РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Программа дисциплины
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса
Цель курса — освоение студентами знаний в области специальной (дизонтогенетической) психологии, теоретическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами по слуху, зрению, лицами с нарушениями интеллекта, речевыми нарушениями, поражениями опорно-двигательного аппарата.
2. Задачи курса
- Сформировать у студентов интерес к проблемам специальной психологии, основанный на личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья;
- обеспечить освоение студентами знаний в области специальной психологии;
— сформировать у студентов стремление к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Современный уровень развития педагогики показывает, что эффективный процесс воспитания и обучения детей с отклонениями в психическом развитии невозможен без знания закономерностей психического развития групп аномальных детей, специфических особенностей каждой конкретной группы аномалий. Таким образом, изучение дисциплины «Специальная психология» поможет выпускнику лучше понять ребенка и найти подход, как к группе детей, имеющих нарушения в развитии, так и к каждому конкретному ребенку.
4. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины «Специальная психология» студенты должны
Знать:
- предмет, задачи и методы, используемые в специальной психологии;
- особенности развития, обучения и воспитания личности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;
— классификации лиц, имеющих нарушения психофизического развития;
Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для ...
Иванова. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, ... депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в т.ч. и завершенными), затяжных невротических состояний или патологических развитий личности. Если ятрогения - это, собственно, неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в ...
— особенности системы обучения и воспитания лиц с нарушениями психофизического развития в нашей стране и за рубежом.
Уметь:
- формировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы решения этих задач для успешного контакта с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и их семьями;
- формулировать задачи, подбирать средства и методы для интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их социализации в процессе занятий адаптивной физической культурой, используя при этом свои психологические знания;
- уметь проводить научно-исследовательскую работу; подбирать необходимые методики для выявления особенностей развития каждого отдельного члена группы и группы в целом; собирать и анализировать полученные научные данные, формулировать выводы.
II. Содержание курса
1. Разделы курса
Часть I. Введение в специальную психологию.
Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.
Раздел 1.2. Классификация психического дизонтогенеза.
Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии.
Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития.
Раздел 1.5. Характеристики аномального развития.
Раздел 1.6. Проблема депривации.
Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы.
Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
Часть П. Особенности психического развития лиц с нарушениями психофизического развития.
Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия.
Раздел 2.2. Закономерности психического развития слепых и слабовидящих.
Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения.
Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении.
Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией.
Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детского церебрального паралича.
Раздел 2.7. Общая характеристика умственной отсталости.
Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной отсталости.
Раздел 2.9. Характеристика детей с задержкой психического развития.
Раздел 2.10. Ранний детский аутизм.
Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития.
2. Темы и краткое содержание
ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ (всего 32 часа: 16 — лекций, 16 — семинарских занятий)
Раздел 2. Социальная психология
... ответов Промежуточная аттестация (тестирование) Специальность 31.02.01 Лечебное дело Раздел 2. Социальная психология Внимательно прочитайте задание. Выберите один вариант ответа. Задание № 1. ... -оценочных материалов позволяет оценить освоение следующих знаний: - основные задачи и методы психологии; - психические процессы и состояния; - структуру личности; - пути социальной адаптации ...
Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии (всего 2 часа: 2 часа лекций)
Характеристика объекта специальной психологии. Понятие об аномальном ребенке и аномальном развитии. Причины, определяющие отклонения в психическом развитии. Связь специальной психологии с другими науками. Становление и развитие специальной психологии. Взаимосвязь общей и специальной психологии. Проблемы, связанные с выделением тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии из общей психологической науки.
Основные методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др.
Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии.
Раздел 1.2. Классификация психического дизонтогенеза (всего 2 часа: 2 часа лекций)
Классификация В.В. Лебединского:
- общее стойкое недоразвитие;
- задержанное развитие;
- поврежденное развитие;
- дефицитарное развитие;
- искаженное развитие;
- дисгармоничное развитие.
Классификация МКБ-10.
Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект.
Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (сочетанный) дефект. Учение Л.С. Выготского об аномальном развитии. Понятие о хроногенности в структуре аномального развития.
Компенсация и ее физиологические основы. Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Бисоциальная природа компенсаторного приспособления. Понятие о коррекции вторичных отклонений при различных нарушениях.
Понятия адаптации. Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации.
Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации при абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.
Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефекта, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Замедление темпа приема, переработки и хранения информации.
Раздел 1.5, Характеристики аномального развития
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я-концепции». Связь «Я-концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития. 5 уровней формирования сознания (по теории А.Е. Личко).
Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста
... ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?» Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень ... «Чтение сказки» Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми детскими сказками. ...
Понятия схемы тела. Образы внешнего и физического «Я» ребенка. Аутопластическая или внутренняя картина болезни. Функциональная и онтогенетическая модель внутренней картины болезни.
Раздел 1.6. Проблема депривации
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики.
Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка. Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной депривации. Теория привязанности. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.
Логотерапия В. Франкла.
Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы
(всего 6 часов: 2 часа лекций, 4 часа семинарских занятий)
Определение понятия психотерапии. Различные формы психотерапии. Игротерапия как действенный метод работы с «особыми» детьми. Применение сказкотерапии и пескотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы психофизическом развитии.
Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
(всего 6 часов: 2 часа лекций, 4 часа семинарских занятий)
Понятие семьи. Функции, структура и динамика семьи. Семья как важный фактор психического развития ребенка. Типы воспитания в семье. Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Нарушения жизнедеятельности семьи.
ЧАСТЬ П. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(всего 58 часа: 28 часов лекций, 30 часов семинарских занятий)
Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия (всего 2 часа: 2 часа лекций)
Общие представления о дефицитарном дизонтогенезе.
Раздел 2.2. Закономерности психического развития слепых и слабовидящих (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Роль зрения в жизнедеятельности человека. Влияние потери зрения на процесс познания. Нарушения в ориентировочной и коммуникативной деятельности. Количественные и качественные изменения в процессе психической деятельности у слепых и слабовидящих. Дефекты, сопутствующие слепоте. Понятия тотальной и частичной слепоты. Слабовидящие. Рано- и поздноослепшие.
Основные причины нарушения зрительного анализатора и классификация глазных заболеваний.
Ранний онтогенез в условиях слепоты. Влияние слепоты на различные структурные компоненты психики.
История развития взглядов на личность слепого. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту. Эмоционально-волевая сфера слепых.
Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Проблема активности в тифлопсихологии. Роль и значение деятельности в процессе компенсации слепоты и слабовидения. Своеобразие игровой деятельности в раннем онтогенезе слепого ребенка. Тифлотехнические средства в процессе учебной и трудовой деятельности лиц с нарушением зрения. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.
1. Возрастные особенности развития детей школьного возраста
... надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников. Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей Младший школьный возраст (6—11 ... в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются. Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упражнения могут ...
Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Внимание. Внимание слепых в трактовке психологов различных направлений. Свойства внимания в условиях нарушения зрения. Ощущения слепых и слабовидящих. Сенсорная организация человека при дефектах зрения. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих людей.
Коррекция восприятия при нарушениях зрения.
Своеобразие мыслительных операций при нарушенном зрении. Формирование понятий у слепых и слабовидящих.
Пространственная ориентация слепых. Особенности обучения пространственной ориентировке поздноослепших.
Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Классификация нарушений слуха. Причины стойких нарушений слуха у детей. Различия в развитии слышащего и глухого ребенка, начиная с младенчества. Специфические средства общения глухих. Сопутствующие заболевания при глухоте и тугоухости.
Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слуха.
Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детского церебрального паралича (всего 6 часов: 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Системная модель моторного контроля. Этиология и патогенез детского церебрального паралича (ДЦП).
Общая характеристика детей с ДЦП. Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. Основные формы ДЦП.
Особенности структуры двигательных нарушений. Характеристика речевых расстройств. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.
Раздел 2.7. Общая характеристика умственной отсталости (всего 6 часов: 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Понятие умственной отсталости. Этиология и патогенез умственной отсталости. Классификации умственной отсталости. Характеристика личности умственно отсталого ребенка. Особенности познавательной деятельности, памяти и внимания при умственной отсталости. Особенности эмоциональноволевой сферы у умственно отсталых детей. Особенности двигательного анализатора при умственной отсталости.
Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной отсталости (всего 8 часов: 2 часа лекций, 6 часов семинарских занятий)
Познавательная деятельность у умственно отсталых. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Развитие внимания при умственной отсталости. Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Соотношение речи и мышления.
Раздел 2.9. Характеристика детей с задержкой психического развития
(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)
Классификации задержек психического развития (ЗПР):
- ЗПР конституционального происхождения;
- ЗПР соматогенного происхождения;
- ЗПР психогенного происхождения;
- ЗПР церебрально-органического происхождения.
Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР. Причины ЗПР у детей. Динамика соотношения детей с проблемами в развитии с нормально развивающимися детьми.
Раздел 2.10. Ранний детский аутизм (всего 8 часов: 4 часа лекций, 4 часа семинарских занятий)
Понятие аутизма. Классификация нарушений при раннем детском аутизме (РДА).
Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характеристика РДА. Особенности и динамика развития при аутизме. Виды помощи людям с РДА. Классификация МКБ-10. Мифы об аутизме. Методы работы с аутичными детьми.
Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития (всего 8 часов: 2 часа лекций, 6 часов семинарских занятий)
Нетрадиционные формы работы с аномальными детьми. Кэпхилльское движение. Интеграционное обучение детей с проблемами в развитии.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
- Что общего во всех психологических отраслях и чем они отличаются друг от друга?
- Какие методы диагностики предпочтительнее использовать в работе с детьми с отклонениями в психическом развитии?
- Где и каким образом должна проходить экспертиза отклонений?
- Какая организация имеет право направлять ребенка в специальные образовательные учреждения?
- Компенсация психических функций, какие авторы занимались данной проблемой?
- Классификации нарушений психического развития. Авторы. Сходства и различия.
- Теория Л.С. Выготского.
- Теория А. Адлера.
- Влияние материнской депривации на психическое развитие детей-сирот с нарушениями психического развития.
- А. Фрейд и детский психоанализ в рамках специальной психологии.
- Проблема становления Я-концепции у детей с психофизическими нарушениями.
- Формы работы с детьми с отклонениями в развитии.
- Как адаптивная физическая культура может помочь психологу в его работе?
- Как психолог может помочь в работе учителю адаптивной физической культуры?
- Нужен ли психолог в команде спортсменов-инвалидов? Обоснуйте свое мнение.
- Какие особенности есть у семьи, воспитывающей ребенка-инвалида?
- Отличаются ли семьи, воспитывающие ребенка-инвалида и ребенка с ослабленным здоровьем?
- Как может помочь спорт и адаптивная физическая культура интеграции семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, в общество?
- Какие личностные особенности присущи инвалидам по зрению?
- Какие формы двигательной активности предпочтительнее выбирать при планировании психокоррекционной работы с инвалидами по зрению?
- Какие особенности эмоционально-волевой сферы есть у инвалидов по зрению?
- Нужно ли использовать жестовую и дактильную речь в работе учителя и психолога с инвалидами по слуху?
- Какие характерологические особенности есть у инвалидов по слуху?
- Как формируются понятия, относящиеся к миру эмоциональных переживаний у инвалидов по слуху?
- Существуют ли общественные организации, которые помогают в адаптации инвалидам по слуху?
- Что общего есть у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития?
- Какие особенности волевых процессов есть у детей с ЗПР?
- Необходимы ли занятия адаптивной физической культурой инвалиду с умственной отсталостью?
- Нужен ли психолог в работе специального олимпийского комитета? Обоснуйте свое мнение.
- Особенности трудовой деятельности инвалидов по слуху.
11.4. Примерная тематика рефератов
- История становления специальной психологии как самостоятельной науки.
- Вклад русских ученых в специальную психологию.
- Теория А. Адлера о сверхкомпенсации: «за» и «против».
- Система помощи детям с психофизическими нарушениями в нашей стране.
- Системы психолого-педагогической помощи ребенку с психофизическими нарушениями за рубежом.
- Использование психотерапевтических техник в работе с детьми с на рушениями психического развития.
- Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости.
- Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.
- Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
- Вальдорфская система помощи детям с отклонениями в психическом развитии.
- Роль учебной деятельности в умственном развитии ребенка с дефектом слуха.
- Специфические средства общения детей с нарушением слуха.
- Общение и его особенности у детей с нарушением слуха.
- Особенности личности у детей с нарушением слуха.
- Особенности внимания у детей с нарушением зрения.
- Психологические особенности детей с нарушением зрения.
- Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
- Пескотерапия как метод работы с детьми с умственной отсталостью.
- Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления у умственно отсталых школьников.
- Коррекционное значение развития эмоционально-волевых процессов у умственно отсталых.
- Особенности становления Я-концепции у умственно отсталых детей.
- Трудотерапия в работе с умственно отсталыми детьми.
- Особенности психического развития детей с ЗПР.
- Особенности развития речи у детей с нарушениями психического раз вития (на примере одной нозологии).
- Коррекция девиантного поведения методами психотерапии.
5. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену
1. Предмет специальной психологии и его задачи.
- Своеобразие методов и методических приемов, используемых в специальной психологии.
- Специальная психология в системе наук о человеке.
- Роль и значение теории Л.С. Выготского в отечественной специальной психологии.
- Понятие о дефекте и его структуре.
- Понятие дефекта и функциональной системы.
- Симптомы дизонтогенеза и болезни.
- Общие и специфические закономерности аномального развития.
- Понятие компенсации, ее структура.
- Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Теория А. Адлера.
- Понятие адаптации и дезадаптации.
- Психология семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
- Понятие депривации. Ее виды, депривационный синдром.
- Теория В. Франкла и понятие депривации. Теория привязанности.
- Общая характеристика основных видов дизонтогенеза.
- Основные движущие силы и условия нормального и аномального развития.
- Основные причины отклоняющегося развития.
- Роль зрения в развитии человека.
- Роль слуха в развитии человека.
- Общение и его значение в нормальном развитии человека.
- Причины слепоты и слабовидение. Классификация зрительных нарушений.
- Причины глухоты. Классификация слуховых нарушений.
- Понятие о ЗПР. Этиология. Классификация.
- Общие понятия об умственной отсталости. Этиология.
- Классификации умственной отсталости. Сходства и различия.
- Развитие психомоторики умственно отсталого ребенка,
- Понятие о поврежденном развитии.
- Искаженное психическое развитие.
- Дисгармоническое психическое развитие,
- Системы работы с детьми с отклонениями в развитии: традиционные и альтернативные.
- Внимание и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
- Воображение и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
- Мышление и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
- Речь и ее особенности у детей с нарушениями в развитии.
- Представления и их особенности у детей с нарушениями в развитии
- Эмоциональная сфера и ее особенности у детей с нарушениями в развитии.
- Особенности физического развития у детей с проблемами.
- Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
- Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.
- Особенности игровой деятельности детей с отклонениями развитии.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ |
|||||
№
|
Наименование темы
|
Количество часов |
|||
Всего
|
Аудиторные занятия |
Само- стоя- тельная работа
|
|||
Лек- ции |
Семи- нары |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Часть I. Введение в специальную психологию |
54 |
16 |
16 |
22 |
|
1. |
Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии |
4 |
2 |
— |
2 |
2. |
Раздел 1.2. Классификация психического дизонтогенеза |
|
2 |
— |
2 |
3 . |
Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии |
6 |
2 |
2 |
2 |
4 . |
Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития |
6 |
2 |
2 |
2 |
5 . |
Раздел 1.5. Характеристики аномального развития
|
6 |
2 |
2 |
2 |
6 . |
Раздел 1.6. Проблема депривации
|
6 |
2 |
2 |
2 |
7. |
Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы
|
12 |
2 |
4 |
6 |
8 . |
Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида |
10 |
2 |
4 |
4 |
Часть П. Особенности психического развития лиц с нарушениями психофизического развития |
126 |
28 |
30 |
68 |
|
1 . |
Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия |
6 |
2 |
— |
4 |
2 . |
Раздел 2.2. Закономерности психического развития слепых и слабовидящих |
8 |
2 |
2 |
4 |
3. |
Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения |
8 |
2 |
2 |
4 |
4 |
Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении |
8 |
2 |
2 |
4 |
5 |
Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией |
10 |
2 |
2 |
6 |
6 |
Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детского церебрального паралича |
14 |
4 |
2 |
8 |
7 |
Раздел 2.7. Общая характеристика умственной отсталости |
14 |
4 |
2 |
8 |
8 |
Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной отсталости |
16 |
2 |
6 |
8 |
9 |
Раздел 2.9. Характеристика детей с задержкой психического развития |
10 |
2 |
2 |
6 |
10 |
Раздел 2.10. Ранний детский аутизм |
16 |
4 |
4 |
8 |
11 |
Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития |
16 |
2 |
6 |
8 |
|
Итого |
180 |
44 |
46 |
90 |
IV. Форма итогового контроля
Дисциплина (курс) преподается с 9-го по 10-ый семестр включительно, завершается экзаменом в 10-ом семестре. В 9-ом семестре предусмотрен зачет.
Третьим вопросом на экзамене является практический вопрос, где студент должен показать умение владеть психодиагностическими методиками (задание выполняется в течение учебного года и предоставляется в письменном виде).
V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендуемая литература (основная)
-
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопси хологии. — М., 1994.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.
2. Рекомендуемая литература (дополнительная)
-
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Про гресс, 1996.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982.
- Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. — М., 1982.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997.
- Васерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство / Васерман ЛИ., Дорофеева С.А., МеерсонЯ.А. — СПб., 1997.
- Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Власова Т.А., Певзнер М.С.-М., 1973.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. — В 6-ти тт. — М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. — М., 1996.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. — М., 1956.
- Выготский Л.С. Слепой ребенок. — Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5.
- Гозова А.П. Изучение психического развития аномальных детей / Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. — М., 1983.
- Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Шипицына Л.М. — СПб.: МУ- СиР, 1997.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.
- Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М., 1956.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку / Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. — СПб., 1998.
- Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. — М: Просвещение, 1967.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского и др. — М., 1984.
- Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей / Иванов Е.С., Исаев Д.Н. — СПб.: ИСПиП МУСиР, 2000.
- Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
- Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. — М., 1983.
- Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под науч. рук. Л.М. Шипицыной, Е.С. Иванова. — СПб., 2000.
- Лангмейер А.Г. Психическая депривация в детском возрасте / Лангмейер А.Г., Матейчик 3. — Прага, 1984.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномально го развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции и действий у детей в норме и патологии. — М.: Педагогика, 1983.
- Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. — М.: Медицина, 1986.
- Мещерякова А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.
- Морозова Г.Н. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. — М., 1969.
- Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. — СПб., 1997.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения / Под науч. рук. И.А. Смирнова. — СПб., 1995.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. — М., 1959.
- Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Дульнева. — М., 1973.
- Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 1971.
- Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 1999.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании — М., 1995.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих школьников. — М., 1978.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.
- Сверлов М.С. Пространственная ориентировка слепых. — М., 1954.
- Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП / Семенова К.А., Мастюкова Е.М. — М.: Медицина, 1972.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1990.
- Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 1998.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М.: МГУ, 1980.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
- Усанова О.Н. Специальная психология. — М.: МГПИ, 1990.
- Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
- Шипицына Л.М. Социально трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта: Методическое пособие / Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. — СПб., 1996.
- Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. — СПб, 1995.
- Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 17
- Шишщына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
- Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. — СПб., 2000.
- Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухих. — Л., 1961.
3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа
- Видеофильм «По ту сторону одиночества» -1 ч. 10 мин.
- Видеофильм «Сказки для родителей» — 1 ч. 10 мин.
- Видеофильм «Со1еg Elidyr» — 30 мин.
- Видеофильм «Мы учимся читать по губам» — 26 мин.
- Видеофильм «Маленькая страна» — 30 мин.
- Видеофильм о работе с детьми с девиантным поведением в спец. школе г. Шексна — 1 час.
- Видеофильм о работе родительского клуба в специальной (коррекционной) школе № 4 г. Санкт-Петербурга — 30 мин.
- Видеофильм «Знакомство» — 45 мин.
- Видеофильм «Родительский театр» — 45 мин.