Нарративный подход — основные техники

Нарративный подход — основные техники

Содержание

Введение 3

1. Характеристика и основные положения нарративного подхода 4

2. Основные техники нарративного подхода 11

Заключение 21

Литература 23

Введение

Современная ситуация в семейной терапии характеризуется мощной экспансией новых терапевтических подходов. Речь идет о сформировавшихся в течение последних 20 лет направлениях, которые можно определить как «постклассические». Одним из таких постклассических направлений является нарративный подход.

Несмотря на то, что нарративный подход возник в психологической практике сравнительно не давно (в 70-80-х гг. прошлого века), он признается как один из наиболее эффективных методов работы с различными группами клиентов. Отличительными особенностями нарративного подхода являются: направленность на поиск путей преодоления трудной жизненной ситуации, краткосрочность, позиция сотрудничества с клиентами, включение в систему оказания помощи не только членов семьи, но и более широкого круга людей.

В данной работе мы рассмотрим основные техники нарративного подхода в психотерапии.

Цель данной работы – рассмотрение основных техник нарративного подхода в психотерапии.

Задачи работы:

1. Дать характеристику основным положениям нарративного подхода.

2. Рассмотреть основные техники нарративного подхода.

1. Характеристика и основные положения нарративного подхода

Нарративный (от лат. narrare — повествовать, рассказывать) подход — одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере психотерапии и работы с сообществами. При переводе на русский язык сохраняется термин «нарративный» (а не «повествовательный», например), чтобы отличить этот подход от других направлений, ориентированных на работу с историями (М.Эриксон, Н.Пезешкиан, сказкотерапия и пр.), — а также для того, чтобы представителям международного нарративного сообщества было проще узнавать друг друга.

Нарративный подход возник на рубеже 70-80 годов прошлого века в ходе сотрудничества австралийца Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона [5]. …………

Заключение

Итак, обобщая основные положенные, рассмотренные нами при анализе основных техник нарративного подхода, мы можем сделать следующие выводы.

4 стр., 1919 слов

Основные понятия стресса. Техники снятия стресса

... больше энергии сдерживать стресс и он начинает разрушаться приводить к нервным срывам. Техники управления стрессом. - Экстренной помощи при стрессе; - Профилактики стресса. Регулярные систематические ...

Нарративный подход — одно из самых молодых, бурно развивающихся направлений в сфере психотерапии и работы с сообществами, целью которого является создание пространства для развития альтернативных, предпочитаемых историй для того, чтобы человек почувствовал себя способным влиять на собственную жизнь, в большей степени автором предпочитаемой истории своей жизни и стал бы воплощать ее, привлекая и объединяя «своих» людей в сообщество заботы и поддержки.

Нарратив – это повествование вообще как процесс порождения рассказов, историй, описаний и т.п. и конкретная, четко очерченная форма повествования, существующая наряду с другими — так называемыми «отчетом», «описанием», «изображением».

В нарративной практике основными приемами являются: экстернализация; деконструкция; восстановление участия; работа с внешними свидетелями (церемония признания самоопределения); написание писем, создание летописей, памяток и грамот; развитие сообществ.

Процесс работы с клиентом содержит в себе девять основных этапов: слушание истории клиента; выявление проблемной (доминирующей) истории; экстернализация проблемы, называние (присвоение имени) проблемы; деконструкция проблемной истории; выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории; перенаименование проблемы. Называние альтернативной истории (как в ней решается проблема); уплотнение альтернативной истории; обсуждение будущего в свете новой истории (без проблем); выявление качеств (ресурсов) клиента, способствующих поддержанию новых отношений (реальности) в настоящем и будущем.

Характеризуя особенности нарративного подхода и техник, применяемых специалистами этого направления, можно сказать, что они, прежде всего, направлены на поиск дисфункциональных паттернов не внутри семьи, а вне ее. Нарративные терапевты занимаются поисками деструктивных влияний определенных культурных ценностей и внешней социальной среды. Они приглашают членов семьи сплотиться и дать отпор этим ценностям и посторонним влияниям. Вместо нейтральности они предлагают защиту.

Тактика ведения беседы с клиентом предполагает наличие у терапевта умения задавать различные типы вопросов (деконструктивные; вопросы, открывающие новое пространство; вопросы предпочтения; вопросы о смысле и др.).

Вопросы, как и сами техники нарративной терапии, помогают изменить взгляд клиента на свою проблему, выстроить новые пути выхода из нее и понять, к чему приведет ее решение. Сам терапевт при этом выбирает позицию соавторов конструирования новых историй, позволяющих изменить положение клиента и избавляющих его от влияния доминирующих культурных внушений.

Литература

1. Александрова А.Л. Нарративная терапия: социально-педагогический аспект.// Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под ред. М.Д. Горячева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. – 112 с., с.3-12.

2. Брокмайер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. – 2000. — №3. – С.29-42.

3. Ватцлавик П. Конструктивизм и психотерапия // Вопросы психологии. — 2001. — №5.

4. Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу// Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. — №12.

3 стр., 1287 слов

Индивидуальность и ее проявления.История проблемы изучения индивидуальности ...

... 1 История проблемы изучения индивидуальности в психологии 1.1. Интересовались данной проблемой еще древнегреческие и древнеримские философы, и врачи такие как, например Гиппократ, Феофраст. Эти исследователи занимались вопросами ... Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой отечественной войны // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №3. - С.3-11. 9 Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. ...

5. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4 М. – 1993-4. – № 3-4 – С. 34-43.

6. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 1, теоретическая).

// Психологический журнал. – 1998. – Т.19. — №5. – С. 97-103.

7. Калмыкова Е.С., Мергенталер Э. Нарратив в психотерапии: Рассказы пациентов о личной истории (Часть 2, практические исследования).

// Психологический журнал. – 1998. – Т.19. — №6. – С.97-104.

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

9. Магомед-Эминов, М.Ш. Психологически-ориентированная психотерапия /М.Ш. Магомед-Эминов // Материалы 1-ой региональной школы-семинара. — Вологда, 1989. – С. 36-48.

10. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Эксмо, 2008. – 992 с.

11. Манухина Н.М. Нарративный подход в работе с пожилыми людьми/ Журнал «Психология зрелости и старения» — М., № 3 (35), 2006, с.74-116.

12. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

13. Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Материалы курса. – Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета, 2002. – 104 с.

14. Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. — М.: Класс, 2001. – 368 с.