Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

УТВЕРЖДЕНО

решением кафедры

от ______ протокол № __

заведующий кафедрой

______________

Л.Д. Костелова

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

БЗ.Б.1.2 Теории обучения и воспитания

 

Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Согласовано:

декан факультета ДиКПиП КузГПА,

председатель ученого совета факультета

_______________Н.Е. Разенкова

«___» ______________ 2011 г.

 

 

Разработчик:

___________ Л.Д.Костелова, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой

 

Новокузнецк 2011

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 20/ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.

2.

3.

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «» 20 г.

 

 

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой

Декан

«» 20 г.

 

 

Рабочая программа

Выписка из ВОС

 

Индекс по ВОС Наименование дисциплины и её содержание Трудоемкость по ВОС
БЗ.Б.1.2 Теории обучения и воспитания. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Классификация средств обучения. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания — личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание — управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.

 

Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина ориентирует на подготовку к социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

— реализация на практике прав ребенка;

— создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;

— повышение собственного общекультурного уровня;

— использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;

— соблюдение норм профессиональной этики.

 

Цельдисциплины: формирование у студентов основ теоретико-методологических знаний в области современной педагогики как базы осуществления процесса обучения и воспитания с учетом достижений современной науки, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. Курс призван заложить основы педагогической культуры будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, заложить основы для принятия решений в соответствии с требованиями современной педагогической науки.

Задачи:

— формирование знаний о закономерностях образовательного процесса, развивающих функциях обучения и воспитания, методах и приемах воспитания и обучения детей;

— формирование представлений об основных проблемах современного образования;

— формирование умения применять полученные знания в процессе осмысления педагогической действительности и принятия решения о выборе организационных подходов к решению образовательных задач.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

ОПК-4 — готов использовать знание различных теорий обучения и воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;

ОПК-7 — готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;

ОПК-11 — готов применять в профессиональной деятельности основные и международные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.

Объем дисциплины и виды учебной работы. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия
Контроль самостоятельной работы
Самостоятельная работа
Общая трудоемкость

 

 

Семестры и вид отчетности по дисциплине

 

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
экзамен

 

 

Содержание дисциплины

5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

Разделы, темы Лекции (кол-во час.) Практические занятия (кол-во час.) Лабораторные занятия (кол-во час.) Самостоятельная работа (кол-во час.)
1. Педагогика в системе наук о человеке.
2. Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности.
3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
4. Обучение в целостном педагогическом процессе.  
5. Воспитание в целостном педагогическом процессе.
6. Система образования на современном этапе.
Итого:

5.2 Тематическое планирование.

Раздел ГОС Лекции (тем №…) (кол-во час.) Практические занятия (тема №…) (кол-во час.) Лабораторные работы (тема №) (кол-во час.)
1. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. 1. Педагогика в системе наук о человеке.     1. Цель воспитания как педагогическая проблема.       1. Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.    
2. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. 1. Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности.   1. Образование как общественное явление и педагогический процесс      
3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. 1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.   1. Содержание образования как компонент ЦПП.   1. Стандартизация образования  
4. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Современные модели организации обучения. Методы и средства обучения. Классификация средств обучения. 1. Обучение в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов обучения.           — 1. Современные модели организации обучения 2. Формы организации обучения. 3. Методы и средства обучения    
5. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания — личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание — управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Коллектив как объект и субъект воспитания. Методы воспитания и их классификация. 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов воспитания.         1. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса       1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности. 2. Формы и методы воспитания. 3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания.          
6. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. 1. Система образования на современном этапе.         1. Система образования в России и перспективы её развития.  

 

5.3. Содержание дисциплины

Литературное обеспечение дисциплины

п/п Наименование (автор, название) Год издания Наличие в библиотеке (кол-во экз.)  
  Основная литература      
1. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003.  
2. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005.    
3. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.  
4. Гребенюк О.С. Теория обучения: Учебник для вузов. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.  
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003.  
6. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания.Личностно-социальный подход.Учебное пособие для вузов.-М.: Академия,2005  
7. Коджаспирова Г.М.Педагогика.Учебное пособие для вузов.-М.: Гардарики, 2004  
8. Коджаспирова Г.М. Словарь- справочник по педагогике(междисциплинарный).-М.:ИКЦ.,2005  
9. Кроль В.М. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2008.    
10. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2003.  
11. Педагогика.Учебное пособие для вузов./Под ред. Л.П.Крившенко -М.: Проспект,2005  
12. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2004.  
  Дополнительная литература      
13. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тексты. — М.:Владос, 2002.  
14. Афонина Г. М. Педагогика: Курс лекцийи семинарских занятий: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2002.  
15. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000.  
16. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.  
17. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — Воронеж, 1996.  
18. Воронин А.М. Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов педвузов. -Брянск: БГПУ, 1997.  
19. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточникох: Учебное пособие.-М.: УРАО, 1997.  
20. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. -М.: Магистр, 1999.  
21. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. — М.: Педагогмческое общество России, 2001.  
22. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс,1995.  
23. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2002.  
24. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 1999.  
25. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. -М.: Новая школа, 2001.  
26. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/Под ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Педагогическое общество России, 1998  
27. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996.  
28. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001.  
29. Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984.  
30. Инновационное движение в Российском школьном образовании. — М.: Парсифаль, 1997.  
31. Казанский О.А. Педагогика как любовь. -М.: Российское педагогическое агенство, 1996.  
32. Калгрен Франс. Воспитание к свободе: Педагогика Рудольфа Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ.-М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992.  
33. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994  
34. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М.Просвещение, 1985  
35. Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. -М.: Академия, 2003.  
36. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001  
37. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие для вузов. -Ростов н/д: МарТ, 2002.  
38. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/д: МарТ, 2002.  
39. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебник для вузов. -М.: Педагогическое общество России, 2002.  
40. Методика воспитательной работы: Учебник для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К, Гребенкина, О.В. Еремкина; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.  
41. Монахов В.М. Педагогические технологии. — М. — Новокузнецк. 1997  
42. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Е. Полат. -М.: Академия, 2001.  
43. Орлов В.И. Методические основы обучения: Учебное пособие. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.  
44. Основы педагогики.Учебное пособие для вузов./Под ред.А.И.Жука.-Минск:Аверсэв,2003  
45. Педагогика и психология высшей школы: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.  
46. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов/М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д.Столяренко и др.- Ростов н/Д: Высшее образование, 2002.  
47. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.: Росс. Пед. Агенство., 1997.  
48. Педагогика./Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение., 1983; М., 1984.  
49. Педагогика: Педагогические теории, ситсемы, технологии: Учебник для вузов/Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 1999.  
50. Педагогика: Учеб. пособ. для ст-ов пед. уч. заведений/ В. Сластенин, И. Исаев, А. Мищенко, Е. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998.  
51. Педагогика:Учебное пособие/ Под. Ред. П. Пидкасистого. -М.: Российское педагогическое агенство, 1996.  
52. Педагогические технологиии: Учебное пособие/ Под ред. В.С. Кукушина. -Ростов н/Д: МарТ, 2002.  
53. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бид-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.  
54. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 1997.  
55. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001  
56. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн.: Учебник для вузов: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2001  
57. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов: В 2-х кн.: Кн. 2: Процесс воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2001  
58. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996.  
59. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. -М.: Народное образование, 2003.  
60. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.-М.: Высшая школа, 2004  
61. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие. -М: ВЛАДОС, 2002  
62. Попков В.А. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001.  
63. 2. Репкина И.В. Что такое развивающее обучение. — Томск: Пеленг, 1993.  
64. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2002.  
65. Скалкова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. — М.. 1989  
66. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2003.  
67. Словарь- справочник по педагогике./Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Сфера, 2004  
68. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М.: Росс.Пед. Агенств., 1997.  
69. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. -М.: Новая школа, 2001.  
70. Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс: — Минск: Университетское, 2001.  
71. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие: — М.: Юристъ, 1997.  
72. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика.Теория и технология креативного обучения.-М.: Изд-во МГУ,2003  
73. Хуторской А.В. Современная дидактика.Учебное пособие для вузов.-Спб.: Питер,2001  
74. Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. -М.: Педагогическое общество России, 2001.  
75. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 1999.  
  Методические пособия, рекомендации      
76. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. -М.: Сфера, 2001.  
77. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2003.  
78. Коджаспирова Г. М. Педагогика: Программы, методические материалы и рекомендации. Практикум и методические материалы. — М.: ТЦ Сфера, 2002.  
79. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для вузов.- М.: Академия, 2003.  

(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)

Методические рекомендации для студентов

Тема: Педагогика в системе наук о человеке.

  1. Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем и составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия работы, выходных данных, страниц):
    • Педагогика в современном мире.
    • Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
    • Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.
    • Связи педагогики с философией, социологией, кибернетикой, информатикой и другими науками.

 

 

2. Составьте аннотацию на введение к книге С.И.Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». (См. С.И.Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995. – С.22-39.).

Тема : Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.

Проведите мини-иссследование и напишите отчет на тему: «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»? Для выполнения задания составьте анкету для учителей и учащихся, проанализируйте полученные данные.

Тема:Цель воспитания как педагогическая проблема.

Разработайте алгоритм постановки цели педагогического процесса, обоснуйте предлагаемую последовательность действий.

 

Тема: Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности.

Опишите фрагмент какого-либо занятия, участником которого вы являлись. Удалось ли преподавателю добиться целостности? В чем это проявлялось?

 

Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

  1. Составьте сравнительную таблицу «Теории содержания образования». Отразите в таблице суть теории, время её создания, достоинства и недостатки.
  2. Изучите государственный образовательный стандарт по получаемой специальности. Предложите перечень предметов регионального и вузовского компонентов по одному из блоков дисциплин.

 

 

Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе.

Исходя их того, что дидактические правила конкретизируют принципы обучения, охарактеризуйте основные принципы обучения через систему правил. Представьте ваш вариант в таблице.

Дидактический принцип Система дидактических правил
   

 

Тема: Методы, средства и формы обучения.

  1. Составьте таблицу «Характеристика методов обучения», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод обучения Деятельность учителя Деятельность ученика Средства обучения Условия успешной реализации метода
         

2. Познакомьтесь с несколькими вариантами классификации форм организации обучения. Какой из вариантов наиболее целесообразен с точки зрения практического работника? Почему?

Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе.

  1. Законспектируйте статью Бондаревской Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» (Журнал «Педагогика», 1995, №4, с. 29-31).
  2. Схематично изобразите соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие». Дайте пояснения к схеме.

 

Тема: Система форм и методов воспитания.

  1. Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-либо внутренние связи у этих классификаций? Разработайте схему, отражающую эти связи.
  2. Составьте таблицу «Характеристика методов воспитания», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод воспитания Деятельность педагога Деятельность воспитанника Средства воспитания Условия успешной реализации метода
         

 

 

Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания.

Проведите мини-исследование по теме: «Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения, их влияние на развитие личности». Для получения результатов составьте анкету для детей, родителей, учителей и воспитателей. Прокомментируйте полученные данные.

 

Тема: Система образования на современном этапе.

Составьте список публикаций по теме «Система образования на современном этапе» с краткими аннотациями источников.