Российская федерация 29

38

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М. Волосникова

__________ _____________ 2011 г.

ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 30 300.62 «Психология»

очной формы обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________ О.С.Андреева

«7» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры общей и социальной психологии,

«8» июня 2011 г.

Протокол № 14,

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 35стр.

Зав. кафедрой _____________________Е.Л. Доценко

«8» июня 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики

«____"___________2011г.

Протокол №_____,

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________А.В. Арефьева

«____"_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________С.А. Федорова

«____"_____________2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

2 стр., 650 слов

Презентация на тему: ЧОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ЧОУ ВПО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Психология рекламы Выполнили: Замалиева Р.И. ... . Исторический анализ исследований позволяет выделить две традиции в психологии рекламы, которые условно можно назвать «немецкой» и ... является эксперимент. Среди экспериментальных исследований в области психологии рекламы традиционно большое место занимают работы по ...

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

АНДРЕЕВА ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА

ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 30 300.62 «Психология» очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2011

О.С. Андреева Психотехники и тренинги. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 30 300.62 «Психология», очной формы обучения. Тюмень, 2011, 35 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Психотехники и тренинги [электронный ресурс] / Режим доступа: www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой общей и социальной психологии д.пс.н., профессор Е.Л. Доценко.

6 стр., 2745 слов

Использование различных видов тренинга. Характеристика тренинговых методов обучения

... И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005 ... гуманистической психологии К. Роджерса движение тренинга социальных ... тренинга. Характеристика тренинговых методов обучения План Понятие о социально-психологических тренинговых ... тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике. Этот метод активно применяется в работе с детьми, родителями, студентами ...

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Андреева О.С., 2011.

Андреева О.С.

ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ

Учебно-методический комплекс

для студентов направления 30 300.62 «Психология»

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60×84/16 Заказ № ________

Издательство Тюменского государственного университета

625 003, г. Тюмень, Семакова, 10

1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины:

Цель курса — формирование у студентов целостного представления о социально психологическом тренинге как методе работы с группой, об организации и проведении тренинговых занятий, об эффективном использовании психотехнических средств в ходе тренинга, об основных методологических и практических проблемах разработки и реализации тренинговой программы и путях их решения.

Это предполагает решение следующих задач:

  1. Познакомить студентов с различными формами тренинговой работы.
  2. Сформировать навыки разработки тренинговой программы.
  3. Дать представление о работе ведущего тренинговой группы.
  4. Научить студентов применять полученные знания на практике (в работе с реальной группой).

1.2. Место дисциплины в учебном процессе: курс «Психотехники и тренинги» относится к разделу Б.3 «Профессиональный цикл (вариативная часть).

Дисциплины профиля», входящему в учебный план направления 30 300.62 «Психология».

В рамках курса рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой.

Для эффективного усвоения курса студенты должны освоить представление о сущности психики и ее структуре («Введение в психологию»); о базовых целях и задачах работы психолога («Введение в профессию»), об основных закономерностях формирования, развития и функционирования личности («Теории личности», «Психология личности»), об основных закономерностях формирования, развития и функционирования групп («Социальная психология», «Психология групп»).

Эти знания являются необходимыми для понимания принципов и методов работы с тренинговой группой.

Освоение дисциплины является основой и развитием для последующих практик: «Производственная практика», «Преддипломная практика»", а также для подготовки выпускной аттестационной работы. Во время прохождения указанных практик студенты могут применять знания и умения организации и проведения тренинговых занятий.

1.3. Компетенции выпускника бакалавриата:

  1. профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
  2. осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
  3. реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
  4. использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
  5. самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

В результате изучения курса «Психотехники и тренинги» студент должен:

  • знать: понятие «социально-психологический тренинг»; его сходства и отличия от других видов групповой работы, историю возникновения тренинговых групп, виды тренингов: варианты классификации, основные методы работы в тренинге, основные принципы формирования тренинговой группы, особенности работы с различными видами групп, закономерности формирование структуры группы в ходе тренинга, типы поведения участников в группе, понятие и механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе, типы тренинговых упражнений и требования к ним, причины и профилактику психологических травм в процессе тренинга.
  • уметь: самостоятельно разрабатывать программу социально-психологического тренинга в зависимости от поставленных целей и с учетом специфики группы; самостоятельно организовывать и проводить социально психологический тренинг, а также использовать элементы тренинга в рамках других направлений работы психолога (обучение, психологическое просвещение и т. д.), анализировать собственную работу в качестве тренера, оценивать результаты проведенного тренинга.
  • владеть:различными методами работы в тренинге (групповая дискуссия, ролевая игра, психотехнические упражнения и приемы), различными стилями руководства тренинговой группой.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр — 7. Форма промежуточной аттестации — экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Таблица 1.

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лекции

18

-

-

-

-

-

-

18

-

Практические занятия (ПЗ)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Семинары (С)

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

36

-

-

-

-

-

-

36

-

Самостоятельная работа (всего)

54

-

-

-

-

-

-

54

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экз.

-

-

-

-

-

-

экз.

-

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

-

-

-

-

-

-

108

-

3

-

-

-

-

-

-

3

-

3. Тематический план.

Таблица 2.

Тематический план

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Лабораторные занятия

В том числе интерактивные формы

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1.

-

0−10

Общее понятие о психологическом тренинге

1

2

2

2

4

8

0−4

    Виды тренингов

    2

    2

    -

    -

    4

    6

    0−2

      Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы

      2

      2

      -

      -

      4

      6

      0−2

        Групповая динамика в тренинговой группе

        3

        2

        -

        -

        4

        6

        0−2

        Модуль 2.

        -

        0−70

          Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения

          4−5

          2

          4

          4

          6

          12

          0−10

            Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга

            5−6

            2

            4

            4

            6

            12

            0−30

              Ведение группы

              7−15

              2

              18

              18

              14

              34

              0−30

              Модуль 3.

              -

              20

                Функции психотренера и стили руководства группой

                16−17

                2

                4

                4

                6

                12

                0−10

                  Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс

                  17−18

                  2

                  4

                  4

                  6

                  12

                  0−10

                  Всего

                  18

                  36

                  36

                  54

                  108

                  0−100

                  Итого (часов, баллов):

                  18

                  36

                  36

                  54

                  108

                  0 — 100

                  Таблица 3.

                  Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

                  № темы

                  Устный опрос

                  Письменные работы

                  Технические формы контроля

                  Информационные системы и технологии

                  Итого количество баллов

                  собеседование

                  контрольная работа

                  комплексные ситуационные задания

                  другие формы (тренинг)

                  Модуль 1.

                  0−10

                  Общее понятие о психологическом тренинге

                  4

                  -

                  -

                  -

                  0−4

                  Виды тренингов

                  2

                  -

                  -

                  -

                  0−2

                  Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы

                  2

                  -

                  -

                  -

                  0−2

                  Групповая динамика в тренинговой группе

                  2

                  -

                  -

                  -

                  0−2

                  Модуль 2.

                  0−70

                  Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения

                  -

                  4

                  6

                  -

                  0−10

                  Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга

                  -

                  20

                  10

                  -

                  0−30

                  Ведение группы

                  -

                  -

                  -

                  30

                  0−30

                  Модуль 3.

                  0−20

                  Функции психотренера и стили руководства группой

                  4

                  -

                  8

                  -

                  0−10

                  Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс

                  6

                  -

                  4

                  -

                  0−10

                  Таблица 4.

                  Планирование самостоятельной работы студентов

                  Модули и темы

                  Виды СРС

                  Неделя семестра

                  Объем часов

                  Кол-во баллов

                  обязательные

                  дополнительные

                  Модуль 1

                  Общее понятие о психологическом тренинге

                  сравнительный анализ источников

                  подготовка сообщений

                  1

                  4

                  0−4

                  Виды тренингов

                  конспект первоисточников

                  самостоятельное изучение материала

                  2

                  4

                  0−2

                  Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы

                  самостоятельное изучение материала

                  самостоятельное изучение материала

                  2

                  4

                  0−2

                  Групповая динамика в тренинговой группе

                  конспект первоисточников

                  подготовка сообщений

                  3

                  4

                  0−2

                  Всего по модулю 1:

                  0−10

                  Модуль 2

                  Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения

                  разработка ролевой игры

                  работа в малых группах

                  4−5

                  6

                  0−10

                  Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга

                  конспект первоисточников, разработка программы тренинга

                  самостоятельное изучение материала, работа в малых группах

                  5−6

                  6

                  0−30

                  Ведение группы

                  подготовка к самостоятельному проведению тренингового занятия

                  самостоятельное изучение материала, работа в парах

                  7−15

                  14

                  0−30

                  Всего по модулю 2:

                  0−70

                  Модуль 3

                  Функции психотренера и стили руководства группой

                  самостоятельное изучение материала

                  работа в малых группах

                  16−17

                  6

                  0−10

                  Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс

                  самостоятельное изучение материала

                  подготовка сообщений

                  17−18

                  8

                  0−10

                  Всего по модулю 3:

                  0−20

                  ИТОГО:

                  54

                  0−100

                  4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

                  № п/п

                  Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

                  Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

                  1

                  2

                  3

                  4

                  5

                  6

                  7

                  8

                  9

                  Производственная практика

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                    Преддипломная практика

                    +

                    +

                    +

                    +

                    +

                    +

                    +

                    +

                    +

                    5. Содержание дисциплины. Модуль 1.

                    Темы:

                    «Общее понятие о психологическом тренинге», «Виды тренингов», «Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы», «Групповая динамика в тренинговой группе»

                    Знаниевый компонент.

                    Общее понятие о психологическом тренинге. История возникновения тренинга как метода работы с группой (К.Левин).

                    Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы (активные методы группового обучения, групповая психотерапия).

                    Виды тренингов. Выделение видов тренинговых групп в зависимости от используемого направления психотерапии. Бихевиорально-ориентированные группы (группы тренинга умений); гуманистически-ориентированные группы (группы встреч гештальт-группы); группы трансактного анализа; психодраматические группы; телесно-ориентированная групповая психотерапия. Общее и различия в работе различных групп; области применения каждого из видов.

                    Глубина тренинга. Тренинги умений (общих и частных) и тренинги личностного развития. Тренинги проблемно-ориентированные и возрастно-ориентированные. Личностные тренинги и бизнес-тренинги.

                    Выделение видов тренинга в зависимости от целей: тренинги сензитивности, общения, личностного роста, супружеского взаимодействия, родительского поведения, делового общения и т. д.; их особенности.

                    Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы. Зависимость состава группы от ее вида и целей. Группы обязательные (в рамках учебного процесса, на производстве и т. д.) и добровольные. Противопоказания к участию в группе (низкий интеллект, психозы) и ограничения при наборе в группу (выраженные физические дефекты; заболевания, несущие угрозу для жизни; выраженные акцентуации характера; родственные и близкие межличностные связи и т. д. — кроме специально организованных тренингов).

                    Количественный состав группы.

                    Группы гомогенные и гетерогенные. Значимые критерии гомо/гетерогенности группы: возрастной, половой, уровень интеллекта, социальное положение, сферы деятельности, интересы, личностная проблематика участников. Особенности работы в гомогенных и гетерогенных группах.

                    Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности.

                    Типы поведения участников в группе: обособляющийся, лидирующий, ведомый, сотрудничающий. Формирование структуры группы в процессе групповой динамики. Выделение лидера в процессе стадии агрессии. Виды групповых ролей и их распределение в группе. Примеры типовых социально-психологических структур групп.

                    Групповая динамика в тренинговой группе. Общее понятие о групповой динамике. Механизмы групповой динамики: психологический обмен, идиосинкразический кредит, конфликт. Особенности действия механизмов в условиях тренинга.

                    Различные подходы к выделению этапов развития тренинговой группы. У. Шутц: выделение стадий развития группы в зависимости от ведущих потребностей участников на каждом этапе (во включённости, в контроле ситуации, в привязанности).

                    Этапы группового процесса по Г. Келману: податливость, идентификация, присвоение. Фазы группового развития С. Кратохвила: ориентация и зависимость; конфликты и протест; развитие и сотрудничество; целенаправленная деятельность. Отечественная психология (Слуцкий, Цапкин и др.): адаптационная, фрустрирующая, конструктивная и реализационная фазы.

                    Самораскрытие участников тренинга — окно «Джогари» (Дж.Лафт и Г. Инграм).

                    Способы активизации групповой динамики и управления её.

                    Практический компонент. Умеет отличать социально-психологический тренинг от других видов групповой работы. Умеет классифицировать тренинги в зависимости от поставленной задачи. Умеет осуществлять набор в тренинговую группу в зависимости от вида тренинга. Умеет видеть проявления групповой динамики в работе реальной группы. Умеет оценить эффективность проведенного занятия и тренинга в целом.

                    Ценностный компонент. Понимает значимость социально-психологического тренинга как метода работы с группой.

                    Основные понятия. Тренинг, активные методы группового обучения, групповая психотерапия, тренинги умений, тренинги личностного развития, тренинги проблемно-ориентированные и возрастно-ориентированные, бизнес-тренинги, группы обязательные и добровольные, группы гомогенные и гетерогенные, противопоказания и ограничения к участию в группе, обособляющийся, лидирующий, ведомый, сотрудничающий, групповая динамика, психологический обмен, идиосинкразический кредит, конфликт.

                    Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

                    1. Что такое «психологический тренинг»?
                    2. Назовите несколько определений тренинга.
                    3. Раскройте понятие «психотехнический потенциал».
                    4. Каковы цели психологического тренинга?
                    5. Что является специфическими чертами тренингов?
                    6. Назовите преимущества тренинговой (групповой) работы.
                    7. Общее психологического тренинга и других видов групповой работы.
                    8. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы.
                    9. История возникновения тренинговых групп.
                    10. Виды тренингов: варианты классификации.
                    11. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от обращения к конкретной проблематике личности?
                    12. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от целей, которые ставятся перед группой?
                    13. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от способа создания программы тренинга?
                    14. Какие виды тренингов выделяют в зависимости от направленности тренингового воздействия?
                    15. Назовите основные принципы формирования тренинговой группы.
                    16. Перечислите противопоказания при наборе в тренинговую группу.
                    17. Перечислите ограничения при наборе в тренинговую группу.
                    18. Каково допустимое максимальное и минимальное количество человек в тренинговой группе ?
                    19. Назовите значимые критерии гомо/гетерогенности группы:
                    20. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами.
                    21. Особенности работы с группами обязательными и добровольными.
                    22. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности и специфика работы.
                    23. Назовите типы поведения участников в группе.
                    24. Назовите основные групповые роли в тренинговой группе.
                    25. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах
                    26. Как происходит формирование структуры группы?
                    27. Дайте понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе.
                    28. Что такое «групповой процесс»?
                    29. Что такое «групповое состояние»?
                    30. Назовите механизмы групповой динамики.
                    31. Раскройте действие механизмов групповой динамики в тренинговой группе.
                    32. Назовите этапы группового процесса по Келману Г.
                    33. Назовите выделение стадий развития группы в зависимости от ведущих потребностей участников (У. Шутц).
                    34. Назовите фазы группового развития С. Кратохвила.
                    35. Опишите модель жизненного цикла тренинговой группы (Фопель К.).
                    36. Опишите модель конструктивного изменения поведения (Митина Л.М.).
                    37. Опишите развитие тренинговых групп со спонтанной и управляемой динамикой (Мастеров Б.М.).
                    38. Назовите стадии развития тренинговой группы с точки зрения интегративного подхода.
                    39. Окно «Джогари»: проявления в ходе тренинга.

                    Модуль 2

                    Темы:

                    «Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения», «Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга», «Ведение группы».

                    Знаниевый компонент.

                    Методы работы в тренинге: групповая дискуссия, ролевая игра, тренинговые (психотехнические) упражнения. Понятие групповой дискуссии. Различие групповой дискуссии по степени ее структурированности (от жестко структурированной ведущим до свободно плавающей).

                    Организация групповой дискуссии. Использование групповой дискуссии для активизации динамики в группе. Степень участия ведущего в дискуссии на разных этапах работы группы.

                    Понятие ролевой игры. Типы ролевых игр (М. ван Ментс): игры, касающиеся практики навыков и умений и игры, касающиеся изменений в понимании, чувствах и установках. Шоу: структурированные и неструктурированные ролевые игры. Игры с заранее заданным и со свободным развитием сюжета (сюжетно-ролевые игры).

                    Деловая игра как особый тип ролевых игр. Функции ролевой игры: описание, демонстрация, тренировка, отображение (рефлексия), сенсибилизация и десенсибилизация, самовыражение (творчество).

                    Подготовка к ролевой игре. Определяющие характеристики игры: цели и задачи; время действия (прошлое, настоящее, будущее); действительность (соответствие реальным фактам); персонализация; размах (количество ролей); продолжительность; способ распределения ролей; информация; ресурсы (пространство, реквизит,).

                    Проведение игры. Роль и задачи ведущего. Завершение и выход из игры. Деролинг (снятие ролей).

                    Подбор упражнений, позволяющих решать задачи данного тренинга. Типы упражнений: разминки; работа с именем; упражнения на интенсивные физические (пространственные) взаимодействия; упражнения на новый сенсорный опыт; упражнения на речевые действия; эмоциональная гимнастика; изобразительные игры; сюжетно-ролевые игры; упражнения на быстрый отдых; упражнения-испытания; проективные упражнения; телесно-ориентированные упражнения; упражнения на внимание к личности (на личностную лексику, на личностную внимательность); упражнения на обратную связь.

                    Использование элементов аутогенной тренировки и медитативных техник в ходе тренинга. Требования к тренинговым упражнениям. Компонование серии упражнений.

                    Этапы организации тренинга: разработка программы тренинга. Постановка цели и задач. Выбор формы (вида) тренинга. Взаимоопределяемость вида и целей тренинга. Определение значимых характеристик будущей группы. Выбор основной сферы воздействия (когнитивной, эмоциональной, поведенческой).

                    Длительность группы и режим её работы. Распределение задач по тренинговым дням (составление тематического плана тренинга).

                    Подбор упражнений, позволяющих решать поставленные задачи.

                    Определение условий, необходимых для проведения тренинга, и необходимых средств. Определение методов измерения тренингового воздействия на участников группы.

                    Ведение группы. Особенности организации пространства для разных видов групп. Начало группы: процедура знакомства. Проблема первого впечатления. Проведение целеполагания. Ввод групповых норм и правил (тренером) или их выработка самой группой. Примеры типичных правил. Психологическая разминка (разогрев группы) — общий в процессе тренинга и в начале каждого занятия. Проблема мотивации группы. Логика построения занятий.

                    Рефлексия в процессе работы (сознательная проработка переживаний).

                    Необходимость эмоционального отреагирования в процессе занятий; его способы. Значимость обратной связи в процессе работы.

                    Использование конфликта для активизации групповой динамики. Способы организации конфликта и выхода из него. Типы конфликтов: группа/ведущий; лидер/ведущий; группа/отстраняющийся участник; группа/негативный лидер; участник/участник. Конструктивный и неконструктивный конфликт на тренинге.

                    Завершение группового процесса. Группы пролонгированные и ограниченные во времени. Причины «естественного умирания» (распада) пролонгированной группы. Важность завершающего этапа работы группы с фиксированным временем занятий. Понятие «закрытого гештальта». Уровни закрытия гештальта: поведенческий, вербальный, воображение. Ритуалы прощания (выход из тренинга).

                    Необходимость завершенности каждого отдельного занятия и способы их завершения. Возможные последствия незавершенности тренинга. Причины и профилактика психологических травм на тренинге.

                    Практический компонент. Умеет вести групповую дискуссию. Умеет конструировать ролевые и деловые игры «под задачу». Умеет самостоятельно разрабатывать программу тренинга и грамотно ее описывать. Умеет подбирать упражнения в зависимости от цели тренинга, цели текущего занятия и стадии групповой динамики, на которой находится группа. Умеет вести тренинг, адекватно используя различные методы работы с группой. Умеет работать с групповой динамикой.

                    Ценностный компонент. Воспринимает личность участника тренинга как самостоятельную значимую ценность. Понимает необходимость психологической аккуратности и корректности при проведении тренинга.

                    Основные понятия. Групповая дискуссия, тренинговые (психотехнические) упражнения, ролевая игра, деловая игра, деролинг, целеполагание, психологическая разминка, рефлексия, эмоциональное отреагирование, конфликт, психологические травмы.

                    Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

                    1. Назовите основные методы работы в тренинге.

                    2. Групповая дискуссия как метод групповой работы.
                    3. Каким образом можно классифицировать формы групповой дискуссии, используемые в тренинге?
                    4. Ролевая игра как метод групповой работы.
                    5. Перечислите функции ролевой игры в тренинге.
                    6. Опишите алгоритм конструирования ролевых и деловых игр.
                    7. Психотехнические упражнения как метод групповой работы.
                    8. Назовите основания для классификации упражнений.
                    9. Приведите классификацию упражнений с точки зрения преимущественных задач, решаемым с их помощью.
                    10. Перечислите основные требования к тренинговым упражнениям.
                    11. Чем обусловлен выбор тренинговых упражнений?
                    12. Какие этапы включает в себя процесс создания тренинговой программы (перечислите).
                    13. Режимы работы группы «погружение» и «периодические встречи»: назовите особенности и области применения.
                    14. Какова общая логика подбора упражнений в течение дня и в процессе тренинга в целом?
                    15. Какими методами можно пользоваться для измерения эффективности тренинга?
                    16. Начало новой тренинговой группы: назовите обязательные процедуры на первом занятии.
                    17. Вопросы для целеполагания с каждым участником группы (перечислите).
                    18. Приведите примеры проведения целеполагание в нестандартных (творческих) формах.
                    19. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.
                    20. Назовите основные стандартные тренинговые правила.
                    21. Опишите способы разогрева группы.
                    22. Опишите различные подходы к сплочению группы.
                    23. Что обозначает термин «рефлексия» применительно к тренингу?
                    24. Приведите примеры рефлексивных вопросов для 4-х уровней целей.
                    25. Что обозначает термин «обратная связь» применительно к тренингу?
                    26. Назначение и формы обратной связи на тренинге.
                    27. Конфликт и его использование в работе с группой.
                    28. Чем различаются конструктивное и неконструктивное разрешение конфликтов?
                    29. Перечислите типы конфликтов в тренинговой группе.
                    30. Назовите их цели, опишите ход каждого типа конфликта и варианты выхода из него.
                    31. Какова цель завершающего этапа тренинга?
                    32. Назовите уровни завершения тренинга. Приведите примеры упражнений.
                    33. Что такое «психологическая травма»?
                    34. Назовите основные причины травм в процессе тренинга.
                    35. В чем заключается профилактика психологических травм со стороны ведущего тренинга?

                    Модуль 3

                    Темы:

                    «Функции психотренера и стили руководства группой», «Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс».

                    Знаниевый компонент.

                    Функции психотренера и стили руководства группой. Функции (задачи) руководителя группы. Стили руководства группой: авторитарный, демократический, попустительский.

                    Поведенческие роли психотренера: эксперт, катализатор, дирижёр, активный (идеальный) партнёр. Зависимость поведенческих ролей от стиля руководства. Использование ведущим разных стилей руководства и поведенческих ролей в зависимости от особенностей группы и фаз ее развития.

                    Тренер — фасилитатор и условия эффективности его деятельности (безусловное принятие себя и группы, способность к эмпатическому пониманию, конгруэнтность).

                    Взаимосвязь выбора стиля руководства и целей тренинга.

                    Личность ведущего и ее влияние на групповой процесс. Личностные качества, необходимые психотренеру. Требования к профессиональной подготовке. Влияние собственных нерешенных проблем ведущего на работу группы. Перенос и контрперенос на тренинге.

                    Проработка собственных иррациональных установок ведущего по отношению к ведению тренинга. Проблема гибкости поведения психотренера. Ответственность тренера за происходящее в группе.

                    Этические принципы работы тренера. Международные этические нормы. Универсальность этических норм, используемых в психологической работе.

                    Требования к профессиональной подготовке тренера. Различия в требованиях к подготовке в зависимости от специализации психотренера. Повышение квалификации тренера.

                    Практический компонент. Умеет эффективно использовать различные стили поведения и поведенческие роли тренера в зависимости от требований ситуации. Умеет видеть проявления стилей и ролей в работе других ведущих. Способен к рефлексии собственного поведения в роли ведущего и участника тренинга. Умеет оценить уместность различных поведенческих проявлений и эффективность работы как по отношению к себе, так и по отношению к другим тренерам.

                    Ценностный компонент. Воспринимает личность участника тренинга как самостоятельную значимую ценность. Понимает ценность этических принципов психотренера.

                    Основные понятия. Стили руководства группой, поведенческие роли тренера, эксперт, катализатор, дирижёр, активный (идеальный) партнёр, фасилитатор, этические принципы работы тренера.

                    Перечень вопросов, выносимых на обсуждение

                    1. Перечислите стили руководства группой, дайте их характеристику.

                    2. Назовите области применения различных стилей руководства группой.
                    3. Опишите функции (поведенческие роли) психотренера в группе.
                    4. Назовите область применения каждой из функций (ролей).
                    5. Перечислите необходимые психотренеру личностные качества.
                    6. Проранжируйте необходимые психотренеру личностные качества; обоснуйте свою позицию.
                    7. Назовите этические принципы работы тренера.
                    8. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.
                    9. Какие проблемы с профессиональной подготовкой тренеров существуют на данный момент в нашей стране? К чему они приводят?
                    10. В чем особенности процесса подготовки тренера за рубежом?
                    11. Какие этапы должна включать идеальная модель обучения тренера?
                    12. Что такое «супервизия»?
                    13. Что такое «балинтовские группы»? Каковы их функции?
                    14. В чем может заключаться профессиональное и личностное саморазвитие тренера?

                    6. Планы семинарских занятий

                    Семинарские занятия не предусмотрены учебным планом по этой дисциплине.

                    7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

                    Лабораторная часть курса предполагает моделирование различных тренинговых ситуаций и их групповой анализ. В роли ведущего — тренера выступает сначала преподаватель курса, демонстрирующий различные виды тренинговой работы, а затем, по мере получения теоретических знаний, сами студенты. Таким образом, каждый студент к завершению курса имеет возможность выполнить роль психотренера в группе.

                    В рамках лабораторного практикума студенты самостоятельно разрабатывают тренинговую программу и демонстрируют ее элементы на лабораторных занятиях.

                    Указания по разработке и демонстрации тренинговой программы:

                    Программа разрабатывается группами по 3−5 человек; отдельные элементы программы (на выбор студента, по предварительному согласованию с преподавателем) затем демонстрируют на учебной группе, в которой проходят занятия.

                    Целью разработки программы является усвоение изученного материала («Организация тренинга») и выработка умения вести тренинг на реальной группе.

                    Требования к тренинговой программе и форма ее предоставления на проверку подробно указаны в п. 9.1 («Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»).

                    Демонстрация отдельных элементов разработанной тренинговой программы (как правило, одного блока длительностью 1−2 академических часа) проходит в рамках лабораторных занятий. Разработчики программы выступают в качестве тренеров; они могут работать как индивидуально, так и парами.

                    Часть учебной группы (10−12 человек) при этом выполняет роль участников тренинга, остальные являются наблюдателями, которые в процессе фиксируют результаты наблюдения в специальной «Карте наблюдения» (см. п. 9.2 «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов»).

                    По окончании демонстрации проводится обсуждение представленного тренингового блока и работы ведущих, в котором принимают участие как наблюдатели, так и участники тренинга. Общая логика обсуждения соответствует логике «Карты наблюдения».

                    Студенты, не побывавшие в роли тренеров (ведущих тренинга), вместо этого сдают две заполненных «Карты наблюдения» с подробными комментариями. «Карты наблюдения» заполняются индивидуально.

                    Сданные карты наблюдения являются заменой только проведения тренинга. Разработка программы тренинга является обязательным заданием для всех студентов без исключения.

                    8. Примерная тематика курсовых работ.

                    Курсовые работы не предусмотрены учебным планом по этой дисциплине.

                    9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

                    9.1. Указания по разработке и тренинговой программы:

                    Для того, чтобы тренинговая программа была зачтена, она должна отвечать следующим требованиям:

                    1. Самостоятельность (авторство студентов).

                    Программа составляется непосредственно студентами; недопустимо брать готовые программы из печатных и Интернет-источников. При этом студенты могут пользоваться тренинговыми (психотехническими) упражнениями и играми, взятыми из других источников (по возможности, со ссылкой на автора или место публикации).

                    Для проверки авторства преподаватель может пользоваться Интернет-системой «Анти-плагиат». Если в процессе рецензирования тренинговой программы обнаружится, что это требование не соблюдено, то работа не получит положительной оценки и будет возвращена на пересдачу.

                    1. Корректность оформления.

                    Программа должна иметь оформление, соответствующее требованиям, представленным в данном учебном пособии. При нарушении указанных требований программа возвращается студенту на доработку.

                    Требования к тренинговой программе

                    1. Название программы.
                    2. Пояснительная записка:
                    • Раскрыть ключевое понятие, используемое в названии и формулировке цели (1−2 абзаца).
                    • Цель тренинга
                    • Задачи тренинга (раскрывают поставленную цель).
                    • Основная сфера воздействия (эмоциональная, поведенческая когнитивная).
                    • Значимые характеристики группы:
                      • количество участников;
                      • возраст;
                      • гомо/гетерогенность по различным критериям;
                      • способ набора группы;
                      • предполагаемая степень знакомства участников группы между собой;
                      • специфические характеристики группы (если есть).
                    • Длительность работы группы (общее время тренинга)
                    • Режим работы группы (количество и длительность занятий, частота проведения занятий).
                    • Условия и средства, необходимых для проведения тренинга («приборы и материалы»).
                    • Методы оценки эффективности тренинга.
                    • Тематический план тренинга (распределение задач по тренинговым дням)

                    Номер занятия

                    Цель занятия1

                    Количество часов

                    Занятие 1.

                    Знакомство и включение участников в тренинговую работу.

                    5

                    Занятие 2.

                    5

                    Занятие 3.

                    5

                    Занятие 4.

                    5

                    5

                    Занятие n.

                    Завершение группового процесса. Подведение итогов работы группы.

                    5

                    Всего

                    30

                    1. Программа тренинговых занятий.

                    Описание упражнений, используемых в тренинге, с указанием цели каждого упражнения, его примерной длительности и рефлексивных вопросов после упражнения.

                    План-макет тренингового занятия (образец)2

                    Цель.

                    Задачи:

                    1.

                    2.

                    3.

                    План занятия

                    0. Обсуждение предыдущего занятия и домашнего задания — … мин.

                    1. Разминочная часть — … мин.

                    2. Основная часть (основное упражнение или серия упражнений) — … мин.

                    3. Снятие напряжения — … мин.

                    ------------------------------------перерыв 10 мин-----------------------------------------------

                    1а. Разминочная часть — … мин.

                    2а. Основная часть (основное упражнение или серия упражнений) — … мин.

                    3а. Снятие напряжения (завершающая часть) — … мин.

                    0а. Обсуждение занятия в целом (последний круг рефлексии); домашнее задание — … мин.

                    9.2. Указания по заполнению карты наблюдения за работой ведущих тренинга

                    «Карта наблюдения» заполняется индивидуально каждым наблюдателем.

                    Если ведущие работали в паре, то Карта заполняется следующим образом:

                    I. Программа — заполняется на пару в целом

                    II. Ведущие — заполняется на каждого ведущего индивидуально

                    III. Групповая динамика — заполняется на пару в целом

                    IV. Общий итог — заполняется на пару в целом

                    Все пункты «Карты наблюдения» заполняются обязательно с примерами.

                    Карта наблюдений за работой ведущих

                    I. Программа

                    1. Четкость целей и задач
                    2. Соответствие подобранных упражнений поставленной цели
                    3. Логичность построения программы, отсутствие внутренних противоречий
                    4. Соблюдения баланса серьезных упражнений и упражнений на разрядку (отдых)
                    5. Завершенность представленного фрагмента

                    II. Ведущие

                    1. Внешний вид
                    • аккуратность
                    • корректность (отсутствие вызывающих деталей)
                    • выбранный стиль (деловой, демократичный, спортивный и т. д.) и его соответствие теме тренинга
                    • цветовая гамма
                    • прическа, аксессуары, макияж, маникюр
                    • сочетаемость одежды ведущих
                    • Невербальные проявления ведущих
                    • когда говорят
                    • когда слушают
                    • во время работы участников
                    • Речь ведущих
                    • грамотность
                    • понятность, четкость (дикция)
                    • темп
                    • громкость
                    • интонированность
                    • слова-паразиты
                    • Взаимодействие в паре
                    • согласованность действий
                    • передача инициативы
                    • активность каждого из ведущих
                    • Активность ведущих, умение удерживать инициативу
                    • Четкость подачи инструкций к упражнениям
                    • Поведение ведущих во время выполнения группой упражнения
                    • Проведение рефлексии — вопросы
                    • вопросы, касающиеся цели упражнения
                    • вопросы, касающиеся цели занятия
                    • вопросы, касающиеся цели тренинга в целом
                    • вопросы, касающиеся личной цели участника
                    • логичность и последовательность задавания вопросов
                    • глубина вопросов
                    • разнообразие вопросов
                    • Проведение рефлексии — эмпатийное слушание
                    • использование невербальных техник
                    • повторения
                    • перефразирование и резюмирование
                    • Подведение итогов
                    • упражнение
                    • блока
                    • занятия в целом

                    III. Групповая динамика

                    1. Активность группы в течение занятия (в т.ч. изменения активности)
                    2. Выделение лидера (-ов), поведение лидера (-ов)
                    3. Наличие группировок и взаимодействия между ними
                    4. Напряженность в группе в целом или между отдельными участниками
                    5. Конфликты
                    6. Фаза групповой динамики, на которой находится группа

                    IV. Общий итог

                    1. Насколько удалось реализовать заявленную цель занятия
                    2. Общая атмосфера тренингового занятия
                    3. Что у ведущих получилось хорошо (удачные моменты)
                    4. Что у ведущих получилось хуже или не получилось совсем (требует улучшения)
                    5. Общие рекомендации по результатам работы ведущих

                    9.3. Вопросы к экзамену по курсу «Психотехники и тренинги

                    1. Понятие «социально-психологический тренинг»; его сходства и отличия от других видов групповой работы.
                    2. История возникновения тренинговых групп.
                    3. Виды тренингов: варианты классификации.
                    4. Основные виды тренингов в зависимости от психотерапевтических школ.
                    5. Основные виды тренингов в зависимости от целей работы.
                    6. Основные методы работы в тренинге.
                    7. Групповая дискуссия как метод групповой работы.
                    8. Ролевая игра как метод групповой работы.
                    9. Основные принципы формирования тренинговой группы.
                    10. Особенности работы с гомогенными и гетерогенными группами.
                    11. Типы поведения участников в группе. Групповые роли.
                    12. Формирование структуры группы.
                    13. Понятие групповой динамики применительно к тренинговой группе.
                    14. Механизмы групповой динамики и их действие в тренинговой группе.
                    15. Фазы развития группы, их особенности (различные подходы).
                    16. Окно «Джогари»: проявления в ходе тренинга.
                    17. Подготовка к началу тренинговой группы.
                    18. Типы тренинговых упражнений и требования к ним.
                    19. Начало новой тренинговой группы.
                    20. Групповые нормы и правила, их влияние на группу.
                    21. Способы разогрева группы.
                    22. Конфликт и его использование в работе с группой.
                    23. Рефлексия, обратная связь и другие элементы групповой работы.
                    24. Причины и профилактика психологических травм в процессе тренинга.
                    25. Причины распада пролонгированной группы.
                    26. Уровни завершения тренинга.
                    27. Проблема выхода из тренинга.
                    28. Последствия «незавершенности гештальтов».
                    29. Функции психотренера в группе.
                    30. Стили руководства группой.
                    31. Необходимые психотренеру личностные качества.
                    32. Перенос на тренинге.
                    33. Гибкость поведения психотренера.
                    34. Профессиональная подготовка ведущего тренинговой группы.

                    9.4. Тесты для самоконтроля

                    1. Термин «тренинг» происходит от английского «training» и имеет ряд значений:

                    1. подготовка, обучение, тренировка
                    2. тренировка, развитие, результат
                    3. обучение, информирование, интерес
                    4. подготовка, проверка, экзамен

                    2. Совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений называется

                    1. деловая игра
                    2. тренинг
                    3. упражнение
                    4. развитие

                    3. Ведущего тренинговой группы называют, как правило, …

                    1. терапевт
                    2. фасилитатор
                    3. тренер
                    4. аниматор

                    4. Способность приводить к запланированным изменениям в психике, возможность изменять содержание и характер протекания психических процессов называется

                    1. психическим потенциалом
                    2. технологичностью воздействия
                    3. психотехническим потенциалом
                    4. направленностью воздействия

                    5. Специально созданные малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (в частности, в развитии самосознания и коммуникативных навыков)

                    1. тренинговые группы
                    2. группы развития
                    3. группы поддержки
                    4. группы обучения

                    6. Любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач

                    1. тренинг
                    2. активные методы группового обучения
                    3. психокоррекция
                    4. дискуссионные методы

                    7. Комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях

                    1. психологическая коррекция
                    2. психотренинг
                    3. психотерапия
                    4. психология

                    8. Направленное психологическое воздействие на конкретные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности

                    1. психологическая коррекция
                    2. психотерапия
                    3. психологическое консультирование
                    4. психологическое обучение

                    9. Групповая дискуссия, ролевые и деловые игры, работа в малых группах, психотехнические приемы и упражнения

                    1. используются во всех формах групповой работы
                    2. используются только в тренинге
                    3. используются только в групповой психотерапии
                    4. используются только в групповом обучении

                    10. Количество участников в тренинговой группе, как правило, …

                    1. 3−10 человек
                    2. 8−15 человек
                    3. 15−30 человек
                    4. не ограничено

                    11. Усвоение и отработка знаний и умений — цель…

                    1. тренинга
                    2. обучения
                    3. групповой психотерапии
                    4. деловых игр

                    12. Формирование коммуникативных навыков; личностное развитие — цель…

                    1. тренинга
                    2. обучения
                    3. групповой психотерапии
                    4. деловых игр

                    13. Оказание лечебного воздействия; поиск и разрешение глубинных внутриличностных конфликтов (психологических проблем) — цель…

                    1. тренинга
                    2. обучения
                    3. групповой психотерапии
                    4. деловых игр

                    14. Их цель — решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать «новую жизнь». Этот тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме

                    1. коррекционный тренинг
                    2. образовательный тренинг
                    3. личностно-развивающий тренинг
                    4. бизнес-тренинг

                    15.Цель этого вида тренингов максимально быстро и эффективно научить человека какому-либо навыку, умению, профессии. Прохождение этого тренинга быстро адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеру

                    1. коррекционный тренинг
                    2. образовательный тренинг
                    3. личностно-развивающий тренинг
                    4. бизнес-тренинг

                    16.Эти тренинги не имеют выраженной конкретной, прагматической направленности. Их цель — выявить индивидуальность человека, слабые и сильные стороны его личности, то, что ему мешает жить и то, что помогает

                    1. коррекционный тренинг
                    2. образовательный тренинг
                    3. личностно-развивающий тренинг
                    4. бизнес-тренинг

                    17.С точки зрения традиционного образова­тельного подхода, это курс повышения квалификации, как правило, очень короткий, насыщенный раз­ными формами и методами занятий, предназначенный для обу­чения сотрудников и руководства компаний. Его цель — помочь человеку или группе людей (например, работникам корпорации) достичь успеха именно в бизнесе и карьере

                    1. коррекционный тренинг
                    2. образовательный тренинг
                    3. личностно-развивающий тренинг
                    4. бизнес-тренинг

                    18. Тренинги, при составление программы которых все строится вокруг одной конкретной коммуникативной проблемы и способов ее решения

                    1. проблемно-ориентированные тренинги
                    2. коррекционные тренинги
                    3. возрастно-ориентированные тренинги
                    4. личностно-развивающие тренинги

                    19. Тренинги, при составлении программы которых ориентируются на конкретную возрастную группу участников, учитываются особенности данного возраста, в том числе содержание и специфика нормативных возрастных кризисов

                    1. проблемно-ориентированные тренинги
                    2. коррекционные тренинги
                    3. возрастно-ориентированные тренинги
                    4. личностно-развивающие тренинги

                    20. Формируют коммуникативные умения и навыки, которые могут быть использованы в любом виде общения, как профессиональном, так и дружеском

                    1. тренинги развития личности
                    2. тренинги общих умений
                    3. тренинги развития группы
                    4. тренинги частных умений

                    21. Формируют узконаправленные навыки и умения, область применения которых чаще всего ограничена одним видом деятельности

                    1. тренинги развития личности
                    2. тренинги общих умений
                    3. тренинги развития группы
                    4. тренинги частных умений

                    22. Направлены на личностный рост, позволяют преодолеть собственные барьеры и ограничения, максимально развить свои способности и возможности

                    1. тренинги развития личности
                    2. тренинги общих умений
                    3. тренинги развития группы
                    4. тренинги частных умений

                    23. Предназначены для реально существующих на протяжении некоторого времени коллективов и организаций

                    1. тренинги развития личности
                    2. тренинги общих умений
                    3. тренинги развития группы
                    4. тренинги частных умений

                    24. Направлены в первую очередь на эмоциональный аспект взаимоотношений в группе, на формирование благоприятного психологического климата в коллективе

                    1. тренинги сплочения
                    2. тренинги командообразования
                    3. тренинги развития корпоративной культуры
                    4. тренинги развития

                    25. Направлены на деловой аспект взаимоотношений в коллективе, на создание команды, способной максимально эффективно достигать поставленной цели

                    1. тренинги сплочения
                    2. тренинги командообразования
                    3. тренинги развития корпоративной культуры
                    4. тренинги развития

                    26. Направлены на формирование и внедрение в сознание сотрудников коллектива элементов корпоративной культуры (общих целей, ценностей, миссии, корпоративных стандартов и т. д.)

                    1. тренинги сплочения
                    2. тренинги командообразования
                    3. тренинги развития корпоративной культуры
                    4. тренинги развития

                    27. При наборе в тренинговую группу выделяют два основных противопоказания

                    1. психические заболевания и низкий интеллект (ниже нормы)
                    2. психические заболевания и беременность
                    3. низкий интеллект выраженные физические дефекты
                    4. беременность и низкий интеллект (ниже нормы)

                    28. Спорные ситуации при включении участника в тренинговую группу, каждая из которых разрешается, исходя из специфики конкретной группы или участника — это…

                    1. ограничения
                    2. противопоказания
                    3. условия
                    4. сомнения

                    29. Группа, все участники которой имеют одинаковые характеристики по каким-либо параметрам

                    1. гомогенная группа
                    2. гетерогенная группа
                    3. экстернальная группа
                    4. интернальная группа

                    30. Группа, участники которой имеют различные характеристики по каким-либо параметрам

                    1. гомогенная группа
                    2. гетерогенная группа
                    3. экстернальная группа
                    4. интернальная группа

                    31. Отличается большей активностью, стремлением организовывать процесс, имеет авторитет в группе, умеет брать ответственность, умение вести за собой.

                    1. ведомый
                    2. сотрудничающий
                    3. отстраняющийся (отвергаемый)
                    4. лидирующий

                    32. Человек, который всегда соглашается с мнением и решением лидера, подстраивает свои цели под цели лидера

                    1. лидирующий
                    2. ведомый
                    3. сотрудничающий
                    4. отстраняющийся (отвергаемый)

                    33. Участник, ориентированный на достижение цели и ради этого готовый к сотрудничеству и кооперации с другими

                    1. сотрудничающий
                    2. лидирующий
                    3. ведомый
                    4. отстраняющийся (отвергаемый)

                    34. Участник, которого отвергает группа (часто он отличается от группы по какому-либо значимому признаку)

                    1. лидирующий
                    2. ведомый
                    3. сотрудничающий
                    4. отстраняющийся (отвергаемый)

                    35. По натуре стремится занять и сохранить ведущую позицию в группе. У него самый высокий в группе социальный рейтинг

                    1. оппозиционер
                    2. лидер
                    3. рядовой член группы
                    4. эксперт

                    36. Должен давать хорошие и умные советы лидеру в различных спорных и сложных ситуациях. За это он особо приближен к лидеру и имеет влияние на него

                    1. лидер
                    2. оппозиционер
                    3. рядовой член группы
                    4. эксперт

                    37. Хочет одного из двух: либо свергнуть лидера, либо иметь неограниченную возможность критиковать лидера и всячески принижать его величие

                    1. лидер
                    2. оппозиционер
                    3. рядовой член группы
                    4. эксперт

                    38. Имеет относительно низкий социальный рейтинг, который зависит от численности группы и общегруппового социального рейтинга

                    1. лидер
                    2. оппозиционер
                    3. рядовой член группы
                    4. эксперт

                    39. Модель формирования стадий малой группы в процессе ее развития — это…

                    1. групповое состояние
                    2. групповая динамика
                    3. групповое решение
                    4. групповые процессы

                    40. Совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности — это…

                    1. групповое состояние
                    2. групповая динамика
                    3. групповое решение
                    4. групповые процессы

                    41. Относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также особенностей их взаимоотношений и взаимодействия — это…

                    1. групповое состояние
                    2. групповая динамика
                    3. групповое решение
                    4. групповые процессы

                    42. Механизмы групповой динамики — это…

                    1. психологический обмен, конфликт, кредит доверия
                    2. конфликт, кредит доверия, кризис
                    3. психологический обмен, распад, кредит доверия
                    4. психологический обмен, конфликт, образование подгрупп

                    43. Обмен между участниками мыслями, чувствами, опытом, стратегиями поведения, эмоциональными стратегиями и т. д. — это

                    1. психологический обмен
                    2. конфликт
                    3. идиосинкразический кредит
                    4. кризис

                    44. Одна из форм разрешения внутригрупповых противоречий

                    1. психологический обмен
                    2. конфликт
                    3. идиосинкразический кредит
                    4. кризис

                    45. Предоставление группой высокостатусным ее членам (в первую очередь лидеру) возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей

                    1. психологический обмен
                    2. конфликт
                    3. кризис
                    4. идиосинкразический кредит

                    46. Фазы группового развития С. Кратохвила: группа встревожена, обеспокоена, зависима; члены группы ждут от ведущего инструкций и указаний — это характеристика фазы…

                    1. целенаправленная деятельность
                    2. ориентация и зависимость
                    3. конфликты и протест
                    4. развитие и сотрудничество

                    47. Фазы группового развития С. Кратохвила: проявляется тенденция к самоутверждению, начинается распределение ролей; часто возникает недовольство как друг другом, так и тренером — это характеристика фазы…

                    1. ориентация и зависимость
                    2. развитие и сотрудничество
                    3. конфликты и протест
                    4. целенаправленная деятельность

                    48. Фазы группового развития С. Кратохвила: снижается эмоциональная напряженность, уменьшаются число и частота конфликтов; появляется потребность в своей принадлежности к группе, актуальным становится чувство ответственности за общие интересы — это характеристика фазы…

                    1. ориентация и зависимость
                    2. развитие и сотрудничество
                    3. конфликты и протест
                    4. целенаправленная деятельность

                    49. Фазы группового развития С. Кратохвила: группа становится рабочим коллективом, зрелой социальной системой; ее члены размышляют, советуются, принимают решения; налаживается положительная обратная связь, повышается ответственность и активность участников — это характеристика фазы…

                    1. ориентация и зависимость
                    2. развитие и сотрудничество
                    3. конфликты и протест
                    4. целенаправленная деятельность

                    50. Для описании процесса взаимодействия и самораскрытия участников в тренинговой группе в процессе ее развития используется модель, получившая название

                    1. «Окно Джогари»
                    2. «Арена самораскрытия»
                    3. «Окно Инграма»
                    4. «Арена Лафта»

                    51. Открытая область или «публичное» я, поведение явное и для себя, и для других — это…

                    1. скрытое
                    1. арена
                    2. неизвестная зона
                    3. слепое пятно

                    52. Закрытая область — то, что видят другие и о чем не знаю я сам (привычки, мимика, жесты, черты характера и т. д.) — это…

                    1. скрытое
                    2. арена
                    3. неизвестная зона
                    4. слепое пятно

                    53. Скрытая область или «частная» жизнь — вещи, скрываемые от других, очень личные чувства, воспоминания — это…

                    1. скрытое
                    2. арена
                    3. неизвестная зона
                    4. слепое пятно

                    54. Незнакомая, непознанная область, закрытая как от себя, так и от других; нераскрытые способности и возможности, неосознаваемые проблемы — это…

                    1. скрытое
                    2. арена
                    3. неизвестная зона
                    4. слепое пятно

                    55. Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения — это…

                    1. психотерапевтическая беседа
                    2. обсуждение
                    3. групповая дискуссия
                    4. групповой процесс

                    56. Форма организации группового взаимодействия, основанная на распределении ролевых позиций между участниками группы в рамках заданного сюжета — это…

                    1. тренинговое упражнение
                    2. групповая дискуссия
                    3. ролевая игра
                    4. групповой процесс

                    57. Требования к тренинговым упражнениям:

                    1. безопасность, валидность, надежность
                    2. безопасность, осмысленность использования, непротиворечивость
                    3. надежность, осмысленность использования, интерес
                    4. интерес, непротиворечивость, надежность

                    58. Первое тренинговое занятие включает в себя ряд обязательных этапов (процедур):

                    1. знакомство, целеполагание, ввод правил, разогрев
                    2. целеполагание, ввод правил, распределение ролей
                    3. знакомство, разогрев и сплочение, конфликт, кризис
                    4. ввод правил, сплочение, распределение ролей, кризис

                    59. Организация процесса осмысления происходящего (своих чувств, эмоций, стратегий поведения) участниками тренинга — это…

                    1. рационализация
                    2. рефлексия
                    3. дискуссия
                    4. обратная связь

                    60. Когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать «курс» в направлении достижения целей, это называется…

                    1. рационализация
                    2. рефлексия
                    3. дискуссия
                    4. обратная связь

                    61. Конфликт на тренинге может быть:

                    1. удачным и неудачным
                    2. конструктивным и неконструктивным
                    3. своевременным и несвоевременным
                    4. позитивным и негативным

                    62. В процессе любого конфликта на тренинге ведущий должен

                    1. четко занимать позицию одной из сторон
                    2. занимать нейтральную по отношению ко всем сторонам
                    3. однозначно высказывать свое мнение
                    4. никак не проявлять свою позицию

                    63. Уровни завершения тренинга (закрытия гештальта):

                    1. мотивационный, когнитивный, поведенческий
                    2. поведенческий, воображение, вербальный, ритуальный
                    3. воображение, фантазии, логика
                    4. вербальный, невербальный, ритуальный

                    64. Реакция на значимые для данного человека события, вызывающая длительные эмоциональные переживания и имеющая длительное психологическое воздействие (длительные негативные последствия) — это

                    1. незавершенный гештальт
                    2. переживание
                    3. психологическая травма
                    4. психическое заболевание

                    65. Стиль руководства тренинговой группой, при котором политика группы вырабатывается на основе направляемых тренером дискуссий и принимаемых в группе решений

                    1. авторитарный
                    2. попустительский
                    3. противоречивый
                    4. демократичный

                    66. Стиль руководства тренинговой группой, при котором существует полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии тренера

                    1. авторитарный
                    2. попустительский
                    3. противоречивый
                    4. демократичный

                    67. Стиль руководства тренинговой группой, при котором все аспекты политики группы определяет тренер

                    1. авторитарный
                    2. попустительский
                    3. противоречивый
                    4. демократичный

                    68. В этой роли тренер принимает активное участие в работе группы, показывая своим поведением пример остальным участникам

                    1. образцовый участник (идеальный партнер)
                    2. эксперт
                    3. аранжировщик
                    4. катализатор

                    69. В этом качестве тренер способствует развитию событий в группе самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и как бы держит перед группой зеркало, в котором ее члены могут наблюдать свое поведение

                    1. образцовый участник (идеальный партнер)
                    2. эксперт
                    3. аранжировщик
                    4. катализатор

                    70. В этой роли тренер старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между участниками и помочь группе в решении ее проблем и в достижении ее целей.

                    1. образцовый участник (идеальный партнер)
                    2. эксперт
                    3. аранжировщик
                    4. катализатор

                    71. В этой роли у тренера есть возможность прокомментировать один или несколько процессов, которые могут происходить как в группе в целом, так и с отдельным участником.

                    1. образцовый участник (идеальный партнер)
                    2. эксперт
                    3. аранжировщик
                    4. катализатор

                    72. Этические принципы работы тренера

                    1. определяются его личными принципами
                    2. четко регламентированы и юридически закреплены
                    3. содержатся в его должностной инструкции
                    4. определяются этическим кодексом поведения психолога

                    Ключи к тестам для самоконтроля

                    1. а

                    1. б
                    1. в
                    1. в
                    1. а
                    1. б
                    1. в
                    1. а
                    1. а
                    1. б
                    1. б
                    1. а
                    1. б
                    1. а
                    1. б
                    1. в
                    1. г
                    1. а
                    1. в
                    1. б
                    1. г
                    1. а
                    1. в
                    1. а
                    1. б
                    1. в
                    1. а
                    1. а
                    1. а
                    1. б
                    1. г
                    1. б
                    1. а
                    1. г
                    1. б
                    1. г
                    1. б
                    1. в
                    1. б
                    1. б
                    1. а
                    1. а
                    1. а
                    1. б
                    1. г
                    1. б
                    1. в
                    1. б
                    1. г
                    1. а
                    1. б
                    1. г
                    1. а
                    1. в
                    1. в
                    1. в
                    1. б
                    1. а
                    1. б
                    1. г
                    1. б
                    1. б
                    1. б
                    1. в
                    1. г
                    1. б
                    1. а
                    1. а
                    1. г
                    1. в
                    1. б
                    1. г

                    10. Образовательные технологии

                    Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами.

                    Все лекционные и лабораторные занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на лабораторных занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках лабораторных занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала. Основным методом проведения лабораторных занятий является тренинг.

                    11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

                    11.1. Основная литература:

                    1. Большаков В.Ю. «Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры». Санкт-Петербург, 1996.
                    2. Вачков И.В. «Основы технологии гуппового тренинга. Психотехники: учебное пособие». М., изд-во «Ось-89», 2005.
                    3. Кочюнас Р. «Психотерапевтическая группа: теория и практика». М., Академический проект, 2000.
                    4. «Психогимнастика в тренинге» /под ред. Хрящевой Н.Ю. СПб, Речь, 2001.
                    5. Рудестам К. «Групповая психотерапия». М., 2007.

                    11.2. Дополнительная литература:

                    1. Андреева Г. М. «Социальная психология». М., 1980.
                    2. Андреева О.С., Дубровина О.И., Лёвкин В.Е.Тренинг сензитивности. Программа и методические указания. Тюмень, 2002. (эл. версия).
                    3. Бедило М.М. 12 Правил. Как не попасть на «плохой» тренинг. 2002. http://antisectik.narod.ru/mat/expertiza/12_pravil.htm
                    4. Бишоп С. «Тренинг ассертивности». СПб, Питер, 2001.
                    5. Бурнард Ф. «Тренинг межличностного взаимодействия». СПб, Питер, 2002.
                    6. Вачков И.В., Дерябо С.Д., Окна в мир тренинга: методологические основы субъектного подхода к групповой работе, СПб, «Речь», 2004 г.,
                    7. Гаек П., Бакаларж Э. «Упражнения психотерапии». «Селен», 1981.
                    8. Грецов А.Г. Классификация упражнений социально-психологического тренинга. http://agretsov.narod.ru/tren3.doc
                    9. Емельянов Ю.Н. «Теоретические и методические основы социально-психологического тренига». Л., изд. ЛГУ, 1983.
                    10. Журавлев Д. В. Классификация видов психологического тренинга.
                    11. «Журнал практического психолога» № 2, 1998 (спец выпуск к юбилею Института тренинга).
                    12. Кеннард Д., Робертс Дж., Уинтер Д. «Групп-аналитическая терапия». СПб, Питер, 2002.
                    13. Корн Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. М. «Техники групповой терапии». СПб, Питер, 2001.
                    14. Кристофер Э., Сми Л. «Тренинг лидерства». СПб, Питер, 2001.
                    15. Ли Д. «Практика группового тренинга». СПб, Питер, 2001.
                    16. Лойшен Ш. «Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир». СПб, Питер, 2001.
                    17. Марасанов Г. И. «Социально-психологический тренинг». М., 1998.
                    18. Магура М.И., Курбатова М.Б., Обучение персонала как конкурентное преимущество, М., «Управление персоналом», 2004 г., с. 92.
                    19. Ментс М. ван «Эффективное использование ролевых игр в тренинге». СпБ, 2001.
                    20. Немеринский О.В. Личностный рост в «психотерапевтической группе». М., 1999.
                    21. Никандров В.В., Антитренинг, или Контуры нравственных и теоретических основ психотренинга, СПб, «Речь», 2003.
                    22. «Практические упражнения по групповой психотерапии и психокоррекции». Омск, 1995.
                    23. Петровская Л.А. «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга». М., 1982.
                    24. Пороцкая Е., Коноров Ф., Рецепт для заказчика, или четыре шага к бизнес-тренингу, в Сб.: Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. А.Ж. Моносовой, СПб, «Речь», 2004.
                    25. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Лабиринт-К, 2003.
                    26. Прутченков А.С. «Социально-психологический тренинг в школе». М., ЭКСМО-Пресс, 2001.
                    27. Руденский Е.В. Социальная психология. Москва-Новосибирск, 2000.
                    28. Рэйс Ф., Смит Б. «500 лучших советов тренеру». СПб, Питер, 2001.
                    29. Сидоренко Е. «Мотивационный тренинг». СПб, Речь, 2001.
                    30. Сидоренко Е.В. «Психодраматический и недирективный подход к групповой работе с людьми» Санкт-Петербург, 1992.
                    31. Смит М.Дж. «Тренинг уверенности в себе». СпБ., 1998.
                    32. Солдатова Г. У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. «Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков». М., 2000.
                    33. Солтицкая Т.А., Тренинг продаж, Изд-во СПбГУ, 2004.
                    34. «Тренинг развития жизненных целей» / под ред. Трошихиной Е.Г. СПб, Речь, 2001.
                    35. Торн К., Маккей Д. «Тренинг. Настольная книга тренера». СПб, Питер, 2001.
                    36. Фопель К. «Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего». М, 2000.
                    37. Фопель К., Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., «Генезис», 2003.
                    38. Фурманов И.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция». Минск, 1996.
                    39. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Основы групповой психотерапии. М., 2004.
                    40. Харин С.С. «Искусство психотренинга» «Заверши свой гештальт». Минск, 1998.
                    41. «Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике» сост. В.Ю.Баскаков. М., 1992.
                    42. Хрящева М.Ю. «Психогимнастика в тренинге». СПб, Речь, 2001.
                    43. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. «Психотренинг: игры и упражнения». М., 1998.
                    44. Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании». М., 1995.
                    45. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. «Онтогенетически-ориентированная психотерапия». Тюмень, 1998.
                    46. Шогорева Е.Ю. Личностные истоки индивидуальных стратегий общения / Дифференциальная психология: проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции (4−6 июля 2004 г.).

                      — Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005.

                    47. Юдин И. «Психотехнологии телесного гипноза». Орел, 1997.
                    48. Ялом И. «Теория и практика групповой психотерапии». СПб, Питер, 2000 (серия «Золотой фонд психотерапии»).

                    12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

                    Мультимедийное оборудование.

                    1 Цель каждого занятия примерно соответствует одной из задач тренинга.

                    2 Пример приводится для занятия длительностью 4 часа с одним перерывом.

                    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

                    Отправить запрос

                    Adblock
                    detector