Познание как предмет философского анализа. Единство чувственного и

Билет № 28.

Познание как предмет философского анализа. Единство чувственного и

рационального в познании. Роль языка в познании. Вера и интуиция.

Познание – общественно-историческая деятельность, направленная на создание и развитие знаний (т.е. познание и знание различаются: познание – процесс, знание — результат).

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения.

Гносеология («гнозис» — знание) — часть философии, изучающая познавательную деятельность (структуру, методы, закономерности познания и т.д.).

Это теория познания.

Элементарной единицей познавательной деятельности являются познавательные отношения, в которых можно выделить 3 компонента:

  • объект познания – фрагмент реальности, выделенный человеком в рамках какой-либо деятельности.
  • субъект познания – человек (в разных формах своей организации – общество, группа, отдельный индивид и т.д.), который осуществляет данный вид деятельности.
  • тип отношений между субъектом и объектом.

Главная проблема гносеологии – признание объективного содержания нашего знания, признание соответствия знания объективной реальности.

В истории философии сложилось 3 модели понимания познавательного процесса (подробнее см. лекцию в тетради или звони мне):

  1. классическая;
  2. неклассическая (постклассическая модель – нач. XX – втор. пол. XX);
  3. пост-постклассическая (постмодернистская) – кон. XX века.

Как понимали познание:

  • Демокрит: как отражение. «Ощущение и мышление возникают вследствие того, что извне приходят образы».
  • Бэкон: «душа – зеркало, отражающее внешние воздействия».
  • Локк: «ощущения – окна, сквозь которые к нам пробивается свет». Наша душа в процессе познания представляет собой чистый лист бумаги («tabula rasa»), на котором внешний мир чертит свои иероглифы. Такое познание имеет сильные и слабые стороны:

    «+»

    «»

    Признание объективного содержания наших знаний

    • Ограниченность понимания;
    • Не учитывается активность познающего субъекта;
    • Не рассматривается влияние познавательных способностей человека на результат познавательной деятельности.
  • Юм: нам даны лишь наши ощущения, но ощущения не связывают нас с внешними предметами => мы не можем сказать, существуют ли предметы сами по себе и какими они являются. Вывод: знания о предметах в их объективном существовании нам недоступны. Т.е. мы не можем убедительно/доказательно обосновать ни то, существуют ли эти предметы объективно, ни то, чем они являются.
  • Кант (в отличие от Юма) признавал объективное существование вещей. Но в процессе познания наше сознание не есть чистая доска. Ему изначально присущи априорные формы сознания (чувственность и рассудок) => знание всегда есть единство этих двух элементов, которые всегда присутствуют в знании. Вне познавательной деятельности, в своём объективном существовании вещи ним недоступны. Объективно существующие вещи – вещи в себе (они существуют объективно, но непознаваемы – позиция агностицизма).
  • Немецкий классический идеализм (материализм): активная (деятельная) сторона познавательной деятельности воспринята активно.

    Сознание рассматривается как тождественность субъекта и объекта. Сознание познаёт сознание.

Марксизм: познание – адекватное отражение действительности, но познание – деятельность активная. Активное взаимодействие субъекта и объекта осуществляются в ходе практики, которая представляет собой основу познания. Практика – общественно-историческая, предметная деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Субъект познания – не только сознание человека, это человек во всём многообразии его конкретных предметных и социальных связей. Познавательные отношения субъекта и объекта – отношения, включающие культуру во всём её многообразии, опосредуются многообразием культурного и общественного опыта.

Имя философа

Сознание

Отношение

Бытие

Юм

Ощущения

Не связаны

Не знаю

Кант

Ощущения

Не связаны

Вещь в себе (объективность и непознаваемость)

Марксизм

Ощущения

Связаны (адекватный образ)

Материя

Единство чувственного и рационального в познании.

В процессе познания задействованы практически все способности человека, среди которых такие важнейшие как чувства («живое созерцание») и разум (мышление, рациональное и т.п.), находящиеся в тесном единстве друг с другом, так и с другими человеческими способностями. По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познавательном процессе в истории философии существовали две прямо противоположные точки зрения — сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм

Рационализм

Источник достоверных знаний о мире – чувства.

Первая ступень познания – ощущения, достоверные ощущения – гарантия достоверных знаний о мире.

Источник достоверных знаний о мире – мышление.

Чувства нас обманывают.

«В нашем разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах»

«Нет ничего наших чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)

Сильные стороны

Слабые стороны

Сильные стороны

Слабые стороны

Сознание связывает нас с внешним миром

Не может объяснить принципиально нового знания и знания о принципиально ненаблюдаемых явлениях.

Подчёркивается роль субъекта в познании

Трудноразрешимый вопрос – откуда мышление берёт материал для обобщения.

Гоббс, Локк, Бэкон

Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель (по Фролову)

(Философия, ред. Кохановский) Хотя в рамках обеих названных концепций было высказано немало верных и глубоких идей, но в целом они были ограничены, односторонни.

Сенсуализм — абсолютизировал чувственное познание, принижая (или вовсе отвергая) роль мышления.

Рационализм — отрицал опытное происхождение всеобщности и необходимости как важнейших признаков достоверного знания и чрезмерно преувеличивал значение мышления — вплоть до отрыва его от реальности.

Развитие философии, науки и других форм духовной деятельности людей показывает, что в действительности любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Оно невозможно ни без одного из них. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, факты. Разум их обобщает и делает определенные выводы. Без органов чувств нет работы разума, а чувственные данные в той или иной мере всегда осмыслены, теоретически нагружены, регулируются разумом.

Чувственное познание (или живое созерцание) – получение информации о внешнем мире с помощью чувств (зрения, слуха, осязания и др.).

Главная особенность: относительно непосредственно связывают нас с внешним миром. Три основные взаимосвязанные формы, каждая из которых есть субъективный образ объективного мира:

  • Ощущения (информация об отдельных сторонах предмета),
  • Восприятия (целостный образ предмета);
  • Представления (целостный образ предмета при отсутствии самого предмета).

Сенсорика даёт только тот чувственный материал, который вне интерпретации, обработки, знанием не является.

Ощущения: зависят от органов чувств, от наших видов деятельности, культурных особенностей.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. (м.б. зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные, и т.д.)

Восприятие — это целостный образ предмета. Восприятие зависит от раздражителя, от самого воспринимающего субъекта, от его прошлого опыта, от поставленной перед человеком задачи и мотива его деятельности. Виды восприятий — восприятия пространства, времени и движения.

Представление — целостный образ предмета при отсутствии самого предмета. Это образы памяти, образы воображения и др. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует непосредственная связь с реальным объектом. Это обычно расплывчатый, усредненный, нечеткий образ предмета.

Познавательные возможности чувственного познания ограничены, т.к. чувствам недоступны:

  • явления прошлого и будущего,
  • явления, лежащие за пределами возможностей наших органов чувств,
  • сущностные/внутренние стороны явления объективного мира.

«Чистой» чувственности, свободной от влияния мышления нет. А именно в мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.

Рациональное = логическое = абстрактное познание – знание опосредованное и обобщенное.

  • В отличие от чувственного познания, рациональное познание связано с внешним миром опосредованно, имеет дело с чувственным материалом, а не с предметами.
  • Логическое знание логически обработано, выражено в определённых логико-гносеологичеких формах (понятиях, суждениях…)
  • Ещё в больше степени, чем чувственное, зависит от социо-культурных факторов: от социальной среды, от языка, от нравственных ценностей, от философско-мировозренческих и религиозных установок, от мышления и общения.

Логическое знание не сводится только к обработке чувственного материала. Оно даёт нам принципиальное новое знание, знание, которое принципиально не выводится из имеющегося чувственного материала, а создаётся заново.

Мышление (рациональное познание) – это творчески преобразовательная, избирательная, интерпретирующая деятельность, выраженная в логико-гносеологических формах и опосредованная социокультурными факторами. Мышление имеет дело с общими чертами, характерными для предметов.

Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия (отражают общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях), суждения (отражают вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения) и умозаключения (из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как проблема, гипотеза, теория и др.

«Чувственность» и «рациональное мышление» нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

В марксизме единство чувственного и рационального осуществляется в практике.

Роль языка в познании

Язык, возникший вместе с возникновением человека, явился одним из необходимых условий формирования самого человека и его мышления. Появилось слово  человек стал в состоянии отвлекать от предметов те/иные свойства  стал создавать понятия (отражённые в сознании признаки вещей)  появилась возможность осуществлять теоретическую деятельность в собственном смысле слова.

  • Обобщающая роль языка – дал возможность фиксировать общее в предметах, явлениях, их связях и отношениях, расчленять их, соотносить и синтезировать в понятиях.
  • Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (языки математики, формальной логики, химические формулы и т.п.).

Связь языка и мышления определяет и большую роль языка в познании:

  • язык является необходимым условием формирования нашей мысли, в процессе формирования понятий, в момент перехода от чувственной ступени познания к рациональной;
  • даёт возможность передачи добытых человечеством знаний новому поколению в процессе его воспитания и обучения (люди познают действительность не только в процессе непосредственного столкновения с ней, но и опосредованным путём, через освоение с помощью речи уже готовым, исторически сложившимися знаниями), в ходе обмена мыслями между людьми.
  • слово связывает отношение субъекта к действительности с отношением к другим людям. Мышление направлено не только на объект познания, отражением которого оно является, но оно обращено и к другим людям, которым сообщаются результаты познания. Мышление имеет не только познавательную, но и коммуникативную цель, к-ю оно осуществляет с помощью языка.

Вера (философский словарь под ред. Фролова) – это состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в определённых идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, ориентиром человеческой деятельности

В истории философии и психологии – 3 вида теорий веры:

  1. эмоциональные, к-е рассматривают веру как чувство (Юм, Джеймс);
  2. интеллектуальные, в к-ых вера трактуется как феномен интеллекта (Бретано, Гегель);
  3. волевые, познающие веру атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.)
  • В античной философии вера рассматривалась как предпосылка, в том числе и научного, познания.
  • Эмпиризм Нового времени (Юм, Бэкон) – относили к вере те положения и принципы, к-ые нельзя обосновать посредством чувственного познания.
  • Кант – связывал с верой все положения, выходящие за пределы возможного опыта, поэтому считал существование мира вещей в себе рационально необоснованным и тем самым опирающимся на веру.
  • Неопозитивизм – говорят о рациональной вере, определяемой степенью подтверждения гипотезы эмпирическими данными.

Вера является необходимым элементом индивидуального и общественного сознания, важным моментом деятельности людей.

Объекты веры – факты, явления, тенденции развития природной и социальной действительности – не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности.

Субъект веры – может выступать индивид, социальная группа, общество в целом.

Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, а тем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.

Вера – важный элемент ценностного сознания наряду с такими категориями как надежда и любовь.

Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера. Теология признаёт религиозную веру неотъемлемым свойством человеческой души, или же благодатью, даруемой Богом. В этом смысле вера противопоставляется разуму и знанию.

Интуиция В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем; процесс производства новой информации не может быть сведен ни к индуктивно, ни к дедуктивно развертываемому мышлению. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.

Интуиция (внезапное озарение) — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

У представителей разных философских направлений понимание интуиции широко варьируется.

  • Декарт: под интуитивным суждением понимал такое простое и отчётливое суждение, которое само по себе не оставляло сомнения в истинности мыслимого.
  • Спиноза: интуиция – «третий род» познания, наиболее достоверное и важное познание, схватывающее сущность вещей.
  • Гуссерль: интуиция представляет собой форму непосредственного интеллектуального схватывания сущности явлений («сущностное видение», «идеализация», непосредственное созерцание общего).
  • В интуитивизме интуиция — единственно достоверное средство познания, толкуется как непосредственное слияние субъекта с объектом (А. Бергсон),
  • В психоанализе — бессознательный первопринцип творчества (З.Фрейд).
  • В психологии интуиция — особый вид знания, специфическая способность, механизм творческой деятельности.

Своеобразно толковали соотношение рациональной и иррациональной, интуитивной и дискурсивной (логической, понятийной) сторон познания русские философы-интуитивисты. Так,

  • С. Л. Франк, указывал на неразрывную связь рационального (как отражения «светлого» «зримого» начала бытия) с противоположным ему моментом — иррациональным, «верховенство подлинного знания» отдает последнему.

Интуиция требует напряжения всех познавательных способностей человека, в нее вкладывается весь опыт предшествующего социокультурного и индивидуального развития человека — его чувственно-эмоциональной сферы (чувственная интуиция) или его разума, мышления (интеллектуальная интуиция).

Вывод. В настоящее время познание изучается не только философией. Сейчас происходит интенсивное развитие различных специальных наук, исследующих познание: когнитивной психологии (психологии, изучающей познавательные процессы), логики и методологии научного познания, истории науки, науковедения, социологии знания и т.д. Все эти науки вносят ценный вклад в изучение познания, рассматривая его отдельные аспекты.

Однако сущность познавательного отношения к миру является предметом именно философского осмысления, т.к. оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Познание — необходимая сторона этого отношения, оно само может быть понято только в контексте этого отношения.