1.1 Понятие я-концепции в теории к.Роджерса. Влияние воспитания на самореализацию личности

Личность имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализациизаложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию. Я — символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование. «Я-концепция — это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется по большей части на основании личного опыта, событий, происходящих в феноменальной сфере и выделяемых индивидуумом в качестве «Я» или «самого себя», хотя бы на довербальном уровне… Также индивиды разрабатывают Я-концепцию при взаимодействии с другими, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я»» В структуру Я входят разные ценности:

1) непосредственно переживаемые организмом («Я воспринимаю своих родителей как людей, недовольных моим поведением»)

2) интроецируемые у других, но в своем искажении воспринимаемые как собственные, непосредственные («Я воспринимаю свое поведение как неудовлетворительное»).

Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажать свой опыт.

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности.

27 стр., 13368 слов

Концепция полезности в теории ценности и ее критики

... курсив мой). Если немедленное удовлетворение человека от потребления данного количества виски и удовлетворение от данного количе­ства ... ­ности и вытекало из предшествующей концепции графиков убы­вающей полезности.19 Как ... существовало этическое Ьопит) экономических процессов и структур. При отборе данных высшее благо {лат.) ... кривой спроса прямо выводится из опыта, и закон убывающего желания является ...

  • Я-концепция характеризуется:
    • областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);
    • структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;
    • конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия/несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;
    • защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;
    • напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;
    • уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;
    • реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Преодоление этого рассогласования происходит путем интеграции, когда все сенсорные и внутренние переживания могут осознаваться посредством четкой символизации и организовываться в единую систему, внутренне совместимую со структурой самости и соотносимую с ней.

В процессе психотерапевтической работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Психотерапевтические приемы, применяемые К. Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее термин «клиент-центрированная психотерапия» был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». «Роджерс полагал, что новое название будет в большей степени подходить для описания человеческих ценностей и взаимной зависимости, представления о которых лежали в основе разработанного им подхода, и что это название можно будет применять в других областях знания помимо консультирования и психотерапии» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Именно этот акцент на субъективном, перцептивном взгляде на клиентов обусловил утверждение термина. Восприятие рассматривается как их версия действительности»

7 стр., 3238 слов

Концепция Н.Е. Щурковой (1)

10 1.4. Формирование образа жизни, достойной Человека (Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 39 - 51). Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах: «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у ...

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Для определения конгруэнтности используются такие слова, как подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Условие конгруэнтности консультанта означает, что он должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты (принятие клиента и умение ценить его право быть самим собой), клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента — любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Эмпатия — ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Обычно рассматривают два вида эмпатии: 1) сопереживание — переживание тех же самых чувств, 2) сочувствие — переживание субъектом иных по сравнению с другим человеком чувств. «Консультанты должны быть чувствительными к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у них самих в каждый конкретный момент. Они также должны быть способны ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Проявляя такт, чувствительность и показывая понимание проблем клиентов, консультанты должны передавать им свое восприятие их внутреннего мира и личных смыслов Консультантам также следует сообщать клиентам о своем стремлении к пониманию их внутреннего мира, часто проверяя точность своего понимания и показывая готовность учесть замечания и внести поправки» (Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.

8 стр., 3642 слов

Высшие чувства личности и формирования их в современных условиях 2

Министерство  по налогам и сборам Российской Федерации ВсероссийскаяГосударственная Налоговая Академия Факультет кадрового управления                              Кафедраприкладной психологии   «Высшие чувства личности, их формированиев современных ...

Истинная эмпатия не имеет оценочного и диагностического качества, не означает прямого отражения слов клиента. «Роджерс понимал под эмпатией особую позицию, специфическую форму товарищеских отношений, мягкий способ общения с клиентами … [которая] не подразумевает исполнения добрых намерений, а также механического отражения»

К. Роджерс стремился к тому, чтобы в процессе психотерапевтической работы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Его психотерапия делает акцент на поддерживающей клиента эмпатии. Этим она отличается от обычной психотерапевтической установки, состоящей в том, что терапевт якобы знает истинные причины проблем клиента, а также знает, что нужно клиенту, чтобы стать лучше.

Именно поэтому большинство терапевтов пытаются заставить клиента видеть вещи так, как их видит терапевт, т.е. прибегают к директивному руководству, манипулируют мыслями, чувствами, поступками, чтобы привести клиента к тому, как он должен мыслить, чувствовать, поступать.

Роджерс верил, что при условии безусловного положительного принятия и понимания клиента, люди будут осуществлять личностный рост в направлении, которое является для них единственно подходящим и уникальным. Когда человек становится самим собой, то он, как это ни парадоксально, начинает изменяться, поскольку взаимоотношения становятся подлинными, а подлинные взаимоотношения прекрасны тем, что полны жизни и смысла.

Конкретно в практике консультирования консультант добивается в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее. В чем состоит это изменение?

3 стр., 1015 слов

Личностный рост и самореализация человека

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет Бизнес-Информатика Кафедра Общей и экспериментальной психологии Эссе по психологии. На тему: «Личностный рост и самореализация человека» Выполнил: Студент 2-го курса Терехов Ростислав Группа: 273 Проверил: Яголковский С.Р. Москва 2008 Любое живое существо постоянно изменяется. Вначале процесс изменения называется развитием, но приходит ...

В процессе психотерапии главной задачей является согласованность реального Я («Какой я есть в моих представлениях и поступках») и объективного опыта. Чем больше согласия между описанием себя и объективным его отражением, тем меньше перцептивной защиты и более адекватно поведение. В ином случае у человека возникают невротические реакции. Открытие своему опыту позволяет привести в соответствие структуру Я с опытом личности.

Теория терапии и личностного изменения предполагает снятие чувства беспокойства и неуверенности за счет безусловного положительного отношения к нему терапевта. Человек сам начинает раскрываться своему опыту и начинает принимать то, что ранее им отвергалось. Происходит реорганизация Я, снимаются различия между Я-реальным и Я-идеальным.

Если индивид испытывает безусловное положительное отношение к себе, если существует полное взаимопонимание между клиентом и терапевтом, то в этом случае индивид будет полностью функционирующей персоной, будет открыт своему опыту, который тем самым может быть доступен осознаванию, структура Я будет конгруэнтнаопыту, будетгештальтом, гибко изменяющимся в процессе усвоения новых видов опыта.

Большое место в психотерапии отводится не когнитивнымструктурам, а эмоциям и аффектам.

Основные принципы личостно-центрированной психотерапии:

  • используется только актуальная информация о клиенте, прошлому опыту (в отличие от психоанализа) не придается специального значения;
  • необходимые атрибуты психоанализа (например, кушетка) отвергаются, т.к. они мешают сближению и установлению эмпатии. Взаимодействие осуществляется «лицом к лицу»;
  • отсутствуют интерпретации, оценки и советы;
  • кроме безусловного положительного отношения к клиенту позднее допускаются и негативные эмоции;
  • независимость, автономность клиента от терапевта;
  • результатом должно стать расширение сознания вследствие реинтеграции (восстановления) тех аспектов Я, которые были разъединены;
  • подчеркивается важность ценностей и идеалов в психотерапии.

Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение вэкзистенциальныйпроцесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

6 стр., 2652 слов

Модель личности журналиста характерные черты и особенности

... характер и самоконтроль. 2.1 Направленность — это система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности. Человек ... не существует. Возможность самореализации является следствием ... Характерные черты и особенности личности журналиста Модель личности человека это ... В. Аграновского, что черту характера как порядочность – необходимо ...

С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. 

Селезнева Е.В. подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими.

По мнению Катаева основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста .

Из приведенных данных можно видеть, что в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации. 

Вышеуказанное послужило основанием для построения и обоснования полисистемной концепции исследования самореализации личности. В основе, которой представлен системный подход. 

Ф.Ф. Королев указывает на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений, определив его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами система — это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях. 

15 стр., 7291 слов

Сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных черт характера человека

... работы: сравнить характеристики знаков зодиака с индивидуальными чертами характера человека. Задачи: рассмотреть связь астрологии и психологии; изучить ... происходят с точки зрения личного роста и самореализации. Проще говоря, цель заключается в том, ... объективного экспериментального подхода к исследованию личности. Согласно теории личностных черт Кеттелла, личность описывается как состоящая из ...

На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену самореализации может служить полисистемность, т. е. отдельные микро и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности. 

Основными постулатами в построении полисистемной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие основания:

  • комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации личности;
  • исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками;
  • возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации;
  • обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации;
  • направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик самореализации личности.

1.2 Характер. Структура характера. Акцентуации и психопатии характера. Их сходство и различия

Характер – совокупность устойчивых черт, особенностей, свойств и наклонностей человека, определяющая типичные способы его мышления и поведения.

Определить структуру, или строение характера человека, — значит, выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их отношения и взаимодействии.

В структуре сложившегося характера мы должны выделить две стороны: содержание и форму. К содержанию относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. В содержании характера на первый план может выдвигаться то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека, хотя оно определяется целостной системой отношений.

В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манере поведения. Интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера относятся к форме.

«В системе отношении личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы. Снмптомокомилексы — системы взаимосвязанных психических свойств.

1. Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность чуткость отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к своему дену (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам

(аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)».

«В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих черт велико. Но можно определить основные группы или виды черт характера. К ним относятся:

а) моральные (чуткость, внимательность, деликатность);

б) волевые (вспыльчивость, страстность, нежность);

в) эмоциональные (решительность, настойчивость, твердость).»

Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера. «Среди них выделяются следующие:

— Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны направленности и формы поведения.

— Полнота характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлении и увлечений человека, разнообразии деятельности такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

— Цельность характера. Это единство психического склада человека, согласованность его отношений к различным сторонам действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

— Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет себя вести в тех или других условиях жизни.

— Сила характера. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями, это умение преодолевать их.

— Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

— Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности н активности, выработанная ровность поведения».

Указанные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Все эти свойства не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания. Но самовоспитание обусловлено соответствующей мотивацией, которая зависит от психических процессов и состояний.

«Характер может маскировать один из врожденных проявлении, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей».

Следовательно, с естественнонаучной точки зрения, характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связен в коре головного мозга.

Характер является следствием отражения всей сложности жизненных впечатлений, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимнке, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.

Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни.

«В структуре характера выделяют содержание и форму Содержание характера отражает общественные воздействия влияния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения».

На характер влияют потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, направленность, темперамент.

Совокупность отличительных существенных, типических черт образует тип характера, который отражает типичные условия жизни людей.

В психоанализе характер человека рассматривается чаще всего с точки зрения периодов и фаз психосексуального развития ребенка или защитного образа действия, проявляющегося в реакциях индивида на те или иные жизненные ситуации.

Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формиро­ванию личности и нарушают социальную адаптацию человека.

Важной особенностью психопатии, из-за которой такие пациенты по­падают в поле зрения психиатра, является декомпенсация при различных неблагоприятных воздействиях, в частности после психической травмы и при психотравмирующей ситуации. С точки зрения нормального челове­ка, в таких ситуациях нет ничего особенного, но для психопата они ста­новятся значимыми именно из-за его аномалий характера, поскольку задевают его самое слабое место.

Например, при истерической психопатии необоснованные претензии психопата на всеобщее внимание могут не встретить желаемого отноше­ния окружающих, и происходит срыв, декомпенсация. При психастени­ческой психопатии такой ситуацией может оказаться необходимость принимать быстрые решения. При эпилептоидной психопатии психотравмирующим оказывается любое покушение на «авторитет» психопата или попытки противодействия его властности и деспотизму и так далее.

Психопатия определяет психический облик человека, накладывает отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергает­ся существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабли­ваться к окружающему.

Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных при­знаков, предложенных выдающимся русским психиатром П.Б. Ганнушкиным.

1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.

2. Стабильность патологических черт характера – они впервые про­являются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и за­тем сохраняются на протяжении всей жизни человека.

3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие пато­логических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воз­действия.

Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобре­тенной в раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное воспитание в детстве и педагогическая запу­щенность (хотя этот фактор имеет чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии).

Одного лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии недостаточно. В основе психо­патии лежит именно неполноценность нервной системы.

Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрез­мерно усилeны, вследствие чего обнаруживается изби­рательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повы­шенной устойчивости к другим.

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933)– О. В. Кербикова (1962).

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.

Тяжелая психопатия (степень III), Компенсаторные меха­низмы крайне слабы, едва намечаются или бывают лишь пар­циальными, охватывая лишь часть психопатических особенно­стей, но зато достигают здесь такой гиперкомпенсации, что сами выступают уже как психопатические черты. Компенсации всег­да неполные и непродолжительные. Декомпенсации легко воз­никают от незначительных причин и даже без видимого пово­да. На высоте декомпенсаций картина может достигать психо-тического уровня (тяжелые дисфории, депрессии, сумеречные состояния и др.).

При тяжелой степени некоторых психопатий (шизоидной, психоастенической и др.) нередко возникают ди­агностические сомнения – не являются ли данные случаи пси-хопатоподобным дефектом при шизофрении или ее вялотеку­щей формой. Однако ни признаков процесса, ни четких указа­ний на перенесенный в прошлом шизофренический шуб обна­ружить не удается. Нарушения поведения могут достигать уров­ня уголовных преступлений, суицидных актов и других действий, грозящих тяжелыми последствиями для самого психопата или его близких. Обычно имеет место постоянная и значительная социальная дезадаптация. Такие подростки рано бросают уче­бу, почти не работают, за исключением коротких эпизодов или условий принудительного труда. Живут они за счет других или за счет государства. Обнаруживается полная неспособность к поддержанию семейных отношений – связи с семьей разорва­ны или крайне натянуты из-за постоянных конфликтов или носят характер патологической зависимости (психопата от кого-либо из членов семьи или последних от психопата).

Дезадаптация отчетливо выступает также в среде сверстников. Самооцен­ка характера неправильная или отличается парциальностью – подмечаются лишь некоторые черты, особенно проявления па­тологической гиперкомпенсации. Критика к своему поведению заметно снижена, а на высоте декомпенсаций может полнос­тью утрачиваться.

Выраженная психопатия (степень II). Компенсаторные ме­ханизмы нестойки, и в силу этого компенсации непродолжи­тельны. Декомпенсации могут возникать от незначительных поводов. Тяжелые декомпенсации и серьезные нарушения по­ведения обычно все же следуют за психическими травмами или возникают в трудных ситуациях. Социальная адаптация бывает неполной и нестойкой. Работу или учебу то бросают, то возоб­новляют. Способности остаются нереализованными. Отноше­ния с родными полны конфликтов или отличаются патологи­ческой зависимостью. Самооценка черт характера и степень самокритичности весьма разнятся в зависимости от типа пси­хопатии.

Умеренная психопатия (степень I). Компенсаторные меха­низмы достаточно выражены. Возможны продолжительные компенсации. Срывы обычно ситуативно обусловлены, их глу­бина и продолжительность пропорциональны психической трав­ме. Декомпенсации проявляются заострением психопатических черт и нарушениями поведения. Последние, однако, за исклю­чением особо тяжелых ситуаций, не достигают крайних степе­ней. Социальная адаптация неустойчива, снижена или ограни­чена. При неустойчивой адаптации легко возникают срывы. При сниженной адаптации подростки учатся или работают явно ниже способностей. При ограниченной адаптации резко сужен круг интересов или жестко определена область, где возможна продуктивная деятельность и где иногда достигаются выдающи­еся результаты (так называемые «талантливые психопаты»).

В других, даже близких областях сразу обнаруживается полная несостоятельность. Семейные отношения отличаются дисгар­монией и крайней избирательностью (чрезмерная привязан­ность к одним членам семьи, конфликты и разрыв с другими).

При большинстве типов психопатий (кроме истероидной и не­устойчивой) сохраняется относительно правильная оценка черт своего характера и критика к своему поведению, не всегда, однако, достаточно глубокая.

Степень отклонений характера сама по себе трудно подда­ется количественной оценке. Последнюю доступнее осуще­ствить по другим, зависящим от этих отклонений показателям [Личко А. Е., Александров А. А., 1973]. К ним относятся: 1) тя­жесть, продолжительность и частота декомпенсации, фаз, пси­хогенных реакций и, что особенно важно, соответствие их силе и особенностям вызвавших факторов; 2) степень тяжести край­них форм нарушений поведения; 3) оцениваемая в «длиннике» степень социальной (трудовой, семейной) дезадаптации; 4) сте­пень правильности самооценки особенностей своего характе­ра, критичности к своему поведению.

Явная акцентуация. Отличается наличием выраженных черт определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение за пове­дением, особенно среди сверстников, позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт какого-либо типа не препят­ствует обычно удовлетворительной социальной адаптации. За­нимаемое положение соответствует способностям и возможно­стям. Акцентуированные черты характера обычно хорошо ком­пенсированы, хотя в пубертатном периоде они, как правило, заостряются и могут обусловливать временные нарушения адаптации. Однако преходящая социальная дезадаптация и нарушения поведения возникают только после тех психических травм и в тех трудных ситуациях, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» данного типа акцентуаций.

Скрытая акцентуация. В обычных условиях черты опреде­ленного типа характера выражены слабо или не видны совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних кон­тактах и детальном знакомстве с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характе­ра. Однако черты этого типа ярко выступают, порою неожидан­но для окружающих, под действием некоторых ситуаций или психических травм, но только опять же тех, которые предъяв­ляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротив­ления». Психические травмы иного рода, даже тяжелые, могут не выявить типа характера. Выявление акцентуированных черт, как правило, не приводит к заметной дезадаптации или она бывает кратковременной. Самооценка может включать как ла­тентные черты, так и черты противоположные, являющиеся следствием компенсации. Поэтому в самооценке могут фигу­рировать, казалось бы, несовместимые сочетания шизоидности и гипертимности, истероидности и психастеничности и т. п.

1.3 Государственный образовательный стандарт и нормативные документы, регламентирующие содержание образования

ГОС – это система основных параметров, которые принимаются в качестве гос нормы, образованности, отражающая общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности по достижению этого идеала. Нормы и требования установленные стандартом понимаются как эталон, при оценке качества образования.

Объекты стандартизации – структура образования, содержание, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучаемых. Стандарт образования включает – федеральный, национально-региональный, школьный. Федеральный – определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство пед пространства РФ, интеграцию личности в системе мировой культуры вот почему он считается базовым.

Нац-региональный – определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (в языке, литературе, географии).

Школьный – специфика и направленность отдельного учебного заведения. К нормативным документам относятся: учебный план – нормативный документ определяющий состав учебных предметов, порядок и последовательность их изучения по годам, а т.ж. кол-во часов отведенное на их изучение (недельное, годовое).

Существует – базовый уч план, региональный, план школы. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент обеспечивает образовательные потребности и интересы народов нашей страны в лице субъектов Федерации (родной язык и литература или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры).

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана:  Инвариантная часть (редко меняется).

 Вариантная часть – индивид характер развития обучаемых с учетом их личностных интересов (факультативов).

В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение. Их пересечение приводит к необходимости введения лабораторно-практических занятий, учебных и производственных практик.

Учебные программы – это нормативный документ, раскрывающий содержание зун подлежащих усвоению разрабатывается на основе гос. Учебные программы бывают: типовые (минимум образов); рабочие; авторские.

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

1.4 Общие концепции воспитания.

В процессе поисков и определения движущих сил воспитания и его структурных элементов образовался специальный раздел педагогики под названием «Теория воспитания». В область его изучения попали все классические и современные концепции, в которых воспитание рассматривалось с различных позиций. Основу появлению этого раздела еще в XIX веке положил К.Д. Ушинский, написавший пособие «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Следом за ним в 20-30 гг. XX века огромный вклад в теорию воспитания внес А.С. Макаренко в своих работах: «Цель воспитания», «Методика воспитательной работы», «Лекции о воспитании детей» и т.д.

Современные же концепции и теории воспитания имеют множество авторов, которыми являются ученые-исследователи в области формирования человеческой личности и роли педагога в процессе воспитания и развития ребенка.

Современные концепции обучения и воспитания включают в себя несколько основных теорий, основоположниками которых являются выдающиеся философы и психологи:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);
  • поведенческая (бихевиористская) теория (Д. Уотсон, Д. Локк, Б. Скиннер);
  • когнитивная теория (Д. Дьюи, Ж. Пиаже);
  • биологическая (генетическая) теория (К. Лоренц, Д. Кеннел);
  • психоаналитическая теория (З. Фрейд, Э. Эриксон).

В 60-70 гг. XX века появился так называемый технологический подход к обучению и воспитанию. Суть его заключается в систематическом и последовательном водворении на практике заранее запланированного учебно-воспитательного процесса. Благодаря этому подходу многие современные концепции и технологии воспитания обрели специфические черты процесса взаимодействия с воспитанником:

  • постановка целей обучения, в которых описаны действия и отношения воспитанника (знание, понимание, применение);
  • возможность воспроизведения всех обучающих компонентов: предварительная оценка уровня навыков, корректировка согласно обратной связи воспитанника и педагога, итоговая оценка результатов и постановка новых целей;
  • обратная связь с воспитанником, контроль его знаний и умений и своевременная коррекция любого из этапов воспитания.

Несмотря на разницу в подходах, характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

  • воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
  • эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
  • результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

Согласно стратегиям модернизации образования в России современные концепции воспитания личности на сегодняшний день имеют несколько основных направлений:

  • повышение роли воспитательной деятельности в формировании у молодежи новых жизненных установок;
  • необходимость восстановления соответствия между содержанием, качеством воспитания и потребностями воспитуемой личности, общества и государства;
  • восстановление роли государства в воспитании молодого поколения;
  • расширение субъектов воспитания, таких, как социальные институты, учебные заведения и общественность.

Современные концепции воспитания направлены, прежде всего, на формирование в ребенке культурной личности. Несмотря на то, что многие социальные институты до сих пор пользуются устаревшими моделями воспитания, государство стремится усовершенствовать эту систему, чтобы у подрастающего поколения была возможность обретать знания и умения согласно требованиям современного общества и с помощью новейших технологий.

2. Психологические понятия: медитация, психология труда, стресс

Медита́ция (от лат. meditatio — размышление) — род психических упражнений, употребляемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин)

Медитация — это концентрированное мышление, в нем разум тоже блуждает, но в данном случае существует одно коренное отличие. В медитации присутствует концентрация или мышление, имеющее центр. В медитации процесс мышления завязан на одной идее, к которой разум возвращается после каждого отклонения или блуждания. Например: мысль об объекте медитации — завтрак — снова объект медитации — кофе — объект медитации — объект медитации — университет — объект медитации. Постепенно, практикуясь возвращать свой разум к одному объекту, мы приобретаем способность контролировать свои мысли, все более и более отдаем себе отчет в том, что происходит внутри нас. Таким образом, мы «накачиваем» мускулы своего разума. Это приводит к внутренним и внешним изменениям. Благодаря такому упражнению, сила разума увеличивается, а, следовательно, появляется контроль над психической энергией. Человек становится способен преодолевать нижние сферы сознания и воспринимать реальность более адекватно.

Медитация — это проникновение в суть. Часто — проникновение на ощущениях. В качестве примера можно привести известную медитацию на чакрах: каждой чакре соответствует свой цвет, свой звук, свой вкус, свой запах, свой визуальный образ. При медитации на определенной чакре концентрируются на цвете… потом на звуке… потом на вкусе… на запахе… Работа мысли в данном случае – бесполезна. Бесполезно думать, запуская словомешалку, почему этой чакре соответствует зеленый или красный, почему запах именно такой. В цвет и запах надо войти. Не просто вызвать их в сознании, а войти туда, ощутить их. Понимание чакры придет, но не на уровне сознания, а на уровне восприятия. Если есть такое понимание, то в словах вы его выразить сможете (хотя тут часто возникают проблемы, потому что в этом случае ту информацию, которую вы воспринимаете целиком собой, придется в чем-то урезать, в чем-то обкорнать, чтобы вербализировать).

Медитация — это постепенный процесс. Многие годы мы загромождали свое истинное «я» ложной тождественностью. Освобождение от всего этого происходит не за один день. Начинающим практиковать медитацию нужно набраться терпения, а также решимости для достижения цели. Разум, впавший в зависимость от мира вещей, будет протестовать вашему желанию на некоторое время отрешиться от внешнего и сосредоточиться на внутреннем. «Со всеми делами, которые мне нужно сделать, я не могу сидеть здесь и медитировать!» Вы можете подчиниться этому импульсу и прекратить медитировать, большинство людей именно так и поступает, но задумайтесь, к чему это приведет? Вечно зависимые от внешнего мира, люди совершают механические действия, не осознавая ни направления, ни цели своего движения. Их счастье или несчастье целиком зависит от капризов изменчивого мира, и поэтому каждый обречен на разочарование.  Мудрый человек обращается к тому, что не претерпевает изменений, развивает способность черпать вдохновение и счастье изнутри, а не во внешнем мире.

Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях». Психологией труда в широком смысле называют «комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, ее системообразующего фактора». Последнее определение является достаточно емким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т.д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины. Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведенные описания данной науки, то можно дать следующее определение: «Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью»

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда. Выделяются следующие основные направления исследований: — способы повышения производительности труда — рационализация труда и отдыха, — формирование профессиональной мотивации — оценка профессиональной пригодности — оптимизация отношений в трудовых коллективах. — психологическая подготовка молодежи к трудовой деятельности — проблемы и кризисы профессионального развития — профессиональные стрессы и конфликты — психология безопасности труда

В качестве методов исследования в психологии труда используются: — естественный и лабораторный эксперимент, — наблюдение, — интервью, — анкетирование, — психологические тесты, — тренажеры, — метод функциональных проб и другие методы.

Стресс (от англ.stress— давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) —неспецифическая (общая) реакция организмана воздействие (физическое или психологическое), нарушающее егогомеостаз, а также соответствующее состояниенервной системыорганизма(или организма в целом).

Вмедицине,физиологии,психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

3. Педагогические понятия: структура урока, средства воспитания, девиантное поведение

Структура урока – это совокупность вариантов взаимодействия между отдельными элементами урока, которая возникает во время обучения и обеспечивает для него целенаправленную действенность.

Различают следующие типы уроков: 1) уроки, на которых ученики овладевают новыми знаниями, накапливают фактический материал; 2) уроки, на которых проходит формирование и совершенствование навыков и умений; 3) уроки систематизации и обобщения изученного материала; 4) уроки, на которых ученики повторяют и закрепляют полученные знания; 5) контрольно-проверочные; 6) комбинированные.

Структура урока напрямую зависит от цели его проведения, содержания материала, который планируется изучить, средств, методов и приемов обучения, использование которых запланировано, от подготовки учащихся и от творческого потенциала самого учителя.

 Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства. 

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).[1]

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии.Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современнойдевиантологии. Он ввел понятие аномии, о чём первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.

Социология не является оценочным суждением по отношению к девиации. Таким образом не существует «хороших» или «плохих» социальных девиантностей. Например, так как девиация определяется в социологии как отклонение от принятых в обществе стандартов, она не может быть квалифицирована как систематическая болезнь.

Содержание

Остапенко Г. С., Остапенко Р. И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Перспективы науки и образования. — 2013.

  • Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: психологическая антропология стресса.
  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960

В настоящее время мы являемся свидетелями всё возрастающей актуальности психологии как науки, как сферы жизни, в которую включён каждый человек современного общества. Искусство жить в сложном и динамичном мире требует от нас умения заглянуть за грань очевидного и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Психология играет важную роль в жизни человека, облегчает его жизнь и делает её более яркой, успешной и счастливой. Как найти подход к человеку? Как стать увереннее в себе, общительнее? Как решить сложные рабочие и бытовые ситуации?…Хотя психология не является панацеей на все случаи жизни, она позволяет найти ответы на эти и многие другие вопросы. Тем не менее, несмотря на возрастающий интерес к психологии как науке и практике люди проявляют к ней различное отношение: от позитивного, нейтрального до негативного. Одни согласны с мнением, что психология на самом деле очень полезная наука, сильной стороной которой является возможность применения полученных знаний и навыков в жизни.

. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.

3. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. — Л.: ЛГУ, 1984.

4. Гостев А. А. Образная сфера человека. — М., 1992.

Резюмируя, можно сказать, что роль психологии в жизни человека действительно существенна. Необходимо четко понимать и помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой области знания объединяется целый ряд специальных отраслей, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология).

Но, несмотря на свою, порой кажущуюся, «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конечном итоге их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин — человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Особенности развития психологического знания зависят не только от связей психологии с другими науками. Не в меньшей (а скорее, в большей) степени они определяются возрастающими потребностями общественной практики. Как известно, прежде психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной, теперь же, сохраняя свою познавательную роль, она является и областью особой профессиональной практической деятельности в промышленности, государственном управлении, системе образования, в здравоохранении, культуре, спорте и т. д.

Таким образом, в данной работе мы кратко охарактеризовали лишь некоторые научно-практические направления психологии и сделали попытку обрисовать круг возникающих в этой связи теоретических проблем. К ним можно было бы добавить направления, связанные с задачами охраны правопорядка, развития культуры и многие другие.

Однако, кажется, и сказанного достаточно, чтобы представить широту «панорамы» сфер практического применения психологии.

Важно отметить, что эта панорама включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и в частных вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.).

и ничего неестественного в таком размахе нет, поскольку эти проблемы так или иначе касаются человека. Когда же речь идет о человеке, то неизбежно и в первую очередь нас интересует его психика.

Общая картина направлений психологических исследований, схематично очерченная в представленной работе, выглядит как многоплановая, но недостаточно хорошо изученная. Однако все же можно выявить несколько основных проблемных зон, к которым как б стягиваются все остальные. Это проблемы психического отражения и его механизмов, деятельности, общения, личности, взаимосвязи биологического и социального в психическом развитии человека.

андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева. — М.: Аспект-Пресс, 2010.