УТВЕРЖДЕНО
решением кафедры
от ______ протокол № __
заведующий кафедрой
______________
Л.Д. Костелова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
БЗ.Б.1.2 Теории обучения и воспитания
Профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Согласовано:
декан факультета ДиКПиП КузГПА,
председатель ученого совета факультета
_______________Н.Е. Разенкова
«___» ______________ 2011 г.
Разработчик:
___________ Л.Д.Костелова, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой
Новокузнецк 2011
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 20/ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры «» 20 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
«» 20 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС | Наименование дисциплины и её содержание | Трудоемкость по ВОС |
БЗ.Б.1.2 | Теории обучения и воспитания. Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Методы и средства обучения. Современные модели организации обучения. Классификация средств обучения. Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания — личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание — управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Методы воспитания и их классификация. Коллектив как объект и субъект воспитания. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. |
Цели и задачи дисциплины.
Дисциплина ориентирует на подготовку к социально-педагогической деятельности, педагогической деятельности в дошкольном образовании и на начальной ступени общего образования, ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:
— реализация на практике прав ребенка;
— создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
— повышение собственного общекультурного уровня;
— использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
— соблюдение норм профессиональной этики.
Цельдисциплины: формирование у студентов основ теоретико-методологических знаний в области современной педагогики как базы осуществления процесса обучения и воспитания с учетом достижений современной науки, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с учетом необходимости соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка. Курс призван заложить основы педагогической культуры будущих специалистов, сформировать способность осмысливать педагогическую действительность, заложить основы для принятия решений в соответствии с требованиями современной педагогической науки.
Задачи:
— формирование знаний о закономерностях образовательного процесса, развивающих функциях обучения и воспитания, методах и приемах воспитания и обучения детей;
— формирование представлений об основных проблемах современного образования;
— формирование умения применять полученные знания в процессе осмысления педагогической действительности и принятия решения о выборе организационных подходов к решению образовательных задач.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
ОПК-4 — готов использовать знание различных теорий обучения и воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
ОПК-7 — готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
ОПК-11 — готов применять в профессиональной деятельности основные и международные отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
Объем дисциплины и виды учебной работы. Семестры и вид отчетности по дисциплине
Виды учебной работы | Объем (кол-во час.) |
Аудиторная работа (всего) | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Лабораторные занятия | |
Контроль самостоятельной работы | |
Самостоятельная работа | |
Общая трудоемкость |
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) |
экзамен |
Содержание дисциплины
5.1. Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№ | Разделы, темы | Лекции (кол-во час.) | Практические занятия (кол-во час.) | Лабораторные занятия (кол-во час.) | Самостоятельная работа (кол-во час.) |
1. | Педагогика в системе наук о человеке. | ||||
2. | Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности. | — | |||
3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. | ||||
4. | Обучение в целостном педагогическом процессе. | ||||
5. | Воспитание в целостном педагогическом процессе. | ||||
6. | Система образования на современном этапе. | — | |||
Итого: |
5.2 Тематическое планирование.
№ | Раздел ГОС | Лекции (тем №…) | (кол-во час.) | Практические занятия (тема №…) | (кол-во час.) | Лабораторные работы (тема №) | (кол-во час.) |
1. | Педагогика как область гуманитарного, антропологического, философского знания. Категориальный аппарат педагогики: воспитание, образование, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогический процесс. Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. | 1. Педагогика в системе наук о человеке. | 1. Цель воспитания как педагогическая проблема. | 1. Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса. | |||
2. | Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса. | 1. Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности. | 1. Образование как общественное явление и педагогический процесс | ||||
3. | Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования. | 1. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. | 1. Содержание образования как компонент ЦПП. | 1. Стандартизация образования | |||
4. | Базовые образовательные (дидактические) теории. Обучение как дидактическая система, как одна из подсистем целостного педагогического процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Современные модели организации обучения. Методы и средства обучения. Классификация средств обучения. | 1. Обучение в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов обучения. | — | 1. Современные модели организации обучения 2. Формы организации обучения. 3. Методы и средства обучения | |||
5. | Сущность воспитания и его место в структуре целостного педагогического процесса. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс; процесс интеграции человеческих ценностей и целенаправленного развития личности. Цель воспитания — личность, развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом. Воспитание — управление развитием человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Понятие о воспитательных системах. Коллектив как объект и субъект воспитания. Методы воспитания и их классификация. | 1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. 2. Система форм и методов воспитания. | 1. Детский воспитательный коллектив как структурный компонент целостного педагогического процесса | 1. Воспитательная система как фактор целостного формирования личности. 2. Формы и методы воспитания. 3. Коллективное творческое дело как форма организации воспитания. | |||
6. | Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы. | 1. Система образования на современном этапе. | 1. Система образования в России и перспективы её развития. |
5.3. Содержание дисциплины
Литературное обеспечение дисциплины
№ п/п | Наименование (автор, название) | Год издания | Наличие в библиотеке (кол-во экз.) | |
Основная литература | ||||
1. | Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. | |||
2. | Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь, 2005. | |||
3. | Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. | |||
4. | Гребенюк О.С. Теория обучения: Учебник для вузов. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. | |||
5. | Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2003. | |||
6. | Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания.Личностно-социальный подход.Учебное пособие для вузов.-М.: Академия,2005 | |||
7. | Коджаспирова Г.М.Педагогика.Учебное пособие для вузов.-М.: Гардарики, 2004 | |||
8. | Коджаспирова Г.М. Словарь- справочник по педагогике(междисциплинарный).-М.:ИКЦ.,2005 | |||
9. | Кроль В.М. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2008. | |||
10. | Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2003. | |||
11. | Педагогика.Учебное пособие для вузов./Под ред. Л.П.Крившенко -М.: Проспект,2005 | |||
12. | Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 2004. | |||
Дополнительная литература | ||||
13. | Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тексты. — М.:Владос, 2002. | |||
14. | Афонина Г. М. Педагогика: Курс лекцийи семинарских занятий: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2002. | |||
15. | Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие для вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2000. | |||
16. | Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. | |||
17. | Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — Воронеж, 1996. | |||
18. | Воронин А.М. Педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов педвузов. -Брянск: БГПУ, 1997. | |||
19. | Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточникох: Учебное пособие.-М.: УРАО, 1997. | |||
20. | Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. -М.: Магистр, 1999. | |||
21. | Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. — М.: Педагогмческое общество России, 2001. | |||
22. | Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов.-М.: Школа-Пресс,1995. | |||
23. | Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебник для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2002. | |||
24. | Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 1999. | |||
25. | Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. -М.: Новая школа, 2001. | |||
26. | Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)/Под ред. Н.Л. Селивановой. -М.: Педагогическое общество России, 1998 | |||
27. | Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996. | |||
28. | Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001. | |||
29. | Ильина Т.А. Педагогика. — М., 1984. | |||
30. | Инновационное движение в Российском школьном образовании. — М.: Парсифаль, 1997. | |||
31. | Казанский О.А. Педагогика как любовь. -М.: Российское педагогическое агенство, 1996. | |||
32. | Калгрен Франс. Воспитание к свободе: Педагогика Рудольфа Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ.-М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. | |||
33. | Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М., 1994 | |||
34. | Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М.Просвещение, 1985 | |||
35. | Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учебник для вузов. -М.: Академия, 2003. | |||
36. | Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2001 | |||
37. | Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие для вузов. -Ростов н/д: МарТ, 2002. | |||
38. | Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/д: МарТ, 2002. | |||
39. | Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: Учебник для вузов. -М.: Педагогическое общество России, 2002. | |||
40. | Методика воспитательной работы: Учебник для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К, Гребенкина, О.В. Еремкина; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2002. | |||
41. | Монахов В.М. Педагогические технологии. — М. — Новокузнецк. 1997 | |||
42. | Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Е. Полат. -М.: Академия, 2001. | |||
43. | Орлов В.И. Методические основы обучения: Учебное пособие. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. | |||
44. | Основы педагогики.Учебное пособие для вузов./Под ред.А.И.Жука.-Минск:Аверсэв,2003 | |||
45. | Педагогика и психология высшей школы: Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. | |||
46. | Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для вузов/М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д.Столяренко и др.- Ростов н/Д: Высшее образование, 2002. | |||
47. | Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого,- М.: Росс. Пед. Агенство., 1997. | |||
48. | Педагогика./Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение., 1983; М., 1984. | |||
49. | Педагогика: Педагогические теории, ситсемы, технологии: Учебник для вузов/Под ред. С.А. Смирнова. -М.: Академия, 1999. | |||
50. | Педагогика: Учеб. пособ. для ст-ов пед. уч. заведений/ В. Сластенин, И. Исаев, А. Мищенко, Е. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. | |||
51. | Педагогика:Учебное пособие/ Под. Ред. П. Пидкасистого. -М.: Российское педагогическое агенство, 1996. | |||
52. | Педагогические технологиии: Учебное пособие/ Под ред. В.С. Кукушина. -Ростов н/Д: МарТ, 2002. | |||
53. | Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б.М. Бид-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. | |||
54. | Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 1997. | |||
55. | Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 | |||
56. | Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн.: Учебник для вузов: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2001 | |||
57. | Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов: В 2-х кн.: Кн. 2: Процесс воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2001 | |||
58. | Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. — М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1996. | |||
59. | Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя. -М.: Народное образование, 2003. | |||
60. | Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике.-М.: Высшая школа, 2004 | |||
61. | Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие. -М: ВЛАДОС, 2002 | |||
62. | Попков В.А. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2001. | |||
63. 2. | Репкина И.В. Что такое развивающее обучение. — Томск: Пеленг, 1993. | |||
64. | Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2002. | |||
65. | Скалкова Я. и др. Методы и методология педагогического исследования. — М.. 1989 | |||
66. | Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 2003. | |||
67. | Словарь- справочник по педагогике./Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Сфера, 2004 | |||
68. | Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. — М.: Росс.Пед. Агенств., 1997. | |||
69. | Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. -М.: Новая школа, 2001. | |||
70. | Харламов И.Ф. Педагогика: Компактный учебный курс: — Минск: Университетское, 2001. | |||
71. | Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие: — М.: Юристъ, 1997. | |||
72. | Хуторской А.В. Дидактическая эвристика.Теория и технология креативного обучения.-М.: Изд-во МГУ,2003 | |||
73. | Хуторской А.В. Современная дидактика.Учебное пособие для вузов.-Спб.: Питер,2001 | |||
74. | Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее. -М.: Педагогическое общество России, 2001. | |||
75. | Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для вузов. -М.: Академия, 1999. | |||
Методические пособия, рекомендации | ||||
76. | Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. -М.: Сфера, 2001. | |||
77. | Коджаспирова Г. М. Педагогика: Практикум и методические материалы: Учебное пособие для вузов. — М.: ВЛАДОС, 2003. | |||
78. | Коджаспирова Г. М. Педагогика: Программы, методические материалы и рекомендации. Практикум и методические материалы. — М.: ТЦ Сфера, 2002. | |||
79. | Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: Для вузов.- М.: Академия, 2003. |
(включая источники на электронных носителях, базы информационных ресурсов)
Методические рекомендации для студентов
Тема: Педагогика в системе наук о человеке.
- Подберите отрывки из художественных и научных текстов по одной из предлагаемых тем и составьте фрагмент педагогической хрестоматии (с указанием автора, названия работы, выходных данных, страниц):
- Педагогика в современном мире.
- Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
- Функции педагогической науки: теоретическая, практическая, прогностическая.
- Связи педагогики с философией, социологией, кибернетикой, информатикой и другими науками.
2. Составьте аннотацию на введение к книге С.И.Гессена «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». (См. С.И.Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М., 1995. – С.22-39.).
Тема : Личность ребенка как объект и субъект образовательного процесса.
Проведите мини-иссследование и напишите отчет на тему: «Как школа учитывает индивидуальность и возрастные особенности учеников»? Для выполнения задания составьте анкету для учителей и учащихся, проанализируйте полученные данные.
Тема:Цель воспитания как педагогическая проблема.
Разработайте алгоритм постановки цели педагогического процесса, обоснуйте предлагаемую последовательность действий.
Тема: Целостный педагогический процесс — основной фактор развития личности.
Опишите фрагмент какого-либо занятия, участником которого вы являлись. Удалось ли преподавателю добиться целостности? В чем это проявлялось?
Тема: Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- Составьте сравнительную таблицу «Теории содержания образования». Отразите в таблице суть теории, время её создания, достоинства и недостатки.
- Изучите государственный образовательный стандарт по получаемой специальности. Предложите перечень предметов регионального и вузовского компонентов по одному из блоков дисциплин.
Тема: Обучение в целостном педагогическом процессе.
Исходя их того, что дидактические правила конкретизируют принципы обучения, охарактеризуйте основные принципы обучения через систему правил. Представьте ваш вариант в таблице.
Дидактический принцип | Система дидактических правил |
Тема: Методы, средства и формы обучения.
- Составьте таблицу «Характеристика методов обучения», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства обучения | Условия успешной реализации метода |
2. Познакомьтесь с несколькими вариантами классификации форм организации обучения. Какой из вариантов наиболее целесообразен с точки зрения практического работника? Почему?
Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе.
- Законспектируйте статью Бондаревской Е.В. «Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания» (Журнал «Педагогика», 1995, №4, с. 29-31).
- Схематично изобразите соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание», «развитие». Дайте пояснения к схеме.
Тема: Система форм и методов воспитания.
- Сравните и проанализируйте классификации методов обучения и методов воспитания. Есть ли какие-либо внутренние связи у этих классификаций? Разработайте схему, отражающую эти связи.
- Составьте таблицу «Характеристика методов воспитания», пользуясь приведенной ниже схемой.
Метод воспитания | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Средства воспитания | Условия успешной реализации метода |
Тема: Коллектив как объект и субъект воспитания.
Проведите мини-исследование по теме: «Самодеятельные детские организации и «неформальные» объединения, их влияние на развитие личности». Для получения результатов составьте анкету для детей, родителей, учителей и воспитателей. Прокомментируйте полученные данные.
Тема: Система образования на современном этапе.
Составьте список публикаций по теме «Система образования на современном этапе» с краткими аннотациями источников.