Федеральное агентство по образованию
Российский государственный торгово-экономический университет
Дмитровский филиал
Контрольная работа
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Методы психологических исследований»
Выполнила: студентка 2 курса 705 группы
Карпова В.Н.
Проверила: Васина Н.В.
Дмитров 2007г.
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….….3
Методы психологических исследований……………………………………….4
Организационные методы……………………………………………………….5
Эмпирические методы……………………………………………………………7
Методы психологической коррекции………………………………………….10
Методы обработки данных……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………..12
Введение.
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л.Рубинштейн).
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых явлений.
Психологические явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, истории и ряда других наук.
Методы психологических исследований.
Глава II — организация и методы исследования психологических ...
... методов и методик исследования Методы исследования В данной курсовой работе были применены анализ и обобщение литературных материалов, тестирование и метод качественного и количественного анализа результатов исследования. Теоретический анализ научной ... их применению возможно получение достоверной информации. Методики исследования Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. ...
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям:
· объективность. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.
· валидность и надежность. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Под надежностью имеется в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Каждое психологическое исследование на любом этапе развития психологии содержит три типа моделей: концептуальную, процедурную и эмпирическую.
Концептуальная модель – целостная система понятий, категорий, законов и т.д., раскрывающая сущность данного явления и позволяющая его описывать, объяснять или непосредственно управлять им.
Процедурная модель – определенные правила, алгоритмы, методики, методы конкретной науки по получению переработке информации.
Эмпирическая модель – целостная система количественных и качественных характеристик интересующего нас явления в конкретных пространственно-временных рамках.
В психологии исследователи выделяют следующие группы методов (по Б.Г. Ананьеву):
· организационные методы;
· эмпирические методы;
· методы психологической коррекции;
· методы обработки данных.
Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное – как он работал, каков характер ошибок и т.д. Поэтому, при организации психологических исследований необходимо соблюдать их основополагающие принципы:
Возникновение и развитие метода тестирования
... и, наконец, область экспертизы — медицинской, судебной и т.п. Возникновение и развитие метода тестирования Возникновение метода тестирования, как уже указывалось выше, произошло в конце XIX в. на ... ситуации тестирования и пр.). Психологические тесты особенно ярко демонстрируют связь способа исследования с методологическими воззрениями психолога. Например, в зависимости от предпочитаемой теории ...
1. планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик;
2. место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех;
3. техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам;
4. подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность;
5. исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы;
6. инструкция составляется еще на стадии планирования работы;
7. протокол исследования должен быть одновременно полным целенаправленным;
8. обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.
Организационные методы.
Организационные методы включают сравнительный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов. Их применение позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности), особенности и закономерности психологического развития людей на различных этапах.
Лонгитюдный метод заключается в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности. Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ, позволяя:
— проводить обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам;
— определять индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека;
— анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, решать вопрос о критических периодах в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных методов исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Суть поперечных или срезовых исследований психического развития состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности. Основным преимуществом этого метода является быстрота исследования – возможность получения в течение короткого времени результатов. Однако исследования в чисто поперечных срезах статичны и не дают возможности сделать заключение о динамике процесса развития, о его непрерывности.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... как следствие его развития. Коррекция психического развития — создание оптимальных условий для управления развитием. 2. Методы психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в ...
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно-генетический», получил в зоопсихологии и в детской психологии.
Эмпирические методы
Эмпирические методы включают в себя: наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опрос, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод.
Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основой.
Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или как так называемое объективное наблюдение. Наблюдение должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, так как познание психики всегда осуществляется в той или иной степени опосредованно через наблюдение внешней деятельности. Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего, Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения.
Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:
— исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
— экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
— в эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов;
— эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.
Эксперимент как метод возникает в области психофизики и психофизиологии, и получил широкое распространение в психологии. Но изменился сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
Эмпирические методы - наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; 2.История становления современной психологии. Существует 4 этапа. 1 этап- античный. На этом ... и поведение. 12.Воля. Определение, волевые качества. Развитие воли Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в ...
Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента, позволяющий сочетать экспериментальность исследований с естественностью условий. Эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы.
Психодиагностические методы. Цель современной психологической диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия, как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-либо признакам. В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизическим особенностям и т.п.
Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:
1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану;
2) заочный опрос – анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения.
В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее. Они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь планом интервью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.
Анкетирование
(заочный опрос) целесообразнее применять в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартый характер.
1. Клиническая психология как область психологических знаний
... учреждения. Система оценки результативности психологической помощи. 29. Этические и правовые основы оказания психологической помощи лицам с психическими расстройствами. 30. Психология экстремальной ситуации. Основные ... 22. Профессиональная деформация в психологии и медицине. Эмоциональное выгорание и его профилактика. 23. Основные направления и методы психотерапии. Рецептивный и продуктивный ...
Метод изучения продуктов деятельности
широко используется в исторической психологии, в детской психологии. Это приемы получения психологической информации об испытуемых, основанные на анализе результатов трудовой и учебной работы, общественной деятельности. Например, анализируя сочинения, написанные испытуемыми можно сделать вывод о направленности личности, уровне развития, словарном запасе, образном мышлении.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.
Методы психологической коррекции
К методам психологической коррекции принадлежат:
— аутотренинг,
— групповой тренинг,
— способы терапевтического воздействия.
Методы обработки данных
Методы обработки данных включают:
— количественный метод (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ);
— качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение).
Заключение.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность. На помощь в этих случаях приходит психология со своими методами, которая полезна просто человеку, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека. Чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы.
Список используемой литературы:
1. Бархаев Б.В. Введение в профессию психолога: Курс лекций. М.:МГЭИ, 1999.
2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Общий психологический практикум для студентов спецотделения: Учебное пособие.- Институт психологии РАН; Факультет психологии МГУ, 1997.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфа-М, 1998.
Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...
Психологический анализ деятельности человека в системе управления опирается на понятия «цель деятельности», «планы действий», «саморегуляция». Целью деятельности человека-оператора, как правило, является обеспечение функционирования системы «человек ... деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными. Стресс. Инженерная психология ...
4. Общая психология: Учебное пособие для вузов / под ред. Прусовой Н.В., Пивоваровой И.А., Ножкиной Т.В.- М.: Экзамен, 2005.
5. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997.