1. Педагогическая деятельность: сущность, цели и содержание

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Ле-онтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А-С.Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.

33 стр., 16252 слов

Психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников

... экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне доступному школьнику [6, c. 17]. Экономическое воспитание, по мнению Семенихина В. А., ...

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.

Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.

Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.

2.Основные виды и структура педагогической деятельности

Многофункциональная педагогическая деятельность проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение школьниками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление человека, на построение отношений в классе, которые создают условия для реализации данных целей, на организацию внеклассной воспитательной работы школьников, на создание в школе образовательной и развивающей среды и т. д.

9 стр., 4064 слов

Цели, задачи, методы кардиореабилитации

... коронарного события и страдающих хронической сердечной недостаточностью (уровень доказательности 1).   ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ КАРДИОРЕАБИЛИТАЦИИ Структура процесса кардиореабилитации Как следует из определения ВОЗ, кардиореабилитация ... он длится 3–4 дня или до стабилизации состояния пациента. Цели, задачи, методы кардиореабилитации Во время второго этапа составляется план последующего лечения ...

Основные направления и содержание работы учителя определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности «учитель», которая представлена в государственном стандарте высшего профессионального образования. Он должен быть готов к осуществлению таких видов профессиональной деятельности: преподавательской; воспитательной; социально-педагогической; культурно-просветительской; коррекционно-развиваю-щей; научно-методической; управленческой.

Среди различных видов педагогической деятельности ведущей является преподавательская и воспитательная деятельность. Особенность преподавательской деятельности состоит в организации процесса обучения и в управлении познавательной деятельностью учеников. Так как обучение представляет собой совместную деятельность обучающегося и обучаемого, учитель не является центральной фигурой в процессе обучения, а поддерживающим развитие ученика помощником. При отсутствии учителя или недостаточной результативности процесс обучения происходить не может, а деятельность учителя не имеет смысла. Преподавателю нужно всегда помнить о вспомогательном, обслуживающем характере его собственной работы, о зависимости ее роли и значения от его способности организовать деятельность учеников, помочь им в учении.

Таким образом, преподавание представляет собой организацию педагогом активной познавательной деятельности учеников, направленной на решение ими новых познавательных задач. При этом решение этих задач не представляет собой самоцель обучения, а является средством реализации его основных образовательных задач. Основной целью преподавательской работы является обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает формирование компетентности учеников в преподаваемой учителем предметной области и одновременно их личностное развитие и становление.

К примеру, образовательный стандарт среднего общего образования по иностранному языку включает в себя такие требования к задачам и итогам преподавательской деятельности учителя иностранного языка:

– формирование у выпускника школы иноязычной компетентности в совокупности всех ее составляющих;

– развитие эмоционального отношения к миру;

– образование способности к самонаблюдению, самооценке;

– развитие таких личных качеств, как целеустремленность, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность;

– развитие интеллектуальных и познавательных возможностей старшеклассников;

– обеспечение личного самоопределения учеников, их социальной адаптации;

– совершенствование опыта продуктивной творческой работы с применением изучаемого языка.

Структура педагогического процесса

По Н.В. Кузьминой, педагогический процесс можно изобразить как систему из пяти частей: 1) цель обучения (для чего учить?); 2) содержание учебной информации (чему учить?); З) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить?); 4) преподаватель; 5) учащийся. Эта система, как и любая большая система, может характеризоваться пересечением связей.

18 стр., 8748 слов

Исследование конфликтной компетентности у учителя в процессе его работы

... у учителей обуславливается высоким уровнем конфликтогенности педагогической среды в образовательных заведениях. Наличие большого количества объективных противоречий в педагогическом процессе делает ... разработали коррекционную программу, направленную на овладение личностью (группой) разнообразными стилями поведения в конфликте и целесообразностью их использования в разных профессиональных ...

Педагогический процесс – это технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников. Этот процесс создается непосредственно педагогом. Педагогический процесс всегда имеет одинаковую структуру независимо от того, кем он проводится и где.

Цель› Принципы› Содержание› Методы› Средства› Формы.

Цель характеризует конечный итог педагогического взаимодействия, к чему, собственно, стремятся учитель и ученик. Принципы введены для определения ключевых направлений при достижении цели. Содержание представляет собой часть опыта поколений, передающуюся учащимся для достижения поставленной цели по выбранным направлениям. Методы – это действия учителя и учащегося, через которые передается и принимается содержание. Средства – это материализованные методы работы с содержанием, которые применяются вместе с методами.

Взаимодействие педагогической, методической и методической структур достигается при динамичном педагогическом процессе. У педпроцесса существует собственная методическая структура. При создании такой структуры цель делится на задачи, которые последовательно выполняются учителем и учениками. К примеру, методическая структура экскурсии состоит из подготовительного инструктажа, достижения места наблюдения, непосредственного наблюдения объекта, регистрации увиденного, подведения и обсуждения итогов. В педагогическом процессе педагогическая и методическая структуры органично взаимосвязаны. Но педагогический процесс может состоять из более сложной структуры – психологической. Психологическая структура состоит из процессов восприятия, мышления, понимания, запоминания, освоения информации; проявления заинтересованности, стремлений, мотивации учения; подъемов и спадов физического и нервно-психического напряжения. Исходя из этого в психологической структуре можно выделить 3 подструктуры: познавательные процессы, мотивация учения, напряжение.

Но для того, чтобы педпроцесс начал работать, нужен такой компонент, как управление. Педагогическое управление представляет собой переход педагогических ситуаций и процессов из одного состояния в другое, которое удовлетворяет поставленной цели.

Процесс управления представляет собой взаимодействие следующих компонентов: 1) информационное обеспечение (нахождение и выявление особенностей учащихся); 2) постановка задач исходя из поставленных целей и особенностей учеников; 3) проектирование, планирование работы по достижению поставленных целей (планирование методик, средств, форм); 4) осуществление проекта; 5) наблюдение за ходом выполнения поставленных целей; 6) выявление и исправление ошибок; 7) подведение результатов.

3.Стиль педагогической деятельности

Процесс общения учителя с учениками может складываться в двух крайних вариантах:

1) взаимопонимание, слаженность осуществления учебной деятельности, развитие способности прогнозировать поведение друг друга;

8 стр., 3529 слов

Педагогическая позиция педагога и стили педагогического руководства

... в диалогической форме. педагогическое руководство стиль авторитарный Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений "преподаватель - студент" и всего обучения в целом [1, с.240]. Процесс общения преподавателя со студентами ...

2) разлад, отчужденность, непонимание и неспособность предугадывать поведение друг друга, появление конфликтов.

Достижение необходимого результата общения и взаимодействия связано с накоплением и необходимым обобщением информации друг о друге. Оно зависит от степени развития коммуникативных умений учителя, его способности к эмпатии и рефлексии, к наблюдательности, «сенсорной остроте» и умению рассматривать репрезентативную систему собеседника, умения слушать, понимать ученика, действовать на него через убеждение, внушение, эмоциональное заражение. Огромную роль играет психолого-педагогическая компетентность учителя в области психологических особенностей и закономерностей общения, взаимодействия.

Можно определить несколько основных стилей руководства учащимися:

– автократический (самовластный стиль руководства), при котором учитель осуществляет единоличное управление учащимися, не дает им высказывать свои взгляды и критические замечания, последовательно предъявляет к ним требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением;

– авторитарный (властный стиль руководства), который допускает возможность для студентов принимать участие в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в итоге принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

– демократический стиль, при котором учитель внимателен и учитывает мнения учеников, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных»;

– игнорирующий стиль, при котором учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учеников, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;

– попустительский, конформный стиль, который проявляется тогда, когда учитель устраняется от руководства учениками либо идет на поводу их желаний;

– непоследовательный, алогичный стиль – учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что приводит к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя с учениками, к появлению конфликтных ситуаций.

Важным фактором, который определяет эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Установка представляет собой готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю его установки чаще всего представляются абсолютно правильными, поэтому они очень устойчивы и с трудом поддаются изменению через внешние воздействия. Консерватизм и ригидность установок усиливаются с возрастом. Исследователи определяют чаще всего два типа доминирующих установок учителей по отношению к ученикам: позитивную и негативную.