УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЁННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 9, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»
/1-4 классы/
На 2016-2017 учебный год
Г. Екатеринбург
Пояснительная записка к учебному плану
Начального общего образования
государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
На 2016-2017 учебный год
Учебный план начального общего образования государственного казенного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №9, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
(далее – школа-интернат) на 2016-2017 учебный год разработан на основании следующих нормативных документов:
— федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями);
— письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 сентября 1997 г. № 2510/7148-97-32 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VII вида»;
— «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373(зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
— «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 2014;
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации 7
... (очная форма обучения) № п/п Темы лекций Кол-во часов Раздел 1 Общее представление о сенсорной функции ЦНС. Тема 1 Сенсорные или анализаторные функции ЦНС. ... Роль. Отделы: периферический, проводниковый, центральный. Периферический, рецепторный отдел. Общая физиология. Виды рецепторов. Рецепторный и генераторный потенциал. Кодирование информации на уровне рецепторов. ...
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373″ (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
— письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 сентября 2002 г. № 03-51-127 ин./13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»
— федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253, зарегистрирован в Минюсте России № 1047 от 5 сентября 2013 г., регистрационный номер 30213);
— приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26 января 2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 1529»
— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
— СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированным в Минюсте России 14 августа 2015 г., регистрационный номер 38528);
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
— «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Москва «Просвещение» 2011 г.;
Инклюзивное образование в Российской Федерации
... Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран. Объект - ... которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С ... впервые был официально закреплен в Общем законе об образовании термин «специальное образование», в 1975 году создается самостоятельное ...
— школьные локальные акты:
— «Правила внутреннего распорядка для обучающихся, воспитанников ГКОУ СО «СКОШИ № 18», утвержденные приказом директора № 54/1 от 27 августа 2013г.;
— «Положение об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях», утвержденное приказом директора № 54/1 от 27 августа 2013г.
— «Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития», утвержденная приказом директора №30 от 02сентября 2015г.
С 2014/2015 учебного года школа-интернат стала пилотной площадкой в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 546-И от 31.07.2014г.»
Учебный план 1-3 классов составлен в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.
Учебный план является основным механизмом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР).
Основные направления деятельности школы:
— формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
— готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
— коррекция и личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
— социальная адаптация личности;
— предпрофессиональная подготовка обучающихся через дополнительное образование и систему классных часов.
Обеспечивая становление личности ребёнка, развивая и исправляя нарушения психических процессов в начальных классах, педагогический коллектив начальной школы ставит перед собой цель: достижение качества образования соответствующего требованиям ФГОС начального общего образования.
Достижение цели осуществляется через:
— формирование у детей желания и умения учиться;
— гуманизацию отношения между обучающимися и работниками школы;
— помощь школьникам в приобретении опыта общения и сотрудничества;
— формирование интереса к знаниям, первые навыки творчества на основе положительной мотивации;
— создание условий для прочной общеобразовательной подготовки обучающихся на основе введения общеразвивающих программ;
— реализацию программы психокоррекционной помощи детям младшего школьного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы;
— социально-психологическую работу с детьми младшего школьного возраста;
— организацию и проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. В обязательной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Обязательные предметные области и основные задачи и реализации содержания предметных областей приведены в таблице.
№ п/п | Предметные области | Учебные предметы | Основные задачи реализации содержания |
Филология | Русский язык Литературное чтение Иностранный язык | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности | |
Математика и информатика | Математика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности | |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для эффективного и безопасного взаимодействия в социуме | |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России | |
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру | |
Физическая культура | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни |
Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
— любящий свой народ, свой край и свою Родину;
— уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
— владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
— готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В учебном плане коррекционно-развивающая область представлена предметом коррекционной направленности «Ритмика», который способствует повышению двигательной активности, общему разностороннему развитию обучающихся с задержкой психического развития, преодолению отклонений в их психическом и физическом развитии. А так же индивидуальными и групповыми занятиями по коррекции нарушенных функций развития ребенка, направленных на исправление недостатков развития и восполнение пробелов в знаниях.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в начальной школе:
— выбор оптимальных для развития ребенка с задержкой психического развития коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей в обучении; — системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; — коррекцию и развитие высших психических функций; — развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую аудиторную нагрузку(Письмо МО РФ 06.09.2002 г. № 03-51-127 ин./13-03 «Об объемных показателях для разработки федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования»).
Занятия коррекционно-развивающей области проводятся во второй половине дня. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий 15- 20 минут.
Предельно допустимая нагрузка в учебном плане соответствует СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Максимальная недельная нагрузка в 1 классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, что соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10». Максимальная нагрузка во 2-4 классах при пятидневной учебной неделе –23 часа, что соответствует требованиям «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10».
Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы Министерством образования и науки РФ.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011г. № 2357 сформирован план внеурочной деятельности школы-интерната, который является организационным механизмом реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе-интернате.
ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 9» предоставляет обучающимся с задержкой психического развития возможность выбора спектра занятий, направленных на их развитие.
План внеурочной деятельности
Направления внеурочной деятельности | Название курса | Количество часов в неделю по классам | |||
I | ii | iii | iv | ||
Коррекционно-развивающее | Ритмика Коррекционно-развивающие занятия: — с педагогом-психологом; — с учителем-логопедом; — с учителем | ||||
Спортивно-оздоровительное | «Азбука здоровья» | ||||
Духовно-нравственное | «Азбука нравственности | ||||
Социальное | «Мир, в котором мы живем» | ||||
Общеинтеллектуальное | «Что, где, когда?» « Мир моих возможностей» | ||||
Общекультурное | «Удивительный мир книг» «Творческая мастерская» | ||||
Итого по классам |
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности образовательного учреждения. Для организации внеурочной деятельности обучающихся в работу вовлечены не только учителя начальных классов, а так же воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагог — психолог, учитель — логопед. Для эффективности введения ФГОС начального общего образования для детей с задержкой психического развития используется материально-техническая база ОУ: спортивный зал, школьный музей «Русская изба», музыкальный зал, мастерские обслуживающего и технического труда; и учреждений микрорайона: ДК им. Лаврова, библиотеки, бассейны, клуб «Радуга».
Учебный план ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №9»
начального общего образования
(1-3 классы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР),
4 классы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования) на 2016-2017 учебный год /недельный/
Предметные области | Учебные предметы Класс | Колич. часов в неделю I | Колич. часов в неделю II | Колич. часов в неделю III | Колич. часов в неделю IV | Всего |
Обязательная часть | ||||||
Филология | Русский язык | |||||
Литературное чтение | ||||||
Иностранный язык | — | |||||
Математика и информатика | Математика | |||||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | |||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | — | — | — | ||
Искусство | Музыка | |||||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | Технология | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной недели | ||||||
Коррекционно-развивающая область Ритмика Индивидуальные и групповые коррекционные занятия общей и предметной направленности / Развитие высших психических функций / /Коррекция устной и письменной речи/ /Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся с задержкой психического развития/ | 1 | — — | — — | — — | 1 | |
Общее количество часов |