На протяжении педагогической практики были посещены три занятия по предмету «Психология», проводимые Тарасовой Тамарой Александровной. Данные занятия проходили в форме комбинированных уроков, а так же в форме практических занятий, при этом преподавателем были применены методические приемы, которые использовались мной в дальнейшем для проведения как лекционных, практических занятий, а также для проведения кураторских часов. Среди них можно выделить:
— установление контакта с аудиторией;
— убежденное и эмоциональное изложение материала, в том числе с приведением примеров из жизненных ситуаций;
— контроль грамотности своей речи (например, ударение) и поведением;
— наблюдение за аудиторией и поддержание с ней контакта на протяжении всего занятия;
— активный диалог с аудиторией;
— использование наглядности.
Кроме изложенных выше методических приёмов на практических занятиях использовались также:
— сочетание рассказа или объяснения с демонстрацией на доске;
— проверка домашнего задания;
— оценки знаний, умений и навыков студентов (устный опрос, написание проверочных тестов)
— побуждение учащихся к обратной связи.
Мной были проведены лекционные и практические занятия в группе ИБ-22. Данная группа отличается своей активностью и дисциплинированностью, на протяжении всех уроков, это выражалось в интенсивности, количестве, а так же качестве ответов, которые давали учащиеся. Также хотелось бы отметить то, что учащиеся задавали много вопросов по ходу занятий, и это, по-моему, свидетельствует о том, что у меня, как у преподавателя, получилось у учащихся разбудить интерес к данным темам. На столах всегда лежали конспекты лекций, учащиеся приводили примеры по теме. Не смотря на высокую активность с самого начала занятия, ребятам всегда была необходима эмоциональная разрядка в середине занятия. Я проводил с ними игры для снятия эмоционального напряжения и активизации внимания на продолжения занятия, так же использовал элементы тренингов.
За весь период практики я провел 7 занятий, два из этих занятий стали зачётными. Темы зачётных занятий: «Темперамент», «Овладение методами и приёмами саморегуляции». Это были комбинированные уроки: присутствовала проверка домашнего задания, изложения нового материала, работа по осмыслению нового материала и закрепление знаний на практике. Все проведенные занятия были оценены преподавателем Тарасовой Т.А.
Организация внеклассных занятий по ОБЖ
... общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учащихся и ухудшению отношений учащихся и учителей. Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным ... воспитанник). В 80-90 годы ученые стали рассматривать процессы формирования личности: их протяжение во времени, понимании эффективности процессов становления и саморазвития личности, ее социального ...
При подготовке к занятиям тщательно изучалась литература, осуществлялся подбор материалов для написания плана-конспекта. Данный план-конспект обсуждался с преподавателем, исправлялись неточности, корректировались пробелы. После чего, уже в готовом виде, производилась его оценка и утверждение. Данный алгоритм использовался к подготовке ко всем практическим и лекционным занятиям, благодаря чему их ведение протекало значительно легче и доступнее.
Также на всем протяжении педагогической практики были использованы теоретические идеи, полученные в ходе изучения «методики преподавания психологии». Например, для большего понимания темы использовались определенные методические приемы (мозговой штурм, игра, обсуждение).
Также она использовалась в ходе написания отчетной документации, планов-конспектов и так далее.
В процессе проведения занятий были сформированы следующие профессионально-педагогические умения и навыки:
— умение дифференцировать материал, выделять более необходимое и полезное;
— умение доходчиво, логично, выразительно и эмоционально объяснять новый материал;
— умения и навыки проведения занятий в плане распределения времени, поддержания дисциплины;
— умение вовремя использовать приемы расслабления, релаксации;
— навык ведения практических занятий (использование своего материала, приведение примеров, наглядность и так далее);
— умение составлять план-конспект учебного занятия.
В работы группы с определениями, имеющимися в литературных источниках.">процессе учебной работы я использовал теоретические идеи по педагогике, психологии и методике преподавания, а именно: организация внимания на уроке, эмоциональная разгрузка, построение урока в соответствии со схемой: организационный момент, повторение прошлого материала, изложение нового материала, закрепление полученных навыков на практике.
Опыта проведения занятия в других группах не было в связи с распределением нагрузки в виде часов занятий между студентами – практикантами.
Отношения со всеми учащимися в группе ИБ-22 у меня сложились довольно хорошие, бесконфликтные и даже дружественные. При последующем проведение занятий я учитывал недостатки при первом занятие и стремился их исправить: правильное распределение времени, общение со всеми учащимися, умеренный темп.
В процессе проведения учебных занятий мной были приобретены следующие профессиональные умения и навыки: представление о педагогической профессии, интерес к ученику как к объекту деятельности, умение понимать его потребности и особенности, педагогическая наблюдательность, педагогический такт, а также умение правильной организации занятия, чтобы задействовать в течение занятия как можно большее количество учащихся. Так же развивалось умение контролировать себя в различных ситуациях.
Сотрудничество классного руководителя и учащихся в подготовке ...
... классного руководителя) позволили определить тему курсовой работы: «Сотрудничество классного руководителя и учащихся в подготовке и проведении классных часов». Объект исследования: процесс подготовки ... чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка. .Усвоение детьми знаний, умений и навыков, познавательной и практико-созидательной деятельности. .Формирование классного коллектива ...
Во время прохождения практики было осуществлено посещение пяти занятий проводимых студентами-практикантами. По мере необходимости были даны рекомендации и рефлексия о ходе их практических занятий. Все посещенные и проведенные занятия анализировались совместно с групповым руководителем, преподавателем по предмету, а также с самими студентами-практикантами.
Кроме вышеупомянутой, были посещены и проведены такие формы внеклассной работы как:
— информационные часы;
— проведение тематических мероприятий, посвященных тому или иному празднику;
— посещение и оценка условий проживания в общежитиях;
— игры и тренинги.
Раздел 3. Психолого-педагогическое изучение коллектива
За период прохождения практики было осуществлено психолого-педагогическое изучение учащихся группы ИБ-22. Материал для написания психолого-педагогической характеристики группы был собран в период проведения кураторских часов.
Для изучения личности учащихся были использованы следующие методы и приемы:
– наблюдение за студентом, его поведением в учебном процессе;
– изучение продуктов деятельности студента;
– индивидуальная беседа со студентом;
– социометрия.
По методики социометрии было выявлено, что несколько человек в группе имеют статус «звезды», я могу прокомментировать это тем, что они принимают активное участие в жизни колледжа и группы, а также у них более успешное обучение по сравнению со всеми; нету учащихся, которыйе имеют статус «изолированного», При наблюдение за группой, а также при беседах я не наблюдал «отвержения» учащихся.
Результаты диагностики подробно изложены в психолого-педагогической характеристике группы. Обобщая полученный материал, можно сделать выводы о том, что, даже имея незначительные проблемы, в частности в характере, учащиеся стараются жить позитивно, творчески и гармонично. Каких-либо нарушений в развитии выявлено не было, также не было отмечено существенных проблем в сфере межличностных отношений, в учебной сфере и т.д.
Лучше всего ставить перед ними творческие задачи, при решении которых, могут быть учтены их интересы и склонности. Хорошо, если любое требование будет сопровождаться возможностью выбирать.
Все это нужно учитывать при организации учебной деятельности данных учащихся, а также при налаживании с ними контакта, что будет способствовать реализации и развитию потенциала этих учащихся.
Рекомендации по взаимодействию:
1. Преподавателям:
— создайте спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления;
— сделайте так, чтобы в учении для них было больше увлечения, чем принуждения;
— в перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления;
— повышайте учебную мотивацию: применяйте систему поощрений; используйте нетрадиционные формы работы (например, возможность выбора домашнего задания) и т.д.
— оценка должна быть объективной и аргументированной.
2. Администрации колледжа:
Неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста как педагогическая проблема
... педагогическую проблему; ·Определить типологию неуспеваемости в учебном процессе учащихся младшего школьного возраста; ·Определить факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего школьного возраста; ·Проанализировать практические аспекты работы ... неуспеваемости в психолого-педагогической литературе .1 Характеристика неуспеваемости в учебном процессе В психолого-педагогической литературе понятие ...
— привлекайте учащихся к участию в различных конкурсах, олимпиадах, в которых они смогли бы продемонстрировать свои знания;
— необходимо поощрять за достижения;
— мотивировать перспективой распределения.
3. Родителям:
— проявляйте заинтересованность и помощь;
— развивайте способность слушать, понимать, сопереживать;
— высказывайте свое признание и одобрение;
— поощряйте самостоятельность и целеустремленность.
4. Социально-педагогической и психологической службам:
— сообщить о том, что в колледже существует психологическая служба, рассказать о той помощи, которую там можно получить;
— пригласить к участию в различных волонтерских проектах;
— проводить анкетирование по уровню сплоченности коллектива, отношений в группе.
Раздел 4. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств
По началу прохождения практики очень ощущалась нехватка опыта в ведении занятий. Теоретических знаний оказались недостаточно и требовались не только дополнения, но и обсуждения последующих занятий с преподавателем, а также с куратором группы. Однако присутствовало чувство спокойствия и усталостью. По мере накопления опыта, полученного исходя из ведения занятий, получение рекомендаций и рефлексии, удалось выработать ровное, твердое эмоциональное состояние, выработался навык отдыхать, не отрываясь от занятия. Практика, несомненно, оказала влияние на профессиональное и личностное развитие.