Общая характеристика дизартрии.
  10. Основные направления коррекционной работы при дизартрии.
  11. Акустические основы голосообразования.
  12. Нарушения темпа речи.
  13. Механизм заикания с позиций физиологического подхода.
  14. Этиология заикания.

15.Методика обследования заикающихся разного возраста.

16.Логоритмика в реабилитации заикающихся.

17.Краткая характеристика сенсорной алалии.

18. Краткая характеристика моторной алалии.

19.Особенности нарушения устной речи, чтения и письма при акустико-гностической сенсорной афазии.

20.Определение, симптоматика, механизмы возникновения дисграфии.

21.Основные операции письма.

22.Система логопедической работы при устранении разных форм дислексии и дисграфии.

23.Особенности формирования речи у детей с глубокими дефектами зрения.

24. Содержание логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения.

25. Особенности нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у умственно отсталых детей.

26. Характеристика фонетико-фонематических и речевых расстройств при детском церебральном параличе.

  1. Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития.
  2. Характеристика семантической афазии.
  3. Классификация нарушений письма.
  4. Особенности нарушения речи у нетей с недостатками слуха.
  5. Основные типы специальных учреждений для детей с нарушениями речи (в системе народного образования и здравоохранения)
  6. Основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения
  7. Задачи коррекционного обучения дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитиемв условиях специального детского сада.
  8. Общее недоразвитие речи. Характеристика уровней речевого развития.
  9. Характеристика форм профилактической логопедической работы.

Литература

  1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. — М., 1978.

  2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомо­гательной школе. — М., 1986.
  3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Речевая зарядка на уроках чтения в 1−3 классах вспомогательной школы //Дефектология. — N1. — 1983.
  4. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. — М., 1978.
  5. Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. — М., 1993.
  6. Ахутина Т.В. Порождение речи. — М., 1989.
  7. Бадалян Л.0. Невропатология. М. -, 1987.
  8. Безруких М. Леворукий ребёнок в школе и дома. — Екатеринбург, 1998.
  9. Бейн Э.С. и др. Восстановление речи у больных с аффазией. — М., 1982.
  10. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
  11. Белякова Л.И. К вопросу о механизмах возникновения заика­ния // Дефектология. 1974. — N 5. — С.10−15.
  12. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — СПБ., 1994.
  13. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — М., 1979.
  14. Богомолова. А.И. Устранение заикания у детей и подростков. — М., 1977.
  15. Бурлакова М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. — М., 1997.
  16. Буянов М.И. Беседы о детской психотерапии. — М., 1986.
  17. В помощь директору специальной школы /Под ред. Г. Д.Кузне­цова. — М., 1982.
  18. Визель Т.Г. Как вернуть речь. — М., 1998.
  19. Вильсон Д.К. Нарушения речи у детей. — М., 1990.
  20. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.
  21. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений речи у де­тей с глубокими дефектами зрения. — Л., 1982.
  22. Волкова. Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.
  23. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. / Под ред. С. С. Ляпидевского и др. — М., 1968.
  24. Выготская и др. Исправление звукопроизношения у подростков. — М., 1977.
  25. Выготская И.Г. и др. Устранение заикания дошкольников в игре. — М., 1984.
  26. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995.
  27. Геннинг М.Н., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правиль­ной речи. — Чебоксары, 1971.
  28. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма млад­ших школьников /Дефектология. — № 3. — 1981.
  29. Гуровец Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974.
  30. Гусева Н.А. Дифференциация твердых и мягких согласных на логопедических занятиях с умственно отсталыми детьми // Дефектология. — N1. — 1985.
  31. Детский голос./ Под ред. В.Н. Шацкой. — М., 1990.
  32. Дефектология. Словарь-справочник. — М., 1996.
  33. Дидактический материал по формированию у детей правильного звукопроизношения. — Ярославль, 1994.
  34. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. — М., 1996.
  35. Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. — М., 1984.
  36. Ермолаев В.Г. и др. Руководство по фониатрии. — М., 1970.
  37. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащих­ся начальных классов. — М., 1991
  38. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправления и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972
  39. Жукова Н.И., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973
  40. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Екатеринбург, 1998
  41. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981
  42. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные школы. М., 1988
  43. Заикание у подростков. /Кн. для логопедов. Сост. И.И.Буя­нов. М., 1989
  44. Заикание./Под. ред. Н.А.Власовой, К.П.Беккера. М., 1983
  45. Закон Российской федерации «Об образовании». М., 1992
  46. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., 1969
  47. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяже­лыми нарушениями произношения./Кн. для учителя. М., 1984
  48. Иванова В.К. Работа логопеда в детском саду для детей с нарушениями зрения. / Сб. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. М., 1978
  49. Игры в логопедической работе с детьми./Под ред. В.К. Селиверстова. М., 1981
  50. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. М., 1983
  51. Калягин В. Если ребёнок заикается. СПБ, 1998
  52. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М., 1971
  53. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1965
  54. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979
  55. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различных звуков. /Ме­тоды и дидактические материалы. СПБ., 1995
  56. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1885
  57. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПБ, 1997
  58. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 1999
  59. Краткий дефектологический словарь. М., 1964
  60. Кузьмина Н.И., Рождественская Е.В. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1970
  61. Лаврова Е.Е. Фонопедическая терапия при парезах и параличах гортани (методические рекомендации).

    М., 1977

  62. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1999
  63. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. СПБ, 1998
  64. Левина Р.Е. Связь заикания у детей с особенностями их речевого развития//Специальная школа. 1964.Вып. 4 С.14−21
  65. Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. М., 1999
  66. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциации их обучения //Дефектоло­гия. 1996, N 2
  67. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. СПБ, 1997
  68. Лопухина И. Логопедия. Упражнения для развития речи. СПБ, 1997
  69. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1972
  70. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1959
  71. Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998
  72. Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. М., 1979
  73. Луцкина Р.К. Коррекция речевого и умственного развития учащихся вспомогательной школы в процессе специального обучения. / Учебное пособие. Алма-Ата, 1989
  74. Ляпидевский С.С. Невропатология. М., 1969
  75. Мамедов А.А. Системные нарушения речи у детей с врожденной патологией лица и челюсти //Материалы 6-ой межреспубликан­ской школы-семинара «Интерактивные системы». Батуми., 1884
  76. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии// Очерки по патологии речи и голоса/ Под ред. С.С.Ляпидевского. М., 1963
  77. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985
  78. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреж­дениях и группах для детей с нарушениями речи. М., 1993
  79. Миронова С.А. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возрастаем., 1979
  80. Недостатки речи и письма, у детей./Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1956
  81. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников. Програм­мы для специальных дошкольных учреждений. М., 1983
  82. Организация работы дошкольного логопедического пункта при массовых детских садах./Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1988
  83. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968
  84. Особенности специального обучения слабослышащих детей. /Под ред. Р.М. Боскис. М., 1968
  85. Пегова А.М. Из опыта работы по исправлению открытой гнуса­вости у детей // Специальная школа., 1968
  86. Пеллингер Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам. М., 1995
  87. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М., 1977
  88. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973
  89. Практикум по дошкольной логопедии./ Под ред. Е.И. Селиверстова. М., 1983
  90. Рапопорт Э.С. Опыт логопедических занятий с больными, стра­дающими ринолалией //Дефектология № 5, 1972
  91. Расстройства речи у детей и подростков./ Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969
  92. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Смешение звуков речи у детей. М., 1972
  93. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. М., 1969
  94. Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. Учебное пособие к спецкурсу. Свердловск, 1988
  95. Репина З.А., Носиковкер Ю.Е. Медико-педагогическое изучение и обучение детей, имеющих врожденную расщелину губы и не­ба /Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1979
  96. Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М., 1968
  97. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М., 1997
  98. Селиверстов В.И. Заикание у детей. М., 2000
  99. Селиверстов В.И. Опыт логопедической работы в детских садах. Киров, 1961
  100. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смерлин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972
  101. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учебное пособие. Киев, 1961
  102. Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. М., 1968
  103. Таптакова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1984
  104. Тонконогий И.М. Инсульт и афазия. Л., 1968
  105. Усанова О.Н. Логопедическая работа по формированию произношения при моторной алалии//Вопросы логопедии. М., 1978
  106. Феоктистова В.А. Организация коррекционной работы в млад­ших классах школы слепых и слабовидящих детей. Киев, 1977
  107. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987
  108. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей. М., 1993
  109. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина, Г. В. Основы логопедии. М., 1989
  110. Хватцев М.Е. Заикание — недуг устраним. М., 1972