КАТЕГОРИИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Употребляются часто как синонимы — понятия «человек», «индивид», «личность», «субъект». Человек является индивидом, обладает индивидуальностью. Родовой сущностью человека является его способность создавать новое, творить. Но всякий ли индивид является личностью?

ЧЕЛОВЕК – любой живой организм, принадлежащий к человеческому роду, который роднит его со всем человечеством, с определенными историческими общностями, социальными группами

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности

ИНДИВИД — человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных природно обусловленных свойств;

— отдельный, обособленный член общности, группы;

— каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей

 

ЛИЧНОСТЬ 1) это человек как типичный представитель сформировавшего его общества;

2) человек со своими социально обусловленными, индивидуально выраженными интеллектуальными, эмоциональными и волевыми качествами, наделенный развитым самосознанием;

3) социальное существо, включенное в общественные отношения и являющееся деятелем общественного развития, то есть взрослый, нормальный человек (но не новорожденный и не умалишенный);

4) человеческий индивид как субъект отношений и социальной деятельности;

5) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

6) дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем;

7) субъект и объект общественных отношений

8) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания;

9) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения;

10) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении

11) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

11 стр., 5012 слов

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...

... не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в ...

ЛИЧНОСТЬ – СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (оценочный) смысл понятия ЛИЧНОСТЬ – человеческий индивид, обладающий высоким уровнем развития индивидуальных и социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений («Это – личность!»)

То есть ЛИЧНОСТЬ не есть врожденная характеристика индивида, она зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием самосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мышления, готовности нести ответственность за свободу действий

 

КАТЕГОРИИ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1. РАЗВИТИЕ вообще — философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем.

РАЗВИТИЕ: 1) сложное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные или регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке; 2) развитие не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь по направлению, интенсивности, характеру, качеству.

· Общими характеристиками развития являются:

— возникновение качественно нового объекта или его состояния,

— направленность,

— необратимость,

— закономерность происходящих изменений,

— единство количественных и качественных изменений,

— взаимосвязь прогресса и регресса,

— противоречивость,

— неравномерность,

— сохранение предыдущего в новом (спиралевидность, цикличность), по-другому — единство изменения и сохранения,

— развертывание во времени.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, осваивая и приобретая социальный опыт. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии личности.

· Хотя развитие охватывает всю личность человека, можно выделить

ТРИ ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ:

— развитие познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания — от непосредственного к опосредованному, от общего к дифференцированному, а затем к обобщенному отражению действительности, от непроизвольного к произвольному) — ИНТЕЛЛЕКТ;

— структуры и содержания деятельности (становление целей, мотивов, освоение способов деятельности) — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

— личности (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой — ЛИЧНОСТЬ.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. Это вид развития личности, изменение психологической динамической функциональной структуры личности, но главным образом — ее содержания под влиянием внешних воздействий.

13 стр., 6150 слов

Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность

... отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет ... конфигурацию индивидуально- психологических свойств и качеств человека. В немарксистских психологических концепциях личность не рассматривается как субъект системы отношений, общественных по своей природе. ...

 

ФОРМИРОВАНИЕ — это действие, процесс, включающий понятия «образовывать», «создавать», «составлять», «придавать форму» (Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1990. — 620 с. — С. 50).

ФОРМИРОВАТЬСЯ — образовываться, окончательно складываться, приобретать форму, достигать полной зрелости, окончательного развития (Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина. Изд. 5-е. — М., 1955. – 852 с. — С. 745).

 

КАТЕГОРИЯ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный, непрерывный, противоречивый, систематический и сознательно организуемый процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого происходит формирование системы определенных качеств личности, ее взглядов и убеждений в результате осуществления передачи и овладения общественно ценным опытом.

Основные признаки воспитания: целенаправленность, системность, процессуальность (то есть воспитание имеет цель, является системой и осуществляется в виде процесса.

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих по­колений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятель­ность и отношения между людьми, творчество, духов­ность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производи­тельных сил общества, созидателями собственного счастья. Воспитание обеспечивает общественный про­гресс и преемственность по­колений.

Воспитание- это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гра­жданско-политических, морально-нравственных, психологи­ческих и физических качеств, привычек поведения и действий в соответ­ствии с предъявляемыми обще­ством социальными и педагогическими тре­бованиями.

Воспитание в локальном значении это решение какой либо кон­кретной воспита­тельной задачи.

Воспитание в узком смысле целенаправленная воспитательная де­ятельность, призванная формировать у детей систему определенных со­циально-значимых ка­честв личности, развитых взглядов и убеждений.

Воспитание в широком смысле целенаправленное создание усло­вий (матери­альных, духовных, организационных) для всестороннего раз­вития человека.

 

КАТЕГОРИЯ ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ — специально организуемый процесс отражения в сознании человека реальной действительности, специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение обучающимся знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС (по Б. Т. Лихачеву) — целенаправленное организованное с помощью специальных методов и форм активное обучающее взаимодействие учителя и учащихся, обеспечивающее усвоение школьниками знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей. Функции обучения — образовательная, развивающая, воспитывающая.

Обучение — целенаправленная последовательная передача (трансляция) общественно-исторического, социокультурного опыта в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

С позиции обучающегося фиксируются а) способность его к присвоению этого опыта — обучаемость, б) результат этого процесса — обученность.

2 стр., 895 слов

Музыкальные занятия как комплексный процесс воспитания, обучения ...

... актуальных современных задач музыкального воспитания детей. Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех детей определенным знаниям и навыкам в художественной ... переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и ...

 

Обучение как общественное явление- особая коллективная социаль­ная деятель­ность по организации усвоения молодым поколением накоп­ленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании обра­зования. Обучение как общественное явление есть целе­направленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, результатов развития общественного сознания, культуры производи­тельного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружа­ющей среды.

Обучение- это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития лич­ности. В этом заключается его объективное назначение в обществе. Обучение зависит от конкретно-исторических условий. Различные эпохи и цивилизации оставляют свой отпечаток на его организации: отборе содержания материала для различных социальных групп, под­боре методов идеологической обработки и манипуляции сознанием.

 

КАТЕГОРИЯ ОБРАЗОВАНИЕ

Под образованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, резуль­тат этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познаватель­ных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Образование есть относительный результат процесса обучения, вы­ражаю­щийся в формируемой у людей системе знаний, умений и навы­ков, отношений к явлениям природы и общественной жизни. Образова­ние месте с тем представляет собой и процесс изменения, развития, со­вершенствования сложившейся системы знаний и отношений личности в течение всей жизни, абсолютную форму бесконеч­ного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяю­щимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрес­сом.

Образование — не только сумма знаний, но и основа психологичес­кой готов­ности человека к непрерывности в накоплении знаний, их пе­реработке и совершен­ствованию. В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определен­ное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профес­сиональной деятельности, взаимодейст­вии и общении с другими индивидами. Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практиче­ских навыков и умений, позволяющих ему решать любые про­блемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности. В процессе получения образования человек накапливает опыт эмо­цио­нально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, и, с другой — поддерживать взаимовыгодные от­ношения с социальной средой. Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятель­ности, необходимый для решения разнообразных проблем жиз­ни и деятельности.

5 стр., 2056 слов

1. Значение психологических знаний в жизни человека

... использовать полученные знания, чтобы повысить эффективность деятельности людей в различных практических отраслях, а также укрепить психическое здоровье, удовлетворенность человека в повседневной жизни; быть теоретической ... многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых ...

 

Результатом образования является всестороннее развитие личнос­ти, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые зна­ния, навыки и уме­ния, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, произво­дящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отноше­нии, активного общественного деятеля, человека с высокими нравствен­ными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносто­ронними материальными и духовными потребностями.

Образование как социальное явление — относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

 

ОБРАЗОВАНИЕ:

1) относительный результат процесса обучения, выражающийся в формируемой у детей системе знаний, умений и навыков, отношений к явлениям природы и общественной жизни;

2) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Это не просто сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствовании;

3) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (цензов);

4) единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

 

ОБРАЗОВАНИЕ БАЗОВОЕ — совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в трех значениях:

1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для полноценной жизни в обществе;

2) образование, полученное до вступления в сферу оплачиваемого труда, рассматриваемое как исходный пункт продолжения образования в зрелом возрасте;

3) общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданского и профессионального становления.