Учебно-методический комплекс 31

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра Общей психологии

(название кафедры)

Согласовано

Председатель УМК

факультета

Асафьева Н.В._______________

Утверждено

на заседании кафедры

протокол № _____ от ____________

Зав. кафедрой

Галяутдинова С.И.________________

Дисциплины Социально-психологический тренинг

(наименование дисциплины)

______Б3.В7______

Цикл дисциплины и его часть

По специальности

30 300.62 -Психология

Разработчик (составитель) УМК

к.пс.н., доцент Хох

Ирина Рудольфовна

уч. степень, уч. звание, ФИО

____________

подпись

«___"_________2013 г.

Уфа 2013

Содержание умк

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Цели освоения дисциплины

Компетенции, формируемые в процессе освоения курса

Рабочая программа учебной дисциплины

Образовательные технологии

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Методические рекомендации для преподавателя

Методические указания для студентов

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольно-оценочные материалы

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Учебная дисциплина «Социально-психологический тренинг» входит в перечень обязательных дисциплин профессионального цикла. Курс обеспечивает подготовку специалиста-психолога в русле коммуникативной социогуманитарной технологии, направленной на человека, постоянно развивающегося и испытывающего потребность в построении эффективных жизненных планов.

Данный курс тесно взаимосвязан со следующими дисциплинами: «Психология личности», «Социальная психология», «Тренинги личностного роста», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии».

В основу программы положены принципы научности, целостности, системности, систематичности, динамизма, фундаментальности, интегрированности и дополнительности. Настоящая программа отражает новые достижения теории и методологии науки, а также представляет собой интеграцию научных знаний в аспекте образовательных задач.

2. Цели освоения дисциплины

Цель курса. Данный курс направлен на формирование у студентов представлений о методах активного социально-психологического обучения, об организационных и содержательных аспектах проведения социально-психологического тренинга.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • теорию и методологию тренинговой работы, правила организации и проведения социально-психологического тренинга;
  • историю развития групповых методов психотерапии и практической психологии;
  • основные области применения социально-психологического тренинга.

уметь:

  • составлять и оформлять программу социально-психологического тренинга;
  • разрабатывать и реализовывать упражнения как структурные единицы тренинга данного вида;
  • прогнозировать эффекты и эффективность тренинговой работы.
  • оперировать специальной терминологией и категориальным аппаратом социально-психологического тренинга.

владеть навыками:

  • психологического анализа поведения участников социально-психологического тренинга и технологией обратной связи;
  • управления групповой дискуссией;
  • ведущего тренинговой группы;
  • разработки и проведения ролевых и деловых игр.

3. Компетенции, формируемые в процессе освоения курса:

ОК-4- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

ОК-6-владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

ПК-5- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-6- владеть навыками психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

ПК-18- использование дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;

ПК-19- осуществлять самообразование на протяжении всей профессиональной жизни.

4. Рабочая программа учебной дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Рабочая программа

по дисциплине «Социально-психологический тренинг»

По специальности

30 300.62 -Психология

Рабочую программу осуществляет:

Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) — 3

практические занятия: канд. психол. наук, доцент

кафедры общей психологии Хох И.Р.

Учебных часов: лабораторных (в т.ч. в интерактивных формах) — 32 ч.

экзамен

самостоятельная работа студентов — 18 ч.

п/п

Тема и содержание

Форма изучения материалов

Кол-во часов аудиторной работы

Интерактивные методы обучения

Меж-предметные связи

Инноваци-онные методы в обучении

Основная и дополни-тельная литература, рекомендуемая студентам

Задания по СРС с указанием литературы

Кол-во часов само-стоят. работы

Форма контроля СРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Раздел 1. Теория и методология социально-психологического тренинга

Тема 1. Общие основы теории социально-психологического тренинга

лаб. за

нятие

СРС

4

2

Информационный блок.

Тренинг.

Групповая

дискуссия.

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику социально-психологического тренинга и его разновидностей, сделать подбор тренинговых упражнений на формулирование цели тренинга и групповых норм.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2005.

Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.

Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2007.

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения.

Контроль СРС

2

Тема 2. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики

лаб. за

нятие

СРС

4

2

Информационный блок.

Тренинг.

Групповая

дискуссия.

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Сделать сравнительный анализ элементов групповой динамики в социально-психологическом тренинге, представленных в различных научных источниках, сделать подбор тренинговых упражнений на выявление групповых ролей и групповой сплочённости.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2005.

Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.

Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2007.

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

3

Раздел 2. Инструментально-ориентированные тренинги как варианты социально психологического тренинга

Тема 3. Тренинг уверенного (ассертивного) поведения

лаб.

занятие

СРС

4

2

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику тренинга уверенного поведения, подобрать планы и методические разработки такого вида тренинга для различных категорий участников, в зависимости от психологической проблемы (подростки, тревожные, аддиктивные клиенты и т. п.)

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

4

Тема 4. Тренинг коммуникативной компетентности

лаб.

занятие

СРС

4

2

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику тренинга коммуникативной компетентности, осуществить подбор упражнений разминки для такого вида тренинга.

Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера. СПб.: Речь, 2006.

Ежова Н.Н. Научись общаться! Коммуникативные тренинги. Ростов н/Д.: Феникс, 2006

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

5

Тема 5. Тренинг делового (профессионального) общения

лаб.

занятие

СРС

4

2

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику тренинга делового общения, осуществить подбор упражнений основной части для такого вида тренинга.

Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера. СПб.: Речь, 2006.

Суховершина Ю.В., Тихомиров Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009.

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

6

Тема 6. Тренинг стратегии и тактик решений конфликтных ситуаций

лаб.

занятие

СРС

4

4

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику тренинга решений конфликтов, осуществить подбор упражнений на выявление автоматических мыслей и иррациональных убеждений для такого вида тренинга.

Фопель К. барьеры, блокады и кризисы в групповой работе / пер. с нем. М.: Генезис, 2003.

4

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

7

Тема 7. Когнитивно-ориентированный тренинг толерантности

лаб.

занятие

СРС

4

2

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Проанализировать специфику тренинга поведения, проанализировать личные ситуации по схеме АВС.

18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2007.

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

8

Тема 8. Организационные вопросы социально-психологических тренингов

лаб.

занятие

СРС

4

2

Тренинг

Групповая дискуссия

«Психология личности», «Социальная психология», «Арт-терапия», «Базовые теории и методы психотерапии», «Тренинг личностного роста»

Проблемное обучение

Основная:

Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. — М.: «Академический проект», 2012; Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П. С. — М.: Юнити-Дана, 2012; Капрара, Д. В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон .— СПб: Питер, 2003; Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Составить программу социально-психологического тренинга (вид тренинга и целевая аудитория на выбор студента).

18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2007.

2

Групповая дискуссия, тренинговые упражнения

Контроль СРС

5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лабораторные занятия, тренинг, групповая дискуссия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, группового тренинга, шеринг и другие) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 70% аудиторных занятий. Учебные занятия по данному предмету предусматривают информационные блоки теоретического материала с целью знакомства с теорией и технологией проведения социально-психологического тренинга.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература

  1. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Электронный ресурс] / Бурно М. Е. М.: «Академический проект», 2012.
  2. Гуревич, П.С. Психология личности. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Гуревич П.С. М.: Юнити-Дана, 2012.
  3. Капрара, Д.В. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер, 2003.
  4. Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

    СПб., 2004.

б) Дополнительная литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2005.
  2. Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
  3. Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. — 2004.
  4. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.
  5. Рудестам, К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001.
  6. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2010.
  7. Суховершина Ю.В., Тихомиров Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2009.
  8. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2007.
  9. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов / Под науч. ред. В.А. Чикер. СПб.: Речь, 2007.

в) программное обеспечение:

Microsoft Offise, Power Point

г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы:

www.pedlib.ru

www.rsl.ru

www.bashedu.ru

//www.ihtika.net

psylib.org.ua

//koob.ru

Yandex, Rambler, Coogle.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • аудитория для тренингов;
  • технические средства обучения: проектор, ноутбук, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, DVD-проигрыватель;
  • учебно-наглядные пособия: тематические презентации и слайды, видеофильмы.
  • художественные материалы: краски, карандаши, бумага, канцелярские принадлежности.

8. Методические рекомендации для преподавателя

Раздел 1. Теория и методология социально-психологического тренинга

Тема 1. Общие основы теории социально-психологического тренинга

План занятия 1.

1. Информационный блок. Социально-психологический тренинг (далее СПТ) — это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов различных видов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении и личностного роста. В зависимости от того, на какую цель делается акцент в тренинге, их условно можно подразделить на два типа:

1. Инструментально-ориентированные тренинги.

2. Личностно-ориентированные тренинги — тренинги, затрагивающие «Я» каждого члена группы и направленные на глубокие личностные преобразования членов группы.

В данной учебной дисциплине мы будем обращаться к инструментально-ориентированным тренингам, к которым можно отнести следующие виды тренинга:

• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения, например (СПТ поведения, как правило, в таком широком виде и звучании встречается не часто, тренеры стараются делать программы на определенные виды поведения);

• тренинг для эффективных руководителей — направлен на организационное поведение;

• тренинг-программа аргументированного поведения;

• тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением;

• тренинг стратегии и тактик решения конфликта;

• тренинг делового общения;

• тренинг уверенности в себе;

• тренинг социальных навыков и т. д.

Таким образом, по большому счету СПТ поведения является своеобразной формой обучения новым знаниям, умениям, навыкам.

Прежде чем, привести примеры упражнений из представленных выше вариантов СПТ, следует обратиться к следующим феноменам групповой работы, которые встречаются в любых видах тренинга: групповая динамика.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующий весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регрессия, распад.

Характеристика основных элементов групповой динамики состоит из пяти основных элементов:

1. Цели группы.

2. Нормы группы.

3. Сплоченность группы.

4. Структура группы и проблема лидерства.

5. Фазы или стадии развития группы.

Элементы групповой динамики — все процессы, происходящие в группе, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения группы за время её существования.

Остановимся на каждом элементе групповой динамики подробнее.

2. Практический блок

А) Цели группы. Цель группы — определяет тот результат, который группа должна получить в ходе своего функционирования, своей работы или жизнедеятельности.

Упражнение «Граффити». Группа разбивается на подгруппы и на ватманах заполняет следующие незаконченные предложения:

— Я надеюсь, что мы здесь станем…

— Я надеюсь, что в группе мы не будем…

— Я думаю, что мы с пользой проведем время, если…

— Мне кажется, что мы проведем время неудачно, если…

— Я слышал (а), что социально-психологический тренинг…

Обсуждение результатов, формулирование цели тренинговой работы.

Б) Групповые нормы — это совокупность принятых правил поведения, регулирующих некоторые аспекты действий участников группы. Тренинговые группы вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны. Выделяют следующие виды норм в тренинговой группе:

1. Нормы, которые задаются ведущим группы или внешние нормы.

2. Нормы, вырабатываемые группой — внутренние нормы.

Упражнение. Обсуждение групповых норм: «здесь и сейчас», искренность и открытость, принцип Я, активность, конфедициальность.

В) Процедура знакомства участников тренинга. Можно использовать мешочки разного цвета. Размеры мешочков 10Х10, наполнены чечевицей, но так, чтобы можно было их мять, растягивать в разные стороны. Один мешочек ядовито оранжевого цвета наполнен горохом. Этот мешочек «провокационный»", как правило, его берут люди со скрытой или выраженной агрессией.

Такие мешочки можно использовать при групповой работе: в качестве предметов, активизирующих утреннюю рефлексию. Кладем мешочки в центр круга, образованного участниками группы. Предлагаем каждому взять мешочек такого цвета, как себя он ощущает в данное время и почему взял такой мешочек? Мешочки можно использовать в различных упражнениях на знакомство в группе.

Мешочки важны как атрибут в методике «Tach» (касание) при рассмотрении своего цвета жизни, для гармонизации телесных меридиан.

Упражнение «Игра с мешочками». Мешочек держим обеими руками у нижнего центра спереди и начинаем переброс его из одной руки в другую, чувствую вес. Встаем в круг и начинаем переброс мешочков по кругу в едином темпе и ритме. Переброс мешочков по залу от одного игрока к другому из разных положений, при этом, постоянно двигаясь. У игроков сначала один мешочек, потом добавляем количество мешочков.

Игра аналогичная предыдущей, но со смещением центра тяжести. Мешочек игроком выбрасывается вперед, в стороны с подачей тела.

Игра на внимание проходит аналогично двум предыдущим, но с называнием имен, затем без имени, но с фразами «Бросаю», «Беру», «Не беру».

3. Психодиагностический блок. Самодиагностика студентов по Диагностике коммуникативной социальной компетентности (КСК) (Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 64−81).

4. Заключение. Проведение текущей ежедневной диагностики:

Опросник «Итоги дня»

1. Насколько Я был Я? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внутреннее напряжение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Атмосфера теплоты и доверия в группе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Чувство защищенности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Что мешало? ________________________________________________________________________

6. Промежуток продуктивного времени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Сколько вложили собственных сил

в работу? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Сколько получили в ответ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Что было полезным? _________________________________________________________________

10. Что запомнилось ярче всего? _________________________________________________________

11. Желание продолжить тренинг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подведение итогов занятия.

Тема 2. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики

План занятия

1. Информационный блок. Ролевые позиции в группе. Многие социальные психологи рассматривают групповую динамику в тренинге, прежде всего, как смену ролей участниками и скрытую борьбу за то, чтобы занять те или иные «ролевые ниши»; основная задача ведущего в этом ключе трактуется как сознательное (иногда откровенно провокационное) «расшатывание» сложившихся ролевых взаимоотношений и изменение ролей, задающее энергетику групповым процессам.

Роль — это выбираемые членами группы способы поведения, которые рассматриваются в аспекте их соответствия групповым потребностям. Живя и действуя в многообразных социальных общностях, люди вынуждены встраиваться в ту систему социальных ролей, которая помогает им адаптироваться в социальной среде, человек, следуя ожиданиям окружающих, надевает маску той социальной роли, которая ему задается извне, — «добропорядочного гражданина», «лидера» или «отверженного».

На первых этапах развития тренинговой группы поведение участников часто задается стереотипными установками на исполнение той или иной социальной роли, привычной во внешнем мире. Например, человек, занимающий высокий пост, часто и в тренинге стремится играть роль лидера. Однако ситуация психологического тренинга такова, что необходима гибкость поведения участников, определяющая отказ от шаблонных и принятие новых, нестандартных ролей.

Специалисты описывают большое количество групповых ролей, сами названия которых ярки и метафоричны: «козел отпущения», «эксперт», «монопольный оратор», «обвинитель», «псевдопсихотерапевт», «хулиган», «аутсайдер», «тряпка», «жертва» и т. п. К. Рудестам выделяет роли, которые либо связаны с выполнением задач, либо с оказанием поддержки участникам тренинга и проявляются на разных этапах существования группы.

2. Психодиагностический блок. Проведение самодиагностики студентами по психодиагностической методике «Групповые роли».

Упражнение «Каков я на самом деле?». Преподаватель: «Мы начинаем большую и серьезную работу над собой. Но сначала нужно понять, каков я на самом деле. Для этого предлагается тест, который поможет вам ответить на этот вопрос. И в дальнейшем мы будем постоянно возвращаться к результатам этого теста. Так что будьте, пожалуйста, внимательны и откровенны перед самим собой, если вы хотите действительно изменить себя, стать более сильным и ответственным, научиться понимать свои чувства и контролировать свое поведение. Возьмите чистый лист и ручку.

Вам предлагается ответить на вопросы, сгруппированные по пять. Каждая группа обозначается буквой. Вам нужно ответить на каждый вопрос: «да» или «нет». Не стоит долго раздумывать над каждым вопросом, отвечайте первое, что приходит в голову. Обычно, это самый верный ответ, то есть тот, который ближе всего к действительному положению дел. Если вы начнете раздумывать и выбирать наиболее «правильный» ответ, вы исказите истину. А это не в ваших интересах.

Тест:

А1. Есть ли у тебя чувство юмора?

А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?

АЗ. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?

А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?

А5. Много ли у тебя друзей?

Б1. Умеешь ли ты занять гостей?

Б2. Точность, пунктуальность тебе свойственны?

БЗ. Делаешь ли ты денежные сбережения?

Б4. Любишь ли ты строгий стиль в одежде?

Б5. Считаешь ли ты, что правила внутреннего распорядка необ­ходимыми?

В1. Проявляешь ты ли публично свою антипатию к кому-либо?

В2.Заносчив ли ты?

В3.Силен ли в тебе дух противоречия?

В4.Стараешься ли ты стать центром внимания в компании?

В5.Подражают ли тебе?

Г1. Употребляешь ли ты грубые слова, разговаривая с людьми, которых это шокирует?

Г2. Любишь ли ты похвастать накануне экзамена, что отлично все знаешь?

ГЗ. Имеешь ли ты обыкновение делать замечания, читать нотации и т. п.

Г4. Бывает ли у тебя желание, во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

Г5. Доставляет ли тебе удовольствие высмеивать мнение других?

Д1. Предпочитаешь ли ты профессии жокея, актера, телевизион­ного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

Д2. Чувствуешь ли себя в обществе малознакомых людей непринужденно?

ДЗ. Предпочитаешь ли ты заняться вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома и почитать книгу?

Д4. Способен ли ты хранить секреты?

Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?

Е1. Строго ли ты соблюдаешь в письмах правила пунктуации?

Е2. Готовишься ли ты заранее к воскресным развлечениям?

ЕЗ. Можешь ли ты точно отчитаться в своих покупках и расходах?

Е4. Любишь ли ты наводить порядок?

Е5. Свойственна ли тебе мнительность?

Обработка результатов теста: Подсчитайте количество ответов «да» в каждой части теста, обозначенной буквой. В тех частях, где большинство ответов «да» ставьте индекс: А, Б, В, Г, Д или Е. Там же, где большинство ответов «нет», ставьте «О». У вас должен получиться один из вариантов ответа, например, АВГ или ОДО.

Интерпретация результатов

1. По трем первым группам (а, б и в) или «Каким ты кажешься окружающим»

АОО — Тебя часто считают надежным человеком, хотя в действи­тельности ты чуть-чуть легкомыслен. Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь. Друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах ты умеешь настоять на своем.

АОВ — Ты производишь впечатление человека не слишком застен­чивого, иногда даже невежливого. Стремясь к оригинальности, проти­воречишь другим, а подчас и себе, и опровергая сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть — станешь проворным и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.

АБО — Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен, уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.

АБВ — Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая своре мнение, не думаешь о том; как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты обидишь их.

ООО — Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.

ООВ — Не исключено, что и тебе говорят: «Какой не сносный характер». Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь свое мнение и никогда не делаешь уступок.

ОБО — Такие люди, как ты, примерные ученики, вежливые, аккуратные, дисциплинированные, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких «задаваками», другие предлагают им свою дружбу.

ОБВ — Возможно, кое-кто считает тебя человеком, которому посто­янно кажется, что его обижают. Ты ссориться из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем, ты производить впечатление обидчивого и мнительного человека.

2. По трем последним группам (г, д и е) или «Каков ты на самом деле».

ООО — Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие в тягость. Но мало кто доподлинно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремиться к жизни, наполненной яркими событиями.

ООН — Скорее всего, ты застенчивый человек. Это видно. Когда тебе приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только и кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, постараешься скрыть это. Ты добросовестен, трудолюбив. У тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.

ОДО — Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало. Тебе трудно даже запереться в комнате. Чтобы написать какую-нибудь важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но большей частью сдерживаешься.

ОДЕ — Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.

ГОО — Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма пара­доксальные мнения. Поэтому у тебя немало противников, даже друзья не всегда понимают. Но тебя это мало волнует.

ГОЕ — Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно трудный. Крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать на свой лад. Л если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.

ГДО — Ты — большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь все наоборот только ради того, чтобы

посмотреть, что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.

ГДЕ — Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но, похоже, что любишь общество друзей только при условии, что ты играешь в нем главную роль. Любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но тем не менее твое стремление вечно получать -утомляет окружающих".

Рекомендации преподавателю. Целесообразно заранее приготовить несколько экземпляров вопросов (по одному экземпляру на двух человек) и раздать их участникам. В этом случае не придется читать вопросы. Также следует приготовить чистую бумагу и ручки тем, кто забудет примести. Если будете читать вопросы, то читайте не более двух раз. После того, как все участники ответят на вопросы, вы зачитываете интерпретацию ответов для каждого участника, комментируя эти результаты по их желанию.

Психологический комментарий. Процедура тестирования помогает настроить членов группы на изучение самих себя, а это и есть основная задача данного тренинга закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого изменение себя. Естественно, что, как и любой другой тест — это лишь материал для дальнейшей работы. Участникам следует сказать, что результаты теста помогут в ходе тренинга глубже разобраться в себе. Даже если кого-то этот тест обескуражит или снизит рабочий настрой, объясните, что нужно отнестись к этому спокойно, как к новой возможности обрести уверенность и уважение к самому себе. Подчеркните, что это не профессиональный тест, по которому можно определить те или иные личностные характеристики.

3. Обсуждение и сравнительный анализ полученных результатов по двум психодиагностическим методикам.

4. Упражнение «Самопрезентация». Каждый студент поочередно представляет себя группе, форма самопрезентации выбирается свободная: имя, качество, шарж, фамильный герб, стихи, пантомима и т. д.

5. Информационный блок. Сплоченность группы. Сплоченность является ключевым понятием теории групповой динамики, разработанной Куртом Левином. Он определял сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. С. Кратохвил определяет сплоченность группы как взаимное тяготение членов группы друг к другу.

Групповая сплоченность — это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.

Выделяются следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:

1. Совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы.

2. Достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю — нежелательно объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати).

3. Атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия.

4. Активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

5. Привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника.

6. Квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности.

7. Наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.

8. Присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников.

В целом, чем лучше группа отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях, тем она сплоченней. Чем сплоченней группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок. В сплоченной группе создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов ее формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает эмоциональную привязанность участников и лояльное отношение к общим задачам, обеспечивает группе стабильность даже в самых фрустрирующих обстоятельствах и способствует выработке общих стандартов, которые делают группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных целей.

Упражнение «Степень вовлеченности в группу». Студентам нужно выстроиться без общения друг с другом в единую линию по степени включенности в тренинговую работу. Обсуждение результатов.

Упражнение «Комплимент». Образуются студентами два круга: внешний и внутренний. Смотрят друг другу в глаза и говорят комплименты, принимающий благодарит. Круги двигаются, пока не восстановятся в прежней позиции.

Вариант упражнения. Студенты поочередно бросают мяч и говорят комплименты друг другу.

9. Упражнение «МНЕНИЕ». «Одной из последних процедур каждого занятия является анкетирование. Вам нужно ответить па вопросы анкеты, высказав свое мнение о прошедшем занятии, Отвечая на вопросы, будьте предельно откровенны, так как цате мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».

«Мнение».

Твое тренинговое имя ________________________________ Дата занятия_____________

1. Степень твоей включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 (Обведи кружком соответствующий балл).

Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

2. Твои основные ошибки в ходе занятия:

а) по отношению к себе б) по отношению к группе в) по отношению к ведущему

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых тебе удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:

4. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? И почему?

  1. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т. п.)

6. Что ты еще хотел бы написать?

Рекомендации преподавателю. Бланки анкеты целесообразно заготовить заранее (если есть такая возможность).

Если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются, а участники па чистом листе бумаги пишут свои ответы на них и затем сдают вам. Естественно, их нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.

Психологический комментарий. Систематическое проведение анкетирования, которое предусматривает этот тренинг, необходимо для того, чтобы выработать прочные навыки ответственного отношения к делу, к самому себе. Во-первых, чтобы заполнить анкету, нужно активно участвовать в занятии, во-вторых, необходимы определенные навыки самоанализа (и то, и другое это задачи тренинга).

В-третьих, участнику нужно обладать достаточным мужеством, чтобы указать свои ошибки и сделать замечания ведущему. Все это помогает решать цели и задачи тренинга и дает хороший результат.

Раздел 2. Инструментально-ориентированные тренинги как варианты социально психологического тренинга

Тема 3. Тренинг уверенного (ассертивного) поведения

1. Информационный блок. Термин «ассертивность» происходит от английского «assert» — настаивать на своем, отстаивать свои права. Обычно под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Это понятие близко принципу гештальт-терапии «Я существую не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, ты существуешь не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям…».

Ассертивный человек — тот, кто отвечает за собственное поведение, демонстрирует самоуважение и уважение к другим, позитивен, слушает, понимает и пытается достичь разумного компромисса.

Под ассертивностью понимается определенная личностная черта, которую можно определить как автономию, независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение. Таким образом, вполне оправданно допустить очень близкую аналогию с другим понятием — самодостаточностью.

Корни такой проблемы, как неуверенность в себе, чащ всего следует искать в детстве теперь уже взрослого человека. Родители, подавляя свободу своих детей, призывают их сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они сами того не желая, способствуют формированию у детей страхов, агрессивности, а в итоге — неуверенности в себе. Следствия закрепленной неуверенности это — конфликтное общение с окружающими, стрессы, различные заболевания и пр.

Тренинг уверенного поведения можно разбить на следующие этапы.

1. «Самопознание» — это упражнения которые позволят участникам тренинга определить, насколько хорошо они себя знают. Рассматриваются типы иррациональных суждений, ведущих человека к эмоциональным проблемам, и пути их трансформации в рациональные, которые будут способствовать формированию эффективной жизненной позиции и достижению выбранных целей.

2. Вторая часть тренинга посвящена способам достижения цели — предлагаются упражнения на осознание участниками тренинга собственных мотивов достижения целей, подробно описываются основные составляющие и шаги достижения цели.

3. «Работа над проблемой. Сопротивление». Участники выполняют упражнения, позволяющие им осознать и проанализировать свое умение слышать других, познакомиться с правилами активного слушания. Предлагаются упражнения и приемы направлены на то, чтобы обойти сопротивление и получить возможность встретиться с глубинными проблемами.

4. «Чувства. Способы выражения чувств» на таких занятиях рассматриваются понятия «личная граница», «личная территория». Показывается возможность различного выражения собственных чувств, а также особые приемы работы с чувствами обиды, гнева, страха, печали.

5. «Полюбить себя» — раскрываются понятия относительной и абсолютной свободы. С целью практического знакомства с ними предлагаются упражнения на осознание и развитие чувств радости и любви.

6. «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление» освещает вопросы внешней и внутренней привлекательности, поиску собственного жизненного сценария, своей «зоны прочности». Особое внимание уделяется анализу отношения к своим успехам и неудачам, приемам работы с мыслью. С этой целью предлагаются упражнения, позволяющие слышать и чувствовать свое внутреннее «Я».

7. «Права и обязанности человека. Отношения с другими. Жизнь по собственному выбору». Здесь освещаются конкретные права и обязанности личности, негативные роли, в которые люди оказываются легко вовлеченными, и возможность их преобразования в позитивные. Обсуждаются вопросы повышения личной ответственности за собственные мысли, чувства и действия как условие полноценной осознанной жизни. Упражнения направлены на развитие навыков понимания и конструктивного взаимодействия с людьми.

8. «Уверенность в себе» практически отрабатываются различные модели поведения и эмоциональных состояний, призванные способствовать формированию умения управлять выражением собственных чувств и поиску необходимого для уверенности в себе внутреннего самоощущения. Завершается тренинг приемами саморегуляции, способствующих снятию напряженности, тревожности и укреплению жизнерадостности, а также упражнениями для создания позитивного образа будущего.

В тренинговом блоке отрабатываются примеры упражнений из каждой стадии тренинга данного вида.

2. Тренинговый блок.

1) Упражнение «Мой образ». Представить визит на другую планету в виде предмета, растения, животного или птицы и описать свойства, качества, предназначение. Нарисовать свой образ.

Упражнение «Кто Я?». Ответить на данный вопрос письменно двадцатью словами или предложениями. Обработка результатов и обсуждение.

Упражнение «Мои суждения». Работа по представленному образцу в пособии И.В. Стишенок. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2010. С. 35.

2) Упражнение «Мотивы достижения». Вспомните какую-нибудь из своих неудачных попыток «начать новую жизнь». Запишите её и ответьте на следующие вопросы письменно:

— Почему возникло такое намерение?

— Когда вы его приняли, что вы решили делать, чтобы достичь свой цели?

— Что вы на самом деле делали?

— Сколько времени продолжались ваши попытки — достичь данную цель?

— Если они прекратились, то почему?

3) Упражнение «Установление личной дистанции». Групповая дистанция устанавливается через ощущения неприятия от надвигающегося круга студентов на одного участника. Индивидуальная дистанция устанавливается от ощущения дискомфорта от расстояния подходящего по очереди участника тренинга.

3. Заключение. Проведение текущей диагностики:

Опросник «Итоги дня»

1. Насколько Я был Я? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внутреннее напряжение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Атмосфера теплоты и доверия в группе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Чувство защищенности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Что мешало? ________________________________________________________________________

6. Промежуток продуктивного времени 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Сколько вложили собственных сил

в работу? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Сколько получили в ответ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Что было полезным? _________________________________________________________________

10. Что запомнилось ярче всего? _________________________________________________________

11. Желание продолжить тренинг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Подведение итогов занятия.

Тема 4. Тренинг коммуникативной компетентности

1. Информационный блок. Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Профессиональная коммуникативная компетентность не может быть сформирована стихийно, необходимы специальная работа и психологические условия. Условия и средства развития коммуникативной компетентности встречаются в работах Прозоровой Е.В., Конева Ю.А., Емелина А.И., Алтуниной И.Р., Гусейнова А.Ш. и др. Многие авторы отмечают, что в условиях ВУЗа наилучший обучающий эффект в обучении коммуникативной компетентности дают группы социально-психологического тренинга.

2. Психодиагностический блок. Самооценка коммуникативных способностей. Обсуждение результатов.

Самооценка эмоционального интеллекта. Обсуждение результатов.

3. Упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетентности и повышения уровня эмоционального интеллекта.

4. Проведение текущей диагностики. Подведение итогов занятия.

Тема 5. Тренинг делового (профессионального) общения

1. Информационный блок. Понятие делового общения и деловых контактов. Анализ и планирования делового общения. Особенности видов делового общения.

2. Упражнения на формирование навыка установления делового контакта, выработка навыков активного слушания, развития навыков аргументации, навыка коррекции эмоционального состояния партнера по деловому общению.

3. Деловая игра «Переговоры». Обсуждение результатов.

4. Проведение текущей диагностики. Подведение итогов занятия.

Тема 6. Тренинг стратегии и тактик решения конфликтных ситуаций

1. Информационный блок. Понятие и сущность конфликта. Типология конфликтов. Тактики решения конфликтных ситуаций.

2. Психодиагностический блок. Самодиагностика студентов по методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко) (Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. С. 59−64)

3. Упражнения на выявление типа конфликта, на формирование тактики поведения в конфликтной ситуации.

4. Проведение текущей диагностики. Подведение итогов занятия.

Тема 7. Когнитивно-ориентированный тренинг толерантности

1. Информационный блок. Понятие толерантности и интолерантности в современном мире. Функции толерантности, её границы, типы, уровни и виды.

2. Психодиагностический блок. Самотестирование студентов по методикам «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» и «Уровень конфликтности личности» (Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.)

3. Упражнения по модулям со следующими названиями:

— «Лично я иногда бываю интолернтным».

— «Когда все вокруг интолерантны…».

— «Механизмы проявления интолернтности в общении и социальном взаимодействии».

4. Проведение текущей диагностики. Подведение итогов занятия.

Тема 8. Организационные вопросы социально-психологического тренинга

1. Информационный блок. Общие вопросы организации тренинговой группы. Комплектование состава тренинговой группы.

2. Составление программы тренинга по следующим требованиям:

— Определение названия тренинга.

— Определение целевой аудитории тренинга.

— Определение целей тренинга.

— Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.

— Определение этапов тренинга.

— Прогноз развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок.

— Определение количества встреч и целей каждой встречи.

— Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.

В программе может быть указана: оснащенность помещения, требования к помещению, порядок проведения организационного этапа.

В программе необходимо указать: продолжительность тренинга в часах; количество встреч и продолжительность каждой встречи; периодичность встреч; количество участников.

3. Демонстрационное проведение этапа социально-психологического тренинга по выбору студента. Обучающееся используют материалы, наработанные в ходе самостоятельной подготовки в течение всего курса обучения по данному предмету.

4. Психодиагностический блок. Проведение самооценки участия студента в учебном курсе по следующей анкете:

Анкета участника тренинговых сессий фио_________________________________________________________________________________

Инструкция: Оцените, пожалуйста, тренинги по следующим критериям:

Мои ожидания не оправдались, так как цель тренингов не была достигнута

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мои ожидания оправданы, так как цель тренингов была достигнута

Я полностью не удовлетворен (а) содержанием преподнесенной на тренингах информацией

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Я полностью удовлетворен (а) содержанием преподнесенной на тренингах информацией

Я не доволен/не довольна количеством преподнесенного на тренингах материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Я доволен/довольна количеством преподнесенного на тренингах материала

Мне очень не понравился способ преподнесения материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мне очень понравился способ преподнесения материала

Тренинги были скучными

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тренинги были живыми и интересными

Упражнения на тренингах не были полезными для меня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Упражнения на тренингах были полезными для меня

Какие части программы были наиболее полезными для Вас? (Объясните почему).__________________________________________________________________________________________

Какие части программы были для Вас наименее полезными? (Объясните почему).

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Каким образом, по вашему мнению, Вы будете использовать приобретенные знания и навыки в профессиональной деятельности и личной жизни? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените Ваше желание продолжить обучение в форме тренингов:

Совсем не хотелось бы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Очень сильно хотелось бы

Дайте, пожалуйста, пояснение Вашей оценке __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Оцените стиль общения Вашего руководителя группы с Вами и участниками тренинга:

Совсем не понравилось

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Очень сильно понравилось

Дайте, пожалуйста, пояснение Вашей оценке __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

5. Подведение итогов занятия.

9. Методические рекомендации для студента

В процессе преподавания дисциплины «Социально-психологический тренинг» при работе со студентами используются следующие формы организации самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа над материалом при подготовке к практическим занятиям, направленная на более глубокое и адекватное понимание воспринятой информации, её систематизацию, ликвидацию смысловых «разрывов», интеграцию в профессиональное сознание за счет связывания с содержанием рекомендованной учебной литературы по теме и собственным жизненным опытом.

Составление и реализация собственных программ и проектов аналитико-диагностической и/или консультационно-развивающей направленности. Примерами могут служить программы изучения группы, схемы анализа проблемных ситуаций и др.

Подготовка к групповым дискуссиям, ролевым и деловым играм.

Контроль итогов самостоятельной работы студентов осуществляется, как правило, в ходе практических занятий в формах адекватных содержанию реализованной студентами учебно-профессиональной активности (проведение групповых дискуссий и деловых игр, подбор упражнений для тренинга, обсуждение и защита тренинговых программ).

Задания в соответствии с рабочей программой дисциплины:

1. Составьте глоссарий. Список дефиниций: тренинг, социально-психологический тренинг, тренинг личностного роста, тренинговая группа, личность, личностный рост, саморазвитие, самореализация, самоактуализация, самопознание.

2. Прочитайте и законспектируйте в тезисной форме основное содержание предлагаемых в рамках курса первоисточников (монографии, научные труды).

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 2005.

Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002.

Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

Мельник С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та. — 2004.

Никандров В.В. Психологический тренинг (как проблема и метод психологии).

СПб., 2004.

Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социально-психологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2007.

Рудестам, К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001.

3. Проанализируйте статьи в ведущих психологических журналах («Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия «Психология», «Психология обучения», «Психологическая служба в образовании» и т. д.), сборниках трудов, материалах научных и научно-практических конференций по проблемам социально-психологического тренинга.

Например: Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как социогуманитарная коммуникативная технология // Известия РГПУ им. А.И. Герцена — № 145. — 2012. — С. 81−89.

План анализа статьи:

— Прочитать всю статью.

— Определить цель статьи, ее актуальность.

— Найти и определить ключевые моменты, смысловые «узлы».

— Определить, по возможности, методологические основания исследования.

— Обнаружить авторские идеи относительно предмета исследования.

— Обозначить логику исследования, этапы, последовательность.

— Выявить причинно-следственные связи между ключевыми блоками информации.

— Изучить выводы, предлагаемые автором, исследовать их соответствие заявленной теме исследования.

— Установить, приводит ли автор возможные варианты дальнейшего изучения темы, перспективные направления работы.

Методические рекомендации:

Статья может быть предложена преподавателем студентам, также возможно осуществление самостоятельного поиска и анализа статьи по предлагаемой преподавателем проблеме. Работа сдается в письменной форме.

4. Составьте блок-схемы в соответствии с темами курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга (по выбору студента).

5. Составьте кроссворды по темам курса: Теоретические и методические основы проведения тренинга. Виды тренинга (по выбору студента).

Цель: овладение дефинициями, используемыми в рамках курса.

Методические рекомендации:

Оформить кроссворд по ключевым понятиям темы, имеющим форму существительного в именительном падеже, единственном числе.

Словосочетания в кроссворде не употребляются.

Задания прописываются в форме утвердительного предложения, сначала приводится список определений по горизонтали, затем — по вертикали. Кроссворд сдается преподавателю незаполненным, отдельно прилагается заполненный вариант.

Также необходимо указать источники, которые использовались при составлении кроссворда.

6. Напишите тематическое эссе. Цель: развитие аналитичности мышления студента-психолога, рефлексии причинно-следственных связей в материале темы, формирование собственной профессиональной идентичности, развитие профессиональных компетенций студентов.

Темы: «Мой опыт в тренинговой группе»; «Тренинг: польза или ???»

Методические рекомендации к написанию:

Необходимо раскрыть предлагаемую преподавателем тему, выразить собственную точку зрения, обозначить проблемные зоны, ключевые моменты, сформулировать рекомендации (при необходимости), рекомендуется ссылаться на точки зрения ученых.

10. Контрольно-оценочные материалы

10.1. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Социально-психологический тренинг: понятие, специфика и его роль в процессе профессиональной подготовки психолога.
  2. История становления групповых форм психологической работы.
  3. Основные типы и виды социально-психологического тренинга.
  4. Преимущества и недостатки группового метода психологической работы.
  5. Групповая динамика. Понятие групповой динамики.
  6. Характеристика основных элементов групповой динамики.
  7. Структура группы как один из важнейших элементов групповой динамики.
  8. Социометрия как метод исследования групповой динамики.
  9. Основные фазы социально-психологического тренинга. Фаза разминки.
  10. Основные фазы социально-психологического тренинга. Фаза активизации.
  11. Основные фазы социально-психологического тренинга. Фаза лабилизации.
  12. Основные фазы социально-психологического тренинга. Фаза введения ориентировочных основ.
  13. Основные фазы социально-психологического тренинга. Фаза овладения приемами поведения и фаза окончания тренинга.
  14. Основные методы социально-психологического тренинга
  15. Групповая дискуссия как метод групповой психологической работы.
  16. Игра как метод групповой психологической работы.
  17. Психогимнастика как метод групповой психологической работы.
  18. Фигура ведущего в социально-психологическом тренинге.
  19. Требования к личности и подготовка ведущего тренинговой группы.
  20. Основные стили руководства тренинговой группой.
  21. Основные принципы поведения ведущего тренинговой группы.
  22. Основные функции ведущего тренинговой группы.
  23. Общие вопросы организации тренинговой группы.
  24. Комплектование состава тренинговой группы.
  25. Принципы и этапы составления программы социально-психологического тренинга.
  26. Работа с «Я-образом» в ходе социально-психологического тренинга.
  27. Понятие обратной связи в социально-психологическом тренинге.
  28. Тренинг ассертивности. Основные положения.
  29. Тренинг коммуникативной компетентности. Основные положения.
  30. Тренинг делового (профессионального) общения. Основные положения.
  31. Тренинг стратегии и тактик решения конфликтных ситуаций. Основные положения.
  32. Когнитивно-ориентированный тренинг толерантности. Основные положения.
  33. Тренинг командообразования. Основные положения.
  34. Тренинг организационного развития. Основные положения.
  35. Тренинг эффективной самопрезентации. Основные положения.
  36. Тренинг управления агрессией. Основные положения.
  37. Тренинг лидерства. Основные положения.
  38. Тренинг межкультурной коммуникации. Основные положения.
  39. Тренинг публичного выступления. Основные положения.
  40. Тренинг продаж. Основные положения.

10.2. Темы контрольных и реферативных работ по курсу

«Социально-психологический тренинг»

1. Психологические особенности тренинговой группы.

2. Принципы работы тренинговой группы.

3. Цели и задачи, решаемые различными по направленности и содержанию тренинговыми группами.

4. Общепринятые принципы: ненасильственность общения, самодиагностика, положительный характер обратной связи, неконкурентный характер отношений, минимизация лабилизации и её опосредовательность, дистанцирование и идентификация, включенность, гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сферы.

5. Руководство по проведению тренинга.

6. Средства воздействия: вербальные и невербальные.

7. Возможные трудные ситуации и пути их решения.

8. Социально-психологический тренинг саморазвития личности.

9. Цели и задачи тренинга саморазвития личности.

10. Этапы программы саморазвития личности: ориентировочный, развивающий, закрепляющий.

11. Методы работы тренинга саморазвития личности.

12. Тренинги общения.

13. Цели и задачи тренингов общения.

14. Этапы программы тренингов общения: ориентировочный, развивающий, закрепляющий.

15. Методы работы тренингов общения, частота и количество занятий.

16. Групповая сплочённость и совместимость.

17. Цели и задачи тренинга на групповую сплочённость и совместимость.

18. Этапы программы тренинга на групповую сплочённость и совместимость: ориентировочный, развивающий, закрепляющий.

19. Методы работы тренинга на групповую сплочённость и совместимость: частота и количество занятий.

20. Межличностные и межгрупповые конфликты.

Автор-составитель: к.пс.н., доцент кафедры общей психологии И.Р. Хох

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector