Основные направления работы детского практического психолога

Содержание

Введение 3

1. Основные направления работы психолога 4

1.1. Психодиагностическая работа 4

1.2. Консультативная работа 9

1.3. Психопрофилактическая работа 16

1.3. Коррекционо-развивающая работа 18

Литература 23

Введение

К практическому психологу в системе образования предъявляются определенные квалификационные требования. Кроме глубокого знания психологии в объеме, позволяющем вести профессиональную работу, практическому психологу необходимо знания, умение и навыки в области психодиагностики, психотерапии, специальной психологии, патопсихологии, психокоррекции, дефектологии, психологического консультирования и ряда других пограничных с медицинской, педагогикой, социологией, правом.

Практический психолог ведет систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводит психодиагностические обследования, оценивает характер и темпы психологического развития ребенка, дает рекомендации по его обучению и воспитанию, контролирует их реализацию.

1. Основные направления работы психолога

Основные направления работы психолога: диагностико-аналитическая, консультативная, психопрофилактическая и коррекционо-развивающая.

1.1. Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта. Выделяются такие виды диагностики, как:

I- скрининговая — диагностируется группа детей или весь класс;

II- динамическая — это наблюдение динамики развития, определение эффективности обучения, развивающих и коррекционных мероприятий;

III- итоговая — оценивается состоянием ребенка в конце этапа обучения или цикла коррекционной работы.

Применительно к дошкольному возрасту, психодиагностика определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения (ДОУ).

Следовательно, предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрас­тные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы практический психолог должен обозначить содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

3 стр., 1341 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Развитие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по рисованию с нат

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.Теоретические основы развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1.Общая характеристика восприятия 6 1.2.Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте 1.3.Особенности развития восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста 11 14 ГЛАВА 2. Педагогические условия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе ...

Диагностика возрастного (психического) развития ребенка осуществляется основными обследовательскими (диагностическими) методами: наблюдением и тестированием.

В перечень психодиагностических методов, применяемых в условиях ДОУ, входят также анкетирование, беседа и анализ продуктов детской деятельности (творчества).

Обозначим каждый из них в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Тестирование — метод психологической диагностики, «использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), с определенной шкалой значений». Целью использования тестов является «измерение уровня развития определенного психологического качества (свойства) личности».

Наблюдение — метод псих.диагностики, «состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях». Использование дает возможность сопоставления и дублирования диагностических данных при интерпретации, что является немаловажным фактором обеспечения объективности психологического обследования. В контексте детской практической психологии метод наблюдения кроме общих требований к нему (фиксация, планирование и факторизация данных) имеет определенную специфику. Она связана с возрастными особенностями дошкольников, а также с условиями их жизнедеятельности в условиях детского обра­зовательного учреждения. Организационная специфика метода может быть представлена следующим образом: — наблюдение за ребенком в условиях естественной жизнедеятельности; — наблюдение за ребенком в условиях направленной деятельности; — наблюдение за ребенком в условиях специально организованной деятельности.

2 стр., 875 слов

Тесты — Инновационные формы и методы работы с трудными детьми

Инновационные формы и методы работы с «трудными» детьми: арттерапия назидательная беседа сравнение с учащимся, имеющим положительное поведение лишение возможности поездки на экскурсию со всей группой детей Отметить условие, которое в кризисной ситуации может привести к позитивному изменению поведения ребёнка: изоляция ребёнка удовлетворение потребностей ребёнка применение наказаний наличие ...

Анкетирование — диагностический метод «получения социально-психологической и психолого-педагогической информации на основе вербальной коммуникации». Анкетирование в условиях ДОУ проводится только со взрослым контингентом (родители, воспитатели, педагоги), преимущественно выборочного типа с использованием устной (интервью) и письменной (анкета) форм. Основной диагностической задачей анкетирования является выяснение биографических сведений, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт, а также определение родительских и педагогических позиций опрашиваемых.

Беседа — диагностический метод «получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. От анкетирования отличается исключительно устной формой проведения и отсутствием жесткой заданности и регламентации вопросов. Основной целью использования данного метода является сбор сведений о субъекте диагностического обследования, составление психолого-педагогического анамнеза. Кроме того, в процессе беседы с ребенком решается проблема становления контакта, а в результате беседы со взрослыми (родителями и воспитателями) происходит «привлечение к сотрудничеству».

В условиях ДОУ применяются следующие виды бесед: — свободная (не регламентированная формой и темой); — директивная (регламентированная темой и заданной стратегией).

Анализ продуктов детского творчества — диагностический метод оценки результатов детских видов деятельности (продуктивных).

Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов:

7 стр., 3421 слов

Теоретическое обоснование метода диагностической сказки

Министерство образования и науки Украины Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара Отчетная работа "Диагностическая сказка" Виполнила : Студентка группы ДС-14-1з Волок Юлия г. Днепропетровск 2014г. 1) ознакомится с диагностической сказкой как методом диагностики личности 2) практически исследовать скрытые личностные качества личности В психологии сказкотерапия одно из самых ...

1. Подготовительный этап: — составление мед. анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником; — составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей; — составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с ……..

Литература

1. Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1993.

2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. “Справочник психолога начальной школы (2-е изд.)/серия “Справочники”. — Ростов н/д : “Феникс”, 2004.- 448 с.

3. Немов Р.С. “Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В з-х кн. 3-е изд.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — кн.2: Психология образования. — 608 с.

4. Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации // Вестник образования. 1995. № 7.

5. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз / Под ред. И.Б. Котовой. Ростов н/Д, 1991.