Для достижения цели ставятся определенные задачи:

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общая характеристикаконтроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

1.1. Понятие и значение контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

1.2. Субъекты, осуществляющие контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Глава 2. Правовое регулирование и организация контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания

2.1. Правовое регулирование и организация контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания

2.2. Организация контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что в последние годы уровень рецидивной преступности стал повышаться, а нормативно-правовой базы по профилактики данной преступности в Российской Федерации не было почти 10 лет. И в 2011 году для решения данной проблем был разработан и принят ФЗ № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» И конечно наряду с явной положительной ролью данного закона, существует ряд проблем в реализации данного контроля.

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению такой насущной проблемы, как контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. В связи с этим в курсовой работе будет дана общая характеристика контроля за лицами освобожденными из мест лишения свободы, а также правовое регулирование, включающее в себя нормативно-правовую базу и порядок осуществления контроля.

Объектом данной курсовой работы является комплекс общественных отношений, в сфере реализации контроля за лицами отбывшими наказания.

Предметом изучения является административный надзор за лицами освобожденными из мест лишения свободы

Цель работы является рассмотреть особенности контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Для достижения цели ставятся определенные задачи:

Во-первых, рассмотреть общую характеристику контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

Во-вторых, рассмотреть правовое регулирование и особенности в реализации контроля за лицами освобожденными из мест лишения свободы.

Методы исследования для написания данной курсовой работы были использованы методы анализа, историзма, а также формально — юридический метод и метод конкретно-социалистических исследований проявлявшийся в рассмотрении нормативно правовых актов.

9 стр., 4486 слов

Пожизненное лишение свободы

... лишение свободы не применяется. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания ... частей, содержащих наркотические средства, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, ...

Теоретическая разработка темы достаточно велика, поскольку данная проблема появилась не так давно и уже существует много различных научно-теоретических разработок авторами которых являются, Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Миронов А.Н и др.

Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Глава 1. Общая характеристика института контроля за лицами, освобожденными из мест лешения свободы

1.1. Понятие и значение контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

В настоящее время одной из главных целей является помощь в адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а именно помочь привыкнуть к нормальным условиям, посодействовать в решении возникающих вопросов, предотвратить рецидив, который чаще всего возникает в первое время после освобождения.

Социальная адаптация — приспособление личности к социальной среде, усвоение ею правил, норм, социальных позиций, установок, характерных для данной среды, приобретение навыков, позволяющих бывшему осужденному нормально жить в обществе свободных людей.

Но не стоит забывать о том что, параллельно с социальной адаптацией должен осуществляться контроль, так как эти лица являются общественно опасные и в основном этим занимается ОВД исходя из ФЗ от 6 апреля 2011 г№ 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1.

Федеральный закон «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2, дает ряд определений, такое как:

Административный контроль- система временных, принудительных, профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Подконтрольное лицо (подконтрольный) — лицо, в отношении которого в соответствии с настоящим Федеральным законом установлен административный контроль, этот термин также находится в этом законе и в дальнейшем будет нам встречаться.

6 стр., 2956 слов

Презентация на тему: Освобождение от наказания

... Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условнодосрочному освобождению не подлежит. Сроки •не менее одной трети срока наказания, ... осужденным наказания, лицо освобождается от дальнейшего отбывания наказания. •не является окончательным, так как в случае выздоровления лицо может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если ...

На основе проведенного нами исследования в 19 регионах страны установлено следующее. Каждый год около 300 тыс. человек освобождаются от отбывания наказания из исправительных учреждений. Среди освобожденных свыше 3 % субъектов особо опасного рецидива, 52 % утративших социально значимые контакты и связи, 24 % – страдают хроническими заболеваниями и 2,6 % – являются инвалидами.

Рыночные отношения обострили проблему более 30 % освобождаемых из колоний общего и строгого режимов. Не имея жилья, денежных средств, испытывая трудности в получении работы, определенная часть этих лиц совершает новые, часто дерзкие и циничные преступления.

Освобождение лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности является многоаспектной и сложной проблемой. Х.Д. Аликперов по этому поводу пишет, что для осуществления задач, закрепленных в ч. 1 ст. 2 УК РФ1, законодатель предусматривает различные уголовно-правовые средства их решения2.При этом они отождествляются с охраной прав, свобод человека и гражданина. Следует отметить, что ст. 172 УИК РФ конкретизирует регулируемые нормами уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законов основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, возникающие на стадии исполнения обвинительного приговора суда. Освобождение предполагает прекращение отбывания уголовного наказания и отмену для осужденных вытекающих из него правоограничений. Сведения о сроке наказания отражаются в личном деле каждого осужденного, иных документах учета исправительных колоний общего и строгого режимов.

Заметим, что в действующем уголовном законодательстве понятие «освобождение от наказания» имеет неоднозначный оттенок. Освобождение от отбывания наказания регулируется нормами уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права.

Учитывая сказанное, мы полагаем, что освобождение от отбывания наказания есть юридический факт, который изменяет правовое положение гражданина в пределах действия института судимости. Представляется, что это понятие подчеркивает социально-правовую деятельность освобождения от уголовного наказания, носит теоретический и прикладной характер. Освобождение из учреждений и органов, исполняющих наказания, подводит итоги осуществляемого ранее исправительного воздействия на осужденных.

18 стр., 8640 слов

Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными в уголовно-исполнительных инспекциях

... смертная казнь. Гуманизация общественных отношений породила такой вид уголовного наказания, как лишение свободы. Необходимость концентрации усилий субъектов воспитательной работы в исправительных ... понятий "освобождение от наказания" и "освобождение от отбывания наказания". Д.И. Киреев. Российский следователь. 2008г. №1. Курганов С. Меры уголовно-правового характера. Уголовное право. 2007г. ...

Необходимо учитывать также изменение правоотношений при освобождении из мест лишения свободы. В этом смысле справедливо утверждение Н.А. Стручкова о том, что само освобождение осуществляется в соответствии с предписаниями норм уголовно-процессуального и исправительно-трудового законодательства1. Сходную точку зрения высказал и Н.И. Полищук2.

При анализе освобождения мужчин и женщин из исправительных колоний еще раз вернемся к проблеме правоотношений, возникающих в процессе исполнения наказания. Основой этих правоотношений служат уголовно-правовые отношения. Они вытекают из отношений, установленных государством в правовой сфере. С целью повышения эффективности социальной адаптации определены обязанности сотрудников колоний общего, строгого режимов, других видов исправительных учреждений для содействия освобожденным в трудовом и бытовом устройстве. Оно включает в себя уведомление органов местного самоуправления, Федеральной службы занятости по избранному всеми осужденными месту жительства о наличии у них жилья, трудоспособности, имеющейся специальности (ст. 180 УИК РФ)3.

Таким образом, нормы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе назначения, исполнения и отбывания наказаний. Уголовно-исполнительные правоотношения имеют свою динамику: они прекращаются при наличии таких юридический фактов, как действия и события.

Освобождению лиц, лишенных свободы, предшествует их трудовое и бытовое устройство. В связи с этим в литературе предпринята попытка систематизировать вышеназванный институт уголовно-исполнительного права (А.В. Бриллиантов, М.П. Журавлев, В.Д. Иванов, А.Е. Наташев, А.Т. Потемкина, Н.А. Стручков, О.В. Филимонов).

Работы этих авторов развивают возможность с более широких позиций подойти к проблеме освобождения из мест лишения свободы и социальной адаптации лиц рассматриваемой категории.

10 стр., 4810 слов

Виды освобождения от отбывания наказания

Содержание Введение………………………………………………………………… ….3 1. Понятие института освобождения от уголовного наказания…… ……4 2. Виды освобождения от отбывания наказания условно-досрочное……………………………………………………… ….5 2.1. Условно-досрочное освобождение………………………………… …6 2.2. Замена наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ)……………………………………………….…. .8 2.3. Амнистия………………………………………………………….…… 9 2.4. Помилование ...

Трудовое и бытовое устройство освобождающихся – одна из ключевых задач государства и общества. Предлагаемый нами проект федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» содержит несколько вариантов реализации данной проблемы. В частности, путем направления освободившихся из учреждений, исполняющих наказания, к избранному месту жительства и работы; сопровождение несовершеннолетних и женщин с малолетними детьми ближайшими родственниками, опекунами, членами попечительских советов в регион проживания, учебы и трудовой деятельности; предоставление в общежитиях, восстановительных центрах условий для жизни освобожденным — инвалидам первой группы и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет. Мы полагаем, что основой здесь станет единовременная материальная, социально-правовая, психолого-педагогическая помощь с одновременным контролем за поведением освобожденных от отбывания наказания со стороны администрации учреждений УИС, полиции, муниципальных образований, общественных объединений и религиозных конфессий.

Исходя из всего, можно сказать, что контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы играет важную роль, так как есть большая вероятность того, что данное лицо может совершить новое преступление в силу сложившихся обстоятельств и оно будет нуждаться в постоянном контроле для того чтобы данное преступление смогли предотвратить.

1.2. Субъекты, осуществляющие контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Как уже стало известно, контроль играет очень важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждения рецидива со стороны лиц, отбывающих уголовное наказания.

Действующее уголовное законодательство рассматривает четыре формы контроля:

1. За условно-досрочно освобожденными от исправительных работ или лишения свободы осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией.

2. Административный надзор устанавливается за лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимые два и более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение не отбытой части наказания.

7 стр., 3111 слов

Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания

Содержание Введение 3 Глава 1. Общая характеристика социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания 8 1.1. Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания 8 1.2. Социальные проблемы адаптации лиц, освобожденных от наказания 15 Глава 2. Проблемы социально-правового характера социальной адаптация лиц, освобожденных от наказания 22 2.1. Правовые вопросы социальной адаптация лиц, ...

Он устанавливается на срок от 6 месяцев до одного года и при необходимости может быть каждый раз продлен еще на 6 месяцев, но не свыше сроков судимости.

Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств.

Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы и т.д.

3. За условно осужденными в течение испытательного срока контроль осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей.

К осуществлению контроля могут привлекаться работники других служб органов внутренних дел и юстиции.

Уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется персональный учет условно осужденных и контролируется исполнение ими возложенных судом обязанностей.

4. За осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющих малолетних детей, содержание контроля в основном совпадает с контролем за поведением условно осужденных1.

Как мы видим, контроль осуществляет два субъекта это, уголовно-исполнительная инспекция и органы внутренних дел. Но также существуют и другие, например: в отношении военнослужащих контроль осуществляется командованием воинских частей и учреждений, в данном параграфе хотелось бы рассмотреть в большей степени административный надзор, он непосредственно связан с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, так как этот институт новый существует ряд проблем, которые необходимо рассмотреть1.

С 1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2. В связи с этим были внесены изменения в Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

11 стр., 5226 слов

Лишение свободы на определенный срок 2

Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК). Лишение свободы как уголовное наказание представляет собой принудительную изоляцию осужденного от общества и содержание его в исправительном учреждении со специальным режимом на срок, определенный приговором суда, или пожизненно. Лишение свободы- наиболее тяжкое наказание. В случаях, предусмотренных законом, оно назначается лицам, совершившим ...

Следует отметить, что институт административного надзора для отечественного законодательства не нов. Он существовал в течение почти

40 лет, был урегулирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»3и прекратил свое действие в 2002 г.

Принятию нового федерального закона способствовал рост рецидивной преступности, а также отсутствие в современной России нормативного

правового обеспечения организации индивидуальной профилактической работы и контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в отношении отдельных категорий лиц.

На взгляд автора, введение института административного надзора в современную правовую систему России является необходимой и своевременной мерой, направленной, прежде всего, на защиту общества и государства от преступных посягательств, но также существуют проблемы, возникающие при применении данного федерального закона.

Согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор-это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с этим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим же Федеральным законом.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. Так же существует мнения ученных Ф.П. Васильева, А.С. Дугенеца, А.Н. Миронова и В.А. Лаврова, что органы уголовно-исполнительной инспекции могут быть наделены правом на обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора, а не только давать информацию органам внутренних дел о нахождении и проживании осужденного в отношении которого может быть установлен надзор о том, что истекает срок отбывания наказания в виде ограничения свободы1.

На сегодняшний день остается неясным, кто именно должен обращается в суд сданным заявлением — орган внутренних дел или должностное лицо данного органа. Этот незамысловатый вопрос приводит к возникновению сомнений в полномочиях лица, подавшего заявление. Ведь на

практике с заявлением обращается должностное лицо-начальник или заместитель начальника отдела полиции. Это и есть некая проблема так, как обращение в суд заместителя начальника органа внутренних дел с заявлением об установлении административного надзора без доверенности или приказа об исполнении обязанностей при рассмотрении указанного заявления может вызвать у суда сомнения в части его полномочий.

Необходимо отметить следующую проблему, она связана с неявкой на судебное заседание и какие меры следует принять к этому лицу, в сторону которого было подано заявления соответствующим органом. Ведь установление административного надзора лишь возлагает на это лицо обязанности и ограничения, это такие как:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

И совсем не удивительно, что лицо будет уклоняться от этих ограничений. Случаи уклонения от явки на процессе уже имеет место, а в Федеральном законе и в Гражданском процессуальном кодексе ничего не говорится об осуществлении привода или наложения штрафа1.

Данная проблема рассматривается и со временем будет решена. На наш взгляд, следует предусмотреть возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица, в отношении которого устанавливается, изменяется или прекращается административный надзор и предусмотреть осуществление привода данного лица.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что гражданским процессуальным законодательством не установлены специальные сроки рассмотрения дел об административном надзоре. Представляется, что в настоящее время они должны рассматриваться по общему правилу в соответствии со ст. 154 ГПК РФ до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. С учетом специфики дел об административном надзоре считаем, что это недопустимо. Длительное нахождение таких лиц без надзора увеличивает риск повторного совершения ими преступлений. Поэтому следует законодательно установить сокращенные сроки рассмотрения этих дел – 15 дней со дня поступления заявления в суд.

Следует заметить, что институт административного надзора является комплексным. При рассмотрении дела об административном надзоре необходимо применять нормы уголовного, уголовно-исполнительного права, административного и гражданского процессуального права. Это существенно усложняет рассмотрение дел этой категории, предъявляет повышенные требования к судьям, рассматривающим эти дела.

В заключение хотелось отметить, что значимость поднятых нами вопросов на практике достаточно велика. В связи с этим полагаем, что выявленные нами пробелы законодательства подлежат восполнению, что может быть реализовано путем внесения изменений в нормативные правовые акты, принятия соответствующих ведомственных актов, а также соответствующего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Глава 2. Правовое регулирование и организация контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

2.1. Правовое регулирование и организация контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Освобождение осужденного это такой процесс, который позволяет подвести итог исправительного воздействия на него, так же в случаях вопрос о возможности его досрочного освобождения, ставится вопрос, были ли достигнуты все цели и считается ли это лицо до сих пор опасным для общества. Однако как показывает нам практика лица, освобожденные из мест лишения свободы, нередко вновь совершают преступления или дают иные основания для осуществления за ними контроля со стороны государственных органов.

Любое государство направлено на то, чтобы снизить уровень преступности, это достигается путем контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Правовую основу уголовной политики России составляет Уголовный кодекс РФ, являющийся «в соответствии со ст. 1 УК РФ единственным источником уголовного законодательства»1.

Исследовав действующий Уголовный кодекс РФ показывает нам, что вопросы по контролю за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, не уделяется достаточного внимания. Кроме того, его осуществление тесно связано с досрочным освобождением от отбывания наказания. Отдельные аспекты уголовно-правового регулирования контроля за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, состоят в следующем.

В соответствии со ст. 79 УК РФ лицо, отбывающие лишение свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для

своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом1.

Согласно ст. 80 УК РФ лицу, отбывающему лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, в этом случае контроль осуществлять будет другой орган.

В ст. 81 УК РФ указано, что лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (этот перечень включает в себя более 40 диагнозов)1, может быть освобождено судом от отбывания наказания. Указанные лица в случае их выздоровления могут подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности.

В ст. 84 УК РФ предусмотрено, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

В соответствии со ст. 85 УК РФ помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Согласно ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в зависимости от тяжести совершенного преступления. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Исходя из этого, возникает следующий вопрос, а должны ли контролироваться амнистированные, помилованные или больные лица, освобожденные от наказания по состоянию здоровья (к которым не применены принудительные меры медицинского характера), а также какой орган должен контролировать их поведение и в течение какого срока.

Международные стандарты ориентируют государства на организацию контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и оказание им соответствующей помощи. Так, в Основных принципах обращения с заключенными, принятых ООН, указывается, что необходимо создавать условия, дающие заключенным возможность заниматься полезным вознаграждаемым трудом, что облегчит их реинтеграцию на рынке рабочей силы и позволит им оказывать финансовую помощь своим семьям (п. 8), а также с участием и при содействии общественности и социальных институтов и с должным учетом интересов потерпевших создаются благоприятные условия для реинтеграции бывших заключенных в общество в наиболее благоприятных условиях (п. 10).

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными на различные аспекты контроля за лицами, освобожденными из мест заключения, указывается неоднократно. В целом в них отмечается, что целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений, а этой цели можно добиться, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование (пр. 58).

Так, правило 80 гласит, что с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, поэтому заключенному нужно помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. Правило 81 конкретизирует работу в этом направлении. В нем предусматривается, что правительственные и другие органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили устраивающее их жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда к месту назначения и жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением; аккредитованные представители таких учреждений должны иметь возможность посещать тюремные заведения и заключенных в них лиц1.

Подводя итог можно сказать, что уголовное законодательство РФ и международные стандарты предусматривают необходимость контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, рассмотрев субъекты, которые осуществляют контроль мы сделали вывод, что существуют некие проблемы, например: по осуществлению контроля за лицами попавшие под амнистию, помилование или больные лица, освобожденные от наказания по состоянию здоровья (к которым не применены принудительные меры медицинского характера), а также какой орган должен контролировать их поведение и в течение какого срока. Мы уверены, что вскоре это все будет урегулировано, а сделанные поправки будут занесены в российское законодательство.

2.2. Организация контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания

В данном параграфе мы рассмотрим порядок осуществления контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Порядок осуществления контроля регулируется приказом № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1.

Происходящие в Российской Федерации позитивные процессы формирования правового государства, которые при этом направлены на демократическое развитие общества, непосредственно связанные с этим реформы не могли не повлечь за собой необходимость переосмысления приоритетных задач как перед всеми правоохранительными органами, так и перед органами внутренних дел (полицией).

В состав полиции входят подразделения участковых уполномоченных полиции, которые являются одними из самых крупных по численности в органах внутренних дел и ближе

других расположены к населению, проживающему на административных участках.

Осуществление участковым уполномоченным полиции своих служебных обязанностей подпадает под один из видов правоприменительной деятельности органов внутренних дел, к которым относится административная, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная. Осуществляя административную деятельность на территории обслуживаемого участка, участковый уполномоченный полиции проводит индивидуально-профилактическую работу с лицами, в отношении которых установлен административный надзор.

Следует подчеркнуть, что в последние годы различным вопросам, связанным с административным надзором и изменениями, произошедшими в федеральном законодательстве, уделяется пристальное внимание как со стороны практических сотрудников органов внутренних дел (полиции) и Федеральной службы исполнения наказаний, так и представителей науки2.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений определенной категорией лиц, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего1.

В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное

время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации2.

На основании федерального закона «Об административном надзоре» в МВД России был разработан и утвержден порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, который определил, что в осуществлении административного надзора участвуют практически все сотрудники строевых и оперативно-розыскных подразделений полиции, а также участковые уполномоченные полиции территориальных подразделений МВД России.

На участковых уполномоченных полиции возложены обязанности по реализации административного надзора на территории административного участка, при этом ведомственным нормативным правовым актом им предоставлены все необходимые для этого полномочия. В частности, участковые уполномоченные полиции территориальных подразделений МВД России, участвуя в осуществлении административного надзора, вносят сведения о поднадзорных лицах в паспорт на административный участок.

То есть участковый уполномоченный полиции изначально должен установить всех лиц, проживающих на обслуживаемой им территории, подпадающих под административный надзор в соответствии с федеральным законом «Об административном надзоре», после чего проводить в отношении данной категории субъектов профилактические мероприятия. При смене участкового уполномоченного полиции вновь назначенному сотруднику полиции будет достаточно изучить паспорт на административный участок, чтобы определить поднадзорных лиц с наименьшей затратой времени по их установлению.

Осуществляя административный надзор участковый уполномоченный полиции ведет целенаправленное наблюдение за поднадзорными лицами и ежемесячно докладывает начальнику отдела полиции о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнении возложенных на них законодательством обязанностей, а также возможности совершения противоправных действий, в т.ч. связанных с уклонением от административного надзора. При этом участковый уполномоченный полиции обязан периодически проводить с поднадзорными лицами индивидуальную профилактическую работу, в ходе которой получает от них объяснения в

устной или письменной форме и другие сведения по вопросам нарушения установленных судом административных ограничений и невыполнения

возложенных на них обязанностей1.

Следует отметить, что деятельность участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений складывается из определенных

методов, способов и приемов, которые в совокупности формируют линию поведения с лицами, состоящими на учете (контролируемыми лицами).

В методах отражается принципиальная установка и пути осуществления конкретных мероприятий. Уровень тактических методов предопределяет характер последующих действий (поступков) поднадзорного лица, способствует формированию у него положительных ориентаций.

Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер, осуществляемых в несколько этапов, тесно взаимосвязанных и составляющих основу единой системы предупреждения правонарушений. В качестве основных этапов индивидуальной профилактики участковых уполномоченных полиции при осуществлении административного надзора можно выделить: постановку на учет лиц, подлежащих административному

надзору (профилактическому воздействию); постоянное наблюдение за их образом жизни (в т.ч. их контактами); осуществление индивидуально-

профилактического воздействия на контролируемых лиц в целях предупреждения правонарушений с их стороны.

Индивидуальная профилактика в деятельности участковых уполномоченных полиции – это не только мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений лицами, в отношении которых установлен административный надзор, но и создание условий, препятствующих негатив-

ному воздействию на профилактируемых лиц со стороны их окружения. Более того, несвоевременно проведенная беседа, непринятие мер по первому сообщению о правонарушении, наконец, просто игнорирование участковым уполномоченным полиции события неправомерного, пусть даже малозначительного, правонарушения, заслуживающего внимания, ведет к тому, что у поднадзорного лица укореняется уверенность в безнаказанности

своих действий, в неспособности сотрудников полиции повлиять на ход дальнейших событий1.

По результатам проведенных на территории административного участка мероприятий и составленных с контролируемыми лицами бесед

участковый уполномоченный полиции вносит полученную информацию в анкеты и листы учета профилактических мероприятий. При этом в целях получения сведений о поведении поднадзорных лиц в быту (по месту жительства или пребывания) и по месту работы направляют запросы

и получают устную информацию по интересующим вопросам.

Кроме этого, в случаях временного пребывания поднадзорного лица на территории обслуживаемого административного участка (например, при прибытии к родственникам для решения семейных вопросов) участковый уполномоченный полиции вносит в предъявленный ему маршрутный лист необходимую информацию о его поведении в период пребывания на участке. Соответственно, при возвращении к месту жительства (пребывания) лица, в отношении которого установлен административный надзор, участковый

уполномоченный полиции просматривает выданный ему при убытии маршрутный лист и делает в нем соответствующие отметки о прибытии, после чего приобщает его к делу административного надзора.

В случае неприбытия лица, в отношении которого установлен административный надзор, в назначенный срок к избранному месту жительства (пребывания), убытия с места жительства (пребывания) без соответствующего разрешения либо невозвращения к установленному сроку без уважительных причин к месту жительства участковый уполномоченный полиции докладывает начальнику отдела полиции о произошедшем и принимает все необходимые меры к установлению его места нахождения.

При выявлении на административном участке проживания поднадзорных лиц, освободившихся из мест лишения свободы и не прибывших без уважительных причин в определенный срок к избранному ими месту жительства, или лиц, самовольно оставивших место жительства в целях уклонения от административного надзора, участковый уполномоченный полиции осуществляет их задержание и доставление в отдел полиции1.

Учитывая, что контролируемое лицо нарушило требования федерального законодательства, участковый уполномоченный полиции после осуществления административного задержания возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ «Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре»2. В частности, за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых

деяний, предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Также необходимо отметить, что в соответствии с федеральным законом «Об административном надзоре» в отношении поднадзорного

лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения

мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

В целях контроля за указанными ограничениями участковый уполномоченный полиции обязан посещать не реже одного раза в месяц поднадзорных лиц по месту жительства (пребывания) в определенное время суток, в течение которого этим лицам запрещено пребывание вне указанных

помещений, и по результатам проверки составлять акт. Более того, в отношении лиц, уклоняющихся от административного надзора собирают

подтверждающие материалы и передают их в специализированное подразделение дознания территориального отдела полиции1.

Кроме этого, участковый уполномоченный полиции постоянно взаимодействует с оперативными дежурными дежурных частей, сотрудниками полиции строевых подразделений патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и ДПС ГИБДД, подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, сотрудниками линейных отделов МВД России на транспорте по вопросам предупреждения и пресечения преступлений и иных правонарушений со стороны поднадзорных лиц.

Немаловажно отметить, что законодатель определил закрытый перечень оснований прекращения административного надзора, к которым

относится: истечение срока административного надзора; снятие судимости с поднадзорного лица; осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания; вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим; смерть

поднадзорного лица2.

Между тем административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и

более административных правонарушений против порядка управления (например, ст. 19.3; 19,13; 19.16; 19.24 КоАП РФ) или административных

правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.1; 20.2.2; 20.3; 20.20-20.21; 20.29), а также на здоровье населения и общественную нравственность(ст. 6.8-6.13).

В заключение следует отметить, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет

предусмотренные законодательством обязанности и положительно характеризуется по месту работы или месту жительства. Соответственно,

после прекращения административного надзор поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы было рассмотрено контроль за лицами освобожденными от отбывания наказания. Также мы осветили актуальность данного вопроса, поскольку данное отношение появилось совсем недавно и в связи с этим уже существуют проблемы в реализации данного института. В курсовой работе была дана общая характеристика контроля за лицами освобожденными из мест лишения свободы, а также правовое регулирование, включающее в себя нормативно-правовую базу и порядок осуществления контроля. Задачи и цели стоящие перед курсовой работой были достигнуты в полном объеме.

Для того чтобы полностью разобрать данный вид контроля, в первой главе было раскрыто понятие и значение, а также субъекты осуществляющие контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Во второй главе курсовой работы, было рассмотрено нормативно-правовая база и порядок осуществления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

Изучение данной курсовой работы привело нас к тому, что данный институт достаточно новый и в связи с этим появляется ряд проблем в реализации контроля.

В ходе курсовой работы был сделан вывод, что в настоящее время контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы не эффективно поскольку регулируется единственным нормативно-правовым актом, который регулирует порядок осуществления контроля. Это приводит к проблемам при назначении ответственности за неявку на судебное заседания и какие меры следует принять к этому лицу, в сторону которого было подано заявления, а также отсутствует четкий перечень лиц в права которых входит подача данного заявления. Более того, следует обратить внимание на отсутствие специальных сроков по таким делам, что приводит к риску повторного совершения ими преступлений.

Следует заметить, что институт административного надзора является комплексным. При рассмотрении дела об административном надзоре необходимо применять нормы уголовного, уголовно-исполнительного права, административного и гражданского процессуального права. Это существенно усложняет рассмотрение дел этой категории, предъявляет повышенные требования к судьям, рассматривающим эти дела.

Список использованных источников

Нормативно – правовые акты:

1См. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” // «Парламентская газета», N 17, 08-14.04.2011

2См.»Проект Федерального закона N 151943-4 Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»(ред., внесенная в ГД ФС РФ)

1Cм «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014)//»Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954

2См.: Аликперов Х.Д. Освобождение от уголовной ответственности. М., 1999. С. 9

1 См.: Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы Особенной части. М., 1985. С. 226.

2 См.: Полищук Н.И. Теоретическая модель взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта: монография / под ред. С.А. Комарова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2008. С. 153–156, 383.

3″Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // «Собрание законодательства РФ», 13.01.1997, N 2, ст. 198

1Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право М.: Контракт, Волтерс Клувер 2009. — 368 с. 

1 Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография / науч. ред. А.В. Малько. – М., 2005. С.126-142

2 Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 г.

3 Указо Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

1Васильев Ф.П., Дугенец А.С., Миронов А.Н. Взаимодействие МВД и ФСИН России в процессе установления административного надзора // Административное право и процесс. – 2011. – № 8.

1Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 18.11.2002. — N 46.

1Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996.- № 25.

1Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительное право. –М., 2011.- С. 70-71

1 Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

1Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 1955 год.

1 Приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

2 Тепляшин П.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2011. № 10. С. 16-19; Васильев Ф.П., Майдыков А.А., Миронов А.Н. «Что нам совершенствовать, чтобы исполнить Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

1Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»

2Собрание законодательства Российской Федерации.2011. № 15. Ст. 2037.

1

1

1

2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. федерального закона от 12 ноября 2012 г. № 193-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1).

Ст. 1.

1

2