Билет № 28.
Познание как предмет философского анализа. Единство чувственного и
рационального в познании. Роль языка в познании. Вера и интуиция.
Познание – общественно-историческая деятельность, направленная на создание и развитие знаний (т.е. познание и знание различаются: познание – процесс, знание — результат).
Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения.
Гносеология («гнозис» — знание) — часть философии, изучающая познавательную деятельность (структуру, методы, закономерности познания и т.д.).
Это теория познания.
Элементарной единицей познавательной деятельности являются познавательные отношения, в которых можно выделить 3 компонента:
- объект познания – фрагмент реальности, выделенный человеком в рамках какой-либо деятельности.
- субъект познания – человек (в разных формах своей организации – общество, группа, отдельный индивид и т.д.), который осуществляет данный вид деятельности.
- тип отношений между субъектом и объектом.
Главная проблема гносеологии – признание объективного содержания нашего знания, признание соответствия знания объективной реальности.
В истории философии сложилось 3 модели понимания познавательного процесса (подробнее см. лекцию в тетради или звони мне):
- классическая;
- неклассическая (постклассическая модель – нач. XX – втор. пол. XX);
- пост-постклассическая (постмодернистская) – кон. XX века.
Как понимали познание:
- Демокрит: как отражение. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что извне приходят образы».
- Бэкон: «душа – зеркало, отражающее внешние воздействия».
- Локк: «ощущения – окна, сквозь которые к нам пробивается свет». Наша душа в процессе познания представляет собой чистый лист бумаги («tabula rasa»), на котором внешний мир чертит свои иероглифы. Такое познание имеет сильные и слабые стороны:
«+»
«»
Признание объективного содержания наших знаний
- Ограниченность понимания;
- Не учитывается активность познающего субъекта;
- Не рассматривается влияние познавательных способностей человека на результат познавательной деятельности.
- Юм: нам даны лишь наши ощущения, но ощущения не связывают нас с внешними предметами => мы не можем сказать, существуют ли предметы сами по себе и какими они являются. Вывод: знания о предметах в их объективном существовании нам недоступны. Т.е. мы не можем убедительно/доказательно обосновать ни то, существуют ли эти предметы объективно, ни то, чем они являются.
- Кант (в отличие от Юма) признавал объективное существование вещей. Но в процессе познания наше сознание не есть чистая доска. Ему изначально присущи априорные формы сознания (чувственность и рассудок) => знание всегда есть единство этих двух элементов, которые всегда присутствуют в знании. Вне познавательной деятельности, в своём объективном существовании вещи ним недоступны. Объективно существующие вещи – вещи в себе (они существуют объективно, но непознаваемы – позиция агностицизма).
- Немецкий классический идеализм (материализм): активная (деятельная) сторона познавательной деятельности воспринята активно.
Сознание рассматривается как тождественность субъекта и объекта. Сознание познаёт сознание.
Марксизм: познание – адекватное отражение действительности, но познание – деятельность активная. Активное взаимодействие субъекта и объекта осуществляются в ходе практики, которая представляет собой основу познания. Практика – общественно-историческая, предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Субъект познания – не только сознание человека, это человек во всём многообразии его конкретных предметных и социальных связей. Познавательные отношения субъекта и объекта – отношения, включающие культуру во всём её многообразии, опосредуются многообразием культурного и общественного опыта.
-
Имя философа
Сознание
Отношение
Бытие
Юм
Ощущения
Не связаны
Не знаю
Кант
Ощущения
Не связаны
Вещь в себе (объективность и непознаваемость)
Марксизм
Ощущения
Связаны (адекватный образ)
Материя
Единство чувственного и рационального в познании.
В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства («живое созерцание») и разум (мышление, рациональное и т.п.), находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм.
Сенсуализм |
Рационализм |
||
Источник достоверных знаний о мире – чувства. Первая ступень познания – ощущения, достоверные ощущения – гарантия достоверных знаний о мире. |
Источник достоверных знаний о мире – мышление. Чувства нас обманывают. |
||
«В нашем разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах» |
«Нет ничего наших чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц) |
||
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Сознание связывает нас с внешним миром |
Не может объяснить принципиально нового знания и знания о принципиально ненаблюдаемых явлениях. |
Подчёркивается роль субъекта в познании |
Трудноразрешимый вопрос – откуда мышление берёт материал для обобщения. |
Гоббс, Локк, Бэкон |
Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель (по Фролову) |
(Философия, ред. Кохановский) Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни.
Сенсуализм — абсолютизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления.
Рационализм — отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — вплоть до отрыва его от реальности.
Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.
Чувственное познание (или живое созерцание) – получение информации о внешнем мире с помощью чувств (зрения, слуха, осязания и др.).
Главная особенность: относительно непосредственно связывают нас с внешним миром. Три основные взаимосвязанные формы, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира:
- Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета),
- Восприятия (целостный образ предмета);
- Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета).
Сенсорика даёт только тот чувственный материал, который вне интерпретации, обработки, знанием не является.
Ощущения: зависят от органов чувств, от наших видов деятельности, культурных особенностей.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. (м.б. зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, и т.д.)
Восприятие — это целостный образ предмета. Восприятие зависит от раздражителя, от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, от поставленной перед человеком задачи и мотива его деятельности. Виды восприятий — восприятия пространства, времени и движения.
Представление — целостный образ предмета при отсутствии самого предмета. Это образы памяти, образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета.
Познавательные возможности чувственного познания ограничены, т.к. чувствам недоступны:
- явления прошлого и будущего,
- явления, лежащие за пределами возможностей наших органов чувств,
- сущностные/внутренние стороны явления объективного мира.
«Чистой» чувственности, свободной от влияния мышления нет. А именно в мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.
Рациональное = логическое = абстрактное познание – знание опосредованное и обобщенное.
- В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами.
- Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…)
- Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных ценностей, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от мышления и общения.
Логическое знание не сводится только к обработке чувственного материала. Оно даёт нам принципиальное новое знание, знание, которое принципиально не выводится из имеющегося чувственного материала, а создаётся заново.
Мышление (рациональное познание) – это творчески преобразовательная, избирательная, интерпретирующая деятельность, выраженная в логико-гносеологических формах и опосредованная социокультурными факторами. Мышление имеет дело с общими чертами, характерными для предметов.
Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия (отражают общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях), суждения (отражают вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения) и умозаключения (из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).
На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как проблема, гипотеза, теория и др.
«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.
В марксизме единство чувственного и рационального осуществляется в практике.
Роль языка в познании
Язык, возникший вместе с возникновением человека, явился одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. Появилось слово человек стал в состоянии отвлекать от предметов те/иные свойства стал создавать понятия (отражённые в сознании признаки вещей) появилась возможность осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.
- Обобщающая роль языка – дал возможность фиксировать общее в предметах, явлениях, их связях и отношениях, расчленять их, соотносить и синтезировать в понятиях.
- Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).
Связь языка и мышления определяет и большую роль языка в познании:
- язык является необходимым условием формирования нашей мысли, в процессе формирования понятий, в момент перехода от чувственной ступени познания к рациональной;
- даёт возможность передачи добытых человечеством знаний новому поколению в процессе его воспитания и обучения (люди познают действительность не только в процессе непосредственного столкновения с ней, но и опосредованным путём, через освоение с помощью речи уже готовым, исторически сложившимися знаниями), в ходе обмена мыслями между людьми.
- слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к другим людям. Мышление направлено не только на объект познания, отражением которого оно является, но оно обращено и к другим людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, к-ю оно осуществляет с помощью языка.
Вера (философский словарь под ред. Фролова) – это состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в определённых идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, ориентиром человеческой деятельности
В истории философии и психологии – 3 вида теорий веры:
- эмоциональные, к-е рассматривают веру как чувство (Юм, Джеймс);
- интеллектуальные, в к-ых вера трактуется как феномен интеллекта (Бретано, Гегель);
- волевые, познающие веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.)
- В античной философии вера рассматривалась как предпосылка, в том числе и научного, познания.
- Эмпиризм Нового времени (Юм, Бэкон) – относили к вере те положения и принципы, к-ые нельзя обосновать посредством чувственного познания.
- Кант – связывал с верой все положения, выходящие за пределы возможного опыта, поэтому считал существование мира вещей в себе рационально необоснованным и тем самым опирающимся на веру.
- Неопозитивизм – говорят о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения гипотезы эмпирическими данными.
Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей.
Объекты веры – факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности – не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности.
Субъект веры – может выступать индивид, социальная группа, общество в целом.
Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.
Вера – важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями как надежда и любовь.
Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души, или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму и знанию.
Интуиция В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
У представителей разных философских направлений понимание интуиции широко варьируется.
- Декарт: под интуитивным суждением понимал такое простое и отчётливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого.
- Спиноза: интуиция – «третий род» познания, наиболее достоверное и важное познание, схватывающее сущность вещей.
- Гуссерль: интуиция представляет собой форму непосредственного интеллектуального схватывания сущности явлений («сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего).
- В интуитивизме интуиция — единственно достоверное средство познания, толкуется как непосредственное слияние субъекта с объектом (А. Бергсон),
- В психоанализе — бессознательный первопринцип творчества (З.Фрейд).
- В психологии интуиция — особый вид знания, специфическая способность, механизм творческой деятельности.
Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так,
- С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального (как отражения «светлого» «зримого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему.
Интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека, в нее вкладывается весь опыт предшествующего социокультурного и индивидуального развития человека — его чувственно-эмоциональной сферы (чувственная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).
Вывод. В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты.
Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, т.к. оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание — необходимая сторона этого отношения, оно само может быть понято только в контексте этого отношения.