1.1. Создание общих условий эффективного обучения

Забайкальский Государственный Педагогический Университет

им. Н.Г.Чернышевского

Основы психологического анализа урока

Методические рекомендации к непрерывной

психолого – педагогической практике студентов ЗабГПУ

Чита — 2004

ББК Ч 426 – 26 я 73

УДК 371.3 (075.8)

П 863

Печатается по решению Ученого совета Забайкальского Государственного Университета им. Н.Г.Чернышевского

Рецензенты: Бикеева Л.В., доцент кафедры психологии;

Бакланова Н.О., мед.психолог ГУЗ КДП «Психотерапевтического центра».

Ответственный за выпуск: М.В. Константинов, д-р ист. Наук, проф., проректор по научной работе ЗабГПУ

Основы психологического анализа урока: методические рекомендации к непрерывной психолого – педагогической практике студентов ЗабГПУ/ Автор – сост Е.В. Коломеец. – Чита: Изд – во ЗабГПУ, 2004.

В настоящих рекомендациях рассматриваются основные направления психологического анализа любого школьного урока.

Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей педагогического университета заочного и очного отделения.

ББК Ч 426 – 26 я 73

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... целеполагание. Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в). Во II главе "Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет" излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и ...

УДК 371.3 (075.8)

П 863

ЗабГПУ, 2004

Коломеец Е.В., 2004

Введение

Одним из слагаемых высокой педагогической культуры является аналитическое мастерство.

Поэтому, каждому творчески работающему учителю, необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками психологического анализа своей деятельности и, в первую очередь, урока, как основной её формы.

Взаимосвязь обучения, воспитания и развития учеников является проблемой современной психологии, педагогики, дидактики. Поэтому каждый учитель должен знать основные закономерности развития школьников, роль обучения и воспитания, уметь замечать и правильно оценивать индивидуально-психологические особенности учащихся и создавать благоприятные условия для их эффективного развития.

Применение предлагаемой схемы психологического анализа урока поможет студентам:

— более детально разобраться в технологических аспектах анализа урока; — осознать основополагающие идеи — принципы современного личностно-ориентированного урока;

— способствовать совершенствованию профессионального мастерства будущих учителей;

— обогатить теоретический и методический арсенал студентов старших курсов ЗабГПУ.

  1. Структура психологического анализа урока.

Психологический анализ урока складывается из следующих компонентов:

1. Обеспечение исходных психолого-педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке включает:

а) определение типа урока: вводный, первичное ознакомление с материалом, усвоение новых знаний, формирование навыка;

б) чёткое определение и ясную формулировку темы урока, определение места темы в учебном курсе;

в) постановку лаконичных и ясных задач;

г) сформулированную цель урока: [4, 6, 7, 11 ]

Целевая установка урока для учителя и отдельно — для учащихся: зачем он нужен?

В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

2. Адаптация обучения к учащимся: включает

а) обучение, соответствующее возрастным особенностям учащихся;

б) выделенные в материале урока наиболее трудные места и продуманные формы обучения;

в) предоставление возможности учащимся усвоения материала разного уровня сложности (для учащихся разных уровней успеваемости).

  1. Функции учителя.
    1. Информационная функция учителя: предметная и методическая компетентность владение технологиями развивающего обучения, умение применять на практике современные методы, приёмы, формы и средства обучения по предмету.[ 11 ]

Информационная функция учителя предполагает:

9 стр., 4462 слов

Учащимися анкеты и другие материалы.

... учащиеся вопросы учителю по учебному материалу? _________________________________ Демонстрируют ли ученики при ответах знание дополнительного материала? _______________________________ Легко или трудно учащимся отвечать на вопросы учителя по новому материалу ... Проанализируйте текущие результаты обучения учащихся и определите дифференцированность ... за активностью учащихся на уроках по Вашему профилю ...

а) подготовку оборудования для урока, список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверку (до урока) всё ли работает, вид классной доски (доска должна выглядеть так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта);

б) информацию учителя (она должна быть научна, доступна, современна, «опираться» на прежний опыт учащихся; должны быть сохранены межпредметные связи);

в) комментарии и ответы на вопросы учащихся (они должны быть точны, объяснение содержания ясно, осуществление должно происходить с помощью подходящих слов и терминов);

г) использование не менее двух форм или методов обучения без затруднений;

д) три набора заданий:

  • задания, подводящие учеников к воспроизведению материала;
  • задания, способствующие осмыслению учебного материала;

• задания, способствующие закреплению учебного материала учащимися;

е) подбор и ознакомление учащихся с литературой по теме (в список литературы необходимо включить: вузовский учебник, энциклопедическое издание, монографию (первоисточник), научно-популярное издание).

1.2.2. Перцептивная функция: психологическая зоркость учителя: владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития. [ 11 ]

Перцептивная функция учителя предполагает:

а) способность воспринимать психо-эмоциональное состояние учащихся на уроке;

Под психологическим состоянием понимаем (по Н.Д.Левитову): целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений, действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

б) предвидение возможных точек зрения учащихся, хода их рассуждений;

в) своевременное оказание помощи и содействия учащимся;

г) создание и поддержка продуктивной атмосферы на уроке.

1.2.3.Организаторская функция учителя: способность к управлению учебно-воспитательным процессом. [ 11 ]

Организаторская функция учителя предполагает:

а) смену видов деятельности: организация учебной работы в последовательности «жизненного» цикла: вступление, развитие, закрепление, интеграция;

б) темп урока: урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания к теме урока, задачам и целевой установке), таким образом, начало урока обеспечивается необходимой мотивацией;

13 стр., 6292 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки ...

... рассмотреть теоретико-методические основы видов музыкальной деятельности (функции, содержание) на уроках музыки. В соответствии с объектом, предметом, целью ... педагогики музыкального образования, то к видам музыкальной деятельности учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру ... маловостребованной. В связи с этим первая задача учителя музыки - приобщать своих воспитанников к шедеврам ...

в) наглядное представление нового материала как ответ на поставленные (в начале урока или на прошлых занятиях) вопросы;

г) объединение, закрепление и обобщение учебных результатов;

д) подведение итогов в конце урока (соотнесение результатов урока с пройденным ранее, с другими предметами, с жизнью);

е) ключевые моменты, которые получают отражение на доске и в тетрадях;

ж) эффективность работы класса стимулирующаяся передачей утащимся функции учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и других);

з) соблюдение прав и свобод учащихся, умение оказывать помощь и поддержку. [ 4, 3, 7 ]

Поддержание сознательной дисциплины в классе достигается за счет:

а) варьирования форм учебной активности;

б) использования приёмов активизации учащихся на уроке (прежде всего, познавательной активности: осознание, например, проблемной ситуации);

в) использования активных методов обучения: дискуссии, распределение ролей;

г) применения индивидуальных способов организации учебной работы для пассивных учащихся (например, подготовить сообщение по теме); [ 1, 3, 7 ]

При работе над психологическим анализом урока, помимо характеристики выше предложенных пунктов, следует ответить на следующие вопросы:

  • «борется» ли педагог с «нарушителями» дисциплины или использует для организации нарушителей особые формы учебной работы?
  • учитель восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся?

1.2.4.Коммуникативная функция учителя: владение системой знаний о закономерностях общения, умениями педагогического общения. [ 11 ]

Для того чтобы проанализировать коммуникативную функцию учителя, необходимо ответить на ряд вопросов:

а) строится ли обучение как взаимодействие учителя и учащегося?

б) какие конкретно приёмы использует учитель для актуализации и обогащения субъективного опыта учащихся?

в) применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе урока?

г) создавалась ли ситуация успеха и психологической поддержки для учащихся?

д) чувствовалось ли проявление педагогом толерантности и доверия в учебном взаимодействии?

е) были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся?

ж) оптимальна ли мера помощи учителя?

з) учитывался ли индивидуальный темп и стиль учебной деятельности учащихся?

и) присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер?

к) как проявлялся педагогический такт учителя? [ 2, 7, 10, 11 ]

13 стр., 6208 слов

Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке ...

... Уроки оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности ... развития музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся. Объект исследования: процесс развития музыкально-ритмических способностей, ... очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходом музыкальной мысли ребёнка. ...

1.2.5. Развивающая функция учителя: владение системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, направлениях саморазвития и самовоспитания личности. [ 11 ]

Развивающая функция учителя предполагает:

а) оценку работы учителя по развитию и формированию приёмов и способов умственной деятельности учащихся;

б) оценку деятельности учителя нацеленную на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию;

в) оценку значения учебного материала для формирования эмоционально-волевой сферы, целеполагания и творческих способностей учащихся;

г) взаимосвязь учебного материала с субъективным опытом учащихся;

д) изучаемый материал, который должен быть как можно в большей степени личностно значим для учеников;

е) помощь учащихся в выработке и положительной самооценки;

ж) конкретных учащихся, которые поощряются за конкретную работу;

з) формирование коллектива и коллективистических отношений в классе. [ 1, 2, 5 ]

1.2.6. Контроль и оценка.

Функция контроля имеет следующие характеристики:

а) предметом оценочных суждений учителя является не только правильность ответа, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания;

б) оценочно — коррегирующая деятельность учителя способствует формированию положительной Я — концепции личности учащихся, выработке у учащихся индивидуального стиля познания;

в) при выполнении функции контроля тактично отмечаются слабые места и несовершенства в примерах и ответах учащихся;

г) идеи учеников разрабатываются и используются учителем на уроке;

д) учитель побуждает учеников оценивать и корректировать работу друг друга. [ 4, 11 ]

Конспект психологического анализа урока

    должен содержать три основные части:

    • формальную: титульный лист (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ №1, №2);
    • содержательную: психологический анализ деятельности учителя, психических состоянии и поведения отдельных учащихся, интерпретацию познавательных процессов и свойств (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 3);
    • аналитическую:
    • мобилизационный компонент;
    • познавательный компонент;

    — коммуникативный компонент: (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 4);

    — общие выводы (смотри ПРИЛОЖЕНИЕ № 5).

    II Психологическая интерпретация наблюдаемых познавательных процессов и свойств .

    Психологический анализ урока предполагает, прежде всего, анализ: психической деятельности учащихся: характер их внимания, восприятия, памяти, мышления, уровень их познавательной активности. Во многом эти особенности зависят от того, как организована учебная деятельность, способствует ли она всестороннему развитию личности. [ 7 ]

    Исходя из сказанного, наблюдение и анализ познавательных процессов на уроке предлагается проводить по следующим разделам:

    2.1. Восприятие учащихся на уроке.

    а) указать вид восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое, смешанное);

    б) обратить внимание на организацию восприятия учебного материала (насколько удачен подбор фактов, которые служат наглядной основой для формирования понятий; акцентировал ли педагог направленность внимания на усвоение главного, существенного; проявлялась ли в ответах учащихся личность и осмысленность, соответствующие вопросам).

    2.2.Мышление.

    а) указать приёмы умственной деятельности, проявляющиеся у учащихся на уроке (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, абстрагирование и др.);

    Уровень протекания всех мыслительных процессов операций зависит от особенностей анализа. Низкий уровень анализа сводится к вычленению внешних и несущественных с точки зрения данной мыслительной задачи элементов.

    Например, усваивая понятие о сказуемом, ученик обращает внимание на такой несущественный признак, как второе место в предложении и опирается на обобщение по этому признаку. При этом педагогу необходимо показать учащимся ошибочность такого общения.

    Высокий уровень протекания мыслительных операций характеризуется систематичностью. Например, ученик сравнивает образы «лишних» людей не одного произведения, а разных.

    При анализе данной мыслительной деятельности важно выяснить, видел ли учитель недостатки в мыслительных операциях и как он на них реагировал.

    б) указать вид умозаключения (индуктивный, дедуктивный, по аналогии);

    в) необходимо отметить какие качества ума проявились на уроке (самостоятельность, критичность, логичность, доказательность, глубина, быстрота, подвижность мышления);

    Для этого целесообразно обратить внимание на следующие моменты урока:

    1. Какие обстоятельства на уроке содействовали проявлению самостоятельности мышления? В какой мере помощь учителя была необходима и достаточна?
    2. Насколько логичны и последовательны были рассуждения учащихся?
    3. На каких моментах урока учащиеся проявили критичность мышления? Как учитель побуждал учащихся к проявлению критичности?

    4.Насколько доказательны, аргументированы были рассуждения школьников? Какова была реакция учителя на бездоказательные ответы учеников?

    5.Насколько глубоки были рассуждения учащихся (раскрывалось ли существенное в ответах)?

    6.На каких моментах урока учитель требовал быстроты мышления и подвижности ума? Учитывались ли при этом ученики с замедленным мышлением?

    г) Отметить, наблюдалась ли активизация мыслительной деятельности, создавались ли проблемные ситуации на уроке.

    При анализе следует обратить внимание на то, что одни и те же условия для одних представляют проблемную ситуацию, для других — нет. Это зависит от уровня знаний, от разрыва между известным и неизвестным. Поэтому при анализе необходимо раскрыть, в какой мере соотношение между известным и неизвестным содействовал возникновению проблемной ситуации, и принята ли она учащимися.

    Принятию проблемной ситуации свидетельствуют такие реакции учеников, как эмоциональный отклик в форме удивления, недоумения, постановки ряда вопросов со стороны школьников. [ 1, 7, 11, 12 ]

    2.3.Познавательные интересы, их активность.

    Анализируя наблюдаемый процесс, необходимо обратить внимание на следующие моменты: как поднимает учащийся руку, задаёт вопросы, вносит поправки, часто и подробно высказывается, спрашивает о дополнительной литературе, какие примеры приводит и что лучше запоминает.

    При этом, особый акцент, отводится тем приёмам учителя, которые позволяют формировать познавательные интересы и положительные мотивы деятельности, т.е. требовательность, заинтересованность, постоянный контроль, оценка деятельности, дисциплинарный метод (окрик, угрозы, наказание).

    2.4.Внимание.

    При анализе внимания учащихся на уроке необходимо:

    а) Указать какие виды внимания активизировались на каждом этапе урока (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);

    б) Указать свойства внимания (переключение, распределение, устойчивость, сосредоточенность, колебание, отвлечение).

    Переключение внимания зависит от того, завершил ли, подытожил ли педагог предшествующую деятельность учащихся, насколько чётко выделил и назвал новые задания, учитывал ли индивидуальные особенности переключения.

    Анализируя устойчивость внимания на уроке, необходимо учитывать устойчивость, связанную с непроизвольностью внимания, и устойчивость, связанную с произвольностью. Т.к. в первом случае устойчивость внимания обуславливают такие факторы, как новизна, сила, яркость объекта, образность преподнесения материала, интерес к предмету. Во втором случае устойчивость обуславливается усилием воли, осознанием значимости материала.

    Кроме того, анализируя урок, важно обратить внимание на случаи отвлекаемости и выяснить их причины. Такими причинами могут быть сильные, яркие раздражители, усталость учащихся, монотонная, неинтересная работа, а также неполная «загрузка» сильных учащихся.

    Большое значение имеет тема урока. Паузы, многократное объяснение одного и того же явления отвлекает внимание учащихся, а очень быстрый темп работы не дает возможности сосредоточиться. [ 1, 7, 8 ]

    2.5.Память.

    а) Указать вид памяти (словесно-логическая, наглядно-образная, двигательная, произвольная, непроизвольная, кратковременная, долговременная, оперативная);

    б) определить условия успешного запоминания.

    Руководство процессом запоминания на уроке:

    1. Дать установку на запоминание и на некоторые его особенности (запомнить полностью, дословно или запомнить смысл);

    2. Подлежащий запоминанию материал должен быть подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, а именно, необходимо учесть объём, трудность, образность, эмоциональность, значимость для учеников;

    3.Указать школьникам наиболее рациональные приёмы запоминания в данном случае (составление развёрнутого плана, выделение опорных пунктов, включение материала в деятельность);

    4. Обучить учащихся приёмам мнемотехники.

    в) Указать особенности процесса воспроизведения;

    В этом разделе следует обратить внимание на полноту, точность, самостоятельность, смысловую переработку, а также на случаи отсутствия воспроизведения школьниками.

    В связи с этим большое внимание уделяется анализу вопросов и заданий учителя, а также манере вести опрос.

    Руководство процессом воспроизведения:

    1. Требование со стороны учителя осмысленности воспроизведения информации,

    1. Направленность вопроса на воспроизведение существенного или деталей;
    2. Способствование учителем самостоятельности воспроизведения (наводящие вопросы, поощрение учащегося, попытка припомнить, терпение и выдержка преподавателя);
    3. Проверка учителем осмысленности воспроизведения материала (требование полного, обобщённого ответа, варьирование вопросов, применение правила на практике);
    4. Анализ педагогом сильных и слабых сторон воспроизведения материала учащимися. [ 7, 11 ]

    2.6. Учет учителем возрастных особенностей учащихся на уроке

    Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет ).

    Основные понятия: кризис 7 лет, произвольность, устойчивость, продуктивность, саморегуляция поведения, внимание, память, речь, произвольность психических процессов. Наглядно — образное и наглядно-действенное мышление, допонятийный уровень. Трудовая, игровая, учебная деятельность. Внимание: произвольное, непроизвольное. [ 1, 5, 7, 10 ]

    Подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет).

    Основные понятия: кризис, подросткового возраста, эмоциональная и личностная нестабильность, эгоцентрические увлечения, интимно-личностное общение. Теоретическое и рефлексивное мышление, наблюдательность, память, внимание. Формально-логические операции, воображение, интерес, профессиональная ориентация.

    Старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет)

    Основные понятия: ведущая деятельность — учебно-профессиональная, самосознание, самоопределение, самооценка; внимание: произвольное, послепроизвольное; мышление: словесно-логическое, теоретическое; эмоциональная и личностная уравновешенность. [1, 5, 7, 10 ]

    III Общеучебные умения школьников.

    Существует две категории учебных умении: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины.

    Речь в данном случае пойдет об общих учебных умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения.

    Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?

    Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

    • учебно — организационные;
    • учебно — интеллектуальные;
    • учебно — информационные;
    • учебно – коммуникативные [ 11 ]

    Учебно – организационные умения

    Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения,

    Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. К ним в частности, относятся такие умения:

    • организовать свое рабочее место;

    > планировать текущую работу;

    • нацелить себя на выполнение поставленной задачи;
    • осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

    > вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.).

    Учебно – интеллектуальные или общелогические умения

    Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких, как его глубина, гибкость, устойчивость, самостоятельность.

    Два очень важных умения, с которых начинается перечень этой группы умений, строго говоря, не являются общелогическими. Но без их тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно. Поэтому мы включили их в эту группу учебных умений.

    Первое умение

    Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Различные виды чтения в зависимости от скорости. [ 11]

    Разновидности чтения

    Количество слов в минуту

    Скорочтение

    Более 300

    Чтение в темпе скороговорки

    180 – 300

    Оптимальное чтение

    120 – 150

    Нормальное чтение

    80 — 90

    Второе умение

    Умение — чисто и скоро писать.

    Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

    А далее идут умения, связанные с особенностями мыслительной дея­тельности ребенка, отражающие сложный процесс ее развития. Уровень интеллектуального развития ребенка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

    • глубоко анализировать учебный материал;

    • сравнивать объекты, факты, явления;
    • классифицировать материал;
    • обобщать, делать резюме;
    • абстрагировать;
    • выделять главное, существенное;
    • синтезировать материал;
    • устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

    • выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

    • писать сочинение на заданную тему;

    • пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательстве, проверка).

    Учебно – информационные умения

    Овладение знаниями в любой их области в значительной мере связано с умениями пользоваться различными источниками информации способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:

    > пользоваться каталогом или компьютерным источником информации;

    > пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками,

    оглавлениями, комментариями;

    > составлять картотеку;

    > пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (грамзаписи, телевидение, учебные видеофильмы, компьютерная техника и т.п.);

    > составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

    Учебно – коммуникативные умения

    Под учебно-коммуникативными умениями понимают умения, которые формируются и используются в учебной работе в процессе общения людей друг с другом.

    Более того, развитые учебно-коммуникативные умения помогают самому общению, делают его более содержательным, интересным, целенаправленным. Это следующие умения:

    > главное в них — умение слушать. Умение учебного слушания одно из самых трубных, требующих сосредоточенности, равномерного распределения внимания на довольно большой период времени, что требует определенной работы над собой и зависит от устойчивости нервной системы и психики;

    > не менее трудным является умение слушать учителя и одновременно записывать содержание его рассказа;

    > читать текст и одновременно слушать установки учителя о работе над текстом; литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета; выступать перед аудиторией; составлять план выступления; вести полемику, участвовать в дискуссии; задавать уточняющие вопросы; аргументировать, доказывать. [ 11 ]

    Все названные выше умения, не только помогают учащимся овладевать новыми знаниями, но и являются важнейшей составной частью подлинной образованности.

    Список используемой литературы.

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов.- Екатеренбург: деловая книга, 1999.
    2. БабанскийЮ.К. Оптимазация процесса общения.- М.:Педагогика, 1997.
    3. Дневник индивидуальной воспитательной работы с учащимися – Чебоксары:1994.
    4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока – М: Просвещение, 1984.
    5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.пед. вузов: в 3 т.-3-е изд.-М.: Владос, 1999.
    6. Онищук В.А. Урок в современной школе — М: Просвещение, 1981.
    7. Охитина Л.Т. Психологические основы урока — М: Просвещение, 1977.

    8.Пермякова В.А. Уроки его психологический анализ: методические указания -Иркутск:1994.

    9.Пермякова В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и закономерности (в норме и при отклонениях): Учебное пособие- Иркутск: Изд-во ИГПУ,2002.

    1. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология — Санкт-Петербург, 2000.
    2. Рерке В.И. Психологический анализ современного урока —

    Иркутск: ИГПУ, 2002.

    1. УшаковА.И; ЩербаковаН.М; ИвановД.В;..ГалюкН.А Очерки психологии довузовской подготовки старшеклассников — Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1999.

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………..…..4

    1. Структура психологического анализа современного урока…………5
      1. Создание общих условий эффективного обучения………………………………………………………….5
      2. Функции учителя………………………………………………..5
      3. Конспект психологического анализа урока……………………9

    1. Психологическая интерпретация наблюдаемых познавательных процессов……………………………………………………………….10
      1. Восприятие учащихся на уроке……………………………..….10
      2. Мышление………………………………………………….……10
      3. Познавательные интересы, их активность…………………….11
      4. Внимание…………………………………………………….….12
      5. Память………………………………………………………..….12
      6. Учет учителем возрастных особенностей

    учащихся на уроке………………………………………………13

    1. Общеучебные умения школьников……………………………….…..14

    Список используемой литературы…………………………………..……18

    Оглавление……………………………………………………….…19

    Приложения………………………………………………………….20

    .

    Приложение №1

    1. Формальная часть психологической характеристики урока:

    титульный лист.

    Школа:

    Дата:

    Класс:

    Смена:

    Урок №:

    Учитель (Ф.И.О.):

    Тема урока:

    Цель:

    Задачи: обучающие —

    развивающие —

    воспитывающие-

    Оборудование: 1.____________________

    2.____________________

    3.____________________

    Приложение № 2

    Хронометраж урока:

    Например:

    Вариант №1- этапы урока.

    1. Организация- 1 мин.
    2. Проверка домашнего задания — 10 мин.
    3. Новы и материал — 20 мин.
    4. Демонстрация фильма — 5 мин.
    5. Закрепление — 7 мин.
    6. Задание на дом — 2 мин.

    Литература (с указанием страниц)

    Вариант №2- хронометраж урока.

    1мин. 9 мин. 17 мин. 25 мин. 33 мин. 41мин.

    2 мин. 10мин. 18мин. 26 мин. 34 мин. 42мин.

    3 мин. 11 мин. 19 мин. 27 мин. 35 мин. 43мин.

    4 мин. 12 мин. 20 мин. 28 мин. 36 мин. 44мин.

    5 мин. 13 мин. 21мин. 29 мин. 37 мин. 45мин.

    6 мин. 14 мин. 22 мин. 30 мин. 38 мин.

    7 мин. 15 мин. 23 мин. 31 мин. 39 мин.

    8 мин. 16 мин. 24 мин. 32 мин. 40 мин.

    Студент при психологическом анализе урока имеет возможность выбрать вариант №1 или вариант№2. При этом четко и логично рассмотреть этапы урока или детально и очень подробно отследить хронометраж урока.

    Приложение №3

    Содержательная часть психологического анализа

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Поведение учащихся Волевые психические состояния

    Психология интерпритация наблюдаемых познавательных процессов

    Целевая установка

    Информационная установка

    Перцептивная установка

    Организаторская функция

    Коммуникативная функция

    Развивающая функция

    Функция контроля

    Поддержание сознательной дисциплины

    +

    Руководство воспитанием

    Организация познавательноймыслительной деятельности

    Познавательные интересы учащихся и их избирательная на уроке

    Активизация внимания

    Организация процессов запоминания и воспроизведения

    Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

    — вдохновение при выполнении творческих заданий

    — воодушевление

    — мобилизация

    — вырабатывание

    — готовность (установка)

    — активизация

    — переутомление

    — утомление

    — монотония (безразличте, скука)

    — пресыщение

    — усталость

    Внешние проявления состояния отдельных учащихся

    Приложение № 4

    Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений.

    Общие выводы: Степень эффективности урока.

    М Мобилизационный компонент урока: мобилизация значимых целей, психических состояний учащихся, мотивация деятельности поведения; мобилизация внимания учащихся, психологическая установка.

    П Познавательный компонент урока: каким образом учитель активизировал на уроке познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение учащихся, волю, эмоции и чувства. Работал ли учитель на развитие речи, была ли опора на прежний опыт учащихся.

    К Коммуникативный компонент: Поэтапное усложнение взаимной ответственности, ориентация на доверие и сотрудничество, умение организовать индивидуальную и групповую работу на уроке.

    Приложение № 5

    ВЫВОДЫ:

    1.насколько эффективен урок (достиг ли он своей цели);

    2.было ли достигнуто на уроке гармоничное сочетание содержательности речи учителя с формой её преподнесения; 3.обратить внимание на черты характера, которые мешали или содействовали успешному протеканию деятельности учителя. 4.выполнены ли задачи, поставленные в начале урока;

    5.создавал ли учитель ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся;

    6.обобщались ли результаты творческого поиска учащихся на уроке (продуктивность творческой работы);

    7.можно ли сделать вывод о психологическом сопровождении учебно-воспитательного процесса на конкретном уроке.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

    Психолого – педагогическая компетентность начинающего учителя.

    Психолого-педагогическая компетентность включает в себя: [ 11 ]

    • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого уче­ника, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в при­нятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
    • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп, как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
    • осведомленность учителя в оптимальном выборе методов обучения, о способностях профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельно­сти и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, что бы повысить качество своего труда;

    В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования указаны следующие требования будущим учителям по дисциплинам психолого-педагогической подготовки:

    • владение системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;
    • владение системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;
    • владение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
    • владение системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту, направлениях само­развития и самовоспитания личности; знание особенностей детей с отклонениями в развитии;
    • владение системой знании о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения;
    • соблюдение прав и свобод учащихся, умение оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;
    • владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, современных психолого-педагогических технологиях, владение технологиями развивающего обучения; умение организовывать внеучебную деятельность учащихся;
    • владение основными психолого-педагогическими приемами применения компьютерной техники в образовательном процессе;
    • умение организовывать образовательный процесс в различных социо­культурных условиях;
    • владение умениями психолого-педагогической диагностики;
    • владение умениями проектирования, реализации, оценивания и кор­рекции образовательного процесса;
    • владение основами разработки учебно-программной документации и умение использовать их для формирования содержания обучения;
    • знание системы образовательных учреждений и основы управления ими;
    • знание основы организации опытно-экспериментальной и исследова­тельской работы в сфере образования;
    • владение знаниями о системе обучения предмету по специальности, истории ее становления;
    • умение применять на практике современные методы, приемы, формы и средства обучения предмету, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт.

    Таким образом, требования, предъявляемые к будущим учителям в со­ответствии со стандартами высшего профессионально-педагогического образования, способствуют формированию нового педагогического и технологического мышления учителя.

    1. отчет должен быть предоставлен в течении трех дней после выхода на занятия.
    2. отчет д.б. оформлен отдельной документацией в печатном виде.
    3. рекомендуется оформлять в свободной форме при опоре на таблицу в связи с трудностями при анализе в предлагаемой форме.
    4. контактный телефон: 305 – 661 Герасимчук Евгения Владимировна.

    9