©Институт прикладной психологии™ ©Л.Н.Собчик. Москва -1993.
МОТИВАЦИОННЫЙ ТЕСТ ХЕКХАУЗЕНА
Методическое пособие
Данная методика представляет собой психологический инструмент изучения силы и направленности мотивов человека, преимущественно двух основных аспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Heinz Hekhausen — президент немецкого психологического общества в Мюнхене — является общепризнанным авторитетом международного масштаба в научных психологических кругах и разработчиком целого направления в области изучения поведенческих детерминант. Традиции этого направления базируются на глубоком анализе как биологических, так и социальных предпосылок человеческой активности. В нашей стране он известен как автор опубликованной в 1986 г монографии «Мотивация и деятельность» (Москва, «Педагогика»), широко освещающей историю вопроса и методы исследования мотивационной сферы.
При разработке данного теста Хекхаузен использовал в качестве основы тематический апперцептивный тест Мюррея — ТАТ. Это один из наиболее глубинных личностных тестов, стимульный материал которого представлен серией картин, каждая из которых содержит в себе элементы сложных межличностных конфликтов или каких-либо жизненных коллизий. Инструкция предусматривает полную свободу творчества для обследуемого, который должен на основе каждой картинки сочинить рассказ. Проекция личных переживаний и идентификация с кем-либо из героев сочиненного рассказа позволяет определить сферу конфликта ( внутреннего или внешнего), соотношение эмоциональных реакций и рационального отношения к ситуации, фон настроения, позицию личности (активную, агрессивную, пассивную или страдательную), последовательность суждений, умение планировать свою деятельность, уровень невротизации, наличие отклонений от нормы, психопатические черты, суицидальные тенденции и многое другое. Большим достоинством методики является невербальный характер предъявляемого материала , расширяющего количество степеней выбора для испытуемого при создании сюжетов и провоцирующего к раскрытию глубинных, интимных личностных переживаний.
В своей модификации мюрреевского ТАТа Хекхаузен ограничил поиск психологических феноменов мотивационной сферой. Он считает, что исследование мотивации должно быть ориентировано на активность человека, изучаемую с точки зрения вопроса «Зачем?». Речь идет о произвольной активности, которая направлена на достижение определенной цели. Это — активность, при которой осознана преследуемая цель, которая контролируется по ходу разворачивающихся событий. Она протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, но они могут прослеживаться и в импульсивных реакциях. » Даже когда волевые действия автоматизируются до уровня навыков, ожидания продолжают имплицитно играть свою роль в регуляции активности, что сразу же становится очевидным при нарушении протекания автоматизма».
Кататимное переживание образов
... образов на нужды религиозной медитации. Мне захотелось тогда провести эксперимент по изучению глубинно-психологической символики, а стало быть, и символики сновидений. Я стремился показать ... и др.). Все вышесказанное позволяет утверждать, что для изучения и освоения Кататимного переживания образов необходимо иметь базовые знания по общей глубинной психологии и дополнительно - в области ...
Категория «мотив» в понимании Хекхаузена включает в себя такие понятия как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление, каждое из которых указывает на динамический момент направленности, ценностное отношение, цель, к которой стремится индивид и используемые им средства достижения. Если исходить из понимания мотива как желаемой цели, то следует иметь в виду следующие основные проблемы психологии мотивации: содержательная классификация мотивов, проблема развития и трансформации мотивов в разные возрастные промежутки, индивидуальные различия мотивационной направленности, ситуативная обусловленность актуальности тех или иных мотиваций из общей структуры устоявшейся иерархии мотивов индивида, мотивация как процесс выбора действий, а также изучение многочисленных переменных, входящих в структуру мотива.
В процессе разработки мотивационного теста, Г. Хекхаузен опирался на концепцию Дж. Аткинсона и Д. МакКлелланда, согласно которой все сложное многообразие мотивационной сферы можно свести к двум основным структурным компонентам: мотивация, направленная на достижение успеха, и мотивация, связанная с избеганием неудачи.
В качестве стимульного материала, провоцирующего обследуемого неосознанно обнаружить силу и направленность своей мотивационной сферы, Хекхаузен использует 6 картинок, отличающихся от картинок теста ТАТ в основном тем, что на них изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций. По созданным обследуемым лицом сюжетам с помощью описанного ниже «ключа» выделяются те основные позиции (признаки), простой подсчет которых позволяет вычислить и сопоставить два ведущих мотива — направленного на достижение цели и на избегание неудачи.
Модификации этого метода (Калинин, Норакидзе) используются в виде группового и индивидуального способа тестирования. При групповом обследовании тестирование проводится в помещении, приспособленном для временного затемнения. Раздаются листы с напечатанными на вопросами:
1. Что здесь происходит и кто эти люди?
2. Как возникла эта ситуация, что произошло перед этим?
3. Что думает каждый изображенный на картинке человек, чего они хотят?
4. Что произойдет дальше , чем все это закончится? Каждая картинка (диапозитив ) может экспонироваться на экране.
Инструкция, которую необходимо дать обследуемым до начала исследования, звучит так: «Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. На экране будут появляться фотографии. В нашем распоряжении 20 секунд времени для того, чтобы рассмотреть изображение и затем пять минут для того, чтобы составить по нему историю.
Интернальность и мотивация как вероятность достижения успеха ...
... ответственность за свои решения. Гипотеза: умение развить в учебной деятельности интернальность и мотивацию достижения у студента ведёт к успеху. Задачи: · Изучить существующий материал по избранной ... - в случае неудачи. Целью данной работы является: выяснить, как умение брать на себя ответственность и реализовывать её в учебной деятельности влияет на мотивацию достижения успеха. Объект: студенты. ...
Как вы видите, для каждой из 6 картинок перед вами лежит отдельный лист. Каждый раз ставятся те же 4 вопроса. Они должны Вам помочь в кратчайшее время объединить все существующие части в полную историю. Старайтесь затратить на каждый вопрос около 1 минуты. Я буду следить за временем и говорить Вам, когда можно переходить к следующему вопросу. В конце у Вас будет еще немного времени для завершения истории, прежде чем будет показана другая картинка. Разумеется, в этом тесте нет правильных или неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какая Вам придет в голову. Постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Не описывайте просто так то, что изображено на картинке. Сочините историю. Работайте как можно быстрее, чтобы уложиться во времени. Есть ли у Вас еще вопросы? Помните: речь не идет о красивом стиле или о чистописании. Если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните ее и пишите дальше. Если Вам требуется больше места, то используйте обратную сторону листа».
При индивидуальном обследовании следует проводить тестирование в комнате, где нет посторонних людей и испытуемый чувствует себя свободно. При предъявлением картин в индивидуальном исследовании инструкция звучит так: «Это тест для исследования фантазии и способности к воображению. Я покажу вам несколько картин, а Вы должны будете составить по каждой из них рассказ. Расскажите, пожалуйста, какова ситуация на картине, что здесь происходит, кто эти люди; как возникла эта ситуация, что произошло перед этим; что думает каждый изображенный на картине человек — чего он хочет, что произойдет дальше, чем все это закончится. В этом тесте нет правильных и неправильных ответов. Вы можете совершенно свободно придумать любую историю, какую захотите. Дайте свободу своему воображению, постарайтесь составить истории так, чтобы они были по возможности живыми и интересными. Желательно, чтобы рассказ представлял собой не просто описание картинки, а некоторую историю. В вашем распоряжении пять минут на каждую картину. Работайте достаточно быстро, но не в ущерб рассказу. Каждую придуманную Вами историю следует записать на отдельном листке бумаги. Речь не идет о красивой форме или чистописании, если Вы сделаете ошибку, то просто перечеркните и пишите дальше. Если Вам потребуется больше места, то используйте обратную сторону листа. Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы?». В остальном процедура проведения исследования остается такой же.
Интерпретация
Каждый рассказ испытуемого обрабатывается отдельно с помощью «ключа», помогающего расшифровке текста; выделяются категории мотивации достижения успеха — латинскими буквами «НЬ» — и мотивации избегания неудачи — «Ет», затем подсчитывается количество этих категорий по каждому виду мотивации вначале для отдельных рассказов, затем по всему эксперименту в целом.
Общее количество категорий для каждого из видов мотивации свидетельствует о степени ее интенсивности. Каждая категория количественно приравнивается к одному баллу. Опыт работы с методикой показал, что средний уровень выраженности интенсивности мотивации достижения составляет 12 баллов; а мотивации избегания неудачи — 6, то есть соотношение их в среднем 2/1. Помимо количественной обработки производится — и это очень важно – содержательная интерпретация рассказа. Здесь следует обратить внимание на следующие моменты: — тематический комплекс; — наличие потребности достижения успеха или избегания неудачи; — чем определяется деятельность достижения — надеждой на успех или ожиданием неуспеха; — перспективы удовлетворения потребностей; — препятствия для удовлетворения потребностей (внутренние и внешние) ; — отношение к преодолению препятствий (активное и пассивное), — средства преодоления; — наличие других потребностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
... предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, ... работы: изучение влияния личных особенностей на выбор карьеры. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать психологические основы профессионального ...
Рассказы, составляемые испытуемыми, почти всегда содержат гораздо больше, нежели позволяет выделить предлагаемый ключ. Для более полной характеристики мотивационно-потребностной сферы испытуемого целесообразно использовать разработки по анализу материалов Тематического апперцептивного теста Мюррея . По результатам всех шести рассказов составляется общее заключение об особенностях мотивации достижения испытуемого. Обращается внимание на то, как количественно выражены и соотносятся мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Раскрывается сфера достижения. Описываются перспективы удовлетворения потребностей, препятствия, которые стоят на пути их удовлетворения, причины блокировки потребностей, средства преодоления неуспеха. Далее раскрываются особенности связи мотивации достижения с другими потребностями личности (дружбы, помощи другим, поддержки, игры, удовольствия и пр.).
Разумеется, краткие рекомендации не исчерпывают многообразия форм анализа материала, поэтому следует подходить к интерпретации творчески с ориентировкой на конкретную ситуацию и цели проводимого исследования.
Ключи для оценки показателей теста.
(Все краткие обозначения латинскими буквами соответствуют тем немецким терминам, которые отражают сущность феноменов, приведенных здесь по-русски. Чтобы не перегружать текст и не распылять внимание читателя, немецкие термин здесь опущены).
Ключ для выявления «надежды на успех» («НЬ») 1. Потребность в достижении и успехе («В»).
«В» засчитывается тогда, когда человек ставит перед собой положительно сформулированную цель достижения или выполнения определенной работы.
1).
Как «В» учитываются положительно сформулированные высказывания, в которых не выражены опасения или неуверенность относительно возможности достижения цели («хочет», «собирается», «старается», «стремится»), но не «пытается». «Он хочет сделать домашнее задание», «он намерен улучшить свои оценки», «успех побуждает их к дальнейшей хорошей работе», «он хочет исправить машину», «завтра я выполню задание». «Они стараются решить задачу» — все «В». «Он пытается решить задачу» — не «В», а «1». Если такое же положительно сформулированное намерение находится в непосредственной связи с каким-либо утверждением, из которого можно заключить, что за ним кроется намерение избежать неудач, то засчитывается не «В», а «Вт» (потребность в избегании неуспеха), например, («Он собирается улучшить свои оценки, чтобы не заниматься в каникулы»).
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
... в исследовании особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по ... и воспитание. Рассмотрим последовательно основные виды онтогенетической памяти. По характеру целей деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольное запоминание и воспроизведение ...
Напротив, даже при отрицательном формулировании цели достижения может засчитываться «В», когда непосредственно перед или после него говорится, что речь идет о достижении успеха («Он старается не делать ошибок, чтобы получить хорошую оценку»).
Высказывания, в которых выражается необходимость в достижении цели, учитываются как «В», когда эта необходимость осознается и принимается человеком, о котором идет речь («Он работает над своей новой идеей и думает — на этот раз должно удаться»).
Намерения, которые направлены не на саму цель, а на применение определенных инструментальных деятельностей, учитывается не как «В», а как «1» (инструментальная деятельность), поскольку выполнение такой деятельности в данном случае еще не означает достижение цели («он хочет работать», «хочет учиться», «он решил искать себе новое место работы» — «1». «Он хотел поставить шестеренку, а она вывалилась». Установка шестеренки — лишь инструментальная деятельность, поэтому такой ответ оценивается как «1»).
Намерения человека, относящиеся к тому, чтобы помочь, поддержать или проверить другого, не учитываются как «В». («Они хотят нас чему-то научить», «мастер хочет оценить работу» — не оцениваются как «В»).
Намерения, направленные на выполнение несущественной деятельности, также не учитываются как «В» («Он хочет унести документ», «Он собирается выписать счет», «служащий хочет получить подпись у директора» — не «В»).
2).
Желание и надежда, направленные на достижение цели, связаны они с каким-либо качеством или нет, учитываются как «В». («Он хочет закончить эту работу», «он надеется, что ему удастся привести в порядок машину»), напротив: «он надеется, что его похвалят за эту работу» — не «В»).
Эти желания и надежды не должны также сопровождаться высказываниями, которые могут указывать на намерения избежать неуспеха. («Ученик надеялся, что решил задачу» — «В», напротив: «надеюсь, что ответ правильный, иначе мне придется еще раз все пересчитывать» — «Вт»).
Положения типа «Ах, если бы я!..» по поводу неудачи учитываются как «Вт», а не как «В». («Он не может дать правильного ответа. Он думает — если бы я его знал»).
1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание
... В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением ... и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности ...
Когда желания или надежды относятся к обстоятельствам, лежащим вне сферы влияния и действий желающего, засчитывается не «В», а «Ет» (ожидание неуспеха).
Пример: «Надеюсь, материал выдержит» -не «В», а «Ет».
Если намерения и желания нацелены на то, чтобы возможно быстрей закончить работу и освободиться от нее, или связаны с недостатком времени, «В» не учитывается («Он хочет как можно быстрей избавиться от этой работы» — не «В»).
Когда такие намерения и желания обоснованы наличием ограниченного срока или недостатком времени, что явно связано с дос- тижением, то учитывается «В»: «Он хочет закончить статью быстро, чтобы она попала в утреннее издание», «он хочет возможно скорей закончить расчеты, так как ему еще нужно быть на стройплощадке» — все «В»).
Особые указания: повышение зарплаты не рассматривается как цель достижения. Желания и надежды, направленные на повышение зарплаты, таким образом, не должны учитываться как «В» (при определенных высказываниях могут учитываться категории «Вт», «д+», «д-«, «Е», «Ет», «1», «т»), если повышение зарплаты связано с собственным достижением. В качестве цели достижения не учитывается также: «зарабатывать себе на жизнь», «прокормить семью» и т.д.
2. Инструментальная деятельность («1»).
«1» учитывается, когда человек (или группа лиц) в пределах рабочей ситуации или течения деятельности, направленной на достижение, делает, сделал или сделает что-либо, что приблизит его к достижению или разрешению задачи без помощи других («он работает над решением задачи», «он размышляет над тем, как выполнить эту работу»).
Высказывания по поводу инструментальных деятельностей должны быть независимы от окончания деятельности или исхода (результата).
При этом не имеет значения, ведет ли инструментальная деятельность к успеху, неуспеху или сомнительному исходу, в частности, следующие высказывания недолжны учитываться как «1»:
а).
Все высказывания, указывающие на завершение определенной деятельности («заканчивать», «заключать», «завершать») не учитывается как «1». («Он закончил работу» — не «1». Напротив: «он работал» — «1»).
б).
Все высказывания, которые указывают вместе с деятельностью и ее исход (результат).
«Мальчик правильно пишет предложения» — не «1», напротив: «Он тщательно пишет предложения» — «1», так как «тщательно» ничего не говорит об исходе деятельности. «Мальчик заработал хорошую оценку» — не «1». Напротив: «Мальчик работает над правильным решением» -1″. в).
Высказывания по поводу того, что кто-то помогает или обучает кого-либо в работе не учитываются как «1». «Мастер видит, что ученик не справляется с работой. Он показывает ему, как это нужно делать правильно» — не «1». в).
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... творческий подход к преподаванию, использует разнообразные методы обучения 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Все высказывания, разъясняющие, что деятельность поручено выполнить («он должен», » он получить задание», «он обязан» — не учитываются как «1»).
г).
Все высказывания, относящиеся к несущественной деятельности, такой, как подписать что-нибудь, передать, сообщить, посмотреть, прослушать и т.д. не учитываются как «1». Напротив: «внимательно», «тщательно» и т.д. «слушать или смотреть» или «слушать или смотреть, чтобы чему-либо научиться, уметь это потом делать самостоятельно» — «1».
д).
Все высказывания, которые учитываются как «1m» (избегание неуспеха).
Для оценки «1» должна быть названа фактическая деятельность. Неопределенные высказывания, вроде «он сидит над книгами» или «стоит у машины» не учитываются как «1». Напротив: «Он занят работой» — учитывается как «1». В то время как намерения, направленные на достижение цели, учитываются как потребность («В»), подобные намерения, направленные на осуществление инструментальных действий, учитываются как «1», поскольку выполнение подобной деятельности не означало бы в таких случаях достижение цели. Например: «Он хотел зажать в тисках шестеренку, а она выпала». Закрепление шестеренки в тисках — лишь один из видов инструментальной деятельности в процессе изготовления шестеренки, поэтому «1». «Он хочет подумать» (над решением задачи), «они хотят слушать потому, что учиться всегда полезно», «он хочет работать», «он хочет искать себе новое место работы» — все «1».
3. Ожидание успеха («Е»).
Ожидание успеха со стороны одного или нескольких лиц в пределах связанной с достижением деятельности или достижения цели учитывается как «Е». Ожидание, связанное не только с полной уверенностью в успехе, а и с ее вероятностью, учитывается так же как «Е». Во всяком случае речь должна идти о четком положительном ожидании успеха. («Несомненно, его новый роман будет пользоваться успехом», «он думает, что он решит задачу» — все «Е»).
«Е» учитывается также, когда ожидание успеха относится к прошлому: «Они думают, что выполнили работу хорошо», напротив: «Его интересует, правильно ли он решил задачу» — не «Е», так как ожидание успеха неопределенно и не четко положительно, а «В». Если ожидание успеха связано с каким-либо условием, то «Е» не учитывается. Так как в этом случае ожидание успеха ставится в зависимость от выполнения внутреннего или внешнего условия, то можно заключить, что ожидание успеха не четко положительно. «Он думает: если решу эту задачу, то получу в аттестате пятерку» — не «Е» (внутреннее условие).
«Если повреждение не слишком велико, то я смогу отремонтировать машину» — не «Е» (внешнее условие).
Мотивация профессиональной деятельности
... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...
Ожидание успеха учитывается и тогда, когда кто-либо относит его к работе или достижению какого-либо другого («Директор считает, что работник справится с этой проблемой» — не «Е»).
Следует обращать внимание на то, что желания и надежды («надеяться», «надеюсь»), которые относятся к достижению цели, учитывается не как ожидание успеха («Е»), а как потребность («В»).
(«Он с уверенностью надеется, что сдаст экзамен») — «В», а не «Е». «В» учитывается так же тогда, когда желания и надежды распространяются на прошлое. («Он надеялся, что сдаст экзамены» — «В»).
4. Похвала («J»).
«J» учитывается тогда, когда кто-либо хвалит, отмечает или награждает кого-либо за то, что тот хорошо работал или добился хороших результатов. («Учитель хвалит ученика за то, что он нашел ошибку», «Начальник повышает оклад служащему за добросовестную работу»).
Похвала должна выражаться открыто. («Мастер думает — какой у меня способный ученик» — не «J»).
В качестве награды могут служить всякие материальные вознаграждения, выражающие признание за хорошее достижение, безразлично, имеют ли они большую или малую ценность. При повышении оклада «J» учитывается только тогда, когда оно происходит по инициативе начальника за хорошие достижения. «J» учитывается также, если кто-нибудь констатирует хорошее качество, правильность работы другого, например: когда учитель ставит ученику хорошую оценку, не высказывая при этом похвалу или признательность по адресу личности ученика. «Мастер говорит ученику, что теперь он работает хорошо», «Учитель ставит ученику за этот ответ заслуженную пятерку», «Слесарь говорит ученику, что он правильно поставил деталь» — во всех случаях «J». Напротив, не «J» — «Он получает хорошую оценку», потому что здесь четко не указано высказывающее похвалу лицо. Когда рассказчик отмечает лишь возможность похвалы или награды, оставляя открытым окончательный исход, также учитывается «J». («Если он усовершенствует машину, то получит повышение»).
Если же рассказчик оставляет при этом открытым вопрос о том, получит ли лицо похвалу или порицание, учитывается только «Т’ («Его похвалят или будут ругать в зависимости от того, решит он задачу или нет» — «Т’).
5. Положительное эмоциональное состояние («д+»).
В качестве «д+» учитываются все положительные эмоциональные состояния в пределах направленной на достижение деятельности, относящиеся в общих чертах к работе, активному овладению знанием, достижению или успеху. («Он пишет сочинение и работает с радостью», «Он радуется тому, что сумел справиться с этой трудностью и его работа про- двинулась», «Наконец, деталь готова, он вздыхает с облегчением», «Они довольны своей работой»).
Речь должна идти о четком положительном эмоциональном состоянии. Например, «радуется», «доволен», » улыбается», «вздохнул с облегчением» , также «смелость»: «успех придает ему смелость продолжать работу» — все «д+». Напротив: «успокоился» — не «д+», так как здесь речь может идти скорее об исчезновении имевшего место отрицательного эмоционального состояния.
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников ...
... личностными компонентами (особенности мотивов, интересов и отношений к деятельности; положительные качества личности, важные для продуктивной работы), так и операциональными (система знаний, общетрудовые умения и ... навыки). Речь идет о личностно-операциональной готовности к деятельности. Очевидно, что ...
Самовосхваление или мысли, являющиеся выражением самомнения учитываются как «д+», если они относятся к успешной деятельности. («Они стоят перед работой и думают — какие мы способные»).
Такие положительные эмоциональные состояния, связанные с достижениями или успехами другого лица в рассказе, учитываются как «д+». «Отец радуется тому, что его сын получил аттестат зрелости» — «д+». Не как «д+» учитываются такие высказывания, касающиеся положительного эмо- ционального состояния, которые одновременно выражают ожидание успеха. Во избежание двойного учета в этих случаях за- считывается только «Е». («Он радуется результатам своей работы» — «Е», а не «д+»).
«д+» не учитывается, если кто-либо раду- ется тому, что неудачный исход деятельности оказался не таким плохим, как ожидалось, или что ожидавшаяся неудача не имела места («С облегчением ученик видит, что учитель не ставит ему двойку» — не «д+»).
6. Тема успеха («Th»).
Тема успеха — это оценочная категория, которая учитывается в рассказе при наличии определенных признаков ус- пеха и отсутствии показателей неуспеха, за исключением отрицательного эмоционального состояния («д-«) и ожидания неус- пеха («Еп1»).
Тема успеха учитывается: а).
Когда из категорий успеха имеется по меньшей мере «В» или «Е». б).
Когда из категорий неуспеха нет ничего, кроме «д-» и «Ет». О рассказах, отвечающих этим условиям, можно сказать, что содержавшаяся в них деятельность определяется скорее надеждой на успех, чем страхом перед неуспехом. Наличие других, не относящихся к деятельности тем, не влияет на учет «Th».
Ключ для выявления страха перед неуспехом («Fm») 1. Потребность в избегании неуспеха («Вт»).
«Вт» учитывается во всех случаях, когда открыто высказывается или может быть выявлена по некоторым признакам потребность, намерение, желание или надежда избежать неуспеха в деятельности, направленной на достижение.
1).
«Вт» учитывается, когда одно или несколько лиц в истории ставят перед собой отрицательно сформулирован- ную цель («негативные формулировки» отражены в следующих примерах: «Он не хочет оставаться на второй год», «Надеюсь, что не получу двойку», «Они стараются не сделать ошибки в работе»).
Если отрицательно сформулированное намерение, на- дежда или желание находятся в непосредственной связи с высказыванием, которое позволяет сделать вывод о кроющейся за ним тенденции к достижению цели или успеха ( но не избегание неуспеха!), то учитывается «В», а не «Вт». («Он старается не сделать ошибки, чтобы получить хорошую оценку»).
Наоборот, положительная формулировка цели достижения может учиты- ваться как «Вт», когда из непосредственно относящегося к ней текста следует, что речь идет об избегании неуспеха («Надеюсь, что ответ правильный, а то придется проверять», «он с тревогой надеется, что все будет хорошо». (Положительные формулировки цели достижения, которые появляются в ответе на тот же самый вопрос, вместе с отрицательным эмоциональным состоянием, ожиданием неуспеха и порицанием, также учитываются как «Вт»: «Управляющий не очень уве- рен в себе, но надеется, что все в порядке» — «Вт»).
Если желания или надежды относятся к обстоятельствам, которые нахо- дятся вне сферы влияния и деятельности желающего, то «Вт» не учитывается («надеюсь, что пружина не сломается» — не «Вт», а ожидание неуспеха — «Е»).
Высказывания, выражающие необходимость («должен» и т.п.), учитываются как «Вт», если эта необходимость воспринимается самим лицом («мастер думает, что я должен попытаться изготовить предмет без ошибки, так как иначе у меня будет брак»).
Конечно, «Вт» не учитывается, если слово «должен» указывает на действие по заданию.
2).
«Вт» учитывается, если одно или несколько лиц в рассказе высказывают желание или надежду, чтобы случилось что-нибудь, что могло бы предупредить, предотвратить или ослабить возможный неуспех. («Они надеются на помощь инже- нера, чтобы их фирма не разорилась». Часто подобное высказывание относится к социальным последствиям неуспеха: «надеюсь, что мастер не будет снова ругаться из-за этой ошибки», «он надеется, что начальник ничего не заметит»).
Часто на- дежды и желания подобного рода указывают на тенденцию избежать, дискредитировать или не принять оценку достижения, которая, вероятно, окажется отрицательной. («Он не может решить задачу на доске, и предпочел бы провалиться сквозь зем-
лю», или «он с нетерпением ждет звонка на перерыв». «Он хочет пожаловаться директору на поставленную ему отметку»).
Иногда открыто выявляется стремление ослабить неуспех: «Экзаменующийся не может ответить на вопрос и хочет во что бы то ни стало «выкрутиться» («Вт»).
3).
Желания типа «Ах, если бы я!», высказываемые при наступлении неуспеха, учитываются как «Вт». («Он не может решить задачу и думает: если бы я выучил это дома», или «Он не может дать правильного ответа. Он думает: если бы я толь- ко это знал!»).
Желания этого типа могут относиться как к достижению самой цели, так и к инструментальной деятельности, которая обеспечила бы положительный исход, направленный на достижение активности. Часто в этой связи высказывается сожаление о том, что ведет к неуспеху. («Если бы я во время работы не думал о посторонних вещах» — «Вт»).
Тест Хекхаузена — Стр 2
4).
Когда кто-либо колеблется, не может решиться или боится предъявить свою работу другому, или же выполнить работу на тазах у другого, потому что боится неуспеха, а также порицания. «Вт» не учитывается, когда бывает ясно, что речь идет лишь о социально обусловленных опасениях и чувстве неполноценности, которые не базируются на неудаче. («Новичок боится постучать в дверь всемогущего директора» -не «Вт». Напротив: «Он колеблется, постучать ли к директору, потому что тот может быть не доволен его работой» — «Вт»).
2. Инструментальная деятельность для избегания неуспеха («1m»).
1).
«1m» учитывается, если кто-нибудь что-то делает, или собирается делать, чтобы избежать им самим вызванного отрицательного исхода направленной на достижение деятельности, а также, чтобы избежать последствий уже наступившего неуспеха.
а).
Сюда относятся прежде всего все виды инструментальной деятельности, явно служащие для избегания неуспеха. («Они работают внимательно, чтобы не допустить ошибок», «Он осторожно вставляет пружину, чтобы не повредить ее». Или же «Он собирается спрятаться за спиной матери, чтобы на него не обратили внимания», «Начальник вызвал его к себе за допущенную ошибку. Он быстро придумывает предлоги для оправдания»).
б).
Часто эти инструментальные деятельности состоят из контроля и проверок собственной активности, предпринимаемой по собственной инициативе. («После того, как все благополучно закончилось, на всякий случай решили проверить еще раз», «Он думает, не сделал ли он ошибку», «Ученик видит по лицу учителя, что в предложении имеется ошибка, он лихорадочно ее ищет»).
Впрочем, если проверяется работа других лиц, то «1m» учитывается также, так как в этом случае проверка работы другого может предупредить собственный неуспех. («Поступили рекламации, начальник проверяет работу своих подчиненных» — «1m».)
в).
Иногда уже имеется неудача, которая побуждает к особой инструментальной деятельности. («Бухгалтер постарается не повторять ошибок, чтобы о нем не создалось плохого мнения», «Ученик думает о нагоняе, который он получил однажды от ди- ректора и поэтому старается ходить к директору пореже»).
г).
Также, когда высказывания о деятельности имеют положительную формулировку, но явно представляют собой реакцию на предшествующий неуспех, учитывается «1m». («Теперь у него есть печальный опыт, и он продумывает каждый проступок», «Он получил двойку и с тех пор работает прилежно).
д).
«1m» учитывается также, если кто-либо пытается избежать последствий уже наступившего неуспеха, что бы он для этого не предпринимал: что-либо специальное («Ученик входит и просит директора оставить его в школе, несмотря на плохие отметки») — или пассивно относится к ходу событий («Предприятие работает теперь плохо. Ему теперь все будет безразлично, и он все предоставляет своей судьбе». Сюда относятся также случаи, когда кто-либо не принимает или отвергает оправданную кри- тику. («Мастер упрекает ученика за плохую работу, но он его не слушает, а только улыбается»).
е).
Наконец, «1m» учитывается, когда кто-либо пытается изолировать себя от неуспеха посредством отговорок и приукрашиваний (рационализация и ложь).
(«Будучи привлеченным к ответственности за плохую учебу ученик оправдывается тем, что у него болела голова», «Слесарь сваливает свой брак на плохой материал»).
Не учитываются как «1m» все случаи об- мана и подделки, при этом не учитываются все остальные категории. 2).
«1m» учитывается, когда кто-либо: а) предъявляет свою работу другому для оценки или проверки (без требования) или б) обращается к другому за советом и помощью, чтобы избежать трудностей, возникших в работе. Речь всегда идет о привлечении и временном участии другого в собственной работе, «1m» учитывается также, когда кто-либо просит другого о помощи в деятельности, в которой нужной квалификацией обладает не он сам, а только другой. («Ученик изготовил деталь и принес ее мастеру, а тот ее измеряет», «Бухгалтер обнаружил ошибку в своих книгах и с сознанием вины обращается к на- чальнику» или «…хочет, чтобы его проверил начальник» — все «1m». Но не: «Начальник обнаружил неправильность и проверяет книги бухгалтера» или «…распорядился принести их ему для проверки». «Он просит мастера еще раз показать ему правильную установку», «Он не может сам устранить неисправность и вызвал специалиста-техника» -и то и другое — «1m»).
3).
«1m» учитывается, если деятельность человека им самим прерывается, замедляется, ухудшается или вообще не может продолжаться, потому что он делает перерыв, думает о чем-то постороннем или вообще занимается чем-либо, не имеющим отношения к данной деятельности. («Бухгалтер громко смеется над анекдотом, который рассказал коллега, и забыл о своей трудной работе», «Конторский служащий быстро заканчивает письмо, потому что уже пять часов. Он задержался на обеде и не успевает», «Он откладывает работу и хочет отдохнуть», «Во время работы он уже думает о выходном»).
Чтобы в этих случаях засчитать «1m», должны быть выполнены два условия: а), должно быть оговорено, что человек делает или сделал вместо направленной на достижение деятельности; б), прерванная деятельность должна выполняться самим человеком («юноша мысленно отвлекся в то время, как учитель что- то объяснял» — не «1m», так как юноша не прерывает собственной деятельности. Напротив «Юноша слушает, но мысленно от- влекается» — «1m»).
Перерывы и посторонние деятельности, включаемые после основной целенаправленной деятельности, не учитываются как «1m», также как и плановые перерывы в работе (завтрак и обед на работе, школьные перемены), а также официальное окончание работы.
Если деятельность человека прерывается кем-то другим, то «1m» учитывается в одном особом случае — когда из тек- ста совершенно ясно, что это нравится работающему человеку. («Студент радуется, что пришел посетитель, так как он может отложить работу»).
3. Ожидание неуспеха («Ет»).
Ожидание одного или нескольких лиц, что в процессе деятельности наступит неус- пех, или любая другая высказанная неуверенность по поводу возможности достижения цели, учитывается как «Ет». Во вся- ком случае, должно быть исключено четкое положительное ожидание успеха. («Он не верит в то, что найдет решение», «Он боится, что не выдержал экзамена», «Он не вполне уверен, что не сделал ошибку». Во всех этих случаях учитывается «Ет»).
Ожидание неуспеха (или неуверенность в успехе) должно высказываться одним из лиц в рассказе, а не быть объек- тивной констатацией факта рассказчиком. Ожидание неуспеха учитывается также и тогда, когда кто-либо относит его к ра- боте или достижению другого («Учитель не верит в то, что ученик найдет решение задачи»).
«Ет» учитывается также тогда, когда ожидание неуспеха относится к явлениям, находящимся вне личной сферы деятельности и влияния («Он не уверен, можно ли отремонтировать машину» — «Ет»).
«Ет» учитывается и тогда, когда ожида- ние неуспеха находится в зависимости от какого-то условия («Если на этот раз не получится, то для меня это позор» — «Ет»).
В качестве «Ет» учитывается также боязнь или ожидание социальных последствий возможного неуспеха, если при этом очевидно отношение между неуспехом и отрицательным эффектом (наказание).
(«Он боится, что начальник будет ругать его за ошибку» — «Ет»; не следует одновременно учитывать отрицательного эмоционального состояния («д-«) во избежание двойного учета одного высказывания).
Желания и надежды («надеяться», «надеюсь»), относящиеся к достижению собственной цели, всегда отражают из- вестную уверенность в успехе. Они учитываются не как ожидание неуспеха («Ет»), а как потребность («В» или «Вт»).
(«Он на- деется с тревогой, что все будет хорошо» — «Вт»).
Если же наоборот, эти желания и надежды относятся к достижениям дру- гих или к безличным объективным обстоятельствам, на которые желающий не может повлиять, то учитывается «Ет», а не «Вт» или «В». Во всех этих случаях неисполнение желаний и надежд не означало бы личного неуспеха. («Надеюсь, материал выдержит» — «Ет».» Учитель думает: надеюсь, в следующий раз ученик с этим справится» — «Ет»).
4. Порицание («Т’).
Открытая критика, высказываемая каким-либо человеком в рассказе по поводу деятельности, достижений или спо- собности другого, учитывается как «Т’. Критика должна отражать недостатки в деятельности, связанной с достижениями, в которой участвует данное лицо. В качестве «Т’ учитывается не только порицание, «нагоняи», но и предупреждение, насмешка, наказание, штрафные задания, увольнение за плохую работу и т.д. («Родители ругают его за плохие оценки», «Мастер говорит ученику, что он должен работать лучше, если хочет сдать техминимум», «Учитель дает ему штрафное задание, потому что он плохо выполнил домашнюю работу» — все «Т’).
Напротив: «Учитель думает: этот лентяй опять ничего не выучил» — не «Т’, так как здесь речь идет не об открытой критике. «Т’ не учитывается, если кто-либо лишь отмечает недостатки работы другого, например: если преподаватель ставит ученику плохую оценку, не высказывая при этом упрека. («Учитель говорит, что решение неправильное и ставит ученику плохую оценку», «Мастер нашел в работе брак» — оба не «Т’).
Также не «Т’ в том случае, когда кого-либо упрекают в безделье. Порицание или наказание за подделку, обман или халтуру не учитывается как «Т’. «Т учитывается также и тогда, когда рассказчик оставляет открытой возможность порицания («Возможно, начальник будет его ругать», «Если он сделает ошибку, то его накажут» — оба «Т’).
Если рассказчик оставляет открытым вопрос о том, успешной или неуспешной будет деятельность человека, и в зависимости от этого получит похвалу или пори- цание, учитывается только «Т’ («Их будут хвалить или ругать в зависимости от того, смогут ли они решить задачу» — «Т).
5. Отрицательное эмоциональное состояние («д-«).
В качестве «д-» учитывается отрицательное эмоциональное состояние во время деятельности, которое связано с неуспехом, неспособностью продолжить деятельность или вообще с работой. («Он сердится из-за того, что сделал ошибку», «У него плохое настроение, потому что его работа не продвигается», «Работа не доставляет ему удовольствия»).
Упреки в собственный адрес учитываются как «д-«, если они связаны с неуспехом в данной деятельности («Каким я должен быть дура- ком, чтобы сделать эту ошибку!», «Какой я глупец!»).
Определенные восклицания, обычно связанные с отрицательным эмоциональным состоянием, также учитываются как «д-«, если они имеют отношение к неуспеху кого-либо в рассказе («увы», «ах» и т.п.).
Сетование на судьбу из-за неуспеха также учитывается как «д-» («Должно же это было случиться именно со мной!», «Почему решать эту трудную задачу вызвали именно меня»).
Отрицательное эмоциональное состояние в связи с неуспехом другого человека в рассказе учитывается как «д-«. («Преподаватель сердится из-за плохой работы ученика» — «д-«).
Если рассказчик оставляет открытым вопрос по поводу то- го, закончится работа успехом или неуспехом и в зависимости от этого будет положительное или отрицательное эмоциональное состояние, то учитывается только «д-» («Инженер будет либо доволен, либо недоволен в зависимости от того, будет ли исправлена машина», «Он закончит свою работу и пойдет домой либо удовлетворенный, либо неудовлетворенный» — оба ‘д-«).
«д-» не учитывается, если кто-либо испытывает зависть, потому что деятельность другого оказалась успешнее. Не учитывается она также и тогда, когда кто-либо при достижении цели испытывает неуверенность или растерянность. На- против, отрицательным эмоциональным состоянием считается «возбуждение» при выполнении деятельности. В качестве «д-» не учитываются все высказывания, отражающие отрицательные эмоциональные состояния, сопровождающиеся одновременно ожиданием неуспеха. Во избежание двойного учета в этих случаях учитывается только «Ет» (ожидание неус- пеха).
(«Он боится, что не найдет ошибку», «Он боится, что начальник будет его ругать за ошибку.» «Ет»).
6. Неуспех («т»).
«т» учитывается, если деятельность оканчивается неуспехом, а также если в рассказе упоминается неуспех в про- шлом, который не устраняется соответствующим лицом. (Если в конце истории говорится: «Он взял на себя слишком много финансовых обязательств и обанкротился» — «т», или к вопросу : «Как возникла эта ситуация?» — «Рабочий раньше изготовил эту деталь, которая по размеру не подходила» , «Служащий допустил ошибку и теперь должен идти к начальнику…» и т.д. Если эта ошибка не устраняется соответствующим лицом, то учитывается «т»).
«т» учитывается также: а).
Если неуспех (в том числе и в прошлом) упоминается рассказчиком лишь как возможный или вероятный. («Наверное, он неправильно написал контрольную работу», «Он работает и работает, но, вероятно, экзамен он не сдаст» — оба «т»).
Но не при альтернативных высказываниях или при высказываниях, зависящих от какого-либо условия (см. ниже):
б).
Если история после неуспеха заканчивается положительными намерениями, («Он получил двойку и в будущем намерен учиться лучше» — «т») — или заканчивается инструментальной деятельностью после неуспеха даже тогда, когда эта деятельность делает вероятным дальнейший благоприятный исход. («Опыт не удался. На основе полученных данных он на- чинает работу заново» — «т»).
в).
Если констатируется неуспех какого-либо лица в рассказе, который в дальнейшем устраняется кем-либо без участия того, кто вызвал этот неуспех. («Подмастерье не может правильно изготовить деталь. Мастер видит это и делает деталь сам» — «т»).
г).
Если неуспех лишь частичный, но отмечается четко. («Мастер говорит ученику: здесь деталь правильная, а в этом месте размеры не соблюдены» — «т»), «т» не учитывается, когда после констатации неуспеха в конце говорится, что собственная цель все-таки достигается тем же самым лицом даже при содействии других людей. («Попытка пустить машину не удалась. Он попросил совета и завтра попытается еще раз, на этот раз удастся» — не «т»).
Под достижением «собственно цели» следует понимать не только исправление неправильно изготовленного объекта работы (деталь или документ), но овладение рабочим процессом, учебным материалом или готовность к деятельности, а также исправление неправильностей путем дополнительной работы. («Ученик испортил химический раствор. Аптекарь еще раз показывает ему, как это нужно сделать. Теперь это удается и ученику», «Он неправильно написал контрольную работу, те- перь он старается и в следующий раз получит пятерку», «Из-за неправильной работы он испортил документ. Работая сверх- урочно, он исправляет инструмент, устраняет повреждение» — все не «т»), «т» также не учитывается: а).
Если рассказчик оставляет открытым вопрос о неуспехе в качестве альтернативной возможности. («Ему это либо удается, либо нет» — не «т»).
Также когда рассказчик ставит в зависимость неуспех от условия. («Если он не будет лучше работать, то ему придется зани- маться во время каникул» — не «т»).
б).
Если неуспеху не придается значения кем-либо из людей в рассказе или рассказчиком, или если в конце рассказа ясно указывается, что в конце концов все закончится хорошо: («Начальник цеха видит ошибку рабочего и говорит ему: ничего, это старая деталь», «Это может случиться с каждым», «бывает», «Когда я начинал, у меня тоже так бывало», «Его вызвали к дирек- тору из-за плохой работы, но и на этот раз все окончилось хорошо» — не «т»).
в).
Если отчетливо указывается, что неуспех вызван чисто внешними обстоятельствами, за которые соответствую- щее лицо не может быть ответственно. («Он почти все закончил, но выяснилось, что материал был недоброкачест- венным. Вся работа была впустую» — не «т»).
Примечание: Безделье и лень не являются неуспехом, так как здесь речь не идет о невыполнении какой-либо деятельности, поэтому «т» не учитывается. («Он был слишком ленивым, чтобы учиться, поэтому остался на второй год» — не «т»).
Также и в тех случаях, когда ученик не выполняет домаш- него задания или невнимателен, «т» не учитывается. Если же эти недостатки влекут за собой невыполнение по- ставленных задач (например, контрольная работа), то учитывается «т». («Учитель вызывает ученика к доске, потому что тот был невнимателен, и он не мог решить задачу, которую только что объяснили» — «т»).
©Л.Н.Собчик. 1993.
7. Тема неуспеха («Thm»).
«Thm» — это оценочная категория. Она учитывается в рассказе при наличии определенных категорий неуспеха и при отсутствии категорий успеха за исключением инструментальной деятельности («1»).
«Thm» учитывается: а).
Если из категорий неуспеха присутствуют по крайней мере «Вт» или «т». б).
Если из категорий успеха не присутствует ничего, кроме «1».
В отношении рассказов, удовлетворяющих обоим этим требованиям, можно предположить, что содержащаяся в них целенаправленная деятельность определяется скорее страхом перед неуспехом, чем надеждой на успех. Наличие других, не связанных с успехом или неуспехом побочных тем, не влияет на учет «Thm».
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Каждая категория обоих ключей учитывается только тогда, когда соответствующее высказывание относится к деятельности. Высказывания должны относиться к тематическому комплексу: «работа», «достижение и профессия». Если на передний план выдвигаются другие темы, например, социальные, такие, как общение, престиж, боязнь начальства или дру- гие: удовольствие, игра, агрессия и т.д., то здесь речь не идет о деятельности, направленной на достижение. Если в рассказе упоминается рабочее место, задача, обучение, начальник, то деятельность предполагается, когда эти упоминания не отно- сятся к каким-либо посторонним категориям. В ситуациях, связанных с оценкой и обучением, деятельность и потребность обучающего или оценивающего — преподавать, разъяснять, оказывать помощь, исправлять и т.д. — не учитываются, как отно- сящиеся к достижению, так как эти деятельности или потребности, как правило, вытекают из остальных отношений преподавателя и ученика, ученика и мастера и т.д. (например, «Учитель давно уже старается разъяснить задачу», «Он хочет сделать из ученика квалифицированного рабочего» — это не считается относящимся к достижению).
Если обучающий (что бывает редко) указывает на ценность своей собственной деятельности, то для упрощения также ничто не учитывается. Например: «Преподаватель старается как можно лучше объяснить задачу» — не относится к дос- тижению. Только в тех случаях, когда обучение или оценка другого без сомнения относится к успеху или неуспеху, например, выражается желание быть хорошим преподавателем или соответственно поддержать реноме фирмы — потребности считают- ся относящимися к достижению.
2. Высказывания по поводу деятельности, которые квалифицируются как возможные или вероятные, рассматрива- ются как определенные и учитываются. (Например: «Возможно, он только что работал», «похоже что»).
За исключением случа- ев, когда в дальнейшем четко указывается отсутствие вероятности или малая вероятность этого события. (Например: «Возможно, он только что работал, но это мало вероятно. Нет, скорее к нему кто-то пришел…»).
Если удается альтернатива без окончательного решения, то обе возможности учитываются как определенные. (Например: «То ли он уверен, что справится, то ли сомневается» — ожидание успеха и ожидание неуспеха).
Исключением являются все альтернативные высказывания, связанные с исходом деятельности. Обычно это отно- сится к положительному или отрицательному эмоциональному состоянию («д+», «д-«), а также к похвале или порицанию («J», «Т’).
Тогда учитывается только отрицательная возможность — «д-» или «Т». Если альтернативное высказывание касается исхо- да самой деятельности (например: «Его ожидает либо успех, либо неуспех»), то ответ никак не учитывается. То же в отно- шении условных высказываний (если, в случае…), которые учитываются как относящиеся к деятельности. (Например, «Если он решит задачу, то будет доволен»).
Исключением является, однако, ожидание успеха («Е»), которое ставится в зависимость от внутренних или внешних условий. (Например: «Если я соберусь с силами, то справлюсь» — не «Е»).
То же относится к неус- пеху («т»).
3. Безразлично, относится ли высказывание во времени к прошлому, настоящему или будущему.
4. «Е» и «Em» учитываются только тогда, когда речь идет о мыслях или высказываниях кого-либо из рассказа, а не об объективной констатации, мнении и комментариях рассказчика. (Например: «Мне кажется, что он разорится» — не «Em». Напро- тив: «Он боится, что разорится» — «Em»).
5. Высказывания, связанные с 3-м вопросом инструкции рассматриваются в качестве мнений, высказываний, наме- рений людей, описанных в рассказе, даже если это специально не указывается (если только в тексте это явно не отрицается).
6. Категории обоих ключей могут учитываться на основании двух или более высказываний в рассказе. Противоположные категории обоих ключей, как например, «Е» и «Em», «д+» и «д-«, могут учитываться в одном рассказе одно- временно. (Только темы успеха и неуспеха взаимно исключают друг друга: один рассказ может содержать либо одну, либо другую тему, хотя может не быть ни той, ни другой).
7. Если не ясно, к какой категории относится высказывание, и это невозможно разрешить при помощи ключа, то не ни одна оценка не учитывается. В норме в среднем (как уже говорилось выше) сумма показателей мотивации, связанной с надеждой на успех, соотносится с показателями мотивации избегания неудачи как 2/1, при этом средняя величина каждого показателя в среднем соответственно 12/6.
Опыт применения мотивационного теста в комплексе с другими психодиагностическими методиками (СМИЛ, МЦВ — метод цветовых выборов, ДМО — метод диагностики межличностных отношений, метод портретных выборов Сонди) показал, что высокие баллы мотивации достижения
( выше 16 баллов) характерны для личностей гипертимного склада, возбудимых, склонных к лидированию, авторитарных, не- зависимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высо- кой самооценкой. Напротив, высокие баллы показателей мотивации избегания неуспеха ( выше 10 при заниженной мотивации достижения) характерны для личностей гипотимного склада, тормозимых, тревожных, неуверенных в себе, сензитивных, с низкой самооценкой. Нулевой показатель по мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждаю- щихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны для де- прессивных состояний, невротических расстройств, а также для личностей, отличающихся мягкостью характера, чертами за- висимости, конформностью и пессимистичностью.
Мотивационный тест Хекхаузена широко применяется отечественными психологами в спортивной психологии, при исследовании производственных и учебных коллективов, в работе с учащимися школ, училищ и Вузов, при расстановке кад- ров и комплектовании экипажей и команд, в медицинской психологии в дифференциально-диагностических целях и при ком- плектовании психотерапевтических групп. В строгом смысле этого слова методику трудно назвать количественной. Цифры показателей не поддаются жесткой стандартизации, многое в интерпретации каждого конкретного случая зависит от ситуации. Поэтому количественные показатели теста в большей степени годятся для внутригрупповой ранжировки на предмет выявле- ния лиц с преобладанием той или иной мотивационной направленности. Более глубокое исследование личностных свойств требует сопоставления данных мотивационного теста с результатами других личностных методик.
®Институт прикладной психологии™