Тема 5
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ
Важная роль в исследовании эмоциональных расстройств принадлежит анамнестическому методу, с помощью которого изучается эмоциональная сфера в процессе жизни больного, и клиническому наблюдению за его поведением. Для объективной характеристик эмоциональных реакций, состояний и отношений используются физиологический, биохимический и экспериментально-психологический методы.
При исследовании эмоций особенно большое значение придается вегетативным реакциям. Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменений вегетативной нервной системы является кожно-гальваническая реакция (КГР).
В качестве показателя эмоциональной сферы человека КГР (в литературе прошлых лет — психогальванический рефлекс) изучалась многими авторами
В наших и руководимых нами исследованиях использовались различные варианты методик, основывающихся на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение получил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативного эксперимента, заключающийся в применении словесных раздражителей, различных по эмоциональной значимости для больного, в сочетании с регистрацией КГР. В таком эксперименте физиологические изменения определяются избирательным отношением человека к содержанию раздражителя и, следовательно, имеют не только физиологический, но и психологический смысл.
В работе В. М. Шкловского была использована методика, в которой учитывались и количественные, и качественные показатели кожно-гальванической реактивности, в том числе наличие вспышек спонтанных колебаний, более выраженных реакций в ответ на ситуационно-значимые слова по сравнению с незначимыми, эффекта последействия (повышение реакции на незначимое слово, если оно следует после значимого).
КГР при мысленном представлении пси-хотравмирующей ситуации. Измерялись амплитуда КГР и общая длительность реакции.
Л. К. Богатской описана психофизиологическая методика для исследования эмоциональных отношений у психически больных. Регистрация КГР сочеталась с попыткой включения больных в воображаемые ситуации, отражающие значимые для них отношения. Испытуемому для мысленного представления предъявлялись 5 содержательно-значимых и 4 индифферентных сюжета Содержательно-значимыми сюжетами стремились вызвать у психически больных (главным образом с выраженными апато-абулическими расстройствами) представления, связанные с системами отношений, касающихся семьи, ближайшего окружения, работы, будущего.
Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм
... больных. Из них 160 больных шизофренией. Эти больные были без острой психопатологической симптоматики, без грубого эмоционального ... быть искусственны, не отражать существенных отношений действительности, но они должны ... установлены в клинике после выписки больного. Результаты исследования. Испытуемые этой группы ... носили выборы больных шизофренией. Этими больными при выполнении метода пиктограмм было ...
Для количественной характеристики эмоциональных отношений в этой работе использовался, в частности, специальный индекс эмоциональности. С целью вычисления этого индекса — измеряется максимальная амплитуда среди реакций КГР на содержательно-значимые представления; определяется средняя величина амплитуды при индифферентных представлениях; находится отношение, показывающее, во сколько раз интенсивность реакции на наиболее эмоционально-значимое представление превышает реакцию на индифферентное.
В числе других вегетативных характеристик, использующихся при изучении эмоций, учитываются частота и ритмика сердечных сокращений, ЭКГ, показатели дыхания (частота дыхания, амплитуда дыхательных волн и др.), изменения артериального давления, элек тромиограммы .
Среди вегетативных показателей подчеркивается значение сердеч ных реакций в качестве индикатора эмоциональных состояний и ег относительная независимость от других физиологических показате лей, причем показатель вариабельности сердечно-сосудистых реакций рассматривается в качестве особенно надежного индикатора психического напряжения. Ритмограмма представляет собой последовательный ряд межсистолических интервалов сердца. Для визуального анализа ритмограмма регистрируется в графическом виде на бумажной ленте, где последовательно записываются интервалы R—R. ЭКГ в виде вертикальных линий. Обычно анализируются частота, амплитуда дыхательных волн, время вое становления сердечных реакций к исходному уровню после воздействия и др.
Многочисленные исследования были посвящены поискам электро энцефалографических коррелятов эмоционального напряжения у че ловека [Бобкова В. В., 1967; Экелова-Багалей Е. М. и др., 1975 Русалова М. Н., 1979, и др.]. Чаще указывается, что эмоции сопро вождаются угнетением альфа-ритма и усилением быстрых колебаний Однако в последнее время другими авторами подчеркивается, ч-п на фоне эмоционального напряжения нередко повышается амплитуд. альфа-ритма, увеличивается альфа-индекс, усиливаются медленны ритмы. М. Н. Русаловой показано, что электроэнцефалографически сдвиги при эмоциях представляют результат взаимодействия систек реализующих, с одной стороны, собственно эмоциональное напряже ние, а с другой,— регулирующих процессы внимания (их направлен ность, интенсивность, степень новизны эмоционально-значимого сти мула), чем, по автору, и объясняются различия, выявляемы в электроэнцефалограмме.
Современная психофизиологическая техника позволяет исследо вать в качестве коррелятов эмоциональных реакций, состояний отношений различные физиологические показатели, часто при однс временной их полиграфической регистрации. Так, на рис. 2 приведе на запись электроэнцефалограммы, электрокардиограммы, дыхани и КГР у больной истерией в ответ на безразличное слово “воздух и эмоционально-значимое слово “Коля” (имя мужа, включенног в психогению).
Средства снятия психо-эмоционального напряжения
... которой психическое напряжение тут же отражается в виде повышенного тонуса мускулатуры, а напряжение мышц усиливает эмоциональное напряжение. По мнению ... настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, ... Куэ предполагает прямое воздействие на настроение и эмоции человека путем сознательного формирования соответствующих мысленных образов. ...
Выявляются более выраженные и более длитель ные реакции на эмоционально-значимое слово — ЭЭГ, КГР, дыха ние (см. рис. 2.6.).
Начиная с известных работ В. Кэннона (1927), внимание иссле дователей было привлечено к биохимическим коррелятам эмоцио нальных состояний. В последние десятилетия увеличению числа эти работ способствовал возрастающий интерес к проблеме эмоциональ ного стресса.
Во многих исследованиях [Губачев Ю. М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др., 1976; Мягер В. К., 1976; Levi L., 1970, 1972, и др.] не только был подтвержден факт изменения уровней биохимически активных веществ при эмоциональных сдвигах, но и показано, что определенным эмоциям, возможно, сопутствуют характерные изменения тех или иных биохимических веществ.
Проведенное нами сопоставление биохимических и психологических показателей свидетельствует о том, что при всей важности учета степени и характера эмоционально-аффективного напряжения в соотношении эмоций и биохимических сдвигов у больных неврозами играет роль не простое усиление эмоциональных реакции, а их преломление через особенности личности и систему ее отношений.
Изучение мимической стороны эмоций имеет большую историю. Начатые еще Ч. Дарвином и В. М. Бехтеревым, исследования в этих направлениях не потеряли своей актуальности до настоящего времени. Более того, в ряде случаев (например, при космическом полете, деятельности операторов подводных аппаратов), когда могут использоваться одни лишь каналы радио- и телесвязи, резко возрастает значение экспрессивных проявлений человека (мимика, речь и др.) для оценки эмоционального состояния. Из огромного числа публикаций последнего периода укажем лишь несколько.
В. А. Барабанщикова и Т. Н. Малкова (1980) на основании исследований П. Экмана (1973), в которых были выделены и описаны мимические проявления таких эмоций, как гнев, страх, удивление, отвращение, радость, горе, разработали методику для качественной и количественной оценки восприятия эмоциональных проявлений другого человека. Авторами даны стандарты мимических выражений эмоций. В ряде работ, выполненных под руководством А. А. Бодале-ва [Лабунская В. А., 1976, и др.], исследовались объективные и субъективные условия, влияющие на успешность опознания эмоционального состояния по выражению лица. К субъективным условиям, установленным в эксперименте, В. А. Лабунская (1976) относит показатели уровня развития невербального интеллекта, экстравертирован-ности и эмоциональной подвижности.
В качестве других экспрессивных проявлений человека, используемых при изучении эмоций, нередко выступает речь, такие ее фонетические характеристики, как речевая интонация, манера говорить и др. Различными авторами они используются с целью идентификации эмоционального состояния (Бажин Е. Ф., Корнева Т. В., 1978, и др.].
Несколько подробнее остановимся на методике Е. Ф. Бажина и сотр., позволившей получить новые результаты, существенные прежде всего для лечебно-реабилитационной практики. Основу методики составили магнитофонные записи речи 23 больных шизофренией и маниакально-депрессивным психозом, находившихся в различных эмоциональных состояниях. Больные произносили одни и те же фразы, состоящие из эмоционально-нейтральных предложений. Идентификация эмоциональных состояний производилась комиссией врачей-экспертов по специальной многомерной шкале, которая включала сниженное настроение, страх, гнев, радость, апатию. Испытуемый мог использовать алфавит, содержащий ряд оттенков указанных эмоциональных состояний, например, для сниженного настроения — легкая грусть, выраженная грусть (печаль), тоска.
Влияние музыки на состояние человека
... воздействие. Воздействие музыки на психологическое состояние человека Музыка может как созидать, так ... эмоциональным восприятием музыка может стать магическим прикосновением, пробуждающим и согревающим очерствевшее сердце. Веселая, искрящаяся музыка действует как истинное противоядие от отрицательных и депрессивных эмоций: ... от алкоголизма. МЕЛОДИЯ. Комбинация ритмов, тонов и ударений рождают каждый раз ...
При обработке полученных данных степень соответствия оценки аудитора оценке экспертов определялась по шестибалльной системе, после чего для каждого аудитора подсчитывался средний балл выполнения теста, характеризующий его “аудиторские способности”. В исследованиях Е. Ф. Бажина и Т. В. Корневой было показано, что идентификация эмоционального состояния диктора по речи, лишенной произвольного лексико-семантического аспекта, является выполнимой задачей, с которой в той или иной степени справились все испытуемые, хотя качество выполнения ее было неодинаковым. В определенной степени оно оказалось связанным с половыми, возрастными характеристиками испытуемых и их личностными особенностями [Корнева Т. В., 1978].
Исходя из того, что мимика и эмоциональная интонация речи выступают в качестве наиболее существенных элементов экспрессии, Н. А. Ганиной и Т. В. Корневой (1980) предложена методика, в которой испытуемому одновременно предъявляются образцы речевой и мимической экспрессии (30 фотографий лиц с эмоциональными 58
состояниями, наиболее соответствующими образцам речевой экспрессии описанной выше методики аудиторского анализа).
Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с целью определения эмоционального состояния говорящего. В работе В. X. Манерова (1975) учитывались частота основного тона речи за каждый период; средняя частота основного тона за любой отрезок высказывания; дисперсия частоты основного тона; изрезанность кривой основного тона. Автор пришел к выводу, что наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона; измерение изрезанности мелодического контура, дисперсии и средней частоты основного тона может быть использовано для определения степени эмоционального возбуждения говорящего путем сравнения их со значениями, полученными в норме на тех же стандартных фразах. В работе подчеркивается, что аппаратурный анализ речи в настоящее время не позволяет, однако, достаточно успешно определить вид эмоционального состояния.
Широкий обзор других методов изучения экспрессивного компонента эмоций представлен в монографии К. Изарда (1980) “Эмоции человека”, изданной на русском языке.
Наличие связи между цветовой чувствительностью и эмоциональной сферой человека послужило основанием для разработки методов, характеризующих эмоциональное состояние испытуемого по изменению его цветовой чувствительности. Ф. И. Случевский (1974) указывает на такой метод, разработанный его сотрудником Э. Т. Дорофеевой (1967, 1970) и основанный на индикации эмоционального тона по отношению порогов цветоощущения, определяемых при помощи аномалоскопа. Метод позволяет дифференцировать (правда, без определения степени выраженности) шесть градаций и оттенков настроения, которые психопатологически могут быть обозначены как маниакальный — депрессивный, дисфорический — тревожный, эйфо-рический — астенический. В экспериментах, в частности, было установлено, что при повышенном, радостном, маниакальном состоянии цветовосприятие красного возрастает, а синего — ухудшается. Отрицательные эмоции, напротив, сопровождаются повышением чувствительности к синему и снижением — к красному цвету.
Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных ...
... депрессивных расстройств различного генеза. Практическая значимость. Предложенное сочетание вербальной и проективной методик исследования личности больных, страдающих депрессивными расстройствами может быть использовано в практической работе клинических психологов. ... что психические процессы, психическая деятельность формируются прижизненно, психолог направляет свои усилия на поиск метода, к
А. М. Эткиндом (1980) предложен цветовой тест отношений, созданный на основе цветоассоциативного эксперимента. В предшествующих исследованиях было показано, что цветовые ассоциации к эмоциональным терминам на высоком уровне значимости (р<0,001) дифференцируют основные эмоциональные состояния. Методика позволяет получить такие характеристики отношения, как их значимость для личности, выявить осознаваемый и неосознаваемый уровни отношений и др.
В качестве иллюстрации сошлемся на приведенные в работе А. М. Эткинда результаты исследования больной, страдающей неврозом. Невротическое состояние развилось после того, как больную неожиданно бросил жених. В вербальной раскладке пациентки же них занимает последнее место в системе значимых для нее лиц.
59
В то же время она ассоциирует его с зеленым цветом, оказавшимся на первом месте по привлекательности. Здесь максимальное вер-
•бально-цветовое расхождение и соответствующая ему низкая корреляция между вербальной и цветовой раскладками могут свидетель-сгвовать о низкой степени осознания больной значимости для нее данного отношения и важной роли последнего в происхождении психогении.
Для исследования эмоциональной сферы и в частности эмоциональных отношений использовался семантический дифференциал [Беспалько И. Г., 1975; Галунов В. И., Манеров В. X., 1979].
В заключение следует назвать несколько методик, которые, наряду с указанными выше, отражают личностный подход в изучении эмоций. Это методика Б. В. Зейгарник (1927, 1976), основанная на феномене “незавершенных действий”, “методика сопряженных моторных действий” А. Р. Лурия (1928) для оценки эмоционально-моторной устойчивости и методика К. К. Платонова (1960), позволяющая выявить эмоционально-сенсорную устойчивость индивида.
Наконец, представления об эмоциональных расстройствах, прежде всего эмоциональных состояниях и отношениях, могут быть получены с помощью различных проективных методик (ассоциативный эксперимент, ТАТ, Роршаха, и др.), опросников и шкал (MMPI, Хайновского, Уэсмана—Рикса, и др.).
Некоторые дополнительные ссылки на методы изучения эмоций, основанные на непосредственных самоотчетах об эмоциональных переживаниях, содержатся в уже упомянутой работе К. Изарда (1980).
•МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ ПРОЦЕССОВ
Охарактеризовать волевые свойства больного можно на основании целенаправленного изучения истории его жизни и путем наблюдения за его поведением в быту, палате, во время трудовой терапии и т. п. Наблюдения могут проводиться в обычных условиях и при моделировании ситуаций разной степени трудности для испытуемого. Представление о волевых процессах может быть получено также с помощью ряда инструментальных методов.
Методика многомерного исследования нравственности
... меня не бывает проблем, если я выполняю требования старших. Меня не раздражают больные дети. Жесткая требовательность к подчиненным залог успеха любого начальника. Женщине можно простить ...
Различные виды реактометров позволяют учитывать двигательную реакцию человека в условиях эксперимента, рассматриваемую! в качестве простейшего волевого акта. |
Для изучения мышечной работоспособности, ее устойчивости;
и динамики утомления, в связи с особенностями волевого усилия,’ широко применяется исследование на специальном приборе — эргографе. Запись, полученная на этом приборе, называется эргограм-;
мой и у здоровых людей характеризуется определенной высотой, свидетельствующей об удовлетворительной мышечной силе, равномерностью и темпом. На рис. За представлена нормальная эргограмма. Рис. 3,6,в иллюстрирует нарушение мышечной силы, равномерности и темпа на эргограммах больных шизофренией с апато-абу-
Волевое усилие испытуемого может характеризовать кривая его умственной работоспособности, полученная при использовании пробы Крепелина.
В одной из ранних работ В. Н. Мясищева (1930) указывается, что в сущности в экспериментальной психологии не было объективного метода для исследования волевого усилия. Обычно исследовалось не столько волевое усилие, сколько продуктивность работы. Автором была предложена методика, в основе которой лежало экспериментально подтвержденное им положение о том, что реализация человеком волевого усилия в процессе целеустремленной деятельности сопровождается рядом одновременно протекающих физиологических процессов, динамика которых, будучи тесно связанной с динамикой волевого усилия, отражает особенности последнего. Это дает возможность полиэффекторной регистрации физиологических процессов, сопровождающих волевое усилие. При анализе экспериментальных материалов основное внимание обращалось на соотносительное изучение выполнения испытуемым нарастающих по трудности заданий и соответствующих им вегетативно-соматических изменений.
Основываясь на этом принципе, мы разработали новый вариант методики, в котором при сохранении условия параллельного исследования ряда эффекторов были использованы современные технические возможности регистрации физиологических показателей, характеризующих нейровегетативную реактивность (биоэлектрической активности коры головного мозга, реоэнцефалограммы, электрокардиограммы, гальванограммы и дыхания).
В связи с необходимостью исследовать усилие у больных с психическими заболеваниями была предложена иная система раздражителей и специальных заданий (Карвасарский Б. Д., 1969; Карвасарский Б. Д. и др., 1969].
В качестве функциональных раздражителей использовались от-крывание и закрывание глаз, звук, фотостимуляция, после чего больному последовательно предъявлялись задания нарастающей трудности: усложняющийся счет, дозированное увеличение физической нагрузки на динамометре (10 кг, 15 кг, максимальное сжатие) и возрастающая по времени задержка дыхания (15 с, 20 с, максимальная задержка).
Личностные особенности психосоматических больных
... В последние десятилетия ХХ века изучению психологического профиля соматических больных были посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Эти исследования ... на развитие психосоматики. 3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных. 4. Проанализировать полученные результаты сформулировать выводы. Гипотеза исследования - пациентам ...
При выполнении каждого из заданий первые наибо-
•»ее легкие задачи повторялись для угашения ориентировочных реакции
i 1ри uu.cnt\t- ^^п-лпт! uu^<a Lu.d.nu^D оппмгямис п<я ^iciicno ^’DCi’m^n-
ния физиологических реактивных отклонений по мере нарастания трудности задач по счету, динамометрии и задержке дыхания. Учитывались и качественные особенности выполнения этих заданий (правильность счета, максимальный результат, разница между средним и максимальным результатом; по А. Ф. Лазурскому (1916), чем больше это различие, тем больше усилие).
Использование полиэффекторного принципа позволяет оценивать степень усилия не в зависимости от индивидуальной возбудимости отдельных эффекторных систем, а по целому ряду физиологических показателей, что обеспечивает большую надежность заключения об усилии. Подобную же цель преследовало включение в психофизиологическую методику различных по качеству функциональных проб и заданий.
На рис. 4 представлены результаты исследования усилия описанной психофизиологической методикой. Усложнение задания по счету сопровождается усилением физиологических реакций: удлинением периода депрессии альфа-ритма ЭЭГ, учащением сердцебиений, уменьшением амплитуды реоэнцефалограммы, изменением гальванограммы с появлением ряда кожно-гальванических рефлексов, учащением дыхания.
В отделении восстановительной терапии психически больных Института им. В. М. Бехтерева [Кабанов М. М., 1978] для объектив-;
ного учета степени выраженности волевых нарушений и их динамики под влиянием реабилитационных воздействий были использованы миотонометрия и теппинг-тест. Благодаря своей простоте и доступности они удовлетворяют требованиям исследования больных • даже с глубоким апато-абулическим дефектом.
В случае миотонометрии специальным прибором миотонометром последовательно измеряется величина мышечного тонуса в одной и той же точке — при задании сначала максимально расслабить мышцы предплечья, а затем максимально напрячь их. Учитывается разница между двумя показателями. Выбор этой методики определяется , тем, что степень изменения тонуса (амплитуда колебания), т. е. воз-;
можность расслабить и напрячь скелетную мускулатуру, зависит’ от способности больного развить определенное усилие. Так кай учитывается не сам тонус мышцы, а его изменение, то степень тренированности больного, мышечная сила не влияют существенным образом на показатели усилия.
В основу второй методики был положен теппинг-тест, или измерение темпа мышечных движений. Темп мышечных движений определяется с помощью прибора, названного “счетчиком ударов пальцем”, который фиксирует удары и показывает их число на специальной шкале. Сопоставляются результаты больного, показанные в течение 15 с в произвольном, а затем в максимальном темпе. Для оценки степени усилия у разных больных используется формула, предложенная И. Г. Беспалько и Б. В. Иовлевым (1969).
В числе немногих приемов, позволяющих получить количественную оценку волевой сферы, заслуживает внимания методика, разработанная Е. М. Экеловой-Багалей и Л. А. Калининой (1976).
ОБЩАЯ СХЕМА И ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
... Использование прикладных статистических программ 5. ПИСЬМЕННОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Наглядное представление результатов Дипломная (выпускная) работа. Структура отчета о научно-исследовательской работе. Рукопись статьи. 6. АННОТИРОВАННЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ...
В нем использован принцип исследования психического пресыщения пс А. Карстену. Испытуемый выполняет длительное и монотонное задание (например, сложение цифр), приводящее его в конце кон-
п П
Цов к состоянию пресыщения, отказу от дальнейшего выполнения задания. Весь процесс эксперимента разбит авторами на 4 этапа. Если испытуемый отказывается от выполнения задания в ходе первых трех этапов, он принуждается к его продолжению без объяснений. На 4-м же этапе экспериментатор изменяет тактику, создавая мотив нужности выполняемой работы, значимости ее результатов для общественной репутации испытуемого, т. е. используется то, что Г. П. Чхартишвили (1955) назвал “волевым мотивом”. Продуктив-
ность работы испытуемого на 2—4-м этапах оценивается по отношению к продуктивности на 1-м этапе, принимаемой за 100%. Авторы исходят из предположения, что реализации волевого мотива мешает состояние пресыщения, поэтому для его преодоления требуется усилие. Величина повышения продуктивности работы на 4-м этапе по сравнению с 3-м дает возможность судить о степени волевого усилия. Исследование 2 групп испытуемых — здоровых и больных со снижением усилия по клиническим данным — показало, что если в первой повышение продуктивности работы составило на 4-м этапе 40%, то во второй группе больных—отмечено понижение на 8%;
различия статистически достоверны в высокой степени.
Учитывая, что самостоятельность выступает в виде одной из наиболее существенных характеристик волевых качеств личности, противоположная ей черта — внушаемость — в определенной мере также дает представление об их особенностях.
Среди ряда исследований укажем на работу, выполненную в нашей клинике В. И. Петриком (1979).
Методика включала в себя регистрацию относительного изменения температуры пальца кисти под воздействием внушения. Суггестия направлялась на возникновение тепла в пальце. Продолжительность внушения ориентировалась на достижение максимального результата и для разных форм неврозов оказалась разной. Автором разработан специальный электротермометр, предназначенный для длительной регистрации относительного изменения температуры в пределах 25°. Методика дала возможность изучить особенности внушаемости у больных с различными формами неврозов и психопатией, получить динамические характеристики суггестивного акта, рассмотреть условия проведения внушения, позволяющие усилить суггестивный эффект и пр.