1.1. Выписка из Государственного образовательного стандарта
ДПП.Ф.12 Технологии
Технология формирования интонационной стороны речи
Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.
1.2. Ссылка на типовую программу учебной дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
Дисциплина “Технология формирования интонационной стороны ” предусмотрена для реализации в рамках обучения на факультете педагогики и психологии детства при подготовке учителей-логопедов, для работы с детьми, имеющими разные речевые патологии.
Программа предназначена для 4-го курса (8-й семестр) по специальности 031800 Логопедия.
Изучение данной дисциплины предполагает подготовку студентов по ряду дисциплин, либо их параллельное изучение. Базой для усвоения дисциплины являются знания, полученные в процессе изучения таких дисциплин, как (разделы:
«нарушения голоса», «дизартрия», «дислалия», «заикание», «ринолалия», медицинского цикла. Помимо самостоятельного значения данной дисциплины, она является основой для изучения некоторых разделов «логопедических технологий »и практикумов.
Цели дисциплины:
формирование у студентов умения соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках проблемы с вопросами коррекционной педагогики, а также умений структурно-содержательного моделирования схем и фрагментов обследования произносительной стороны речи, системного анализа его результатов.
Задачи дисциплины:
- актуализировать теорию, привлекаемую в процессе характеристики онтогенеза и механизмов восприятия и воспроизведения интонационных структур, в процессе обследования интонационной сферы и анализа его результатов у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью
- учить отбору и оценке методических средств и приемов исследования, коррекции и компенсации дефектов произношения;
- формировать у студентов рефлексивную деятельность предполагающую овладение действиями самоанализа факторов и условий организации и проведения обследования (фрагментов обследования), разработки занятий по развитию интонационной стороны речи детей с различной патологией;
- организовать целенаправленную практическую деятельность студентов по изучению произносительной стороны речи детей, созданию содержательных и структурных деталей (схем) обследования, анализу его результатов;
- —обеспечить условия для овладения студентами методами коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с речевой патологией;
- предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуальной исследовательской работой, предоставление студентам возможности проведения микроисследований по конкретным темам;
- дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический и консультативный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач
в области коррекционно-развивающей деятельности:
Особенности развития речи детей дошкольного возраста 2
... статистическая обработка результатов. Объект - особенности развития речи детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Предмет - изучение лексической стороны речи детей дошкольного возраста (3 до 7 лет) Задачи: ... развитие речи и словаря; развитие речевого общения (воспитание звуковой культуры ...
- коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;
- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;
- осуществление профилактики речевых нарушений;
в области диагностико-аналитической деятельности:
- проведение обследования голоса и ритмоинтонационной стороны речи у детей с различными речевыми нарушениями;
- проведение психолого-педагогического обследования;
в области учебно-воспитательной деятельности:
- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;
- использование современных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения;
- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;
в области научно-методической деятельности:
- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития;
перечень примерных умений
— создавать модели и разрабатывать протоколы обследования анализировать материалы и обобщать результаты обследования интонационной стороны речи;
— формулировать выводы по результатам обследования;
— осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи у детей с различными формами речевой патологии;
— разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;
владеть навыками:
— составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализа материалов следования;
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины
В процессе изучения данного курса студенты должны знать:
- характеристики интонации в норме, особенно определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;
- характер специфических проявлений нарушений интонации при разных речевых патологиях;
- способы использования разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании навыков интонации, где основная роль принадлежит полному стилю произношения.
Студенты должны уметь:
- Обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи детей с разной речевой патологией;
- Формулировать выводы по результатам обследования;
- Составлять протокол обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации;
- Использовать приемы поэтапного обучения компонентам просодических характеристик речи;
- Разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи
Использовать игровое моделирование ситуации общения и проведение функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях для устойчивого введения навыков полного стиля произношения в речевую коммуникацию детей с разной речевой патологией
1.5. Виды и формы контроля
Курс рассчитан на 18 часов лабораторных занятий; отдельные вопросы.
выносятся для самостоятельной работы;. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде отчётов по самостоятельной работе. Итоговый контроль предполагает рейтинговый учёт выполненных заданий и устный зачет.
1.6. Формы обучения:
Лабораторно-практические занятия, текущая самостоятельная работа, подготовка к тестированию.
Методы обучения: конспектирование, анализ теоретической литературы, практические пробы в овладении необходимыми навыками, дискуссии, решение ситуационных задач.
Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с теоретической литературой по проблемам учебной дисциплины, реферирование литературы, подготовку докладов и сообщений по отдельным вопросам, углубленное изучение отдельных тем, самостоятельное изучение отдельных вопросов.
Раздел 2 содержание дисциплины
2.1. Тематический план учебной дисциплины
№п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
|||
лекции |
лаб.-пр. занятия |
Самост. работа |
всего часов по теме |
||
1 |
Тема 1.Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. |
|
4 |
4 |
8 |
2 |
Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов |
|
4 |
4 |
8 |
3 |
Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. |
|
6 |
6 |
12 |
4 |
Тема 4.Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией. |
|
4
|
4
|
8 |
|
|||||
|
Итого |
|
18 |
18 |
36 |
Содержание разделов дисциплины
Тема 1.Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.
Определение интонации, ее функции, акустические параметры, единицы и элементы интонации. Значение темпоральных элементов и речевого ритма. Определения темпа и ритма речи. Слог как структурный элемент синтагм. Синтагма (законченная мысль) как последовательное объединение ряда слогов в определенном ритме. Понятие о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Характер специфических проявлений нарушений интонации при разных речевых патологиях;
Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов
Создание модели и разработка протоколов обследования, анализ материалов и обобщение результатов обследования интонационной стороны речи.
Формулирование выводов по результатам обследования. Составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализ материалов исследования. Формулирование выводов по результатам обследования
.
Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи. Осуществление и обосновывание выбора методик формирования интонационной стороны речи у детей с различными формами речевой патологии. Разработка индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.
Разработка моделей фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;
Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией. Метод К.С. Станиславского об искусстве овладения темпоритмом движения и речи при подготовке актеров. Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся. Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л.В. Щербы; его особенности, отличие от разговорного стиля, коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения.
Методические приемы: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, речь-дирижирование, полный стиль произношения.
Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из них, специфика обучения. Методические рекомендации.
Первый этап – формирование базовых компонентов мелодико-интонационной стороны речи: речевое дыхание, голосообразование, темпоритмическая организация, паузация. Развитие координации и ритмизации движений, обучение самоконтролю и саморегуляции деятельности.
Второй этап – развитие темпоритмической и мелодико-интонационной стороны речи через разные типы интонационных конструкций.
Третий этап – автоматизация полученных умений и навыков фразовой мелодики, фразового ударения, темпа, паузации, ритма непосредственно в коммуникативной деятельности (Проведение функциональных тренировок).
2.2.Содержание и организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов предполагает ознакомление с теоретической литературой по проблемам учебной дисциплины, реферирование литературы, подготовку докладов и сообщений по отдельным вопросам, углубленное изучение отдельных тем, самостоятельное изучение отдельных вопросов.
В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы
Тема и содержание задания |
Часы |
Тема 1 Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией.
|
4 |
Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов.
|
4 |
Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.
|
6 |
Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.
|
4 |
Итого |
18 |
2.3. Содержание и организация лабораторно-практических занятий
№п/п |
Наименование тем |
ЛПЗ |
1 |
Тема 1 Методическая интерпретация результатов обследования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. Теоретическое знакомство с определениями интонации и просодии, составляющими компонентами. Знакомство с общей характеристикой нарушения интонационной стороны речи у детей с речевой патологией. |
4 |
2 |
Тема 2. Формирование диагностических, методических и прогностических выводов.
|
4 |
3 |
Тема З. Технология разработки индивидуальных и фронтальных программ коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи.
|
6 |
4 |
Тема 4. Планирование содержания и методика проведения коррекционной работы по оформлению интонационной стороны речи детей с речевой патологией.
|
4 |
5 |
Итого |
18 |
Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1. Перечень учебно-методических материалов
Для обеспечения учебной дисциплины на кафедре имеется электронная библиотека, тестовые задания для промежуточного и итогового контроля.