Методы исследования мышления. Основные тезисы
До XX века существовал только метод самонаблюдения.
Лущихина выделяет следующие методы:
1) Метод наблюдения. Регистрируется эмоциональные компоненты поведенческих реакций.
2) Метод беседы.
3) Анкетирование.
4) Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи.
5) Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Всегда, таким образом, необходимо сравнение.
6) Самонаблюдение.
7) Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование.
8) Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов.
Желательно пользоваться всегда батареей методов.
Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления.
Примеры методик: методика Лачинса, «Словесный лабиринт», методика Выготского-Сахарова, Цепной ассоциативный эксперимент.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Метод наблюдения. На первый взгляд этот метод не имеет отношения к изучению мышления. Однако это не так. Наблюдая за действиями человека в различных естественных ситуациях, за его мимикой и пантомимикой в процессе решения задачи, за особенностями его взаимодействия с другими людьми, можно многое узнать и о мышлении. Например, наблюдая за учебной деятельностью школьника в домашних условиях, можно зафиксировать, насколько регулярно он решает предложенные ему задачи, сколько времени затрачивает на решение, каковы результаты его усилий.
Как и в других областях психологии, метод наблюдения проявляет в психологии мышления как свои положительные, так и свои отрицательные свойства: с одной стороны, сохраняется естественность развертывания деятельности, а с другой стороны, не всегда легко оценить существенность тех или иных условий для наступления изучаемого явления, относящегося к мыслительной деятельности (например, возникновение проблемной ситуации).
Этот недостаток частично компенсируется длительностью наблюдения.
Метод эксперимента нашел достаточно широкое применение в; исследованиях мышления. Он обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса, повторять условия изучения и тем самым накапливать статистические данные, варьировать условия и тем самым выявлять причинно-следственные отношения. Примером могут служить образование искусственных понятий (в различных модификациях), а также опыты, связанные с использованием под сказки при решении мыслительных задач на догадку.
Установление комплементарности психолого-педагогических типологий ...
... есть, по существу, условия психологической тюрьмы. Векторное моделирование образовательных систем Необходимо отметить, что метод векторного моделирования среды развития личности изначально был разработан нами ... среда, мы использовали векторный, то есть логико-математический метод знакового функционального моделирования, в котором степень допустимости неизбежных упрощений изучаемой реальности ...
Эксперимент бывает естественный и лабораторный.
Метод беседы позволяет выявить отношение испытуемого к решаемой задаче, представления испытуемых о собственных мыслительных процессах (рефлексию), оценку собственных мыслительных возможностей (самооценка).
Так называемые открытые анкеты, в которых испытуемые должны сами сформулировать ответы на поставленные вопросы, в большей степени активизируют мышление испытуемого, но их труднее обрабатывать статистически.
Изучение продуктов деятельности применительно к мышлению означает анализ не только словесно-речевой продукции в устной или письменной (дневники, письма) форме, образно-речевой продукции (зарисовки, схемы), но и конкретных предметов (машин, приборов, строений), анализ истории изобретений и открытий. Образцом исследований, основывающихся на неэкспериментальных методах, могут служить работы Б. М. Теплова «Ум полководца» 1173] и М.Г. Ярошевского «Сеченов и мировая психологическая мысль» [212].
Многообразие методов исследования мышления приводит к дифференциации и типов психологического исследования мышления.
Воображение. Виды воображения.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.
Виды воображения
- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
- Образное представление действительности;
- Регулирование эмоциональных состояний;
- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
- Формирование внутреннего плана действий.
5. Функции вображения: 1. регулирования поведения и деят-ти чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования, которое обеспечивает развитие чел-кой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т е В выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач.
Образ вожатого
Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...
Способы создания образов воображения:
- Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
- Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
- Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.
Виды воображения: 1. По наличию цели:непроизвольное – непреднамеренное (т к отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид В возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов:воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения (дама в кринолине, читаешь и представляешь).
Это В дает чел-ку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения чел-ка представить внутреннее состояние другого чел-ка, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид В лежит в основе лит-ной, худ-ной,муз-ной, научной, конструкторской деят-ти (гиперболоид инженера Гарина, Беляев предвосхитил появление лазера через 53 года).
Творческое Вназывают фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища).
Иногда выделяют: пассивное и активное В исходя из регулирующей функции этих В. При пассивном В не приводит к активности и выступает как заместитель активной деят-ти (как суррогат реальности).
Мечта может выступать формой пассивного В (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь. Механизмы (операции) процесса В:1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой чел-ка (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины).
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами ...
... у человека общих способностей не исключает возможности развития специальных способностей и наоборот. Таким образом, творческие способности, представляя собой общие способностями, присущи в разной ... реализации в роли; комбинированием. Таким образом, тема нашего исследования может быть определена следующим образом: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами предметной среды ...
Виды и приемы воображения
Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.
Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:
1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;
2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;
3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.
Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое.Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.
Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью. Однако эти особенности представлений могут быть развиты. Основным условием развития способности к ясным и отчетливым представлениям является систематическое упражнение этой способности. В процессе практической деятельности благодаря соответствующей направленности внимания может быть развита не только яркость, но и устойчивость представлений.
8 стр., 3952 слов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ...
... счет приложений. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Понятия художественно - творческих способностей, творческое воображение, цели и задачи их развития у дошкольников Развития художественно - творческих способностей во многом будет предопределяться ...
К. С. Станиславский обратил внимание на то, что удача или неудача работы актера над образом зависит от его способности владеть представлениями, связанными с исполняемой в пьесе ролью. Чтобы успешно изобразить роль, актер должен войти в систему представлений, которые связаны с характером изображаемого лица, он должен в течение всего того времени, пока находится на сцене, держать себя в круге именно этих, а не каких-либо других представлений. Все его поведение на сцене — и мимика лица, и походка, и другие движения — должно исходить не из привычных для него самого (как конкретной личности) представлений, а из представлений о том, как все это сделал бы изображаемый им персонаж пьесы. Опытный актер в течение всего акта удерживает требуемые представления при помощи волевого сосредоточения внимания, к которому он приучил себя.
Важную роль в развитии воображения играют следующие приемы:
а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;
б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», — говорит Станиславский;
в) развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов — где, как, когда, почему, для чего и т. д.;
г) активная помощь со стороны , когда воображение иссякает и больше не дает результатов.
д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.