Справочные материалы и тесты для закрепления материала

СОЦИОЛОГИЯ

Методические рекомендации и планы семинарских занятий

для направления 40.30.01 — «Юриспруденция»

(для студентов и слушателей факультета внебюджетного обучения)

Квалификация выпускника — бакалавр

Вологда — 2016

Социология: методические рекомендации и планы семинарских занятий для направления 40.30.01 — «Юриспруденция» — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2016 — 27с.

Подготовили:

Г. В.Тихомирова — кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России

С.Я.Бондаренко — кандидат исторических наук, доцент кафедры филосо-

фии и истории

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 10 марта 2016 г., протокол № .

Вологодский институт права

и экономики ФСИН России, 2016

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучения дисциплины «Социология» для направления 40.30.01 — «Юриспруденция» (квалификация выпускника — бакалавр) с целью оказания практической помощи обучающимся в подготовке к семинарским занятиям и в целом в освоении курса.

Целью семинарских занятий является изучение наиболее сложных, дискуссионных вопросов курса; закрепление материала, изученного на лекциях и в ходе самостоятельной работы; овладение навыками его практического применения; осуществление текущего контроля успеваемости студентов (слушателей).

В процессе подготовки к семинару каждый обучающийся должен, во-первых, выполнить письменные задания в тетради для семинарских (практических) занятий (работа с терминами и понятиями, заполнение таблиц, составление схем и т. д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу подразумевает изучение рекомендованной преподавателем литературы и конспектирование основных положений по рассматриваемой проблеме. Для этого следует обратиться к учебникам и учебным пособиям по социологии, журналам «Социологические исследования», «Общественные науки и современность» и др., которые имеются в библиотеке института, а также рекомендованным только преподавателем и данным пособием Интернет-ресурсам.

5 стр., 2174 слов

Семинарское занятие № 3 Обучение и воспитание детей с нарушениями речи Вопросы

... и перспективы его образования и социальной интеграции. Семинарское занятие 5. Воспитание и обучение детей с нарушениями ... Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом: Методические рекомендации. СПб., 1998. Коррекционно-педагогическая работа в ... может каждый. - М, 1992. Компенсирующее обучение в России .Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. ...

В ходе устного ответа на семинаре (доклада, сообщения, дополнения) обучающемуся необходимо продемонстрировать умение самостоятельно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, отвечать на заданные вопросы. Как правило, на научный доклад отводится 10−15 мин., на сообщение — 5−7 мин., дополнение — 1−2 мин. Во время ответа студенту (слушателю) разрешается пользоваться конспектом, однако дословное чтение конспекта (статьи, отксерокопированной из журнала или распечатанной из Интернета) не допускается.

На семинарских занятиях используются различные формы учебной деятельности, в том числе, применяются методы активного и интерактивного обучения (работа с Интернет-ресурсами, семинар-дискуссия, работа в группах, методика «займи позицию», круглый стол и т. д.) и дидактические материалы (учебные пособия, учебные видеофильмы и т. д.).

Для контроля усвоения знаний на семинарах проводятся проверочные мероприятия: терминологические диктанты, устные опросы, письменные контрольно-проверочные работы, тестирование. Добросовестное ведение конспектов лекций, активная работа на семинарах, выполнение письменных практических заданий позволят ОСающеемуся успешно освоить курс и получить допуск к зачету. Студенты (слушатели), показывающие высокие результаты в учебе по предмету, получают академические льготы при сдаче зачета.

Структура данного пособия включает введение, материалы к семинарским занятиям (темы семинаров и перечень вопросов к ним, методические рекомендации, списки литературы, понятия и термины), примерный перечень вопросов для зачета.

Литература по всему курсу

1. Кравченко, А. И. Социология: учебник — М.: Проспект, 2014. — 544 с.

2. Бельский, В. Ю. Социология для юристов: учебное пособие — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Закон и право; ЮНИТИ, 2011. — 398 с.

7 стр., 3367 слов

Программа дисциплины «социология»

... . и др. О предмете социологии. //Социологические исследования, 1991, №5. 18.Бочкарева В. И. Становление социологии в Росси. // Социально-политический журнал, 1993, № 1 -2. 19 ... Э. Стратификация и классовая структура. //Социологические исследования, 1992, № 9. 3.Заостровцев А.П. Социология семьи. // Социально-политический журнал, 1993, №11. 4.Заславская А ...

3. Волков, Ю. Г. Социология: учебник — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Альфа-М, 2010. — 448 с.

4.Гидденс Э. Социология [Электронный ресурс] / Э. Гидденс. — Режим ОСтупа: www.alleng.ru/d/sociol/soc025.htm (дата обращения 28.01.2016).

Интернет-ресурсы

1. Институт социологии Российской Академии Наук: isras.ru/

2. Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: www.socio.msu.ru/

3. Факультет социологии СпбГУ:

4. Журнал «Социологические исследования» (Социс): www.isras.ru/socis.html

5. «Журнал социологии и социальной антропологии»:

6. Журнал «Общественные науки и современность»

7. ВЦИОМ: www.wciom.ru/

8. Левада-Центр: www.levada.ru/

9. Фонд «Общественное мнение»: www.fom.ru/

Справочные материалы и тесты для закрепления материала

Творогов А.Е., Тихомирова Г. В. Социология: Учебно-методическое пособие. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. — 299с.

Семинар по теме № 1. История развития социологической мысли

Социологические теории и школы

Вопросы для обсуждения

1.Классические социологические теории: О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Лебон, Г. Тард, Г. Мид.

2. Развитие социологической мысли в России с сер. XIX в. До на наших дней.

3. Современные социологические теории и школы.

Методические рекомендации

Подготавливая первый вопрос, следует учитывать, что на семинаре будут рассмотрены лишь те персоналии, которые не удалось изучить в ходе лекционного занятия. При отборе материала следует избегать сведений биографического характера, а уделять внимание вкладу той или иной персоналии в становлении социологии как науки. Материал следует структурировать в соответствии с начатой на лекции таблицей: первая графа — имя, годы жизни, научное направление, вторая — вклад ученого в социологическую науку, третья — ключевые труды по социологии.

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... . 8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования, 2010. 9. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория, - М 2011. 10. Социология от А до Я. - Режим ... по основным характеристикам, но в которой эксперимент не производится. Существует следующая классификация экспериментов: 1) по характеру логической структуры доказательства гипотезы: - параллельный ...

При подготовке ко второму вопросу рекомендуется выделить этапы развития социологии в России, внутри которых четко обозначить основные школы, направления и персоналии их представляющие. Особое внимание следует уделить Питириму Сорокину как выдающемуся представителю российской и американской социологии: вынести изучение его биографии и наследия в отдельный доклад.

Третий вопрос остается на самостоятельное изучение. Здесь следует обратить внимание, прежде всего, на таких выдающихся социологов какР. Шюц, П. Бурдье, Ю. Хабермас. П. Штомпка. Ж. Бодрийяр.

Литература

1. Кукарцева М.А. Аксель Хоннет — социальный теоретик и социолог.
// Социологические исследования. — № 4. — 2014. С. 38−45.
2. Головин Н.А. Социология Н. Лумана — этап развития общей теории соци-
альных систем
//Социологические исследования. — № 2. — 2014. С.86−94.
3. Бурмыкина И.В. Методологические основания теории социальных техно-
логий современности.
//Вестник Московского университета — Сер.18. Социология и политология
№ 4. — 2014. С. 151−161.
4. Кравченко С.А. Мосты, соединяющие возможные расколы социологии
ради более равного мира.
//Социологические исследования. — № 2. — 2015. С.29−38.
5. Мамедов А.К. Информационное общество: новая антология социального
неравенства.
//Вестник Московского университета. Сер.18. Социология и политология
 — № 2. С. 187−198.

9 стр., 4078 слов

Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии

... в. социология получает свое дальнейшее развитие. В США социологическое знание приобретает ярко выраженную практическую ориентацию: совершенствуется методология эмпирических исследований, социологические данные ... начинают использоваться при принятии экономических и политических решений. К середине XX в. социология завоевывает прочное ...

6. Воронцов А. В. .История социологии. ХIХ — начало ХХ века: учебное по-
собие в 2-х частях. Ч. 2: Русская социология — М.: ВЛАДОС, 2005. — 477

7 Воронцов А. В., Громов И. А. История социологии. ХIХ — начало ХХ века: учебное пособие в 2-х частях. Ч. 1: Западная социология — М.: ВЛАДОС, 2005. — 423 с.

8 Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие для вузов — М.: Книжный дом Университет, 2001. — 216 с.

9 Зборовский Г. Е. История социологии: учебник — М.: Гардарики, 2007. — 608 с.

10 Немировский В. Г. История социологии: учебное пособие — М.: ВЛАДОС, 2005. — 318 с.

11 Социология в России: учебное пособие / под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1988. — 696 с.

12 Социология: история и современность / Ю. Г. Волков, М. А. Гулиев, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 668 с.

13 Тексты по истории социологии ХIХ — ХХ веков: хрестоматия / сост. В. И. Добреньков, Л. П. Беленкова. — М.: Наука, 1994. — 383 с.

Понятия и термины

Позитивизм. Экономический детерминизм. Общественно-экономические формации. Органическая школа (эволюционизм, социально-биологическая школа).

Социально-психологическая школа. Социальный факт. Аномия. Солидарность. Понимающая социология. Идеальный тип. Чикагская школа.

Структурный функционализм. Неоэволюционизм. Теории социального конфликта. Бихевиоризм. Символический нтеракционизм. Феноменология Габитус. Социальное поле. Социальный капитал. Симулякр. Постмодернизм.

Субъективная социология (социальная психология).

Географическое направление в социологии. Социально-правовое направление. Типологический метод. Историко-сравнительный метод. Синтетический подход. Марксизм. Исторический материализм. Советская социологическая ассоциация.

10 стр., 4885 слов

Исследования в области гендерной социологии имеют большую актуальность

... ]. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин Гендерная социология – это область социологического знания, которая ... решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению ликвидировали необходимость для ...

Семинар по теме № 3 (для заочной формы обучения).

Этапы, виды, программа социологического исследования

Вопросы для обсуждения

1. Виды социологического исследования.

2. Этапы социологического исследования.

3. Программа социологического исследования.

Методические рекомендации

В первом вопросе следует раскрыть различные классификации социологических исследований: по содержанию, направленности, форме проведения, масштабу, в зависимости от изучаемого контингента респондентов, периодичности и т. д.

Во втором вопросе необходимо подробно описать три этапа социологического исследования: подготовительный, основной, завершающий.

При раскрытии третьего вопроса следует дать понятие программы социологического исследования и охарактеризовать содержание трех ее разделов: методологического (теоретического), методического и организационного. Кроме того, раскрыть тему гипотезы социологического исследования.

Все вопросы следует иллюстрировать примерами конкретных социологических исследований.

Литература

1. Лапин Н.И. Актуальные теоретико-методологические аспекты исследова-
ний российской модернизации.
//Социологические исследования. — № 1. — 2015. С.5−10.
2. Источники, составные части и этапы развития гендерной теории в соци —
альных науках.
//Социально-гуманитарные знания. — № 3. — 2015. С.125−138.
3. Федоров В.В. Консерватизм — запрос общества.
//Стратегия России. — № 1. — 2015. С. 41−52.
4. Головчин М.А.Социально-экономические потери от распространения нар-
комании в регионах России.
//Вопросы статистики. — № 9. — 2015. С.47−55.

5 Анурин В. Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие — М.: Академический Проект, 2003. — 288 с.

7 стр., 3443 слов

Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами:

... важные факты, закономерности и механизмы психики достаточно полно помогают установить социологические исследования, используемые в физиологии и психологии труда. К ним относят: наблюдение ... факторов внешней среды. Исходя из поставленных задач, физиология труда занимается следующими вопросами: обосновывает режимы труда и отдыха работников различных профессий и производств ...

6 Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.

7 Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник — М.: ИНФРА-М, 2009. — 768 с.

8 Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник — М.: Изд-во РУДН, 2008. — 368 с.

9 Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. — 4-е изд. стер. — М.: КомКнига, 2006. — 480 с.

10 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие — М.: МарТ, 2005. — 144 с.

Понятия и термины

Фундаментальные, прикладные, теоретические и эмпирические исследования. Пилотажные, описательные и аналитические исследования. Трендовые, панельные и лонгитюдные исследования. Количественные и качественные исследования. Кросс-культурное исследование.

Этапы социсследования: подготовительный, полевой и аналитический.

Программа социсследования: методологическая, методическая и организационная части. Гипотеза. Операционализация понятий.

Практическое занятие по теме № 4.

Программа социологического исследования

Цель занятия: в процессе работы с социологическими базами научиться поиску необходимых данных, анализу эмпирического материала и составлению Программы социологического исследования.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к практическому занятию необходимо повторить лекционный материал по темам «Методы социологического исследования», «Этапы, виды, программа социологического исследования». Проведение занятия предполагается в компьютерном классе. В зависимости от численности обучающихся группа заранее делится на 2−3 подгруппы. Предлагаются два-три сайта и тема конкретного социологического исследования для каждой подгруппы, которую предстоит найти на одном из сайтов (ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения: www.wciom.ru/, Левада-Центр: www.levada.ru/, Фонд «Общественное мнение»:http://www.fom.ru/).

Необходимо осуществить следующую работу: 1. Индивидуально изучить социологическое исследование. 2. Ориентируясь на структуру программы социологического исследования, реконструировать ее (индивидуально).

Структура Программы социологического исследования:

1. Проблема исследования

2. Задачи исследования

3. Объект и предмет исследования

4. Основные понятия исследования

5. Гипотеза исследования

6. Определение обследуемой совокупности: конструирование выборки, ее критерии

7. Метод (ы) сбора информации, тип метода

8. Необходимый инструментарий

3. Обсудить полученные результаты в подгруппе, выработать единую позицию, выбрать представителя группы, который будет представлять Программу на обсуждение. 4. Представить программы. Дать аргументированную оценку качества и полноты выполненной работы другими подгруппами.

В процессе работы каждым обучающимся делаются записи в тетради, фиксируются выводы.

Понятия и термины

Программа социологического исследования, методы социологии, выборка, генеральная совокупность, операционализация понятий, гипотеза, предмет, объект, инструментарий исследования.

Сайты крупнейших социологических

Исследовательских центров России

1. ВЦИОМ: Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения:

http://www.wciom.ru/

2. Левада-Центр: www.levada.ru/

3. Фонд «Общественное мнение»: www.fom.ru/

Литература

1. Анурин В. Ф. Эмпирическая социология: Учебное пособие — М.: Академический Проект, 2003. — 288 с.

2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: учебное пособие — М.: Омега-Л, 2007. — 567 с.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования: учебник — М.: ИНФРА-М, 2009. — 768 с.

4. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник — М.: Изд-во РУДН, 2008. — 368 с.

5. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. — 4-е изд. стер. — М.: КомКнига, 2006. — 480 с.

6. Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методическое пособие — М.: МарТ, 2005. — 144 с.

7. Лапин Н.И. Актуальные теоретико-методологические аспекты исследо-

ваний российской модернизации.
//Социологические исследования. — № 1. — 2015. С.5−10.
8. Зубков В.И. Источники, составные части и этапы развития гендерной
теории в социальных науках.
//Социально-гуманитарные знания. — № 3. -2015. С.125−138.
9. Северс А.В. Методы использования социальных медиа в политических
коммуникациях.
//Вестник Московского университета. — Сер. 10. Журналистика. — № 1. -
2015. С.108−116.

Семинар по теме № 5. Социализация. Социальные статусы и роли

Вопросы для обсуждения

1. Статусный портрет человека.

2. Социальная роль.

3. Социализация

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо отразить существующую научную полемику вокруг понятия «статус», раскрыть содержание статусного набора (портрета) индивида, охарактеризовать различные виды статусов, статусное поведение и статусную несовместимость, показать динамику статусного портрета человека.

Второй вопрос следует начать с раскрытия содержания понятия «социальная роль». Далее остановиться на понятии «ролевой набор», показать динамику ролевого набора (на примере семьи).

Кроме того, необходимо отразить в выступлении такие аспекты как ролевой конфликт и ролевые дисфункции, ролевое напряжение.

При подготовке к третьему вопросу следует начать с характеристики социализации как отличительного процесса, свойственного среди живых организмов только человеку; далее охарактеризовать содержание фаз (этапов) социализации, обратить внимание на кризисные точки социализации, ресоциализацию и десоциализацию и, в завершении, подробно рассмотреть тему агентов и институтов социализации. В качестве примера института социализации рекомендуется взять школу или ВУЗ.

Литература

1. Орлова О.В. Личность — основная ценность гражданского общества.
//Государство и право. — № 6. — 2015. С.76−81.
2. Панова О.Б. Педагогические факторы правовой десоциализации воспи-
танников исправительных учреждений.
//Вестник института: преступление, наказание, исправление. — Вологда.
№ 1. — 2012. С.47−53.
3. Сидоров Н.Р. Образование как феномен культуры и фактор социализации.
//Школьные технологии. — № 2. — 2015. С.9−20.
4. Голодов П.В. Проблемы применения системы «социального лифта» в
условиях исправительного учреждения для лиц, совершивших преступле-
ние в несовершеннолетнем возрасте.
//Вестник института:

5. Барболин М. П., Приятелев В. В., Смирнов А. А.; под ред. Ивченко Б. П.
Социализация личности как фактор устойчивого общественного развития

в новых социально-экономических условиях России на рубеже XX-XXI

веков: пособие для курсов повышения квалификации — СПб.: Петрополис,

2005. — 148 с.

6. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие — М.: Академия,
2004. — 304 с.

7. Багреева Е. Г., под ред. Антоняна Ю. М. Социокультурные проблемы в криминологии [Электронный ресурс]: монография — М.: ВНИИ МВД России, 2001.

8. Слотина Т. В. Психология личности: учебное пособие — СПБ.: Питер,
2008. — 304 с.

9. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник — 5-е изд., доп. и пере-

раб. — СПб.: Питер, 2008. — 656 с.

Понятия и термины

Понятие личности. Теории личности: зеркального Я, ролевая теория, необихевиоризм, теория референтной группы. Типы личности.

Социализация: стадии, уровни (первичная и вторичная).

Агенты и институты социализации. Десоциализация и ресоциализация. Интериоризация. Инициация. Инфантилизм. Конформность.

Социальный статус. Статусный набор. Главный статус. Личный статус. Приписываемые, достигаемые и смешанные статусы. Основные и неосновные статусы. Социально-групповой статус. Несовместимость статусов.

Социальная роль и ожидания. Ролевой набор. Ролевая идентификация и дистанцирование от роли. Межстатусная дистанция. Социальный стереотип.

Семинар по теме № 6. Социальные институты и организации

Вопросы для обсуждения

1. Процесс институционализации.

2. Социальные институты: их виды и функции.

3. Социальные организации.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо раскрыть содержание процесса институционализации. Выделить этапы становления социальных институтов, показать на конкретных примерах.

Во втором вопросе следует охарактеризовать основные социальные институты, показать их явные и латентные функции. Далее следует остановиться на характеристике дисфункций социальных институтов, иллюстрируя на примере конкретных социальных институтов в современных российских реалиях (например тема государства и коррупции).

В третьем вопросе следует раскрыть понятие «организации», ее признаки, показать взаимосвязь организации и коллектива. Раскрыть тему руководства, лидерства и бюрократии.

Литература

1. Горяинов А.В. Социально-институциональные проблемы в трансформи-

рующемся российском обществе.
//Социально-гуманитарные знания. — № 4. — 2015. С.323−328.
2. Базуева Е.В. Зарубежный опыт развития системы институтов гендерной
власти элитарного типа.
//Социологические исследования. — № 5. — 2015. С.102−109.
3. Заостровцев А.П. Современная австрийская школа об институтах, про-
блемах и роли экономиста.

//Вопросы экономики. — № 7. — 2015. С.73−86.

4. Назаренко С. В. Социология: учебное пособие — СПб.: Питер, 2009. — 498 с.

5. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. — 2007. — № 8. — С. 28−48.

6. Дармодехин С. В. Семья в системе социальных отношений современного общества // Мир психологии. — 2008. — № 3. — С. 158−169.

7. Полтавская Е. И. О понятии «социальный институт» // СОЦИС. — 2009. — № 3. — С. 68−71.

8. Веремчук В. И. Социология религии: учебное пособие — М.: ЮНИТИ, 2004. — 254 с.

9. Черняк Е. М. Социология семьи: учебное пособие — М.: Дашков и К, 2006. — 240 с.

10. Голод С. И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибадизм // Человек. — 2006. — № 6. — С. 69−81.

Понятия и термины

Понятие и функции социального института. Институционализация. Дисфункция (Р. Мертон).

Семья: типологии.

Социальная организация; типологии. Руководство и лидерство. Номенклатура. Бюрократизм. Патернализм. Фратернализм. Партнерство. Организованная преступность. Власть и элиты.

Семинар по теме № 7.

Общности и социальные группы (для заочной формы обучения)

Вопросы для обсуждения

1. Классификации социальных групп.

2. Этнические общности.

3. Толпа и публика.

Методические рекомендации

При подготовке к вопросу следует четко выделить основные классификации социальных групп и охарактеризовать каждый тип используя примеры: по величине группы (малые, организации, большие), по наличию взаимосвязей между членами группы (реальные, квази-группы, номинальные), по характеру взаимосвязей между членами группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные).

В отдельном докладе следует более подробно раскрыть признаки и значение малых групп.

Во втором вопросе следует начать с определения общности (широкое и узкое) и далее охарактеризовать основные этно-территориальные общности: семья, клан, племя, народность, нация.

В третьем вопросе необходимо раскрыть основные признаки толпы и публики.

Литература
1. Аверин Ю.П. Неравенство российского населения в отношении качест-
ва жизни и предпочитаемый социальный порядок.
//Вестник Московского университета. — Сер.18. Социология и полито-
логия. — № 2. — 2014. С.12−36.
2. Амбарова П.А. Темпоральные стратегии поведения социальных общно-
стей как социальная проблема. .
//Социологические исследования. — № 5. — 2015. С.61−71
3. Орлова Э.А. Семья и первичные группы: модели и механизмы трансля-
ции социокультурного опыта.
//Обсерватория культуры. — № 2. — 2006. С.11−21.
4. Горбатов Д.С. Феномен толпы в отечественной психологии.

//Вопросы психологии. — № 5. — 2015. С.116−124.

5. Штроо В. А., Меланьина А. А. Референтные отношения в группе как
фактор организационных измерений // Вопросы психологии. — 2005. — №

3. — С. 70−83.

6. Липкин А. И. К вопросу о понятии «национальной общности» и его при-
менении.
//ПОЛИС. — 2008. — № 6. — С. 113−129.

7. Добролюбов С. В. Теория социогенеза обществ // СОЦИС. — 2010. — № 3. — С. 3−14.

8. Общая социология: учебное пособие / под ред. А. Г. Эфендиева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 654 с.

9. Фененко Ю. В. Социология: учебник — М.: Проспект, 2007. — 232 с.

10. Смелзер Н. Социология — М.: Феникс, 1994. — 688 с.

11. Потрубан Н.Н. Проблемы безопасности человеческой общности
//Социально-гуманитарные знания. -№ 5. — 2014. С.241−252.

Понятия и термины

Типология общностей. Территориальные и этнические общности.

Типологии социальных групп. Реальные и номинальные группы. Группы-агрегаты. Большие и малые группы (признаки, диада, триада).

Группы-организации. Формальные и неформальные группы. Первичные и вторичные группы. Референтная группа. Социальный круг. Коллектив. Лидеры и аутсайдеры.

Семинар по теме № 8. Социальная стратификация

и социальное неравенство. Социальная мобильность (для очной и заочной форм обучения)

Вопросы для обсуждения

1. Социальное неравенство в современном мире и в России: критерии, причины, последствия, тенденции.

2. Средний класс в развитых странах и в России: критерии среднего Ассса в разных странах, портрет типичного представителя, значение.

3. Социальная мобильность в мире и в России: каналы вертикальной мобильности и «социальные лифты» для молодежи.

Методические рекомендации

Занятие проходит в форме проблемного семинара на основе обзора и обсуждения актуальных статей (не старше последних 5−7 лет) из газетной и журнальной периодики.

При подготовке первого вопроса следует обращать внимание на материалы, показывающие различные аспекты социального неравенства, рассматриваемого как неравномерное распределение дефицитных ресурсов (от дохода, до доступа к образованию, медицине, информации и т. д.).

Необходимо показать социальные причины неравенства (например, международное разделение труда, коррупция в стране) и его последствия (например, революции, отставание страны в развитии); вскрыть современные тенденции, показав на данных статистики, усиливается или уменьшается бедность в мире и в России.

При раскрытии второго вопроса нужно учитывать многообразие точек зрения на то, кого следует относить к среднему классу, так как средний класс это нечто большее, чем определенный уровень дохода. Показать статистику величины и динамики среднего класса в развитых странах и в России. Найти Атериалы, иллюстрирующие как выглядит типичный представитель среднего класса. Раскрыть значение среднего класса для стабильности общественной жизни и формирования гражданского общества.

В третьем вопросе следует раскрыть тему, какими способами и насколько легко/трудно осуществляет восходящую социальную мобильность молодежь в различных странах и в России.

Литература

1. Васильев В.П. Экономические критерии социальной стратификации.
//
Вестник Московского университета. — Сер. 18. Социология и полито-
логия. — № 4. — 2012. С. 104−112.
2.МухинаЗ.З. Социальные и возрастные группы в традиционном русском

крестьянском социуме пореформенного времени.
//Этнографическое обозрение. — № 2. — 2014. — С.99−115.
3. Батуренко С.А. Теории социальной мобильности в истории социологи-
ческой мысли.
//Вестник Московского университета. — Сер.18.Социология и политоло-
гия. — № 2. — 2014. С.199−211.
4. Румянцева Е. Контуры социальной стратификации в современной России.
//Проблемы теории и практики управления. — № 2. — 2015. С.81−86.

4. Ярошенко С. С. Четыре социологических объяснения бедности: (опыт анализ зарубежной литературы) // СОЦИС. — 2006. — № 7. — С. 34−42.

5. Балобанова Е. Г. Средний класс как объект исследований российских социологов // Общественные науки и современность. — 2008. — № 1. — С. 50−55.

6. Соловьев В. Н. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 4. — С. 89−97.

7. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация // СОЦИС. — 2008.- № 11. — С. 40−50.

8. Симонян Р. Х. Средний класс: социальный мираж или реальность? // СОЦИС. — 2009.- № 1. — С. 55−61.

9. Огородова О. Б. Проблемы становления среднего класса как социально-политического субъекта в современной России // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2008. — № 4. — С. 147−149.

10. Кузнецова Е. С. Средний класс: западные концепции / Е. С. Кузнецова; Е. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 2. — С. 19−28.

11. Тихонова Н. Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни // СОЦИС. — 2009. — № 10. — С. 29−40.

12. Севастьянов А. Н. Миф о среднем классе // СОЦИС. — 2010. — № 1. — С. 146−150.

13. Лежнина Ю. П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности // СОЦИС. — 2010. — № 3. — С. 36−45.

14. Кармадонов О. А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте // СОЦИС. — 2010.- № 6. — С. 3−13.

15. Иванов Н. П., Гоффе Н. В., Монусова Г. А. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 9. — С. 29−42.

16. Денисенко М. Б., Калмыкова Н. М. Демография: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2009. — 424 с.

17. Вишневецкий К. В. Урбанизация и ее влияние на процессы виктимизации населения // Юридический мир. — 2006. — № 3. — С. 65−70.

18. Гриценко Г. Д., Маслова. Т. Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация и/или интеграция // СОЦИС. — 2010. — № 5. — С. 82−86.

19. Клупт М. А. Демографическая повестка XXI века: теории и реалии // СОЦИС. — 2010.- № 8. — С. 60−71.

20. Брус В А. Современные черты миграционных процессов и миграционной политики в странах Западной Европы // Конституционное и муниципальное право. — 2010. — № 12. — С. 66−70.

21. Шкаратан О. И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. — 2011. — № 1. — С. 5−24.

22. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Сравнительный анализ процессов социальной мобильности в СССР и современной России // Общественные науки и современность. — 2011. — № 2. — С. 5−28.

23. Люблинский В.В. Политическое измерение социального неравенства и
бедности: сравнительный опыт.
//ПОЛИС: политические исследования. — № 5. — 2015. С.94−106.

Понятия и термины

Понятие и критерии социальной стратификации. Профиль стратификации. Исторические типы стратификации. Андеграунд. Апартхейд, апартеид. Геноцид. Дискриминация. Пауперизация. Маргинальность. Сегрегация.

Социальная дифференциация и социальное неравенство. Экономическое неравенство и средний класс. Проблема критерия среднего класса. Средний класс в мире и в России. Бедность: абсолютная, относительная, застойная. Андеркласс. Белые и синие воротнички. «Революция менеджеров».

Семинар по теме № 9. Понятие и формы существования культуры

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «культура» в социологии.

2. Структура и содержание культуры.

3. Формы и виды культуры.

4. Современные субкультуры.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо раскрыть содержание термина «культура» в социологии, показав отличие от других трактовок.

Во втором вопросе следует показать структуру культуры состоящую из элементов культуры (культурные нормы, ценности, обычаи, традиции, нравы, мораль), культурных комплексов и культурных институтов.

В третьем вопросе нужно охарактеризовать три основные формы культуры (элитарная, народная и массовая) и ее разновидности (доминирующая, субкультура и контркультура).

При изложении четвертого вопроса следует уметь представить структуру и содержание субкультуры на примере конкретных субкультур (готы, эмо, панки, хиппи и т. д.).

Литература

1.Загоруйко В.В. Взаимосвязь эволюции социальных стереотипов и
духовной культуры.
//Социально-гуманитарные знания. — № 6. — 2015. С.338−343.
2. Макаров В.В. Криминальная субкультура как внутренний источник
воспроизводства преступности.
//Российский следователь. — № 4. — 2014. С.40−43
3. Душутин А. Криминальная субкультура.
//Преступление и наказание. — № 10. — 2015. С.15
4. Аванесова Г. А. Кризисы и риски национальной безопасности в
контексте развития русской культуры.
//Социально-гуманитарное знание. — № 5. — 2015. С.89−105.

5. Карцева Л. В., Шабалина Ю. В. Социология культуры: учебное пособие — М.: Дашков и К., 2008. — 525 с.

6. Хагуров Т. А. Постмодернизм в поле массовой культуры // СОЦИС. — 2007. — № 9. — С. 125 — 130.

7. Абраменкова В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. — 2008. — № 1. — С. 175−189.

8. Соколова-Сербская Л., Сороковикова В. Молодежные субкультуры // Социальная педагогика. — 2008. — № 4. — С. 86−89.

9. Ильин А. Н. Аскетизм и гедонизм массовой культуры // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2009. — № 4. — С. 59−63.

10. Гаврилюк В. В. Гопники как феномен в среде молодежи// СОЦИС. — 2010. — № 1. — С. 126−131.

11. Ильин А. Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное // СОЦИС. — 2010. — № 2. — С. 69−75.

12. Павелко Н. Н., Бухмиллер В. В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 4. — С. 293−298.

13. Тонконогов А. В. Массовая культура как фактор формирования духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 5. — С. 27−37.

Понятия и термины

Социологическое понятие культуры. Элемент культуры. Культурный комплекс и институт. Ценность. Этноцентризм, национализм и ксенофобия. Культурная норма. Обычаи и традиции. Табу. Мораль и нравы. Фольклор и имитация.

Формы культуры: элитарная, народная и массовая. Доминирующая культура. Субкультуры и контркультуры. Делинквентная субкультура.

Культура как фактор социальных изменений. Диффузия. Ассимиляция. Амальгамизация. Аккультурация. Аккомодация. Вестернизация. Исторические типы культуры.

Семинар по теме № 10. Социальный контроль и девиация

Вопросы для обсуждения

1. Социальный контроль

2. Девиантное поведение

3. Делинквентное поведение

Методические рекомендации

Осуществляя подготовку по первому вопросу следует раскрыть следующие аспекты: виды и структура социальных норм, виды санкций, самоконтроль, инфантилизм, агенты и институты социального контроля.

При ответе на второй вопрос необходимо обратить внимание на различные теории отклоняющегося поведения, отметить для себя сильные и слабые моменты в каждой из теорий. Далее следует определиться со своей позицией о причине наличия в обществе отклоняющегося поведения и его роли для нормального существования социума. Во время семинарского занятия нужно будет уметь отстоять свою позицию в группе с аргументами и примерами.

В третьем вопросе нужно четко прояснить отличие делинквентного поведения от девиантного, вскрыть факторы влияющие на формирование девиантного поведения в современном обществе. Отдельный доклад рекомендуется подготовить о формах делинквентного поведения в подростковой среде

Литература

1. Лопатина Т.М. Социальный контроль как эффективный инструмент
стабилизации общества.
//Современное право. — № 5. — 20 914. С.14−18.
2. Балаян Г. К. Некоторые аспекты конституционных основ и видов
государственного контроля.
//Конституционное и муниципальное право. — № 3. — 2015. С.13−17.

3. Герасимова Т. Надзор и контроль: мифы и реальность.
//Охрана труда и социальное страхование. — № 1. — 2015. С.53−58.
4. Шадже А.М. Значение института общественного контроля в современной
России.
//Российская юстиция. — № 3. — 2015. С.2−5.
5. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения — М.: Вита-Пресс, 1997.
 — 140 с.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с фр — М.:
Мысль, 1994. — 399 с

7. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи: учебное пособие — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 440 с.

8.Шереги Ф. Э. Социология девиации: прикладные исследования — М.: Центр социального прогнозирования, 2004. — 344 с.

9. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 2011. — 185 с.

10. Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Академия, 2010. — 208 с.

11. Лепехина Е. В. Девиантное поведение и особенности субкультуры отдельных видов социальных девиаций // Российский следователь. — 2007. — № 21. — С. 20−21.

Понятия и термины

Виды социального контроля. Обычаи, традиции, мораль, религия, право. Агенты и институты социального контроля. Социальная норма. Структура нормы. Виды норм. Санкции и их виды. Внешний и внутренний социальный контроль. Функции социального контроля.

Девиантное и делинквентное поведение. Теории девиации. Биологическая теория. Психологический подход. Теория аномии. Культурологические объяснения. Теория стигматизации. Теория дифференцированной связи. Релятивизм. Отклонение и разнообразие. Конформизм. Коррупция как проявление делинквентного поведения.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Типология, структура и концепции общественного мнения.

Семинар по теме № 11. Социальные изменения

Мировое сообщество и глобализация

Вопросы для обсуждения

1. Системный кризис глобализирующегося капитализма

2. Глобализация и социально-экономическое расслоение в мире

3. Глобализация, экология, демографический кризис и общество потребления: в поисках выхода

Методические рекомендации

К семинарскому занятию следует прочитать публикации о глобальных проблемах человечества и решить для себя, какая из проблем является ключевой, определиться с причинами и путями решения этой проблемы. На занятии нужно быть готовым аргументировано отстоять свою позицию.

Начинается семинар с показа отрывка из документального фильма о глобальных проблемах человечества — «Дом» (30 мин.).

Затем начинается дискуссия на тему: «Главная проблема человечества и пути ее решения» (50 мин.).

Завершается занятие подведением итогов дискуссии (10 мин.).

Литература

1. Кнац Ю.А. Глобализация как фактор активизации экологической
функции Российского государства.
//Юридический мир. — № 9. — 2015. С.34−38.
2. Дворецкая А.Е. Влияние финансовой нестабильности глобальной эко-
номики на Россию.
//ЭКО. — № 5. — 2015. С.5−25.
3. Дамаскин О.В. Современные международно-правовые проблемы про-
тиводействия агрессии.
//Современное право. — № 10. — 2015. С.121−128.
4. Шмат В.В. Ресурсы в «западне» глобализации.
//ЭКО. — № 7. — 2015. С.163−178.
5. Замараев Б.А. Российская экономика в контексте мировых трендов.
//Вопросы экономики. — № 2. — 2015. С.32−48.

6.Глобальные проблемы человечества / междисциплинарный научно-практический сборник. — М.: Изд-во МГУ, 2006. — 264 с.

7. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография — М.: Проспект, 2005. — 432 с.

8. Перская В. В. Глобализация и государство — М.: РАГС, 2007. — 208 с.

9. Политология: учебник / под ред. В. К. Мокшина — М.: Академический Проект, 2010. — 575 с.

10. Бушев А. Б. Футурологические и экспланаторные концепции Ф. Фукуямы относительно роли международного права в политике национальных государств // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2005. — № 2. — С. 147−152.

11. Рахманов А. Б. К критике мир-системной теории И. Валлерстайна // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2005. — № 4. — С. 65−81.

12. Кравченко И. Доктрина С. Хантингтона: гипотеза или жесткий аларм-прогноз? // Мировая экономика и международные отношения. — 2006. — N 12. — С. 104−111.

13. Бакаев С. Д. Мир-системный анализ Иммануила Валлерстайна // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2008. — № 1. — С. 168−174.

14. Осадчая И. М. Постиндустриальная экономика: меняется ли роль государства? // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5. — С. 31−42.

15. Добаев И. П. «Новый терроризм»: глобализация и социально-экономическое расслоение // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. — № 5. — С. 114−120.

16. Маркович Д. Ж. Глобальная экономика и человеческий фактор // СОЦИС. — 2009. — № 11. — С. 31−39.

17. Ясеновская Е. С. Антиглобализм в глобализирующемся мире // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2009. — № 4. — С. 38−49.

18. Григорьев С. И. Постмодернизм и социология в условиях кризиса // СОЦИС. — 2010.- № 7. — С. 136−142.

19. Павелко Н. Н., Бухмиллер В. В. Влияние массовой культуры на формирование личности в условиях глобализации // Социально-гуманитарные знания. — 2010. — № 4. — С. 293−298.

20. Иванов Н. П., Гоффе Н. В., Монусова Г. А. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 9. — С. 29−42.

21. Орешин В. П., Халиков М. С. Системный кризис глобализирующегося капитализма // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2010. — № 3. — С. 105−123.

22. Вершинина И. А. Формирование теории структурации Энтони Гидденса // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2010. — № 4. — С. 103−118.

Понятия и термины

Теория социального конфликта. Эволюционная теория. Теории циклических изменений. Функционалистские теории. Системная теория. Теория социального поля. Теория «активного общества». Структурная теория.

Виды социальных изменений: социальный прогресс, модернизация, стагнация, регресс. Реформы и революции. Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизации. Промышленная революция. Информационная революция. Зеленая революция.

Теория «конца истории» Ф. Фукуямы. Концепция «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона. Теория мир-системного анализа И. Валлерстайна (ядро, полупериферия и периферия).

Глобализация и глокализация. Антиглобализм и альтерглобализм. Регионализация. Автаркия. Золотой миллиард. Большая восьмерка. Группа двадцати. Страны «севера» и «юга». Движение неприсоединения. Нейтралитет.

Международные неправительственные организации. Социальные сети. Культурная глобализация. Императивы устойчивого развития. Римский клуб. Всемирный экономический форум. Противоречивость процессов глобализации.

Антизападники. Западники. Евразийцы.

Примерный перечень вопросов ДЛЯ зачета

1. Объект и предмет социологии. Основные категории социологии

2. Место социологии среди других дисциплин.

3. Становление социологии как отдельной отрасли научного знания (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер)

4. Становление социологии как отдельной отрасли научного знания (Э. Дюркгейм, М. Вебер)

5. Ключевые социологические теории и школы (Ф. Теннис, Г. Зиммель, Ф. Тейлор)

6. Ключевые социологические теории и школы (Т. Парсонс, А. Маслоу, П. Бурдье)

7. Ключевые социологические теории и школы (И. Валлерстайн, Ж. Бодрийяр)

8. Становление социологии в России в XIX в. (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников и др.)

9. Основные тенденции развития русской социологии в конце XIX — ХХ в. В.И. Ленин, П. Сорокин, В.А. Чаянов и др. Советская и современная российская социология

10. П. Сорокин — выдающийся российско-американский социолог

11. Опрос как метод социологического исследования

12. Методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент и анализ документов

13. Виды социологического исследования

14. Этапы и программа социологического исследования.

15. Социальная сущность человека и социализация личности

16. Социальные статусы и роли. Их виды и классификации

17. Понятие общества и различные подходы к его пониманию (системный, детерминистский, функциональный, конфликтологический, индивидуалистский).

Т. Парсонс. Ф. Теннис.

18. Типологии общества и их характеристика

19. Гражданское общество и политический режим

20. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества. К. Маркс. О. Шпенглер. Н. Данилевский. А. Тойнби.

21. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни. Дисфункция.

22. Основные социальные институты и их функции.

23. Семья как важнейший социальный институт. Типология семей

24. Бюрократия как социальное явление

25. Типологии общностей и социальных групп

26. Особенности малых групп

27. Социальная стратификация: понятие и критерии

28. Классовая структура общества и различные подходы к ее пониманию

29. Исторические типы социальной стратификации

30. Социальное неравенство и бедность: сущность, типология бедности

31. Средний класс: проблема критерия. Становление среднего класса в России.

32. Социальная мобильность и ее виды. Каналы вертикальной мобильности

33. Демографическая структура современного российского общества

34. Понятие культуры в социологии. Структура и основные элементы культуры

35. Формы культуры: народная, элитарная и массовая

36. Доминирующая культура. Субкультуры и контркультура

37. Культура как фактор социальных изменений

38. Теория и типы социального действия. Формы взаимодействия

39. Социальные конфликты: сущность, стадии и способы разрешения

40. Национальные и межэтнические отношения и конфликты в современном мире

41. Массовое сознание и массовые действия. Толпа как форма массового сознания.

42. Социальный контроль и социальная норма: виды и функции. Агенты и институты социального контроля

43. Девиантное поведение: понятие, признаки, подходы. Делинквентное поведение. Конформизм

44. Коррупция как проявление делинквентного поведения.

45. Общественное мнение как форма социального контроля

46. Социальные изменения: причины, виды и формы. Теория модернизации

47. Теория Ф. Фукуямы. Концепция С. Хантингтона. Теория И. Валлерстайна

48. Мировая система и процессы глобализации

49. Место России в мировом сообществе: проблемы и перспективы

50. Понятие и виды социальных движений

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Литература и Интернет-ресурсы по всему курсу
Семинар по теме № 2. История развития социологической мысли. Социологические теории и школы
Семинар по теме № 3. Этапы, виды, программа социологического исследования
Практическое занятие по теме № 4. Программа социологического исследования
Семинар по теме № 5. Социализация. Социальные статусы и роли
Семинар по теме № 7. Социальные институты и организации
Семинар по теме № 8. Общности и социальные группы
Семинар по теме № 9. Социальная стратификация и социальное неравенство. Социальная мобильность
Семинар по теме № 10. Понятие и формы существования культуры
Семинар по теме № 11. Социальный контроль и девиация
Семинар по теме № 12. Социальные изменения. Мировое сообщество и глобализация
Семинар по теме № 13. Социальные движения
Примерный перечень вопросов для зачета

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector