ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Кафедра педагогики
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
для студентов 3 курса ФЗО
специальности 032101 «Физическая культура и спорт»
(ФКиС)
Волгоград- 2013
Программа педагогической практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (АФК)
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики
«____»______________ 2012г.
Заведующая кафедрой _________________________ В.Н.Зайченко
Программа педагогической практики утверждена учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ВГАФК» «_____» _______________ 20__г.
Председатель учебно-методического совета,
проректор по учебной работе,
профессор __________________ В.П. Черкашин
Целевая установка.
Основной формой физвоспитания является урок ФК. Преподаватель ФК должен правильно построить, провести и проанализировать любой урок. Данное задание имеет целью, используя знания по психологии, ознакомить студентов с основными путями изучения индивидуальных особенностей учеников на уроке и научить студентов психологическому анализу по ФК.
Задание по психологии
Что нужно сделать студенту.
Исследование представлений о карьерном росте студентов-выпускников ...
... карьеры по выбранной профессии. Студенты педагогического университета специальности «Педагогика и методика начального образования» ... Программа исследования………………………………………...................30 Глава 3. Описание результатов исследования представлений о карьерном росте студентов выпускников педагогического ... педагогического университета не знают о способах планирования своей карьеры, нет практики ...
-
Избрать для психологического анализа любого ученика и уроки ФК,
проводимые студентом-практикантом.
- Присутствовать на уроках, вести наблюдение за проведением и деятельностью учащихся и эти наблюдения фиксировать.
- Согласно прилагаемой ниже схеме дать психологический анализ особенностей внимания, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер учащихся на уроке ФК.
- На последней неделе практике сдать написанный психологический анализ индивидуальных особенностей учащихся на кафедру педагогики и психологии для проверки и оценки.
Схема
психологического анализа индивидуальных особенностей
учащегося на уроке ФК.
Из всего многообразия психической деятельности учащихся на уроке ФК данное задание предполагает дать психический анализ следующих аспектов индивидуальной деятельности учащихся.
-
Состояние внимания учащихся на уроке.
- Особенности проявление потребностно-мотивационной сферы личности школьника.
- Особенности эмоционально- волевой сферы личности школьника.
Решение перечисленных задач студент проводит по отдельности и представляет преподавателю на подпись анализ каждого аспекта урока ФК. Наблюдения проводятся за одним и тем же учеником.
При анализе индивидуальных особенностей деятельности учащегося на уроке ФК студенты пользуются следующей формой. В предложенной схеме они отмечают проявление тез или иных индивидуальных особенностей личности школьника и записывают коррекции их поведения и деятельности учителем.
После проведенных наблюдений делают вывод об особенностях внимания, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфере личности школьника т дают психолого-педагогические рекомендации учителю по работе с данным учеником.
ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ФК
Непроизвольное внимание
неожиданные раздражители (шум, стук, громкий голос).
и отвлечения внимания. |
1.Медленная реакция на раздражители. 2. Трудность переключения внимания. |
Произвольное внимание
сосредоточенное выражение лица.
или на предмет (объект) деятельности.
5.Вербальные и невербальные отклики на высказывания и действия, связанные с содержанием урока.
|
3. Расслабленная поза, отсутствующий взгляд. 4. Взгляд не сосредоточен на предмете деятельности и объяснении учителя. 5. Вербальные и невербальные отклики не связанные с содержанием урока. |
Послепроизвольное внимание
6. Поглощен выполняемой деятельностью (не реагирует на посторонние раздражители). 7. С сожалением откликается от работы.
8. Вербальные и невербальные реакции во время выполнения задания: улыбки, радостные возгласы, раздражение в ответ на попытку отвлечь от деятельности. 9. Быстрая и качественная работа. 10. Преобладание положительного эмоционального тона в процессе деятельности. |
6.Реагирует на посторонние раздражители.
7. Быстро, без сожаления отвлекается от выполняемой работы. 8. Реакции эмоционального безразличия. |
Устойчивость внимания
ритмично. |
1. Реагирует на посторонние отвлекающие воздействия. 2. Медлит и затрудняется ответить на поставленные вопросы.
3. Нет четкости в выполнение задания. |
Переключение внимания
|
1. Медленно переходит от одного занятия к другому. 2. Трудно начинает новое дело.
3. Не сразу заканчивает работу по требованию учителя. |
Распределения внимания
|
1. Затрудняется справляться с заданием и темпом деятельности. 2. Не удается делать несколько дел одновременно. 3. Трудно запоминает разъяснения учителя, затрудняется вносить коррективы в работу. |
ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
+1
|
-1 |
|
1. Не проявляет желание действовать. 2. Отношение к себе не меняется в ситуациях, когда была оказана помощь. 3. Не использует возможности для проявления своей индивидуальности. 4. Не готов включиться в деятельность в ситуациях, когда учебный материал не интересен. 5. Не умеет прислушиваться к мнению других. 6. Не высказывает свои оценочные суждения. 7. Не способен признать ошибочность своих действия. 8. Избегает сложные задания, препятствия, не знает свои возможности. 9. Склонен к аффектам неадекватности, возможны состояния фрустрации.
|
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ФК
+1
|
-1 |
3. Неудачи относит на свой счет.
4. Стремиться к исправлению ошибочных действий.
5.Тормозит нежелательные эмоциональные реакции.
6. Может изменить свое состояние в соответствии с изменением условий деятельности на уроке.
7. После длительного выполнения монотонной работы не отказывается от нее. 8. Быстро и решительно принимает достаточно обоснованные решения.
9. Проявляет терпение при усталости
10. Определяет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, а исходя из своих убеждений, знаний.
|
1. Отказывается от своих намерений, когда учитель предъявляет более высокие требования. 2. Некритически оценивает свои действия и поведение на уроке. 3. В неудачах винит товарищей, учителя, обстоятельства. 4. Не стремиться к исправлению ошибочных действий. 5. Не тормозит нежелательные эмоциональные реакции. 6. Не может изменить свое состояние в соответствии с изменением условий деятельности на уроке. 7. Отказывается от работы после длительного монотонного выполнения. 8. Медленно принимает решение.
9. Проявляет нетерпимость при усталости. 10. Определяет свои поступки, ориентируясь на давление окружающих.
|
После проведенных наблюдений делают вывод об особенностях внимания, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфере личности школьника и дают психолого-педагогические рекомендации учителю по работе с данным учеником.
Задание по педагогике
В ходе педагогической практики студент осваивает роль учителя физической культуры, который, являясь членом педагогического коллектива, осуществляет учебно-воспитательную работу, руководствуясь целями и задачами, поставленными данным коллективом на текущий учебный год. Как учитель физической культуры, студент-практикант осуществляет совместную с классным руководителем деятельность по воспитанию здорового образа жизни, воспитанию доброжелательных отношений в коллективе учащихся, осуществляет психолого-педагогическую поддержку учащимся в решении задач развития личности. В начале педагогической практики студент-практикант ставит цель и задачи собственного профессионального развития, для того, чтобы в конце педпрактики он смог их проанализировать
При планировании и организации воспитательной работы в прикрепленном классе студент руководствуясь планом воспитательной работы классного руководителя, составляет собственный план педагогической деятельности на период прохождения практики.
Понедельный план работы студента
неделя |
содержание (цель, задачи, средства решения) |
выполнение |
трудности |
1-я неделя |
например: ознакомится с учащимися 5 «А», посетить занятия учителя- методиста, подготовить доклад , повести наблюдение по выявлению нравственно-психологического климата в классе и т.д. |
как выполнено, роспись |
какие сложности, трудности были в процессе работы, почему |
2-я неделя |
|
|
|
3-я неделя |
|
|
|
4-я неделя ит.д. |
|
|
|
В понедельном плане студент пишет план работы на каждую неделю, согласуя его с планом работы учителя физической культуры школы, классного руководителя, того класса, к которому он прикреплен. На первой ознакомительной неделе студент проводит наблюдения за учащимися и вписывает результаты в протокол наблюдений; составляет план работы по согласованию с учителем физической культуры и классным руководителем. В графе «выполнение» оценку работы дает методист или классный руководитель
Но первой неделе студент-практикант проводит наблюдение по выявлению нравственно-психологического климата в классе, к которому он прикреплен на период практики (на уроке физической культуры, на любом другом уроке) по схеме:
ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ
№№ |
цели наблюдения |
содержание деятельности учителя и учащихся |
выводы |
1 |
нравственно-психологический климат
исполнительность активность дисциплинированность мажорный тон чувство уверенности ощущение доброжелательности и др. |
например: все спокойно и уверенно работают или: на реплику учителя слышатся крики недовольства ит.д. |
какая создана обстановка? советы, пожелания |
2. |
стиль, манеры учащихся в обращении друг к другу и к учителю |
|
|
3 |
умения учащихся анализировать свои ошибки |
|
|
На второй — четвертой неделях студент-практикант осуществляет наблюдение за процессом обучения на 2-3-х уроках своего однокурсника и даёт анализ по следующей схеме:
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 7 «А» КЛАССЕ СТУДЕНТА _______________
план анализа |
содержание |
предложения, советы |
и т.д.
|
а) отвечают ли задачи требованиям? б) как учтены возрастные особенности? в)отвечают ли уровню физической подготовленности и развития личности |
Для совершенствования постановки задач урока необходимо…… или Задачи урока поставлены верно, т.к……… |
2.Средства стимулирования, мотивирования деятельности учащихся |
|
|
3. Средства развития интереса, отношения к уроку физической культуры физическими упражнениями |
|
|
4. Достижения или потери учителя в развитии любознательности, инициативы, чувства ответственности, дисциплинированности |
|
|
5.Понимание учащимися (или отсутствие понимания) выполняемого приема, упражнения и др. |
|
|
6.Создается ли нравственно-психологическая атмосфера на уроке: деловая (дисциплинированность, исполнительность, активность) эмоциональная (радость общения, чувство бодрости, напряжение) и др. |
|
|
7.Отношение учащихся к уроку в целом, к отдельным частям урока |
|
|
8. Внешний вид учащихся (аккуратность, опрятность), манеры, стиль общения |
|
|
9. Является ли учитель образцом, примером (язык, жесты, характер предъявления требований. |
|
|
СХЕМА САМООЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА
(беседа, экскурсия, соревнование, спортивный праздник и т.д.)
СТУДЕНТА______________
№№ |
КРИТЕРИИ |
на высоком уровне (10-7) |
на среднем уровне (6-4 балла) |
на не достаточно хорошем уровне (3-1) |
комментарии |
1 |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 1. Умение применить теорию в практике. 2. Умение использовать идеи учителей-новаторов 3. Умение выстраивать контакты общения с детьми. 4. Внешний вид педагога (студента) 5. Культура речи, культура оформления творческого дела (место проведения, инвентарь, призы и т.д.). |
|
|
|
|
2. |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА 1.Ценность дела для развития детей. 2.Деловая направленность 3. Соответствие содержания и методов возрастным особенностям детей
|
|
|
|
|
3 |
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ПРЕДЛОЖЕННЫМ ДЕЛОМ 1.Эмоциональный настрой. 2.Приобретение новых навыков, умений. 3. Успешность детей |
|
|
|
|
После проведения мероприятия и фиксирования в схеме, необходимо сделать вывод о результативности проведенного дела с позиции развития детей (что нового приобрели, чему научились, что бы еще хотели развить в следующем творческом деле и т.д.)
Фамилия, имя, отчество, должность лица, посетившего творческое дело ___________________________________________________________________________
Оценка:_______________________________________________________________
(Подпись)
Начиная свою педагогическую деятельность, студент включается в уже сложившуюся систему воспитания в той или иной школе с определенными устойчивыми взаимоотношениями между учителями и учащимися, а также внутри педагогического коллектива. На каждом уроке он ставит воспитательную задачу. Студенту-практиканту предлагается образец постановки воспитательных задач и средств их решения.
Образец воспитательных задач и средств их решения
Воспитательная задача
|
Средства реализации |
1. Выбрать навыки самостоятельной деятельности.
2. Воспитывать умение оказывать помощь друг другу.
3. Приучить к соблюдению элементарных норм и правил поведения в раздевалке, спортивном зале при посторонних, подготовке рабочих мест, спортивного инвентаря. |
— поощрение любого проявления самостоятельной работы; — поручение, требующее организованности, самостоятельности, инициативы; — задания, требующие дополнительных затрат как физических, так и психологических усилий; — поощрение проявления творческого подхода в любом виде деятельности; — объяснения способов при работе в парах, тройках, подгруппах и ее организация;
— привлечение спортивно подготовительных детей к страховке остальных при выполнении упражнений; — поощрение любого проявления взаимопомощи во время соревнований, товарищеских встреч, матчей, турпоходов; — знакомство учащихся с правилами и требованиями; — постоянный контроль за соблюдением правил и требований;
-поощрение учащихся за аккуратность, желание порядка в зале, за инициативу и т.д. |
На третьей-четвертой неделях студент-практикант проводит психолого-педагогический анализ собственного урока, начиная с анализа собственных целей профессионально-педагогического развития.
Самоанализ педагогической деятельности , проведенный студентом-практикантом должен содержать оценку в баллах 2-3-х уроков, проведенных самостоятельно. После проставления суммы баллов студент-практикант должен сделать выводы по следующим пунктам:
- Каков уровень профессионально-педагогической готовности (что умеет, чему следует научиться).
- С какими наиболее сложными проблемами в ходе педагогической практики он встретился, и какие пути решения нашел.
- Что изменил в собственном подходе к профессиональной деятельности
- Какие значимые события были в процессе практики и почему они имеют особое значение.
- Что бы Вы сказали будущим студентам-практикантам.
СХЕМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Педагогическая деятельность студента |
Максимальный балл |
Оценка |
Комментарии
|
I. ПЛАНИРОВАНИЕ — презентация конспектов урока; -творческое использование методических разработок; — грамотность.
II. ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ -оснащённость оборудованием; -выбор места проведения урока; -обеспечение техники без опасности; -пунктуальность начала и конца урока. |
10
5
|
|
|
III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: — отбор средств, методов обучения; — учёт индивидуального подхода; -проявление стремления добиться результата учебной деятельности; -своевременное исправление ошибок учащихся или их профилактика; — чёткость инструкций, команд; — добивается плотности урока; -организация учащихся на деятельность; — поддерживает интерес к занятиям.
|
10 |
|
|
IV. ОБЩЕНИЕ: 1)- речь чёткая, грамотная; — правильная терминология;
посредством положительных оценок; 2)-поощряет инициативу, самостоятельность; — правильно использует метод наказания; -обеспечивает комфортность; -регулирует взаимоотношения учащихся; 3)- проявляет уважение к учащимся; — использует невербальное общение (взгляд, прикосновение). V. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ: — осуществляет анализ педагогической деятельности; — осуществляет самоанализ и находит положительное и отрицательное; — стремится к совершенствованию педагогической деятельности; — проявляет педагогическую этику; — управляет собственным поведением; — владеет методикой диагностирования; -проявляет уважение к профессии учителя. |
30
15 |
|
|
VI. ЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: -проявляет настойчивость, инициативу, самостоятельность в овладении педагогическим мастерством; — демонстрирует уравновешенность, уверенность, достоинство; — демонстрирует профессиональную зрелость, самоконтроль; — не допускает панибратства; — тактичен, доброжелателен при предъявлении методистом замечаний; — оказывает помощь однокурснику. VII. ВНЕШНИЙ ВИД: — соответственно одет; — опрятность одежды. |
20
10 |
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ: 100 – 91 баллов – «отлично», 90- 75 баллов – «хорошо», 74-61 – «удовлетворительно»
Вывод: в нем студент-практикант проставляет сумму баллов и определяет задачи собственного совершенствования.
13