ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Кафедра педагогики

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов 3 курса ФЗО

специальности 32 101 «Физическая культура и спорт»

(ФКиС)

Волгоград- 2013

Программа педагогической практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов специальности 32 102 «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (АФК)

Рассмотрена на заседании кафедры педагогики

«____"______________ 2012 г.

Заведующая кафедрой _________________________ В.Н.Зайченко

Программа педагогической практики утверждена учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «ВГАФК» «_____» _______________ 20__г.

Председатель учебно-методического совета,

проректор по учебной работе,

профессор __________________ В.П. Черкашин

Целевая установка.

Основной формой физвоспитания является урок ФК. Преподаватель ФК должен правильно построить, провести и проанализировать любой урок. Данное задание имеет целью, используя знания по психологии, ознакомить студентов с основными путями изучения индивидуальных особенностей учеников на уроке и научить студентов психологическому анализу по ФК.

Задание по психологии

Что нужно сделать студенту.

17 стр., 8100 слов

Становление общественной активности студентов в педагогическом вузе

... студентов факультета педагогики и психологи марийского государственного педагогического института. Большая половина студентов нашего ... несет в себе зародыши готовой программы. Расширяется сфера стимуляции, т ... с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные ... педагогическом контексте / М. В. Колесникова // Инновационные процессы в теории и практике ...

  1. Избрать для психологического анализа любого ученика и уроки ФК,

проводимые студентом-практикантом.

  1. Присутствовать на уроках, вести наблюдение за проведением и деятельностью учащихся и эти наблюдения фиксировать.
  2. Согласно прилагаемой ниже схеме дать психологический анализ особенностей внимания, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер учащихся на уроке ФК.
  3. На последней неделе практике сдать написанный психологический анализ индивидуальных особенностей учащихся на кафедру педагогики и психологии для проверки и оценки.

Схема

психологического анализа индивидуальных особенностей

учащегося на уроке ФК.

Из всего многообразия психической деятельности учащихся на уроке ФК данное задание предполагает дать психический анализ следующих аспектов индивидуальной деятельности учащихся.

  1. Состояние внимания учащихся на уроке.

  2. Особенности проявление потребностно-мотивационной сферы личности школьника.
  3. Особенности эмоционально- волевой сферы личности школьника.

Решение перечисленных задач студент проводит по отдельности и представляет преподавателю на подпись анализ каждого аспекта урока ФК. Наблюдения проводятся за одним и тем же учеником.

При анализе индивидуальных особенностей деятельности учащегося на уроке ФК студенты пользуются следующей формой. В предложенной схеме они отмечают проявление тез или иных индивидуальных особенностей личности школьника и записывают коррекции их поведения и деятельности учителем.

После проведенных наблюдений делают вывод об особенностях внимания, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфере личности школьника т дают психолого-педагогические рекомендации учителю по работе с данным учеником.

ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ФК

Непроизвольное внимание

  1. Быстрая реакция на внешние, зачастую

неожиданные раздражители (шум, стук,

громкий голос).

  1. Легкость возникновения, переключения

и отвлечения внимания.

1.Медленная реакция

на раздражители.

2. Трудность переключения

внимания.

Произвольное внимание

  1. Собранная несколько напряженная поза

сосредоточенное выражение лица.

  1. Взгляд устремленный на учителя

или на предмет (объект) деятельности.

5.Вербальные и невербальные отклики

на высказывания и действия, связанные

с содержанием урока.

3. Расслабленная поза,

отсутствующий взгляд.

4. Взгляд не сосредоточен на

предмете деятельности и объяснении учителя.

5. Вербальные и невербальные отклики не связанные с содержанием урока.

Послепроизвольное внимание

6. Поглощен выполняемой деятельностью

(не реагирует на посторонние

раздражители).

7. С сожалением откликается от работы.

8. Вербальные и невербальные реакции во время выполнения задания: улыбки, радостные возгласы, раздражение в ответ на попытку отвлечь от деятельности.

9. Быстрая и качественная работа.

10. Преобладание положительного эмоционального тона в процессе деятельности.

6.Реагирует на посторонние раздражители.

7. Быстро, без сожаления отвлекается от выполняемой работы.

8. Реакции эмоционального безразличия.

Устойчивость внимания

  1. Не регулирует на посторонние отвлекающие воздействия.

  2. Вовремя и правильно отвечает на поставленные вопросы.

  1. Все задания выполняет четко и

ритмично.

1. Реагирует на посторонние отвлекающие воздействия.

2. Медлит и затрудняется ответить на поставленные вопросы.

3. Нет четкости в выполнение задания.

Переключение внимания

  1. Быстро переходит от одного занятия к другому.

  2. Легко начинает новое дело, втягивается в работу.
  3. Без задержки заканчивает, прекращает работу по требованию учителя

1. Медленно переходит от одного занятия к другому.

2. Трудно начинает новое дело.

3. Не сразу заканчивает работу по требованию учителя.

Распределения внимания

  1. Успешно справляется с предлагаемым учителем заданием и темпом деятельности.

  2. Удается делать несколько дел одновременно.
  3. Легко запоминает дополнительные разъяснения учителя и вносит соответствующие коррективы в выполняемую работу.

1. Затрудняется справляться с заданием и темпом деятельности.

2. Не удается делать несколько дел одновременно.

3. Трудно запоминает разъяснения учителя, затрудняется вносить коррективы в работу.

ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

+1

-1

  1. Проявляет ярко выраженное желание действовать.

  2. Неудовлетворенность собой в ситуациях, когда была оказана помощь.

  1. Использует возможности своей индивидуальности.

  1. Готов включиться в деятельность в ситуациях, когда учебный материал не интересен.
  2. Умеет прислушиваться к мнению других.

  1. Высказывает свои оценочные суждения.

  1. Способен признать ошибочность своих действий.
  2. Не избегает сложные задания, препятствия, знает свои возможности.

  1. Не склонен к аффектам неадекватности и состоянием фрустрации.

  1. Повышает притязания в случае позитивного результата.

1. Не проявляет желание действовать.

2. Отношение к себе не меняется в ситуациях, когда была оказана помощь.

3. Не использует возможности для проявления своей индивидуальности.

4. Не готов включиться в деятельность в ситуациях, когда учебный материал не интересен.

5. Не умеет прислушиваться к мнению других.

6. Не высказывает свои оценочные суждения.

7. Не способен признать ошибочность своих действия.

8. Избегает сложные задания, препятствия, не знает свои возможности.

9. Склонен к аффектам неадекватности, возможны состояния фрустрации.

  1. Не делает попыток повысить притязания в случае неоднородного позитивного результата

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ ФК

+1

-1

  1. Не отказываться от своих намерений, когда учитель предъявляет более высокие требования.

  1. Критически оценивает свои действия и поведение на уроке.

3. Неудачи относит на свой счет.

4. Стремиться к исправлению ошибочных действий.

5.Тормозит нежелательные эмоциональные реакции.

6. Может изменить свое состояние в соответствии с изменением условий деятельности на уроке.

7. После длительного выполнения монотонной работы не отказывается от нее.

8. Быстро и решительно принимает достаточно обоснованные решения.

9. Проявляет терпение при усталости

10. Определяет свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, а исходя из своих убеждений, знаний.

1. Отказывается от своих намерений, когда учитель предъявляет более высокие требования.

2. Некритически оценивает свои действия и поведение на уроке.

3. В неудачах винит товарищей, учителя, обстоятельства.

4. Не стремиться к исправлению ошибочных действий.

5. Не тормозит нежелательные эмоциональные реакции.

6. Не может изменить свое состояние в соответствии с изменением условий деятельности на уроке.

7. Отказывается от работы после длительного монотонного выполнения.

8. Медленно принимает решение.

9. Проявляет нетерпимость при усталости.

10. Определяет свои поступки, ориентируясь на давление окружающих.

После проведенных наблюдений делают вывод об особенностях внимания, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфере личности школьника и дают психолого-педагогические рекомендации учителю по работе с данным учеником.

Задание по педагогике

В ходе педагогической практики студент осваивает роль учителя физической культуры, который, являясь членом педагогического коллектива, осуществляет учебно-воспитательную работу, руководствуясь целями и задачами, поставленными данным коллективом на текущий учебный год. Как учитель физической культуры, студент-практикант осуществляет совместную с классным руководителем деятельность по воспитанию здорового образа жизни, воспитанию доброжелательных отношений в коллективе учащихся, осуществляет психолого-педагогическую поддержку учащимся в решении задач развития личности. В начале педагогической практики студент-практикант ставит цель и задачи собственного профессионального развития, для того, чтобы в конце педпрактики он смог их проанализировать

При планировании и организации воспитательной работы в прикрепленном классе студент руководствуясь планом воспитательной работы классного руководителя, составляет собственный план педагогической деятельности на период прохождения практики.

Понедельный план работы студента

неделя

содержание (цель, задачи, средства решения)

выполнение

трудности

1-я неделя

например: ознакомится с учащимися 5 «А», посетить занятия учителя- методиста, подготовить доклад, повести наблюдение по выявлению нравственно-психологического климата в классе и т. д.

как выполнено,

роспись

какие сложности, трудности были в процессе работы, почему

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя ит.д.

В понедельном плане студент пишет план работы на каждую неделю, согласуя его с планом работы учителя физической культуры школы, классного руководителя, того класса, к которому он прикреплен. На первой ознакомительной неделе студент проводит наблюдения за учащимися и вписывает результаты в протокол наблюдений; составляет план работы по согласованию с учителем физической культуры и классным руководителем. В графе «выполнение» оценку работы дает методист или классный руководитель

Но первой неделе студент-практикант проводит наблюдение по выявлению нравственно-психологического климата в классе, к которому он прикреплен на период практики (на уроке физической культуры, на любом другом уроке) по схеме:

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

№№

цели наблюдения

содержание деятельности учителя и учащихся

выводы

1

нравственно-психологический климат

исполнительность

активность

дисциплинированность

мажорный тон

чувство уверенности

ощущение доброжелательности

и др.

например: все спокойно и уверенно работают

или:

на реплику учителя слышатся крики недовольства ит.д.

какая создана обстановка?

советы, пожелания

2.

стиль, манеры учащихся в обращении друг к другу и к учителю

3

умения учащихся анализировать свои ошибки

На второй — четвертой неделях студент-практикант осуществляет наблюдение за процессом обучения на 2−3-х уроках своего однокурсника и даёт анализ по следующей схеме:

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 7 «А» КЛАССЕ СТУДЕНТА _______________

план анализа

содержание

предложения, советы

  1. Задачи урока:

и т.д.

а) отвечают ли задачи требованиям?

б) как учтены возрастные особенности?

в)отвечают ли уровню физической подготовленности и развития личности

Для совершенствования постановки задач урока необходимо…

или

Задачи урока поставлены верно, т. к…

2.Средства стимулирования, мотивирования деятельности учащихся

3. Средства развития интереса, отношения к уроку физической культуры физическими упражнениями

4. Достижения или потери учителя в развитии любознательности, инициативы, чувства ответственности, дисциплинированности

5.Понимание учащимися (или отсутствие понимания) выполняемого приема, упражнения и др.

6.Создается ли нравственно-психологическая атмосфера на уроке: деловая (дисциплинированность, исполнительность, активность)

эмоциональная (радость общения, чувство бодрости, напряжение) и др.

7.Отношение учащихся к уроку в целом, к отдельным частям урока

8. Внешний вид учащихся

(аккуратность, опрятность),

манеры, стиль общения

9. Является ли учитель образцом, примером (язык, жесты, характер предъявления требований.

СХЕМА САМООЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА

(беседа, экскурсия, соревнование, спортивный праздник и т. д.)

СТУДЕНТА______________

№№

КРИТЕРИИ

на высоком

уровне

(10−7)

на среднем уровне

(6−4 балла)

на не достаточно

хорошем уровне

(3−1)

комментарии

1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

КУЛЬТУРА

1. Умение применить теорию в практике.

2. Умение использовать идеи учителей-новаторов

3. Умение выстраивать контакты общения с детьми.

4. Внешний вид педагога (студента)

5. Культура речи,

культура оформления творческого дела (место проведения, инвентарь, призы и т. д.).

2.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛА

1.Ценность дела для развития детей.

2.Деловая направленность

3. Соответствие содержания и методов возрастным особенностям детей

3

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ПРЕДЛОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

1.Эмоциональный настрой.

2.Приобретение новых навыков, умений.

3. Успешность детей

После проведения мероприятия и фиксирования в схеме, необходимо сделать вывод о результативности проведенного дела с позиции развития детей (что нового приобрели, чему научились, что бы еще хотели развить в следующем творческом деле и т. д.)

Фамилия, имя, отчество, должность лица, посетившего творческое дело ___________________________________________________________________________

Оценка:_______________________________________________________________

(Подпись)

Начиная свою педагогическую деятельность, студент включается в уже сложившуюся систему воспитания в той или иной школе с определенными устойчивыми взаимоотношениями между учителями и учащимися, а также внутри педагогического коллектива. На каждом уроке он ставит воспитательную задачу. Студенту-практиканту предлагается образец постановки воспитательных задач и средств их решения.

Образец воспитательных задач и средств их решения

Воспитательная задача

Средства реализации

1. Выбрать навыки самостоятельной деятельности.

2. Воспитывать умение оказывать помощь друг другу.

3. Приучить к соблюдению элементарных норм и правил поведения в раздевалке, спортивном зале при посторонних, подготовке рабочих мест, спортивного инвентаря.

— поощрение любого проявления самостоятельной работы;

— поручение, требующее организованности, самостоятельности, инициативы;

— задания, требующие дополнительных затрат как физических, так и психологических усилий;

— поощрение проявления творческого подхода в любом виде деятельности;

— объяснения способов при работе в парах, тройках, подгруппах и ее организация;

— привлечение спортивно подготовительных детей к страховке остальных при выполнении упражнений;

— поощрение любого проявления взаимопомощи во время соревнований, товарищеских встреч, матчей, турпоходов;

— знакомство учащихся с правилами и требованиями;

— постоянный контроль за соблюдением правил и требований;

-поощрение учащихся за аккуратность, желание порядка в зале, за инициативу и т. д.

На третьей-четвертой неделях студент-практикант проводит психолого-педагогический анализ собственного урока, начиная с анализа собственных целей профессионально-педагогического развития.

Самоанализ педагогической деятельности, проведенный студентом-практикантом должен содержать оценку в баллах 2−3-х уроков, проведенных самостоятельно. После проставления суммы баллов студент-практикант должен сделать выводы по следующим пунктам:

  • Каков уровень профессионально-педагогической готовности (что умеет, чему следует научиться).
  • С какими наиболее сложными проблемами в ходе педагогической практики он встретился, и какие пути решения нашел.
  • Что изменил в собственном подходе к профессиональной деятельности
  • Какие значимые события были в процессе практики и почему они имеют особое значение.
  • Что бы Вы сказали будущим студентам-практикантам.

СХЕМА САМОАНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА

Педагогическая деятельность

студента

Максималь­ный

балл

Оценка

Коммен­тарии

I. ПЛАНИРОВАНИЕ

— презентация конспектов урока;

-творческое использование

методических разработок;

— грамотность.

II. ГОТОВНОСТЬ К УРОКУ

-оснащённость оборудованием;

-выбор места проведения урока;

-обеспечение техники без­ опасности;

-пунктуальность начала и конца урока.

10

5

III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

— отбор средств, методов обу­чения;

— учёт индивидуального под­хода;

-проявление стремления добиться результата учебной деятельности;

-своевременное исправление ошибок учащихся или их профилактика;­

— чёткость инструкций, команд;

— добивается плотности урока;

-организация учащихся на деятельность;

— поддерживает интерес к занятиям.

10

IV. ОБЩЕНИЕ:

1) — речь чёткая, грамотная;

— правильная терминология;

  • говорит достаточно громко;
  • наличие командного голоса;
  • стимулирует деятельность

посредством положительных оценок;

2)-поощряет инициативу, самостоятельность;

— правильно использует метод наказания;

-обеспечивает комфортность;

-регулирует взаимоотношения учащихся;

3) — проявляет уважение к учащимся;

— использует невербальное общение (взгляд, прикосновение).

V. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ:

— осуществляет анализ педагогической деятельности;

— осуществляет самоанализ и находит положительное и отрицательное;

— стремится к совершенствованию педагогической деятельности;

— проявляет педагогическую этику;

— управляет собственным поведением;

— владеет методикой диагностирования;

-проявляет уважение к профессии учителя.

30

15

VI. ЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:

-проявляет настойчивость, инициативу, самостоятельность в овладении педагогическим мастерством;

— демонстрирует уравновешенность, уверенность, достоинство;

— демонстрирует профессиональную зрелость, самоконтроль;

— не допускает панибратства;

— тактичен, доброжелателен при предъявлении методистом замечаний;

— оказывает помощь однокурснику.

VII. ВНЕШНИЙ ВИД:

— соответственно одет;

— опрятность одежды.

20

10

ПРИМЕЧАНИЕ: 100 — 91 баллов — «отлично», 90- 75 баллов — «хорошо», 74−61 — «удовлетворительно»

Вывод: в нем студент-практикант проставляет сумму баллов и определяет задачи собственного совершенствования.

13