СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические аспект мотивации учебной деятельности у подростков 6
1.1. Понятие учебной мотивации 6
1.2. Гендерная обусловленность жизнедеятельности личности 14
1.3. Мотивация учебной деятельности у подростков 17
Выводы по 1 главе 24
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек подросткового возраста 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Анализ и описание результатов экспериментального исследования 27
Выводы по 2 главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Подростковый возраст – это сложный период каждого человека. В этом возрасте совсем мало уделяется время учебе. В этом возрасте активно развиваются интеллектуальные способности, именно поэтому важно вызвать интерес у подростка, обратить его внимание на трудной и интересной работе для достижения определенного результата, который ожидается в будущем. В связи с тем, что непроизвольное внимание человека можно поддержать интересом, каждый педагог в школе старается сделать свой урок более интересным.
Отечественные психологи считают, что одним из самых главным новообразований данного периода — чувство взрослости, он выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личного достоинства. При сравнении себя со взрослым человеком, подросток не видит между собой и им. Он (подросток) отказывается от своей принадлежность к детям, но у него так же и нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, но присутствует большая потребность в признании его взрослости окружающими. Такое переживание достаточно важно для развития личности в подростковом возрасте. Оно стимулирует активность подростка, направленную на усвоение ценностей, установок, норм, которые, с его точки зрения, подтверждают представление о нем как о взрослом. Чувство взрослости определяет стремление подростков приобрести умения и качества, характеризующие, по их мнению, взрослого человека и воплощенные в существующих у них образцах «настоящего мужчины» и «идеальной женщины». Они хотят участвовать в делах, которые впервые оказываются им доступны и где они могут проявить свои новые возможности.
Каково отношение к учебной деятельности и учебная мотивация у подростков? В этот период снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации, происходит переход к новой, более высокой форме учебной деятельности, в которой для учащихся раскрывается ее смысл как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию, переход к иному отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл.
Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
... Д.Б. Эльконина и др. Цель: теоретический анализ учебной деятельности и интеллектуального развития подростков. Объект: личность подростка. Предмет: учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков. Задачи: Охарактеризовать учебную деятельность в подростковом возрасте. Изучить особенности интеллектуального ...
Цель исследования – изучить гендерные особенности мотивов учения в подростковом возрасте.
Объект исследования: дети школьного возраста (6 класс).
Предмет исследования: структура мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологические и личностные характеристики школьников.
Гипотеза исследования: существует ли зависимость между особенностями проявления учебной мотивации и полом учащихся.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие учебной деятельности;
— изучить гендерную обусловленность жизнедеятельности личности;
— рассмотреть мотивацию учебной деятельности у подростков;
— провести исследование особенностей учебной мотивации у мальчиков и девочек подросткового возраста.
Теоретико-методологические основы исследования: Теоретической основой данного исследования являются: теория системного подхода в изучении различных сторон психического развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского, теоретические и экспериментальные подходы к изучению развития мотивационной сферы Л.И. Божович.
Экспериментальная база. Следование проводилось в школе №23 г. Казань. В исследование принимали участие ученики 6-х классов, всего 24 человека (12 – мальчиков, 12 — девочек)
Методики исследования:
— Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;
— Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса;
— Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе выполнения работы были выявлены особенности формирования учебной мотивации и установлены закономерности психического развития школьников, обучающихся в общеобразовательных школах.
Практическая значимость: Результаты исследования динамики мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологических и личностных характеристик могут быть положены в основу целенаправленной работы по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.
Глава I. Теоретические аспект мотивации учебной деятельности у подростков
1.1. Понятие учебной мотивации
А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив — побуждение к достижению цели. Классификация мотивов учебной деятельности может быть различна [24; с.240].
1. Вид мотивов связан с отношением к учению:
— восприятие учения по сути, по содержанию этого вида деятельности (новые факты, знания, явления),
— отношение к учению как процессу (проявление интеллектуальной активности, рассуждений, познавательного интереса).
Влияние на мотивацию учебной деятельности младших школьников ...
... исследования - изучение влияния на мотивацию учебной деятельности младших школьников статуса ребенка в группе. Объект исследования – мотивация учебной деятельности младших школьников. Предмет исследования – взаимосвязь статуса ребенка в группе и уровня развития мотивации учебной деятельности у учащихся начальной школы. Гипотеза исследования ...
2. Это мотивы, не связанные непосредственно с учебной деятельностью, но влияющие на ее протекание:
— социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед обществом, значимыми людьми),
— узколичные мотивы (стремление получать одобрение, хорошие отметки, желание быть первым, желание быть признанным),
— отрицательные мотивы (стремление избежать неприятности).
3. По области возникновения мотива:
— внутренняя мотивация,
— внешняя мотивация.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Развитие внутренней мотивации учения – это движение вверх. Для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.
Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.
Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать — Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = MotivationandPersonality / Пер. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
2. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова — М.: Академия, 2002.- С.35-53
3. Бакулина, Е. Как потрогать качество? [Текст] / Е. Бакулина // Школьный психолог. – 2009. — № 5. – С.4.
1.Педагогика как наука. Общее понятие
... знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, вклю- чающую в ... целенаправленного исследо- вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле- жат в основе описания, ...
4. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» [Текст]: монография / В.Т. Бахур. – М.: Наука, 2002. – 156 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения – М.: 1995, — 238 с.
5. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста [Текст]: учебное пособие / Н.Р. Битянова. – М.: Наука, 2005.- 314 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 321с.
7. Бордовская, Н.В. Диалектика педагогического исследования. – СПб.: 2001, — 218 с.
8. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Б82 Педагогика. Учебник для вузов ? СПб: Издательство » Питер”,2000. ? 304 с. –– (Серия «Учебник нового века»).
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека [текст]/ В.К.Вилюнас — М.: Изд-во МГУ, 1990.- с.288.
10. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2004. – 176 с.
11. Вострикова, Е. Дорога в страну профессий [Текст] / Е. Вострикова // Школьный психолог. – 2009. — № 2. – С. 4 – 10
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготский.– М.: Наука, 2006. – 340 с.
13. Джеймс, У. Психология [Текст]: учебное пособие / У. Джеймс. – М.: Наука, 2001.-356 с.
14. Герасимова, А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С.Герасимова/ Институт психологии Российской академии наук [электронный ресурс]. Режим доступа: cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html
15. Гликман, И. З.Основы мотивации учения / И. З. Гликман // Инновации в образовании,2007. — N 3. — С. 64-81.
16. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева — М.: Прометей, 1993.- 306 с.
17. Гончарова, Е. Б. «Формирование мотивации учебной деятельности подростков» [текст] / Интернет www..flinta.ru
18. Гумерова Ф.Р. Гендерный подход к обучению биологии учащихся 6-7-ых классов (инновационный педагогический проект) // Интернет-журнал «Эйдос». — 2009. — 20 августа.
19. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся [Текст] / И.В. Дубровниа // Ценностные ориентации и интересы школьников, 1983, С. 27–36.
20. Дусавицкий, А. К. Формула интереса [Текст]: монография / А.К. Дусавицкий. – М.: Наука, 2008. – 198 с.
21.Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука,1997. – 223 с.
22. Кон, И.С. «Психология ранней юности» [текст] — М..: «Просвещение», 1989..
23. Крупа, Т.В. «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития мотивации учебной деятельности подростков» [текст] / Интернет www.ito..edu.ru.
24. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: монография/А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1999. – 245 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [текст] / А.К. Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов — М.,1990. – с.212
26. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 146 с.
27.Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 382 с.
28. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
2 Предмет и задачи методики преподавания педагогики психологии.Внеучебная работа
... ее преподавания. Методика преподавания психологии – это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения психологии. Это наука о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и ... технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Но до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог ...
29. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
30. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
31.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М.: Педагогика, 1989. – Т.2. – 328 с.
32. Собкин, В. С. «Трансформация целей и мотиваций учебы школьников» [текст] / Интернет
33. Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. – М.: Педагогика, 1983. – 88 с.
34. Фельдштейн, Д. И. «Психология взросления» [текст] — М..: «Флинта», 2004.
35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.: Пер. с нем./Под ред. Б.М.Величковского. – М.: Педагогика, 1986. – Т.2. – 392 с.
36. Хуторской А.В. Современная дидактика. – М.: Высш.шк., 2007. – 639 с.
37. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.