Семантика пространства проективного рисунка

РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО

Методическое руководство

Методика «Рисунок несуществующего животного» была предложена М.З.Дукаревич. Методику рекомендуется применять вместе с другими и она, как и любая проективная методика, требует уточнения и проверки результатов. Ее можно использовать как вспомогательный диагностический прием в процессе групповой и индивидуальной психокоррекции, а также в клиническом обследовании. Рисунок может быть использован как материал для обсуждения в группе пациентов, либо в качестве эвристической опоры для направления беседы в ходе индивидуального консультирования.

Обследование

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный. Ручкой или фломастером рисовать нельзя. Цвет не интерпретируется, поэтому желательно не пользоваться цветными карандашами. Лист бумаги формата А4, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать кем-то придуманное животное (из книг или мультфильмов); вымершие животные тоже не подходят.

Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняется происхождение, пол, возраст, габариты, уточняется предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняется способ добывания пищи (плотоядное или нет), взаимоотношения с сородичами и само наличие таковых, способ обзаведения потомством (брачные отношения), наличие врагов и друзей, характер поведения в опасных ситуациях, борьба с врагами или жертвами.

Если испытуемый не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать «один день из жизни животного», задавая по ходу нужные вопросы. Также обратите внимание на то, какой рукой испытуемый выполняет рисунок.

Общие положения интерпретации

Методика «Рисунок несуществующего животного» относится к разряду проективных. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования.

Исследования подтверждают, что в коммуникативной ситуации, характеризующейся неформальным контактом между испытуемым и экспериментатором и возникающей на основе открытого сотрудничества, порождаемый образ фантазии связан с Я-образом субъекта [1]. [2]. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам.

3 стр., 1283 слов

Методика создания ситуации успеха. Применение ситуаций успеха в практической деятельности преподавателя

... …………………….. 11 Глава II. Применение ситуаций успеха в ... «ситуация успеха» и его особенности ……………. 4 1.2 Типы реализации ситуаций успеха…………………………… 7 1.3 Методика организации ситуации успеха ... 18 Введение Научный интерес к проблеме создания ситуации успеха в учебной деятельности объясняется возрастающей потребностью ...

Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае — графической) коммуникации. Это подтверждается известной зависимостью достоверности и валидности получаемой посредством проективной техники информации от условий коммуникативной ситуации, в которой проекция проявляется.

В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Исходя из сказанного, «Рисунок несуществующего животного» следует отнести к разряду специфических методов, валидизация которых основана не столько на стандартизации, сколько на учете закономерностей функционирования канала невербальной коммуникации.

Важной характеристикой невербального канала коммуникации является его тесная связь с эмоциями, играющими определяющую роль в формировании образов фантазии. Психологу необходимо развить в себе способность вживаться в рисунок, входить с ним в эмоциональный контакт, развивать рефлексию вызванных им чувств.

Второй важной характеристикой является связь рисунка с метафорами речи. Одним из опорных положений при интерпретации является семантический параллелизм образно-графического и вербально-метафорического рядов [3]. В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения), буквально переносятся на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания. Суждение о личности, как правило, формируется в результате перевода с языка метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: шипы — «личность с шипами» — склонность к защитной агрессии: большие уши — «человек с большими ушами» — повышенная заинтересованность в получении информации о себе.

9 стр., 4191 слов

Несуществующие животное

... он меняет расположение листа в зависимости от рисунка (например, дерево чаще рисуют на вертикальном листе, а несуществующее животное и людей на горизонтальном), это значит ... восхищенно почмокайте губами. ИНСТРУКЦИЯ: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ Расположение самого листа Если автор не меняет ...

Основная трудность при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Например, величина рисунка, в зависимости от характера контура, графики, эмоционального фона и т. д. может говорить либо о тенденциях к самораспостранению о преобладании эгоцентрических установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимии (гипомании) и т. д. Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению, важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Например, при наличии в рисунке панцыря, шипов, чешуи и т. п. при интерпретации на передний план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией «уязвимость — защищенность», а, например, не характер уровня притязаний, связанный с расположением на вертикали. Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевой метафорике (например, «высокая самооценка», «высокие цели» или «человек в панцире»).

Правильней выбор контекста является важным приемом в работе с рисунком, позволяющим расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов во многом зависит от фантазий и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность обратной проекции собственных личностных черт на материал рисунка.

Методика «Рисунок несуществующего животного» сконструирована аналогично известным рисуночным методам «Рисунок человека», «Дом-Дерево-Человек» и т. п., проверенным многолетним опытом применения. Не все аспекты интерпретации в равной степени валидизированы, так как при обосновании преобладал поиск наиболее общего подхода к доказательству диагностической ценности методики, нежели скурпулезный перебор всех возможных сочетаний признаков. На сегодняшний день можно считать достаточно обоснованными положения о существовании разнообразных связей образов несуществующего животного с Я-образом испытуемого, опосредованности фантазии, опытом и о наличии разнообразных связей между уровнем притязаний (под уровнем притязаний здесь и далее понимается высота оценки качеств собственной личности, обладать которыми стремится испытуемый: идеальный Я-образ), самооценкой, установками реагирования конфликтных ситуациях и расположением рисунка на листе бумаги и его ориентацией.

10 стр., 4504 слов

«Рисунок несуществующего животного»

... также осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться ... . Общая энергия. Оценивается количеством изображенных дета­лей: просто примитивный абрис; только ли необходимое количество, чтобы дать представле­ние о придуманном несуществующем животном ...

Методика «Рисунок несуществующего животного» валидизировалась в основном на клиническом контингенте в ситуации достаточно неформального и заинтересованного отношения со стороны, испытуемых. Использование методики в ситуации принудительной экспертизы с целью отбора кадров значительно; снижает, а, в большинстве случаев, полностью не эффективна.

Общее впечатление

Существует разделяемое большинством специалистов по проективному рисунку мнение, что интерпретация должна начинаться, с осознания общего впечатления от рисунка: переживания эмоционального тона и целостности содержащегося в нем сообщения. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Психотехника вживания в рисунок состоит в том, чтобы позволить свободно войти в создание первому впечатлению, не препятствуя ему какими-либо рациональными предпосылками со стороны интеллекта. Это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций испытуемого, степени его эмоциональной зрелости, наличие или недостаток внутреннего баланса.

Первое впечатление является той целостностью, из которой эксперт исходит, приступая к интерпретации, и к которой обязан вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного признака с целостным впечатлением должны быть проанализированы, но приоритет всегда за первым впечатлением. Важным правилом интерпретации можно считать следующее положение: все приведенные в данном руководстве толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления, как форма его вербализации. Для использования общего впечатления также необходимо не только развитие чувствительности к нему, но и внимание к тому, как сам испытуемый относится к рисунку.

11 стр., 5263 слов

Интерпретация опросника д. Кейрси («Психологический портрет»)

... к орудию или инструменту проявляется в форме тяги к краскам, линиям, формам строения. Чувства обычно обострены до крайней степени. Социальные стороны ...

Устойчивость общего впечатления демонстрируется его константностью при рассмотрении «Рисунка человека» и «Рисунка несуществующего животного» одного и того же испытуемого.

Семантика пространства проективного рисунка

Как свидетельствует практика и экспериментальные исследования, пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, прошедшим и будущим, а также с действенным и идеальным. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (то есть отсутствием активной связи между замыслом, планированием и его осуществлением), а пространство впереди и справа — с периодом будущего и активностью. Лист бумаги является двумерной проекцией этого пространства.

На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенность, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) и верх с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активность, конкретностью действий.

В норме рисунок расположен на средней линии {или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, удовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензией на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях достижения ситуативных потребностей.

Положение в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Левая и правая полуплоскость листа имеют противоположную коннотацию по оппозициям «пассивность-деятельность», «внутреннее-внешнее», «прошлое-будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций.

9 стр., 4422 слов

Емантика пространства проективного рисунка.

... ”, “прошлое - будущее”. Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует ... ” его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Можно попытаться определить, насколько однозначен или противоречив рисунок движения животного (например ...

Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводиться до конца).

Испытуемый настроен на реализацию своих установок и намерений.

Голова, повернутая влево — тенденция к рефлексии, к размышлению, «не человек действия». Лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко это также — нерешительность, страх перед активными действиями (отсутствие ли это тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Это также может быть связано с отсутствием притязаний на самоутверждение в сфере внешне-преобразовательной деятельности, отсутствием склонности к доминированию, с фиксацией на какой-либо ситуации в прошлом.

Голова, направленная на рисовавшего, может трактоваться как эгоцентризм. Такое положение часто бывает сходно по значению в отношении описанных параметров уровня притязаний с поворотом влево. Иногда оно трактуется как прямота, бескомпромисность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

Сдвиг рисунка вправо может свидетельствовать об акцентировании будущего, мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентации на окружающих, экстраверсии. Сильный сдвиг вправо наблюдается достаточно редко и может быть связан с «бунтарством», неподчинением. Исследования выявили значимую связь между сдвигом вправо и рядом показателей фрустрационного теста Розенцвейга. Соответственно, повышался удельный вес экстрапунтивных реакций с целью эгозащиты, большое количество направленных вовне реакций и повышенный уровень агрессивности. Связь активного отстаивания собственной правоты со сдвигом вправо хорошо иллюстрирует связь рисунка с языковой метафорой.

18 стр., 8683 слов

Определение понятия «неспособность обучения» интерпретация и диагностика детских рисунков

... и превосходство. По мере совершенствования вербальных выражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть до школьного возраста, сохраняют схематический характер ... не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний ...

Сдвиг рисунка влево имеет противоположное значение. Это акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия. Преобладают интропунтивные реакции, снижается уровень внешненаправленной агрессии и реактивности.

Животные с двумя (или более) головами и «тяни-толкай» рассматриваются как выражение противоречивых тенденций.

Необходимо также осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более двух третей площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям.

Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможно выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»).

Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относятся обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например: шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.).

Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Попытаться определить, насколько однозначен или противоречив рисунок движения животного (например, одна часть фигуры движется в оном направлении, а другая -этому препятствует, либо движется в противоположном направлении.

В заключение этого раздела можно сказать, что проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т. д.).

В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многозначность образа.

Графологические аспекты интерпретации

Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта).

Здесь анализируются линии рисунка.

Для нормы характерна уверенная линия со средним равномерным нажимом и четкими соединениями.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость. Рисункам невротиков также бывает свойственно отклонение от вертикали, «касающиеся рисунки», недорисованные конечности, незаконченность или непомерное увеличение кистей и стоп.

Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на него) является признаком экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. Необходимо учесть, что при пониженном фоне настроения такое встречается достаточно редко и сочетается с экономией линии и деталей.

Обратный характер линии не является полярным: это не энергия, а следствие увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью. Особо следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус рисующей руки) — резкая генерализованная тревожность. Необходимо обращать внимание на то, какая деталь, какой символ выполнен с увеличением нажима, т, е. к чему привязана тревога. О повышении тревожности также говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

Пространственно-символический аспект. Здесь анализируется направление линии и характер контура.

«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствуют о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии. «Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо — хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивность.

Контур фигуры традиционно трактуется как граница Я и социума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем незаполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание сообщать о себе сведения окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают очень ограниченное количество информации о себе.

Контур фигуры анализируется по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцырей, игл, прорисовке или затемнению линии контура. Это — защита от окружающих: агрессия, если они выполнены в острых углах: страх и тревога, если имеет место затемнение, «запачкивание» линии контура; опасения и подозрительность, если поставлены «щиты», заслоны, линия удвоена.

Направленность такой защиты соответствует пространственному положению. Верхний контур — против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Нижний контур — зашита против насмешек, отсутствие авторитета, боязнь осуждения, т. е. против нижестоящих, младших, подчиненных. Боковые контуры — недифференцированная опасность, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое, когда элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе реальной деятельности, слева — больше защита своих мыслей, убеждений, вкусов.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, клювы, зубы.

Контур также может рассматриваться как «оболочка», символ контроля со стороны Я за собственной аффективностью, ее проявлением вовне. Укрупненные рисунки могут свидетельствовать о повышении аффекта, эгоцентризме, придавании повышенного значения собственной персоне. При этом следует учитывать, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки — крупнее мальчиков. Мелкие рисунки наличие депрессии, подавленность, угнетенность, повышенный самоконтроль.

Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура является показателем хорошего контроля эффективности. В случае повышенной возбудимости, плохой контролируемости аффективных проявлений по интенсивности появляются увеличенные рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура, создающими впечатление «разрывания» оболочки изнутри наружу. Ощущение ригидности, хрупкости оболочки при отсутствии теплоты в общем впечатлении от рисунка может являться признаком длительно подавляемой эмоциональности, либо нивелирования, уплощения эмоциональной сферы.

Отдельные личностные качества.

Порядочность. Животные отличаются большой головой, тщательностью прорисовкой глаз, отсутствием зубов, антропоморфностью. Непорядочные — характеризуются противоположными признаками.

Общительность. Животные изображены улыбающимися, движущимися, максимально развернутыми к зрителю. «Необщительные» изображены плачущимися, повернуты в профиль, статичны.

Прагматизм. Животные твердо стоят на земле, имеют много конечностей или устойчивый постамент; выражение лиц у них зловещее. «Непрактичные» изображены летящими (иногда на воздушном шарике).

У них глуповато-наивное выражение.

Сензитивность. Характерны инфантилизм, отсутствие традиционных признаков агрессии, неуверенный контур, слабы нажим. «Несензитивные» обладают противоположными чертами.

Содержательный анализ рисунка

Центральная смысловая часть фигуры(голова или ее заместители).

Значение расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств.

Уши — заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям можно определить: предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только дает на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции — радость, обиду и пр.

Приоткрытый рот в сочетании с языком — при отсутствии прорисовки губ — трактуется как повышенная речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность: иногда — и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерненный, трактуется как облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная («огрызается», грубит в ответ на обращение к нему высказываний отрицательного содержания, осуждения или порицания).

Для детей и подростков характерен рисунок зачерненного рта округлой формы (в случае боязливости, тревоги).

Особое значение придается глазам как символу присущего человеку переживания страха. Это значение особо подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Ресницы — истероидно-демонстративные манеры в поведении, для мужчин — женственный черты характера (с прорисовкой зрачков совпадает редко).

Ресницы также — это заинтересованность в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться, придавание большого значения внешности.

Рога — зашита или агрессия. Она определяется в сочетании с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами и пр. Также определяется характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, демонстративность.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание женщинами своего пола, иногда — ориентация на свою социальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры(ноги, лапы и пр.)

Рассматривается «основательность» этой части по отношению к размеру всей фигуры и по форме.

Основательность — обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. В обратном случае — поверхностность суждений, легкомыслие в выводах, неосновательность суждений. Иногда — импульсивность в принятии решений, особенно при отсутствии или почти отсутствии ног. Следует обратить внимание на характер соединения ног (лап) с корпусом: соединены точно, тщательно, небрежно, слабо, не соединены вовсе; соединения — это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность, повторяемость формы ног, лап. любых элементов опорной части — конформность суждений и установок, их стандартность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей — своеобразие установок, суждений, самостоятельность, небанальность, иногда (соответственно необычности формы) творческое начало или инакомыслие.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры(могут быть функциональными или служить украшением).

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панцыря — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспостранение» с неделикатным, неразборчивым утеснением окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа: крылья или щупальца).

Перья, бантики, завитушки, кудри и прочее — это демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты отражают отношение к собственным действиям и решениям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо или влево. Вправо — по поводу своих действий и поступков (поведение), влево — по поводу мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности. Положительная или отрицательная оценка этого отношения выражена в направлении хвоста: вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим вниз (недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение по собственному поводу, раскаяние и т. п.).

Особенно следует обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно пышные, длинные, разветвленные.

Общая энергия.

Оценивается количество изображенных деталей:

— просто примитивный абрис;

— только необходимое количество деталей, чтобы дать представление о придуманном животном (тело, голова, конечности, хвост и т. д.);

— с заполненным контуром;

— имеет место изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей.

Соответственно, чем больше составных частей и деталей (притом самых необходимых), тем выше энергия. И наоборот — экономия энергии, астенизированность.

Тематический аспект.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это относится к собственной персоне, к своему Я. представлению о своем положении в мире. Сюда же относится представление о защищенности-беззащитности, способности опекать — потребности в заботе, дружелюбности-агрессивности и т. д.

Об инфантилизме и эмоциональной незрелости свидетельствует уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (на две лапы вместо четырех, одевание в человеческую одежду) и кончая похожестью морды на лицо, конечности на руки и ноги. Механизм этого уподобления сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках и притчах. Но это не следует путать с наделением животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений себе подобными, что. напротив, является одним из признаков неформального отношения к обследованию и. следовательно, хорошей проекции.

Следует обратить внимание на акцентирование признаков пола вымени, сосков, груди (при человекообразной фигуре).

Это говорит о важности для испытуемого половых признаков, вплоть до фиксации на сексуальных проблемах. Рисунок одноименного с собой пола считается признаком хорошей идентификации со своей сексуальной ролью; в обратном случае — может сигнализировать об имеющихся здесь нарушениях.

Необычные детали.

Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических частей в ткань животного:

— постановка животного на постамент;

— тракторные гусеницы;

— прикрепление к голове пропеллера;

— вмонтирование в тело проводов, электроламп и т. п.

Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов (если не продиктовано установкой на особую оригинальность).

Творческие возможности.

Выражены обычно характером сочетания элементов фигуры, банальность, отсутствие творческого начала принимает форму «готового», существующего животного, к которому лишь приделыва­ются такие «готовые детали» — чтобы существующее животное стало несуществующим. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из «заготовок».

Название.

Может выражать рациональное содержание смысловых частей («летающий заяц», «бегакот», «мухожор»); другой вариант — словообразование с «книжно-научным», а иногда с латинским суффиксом или окончанием («реталетус», «наплиолярия»).

Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность. направленная главным образом на подчеркивание своего разума, эрудиции. Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («грягэкр», «лалио»).

знаменующие легкомысленность отношения к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов над рациональными. Иронично-юмористические названия («риноручка», «пельмеш») присутствуют при соответственном иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия обычно имеют повторяющиеся элементы («тру-тру», «кус-кус»).

Склонность к фантазированию (чаше защитного порядка) выражена непомерно удлиненными названиями.

Ответы на вопросы

Каков размер животного? Если оно маленькое, но испытуемый говорит, что большое, — это скрытый конфликт Я. Если рисунок занимает полный лист — увеличенные претензии. Если оно большое, но говорит, что маленький, — вероятен комплекс неполноценности.

Где живет? Реалистичность или особая среда обитания (вода, воздух).

Если изображается в рисунке — подчеркивание необходимости такого мира обитания.

Чем питается (как питается)? Общая степень агрессивности. Если мясом — неинформативно. Если насекомыми — камуфляж агрессии. Если растениями — снижение защиты. Если молоком — тенденция к эмоциональной инфантильности. Если животное внешне агрессивно, но испытуемый говорит о питании растениями, — демонстративная или глубоко скрытая агрессия. Если он внешне не агрессивно, но говорит, что хищник, — компенсаторная, защитная агрессия. Если энергией, солнечным светом и т. п. — недостаток эмоционального тепла от других.Если пьет воду — возможно (скрытый) алкоголизм.

Каков способ передвижения? Если животное с крыльями, летает — уклонение от реальности, мечтательность, творческие фантазии. Если ползает — неполноценность, скрытые депрессивные явления. Если прыгает — возможны неустойчивость, нестабильность.

Как размножается? Если мужчина рисует женщину или наоборот — нереализованное сексуальное Я, половой конфликт. Если размножается почкованием, делением и т. д. — сильная вытесненная сексуальная дисфункция.

Какова продолжительность жизни? Долголетие или слишком мало живет — неуверенность в себе, слабость. Если живет вечно — уклонение или избегание от мыслей о конечности жизни и смертности.

Сколько лет нарисованному животному? Надо соотнести с продолжительностью жизни животного и возрастом испытуемого. Возраст, близкий к общей продолжительности жизни животного, — развитое Я; слишком мало по сравнению с его жизнью — инфантильные черты.

Каков характер у животного? В целом, испытуемый описывает свои основные черты характера (хотя могут присутствовать и желательные).

Если есть клыки и зубы, но говорит, что он добрый, — камуфляж агрессии. Если злой, но без зубов и клыков, — неполноценность, беззащитность.

Как живет (одиноко или стадно)? Если одиноко — коммуникативные нарушения (возможно аутичность). Если стадное — общительность или даже социальная лабильность.

Каковы покровы тела? Вид защиты, «амортизации». Если их слишком много (панцирный тип) — необходимость защиты, повышенная чувствительность. Где больше выражены защитные покровы, там хуже защита (с учетом функций этой части тела или связанные с ней жизненные потребности).

Учитывается также защита сверху или снизу.

Есть ли враги и как оно с ними справляется? Говорит о способе реакции в ситуации опасности. Если животное прячется — нереалистичность защиты. Если нападает — защита более реалистичная, но с элементами агрессивности. Если врагов нет — инфантальные элементы в эмоциональной сфере, возможно снижение широких социальных контактов, склонность к «домашним» отношениям.

На рисунок может откладывать отпечаток профессия и актуальные жизненные ситуации, которые необходимо знать для правильной интерпретации.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector